СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
18
27
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
27.12.2013 г.

Дошел до Берлина

Разговор поэта с гражданином для «Новой газеты». Теперь Дмитрий Быков надеется на встречу с Михаилом Ходорковским в Москве.

«Новая газета», Интервью Дмитрия Быкова с Михаилом Ходорковским, 27.12.2013

Как вы понимаете, — сказал Ходорковский, — я свои первые интервью распределял с учетом своих долгов. «Новой газете» я многим обязан. Все уже приехали, а от нее никого. Сегодня собирался звонить Муратову — не обидел ли я вас чем.

— А тут он меня и прислал.

— Да. И в жизни вы примерно вдвое уже, чем на фотографиях.

— Спасибо, Михаил Борисович. Я и так к вам хорошо отношусь.

1

— Я давно хотел спросить, что вы думаете о Суркове?

— Я знаю его с ранней его — и моей — молодости.

— Да ладно, вы старше.

— На год.

— А мне казалось, лет на пять.

— Нет. Когда они с Александром Касьяненко пришли в «Менатеп», мне было двадцать четыре, а им, соответственно, года по двадцать три. И я с первых минут разговора определил, что это очень талантливые люди. Сурков — исключительно одаренный пиарщик, а я за талант могу простить все — ну, почти все. Это сегодня кажется: подумаешь, внедрить лейбл на циферблат часов в программе «Время». А тогда это была революция. Я жалел, когда мне пришлось с Сурковым расстаться, — но пришлось делать выбор, и я его сделал.

— Сурков, как видим, не пропал. Сильно ли он изменился, по-вашему?

— Он остается очень талантливым креативщиком.

— И называет Владимира Путина «белым рыцарем».

— Это логично. Он человек линейно порядочный — то есть предан корпорации, на которую работает. Большего почти ни от кого требовать нельзя.

— Неужели и «Наши» кажутся вам талантливым креативом?

— Разумеется. Это явление яркое, а значит, за ним стоит талант. Иной вопрос, что это за яркость, насколько она притягивает — или, скорей, отталкивает. Мы не всегда знаем, каковы задачи людей, работающих в крупных корпорациях (а сегодняшнее российское правительство и есть крупная корпорация). Иногда они озабочены тимбилдингом или моральным воспитанием молодежи. Иногда — освоением бюджета. А может быть, в их многоходовых комбинациях важно кого-то воспитать от противного, создать предельно отталкивающий образ.

— Вы допускаете, что «Наши» созданы как дурной пример? «Не делай так»?

— Я скорей допустил бы освоение бюджета.

2

— Очень многих разочаровало ваше заявление об отказе от политики.

— Я могу с уверенностью сказать только, что для меня закрыта тема бизнеса — и, соответственно, борьба за активы ЮКОСа — и что приоритетом для меня сейчас является борьба за освобождение моих друзей и коллег. Я не вижу себя в борьбе за власть — прежде всего потому, что во власти надо быть гением интриги, а в этом я понимаю очень мало. В промышленности — значительно больше. Это не значит, что во власти нет и не было профессионалов. Скажем, очень умным человеком я считаю Касьянова. Кудрина, хотя он скорее финансист, нежели промышленник. Естественно, я не жду для себя никаких предложений от нынешней власти — они меня и не интересуют. В остальном ни от какой работы зарекаться не стану.

— Меня не столько интересует вопрос, почему вас отпустили...

— Тем более что я уже много раз признался: у меня нет точного ответа.

— …сколько вопрос о том, почему вас десять лет назад посадили.

— Не знаю, поверите вы или нет, но у меня и тогда не было никаких властных амбиций. Я не видел себя премьером и не собирался бороться за премьерское кресло. Я не планировал никакого захвата парламента, в котором меня столько раз обвиняли. Я финансировал несколько политических партий, потому что парламент рисовался мне местом для политической борьбы. Мне представлялось, что с этой борьбой вполне может справиться профессиональный политик — например, Явлинский. Если бы в парламенте было тридцать процентов оппозиционеров, это была бы вполне адекватная Дума. Не знаю, насколько вы вообще меня представляете, но я во всяком случае не слабоумный, чтобы мечтать о политическом перевороте; и десять лет назад тоже не был слабоумным.

— Но говорили, что вы хотели отдать Западу контроль над российской нефтью...

— Это говорили не только вам, но прежде всего президенту. В аналитических справках, которые ложились ему на стол, эта мысль подчеркивалась. Я, напротив, в это время планировал сделку, которая позволила бы России вместе с Америкой — на чем наши связи заметно укрепились бы — контролировать огромные нефтяные запасы во всем мире. Эта сделка сорвалась из-за жадности или зависти некоторых недальновидных людей — я чувствовал тогда не столько злость, сколько действительно сильную обиду. Ни о какой передаче российской нефти под западный контроль речь не шла вообще. Поверьте мне, я стараюсь в жизни врать как можно меньше.

3

— Сегодня самый страшный жупел — развал страны. Неужели эта угроза реальна?

— В реальность распада СССР тоже никто не верил. Распад происходит не тогда, когда ослабевает вертикаль, — она и сегодня, в условиях, когда все боятся и переваливают ответственность, достаточно слаба. Распад происходит, когда у страны нет модели общего будущего — и тогда различные ее части начинают искать, где лучше. Страны притягиваются к центрам силы. В Краснокаменске я отчетливо видел, что восток России становится все более китайским — не потому, что Китай кого-то завоевывает, а потому, что влияет, заселяет, проникает туда, где слабеет влияние центра. В принципе у России вполне есть возможность продолжать сырьевое существование, хоть и не столь богатое, как в нулевые годы. Население будет беднеть — и все-таки ничего не понимать. Однако в один далеко не прекрасный момент выяснится, что Республика Саха, Дальний Восток или Поволжье существуют в значительной степени сами по себе. Я считаю угрозу распада самой реальной — и самой страшной. Если сохранится нынешняя модель — другой вариант трудно представить.

— Хорошо, каким вам видится место России в мире — кроме сырьевого придатка?

— Ну, есть еще торговля оружием — но это очень узкий сегмент. У России, мне кажется, другой путь. Экономика знаний — так его называют обычно.

— То есть ай-ти?

— Нет. Продавать софт, как выяснилось, невыгодно — он слишком легко воруется. Дело не в ай-ти, потому что мне кажется, что двадцать первый век вообще будет веком борьбы за индивидуальность, против тотального копирования. Вот на вас джинсовый костюм, мы все когда-то о таких мечтали, у людей были вообще унифицированные требования, и серийное производство восторжествовало во всем. Включая культуру. Сегодня модным стало что-то новое — завтра это носят все; сегодня модной стала книжка о мальчике-волшебнике или коде древней секты — завтра все это издают и пишут. Апофеозом этой цивилизации копирования стало появление 3D-принтера. В перспективе он позволит вам немедленно скопировать любую понравившуюся вещь, включая пистолет. Штамповка перестает быть ценной: в сегодняшнем мире платят не за понравившуюся игрушку, которая стоит доллар, а за игрушку, которой ни у кого больше нет. Она будет стоить десять. Начинается эра индивидуального дизайна в одежде — раньше этим занимались маргинальные модельеры, которые шили единственные экземпляры для звезд, а сегодня единственный экземпляр хочется каждому. Тотальное копирование дошло до того, что единственной дорогостоящей вещью становится штучность.

А Россия, как вы знаете, всегда была сильна не серийным, а штучным производством, не массовым, но авторским началом. И потому в идеале распределение населения мне рисуется так (я представляю, какие начнутся аргументы про утопичность, — но востребованность национальной утопии сегодня бесспорна, с антиутопиями можно уже на порог не пускать): десять процентов занято в сельском хозяйстве (до трех, как в Штатах, мы нескоро дойдем), двадцать — в добыче и обработке сырья, двадцать — в так называемом постиндустриальном секторе, то есть производстве услуг, двадцать — в промышленности, десять — в бюджетной сфере, образовании, здравоохранении, на военной службе. И еще двадцать — в той самой экономике знаний, для формирования которой я и вкладывал столько денег — это был безусловный приоритет, — в академию интернет-образования. Добивался от губернаторов, чтобы это появлялось на местах. Сейчас интернет и так развивается хорошими темпами — но надо, чтобы развивались не только социальные сети; чтобы он был главным средством обучения, транслировал лекции, формировал среду. Есть, строго говоря, два способа перетащить двадцать процентов населения страны в этот интеллектуальный, передовой сектор экономики. Первый — именно тотальный образовательный проект, на который брошены лучшие силы и максимальные средства. А второй — вероятно, не наш путь, потому что он слишком жесток. Урбанизация.

— В смысле — превращение двух третей страны в дикое поле? Был такой проект, кажется, в Минрегионе...

— В Канаде это превращение никого не погубило, напротив, привело к резкому росту. Есть полоса городов, и есть север, практически безлюдный: половина площади страны — 70 000 жителей. Канада нам климатически ближе всего, и вообще это не худший образец, — но не думаю, что концентрация населения в городах будет признана популярной мерой. Хотя эта мера спасительна: вам никогда не приходило в голову, почему русская интеллигенция после двадцатых перестала производить смыслы?

— Запугана была, вероятно.

— При Александре III не запугана, при красном терроре не запугана, а после чисток и высылок вдруг сразу запугалась? В стране было, насколько я помню, три главных интеллектуальных центра — беру количество учебных заведений, газет и издательств. Москва, Петербург и Поволжье, причем в Поволжье — Самара, развивавшаяся быстрей, чем Чикаго. Именно эти три центра были разогнаны. Интеллигенция осталась, но до шестидесятых годов (когда ее вновь стали собирать в центрах вроде Новосибирска, Дубны, интернате Колмогорова) смыслов не производила. Почему? А потому что идеи возникают в диалоге, взаимодействии, в высокой концентрации интеллекта. Я по себе знаю — мой случай особенно нагляден, и я этой черты не стыжусь: с умным собеседником умнею, с глупым — глупею. Концентрация населения в городах — залог того, что в этих городах будет биться мысль, будут сталкиваться концепции. Но не знаю, насколько страна готова к тому, что ее основой станет городская цивилизация. Этого здесь никогда не было.

— Подозреваю, что без авторитарных мер вы из болота никого не вытащите...

— Авторитарный лидер на несколько лет, на время создания институтов, — это, боюсь, неизбежно в стране, где по всем опросам две трети населения готовы препоручить власти право на любые решения. Иное дело, что первыми решениями такого лидера должно быть перераспределение колоссальных, избыточных сегодняшних полномочий президента и создание работающих институтов.

— То есть все-таки Ли Куан Ю.

— Почему обязательно? У руководства любой крупной корпорации есть подобный опыт.

4

— А разве не реформа пенитенциарной системы?

— Вот тут я плохой советчик. Я даю советы только там, где реально представляю выходы. А как изменить пенитенциарную систему России, я не знаю. Как справиться с преступностью, как организовать труд на зонах? Я могу подойти и негромко дать совет: нельзя ли все-таки, чтобы не били в ШИЗО? Но там, где сидел я, царил образцовый порядок. Его начинали наводить, как мне рассказывали, за месяц до моего появления. Приезжал генерал лично выбирать для меня рабочее место.

— Над которым висела камера.

— Да, а когда переводили меня — переносили ее.

— Но можно же сделать так, чтобы закон работал? Чтобы правосудие не было обвинительным? Чтобы оно не подменялось произволом?

— Вы не поверите, но закон работает.

— Изумительно слышать это от вас.

— Применительно к семидесяти, а то и восьмидесяти процентам населения. Не работает он — и заменяется произволом — в политических процессах и делах против крупного бизнеса. Они составляют никак не больше одной пятой. А остальное, основное — бытовые преступления, мелкая уголовка и наркомания. Вы знаете, что подавляющее большинство сидящих — наркоманы?

— Или те, кому подбросили...

— Подбрасывают в единичных случаях, если речь опять-таки не идет о политике или бизнесе. Или уж тогда, когда решить проблему законным путем невозможно. Вот вам пример: со мной сидел человек, совершивший порядка семисот квартирных краж. Поймать его ни на чем не могли. Профессионализма не хватало. Он был большим профессионалом, чем полиция. И тогда ему подбросили наркотики. Но остальные наркоманы — банальные любители дури, чрезвычайно распространенной в провинции.

— Что вы почувствовали, узнав, что у вас руки по локоть в крови?

— Я не удивился, удивляет скорей другое. Может, хоть вы мне объясните, почему эта дубинка — организация убийств — так и не была пущена в дело?

— Ну, моя-то версия проста: вас готовят в преемники, преемник может уходить от налогов, но убийцей быть не может.

— А если серьезно?

— Может, там все настолько рассыпалось?

— Рассыпалось там хорошо, потому что убийцы мэра Петухова, например, в процессе расследования поменялись. Были одни фамилии, стали другие. А где же прежние? Исчезли, они оказались не виноваты. На третьем процессе по делу Петухова его жена вдруг вспомнила, будто он ей накануне гибели говорил: «Миша на меня давит». А почему не вспоминала раньше? Боялась, говорит она. Я понимал, что если возникнет дело об убийствах — там могут нарисовать любую улику, любого свидетеля, который скажет что угодно, — тут это проще, чем щелкнуть пальцами. И только одного я не понимаю до сих пор: почему они так на это и не пошли?

5

— Вы допускаете, что вернетесь в Россию?

— Я назвал условие, оно очень простое. Отмена иска, который висит надо мной еще с первого дела. Иначе впустить-то впустят, ну а выпустить...

— С той же вероятностью они могут этот иск сначала отменить, а потом возобновить...

— Нет. Это публичный отказ от собственного решения, а Путин никогда не отыгрывает назад. С его точки зрения, это потеря лица.

— Вы успели соскучиться?

— Я вообще-то русак, как бы странно ни звучало это заявление. Климат, скажем, Карелии для меня оптимален, я люблю Русский Север, мне нравится жить в России. Одно там не нравится — всесилие спецслужб, силовиков вообще. Когда любой их представитель может к тебе вальяжно обратиться: але! предъяви документы! Я не против предъявить документы, но меня раздражает этот тон. Впрочем, и эта проблема разрешима.

— Думаю, если изменится атмосфера в стране...

— Атмосферы мало. Нужна децимация. Увольнение десятой части. Не поможет — еще раз.

— Они тут же пойдут в бандиты.

— Ну, положим, недалеко они уйдут...

— Хорошая интонация. Повеяло девяностыми.

— Кстати, об искоренении коррупции. Искоренить коррупцию невозможно. Но она не должна быть государствообразующим явлением. Тут такая тонкая разница... Одно дело — когда человек берет деньги и за это что-то делает, и совсем другое, когда он делает только то, за что может взять деньги.

6

— Сейчас, когда интернет дал слово каждой ж..., подвиг превратился в серьезную психологическую проблему. Его как бы не для кого совершать: упорствовать — смешно; защищать своих — мафиозно. Нет консенсусного мнения, понимаете, и нет морали, так что любой подвижник выглядит прежде всего шутом...

— Этой проблемы для меня нет. Мне радикально безразлично мнение людей, которых я ни во что не ставлю. Я умею от него абстрагироваться в принципе. И напротив — для меня радикально важно мнение людей, которые для меня что-то значат. Я знаю, что Ахеджаковой оборвали телефон после того, как я ее назвал в числе этих людей. Ну, пусть она меня простит.

— Вы не можете не понимать, что одна из драм здешней истории — соотношение между человеком и его социальной ролью. Иногда человек и не думает о политике, власти или моральном авторитете — а ниша втягивает его...

— Я это знаю. (Пауза.) Знаю.

7

И коротко от автора.

Встреча с Ходорковским не то чтобы вернула мне надежду — я ее не терял, — но многократно ее усилила. Я увидел человека, который знает, что делать, и способен наслаждаться самим процессом решения масштабной задачи.

Чем бы он ни занимался, этот дух азарта, знания и активности будет ему сопутствовать, и значит, всех этих вещей в нашей жизни прибавится.

«Смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою» — сказано у Бродского о русском героизме.

Полдела сделано: Ходорковский дошел до Берлина.

Осталось дождаться такой же встречи в Москве.




Комментарии
Grach | Андрей | 27.12.2013 15:13
Приятно слушать разговор двух умных и талантливых людей.
marinamukhina | Марина | 27.12.2013 15:16
Дмитрий, спасибо
Buna | Анастасия | 27.12.2013 15:20
Спасибо Дмитрию Быкову и Михаилу Ходорковскому за интересное интервью,
оно действительно усилило надежду, прибавило сил и оптимизма, его конечно было не мало, но как мне кажется, у нашей страны появились реальные перспективы на светлое будущее!
pifiya_kassandra | Галина из Петербурга | 27.12.2013 15:23
Это, пожалуй, самое интересное и информативное интервью, раскрывающее перед нами новые грани личности Михаила Борисовича. Хотя порой мне казалось, что он чрезмерно оптимистичен...
"Как вы понимаете, — сказал Ходорковский, — я свои первые интервью распределял с учетом своих долгов. «Новой газете» я многим обязан. Все уже приехали, а от нее никого. Сегодня собирался звонить Муратову — не обидел ли я вас чем".
Я понимаю, что у Михаила Борисовича длинный список тех, у кого он считает себя в долгу.
Но очень надеюсь, что его Пресс-центр, хотя бы 143 номер в этой очереди занимает.
Было бы очень здорово, чтобы он пообещал, что ответит и на некоторые наши вопросы, хотя бы через 2-3 месяца. А мы, со своей стороны, должны пообещать, что вопросы будут интересные и изложены лаконично.
Alenka | Елена | 27.12.2013 18:55
Еще раз очень хочется сказать огромное спасибо Пресс-центру. Такое нужное дело люди делали и делают теперь. Я, например, новости ЮКОСовские узнаю только, приходя на этот сайт. Думаю, многие другие тоже. Присоединяюсь к мнению Галины. Ребята из Пресс-центра, призываю Вас быть поактивнее, Вы больше, чем другие, достойны встречи с Ходорковким. Убеждена, что Ваши вопросы будут чрезвычайно интересными. Ждем именно Вашего интервью с Михаилом Борисовичем. Удачи Вам и большая-большая благодарность от рядовых читателей.
svetilsa | Светлана | 29.12.2013 19:45
Сайту огромная благодарность! С наступающим Новым годом! Успехов, удачи, интересной информации для всех почитателей!
Yuriy51 | Yuriy | 27.12.2013 15:52
Не надо торопиться, Михаил. Осмотритесь, поразмыслите на воле...
eduard123321 | Эдуард | 27.12.2013 16:02
ДМИТРИЙ БЫКОВ --талантище !!! Поэтому с таким интересом читается его интервью с ХОДОРКОВСКИМ не менее
талантливым. Спасибо огромное обоим. С НОВЫМ ГОДОМ ВАС и отличного здоровья
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.12.2013 16:32
В каждом интервью Михаил Борисович являет нам новую грань своей личности. В ЭТОМ поразило начало "разговора поэта со вчерашним зэком":
"Как вы понимаете, — сказал Ходорковский, — я свои первые интервью распределял с учетом своих долгов. «Новой газете» я многим обязан. Все уже приехали, а от нее никого. Сегодня собирался звонить Муратову — не обидел ли я вас чем".
Поразительная цепкость памяти и поразительная благодарность человека, не очерствевшего душой в аду! Здорово!
varvara | АллаПетровна Пугачёва. | 27.12.2013 19:12
Я смотрела первую пресс-конференцию МБХ в прямой трансляции на Дожде
(у нас в это время была ночь,не спала, дождалась!!)
Первые впечатления : МБ стал добрее, мягче,
как хорошо, что не стал "графом-монте-кристо"
но. (УВЕРЕНА!!)ВВП , глядя и слушая, должен был скрежетать зубами от ярости и зависти:
такое внимание ему и не снилось.
И по этому поводу тоже
УРА,УРА.
Вот такая, ненавязчивая, достойная месть мне по душе.
,
anna_k | Анна | 28.12.2013 01:51
и мне)))
lavsel | Сергей | 27.12.2013 20:25
Это верно, "Новая газета", - это тот постоянный информатор о всех знаковых событиях, которые власть хотела бы провести втихаря, без лишней огласки.
И среди таких событий, на первом месте, несомненно, - суд над М.Ходорковским и П.Лебедевым.
Каждое судебное заседание было под неусыпным контролем журналистов "Новой".
Как же было "неуютно" прокурорским чинушам, наряженным в свои "баклажанные" униформы с полковничьими погонами, под таким "гражданским надзором"...
Уверен, что в застеклённом "аквариуме" Михаил и Платон постоянно ощущали поддержку, исходящую от посетителей зала №7 Хамсуда.
Они понимали, что все беззакония, вытворяемые судьёй и обвинителями, найдут отражение не только в репликах и заявлениях защиты, но и в "репортажах из зала суда".
И огромное спасибо Дмитрию Муратову, Вере Челищевой, Дмитрию Быкову, Эльвире Горюхиной...
Благодаря им, в огромной степени, мир всегда знал о "подвигах" прохиндеев, преследовавших бывших владельцев "ЮКОСа".
Кстати, именно с Хамсуда, на мой взгляд, стартовала изумительная серия "Гражданин-Поэт" Дмитрия Быкова. Это был настоящий "гимн"...Наталье Васильевой, секретаря Хамсуда, отказавшейся "жить во лжи" данилкинского судилища!!!

Спасибо тебе, "Новая"!!!
Сергей Львович
Nymos | Алексей | 27.12.2013 16:51
Имеет смысл, время от времени, принципы, составляющие основу мировоззрения переводить в сферу критического осмысления.

Каковы причины, приводящие к сегментации территории обитания. Почему так «мелко» поделена территория Европы, Ближнего и Среднего Востока – те земли, где люди живут исторически продолжительное время. Историческое ли это наследие, или же существуют современные объективные причины для такого деления.

Оглядываясь на историю России, невозможно отрицать, что проблема её территориальной целостности всегда решалась силовым путем. И не только на этапе присоединения (завоевания) территорий, но и в период их адаптации и последующего существования в составе единого государства.

В экономической сфере, модель донорно-дотационная, практически ингибирует развитие производительных сил и отношений, локализованных территориально. Причем это относится как к территориям донорам, так и к тем, которые дотируются.

Далее. Внутренняя миграция, возникшая в последние десятилетия, показала, что де-факто национальный вопрос в стране никогда не решался. Население, которое прежде было жестко закреплено внутри своего региона, не готово воспринимать приезжих, особенно этнически не близких.

Можно и далее множить перечень наблюдаемых явлений. Все они указывают на существование теоретической проблемы:

Является ли стремление к раздельному проживанию людей объективной потребностью, противодействие которой деформирует организационную структуру власти унитарного государства, превращающего его, начиная с определенных масштабов территории, в диктатуру.
varvara | АллаПетровна Пугачёва. | 27.12.2013 19:01
Надеюсь, МБ не заметит этот пречень вопросов
и не даст втянуть себя в философские дебри ...
уж простите, ув.Алексей,не первостепенных тем.
Миль пардон, мон ами....
Nymos | Алексей | 28.12.2013 14:42
В Вашем лице, хочу поздравить всех жителей Луны, особенно «темной» её стороны, с наступлением нового витка Драконического цикла.
Avec un nouveau bonheur, mon amour.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 29.12.2013 12:39
Алексей, что в Вашем понимании означает "объективная потребность" и кто (или что) является гарантом объективности?
Nymos | Алексей | 29.12.2013 17:53
Я не вкладываю в понятие «объективность», ни каких дополнительных смыслов. Имеются в виду процессы, не зависящие от воли отдельных индивидов. Всё, что повторяется в независимости от этнического состава населения, климатических условий территории, исторической эпохи – это объективные явления. Свидетельством (гарантом) объективности является повторяемость, как основа выживания социума и возможности его прогресса.
Ceterum autem censeo Putinismus esse delendam.
fatall_error | Svetlana | 27.12.2013 17:11
с начала второго дела почти ежедневно была на этом сайте. До сих пор не покидает ощущение нереальности: свободен ! СВОБОДЕН !!!
marie | валентина | 27.12.2013 17:13
ВСЕ ПРАВИЛЬНО.ОСТАЛОСЬ ДОЖДАТЬСЯ В МОСКВЕ.
akk67 | Asya | 27.12.2013 17:43
Далась Быкову эта сталинская Москва. Зачем в неё возвращаться, чтобы снова сесть или случайно попасть в аварию?
ype1957 | петр | 27.12.2013 18:32
Хочу задать вопрос "в духе" интервью и адресовать его МБХ лично.

Мой вопрос:

-Уважаемый Михаил,что вы планируете делать с вашим участием в совместном проекте с Натаниэлем Чарльзом Джейкобом Ротшильдом под названием МОО «Открытая Россия» ?
varvara | АллаПетровна Пугачёва. | 27.12.2013 18:54
Какой восторг, какое наслаждение,
тихонько, сидя в уголке, подслушивать
разговор двух умнейших!
А потом иметь возможность ещё -и-ещё раз смаковать каждое слово...
Какой восторг, какая радость - МБХ СВОБОДЕН!
Я поздравляю всех нас с этим событием:
мы мечтали, мы ждали, мы надеялись
и
ДОЖДАЛИСЬ! УРА!!

Но теперь мы взваливаем на плечи МБХ груз своих надежд, своих ожиданий
\и этот груз велик.....
Что легче : 10 прошедших лет
или этот груз наших надежд?
Вот то чём мне хотелось бы спросить Михалборисыча...
akmelung | Сергей | 27.12.2013 19:41
Воля – это ещё не свобода…

(Из цикла “Письма русского человека.”)

1.

В принципе, не моё это дело… И люди не моего круга, и мысли не те… Разные социальные миры!.. Но, испытывая чувство неприятной неловкости, таки ввяжусь в это дело и, пока радетелями свободы слова будет позволено, буду излагать свою точку зрения. Не намерен спорить или кому-то что-то доказывать. Хочу лишь высказать свой взгляд на проблему… да даже… не то, чтобы “хочу”… точнее, делаю это из чувства долга перед самим собой – исполню и успокоюсь. Всё остальное мне уже не интересно, не говоря уже о том, что это “всё” от меня, что понятно, абсолютно и совершенно не зависит.

Любопытное занятие – виртуальное общение нищего с миллиардерами… Забавное это дело… Я, вот, много чего в своё время наговорил в ЖЖ у М. Прохорова. Порой грубил, говоря об антагонизме в душах между нищетой материальной и нищетой духовной… Он, правда, свой журнал и не читает, но я свой долг исполнил. Была у меня маленькая и слабая надежда… но очень быстро стало ясно, что политик из М. Прохорова не получится и цена его партии – 3%.

Фигура М. Ходорковского более интересна и любопытна . Главный вопрос: что может или должен и чего не может сделать М. Ходорковский на пользу России? – У каждого, понятно, здесь своё собственное мнение. И мнения эти весьма разнятся. Но общей точкой соприкосновения разных оценок для адекватных людей может быть мысль о том, что человек, с таким уровнем интеллектуального потенциала, может и должен быть полезен России. Тут не в позициях даже дело – за державу обидно. Во все времена таких людей не так много… Тем более, это справедливо для периодов интеллектуальной и нравственной деградации общества, в коем мы сейчас и обитаем.

В чём политический смысл ситуации? И о чём политический спор? – В этом переходе М. Ходорковского из зоны заключения физического тела в зону заключения для ума и духа. Находясь в тюрьме, Ходорковский сохранял свободу духа и зависел, в большей мере физически, только от тюремного начальства. Выйдя на волю, М. Ходорковский обрёл свободу передвижения для тела, но попал в зону мощной мировоззренческой зависимости от внешнего мира. Он попал под пресс зависимости от множество людей, представляющих различные интересы или интересы различных политических сил. Многие намерены навязать ему определённую мировоззренческую позицию или, выгодную для них, политическую позу. К тому же, теперь он утратил роль политической жертвы и стал ещё одной политической фигурой, а, стало быть, уже расценивается как политический конкурент. А конкуренция всегда ведётся любыми средствами… Понятно, что М. Ходорковский, как и всякая личность такого масштаба, уверен в своей идеологической и политической самостоятельности. Но насколько такая уверенность обоснована, может показать только сама жизнь – не так просто исполнить все свои обязанности, отдать долги, угодить друзьям и при этом остаться самим собой.

И, вот, в этом споре о предназначенной или предписанной роли М. Ходорковского в политической жизни России и вижу нужду поучаствовать. Возможности мои, разумеется, ограничены, но постараюсь, по крайней мере, “накапать на мозги” уж если и не самому Ходорковскому, то хотя бы его единомышленникам и соратникам… Занятие сие, возможно, бесполезное и бесплодное… но уж такая у меня роль…

Разумеется, М. Ходорковскому нужно время, чтобы освоиться в своей новой роли и в новом этапе жизни. Мне представляется, что процесс переосмысления мог бы проходить в такой последовательности. -

1. Семейные дела и проблемы. Это – самое важное. Всё иное второстепенно.

2. Дела финансовые – разобраться и определиться с возможностями.

3. Осознать ту политическую роль и функции, которые определены и предписаны Западом и друзьями-коллегами, ныне проживающими за пределами РФ.

4. Осмыслить идеологию антипутинских сил и понять ту политическую роль, которую навязывает и предписывает оппозиция в самой России.

5. Задуматься над вопросом о том, какую политическую роль теперь должен играть М. Ходорковский по замыслу В. Путина.

6. Обдумать возможность, приемлемость или допустимость определённого мировоззренческого “самоопределения” в сложившихся жизненных обстоятельствах.

7. Выбрать вариант политической деятельности, приемлемый для безопасного, но вынужденного пребывания за пределами РФ.
vidi | Татьяна | 28.12.2013 08:23
Сергей, Вы молодец изложили точно и четко, мой респект и солидарность.
novenkii | Novenkii | 29.12.2013 11:43
Все это тривиально. Нп самом деле все делается параллельно. И самое главное не это. Во главу угла немедленно встанет вопрос изложения на бумаге всего что было. Просто для того, чтобы избавиться от прошлого груза. Проверено: пока это не слелаешь, он будет возвращаться, давить и мешать идти дальше.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 29.12.2013 17:02
А какой из 7 пунктов включает помощь Платону Леонидовичу и Алексею Владимировичу? Или Вы не видите никакой пользы России от их освобождения?
Secret | Рамин | 05.01.2014 01:21
Сейчас МБХ наверное пытаются выставить трусом! Или предателем "врагом народа" и то что он просто депортирован, не знают! Что в России требуют с него огромные деньги помимо тех, которые уже "отжали". Это опять же мое видение ситуации, я не утверждаю что все именно так, я предполагаю и размышляю! Кто не согласен напишите свои версии, кем сейчас хотят выставить МБХ в толпе?! Ведь толпа уже не способна мыслить, накормленные СМИ!
kurnavka | Любовь | 27.12.2013 20:00
Так хочется, чтобы и Михаил Ходорковский, и Дмитрий Быков жили долго... И дарили нам поистине бесценные подарки - надежды. Или иллюзию надежд...
SergeyK | Сергей | 27.12.2013 21:48
Создание институтов?

ок - этого не достаточно, выяснили как раз, за последние десять лет очень неплохо:
The Limits of Institutional Reform in Development: Changing Rules for Realistic Solutions by Matt Andrews
туда же

One Economics, Many Recipes: Globalization, Institutions, and Economic Growth
Dani Rodrik

это не в тему 'посоветовать', а в тему - не надо явно протухшее нам предлагать.
rjhtif2009 | Иван | 27.12.2013 21:53
Михаил и так был профессионалом, за годы заключения овладел дополнительными аналитическими познаниями, но в то же время нельзя забывать, что говорить, находясь за пределами РФ, не есть разговор в самой РФ, ибо РФ не есть Россия, а Россия не есть РФ, поскольку Россия это 80%, а РФ всего 20, 19 из которых пытаются набить себе карман, а 1 наслаждается данным процессом, при этом восхищаясь царством которого нет. Ну вроде того как тот алкаш без бутылки, зашел в дорогой винный магазин и глазами опохмелился, а выходить не хочет потому что там серые будни похмелья. Поэтому более важный вопрос куда Михаил не хочет вернуться, в Россию или в РФ? Но исходя из того, что "алкаши" готовы лизать ботинки богатым господам за то, чтобы обычный охранник их не выгнал из магазина, в скором будущем от РФ ничего не останется, поскольку оставшийся в живых последний алкаш будет готов продать Россию не за то чтобы его оставили в этом дорогом магазине, а уже за то, чтобы ему дали хотя бы полизать ботинки господ. А при таких развития событий невольно вспоминаются слова из кинофильма; "Я мзду не беру - за Державу обидно"
Dharia | Мария Лурье | 27.12.2013 22:37
Очень хорошие идеи.

Известный феномен, что в условиях конфликта, трений и невзгод, получаются талантливые и необычные люди, поэтому в городах обычно есть как и очень хорошие люди, так и очень плохие. Это закон взаимо-порождения и взаимо-уничтожения. В условиях гонений рождались талантливые поэты, литераторы и другие выдающиеся люди.

На счёт коррупции, мне кажется удивительным что люди упускают самый важный фактор, а только пытаются решить проблему исходя из самой проблемы, а не корня проблемы. Корень находится в упадке нравственности. Когда нравственность находится в упадке, нет смысла создавать новые законы (а они всё время создаются), потому что люди всё равно их будут обходить. В итоге эти же законы, которые создаются из-за зависти, чтобы управлять людьми, загоняют всех людей в клетку, включая тех, кто их создавал. Желающий наказать другого, в итоге становится сам наказуемым. Это закон. Коррупция, как и все другие социальные проблемы может решится только повышением нравственности людей.

Улучшение сферы образования, как говорит Михаил Борисович, очень актуальная и важная тема, но образование не только, как что то построить или произвести, а как быть нравственным человеком, потому что нравственный человек, он и в тюрьме им будет оставаться и изменять среду своим присутствием, а безнравственный способен уничтожить всё вокруг себя.

Спасибо Вам большое за интервью.
petriv | Петр Иванович | 28.12.2013 16:43
Удивительно, что такой очевидный вывод (по-поводу нравственности) не очевиден для большинства.
tatyana777 | Татьяна | 27.12.2013 23:45
Можно ли пообщаться лично с МБХ? Он уже есть в соцсетях?
COO8TAY | Саяна | 28.12.2013 00:53
У МБХ чувствуется Запал Энергетики для решения всех назревших вопросов в России!
akmelung | Сергей | 28.12.2013 01:04
2.

Самый интересный вопрос: зачем, почему и почему именно сейчас М. Ходорковский вышел на свободу? – Здесь, вслед за самим Ходорковским, можно ответить: не знаю! – Это – правильный ответ. Но всем, ведь, хочется предположений или фантазий… Не удержусь и я от политического фантазирования. Вот, не верю я в то, что решение принималось Путиным под давлением или по инициативе, скажем, со стороны германских политиков. Все эти давления или инициативы были и до этого. Путин решает сам и решал, исходя из собственных соображений. – Почему сейчас? – Игры в Сочи? Отказы на посещение Олимпиады? – Возможно. – А возможно и нет… Причин может быть множество. Не буду здесь про “ночные страхи” и “перепуганность” Путина перед оппозицией или мировым сообществом – об этом проникновенно говорят другие. Но реальным, например, может быть вариант компромисса, когда освобождение увязывается с ослаблением давления ЕС на Украину через позицию Германии.

Но вполне возможно, что В. Путин просто решил избавиться от постоянных угрызений совести и снять грех с души. С возрастом человек, знаете ли, становится сентиментальным, а неумолимо приближающаяся “встреча с Богом” подталкивает к замаливанию грехов… так… на всякий случай! – Тем, кому не нравится этот вариант, могу предложить иной: В. Путин освободил М. Ходорковского и вытолкал его за пределы РФ исключительно для того, чтобы М. Ходорковский смог повторить судьбу Б. Березовского.

Возможно ли, что В. Путина мучают угрызения совести? – Почему, нет? – Только ВЫ – люди, а он нет?! – В политике, как и в бизнесе, царят суровые законы. Как говорят умные люди, в политике не бывает правильных или не правильных решений – есть только вынужденные решения. С политической точки зрения, решение по М. Ходорковскому, возможно, и было таковым. Насколько оно было обосновано с правовой точки зрения – вопрос иной и вопрос для юристов. А теперь… иная ситуация и оценка у Путина уже может быть иной. – А с нравственной точки зрения… здесь, ведь, тоже… если ввязываешься в драку, будь готов ко всему… Ходорковский знал, на что шёл… впрочем, он-то сам на судьбу и не жалуется, что демонстрирует силу и устойчивость характера.

Подлинные причины знает только сам В. Путин, но он никогда об этом не расскажет. Ежели представить себя на месте Путина, чем бы я руководствовался? – В том, что Ходорковский или другие находятся за решёткой, опасности не было. Опасность же в том, что не в оппозиции, а в глубинах общества всё более массовым становится раздражение: почему люди по сомнительным обвинениям сидят в тюрьмах, а люди из ближайшего окружения Путина, при абсолютной ясности их вины, в эти тюрьмы, ну, никак не попадают? – Это двусмысленное отношение к Сердюкову и его кампании выглядит уже просто вызывающе. Всем понятно, что “своих” садить не хочется, да и опасно для других, которые тоже “свои”. – Можно сказать, что это мелочь, но воздействие этой “мелочи” на массы людей гораздо более продуктивно, чем все “марши миллионов”. Власть всё больше утрачивает доверие и авторитет, а “на местах”, взирая на верха, чиновники начинают вести себя всё более нагло. А, между тем, экономическая ситуация не блестяща и ситуация, в таком случае, может поддерживаться только через авторитетность власти. – А, вот, если провести амнистию, освободить Ходорковского, продемонстрировать приверженность к милосердию… интервью Ходорковского… а потом ещё и Олимпиада… месяц, другой, третий… Возможно, из внимания общества и выпадет этот нервный интерес к делу Сердюкова.

Трактовать действия В. Путина можно по-разному. Крики об усилении репрессий, о “кровавом режиме”, о расправах над оппозицией – лишь одна из возможных точек зрения. У меня иной взгляд – во всём поведении Путина просматривается провокация, подстёгивающая порождение какой-нибудь реальной оппозиционной силы. - “Идите ко мне, бандерлоги!” – Не идут! – Идти некому! – Безжизненная пустыня - без людей, без идей, без лидеров! – И сам В. Путин – полководец без политического войска. Без авторитетной партии, без организованного давления социальных слоёв, принуждающих и оправдывающих необходимость определённых политических действий. А, между тем, развитие замедляется, доверие к власти падает, голосующих за ЕР всё меньше и только 30-40% приходят на выборы… И депутаты Госдумы думающие только о своих собственных интересах… Путину нужна оппозиция. Нужны идеи. Нужны лидеры. – А нету! – Есть Удальцовы, прыгающие в фонтаны. Есть девицы, пляшущие в храмах. Есть А. Навальный, угрожающий “маленькому трусливому шакалу” незамедлительным штурмом Кремля. Есть Немцовы, Каспаровы и другие, по словам М. Ходорковского, “умные люди”, размазывающие слёзы и сопли от обиды на “путинский режим”. – И все эти толпы комментаторов, кричащие о тупости и трусости В. Путина… Что же вы, такие умные и смелые, ничего не умеете и ничего не можете?! – И почему “тупой” и “трусливый” может чинить над вами, такими умными и смелыми, свой “кровавый режим”?! Почему партии, этих умно-смелых, не набирают более трёх-пяти процентов на выборах?!

И что остаётся… Вот и достал В. Путин из “запасника” свой последний оппозиционный козырь – М. Ходорковского. И взирает теперь на него из Кремля: ну, а ты… ты-то, хоть что-нибудь можешь?!
kurnavka | Любовь | 28.12.2013 12:18
На Востоке говорят: золото, даже падая на землю, остаётся золотом. Это я о Ходорковском. Мне кажется, Вы слегка идеализируете Путина. Бывших чекистов не бывает, как ни банально это звучит. А чекист не может быть Человеком по определению. Неужели непонятно, что он играет со страной, с людьми (в массе своей, процентов на 80, действительно бандерлогами). Этакие психологические игры на грани фола. Он забавляется, возомнив себя богом в отдельно взятой стране. Он ведь почти в открытую смеётся над нами, это видно по лицу. Не видят многие. Зомбированы (кстати, не исключено, 25-й кадр на ТВ и т.п.)? Но, скорее, просто его менталитет идентичен менталитету большинства.
IPIvliev | Дмитрий | 28.12.2013 13:18
Интересная идея.
lavsel | Сергей | 28.12.2013 14:34
Всё очень похоже на правду...
Только вы почему-то полагаете, что и Путин, и все виды оппозиции, и даже Ходорковский, действуют в одинаковых условиях, имеют "равные возможности" для высказывания своих точек зрения, доведения их до всей страны.
Из вашего текста совершенно не видно, что и все массовые СМИ (телевидение - прежде всего), и все Суды, абсолютно все силовые структуры, все губернаторы (и пр. органы управления) действуют исключительно на одной стороне.
Они, словно на штык, "наколоты" на ту самую вертикаль власти, на которой своего мнения , отличного от этого штыка, быть не может. Просто, по определению!!!
В этом и кроется ответ на ваше ехидное:
..."Что же вы, такие умные и смелые, ничего не умеете и ничего не можете?! – И почему “тупой” и “трусливый” может чинить над вами, такими умными и смелыми, свой “кровавый режим”?! Почему партии, этих умно-смелых, не набирают более трёх-пяти процентов на выборах?!..."
Вспомните, уважаемый Сергей, история владычества КПСС начала свой закат именно с объявления широкой "гласности"...Когда на ТВ начали появляться новые, ранее запрещённые, лица...
С.Л.
Grrub | Grrub | 28.12.2013 14:47
Угу. И возникает следующий вопрос, как бы это сделать так, чтобы люди поумнели, чтобы перестали верить бездумно всему, что им преподносят с экранов и страниц? Чтобы кончили, наконец, верить в простые объяснения сложных проблем и в простые ответы на трудные вопросы? И мы вспомним, что именно с этого начал свою общественную деятельность Михаил Борисович -- с компьютеризации школ, с "Открытой России"... А власти не нужен мыслящий народ, им нужен народ управляемый. И следующий вопрос, чем провинился Ходорковский получает еще один ответ, коих, как мы знаем, несколько.
vidi | Татьяна | 30.12.2013 10:02
Мрачновато и грубовато, Сергей, здесь во многом не согласна.
anna_k | Анна | 28.12.2013 01:50
Спасибо.Дмитрий!!!!
Veronika_Dremina | Veronika Dremina | 28.12.2013 13:04
Добрый день!
Хотела бы поделиться своей идеей с читателями прессцентра, может быть кому-нибудь пригодится. Я уже не раз писала здесь, что слова и идеи МБХ положительно влияют на мою жизнь! Очень часто слова Михаила Борисовича выражают и мое мнение относительно чего-либо или кого-либо, но только МБХ формулирует свои мысли вслух точно и лаконично, ничего лишнего. Например, Путин — идеальная фигура лидера застоя. Я бы не смогла так точно и коротко охарактеризовать мое мнение о "Паутине". Но, думаю о нем я точно так. Только хаоса в моей голове на порядок больше, чем у Михаила Борисовича. Поэтому каждое его предложение впитываю как глоток свежего воздуха. Через его слова в интервью учусь формировать в себе те качества (положительные) которых или вообще нет, или слабо развиты!
Mariacat | Мария | 28.12.2013 14:19
Так много уже было сказано слов поддержки и выражено всеобщей радости. К ним я так же присоединяюсь, но мне так искренне и от всей души хочется порадоваться, увидев фото со счастливым семейством вместе. Михаил Борисович с женой, детками, родителями. Вот прям очень хочется.
Anita | Valentina | 30.12.2013 10:18
Думаю, всем нам очень хочется, правда! Надеюсь, к Н. Году увидим!
Canadafinancegroup | ALEXANDER | 28.12.2013 19:16
Zdrastvyite MIkhael pozdravlyu vas u vashex rodnim shto nakonesto vi na svobode. s yvajeniem ALEXANDER (CANADA Toronto)
Sole | Юлия | 28.12.2013 19:47
Вы, Михаил Ходорковский дойдете и до августейшей Перуджи дойдете и до Рима. Мы вас поддержим.
Olgica | Ольгица | 28.12.2013 19:56
Спасибо.
akmelung | Сергей | 28.12.2013 20:55
3.

В жизни общества, в этом многообразном потоке всевозможных событий, можно выделить две составные: есть предсказуемые события и угрозы, но есть и непредсказуемые, неожиданные события, способные существенно изменить нынешнее положение дел. – Мир готов к войне? – Возможно. Не знаю… О непредсказуемых, но возможных, вариантах пусть говорят прорицатели, гадалки, политологи и все прочие сведущие люди, имеющие прямой доступ к сверхсекретной, известной только им, информации о будущем. Но есть предсказуемые или плановые угрозы, с которыми нужно считаться и к нейтрализации которых нужно готовиться. Самым опасным и рискованным этапом в жизни России, как мне представляется, будет процесс очередных выборов в Госдуму в шестнадцатом году. И дело не в некоей мистической связи с 1916 или 1917 годами… Проблема в том, что все парламентские партии теряют свой электорат, теряют доверие избирателей, они не соответствуют нынешним запросам общества и устаревают, как идеологически, так и физиологически. Последние выборы показали, что ЕР стремительно утрачивает поддержку большинства. Сами выборы утрачивают смысл в глазах избирателей – голосовать не за кого и верить некому. Нет политики, есть пиар. Политические партии конкурируют в умении обмануть избирателя новыми политтехнологиями. В этом все политические партии видят саму суть политики. – Что это значит? – Это означает, что очередные выборы приведут к смене большинства в Госдуме. – Каким будет это новое большинство? Куда оно поведёт Россию? И чем это для России закончится? – Вот вопросы, над которыми нужно задумываться уже сейчас. - Предприняты определённые действия, направленные как бы на нейтрализацию негативного хода событий. Замысел состоит в том, чтобы изменить систему выборов и перейти к смешанной системе избрания депутатов. В следующем составе Госдумы будет половина одномандатников, избранных по мажоритарным округам. Предполагается, видимо, что часть мест займут депутаты от ЕР, а часть мест займут люди из ОНФ, из “фронта Путина”, для чего это общественное движение и создано. В итоге, как полагают, и наберётся большинство, способное прокладывать дальнейший “стабильный курс”. Надежды здесь связаны с мощным использованием административного ресурса в процессе выборов. Безусловно, есть в этом свой смысл… Но в этом подходе таятся и весьма серьёзные угрозы. Опыт самой России, история СССР показывают, что и такой подход может закончится плачевно. С набором мыслей по этому поводу можно ознакомиться здесь: http://akmelung.livejournal.com/6460.html

Можно, ведь, вспомнить Съезд народных депутатов СССР, специально созданный для спасения СССР… Собрались люди разных политических взглядов. Были и “демократы”, и серьёзные экономисты, и “честь, ум и совесть”, и писатели, и поэты… элита страны! И что? - У каждого была своя “правда” и каждый признавал только свою “правду”. И все кричали: так жить нельзя! – А как можно?! – Никто не знал! – Не было ни общего замысла, ни общей цели… Но все хотели отстоять свою “правду”. – Итог известен. – И сейчас история начинает словно повторяться… В новую Госдуму придут люди разных национальностей, из разных регионов, преследующие свои собственные цели. И придут не самые лучшие и не самые умные. Придут те, у кого есть деньги, у кого есть административный ресурс. Придёт криминал или чиновники, кровно с ним связанные. Придут люди, умеющие использовать настроения или национальные пристрастия местного населения. Придут разобщённые люди, ничем не объединённые, кроме наличия собственных эгоистичных интересов. – Что их объединит? - Нет серьёзных партий. Нет новых партийных лидеров. Общество потеряло интерес к постаревшим политикам, не способным уже ориентироваться в новых политических реалиях. – К чему это приведёт? – Считается, что в политической системе РФ Госдума не играет особой роли. Но это не так. Госдума не играет сейчас важной роли только потому, что её представляют нынешние партии и депутаты. А придут другие депутаты, картина резко изменится и президент будет им не указ. И новый 1993 год уже не устроишь. И каждого депутата будет поддерживать свой регион или национальная вотчина. – Если начнётся хаос, распад РФ станет неизбежным - никакие “силовые структуры” ничего не смогут остановить. Они могут лишь одно – предать… и опыт в этом есть – история СССР.

К тому же, не менее проблемны будут и президентские выборы. Можно строить иллюзии и власти, и оппозиции. Реальность, однако, в том, что общество органически уже настроено против самой идеи “назначения приемника”. Кто бы им ни был. Голосовать будут против лишь потому, что он – “приемник”. Будет ли участвовать В. Путин? – Не обязательно. – И быть уверенным в том, что он выиграет выборы нет оснований. Есть у него лишь одно преимущество – нет серьёзного оппонента, нет политического противника. - Где элита капиталистической России? Кто на гребне политической популярности? – А. Навального в президенты России? – Что он будет с ней делать?! – Тогда уж лучше всемирно известную политическую звезду РФ – Толоконникову. Она хоть знает куда всунуть эту, просвещённую либералами, современную Россию.

А из “своих”… Ну… Рагозин… Шойгу… Только чем это всё закончится?

Власть и оппозиция рассказывает о том, ЧТО нужно бы сделать и какой должна быть Россия. Сколько умных и серьёзных проектов! Только никто не говорит о том, КАК это сделать и КТО это будет делать… Одни советы, наставления и указания… КТО исполнители? Зачем им это нужно? Какой у них в том интерес? – Одни кричат: вы – воры! Другие: а вы – тупое быдло! – Каждый прав по-своему! А правда в том, что другого народонаселения в России нет и, если что-то изменять в жизни России, то исходить нужно из наличного человеческого материала. А для этого нужна какая-то объединяющая сила, какая-то партия… нужен лидер… И никакая “национальная идея” тут не поможет! – Нужны не ИДЕИ, нужны ИНТЕРЕСЫ, понятные миллионам людей и стимулирующие активизацию экономической деятельности.
yra-nik | юрий | 31.12.2013 10:21
Не плохо. Много пищи для размышлений.
novenkii | Novenkii | 28.12.2013 20:56
Насколько приятно было читать текст интервью, не столько же приятно - комментарии. Спасиб, Дима, спасибо, братцы по сайту!
novenkii | Novenkii | 28.12.2013 22:46
на сколько одно, настолько и другое. это - исправление.
Liubov | Любовь | 28.12.2013 21:21
А зачем? В смысле- зачем ему возвращаться в Россию? Он может больше сделать за границей.
mbkol | Михаил | 29.12.2013 03:33
Не думает ли Михаил Борисович, что г-н Геншер(как хороший знакомый г-на Гельмута, т.е. друга Путина) услужил Путину, чтобы все таким образом получилось с этой "насильственной" эмиграцией...
olga68 | Ольга | 29.12.2013 12:15
Я в восторге от этого интервью. Мне понравилась его фраза: " с умным собеседником я умнею, с глупым-глупею". Вот и я так же: с умными - умнею, с глупыми - глупею. Само долгожданное освобождение М. Ходорковского я воспринимаю положительно. Вымученный акт милосердия со стороны Президента. Десять лет пребывания в местах лишения свободы - это многого стоит. Я понимаю, как изменилась его психика, понимаю какими глазами он стал смотреть на Мир и на саму Жизнь. Я уверенна в том, что нет сомнений в приоритетах и ценностях, одной из которых является - семья!!! Невозможно быть счастливым одному. Ходорковский-это интеллект, это личность! Даже через десять лет его полезно читать. Власть пыталась в отношении него, а сейчас я скажу его же словами, создать предельно отталкивающий образ - не получилось. На примере его и своего опыта работы, я понимаю, как легко посадить человека, как легко с ним "расправится", знаю как неугодного или в угоду правилам и системе будут "ломать". Согласна с его прогнозом относительности будущего России. При такой модели правления с ее нечеткими ориентирами движения в непонятное будущее, либо стагнации, либо откатывания назад, совсем нет уверенности, что мы не скатимся к распаду России. Ведь, как не хочет признавать Москва, но Сибирь и Дальний Восток выживают самостоятельно, отдавая в первую очередь все Москве, а на оставшееся народ влечет жалкое существование. Поэтому в голодной стране нет мыслей у народа об образовании, о собственном росте, постоянно сосет желудок и все мысли лишь о еде. Его прогноз о возможности распада Великой страны имеет очень высокий процент вероятности осуществления. Очень интересна мысль Ходорковского о приоритете индивидуальности против массовости, о тотальном интернет-образовании, а не развитии социальных сетей, где люди проводят огромное количество своего бесценного времени впустую!!! Вторая его мысль на которой он остановился - урбанизация, развитие городской цивилизации, битва мысли и концепций. Третья его мысль - реформа пенитециарной системы. Прикольно, но он предложил ДЕЦИМАЦИЮ! Только никак это было в римской армии - казнь каждого десятого воина в наказание за бегство с поля боя, трусость, невыполнение приказа. Просто примитивно отсчитывали в строю каждого десятого, без установления вины - типа жребий, и пускали в расход. В армии Чингисхана было еще жестче.
За каждого сбежавшего убивали десять, а за десять сбежавших убивали сотню. Ходорковской предлагает другую децимацию в правоохранительной системе-каждого десятого уволить. Не помогло - повторить. Давно пора чистить эту систему и делать ей переливание крови.
laviniya | татьяна | 29.12.2013 20:53
\
laviniya\Татьяна\29.12.2013
Нисколько не сомневалась в уме этих двух личностей.Когда такое читаешь- в стране еще хочется жить.Спасибо
Вам
Taliya | Хакимова Талия | 29.12.2013 22:49
Спасибо, за интервью, спасибо за книгу,которую Вы, Михаил Борисович, написали, мы и все и те, кто боится регистрации на сайте, очень рады за Ваше освобождение,надеюсь Вы не оставите Россию, ведь только в интервью таких людей как Вы можно услышать правду!
969592 | Владимир | 30.12.2013 08:52
Уважаемый Михаил Борисович, в своем интервью Дмитрию Быкову (НГ 27.12.13) Вы, среди прочего, написали, что в России «закон работает», не работает он, по Вашему мнению, только в отношении 20 процентов населения в «политических процессах». Я Вас постараюсь убедить, что это не так. Наверняка известный Вам принцип Парето работает в России с точностью до наоборот как Вы себе это представляете, а именно в 80 процентах случаев закон именно НЕ соблюдается. Основная проблема нашей страны заключается именно в том, что закон, хороший или плохой, какой есть, не работает.
Вы говорите, что в 80 случаев закон «работает», но я Вам расскажу, что в 80 случаев при нарушении правил дорожного движения, закон НЕ работает и полицейский вымогает взятку, а если Вы ее не даете, то он вправе испортить Вам жизнь на ближайшие 5 часов минимум, отвезя Вас на мед. освидительствование, а суд, даже если Вы окажетесь трезвый, будет на его стороне, при защите Вами потраченного времени, просто потому, что он просто будет на его стороне. Я Вам расскажу, что закон не работает в 80 процентах случаев, когда Вы попадаете в полицию не по своей воле и в 99 процентах, если Вы будете требовать соблюдения своих прав-Вас будут бить, Вы не получите адвоката, а если получите, то не то которого хотели.
Закон не будет работать в 99 процентах если Вы подозреваетесь в совершении преступления и не пишете сразу чистосердечного признания - Вас будут бить и Вы его напишете, а если не напишете, то в тюрьме, куда Вас посадят, чтобы Вы не сбежали, с Вами смогут сделать то, что захотят и там не будет личного указания Высокого Должностного Лица «НЕ ТРОГАТЬ», а суд потом (спросите у своих адвокатов в скольких процентах их подзащитные жалуются на побои и показания под пытками) признает доказательства допустимыми. Это я Вам рассказываю о делах, в которых нет ни капли политики, в том понимании, какое Вы имели в виду, но есть деньги, амбиции, желание исправить статистику, выслужится перед начальством или не допустить какого-нибудь, не дай бог пикета или митинга.
Задайте себе вопрос, работал ли закон в ОВД «Дальний», (Вы скажете, что он сработал и виновных посадили,но это финал их «деятельности», им не повезло, но надо помнить, что эти люди не превратились в нелюдей одномоментно, они «работали» так много много лет и сколько людей до этого прошло через их руки и их РОВД?), задайте себе вопрос работал ли закон в станице Кущевская? Жил ли по закону Евсюков? В городе Орске Оренбургской области несколько десятков лет действовала банда «черных риэлтеров» в которую входили сотрудники милиции, регистрационной службы, они убивали людей за квартиры, как Вы думаете они соблюдали закон по отношению к рядовым жуликам, больным наркоманам, работал ли закон в отношении двух Оренбургских бизнесменов, обвиненных в ходе хозяйственного спора с «Автовазбанком» в заказном убийстве, оправданных потом судом присяжных, но отсидевших полтора года и лишившихся бизнеса?
Чем же вызвана такая негативная ситуация, почему несоблюдение закона возведено в ранг государственной политики?
Дело в том, что люди, которые применяют закон, не могут быть одновременно плохими и хорошими. Такого «дуализма» человеческой психики, поведенческих реакций, чрезвычайно сложно или даже невозможно добиться. Дело в том, что система государства сейчас выстроена с одной целью - обеспечить работу вертикали власти, выполнения массы ее задач, которые направлены на сохранение устойчивости режима - осуждение несогласных, придание законной силы нарушениям на выборах, ограничение в деятельности НКО и партий, ограничение свободы слова. В свою очередь, система состоит из людей и они, выполняя политические заказы, мелкие поручения власти — этого не пустить, этого запретить, этого задержать, этого посадить, требуют для себя привилегий, полномочий, «охранных грамот», которые обеспечат им достижения из личных целей. Рядовые «винтики» системы - инспекторы ГИБДД, полицейские торгующие наркотиками, подбрасывающие наркотики для достижения результатов и выравнивания статистики, опера выполняющие заказы на прослушку, устранение конкурентов, избивающие подследственных, главы администраций обеспечивающие голоса на выборах, ограничивающие партийных конкурентов, ВСЕ сверху до низу выполняют те или иные «заказы» и пользуются тем, что делают что-то для власти.
Это относится, в первую очередь, к правоохранительным органам - если на них государством возложена обязанность любой ценой поддерживать стабильность, вести борьбу с инакомыслием (в день эстафеты олимпийского огня, группа активистов в Оренбурге вышла на акцию -пробежку с зажигалкой ZIPPO в одном из скверов города, через 5 минут они все были задержаны ОМОНОМ!!!!!, доставлены в РОВД где провели несколько часов участвую в фотографировании, дактилоскопировании и прочих забавах), с активистами (Pussy riot), взамен на лояльность руководителей правоохранительных органов на местах, взамен на готовность выполнить любой приказ по заказу власти федерального, регионального, местного уровня им дается «ярлык на княжение» в регионе- возможность лоббировать свои мелкотравчатые интересы, выполнять заказы конкурентов, вымогать деньги с бизнеса под угрозой уголовного преследования и эта «вертикаль», выстроенная на всех уровнях — от министерства (работал ли закон в случаях, когда «работал» в недрах МВД Каганский и иже с ним?) до района в области ( зам начальника следствия и прокурор оказываются замешаны в истории с убийством девушки в Оренбургской области все они работают в системе до сих пор).
Закон не работает не только в правоохранительной системе, но и в любом другом месте где гражданин соприкасается с государством - у людей не принимают документы, не выписывают бесплатные рецепты, не дают справок, лишают пенсий (отдельная, обширная тема с военными пенсионерами), не дают бастовать и протестовать. Здравоохранение, образование, авиация, свобода свобода слова - где, в какой из этих областей Михаил Борисович, соблюдается закон в отношении 80 процентов граждан? Почему в такой замечательной стране 30 процентов населения хочет имигрировать?
Вы столкнулись с репрессивной системой судопроизводства и отсидели часть срока до того, как приговор в отношении Вас вступил в силу, на суде Ваши права нарушались, Вы сами писали об этом, писали Ваши адвокаты, вынес решения ЕСПЧ, однако хочу вас уверить, что аналогичные подходы действуют по всей стране и в отношении всех, кто попадает в жернова правосудия, уровень доверия к судебной системе катастрофически низок. Процент оправдательных приговоров ничтожен, идея суда присяжных извращена (в части перечня статей, подпадающих под его юрисдикцию, права на обжалование оправдательных приговоров), в суде в качестве доказательств по делу проходят доказательства, которые мало-мальски грамотный юрист счел бы недостоверными — полученные под пытками, в результате незаконных ОРМ, свидетели, находящиеся под давлением и т.д.
В России фактически отсутствует система судебной власти, суд не обладает такими необходимыми признаками как профессионализм и независимость от других ветвей власти, не выстроена по-настоящему работающая система обжалования судебных актов, сейчас, ко всему прочему уничтожается система арбитражного судопроизводства, то как это делается говорит лишь о желании поставить под контроль хозяйственные споры.
В отсутствии независимого суда вся иная система сдержек и противовесов не работает в принципе, поскольку иные институты власти, к которым возможно апеллировать в отношениях с государством, встроены в его систему на основе соподчиненности и взаимозависимости в решении псевдогосударственных задач о которых говорилось выше.
Такое положение вещей затрагивает уже не 20 процентов «политических противников» она затрагивает ВСЕХ граждан страны.
Причина такого положения дел во-первых, как я уже говорил, в том, что государство жизненно заинтересовано в таком положении дел, отношений свой-чужой, поскольку сохранение режима зависит от вертикали, во-вторых в самой системе, которая формируется порочным образом, функционирует порочным образом, законы пишутся таким образом, что они стоят на страже этой искусственно поддерживают ее жизнедеятельность, в-третьих в тотальной правовой безграмотности и пассивности населения, которое позволяет обращаться с собой так, которое не знает, что можно жить свободно и не бояться чиновника.
Путь решения проблемы? Наверное его невозможно найти, пока существует заказ общества на «стабильность» (Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности. -Бенджамин Франклин), а со стороны власти существует патологическая тяга к ее удержанию в конкретных руках. Дело в том, что как только Вы предпримете попытку навести порядок сверху до низу, то ровно в этот момент рухнет отлаженный бизнес у чиновников и правоохранителей, сможете ли Вы тогда обратиться за защитой «псевдогосударственных» интересов к лицу, которого лишили «кормушки» и личной власти? Но самое преступное, что можно сделать в этой ситуации это делать вид, что все работает так как надо, что формальное наличие тех или иных институтов достаточно для того, что общество может называться современным,а его граждане чувствовать себя в безопасности.
Государство не имеет возможности требовать одновременно репрессивных шагов по отношению к инакомыслящим и неукоснительного соблюдения закона ко всем остальным и во всех остальных случаях- не может конкретный полицейский, следователь, прокурор, судья до обеда быть сторожевым псом, а после обеда образцом справедливости и законопослушности.

Ваши слова, Михаил Борисович, сейчас ловятся налету и толкуются многими, что накладывает на Вас дополнительную ответственность к своим «мыслям вслух», потому, что из сторонника свободного государства, Вас помимо Вашей воли, могут сделать апологетом режима, не впрямую, но используя то или иное Ваше высказывание.
Arlen1 | Ара | 30.12.2013 11:46
Каюсь, до недавних пор, не был знаком с деятельностью МБХ.Больше скажу, когда-то считал,что с ним справедливо поступили.Стыдно признаться, думать было некогда.А за этим "некогда думать",стояла судьба человека.Человека, который заслужил называться эпохальной личностью. Мне кажется,что во все времена так было, что страна не слышала своих героев.Эта наша проблема и даже трагедия.В этом интервью зацепила фраза "ДЕЦИМАЦИЯ".За всю историю новой России редко кто об этом говорил.Практически , никто.Никто из властьпридедержащих.Да и с историей многие из них незнакомы.А ведь этим римляне "вычищали" ряды трусов из своих легионов.Этим пользовались всегда.Даже Сталин, в косвенной и жестокой форме этим способом войну продвигал..Заградотряды(кощунство, но факт)
Но я считаю,что при процедуре современной децимации в строю должны стоять все.Чтобы никто не подумал, что его выбор обойдет.Вся структура подпадает под децимацию.Проворовался ГУП, весь списочный состав , через компьютер обошли(включая вышестоящее руководство), с любого номера начали и дальше каждого десятого.Вот сейчас волна терактов возодновилась.Весь списочный состав ФСБ РФ,МВД,ГНК региона , начиная с руководителей и московских кураторов...выбрали искомый номер и далее по списку.....и без выходного пособия..Люди должны понимать, куда они идут работать и зачем погоны надевают.Думаю, через "пару раз" до всех быстро дойдет..
А Михаилу Борисовичу желаю простого человеческого счастья..Что еще можно человеку, у которого есть самое главное...крепость духа и мудрость.
И простите многих нас, за равнодушие...
Secret | Рамин | 05.01.2014 01:14
"У нас любые действия федеральных властей чаще всего или часто превращают в какие-то кампании. В этой связи считаю необходимым подчеркнуть: в связи с рассматриваемым делом никаких обобщений, аналогий, прецедентов, тем более связанных с итогами приватизации, не будет","Поэтому все спекуляции и истерику на этот счет просил бы прекратить" В.В. Путин Источник:http://amicable.ru/polit/arestmbx.shtml Не означает ли это абсолютную и беспрекословную власть Путина?! Какое он имеет право затыкать всем рты?! Разве эта цитата правителя свободного государства?! Или все дураки тут и от отличной жизни в России все тут ерепенятся?!Ведь одобрение по продаже "ЮКОСА" с стороны правительства было получено! В чем же тогда дело?! Но все это не так задевало В.В. как то что богатейший на то время человек РФ поддерживал оппозицию! Вот что я считаю правдой! Почему же судья не сказал "Вы обвиняетесь в том, что умнее президента России! Хотя что винить судей?! Что они могут поделать против таких как В.В. Путин?! Все бояться что за решеткой могут оказаться и они! Сколько богатейших людей России после ареста МБХ просто убежали из страны в ожидании таких же действий против них! Не дело это, не скрыть от тех кто еще способен мыслить и анализировать происходящее и вязать концы с концами! Тут все очевидно, те кто до сих пор считают МБХ вором и врагом России, заблуждаются! Откройте глаза просто подумайте над этим, прежде чем слушать чужие выводы и кидаться камнями!
akmelung | Сергей | 30.12.2013 13:36
4.

Вот, все говорят, что всё обусловлено и порождено только личным противостоянием между Путиным и Ходорковским. Позвольте, как-то в этом усомниться… Поверить беззаветно в то, что всё определялось только В. Путиным и только из политических целей, может, пожалуй, лишь Евгения Альбац… ну, или российская “культурная элита”, нервно реагирующая на ехидные замечания. Не верится в то, что не было иных заинтересованных лиц и что у них вовсе не было никаких корыстных экономических интересов. Да и сейчас поговаривают о руке Путина в определении позиции М. Ходорковского… Илларионов умный человек? – Умный! – Но и у него А. Навальный – “проект Кремля”. Теперь, вот, взялся он и за Ходорковского… Скоро и М. Ходорковский станет “агентом Путина”…

Ходорковский говорит, что не будет заниматься политикой, в смысле борьбы за власть. Возможно. - А изменения в Конституции? А влияние на политические процессы? А судьба России? – Это политика или нет? – Долго я хихикал на фразой М. Ходорковского. - “Я считаю, что я добился для себя… для себя лично… одного права, которое дорого стоит. - Я имею право не говорить то, что я не думаю”. – Оно, конечно… Так мог сказать, только НЕ ПОЛИТИК… Разве в голову глубокомысленного политика такое может прийти?! – Не знаю, позаимствовал он эту фразу или сам придумал, но… Хорошая фраза! В ней даже не изворотливость ума иезуитского, здесь витает сам дух византийский… И, кстати, для всезнающих интеллектуалов из оппозиции замечу, что сказано это не только в адрес В. Путина и власти. Это сказано и в ваш адрес… Вы это поняли?

Возможно, Ходорковский и не будет заниматься политикой… Дело, однако, в том, что ПОЛИТИКА, которая в нём самом поселилась, непременно будет заниматься Ходорковским. Это – как зараза, как вирус, как не убиваемая бацилла … Трудно от этого избавиться! А избавишься – потеряешь весомую часть своей собственной души. По правде говоря, после стольких лет заключения М. Ходорковский в политическом смысле никому и ничего не должен. Да и вообще, в разговоре о любых долгах нельзя забывать или сбрасывать со счетов и ещё один долг каждого свободного человека – долг перед самим собой. Человек имеет право и на это… И совсем не обязательно, что М. Ходорковский будет играть роль яростного борца с “путинским режимом”, которую по умолчанию предписала ему оппозиция… Что подразумевают под “путинским режимом” часто не знают даже сами говорящие. Да, если говорить о переходе к парламентско-президентской форме правления, тогда понятно. Только кричащие о “путинском режиме” и “путинской России” имеют ввиду нечто совершенно иное. Если говорить о реальности путинского режима… Это что? - Это – неустойчивое, противоречивое и зыбкое равновесие, установленное В. Путиным, между финансовыми, региональными и национальными кланами, ну, и между взаимоотношениями “беднейших граждан РФ” о ста тридцати головах… Что будет, когда путинский режим рухнет? – Будет ли это освобождением для России и её граждан? – Спорный вопрос! – Бесспорно лишь то, что эту свободу получат враждующие кланы… А они – это уже не местная фауна, не доморощенные хищники… Это уже – Чужие. Тихие, неприметные и смирные они сейчас только потому, что они на цепях и в ошейниках. А как только они получат свободу, как только освободятся от цепей и ошейников, все противоречия, обиды, старые счёты вылезут наружу и начнётся бойня. Беда, ведь, не в том, что они вцепятся зубами друг в друга… Беда в том, что в этом выяснении взаимоотношений они разорвут Россию на клочья, на лохмотья, на собственные обособленные вотчины. И будет так потому, что это самый простой, реальный и легко осуществимый способ разрешения междоусобных клановых, межнациональных и региональных противостояний. – А кто будет им противостоять? – Слабый президент? А он будет слаб… просто потому, что он новый… Госдума?! Где собраны люди, не имеющие ни общих целей, ни общезначимых проектов развития, ни желания идти на компромиссы? Это – толпа разобщённых людей, озверело преследующих свои корыстные интересы, которые они прячут за криками о всеобщем благоденствии?! – Беда каждого сильного или, если угодно, авторитарного лидера в том, что после него не оказывается сильных политиков. Сильный политик, желая или не желая, но подавляет конкурентов, не даёт им занять свою нишу. А потом… потом провал… Как этого избежать? – Говорить и советовать всегда проще, чем решить саму проблему. Есть труднорешаемые проблемы и есть комментаторы, которые всё знают… но ничего не могут. Упрекать проще… Есть теракты – виноват “путинский режим”. – Просто и ясно. И мозги не нужны.

М. Ходорковский говорит, что не будет спонсором оппозиции. А зря! Надо бы! – Нужно спонсировать оппозицию… только не финансами, а человеческой порядочностью, уровнем интеллекта, адекватным осознанием проблем, умением и желанием говорить на русском языке… А общественная деятельность… Дело нужное! Но для воздействия на общество, было бы полезно узнать, что это самое общество про тебя самого думает. Например, почему бы М. Ходорковскому не завести ЖЖ и без контроля, с открытым забралом и глядя этому обществу в глаза, выслушать мнение общества, мнение народа, судьбой которого все так озабочены. – Надо же знать, о ком заботу проявляешь! – Впрочем, это я так… к слову. Вот, бывая в своё время в ЖЖ М. Прохорова, опечалился я. Проблема даже не в возможностях политика и партий… А, вот, люди… Читаешь комментарии – искренние чувства, энтузиазм, вера, надежды… и всевозможные предложения, не самые глупые, хочу заметить. А потом… Прохоров сам не читает, надежды рушатся, интеллектуальные предложения никому не нужны… и вера умирает. Печально это! – Уж лучше без таких ЖЖ.

И бороться за освобождение политических заключённых нужно… Только хорошо бы определиться с этим термином. Политика политикой, но при этом нужно же чтить и Уголовный кодекс. Да и бороться за свободу можно по-разному. Можно бороться за освобождение отдельных личностей, а можно бороться за такое политическое устройство России, когда таких заключённых вообще быть не может.

Конечно, у М. Ходорковского сейчас трудный период в жизни. Наверное, иногда у него в голове мелькает мысль: насколько же легче и проще была эта жизнь в тюрьме, чем эта жизнь на свободе… Пока всё ещё идёт по инерции прошлого, когда воля сжата в кулак, а внутри всё окаменело. Но, вот, когда начнётся реальное осознание изменения в жизни, когда чувства освободятся и вырвутся из-под многолетнего пресса… тогда и будет пик кризиса, невесть к чему ведущему… Впрочем, каждый человек реагирует на всё по-своему. Будем надеяться, что ничего подобного не произойдёт.

В жизни есть много такого, перед чем мы бессильны и есть лишь один выход – смиряться с неизбежным. И у родителей – одна жизнь. Но и у самого Ходорковского – тоже только одна жизнь. И это знать нужно… Это ничего не меняет. От этого не легче. Но помнить об этом необходимо, потому что… потому!

Если вообще… мог бы сказать, пожалуй, лишь одно. - Помогая другим – помогаешь себе!

Ладно… Нужное сказал. Пора возвращаться в свой мир. Ваш мир для меня чужой и чуждый… Да и дамы, смотрю, раздражены не почитанием лика святого… Впрочем, и запас умных мыслей у меня уже закончился – запасы мои не велики. А делиться глупостью… Так этого продукта у каждого из нас никогда в дефиците не бывает…

Спасибо, господа, за предоставленную свободу слова.
Arlen1 | Ара | 30.12.2013 14:55
Свобода слова как раз в том и заключается ,что можно выражать свои мысли,а не додумывать за других.Я думаю МБХ сам вправе решить, в какой части и где будет участвовать.Вы правильно сказали..он никому ничего не должен.Кроме себя,своих близких и родных..Я считаю,что он и оппозиции не должен вААпче ничего.И верю, что до некоторых корыстолюбивых оппозиционеров его эти многочисленные "посылы" будут "уловлены".
Yuriy215 | Юрий | 31.12.2013 08:37
Я думаю, что на всю страну РОССИЯ - в виде бывшего СССР - есть ЛЮДИ в МИРЕ, которые поддерживают здравый смысл!
podgoroi | Дмитрий | 01.01.2014 13:33
Предлагаю МБХ принять участие в проекте http://seminarnia.ru/profiles/blogs/4162893:BlogPost:62957
М.С. Царь, М.Б. Премьер. Путин в Угодник Божий.
vasili | Vasili | 03.01.2014 11:53
Очень разочарован Ходорковским. После его заялений и мыслей вслух, его образ-символ для меня сразу растаял как первый снег. Согласен с Толоконниковой о том, что считает, что Ходорковский, заявивший сразу после своего помилования о том, что российская власть стала человечней, ошибается, и многие другие его зявления явно противоречивыми...Жалко...Начинаю верить, что вся эта история создана в печах КГБ.
Secret | Рамин | 03.01.2014 23:56
Это заявление, ничто иное, как тактический ход Ходроковского! Я по крайней мере так думаю, что он отдышится и вернется в Россию, и не допустит чтобы его страна так разваливалась под молотом Путина и Медведева!! Ведь он сам говорил ,как сильно любит Россию! И Россия любит его! Так что не переживайте! Скоро, совсем скоро все станет на свои места!
Petr72 | Петр Анисимов | 03.01.2014 13:16
Ходорковский не имеет морального права абстрагироваться от политики. Он уже не может принадлежать только себе и своей семье. Ход истории предопределен свыше. Путин, собственными руками сделал из миллиардера-нефтяника, грозного противника. А десятилетнее заключение укрепило и закалило МБХ. Думаю, что многим, как и мне хотелось бы увидеть во главе государства истинного Лидера и гениального хозяйственника.
Secret | Рамин | 03.01.2014 23:25
Да, Петр, Вы абсолютно правы на счет того, что Михаил Борисович несомненно должен бороться за лидерство этой страной! Но примите к сведению. что нужно восстановиться после столь долгих лет на Сибири! По моему Михаил Борисович не выглядит усталым и готов к правлению Российским государством! Но стоит и принимать во внимание хочет ли он сам этого?! После того когда повидал всю гадость правления! Ведь надо понимать что власть развращает! И я уверен, что МБХ справиться с этой задачей, а именно нашему государству нужен лидер, который уже был настолько богатым, что уже ненавидит деньги! И Будет искоренять коррупцию не на словах, а на деле! Я считаю МБХ подходит на эту роль как никто! Он "Монделла" РФ! И пусть отдохнет от сибирских лагерей! Набирайтесь сил МБХ! Грядет война! Война умов! Тех кто не проспал ваше бремя несут с собой! И Вам Достаточно только выдвинуть свою кандидатуру! И Вас Поддержат я уверен!
Secret | Рамин | 03.01.2014 21:47
Здравствуйте, Михаил Борисович! Очень хотел бы с Вами встретиться! Уже давно задумывался о "Монархии в России", которая в свою очередь тянет людей за нос! И так не хочется жить не зная правды! Думаю, Вы знаете достаточно о строе в современной России, и очень хочу с Вами обсудить это! Я понимаю, что в любом случае мы простые граждане РФ не узнаем всего того, что твориться в Кремле. В связи с недавними терактами в Волгограде, произошедшими по мнению наших властей из-за мусульманской религии Ислам, таким как я живется в РФ несладко! Но это не дает покоя мне, ибо я научен думать, а не проглатывать то, что нам пытаются втереть СМИ! Ведь давно не секрет, что СМИ это одно из основных орудий власти в современной России! Я очень надеюсь, что Вы прочитаете данное письмо и выйдете на обратную связь! Хотя я представляю, что Вы итак пережили побывав в заключении в Сибирских лагерях, и Вам порядком надоели подобного рода письма. Просто, Михаил Борисович, хочется уповать на то, что Россия еще не совсем в руках бандитов, и Путин рано или поздно отпустит Нашу страну, и насытиться властью! Очень жду от Вас письма с Вашими контактами, я очень надеялся бы обговорить с трезвомыслящим человеком, который испытал всю Путинскую Россию на своей шкуре! Я еще способен мыслить и понимать все то, что происходит с Нашей Державой! Какой уровень коррупции у Нас, такого нет наверное нигде за границей! Очень ждал Вашего освобождения, и честно говоря думал, что так просто Вас не выпустят! Но случилось чудо, которого многие ждали! А именно люди, которые еще видят все не по веря в то, что им рассказывают по телевизору! Я прекрасно понимаю Вас, почему Вы не пошли после освобождения в политику РФ, Вам бы просто напросто не дали! Но я уверен, что многие из тех,кто еще способен мыслить здраво, те кто не поддерживают воровство и коррупцию нынешней власти, хотели бы видеть Вас главой нашего Великого Государства! С уважением к Вам, Ахмедов Рамин.( secretsmile90@mail.ru) Очень жду обратной связи от Вас Михаил Борисович!!!
Secret | Рамин | 03.01.2014 21:54
Здравствуйте, Михаил Борисович! Очень хотел бы с Вами встретиться! Уже давно задумывался о "Монархии в России", которая в свою очередь тянет людей за нос! И так не хочется жить не зная правды! Думаю, Вы знаете достаточно о строе в современной России, и очень хочу с Вами обсудить это! Я понимаю, что в любом случае мы простые граждане РФ не узнаем всего того, что твориться в Кремле. В связи с недавними терактами в Волгограде, произошедшими по мнению наших властей из-за мусульманской религии Ислам, таким как я живется в РФ несладко! Но это не дает покоя мне, ибо я научен думать, а не проглатывать то, что нам пытаются втереть СМИ! Ведь давно не секрет, что СМИ это одно из основных орудий власти в современной России! Я очень надеюсь, что Вы прочитаете данное письмо и выйдете на обратную связь! Хотя я представляю, что Вы итак пережили побывав в заключении в Сибирских лагерях, и Вам порядком надоели подобного рода письма. Просто, Михаил Борисович, хочется уповать на то, что Россия еще не совсем в руках бандитов, и Путин рано или поздно отпустит Нашу страну, и насытиться властью! Очень жду от Вас письма с Вашими контактами, я очень надеялся бы обговорить с трезвомыслящим человеком, который испытал всю Путинскую Россию на своей шкуре! Я еще способен мыслить и понимать все то, что происходит с Нашей Державой! Какой уровень коррупции у Нас, такого нет наверное нигде за границей! Очень ждал Вашего освобождения, и честно говоря думал, что так просто Вас не выпустят! Но случилось чудо, которого многие ждали! А именно люди, которые еще видят все не по веря в то, что им рассказывают по телевизору! Я прекрасно понимаю Вас, почему Вы не пошли после освобождения в политику РФ, Вам бы просто напросто не дали! Но я уверен, что многие из тех,кто еще способен мыслить здраво, те кто не поддерживают воровство и коррупцию нынешней власти, хотели бы видеть Вас главой нашего Великого Государства! С уважением к Вам, Ахмедов Рамин.( secretsmile90@mail.ru) Очень жду обратной связи от Вас Михаил Борисович!!!
orik002 | Борис | 05.01.2014 00:22
Спасибо за интервью... впечатлил...
Как то сказал: "Просто кто-то должен первым не испугаться, и я не боюсь…"
Надеюсь, не оступает.., хоть и давно уже за 40...
altaew | Тимур | 06.01.2014 02:08
Уважаемый М. Ходорковский! Прочитал Ваше интервью "Новой газете" и обратил внимание на исключительно точное понимание настоящего исторического момента Российского и Мирового. Вами глаголит истина. Эх! Если бы это понимал В. Путин.Увы! Он в лучшем случае уже тактик, а Вы, как минимум политический стратег. Другого, равного Вам сейчас нет. История Новой России начнётся с Вас!
nkosm | Нина | 07.01.2014 23:06
МБХ прекрасно понимает, чего мы хотим и ждем от него. Быкову спасибо, что коснулся ЭТОЙ темы.
goldfish | Татьяна | 10.01.2014 15:21
Перечитываю интервью, и получаю моральное удовольствие от общения с михаилом Борисовичем.Значит не все еще потеряно для нашей страны и наших деток.
vremy52 | Михаил | 30.04.2014 10:49
В России, будет двухпартийная система. будет столица перенесена в Екатеринбург, будут построены сотни новых городов, миллионы километров дорог, будет прогрессивный налог на олигархов,Будет реформа суда и они действительно будут независимыми, будет в основном побеждена коррупция, будет реформа сельского хозяйства, будут открыты крестьянские банки, два года без налогов малому бизнесу, реформа образования и культуры. Будет ликвидирована ситуация , когда недра принадлежащие народу эксплуатируется горсткой людей в собственных интересах, з процента с недр и всех полезных ископаемых, нефти и газа каждому россиянину...Этика, мораль, уважения к личности, просто к человеку, станет во главу угла!!!!

Человек . который находился в застенках десять лет и не жил полнокровной жизнью, Россия видится в руинах...Это взгляд человека, который наполнен ненавистью, но сдерживающего себя, как актер играющий в достоинство и в миссию великого человека))))
europeancitizen | European Citizen | 30.04.2014 12:06
Вы ошиблись местом коммента, литературный конкурс фантазий про "Россию, где все будет хорошо" - здесь http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2014/04/22/18767.h­tml
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru