СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
18
24
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
24.12.2013 г.

"Я, несомненно, буду одним из тех людей, которые будут стараться изменить Россию"

Михаил Ходорковский и Павел Ходорковский в специальном выпуске программы HARDtalk (BBC, 23.12.2013).

Перевод вопросов ведущего Стивена Сакура и ответов Павла Ходорковского:

1.00 Добро пожаловать на Хардток! Последние несколько дней были очень необычные... Как бы вы описали свое состояние сейчас?

2.41 Частный момент. Как это было, когда вы впервые увидели свою внучку? Она родилась уже во время вашего заключения, вы никогда не видели ее раньше.

3.32 В 2010 году вы сказали: "мне не хочется здесь (в тюрьме) умереть. Но если потребуется, у меня не будет колебаний". Вы пришли к такому выводу, когда поняли, что возможно уже не выйдете на свободу?

4.30 У вас был момент, когда вы хотели со всем покончить?

5.08 Каково это жить с сознанием того, что вашей семье приходится там, снаружи, переживать? Вы знали, через что им приходиться проходить из-за вашего заключения.

6.06 Давайте поговорим о вашем освобождении. Вы сказали, что все это стало большим сюрпризом... В Москве ходят слухи о том, чтобы была заключена своего рода сделка между вами и Путиным...Что вы не будете создавать политических проблем, не вернетесь в Россию...Это так? Сделка была?

7.58 Накануне вы сказали: "прошу вас воспринимать меня как символ того, что усилия гражданского общества могут привести к освобождению даже тех людей, освобождение которых не предполагалось никем" и при этом вы сказали, что не собираетесь заниматься политикой. Как можно заниматься одним - стремиться к освобождению политзаключенных, не будучи вовлеченным в политику?

9.28 Я понимаю, вы сказали, что не будете искать для себя политической власти, но как быть с необходимостью оказывать как можно больше политического шума с целью оказания давления на Путина? В качестве примера хочу привести успешную кампанию в защиту Пусси Райот. Их освободили по амнистии, выйдя из ворот тюрьмы они заявили, что амнистия - это профанация, одна из участниц скандировала: "Россия без Путина!". Они четко дали понять, что продолжат свою активную деятельность и антипутинскую кампани. Вы готовы продолжать и дальше создавать шум?

11.42 Чтобы прояснить то, что сейчас происходит. Вас освободили, освободили Пусси Райот. Как вы считаете, это говорит о значительном сдвиге по отношению к послаблению путинской позиции или это ничто иное как просто PR-шаг?

14.13 Последний вопрос про Путина. Мне кажется, что последние десять лет шла борьба между вашей волей и волей Путина, но вы потеряли десять лет свободы, потеряли бизнес... сейчас вы, можно сказать, в ссылке. Будет ли правдой сказать, что в борьбе между вами двумя победил Путин?

15.04 Но он уничтожил вас. Уничтожил жизнь, богатство и в ближайшие несколько лет вам придется, видимо, жить за пределами России.

16.48 Я хотел бы поговорить теперь о личном, прежде чем мы закончим интервью. Вы много думали в тюрьме. Вы признаетесь сам себе, что вы допустили несколько  серьезных ошибок, когда строили свой бизнес в 90-е?

18.25 А теперь я хочу пригласить к нам вашего сына Павла. Павел, спасибо, что присоединились. Это удивительно сидеть напротив вашего отца. Когда мы разговаривали с вами во время предыдущего интервью вы показались мне очень неуверенным, когда говорили о том, будет ли он освобожден в 2014 году или возможен третий суд. Как вы думаете, почему был освобожден ваш отец?

19.20 Ответ Павла: Конечно, мы может говорить о разных имиджевых факторах. И это правда. России необходимо работать над своим имиджем за рубежом. Ей необходима полная имиджевая отдача от Олимпиады в этом плане, учитывая также предстоящее председательство в Большой восьмерке. Конечно, амнистия и помилование моего отца способствует улучшению имиджа страны.

19.53 Вопрос к Михаилу Ходорковскому - Как вы собираетесь отдавать долги своей семье?

20.35 Вопрос к Павлу - Ваш отец изменился?

20.59 Ответ Павла: Физически мой отец совсем не изменился. И хотя я видел его последний раз вживую десять лет назад, а потом только видео из зала суда, я думал, что он будет выглядеть по-другому. Однако это удивительно - это мой отец, каким я его знал 10 лет назад.  

21.30 Вопрос к Михаилу - Как вы думаете, вы изменились в фундаментальном плане? Каким образом?

22.21 Последнее. Насчет вашего будущего. В России есть люди, которые считают, что чтобы вы не говорили о своем неучастии в политике, в конце концов вы является единственным человеком в своем роде, обладающим именем, политическим весом для того, чтобы бросить вызов Владимиру Путину и изменить Россию. Почему вы этого не сделаете?

23.40 Но вы будете за это бороться?

* * *

Полная расшифровка программы:

СС: Добро пожаловать. С вами специальный выпуск программы «Трудный разговор» [«HARDtalk»] из Берлина и я, Стивен Сакур. У меня в гостях сегодня Михаил Ходорковский.  Самый известный российский заключенный на протяжении 10 лет. Бывший нефтяной магнат, поссорившийся с Президентом Путиным и заплативший самую высокую цену.

Всего несколько дней назад Путин помиловал и освободил его.  Теперь он остановился в берлинской гостинице.  Воссоединился со своей семьей. Михаил Ходорковский согласился сесть и поговорить со мной о своем прошлом, настоящем и будущем.

СС: Михаил Ходорковский, добро пожаловать на программу «Трудный разговор».

МБХ: Добрый день.

СС: У Вас были особые несколько дней.  Из тюремной камеры в удаленном уголке России в этот шикарный отель в Берлине.  Как бы Вы описали свое моральное состояние сейчас?

МБХ: Я наконец-то чувствую себя спокойно.  У меня такое ощущение, как будто этих 10 лет, прошедших с моего последнего визита в этот отель, не было. Я был здесь незадолго до своего ареста.  У меня такое ощущение, что с моего последнего визита прошла неделя.  Единственное, что меня волнует – это судьба моих коллег, которые по-прежнему находятся в тюрьме. 

СС: Если бы я попросил Вас выбрать САМЫЙ значительный момент за последние 3-4 дня, что бы Вы назвали?

МБХ: Для меня было абсолютно неожиданным наличие такого живого интереса людей на пресс-конференции в Музее Берлинской стены. 

СС: Я имею в виду личные моменты.  Каково было, например, впервые в жизни увидеть свою четырехлетнюю внучку? Девочку, родившуюся, пока Вы были в тюрьме, которую Вы никогда не видели и с которой познакомились здесь в Берлине. 

МБХ: Я получал ее фотографии, и по этим фотографиям следил, как она росла. Было удивительно, что в жизни она оказалась точно такой же, какой я ее себе представлял – живой, активной, бегающей туда-сюда. Потрясающе.

СС: В 2010 году на своем втором процессе Вы сказали: «Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме, и не хочется здесь умереть. Но если потребуется - у меня не будет колебаний». Был ли такой момент, когда Вы считали, что можете никогда не выйти?

МБХ: Да, таких моментов было несколько, а последний случился всего за 3 дня до моего освобождения. Это очень советская, сталинская система.  Заключенный, срок которого близится к концу, знает, что будет освобожден через месяц-два, и именно в этот момент ему продлевают срок, как раз в тот момент, когда он ждет свободы.

СС: Был ли когда-то момент, когда Вы действительно хотели со всем покончить? Думали, что можете попытаться со всем покончить?

МБХ: Нет, совсем наоборот.  Когда я сел, то сказал себе, что если режим захочет держать меня здесь вечно или убить меня, им придется приложить серьезные усилия, чтобы этого добиться. Я им помогать не собирался.

СС: А как насчет жизни с мыслью о том, что Ваша семья снаружи страдает? А Вы знали, у Вас были какие-то ограниченные контакты с ними, Вы знали, через что они проходили из-за Вашего заключения.

МБХ: Конечно моей семье было очень трудно, потому что мы все очень близки и почти все время были вместе.  Поэтому когда внезапно нам пришлось быть отдельно друг от друга, это было очень трудно. Это было, наверное, самым трудным.

СС: Давайте поговорим о Вашем освобождении.  Вы говорите, оно стало для Вас абсолютным сюрпризом.  Даже за 3 дня до этого Вы не знали, что оно произойдет. По Москве ходят упорные слухи о том, что между Вами и Путиным была заключена какая-то сделка.  Сделка, в рамках которой от Вас требовалось сказать, что Вы не создадите политических проблем, не вернетесь в Россию – так была ли сделка?

МБХ: Все между нами было очень прозрачно.  12 ноября мои адвокаты сказали мне, что господин Геншер говорит о возможности досрочного освобождения без признания вины. Он прислал мне письмо, которое он направил Президенту Путину, а я представил 2 документа, которые я упомянул на пресс-конференции – просьбу о помиловании без признания вины. Никаких политических требований ко мне не предъявлялось. Я сказал, что не стремлюсь к политической власти и не буду бороться ни за какие из своих потерянных многие годы назад активов, и это действительно так.

СС: Но вот здесь я немножко запутался, потому что в последние несколько дней Вы сказали, и я цитирую – что Вы хотите быть символом силы гражданского общества, чтобы подтолкнуть систему к освобождению политических заключенных.  Вы хотите играть роль в гражданском обществе.  Вы тоже сказали, что не хотите играть политическую роль, играть в политические игры ради власти.  Как Вы можете продвигать реформу тюремной системы, выступать за освобождение политических заключенных, не занимаясь политикой?

МБХ: Хочу повторить то, что я выразил довольно четко.  Существует политическая борьба, когда кто-то стремится к политической власти, чтобы получить позицию, на которой человек может принимать решения с целью их претворения в жизнь.  Мне такая работа неинтересна. Хочу сказать, что при существующих российских законах это было бы невозможно.

СС: Я понимаю.  Вы это четко объяснили, Вы не ищете политической власти для себя лично.  Но как насчет необходимости создать как можно больше политического шума, чтобы оказать давление на Владимира Путина. Приведу пример женщин из «Pussy Riot», обе из которых, те, которых посадили, были освобождены по путинской амнистии.  Они вышли из тюрьмы со словами о том, что эта амнистия – фикция, пиар-ход.  Одна из них вышла, крича «Россия без Путина».  Они явно полны решимости продолжать свою политическую деятельность и свою антипутинскую кампанию за то, что они считают правосудием.  А Вы готовы продолжать создавать большой шум?

МБХ: Для меня вопрос политических заключенных, по-прежнему остающихся в российских тюрьмах, – это вопрос номер один, но это не единственная проблема. Что более важно в моей стране, так это то, что общество не готово управлять само собой.  Люди не хотят быть ответственными за свою судьбу, и это дает Путину возможность контролировать большинство.  К счастью, теперь есть и другие люди, желающие бороться за свои права и определять свою собственную жизнь.  Теперь таких людей больше. Не много, но больше. Я вижу свою роль в том, чтобы помогать улучшению этой части общества.

СС: Но чтобы прояснить, что происходит сейчас.  Вас освободили.  Участниц «Pussy Riot» освободили.  Считаете ли Вы, что это представляет собой значительный сдвиг в отношении Путина к инакомыслию, к оппозиции? Или же это, как сказала одна из участниц «Pussy Riot», всего лишь пиар-ход?

МБХ: Я убежден, что Путин сейчас предпринимает какие-то действия в отношении политических заключенных по практическим причинам.  Это не доказывает наличия фундаментальных изменений в его политике, но такие изменения по-прежнему возможны, и российское общество должно упорно работать в этом направлении.

СС: Однако позвольте мне задать прямой вопрос.  Мне просто интересно, не чувствуете ли Вы себя скомпрометированным, не чувствуете ли Вы страха, может быть Вы не можете на самом деле говорить о Путине и путинской России сегодня откровенно, потому что, например, Ваш близкий коллега Платон Лебедев остается в российской тюрьме? Не в этом ли правда?

МБХ: Разумеется, мне приходится думать о том, что остается еще много политических заключенных, включая людей, за которых я лично несу ответственность, но более важно то, что, по моему мнению, пути достижения социально значимых целей отличаются от методов «Pussy Riot». Я считаю, что если бы пассивное большинство составляло 50%, а активное меньшинство – 30%, тогда политика Путина радикально бы изменилась.

СС: Последняя мысль про Путина, а потом я хочу перейти к другим темам.  Мне просто кажется, что в течение последних 10 лет Вы с Владимиром Путиным вели войну воль, и Вы потеряли 10 лет свободы, Вы потеряли свою бизнес-империю, а теперь Вы, по сути, находитесь в ссылке.  Вы сказали, что не сможете вернуться в России в обозримом будущем из-за остающихся у Вас юридических проблем.  Не состоит ли правда в том, что в этой войне между Вами и Путиным Путин выиграл?

МБХ: Ну это не мне судить.  Если бы Путин настаивал на том, чтобы я признал вину, тогда я остался бы в тюрьме.

СС: Но он Вас уничтожил.  Он сломал Вам 10 лет жизни.  Он разрушил Вашу компанию, Ваше состояние, и Вам придется провести, вероятно, остаток своей жизни, уж точно следующие несколько лет вдали от своей страны.

МБХ: Если оставить в стороне мою личную жизнь, то в публичной зоне последние 10 лет не только не уменьшили, а наоборот увеличили мой потенциал.  Нельзя сказать, что цели режима достигнуты.  А цель состояла в том, чтобы об оппоненте режима забыли.  У них всегда была эта цель, и сегодня очевидно, что меня не забыли. Так что для режима я по-прежнему остаюсь серьезной потенциальной проблемой.  С другой стороны, было бы неправильным говорить, что ты проиграл, а я выиграл.  Мое освобождение является компромиссом, когда Путин выиграл, и оппозиция выиграла. 


СС: Как Вы считаете, Вы когда-нибудь вернетесь в Россию?

МБХ: Убежден, что да.

СС: При Владимире Путине или после него?

МБХ: Убежден, что еще при Путине.  Ситуация изменится.

СС: Теперь, прежде чем закончить интервью, я хочу поговорить о личных моментах. В тюрьме у Вас было много времени на раздумья.  Мне просто интересно, когда Вы там сидели, признались ли Вы себе в том, что совершили серьезные ошибки в том, как Вы строили свой бизнес в 90-е годы и в начале 2000-х.  Вы стали одним из самых богатых людей в мире.  Вы приобрели, по данным журнала «Forbes», 15-миллиардное состояние, и большинство из этого было основано на льготных сделках, заключенных с правительством Ельцина по массированной, массированной распродаже государственного сырья и богатств, включая нефтяной бизнес. Готовы ли Вы сейчас сказать, что то, что Вы делали, было неправильно? Было ошибкой? Жалеете ли Вы об этом?

МБХ: На самом деле, я всегда говорил, что считаю свои действия по возрождению промышленности абсолютно правильными, и я сделал бы это снова точно так же.  Результат был очень хорошим, мы сумели спасти нефтяную отрасль, когда Россия находилась на грани импорта нефти. Можете себе представить? И мы смогли поднять ее до того уровня, когда добыча нефти выросла вдвое, а в нашей компании даже втрое.

СС: Господин Ходорковский, сейчас я хочу пригласить присоединиться к нам Вашего сына Павла, потому что я хочу поразмышлять о том, куда Вы лично, и Ваша семья, теперь будете двигаться. Поэтому я хочу пригласить Павла к нам присоединиться. Он был в программе «Трудный разговор» всего пару месяцев назад.  Он слушал наше интервью, поэтому давайте пригласим его присоединиться к нам прямо сейчас и возобновим нашу беседу.

СС: Павел, спасибо за то, что присоединились.  Я уверен, что это замечательно чувствуется, когда можно сидеть рядом с отцом во время интервью в программе «Трудный разговор». 

ПХ: На самом деле, это довольно невероятно. Я бы сказал, очень даже невероятно.

СС: Ну, я с Вами разговаривал чуть больше двух месяцев назад, и в тот момент мне показалось, что Вы были очень не уверены в том, выйдет ли Ваш отец на свободу в 2014 году или же действительно будет третий процесс, и он может застрять в российской тюрьме очень надолго.  Как вы думаете, почему Вашего отца освободили?

ПХ: Ну, мы можем говорить о целой куче разных имиджевых факторов, и это действительно так.  России нужно улучшить свой имидж за границей.  Ей нужно получить максимум от приближающихся Олимпийских игр, а потом перед своим президентством в «восьмерке» ей надо представить себя в наилучшем свете.  Поэтому конечно же амнистия и президентское помилование моего отца в этом помогают.

СС: Вы поставили под угрозу свою семью.  Как Вы сказали, Вы накопили огромный долг, долг своей семье, который, как Вы сказали, Вы теперь хотите отдать.  Интересно, как можно отдать этот долг?

МБХ: Заботой.  Семья – это всегда группа единомышленников.  Поэтому если мне придется бороться, я мог рассчитывать на поддержку своей семьи, и эти расчеты оправдались.

СС: Вы сказали, на самом деле сказали мне, поскольку Вы переписывались и перезванивались со своим отцом, «я считаю, что опыт последних 10 лет сделал его намного более чувствительным, эмоциональным человеком.  До своего ареста он, как руководитель, был безжалостен. Он игнорировал эмоции».  Теперь, когда Вы смогли провести с ним некоторое время, это действительно так? Он изменился?

ПХ: Ну, во-первых, я должен сказать, что физически мой отец совсем не изменился.  То есть, я видел его лично 10 лет назад, и конечно же, хотя я смотрел все имевшиеся видео из зала суда, это все равно не очень считается. Поэтому я ожидал увидеть другого человека, и действительно потрясающе, что это тот самый папа, которого я помню 10 лет назад.

СС: Теперь вопрос к Вам.  Как по Вашему мнению, Вы изменились? Изменили ли эти 10 лет Вас фундаментально?

МБХ: Да.

СС: Каким образом?

МБХ: В разных смыслах я стал старше. Десять лет назад я, наверное, думал, победить или проиграть. Сегодня я понимаю, что лучше если обе стороны считают, что они выиграли. 

СС: И последняя мысль, к Вам, по поводу Вашего будущего.  Есть в России люди, которые говорят, что что бы Вы сегодня ни говорили по поводу того, что Вы не будете играть политическую роль, в конечном итоге Вы – единственный человек, обладающий опытом, узнаваемым именем, политическим весом, чтобы бросить вызов Владимиру Путину и изменить Россию.  Почему бы Вам это не сделать?

МБХ: Несомненно, я буду одним из тех людей, которые будут пытаться изменить Россию.  Однако изменить Россию – не значит заменить существующий режим кем-то другим, это противоречило бы моим взглядам.  Я убежден в том, что нам не нужен новый Путин.  Нам нужна демократическая страна, а это – совершенно другая задача.

СС: Но Вы будете за это бороться?

МБХ: Конечно.

СС: Михаил Ходорковский.  Павел Ходорковский.  Спасибо Вам обоим за участие в программе «Трудный разговор».  Я вам действительно очень за это благодарен.




Комментарии
Inna_33 | Инна | 24.12.2013 15:14
Михаил, помогите российскому обществу научиться жить без царя! Просвещайте! Вас хотят слушать. Завоюйте внимание той части электората, который внимает царю
tsp | tsp77 | 24.12.2013 16:01
По-моему, Инна_33, только просвещать. Не надо завоевывать внимание электората. Надо простщ, чтобы люди узнали, где и как они жили и живут. Нужна информация о сталинских репрессиях (хоть кино уровня Роммовского "Обыкновенного фашизма"), о коллективизации и индустриализации, о войне, о советской жизни в 60-е и 70-е годы, о перестройке, о причинах и следствиях реформ 90-х, о советских и россйских силовых структурах, спецслужбах. На деле, даже интересующиеся люди не имеют возможности узнать всей правды, но и их становится все меньше - просвещение подавляется сознательно в нашей стране. Нужен возврат к гласности, но гораздо в более широком масштабе, чем тот, что было начался при Горбачеве. И желать это все придется в условиях жесткого противодействия властей. не знаю, как. Но, не сделаем - потеряем страну.
lavsel | Сергей | 24.12.2013 19:39
Сформулировано весьма точно.
Причём очень часто можно начать именно со своей семьи, с её дальних корней.
Ведь вся история России наложила свои неизгладимые следы, а очень часто,- рубцы и шрамы на многих поколениях конкретных семей. А ещё чаще были невосполнимые прорехи, обозначившие погибших, убитых, репрессированных, интернированных...
Это трудно, но постарайтесь найти и составить хоть из малых лоскутов какую-то картинку.
Сергей Львович.
GMF220956 | Мария | 24.12.2013 16:04
Это титанический труд. Очень трудно изменить менталитет человека, а те кто готов принять новые знания, скованы страхом. Пересмотреть свои ценности, изменить образ жизни, изменить свое отношение к миру и тому, что происходит, не просто.
Petr | Петр | 26.12.2013 08:10
Эпизод классовой борьбы.
Эксперта по действиям ОМОНа на Болотной площади отстранили от работы
http://lenta.ru/news/2013/12/26/burmistrov/
Затыкают рот.
garribaldi | игорь | 26.12.2013 10:20
может всё же книжки начнём читать ? кроме своих айподов ничего не видите а в нём что ? сиськи письки ? реальных людей надо любить а не картинки. Взяли б на Соловецкие острова съездили или в деревню что 50 км от города вашего - и всё ... Там всё сразу ясно становится .Помогите обществу ... чего ему помогать то ему нравиться стаять раком и ещё сами же булки раздвинуло - нате , возьмите .
Inna_33 | Инна | 24.12.2013 15:32
Вчера (понедельник, после освобождения МБХ) на работе возник жесткий спор с одним из молодых сотрудников (25 лет - ведь он не из того советского общества). Он рожден уже в новой России. Мне 45 лет. Я была удивлена – насколько слепо этот молодой человек верит в Путина. Хотя бы потому что он живет в одном из просвещенных городов России (г. Москва), он пользователь интернета (а значит, есть доступ ко многой информации).
Как научиться коротко, весомо и доказательно отвечать в такие моменты??? Научите
radnama | Р,Р, | 24.12.2013 16:41
Да никак! Если человек не хочет слушать-не надо перед распыляться.Одним больше, одним меньше... Если только он не давит.Если пытается Вам свое мнение навязать-обращайтесь к фактам, которые мы знаем из статей, книг, интернета...Если для него это не авторитетно-плюньте.Мы же демократы.Будем считать, что каждый имеет право на свое мнение...
omaximova2008 | оля | 24.12.2013 17:06
А почему вы считаете, что ваша позиция "более правильная". Почему вы должны навязывать свою "либеральную" точку зрения людям, у которых другое понимание развития России? Да и прав Р,Р, одним больше одним меньше - здесь ничего не изменит, так как выборы показывают, что за Путина подавляющее большинство. А, кстати, кто если не Путин, только с фамилией (фамилиями).
Inna_33 | Инна | 24.12.2013 17:32
Да нет же! Не навязывать, ни в коем случае! Может я не совсем верно написала. Может быть, правильнее выразиться "сказать-просветить"... Я сама еще 4-5 лет назад придерживалась другой точки зрения об МБХ (под гипнозом федеральных каналов). Но начитывая информацию мое мнение менялось.
Кстати, Оля (omaximova2008), Ходорковский и говорит, что меняя одного правителя на другого (с заменой фамилии) ничего в России не изменится!
Он говорит о ПАРЛАМЕНТСКОЙ России.
omaximova2008 | оля | 25.12.2013 09:18
Вы считаете, что Россия созрела для парламентаризма? Вспоминаются те же 90-е, когда вместо принятия решений в госдуме, основная часть времени уходила на споры и драки, как в басне про лебедя... В результате стояли на месте, скорее даже падали. Вы этого хотите?
AleksBakman | Aleks Bakman | 30.12.2013 02:22
Вот типичная схема управления республики (латынь) или демократии (греческий язык), также известной под русским переводным именем народовластие:

1. избранные плательщиками налогов законодатели издают законы
2. избранный налогоплательщиками президент возглавляет власть, исполняющую эти законы
3. избранные налогоплательщиками судьи интерпретируют законы в контексте конституции

Свободная пресса следит за тем, чтобы враждующие политические партии не договорились между собой, чтобы не установилась монополия власти, чтобы три ветви власти оставались независимыми друг от друга.

Инна, как определить "парламентскую" республику? Главенство парламента над остальными ветвями власти?

далее, всё богатство России - это её ископаемые. население не участвует в создании национального продукта, который целиком принадлежит группе олигархов. парламент не зависит от налогов. депутаты - все независимо богатые люди, пособники олигархов. Кто будет выбирать парламент, президента и судей? Налоги идут только на пенсии таким же рабам монарха, как тем, кто их платит.

если Ходoрковский действительно задумывается над судьбой России, он должен начать с ответа на вопрос: как Россия должна обеспечить себя, своё население?
Варианты ответа на этот вопрос:
1) за счёт продукта труда, талантов, и инициативы населения. в таком случае власть отчитывается перед населением - источником благ.
2) за счёт недр. в этом случае власть отчитывается перед владельцами минеральных прав и может игнорировать население.

На основе понимания, откуда берётся еда и кров, можно уже определить и более сложные вещи: как избирать, как контролировать власть, как соблюдать анти-монопольное законодательство, чтобы свободный рынок не вырождался в диктатуру монополистов.

Любите своего Ходорковского на здоровье, но не делайте из него следующего Путина, ответственного за всё и за всех. Не становитесь сами на четвереньки - и Вас ни кто не поставит.
Daos | Даос | 31.12.2013 02:04
Бо-о-оже... ТАКОЙ человек, и настолько учебников не читал?

Что, совсем? Бе-е-едный.
1. Республика и демократия - это не одно и то же. Первое означает, что правит кто-то, кроме тебя, а второе - кто-то, вместе с тобой. В Греции самых активных демократов острактировали (изгоняли), в Риме - сначала заносили на трон, а потом выносили с трона. А чо? Ну движуха такая была...
2. На трон попал (уж попал - так попал) - закон давай. Легитимный. Но, вспомним завет Локка - нужно вовремя разогнать парламент, пока они не насочиняли фигову тучу фиговых законов (если законодательный орган не остановить он затопит общество в законодательных инициативах - резонно, чо!)
3. Ну а о судьях... Либо хорошо... либо очень хорошо. Русская традиция.
lavsel | Сергей | 24.12.2013 18:48
Как же хорошо я представляю вас, Оля-2008, в Германии тридцатых годов, где вы бы вопрошали, "Кто, если не Гитлер? Неужели какие-то соцдемократы, Либкнехты, Тельманы...?"
Или в СССР, на "сталинских процессах", где вы бы полностью поддерживали Вышинского или Ежова, требуя смертной кары "вредителям" или "оппортунистам"...Кого же ещё выбирать, кроме верных соратников вождя? Они давно проверены, а остальное - отщепенцы!
Нынче такая позиция провокаторов годится только для абсолютно не информированных...
Здесь таких, кроме вас, маловато.
Сергей Львович.
omaximova2008 | оля | 25.12.2013 08:31
Сергей Львович. Ну если перейти на ваш слоган, то... Я хорошо представляю вас в России 20-х годов, когда такие как вы с криками "долой самодержавие" расстреливали слабого царя и его семью, который, в силу своей безграмотности и "либеральности", не то что не смог управиться с государством, что привело в итоге к восторжествованию коммунистических идей, но даже не смог защитить себя и семью. Или во времена Горбачева, когда за красивыми "перестройками", слабейший правитель, сам чуть не оказавшись в тюрьме, просто бросил народ в пучину хаоса, наверняка под ваши громкие либеральные апплодисменты. Либерализм штука хорошая, для болотных речей, но в реальности, ни к чему кроме безвластия и бардака у нас в России не приводящая. Вот две крайности - приведенные вами и мной. Истина, как всегда, где то посередине. Да и нет ее, этой истинно демократичной и народной формы правления, всегда будут отклонения. Но к какой крайности ближе, решает народ.
putimor | станислав | 24.12.2013 21:53
Идеальный вариант - МБХ!!! Но нереальный в нашей стране.
Касьянов, Кудрин. Впрочем любой на Ваш вкус, лишь бы власть
менялась. Я согласен на Зюганова - этот точно отправит Пу туда,
где пребывал МБХ.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 24.12.2013 23:57
"Подавляющее"? Встретил я в ноябре одну старушку. Говорит: "Благодаря ему всё ещё электричество есть. И вода".
Irmita | Светлана | 25.12.2013 10:20
Вы действительно верите в выборы??? Я даже на простом обывательском уровне видела как "выбирается" Путин . Удивительно, для меня открытие, что есть люди которые верят в "честные выборы".
omaximova2008 | оля | 25.12.2013 21:04
Все познается в сравнении. При либералах-демократах, к примеру, в 1996 году выборов вообще не было, в наглую рисовали победу ельцину, разве не так?
ZOYA | Зоя | 25.12.2013 11:25
Как верно заметил кто-то однажды - отдайте только на неделю "ящик " Явлинскому и вы не узнаете страну. Так, что вот это "подавляющее" продавливается постоянными "опросами" и фальсификатами. Думать молодые люди начнут, когда будут сталкиваться с проблемами, а покуда сыты, хотя бы за счет родителей- им ни к чему "мировые проблемы". Я, как правило, разговор завожу просто с себя -привыкла за советские годы бегать против течения. Потому с самого начала заинтересовалась МБХи раскопала, что он - белая ворона в своей среде, среди олигархов. Белая бухгалтерия была только в его компании, потому он верил, что суд разберется. Скажите, Вы знали об этом? Налоговая проверка год шла, только закончилась и претензий НЕ БЫЛО! Тогда ВДРУГ откуда взялись претензии? И вот так рассказываю. Слушают, как правило.
mixxa | Михаил | 25.12.2013 13:25
Оля, путин же сказал, что если не он, то зюганов=жириновский=миронов, у нас огромный выбор гениальных личностей...
omaximova2008 | оля | 25.12.2013 21:07
Он говорил не про приемников, а про политических лидерах, что и показывают выборы. Хоть вы со мной и не согласитесь, но других фактов и лидеров голосований я тоже особо не вижу. Прохоров разве что, да и навальный в Москве довольно неплохо выступил. ВСЕ!!
Laosa1987 | Александр | 24.12.2013 18:29
Встречал и встречаю таких людей обидно что есть не просвещенные среди друзей с ними ничего не сделаешь пока их самих не заденет какая то проблема в нашей стране а так с теми кто смотрит тв разговаривать вообще невозможно.Я например в 17 лет стал читать статьи Ходорковского и вот уже прошло 10 лет я полностью на его стороне. Хотя пока смотрел Тв думал что Путин супер (((
putimor | станислав | 24.12.2013 21:31
Только реальные факты. Например, когда Путин и Со. грабили ЮКОС,
это была самая успешная компания в стране, обеспечивавшая около
четверти поступлений в бюджет, а не в карманы путинцев. И все
благодаря тому, что была частной компанией. Она обязана быть
абсолютно прозрачной для общества. Вся информация о доходах, налогах
была известна всем. И никаких долгов.
Что произошло после захвата Юкоса Путиным и якобы его национализации?
А вот что - задолженность госкорпораций год назад составила 632 миллиарда
долларов, что превышает все золотовалютные запасы страны (это кстати озвучил Зюганов
во время избирательной компании год назад).
Так вот расскажите своему юному другу, что эти долги придется отдавать ему и его детям.
Если конечно не кончится нефть к тому времени - разведанные ее запасы не больше 20 лет,
даже по оценкам путинских экспертов.
Есть надежда, что цены на нефть "грохнутся" и мы снова станем "Верхней Вольтой с ракетами".
Тогда наш люмпен поверит в демократию. Но вряд ли кто придет нам снова на помощь.
Ведь вокруг одни враги, которых мы создаем сами.
С уважением
Станислав
И это при нынешних фантастических ценах на нефть и газ. Все паразиты сечины, медведевы,
которых в свое время изгнал МБХ, вернулись. И таких там
putimor | станислав | 25.12.2013 15:23
для Inna_33
Ar17081948 | Александр | 25.12.2013 15:24
Пусть я буду не скромным,но иначе,меня вряд ли поймут.Мне под семьдесят и Ходорковскому,в отличии от меня везло не так уж плохо,кроме того,мой стаж у "хозяина" в трое превосходит.В советское время,политических статей,не было,как нет их и сегодня,но мне вменяли:Нарушение общественного порядка,дезорганизацию,тераризирующую администрацию и граждан.Проводили лечения во всех возможных лечебницах,но как видите,не помогло.Любой олигарх,у меня ассоциируется,с разорителем ценностей,которыми славен был русский народ,но об истином хозяине страны,почему то забыли,а их к Вашему сведению,ещё много миллионов,которые ждут хлеба,который они по праву заслужили.Пока мы наблюдаем,как наши радетели,приумножают количество метров в иноземных владениях,размеры яхт и колличество прислуги.Нет,я ничего не изменил,но коли меня "лечили,"значит боялись.Сегодня страх потеряли все,потому,что приютят,если не Меркель,то Оланд или Обама,однако не дадут в обиду,а я хочу есть сегодня и не один толстосум,мне не поможет и заграница меня не обласкает,увы.
AleksBakman | Aleks Bakman | 26.12.2013 04:53
"Для того, чтобы изменить Россию к лучшему, нужно изменить источник благосостояния российского населения:

Если источником благосостояния нации является труд, таланты и инициатива населения, тогда власть, содержимая налогами вынуждена отчитываться перед людьми, владельцами источника богатства.

Пока источником богатства нации являются недра, самозванные владельцы недр будут кормить всю нацию, назначать правительство и игнорировать не только волю избирателей, но и саму жизнь людей, не участвующих в создании национального богатства.
1938 | alla | 24.12.2013 15:44
Уважаемый Михаил Борисович!!! Не однократно молясь и ожидая Вас на свободе, мы надеемся, верим, что Вы измените менталитет нашей страны, измените мышление нашего общества и мы отойдем от колено преклонства перед нашей властью, перед чиновниками , которые давно состарились. Вы грамотный ,образованный, талантливый, интелегентный человек, и ВАША КОМАНДА, УВЕРЕНА, БУДЕТ ПОДОБРАНА ПРОФЕССИОНАЛЬНО. С наступающим Вас Новым Годом!!! Удачи и успехов. Алла Москва
north-violin | Ольга | 24.12.2013 15:46
Михаил, пусть у вас все получится! Кому, как не вам, быть просветителем.
GMF220956 | Мария | 24.12.2013 15:49
Михаил Борисович!Спасибо огромное за ту позицию и взгляды, которые Вы озвучили в ходе интервью! Спасибо, потому что их разделяют многие россияне. И многие готовы идти этим путем. Эволюционный путь развития базируется не на борьбе, а на созидании. Механизмом претворения в жизнь этого пути и гарантией демократии являются демократические институты, которые не допускают тоталитаризма власти и гарантируют соблюдение прав человека и учитывают культурные особенности общества. Партии, общественные организации должны провозглашать целью не приход в власти, а разработку и воплощение в жизнь программы развития общества данной территории через приход к власти, т.к. это позволит закрепить в правовом поле территории те новые нравственные рамки, предлагаемые обществу, которые были одобрены и приняты обществом на выборах путем голосования. Закрепленные в правовом поле территории демократические институты являются гарантией развития общества ненасильственным путем. Сегодня необходимо объединение всех сил общества на культурное (этическое и эстетическое) обучение и особенно тех, кто идет в политику и во власть. Принцип компромисса, созидания заложен в самой сути экономики, которая заключается во взаимодействии интересов участников экономического процесса или фигурантов экономики.
За это время, пока вас не было с нами, в стране сформировался слой общества обладающий менталитетом свободного человека, новыми знаниями, новым уровнем культуры, который поддержит Вас и включится в общую работу.
С уважением Мария
gfdhkjhf | Ярослав | 24.12.2013 15:54
Так главное без резких движений врага надо бить его-же оружием!!!!
GMF220956 | Мария | 24.12.2013 16:00
Михаил Борисович!Спасибо огромное за ту позицию и взгляды, которые Вы озвучили в ходе интервью! Спасибо, потому что их разделяют многие россияне. И многие готовы идти этим путем. Эволюционный путь развития базируется не на борьбе, а на созидании. Механизмом претворения в жизнь этого пути и гарантией демократии являются демократические институты, которые не допускают тоталитаризма власти и гарантируют соблюдение прав человека и учитывают культурные особенности общества. Партии, общественные организации должны провозглашать целью не приход в власти, а разработку и воплощение в жизнь программы развития общества данной территории через приход к власти, т.к. это позволит закрепить в правовом поле территории те новые нравственные рамки, предлагаемые обществу, которые были одобрены и приняты обществом на выборах путем голосования. Закрепленные в правовом поле территории демократические институты являются гарантией развития общества ненасильственным путем. Сегодня необходимо объединение всех сил общества на культурное (этическое и эстетическое) обучение и особенно тех, кто идет в политику и во власть. Принцип компромисса, созидания заложен в самой сути экономики, которая заключается во взаимодействии интересов участников экономического процесса или фигурантов экономики.
За это время, пока вас не было с нами, в стране сформировался слой общества обладающий менталитетом свободного человека, новыми знаниями, новым уровнем культуры, который поддержит Вас и включится в общую работу.
С уважением Мария
meik520 | Евгений Харченко | 25.12.2013 06:27
Михаил Борисович, спасибо огромное за интервью! Полностью присоединяюсь к словам Марии, рад что Вы встретились с семьёй хотя и не на родине. Действуйте на воле также осознанно и неспешно, как давали это интервью!
Agnessa | Ирина, Одесса | 24.12.2013 16:19
Какое же, все-таки, счастье - именно, счастье, видеть на свободе Михаила Борисовича...
vbhjndjhtw | Светлана | 24.12.2013 16:29
ВЫДЕРЖКА ИЗ ЛИЧНОГО ДНЕВНИКА К-К С.С. ЗА 24.12.2013 Г., ВТОРНИК (О ХОДОРКОВСКОМ)
«Ходорковский! Какой он красивый! Такую красоту и ум – да в заточение!... На 10 лет!... Кощунственно, собственно. Но отвечать надо, в том числе, за собственную состоятельность и за несостоятельность – тоже! Да никто, никто по жизни не отличается друг от друга и – от Ходорковского, по большому счету. Потому и я – не отличаюсь от него. Увы, не красотой, а – «заточением»! Он пострадал, к примеру – за дело. За свое дело, имею ввиду (а не то, как – поделом ему)! А за что пострадала я? Меня не судили, не приговаривали! Но вот – «сижу», от звонка – до звонка!
Я не знаю о нем ничего, только слышу – богач! Хотела бы видеть в нем мецената, чтобы «долг» России отдал, гражданский (не Германии, а России!) … – не будет он заниматься политикой!... «Посмотрим. Ты будешь делать то, что Господь скажет. И если это будет политика – не обессудь! Только вот россиянам слез не добавляй, не о себе думай, а продолжай думать о том, о чем думал там, все 10 лет (время было)!» (цитирую свои мысли)
Учить взялась, наставлять на путь истинный? Да может он, как никто другой – на пути этом, истинно истинном и находится! Потому и в настоящие застенки на 10 лет! Значит – силища в нем, ничем иначе не прикрыть! Для меня, к примеру, хватило «домашнего ареста»: сама себя осудила, сама приговорила, сама посадила и сама просидела эти же 10 лет! Дома! В «матросской тишине», ежедневно чуть не сходя с ума…, просыпаясь ни свет – и душу свою изливая тебе! Тюрьма! Книга мечты моя чуть не лопнула по швам – не помещая все мои желания в картинках! Воображение свое забыла «посадить»! Оно работало, не покладая рук и ног моих! Сегодня еще доклеивала картиночки девочка Света и размышляла о вечном, в том числе, о таких, как Мандела (земля ему пухом: у Господа стоит на «ковре»: интересно – есть и ему в чем каяться? Наверное – нет! Завидую, уважаю); как женщина-редактор из порта Ванино (вот тебе и дальний Север – а поставила на уши и за несколько минут (имея лишь истину из вооружения), приручила весь Центр Вертикали, с «эпицентром во главе»! Умница бесподобная. Правильно, что костыли забрали – не мешало бы ними, для острастки, махнуть (и все это понимают!)! Но не правильно, что Путин их оправдал, тех, кто костыли забрал. …извиниться должен бы был – принародно, а не просить ее не обижаться, это разные категории обращений, тем более – лица Первого! А женщина – выше всех была (не обижайся, Владимир Владимирович, но и тебя – выше! Зрелая она, а ты – в процессе)); как Ходорковский (вышедший, словно вихрь – из застенок, словно испарился из России. У богатых свои причуды. Почитал бы он – что я здесь о нем пишу – наверное бы «помог» мне материально – в отместку!...ха-ха); о многих думала, о себе, тоже.
Возвращаюсь к Ходорковскому: мы вместе с ним отсидели, но заточения наши были – сообразно нашим «силам». Кому какое полагается – такое Бог и дал! Потеряны ли эти годы? Конечно же – нет! Это тот тайм-аут, в котором растет дух! Его время! И ты делаешь в этот период именно то, что его укрепляет, усиливает, наполняет качеством! Трудное это время, испытанием называется, но без него – нет пути вперед, а назад – не вариант для жизни! За «отсидку» тоже надо отвечать! Посмотрю – как Ходорковский это сделает. Он – будто джин из бутылки! Он хоть сам об этом знает?! Чувствую, что Россия его заждалась. Не его противостояния и «гнева» - за лучшие годы, проведенные в застенках! Обидно ему может быть. Но только задуматься стоит глубже и поймет – насколько он счастлив! «На свободе» - свобода мнимая. А вот там – истинная. Не смотря на то, что несвободой называется! Сколько можно всего переоценить, передумать и наметить: никто не мешает – ты временно «списан», чтобы иметь возможность «вернуться» - и сказать правильное слово! Узнать – кто ты! Познакомиться со своим «Я», до которого на свободе и дело то у многих не доходит! Мало у кого такая возможность в жизни выдается! Именно избранным – для чего-то большего эта «тишина» дарится Свыше. Это испытание заслужить надо!
Чувствуется в Ходорковском сила, даже в улыбке (Господи, даже не знаю как его зовут)! Он уверен в себе – и правильно! А иначе – зачем было «сидеть»! Хочется его уважать, не хочется разочароваться в нем, даже мысленно. «Может Вам интересно о чем я мечтаю, господин Ходорковский? Отвечаю: в данном случае - чтобы Вы нашли общий язык с Президентом РФ Путиным, ведь мы (народ) – этого достойны, не так ли?! Вы согласны со мной? Надеюсь! И прошу: поработайте на нас (послужите России), пожалуйста, это Вам зачтется – сторицей!» (цитирую слова личного моего мысленного обращения к данному господину)
А может надо эти свои мысли отправить Ходорковскому? Не привыкла как-то за спиной… А как его найти? Да мир же тесен, Семен Семенович! Вернее – Светлана Савельевна!
Наконец-то полегчало на душе. И, скорее всего, из-за последней мысли, надо подумать над ней! Я подумаю, она мне даже нравится! Наверное все связи (письма-звонки) с Ходорковским – либо не для смертных, либо на прослушке, на подглядке – попаду в историю! Так, не ровен час, и правда – в ИСТОРИЮ попасть можно! (В какую? России!)
Прости меня, Ходорковский, если тебе мои «развлечения» на страницах моего собственного дневника – не очень по душе. Но, если честно, счастлива буду посеять своими размышлениями позитивные мысли в Вашей голове, которые помогут Вам упорядочить все, имеющиеся в последней. Мы ведь – «коллеги по заточению». С одной только разницей: ты уже вышел (прошу прощения за фамильярность), а я – готовлюсь! А пока - пишу из «заключения»… Хотя, что греха таить, дух мой давно гуляет по России, приглашает – и Ваш (извините, не поймите превратно – ничего личного)!... Только не «садите» свой повторно в заключение – теперь уже за границей, это так легко сделать! Он у Вас – русский (по крайней мере – так с экрана телевизора видится). Верю, что Матушка Россия умеет красить не только лица!» (КОНЕЦ ЦИТАТЫ)
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 24.12.2013 16:48
Судя по всему, уйти в "заслуженный отпуск" Михаилу Ходорковскому не придётся. Духовное, экономическое и политическое состояние России сегодня таково, что требует безотлагательных мер по её спасению, а стало быть, полной мобилизации ответственной интеллектуальной и нравственной элиты. Первоочередное в повестке дня - полный демонтаж позорного института политзаключённых, восстановленного сталинистом путиным и кропотливая работа по созданию независимого правосудия.
Впрочем, Михаилу Ходор не привыкать работать без отпуска. За десять лет руководства крупнейшей и самой передовой в России компанией он отдыхал всего четыре дня - в горах Кавказа.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 25.12.2013 00:00
Жаль, конечно, что "из далека", но как по-другому...
alex-grand2 | Александр Яковлевич | 24.12.2013 16:49
Полностью согласен с Вами, Михаил Борисович. Нам нужна демократическая страна, более того, нам нужна страна с торжеством истинных человеческих ценностей, а не подложных, навязывание которых продолжается.
Уникальная программа возрождения России и один из её проектов - БРАХА(בְּרָכָה) (с иврита - Благословение в прямом (бенедикция) и переносном (счастье, подарок, удача) смыслах) ждут Вашего внимания, чтобы реализация произвела наибольший эффект и привела к значительным изменениям в обществе.
C наступающим Новым годом! Вместе с программой возрождения России наступающий год несомненно принесёт огромный успех в политической деятельности и БРАХА отныне будет всегда сопровождать Вас.

Подробности при контакте: E-mail:bracha1945@gmauil.com, Skype: alex-grand2
romanenko | Yevgen Romanenko | 24.12.2013 17:05
Михаил Борисович, мне очень бы хотелось услышать Ваше мнение, о Российской Федерации как субъекте внешней политики.
На мой субъективный взгляд, персона Путина, являет собой не только узурпатора демократии во внутренней политике, но еще и весьма весомого политика на мировой арене...
kireliha | Арина | 24.12.2013 17:32
Самое главное, чтобы Вы Михаил, начали как можно скорее, мы с Вами одногодки, а так хочется пожить в нормальной стране. Как же Вы правы когда говорите про 62% нашего общества, которое к сожалению просто серая масса, овцы, без собственного "Я", мало образованное, живущее по принципу "моя хата с краю", а еще жуже за пайку, за теплое место. Лично для меня Вы победили. Как Вас вообще можно сравнивать с Путиным? Да кто он такой? Ни роду, ни племени, закомплексованный с детства маленький жалкий мстительный человечешка. Про мозги я вообще молчу. А внешность - страх божий. Если бы Вы знали, как же бесить этот царек, дорвавшийся до власти. Как же хочется, чтобы у Вас все получилось. Удачи и здоровья Вам. А мы будем в Вас верить.
ecolog | Мария | 24.12.2013 18:07
Очень сильное интервью! Ответы Михаила Борисовича и его позиция очень порадовали! Спасибо!
Nymos | Алексей | 24.12.2013 18:34
Не нужно делать из Ходорковского «Стену Плача», стараясь засунуть во все щелки его большого сердца свои мольбы и чаяния. От этого он может и вправду окаменеть.

Находясь в изоляции от внешнего мира, человек может нафантазировать себе, бог знает чего. А в это время жизнь в стране изменилась радикально. Радикально настолько, что растет новое поколение нео-рабов. Они более не хотят быть бизнесменами или учеными, но хотят быть чиновниками и полицейскими.

Ситуация приближается к той, о которой писали Стругацкие:

«Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.»

Дадим Михаилу Борисовичу самому выбрать: уподобиться Герцену или Леонтьеву.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 24.12.2013 23:47
По теме: "Мы у Бога не получились. И теперь Ему не до нас..." Н.В.Гоголь
mila51 | Людмила | 24.12.2013 18:41
omaximova2008 (оля)
Оля, посмотри внимательно на презика. Что ты увидишь? Злобного (мало сказать ) ОЧЕНЬ злобного человека, посмотри на его руки, поинтересуйся физиогномикой. Или вы там все такие?
omaximova2008 | оля | 25.12.2013 09:16
Кто - вы? Я вы деда мороза хотите видеть президентом? А может доброго гномика? Не пойму вашей логики. Ну было у горбачева другое лицо и что, помогло это России? Или у навального лицо добрее? В чем смысл вашего опуса?
mila51 | Людмила | 24.12.2013 18:44
Не обольщайтесь, Владимир Сергеевич! Впереди много интересного.
inna777 | Инна | 24.12.2013 20:58
Добрый вечер уважаемый Михаил Борисович!

Я с трепетом в душе и сердце ,и часто со слезами на глазах, вот уже пятый день проживаю дни Вашего освобождения!!!!! Во-первых здоровья душевного всей вашей семье!!!! Очень приятно смотреть на вашу семью, видно что живет любовь в этой семье !!!
Моё мнение такое , что президент проиграл в этой скверной и грязной игре... Это было понятно с самого начала . Я сама испытала в некоторой степени такое же в своей жизни , но конечно совсем на другом уровне и в другом масштабе( Положили глаз на наш бизнес, заказали Налоговой обанкротить наше предприятие) . Я прошла все круги ада преследований и угроз со стороны прокуратуры, следователей и судей. В результате моей борьбы в течении 3 лет я все таки обжаловала решение судьи и мне вынесли оправдательный приговор.
Поэтому , услышав о Вашем освобождении , первая реакция это стопор и слезы....
Мне трудно писать...
Хочу пожелать Вам главного здоровья!!! Вашей маме и отцу пожить в добром здравии и порадовать Вас !!! Бог Вам в Помощь!!!!
maiscii | Алекандр | 24.12.2013 19:05
Не торопись!!!!Тебе говорит Александр МАЙ!
helmut39 | Александр | 24.12.2013 19:24
Михаил Борисович, в Ваших здесь последних словах прозвучало именно то, что должен делать каждый адекватный человек в нашем обществе. И очень хотелось бы, чтобы Ваш огромный авторитет смог дать толчок тем, кто так тяжело порой отрывает одно место от нагретого дивана.
SergeyK | Сергей | 24.12.2013 19:31
Увы, про то, что за Путина голосуют потому как не хотят брать судьбу в свои руки - это затертая и совершенно провальная идея. Простой вопрос ну отчего тогда за коммунистов то не голосуют? вот. Дело в другом.
Голосуют потому, как альтернатив нет. Кандидаты рассказывают, не как они будут работать и как улучшить жизнь, а как сесть им сесть на шею избирателю ( по крайней мере это так и воспринимается ).

В общем, если Михаил Борисович и дальше собирается рассказывать про 'пассивное большинство' которое якобы такое потому как 'менять ничего не хочет, не хочет брать, панимаешь, ответственности' - далеко это не уедет. Честное слово.

Лучше все таки некоторое время повыяснять, что сейчас волнует людей, чем сразу кидаться старыми, заезженными штампами. Пусть не быстро, зато есть вероятность в течении нескольких месяцев не превратиться в очередного оппо-клоуна ( у нас их целый цирк и так ), а не превратившись, все таки как то повлиять в лучшую сторону, с клоунов же - какой спрос?
Marina_Herriott | Марина | 24.12.2013 19:33
Продолжаю с особым вниманием относиться к событиям вокруг Ходорковского, что характеризую, как сознательное изменение сил в существующей системе паханата в России. Видимо, отсутствие «соревновательности» - тормоз развития и путинской вертикали.
Надеюсь, конечно, что мышление Ходорковского вырастает из тех понятий до реального свободомыслия.
По данному интервью:
Михаил, в чём он не одинок, склонен обвинять народ в нежелании быть ответственным.
Уверена в ошибочности подобного мнения. Самостоятельность в России никогда, как минимум, не поощрялась, а традиционно была наказуема. Ходорковский сам же тому пример.
То есть, в тех системных условиях самоорганизация народа невозможно. Разве что на силовой слом системы, что само по себе бесполезно в условиях отсутствия всенародно принимаемого демократического лидера... как следствие путинской системы...
Систему надо менять, а не народ...
eoc | еос | 24.12.2013 19:36
Одни стенания. Измените… помогите… на вас надежда… Ну и чем вы отличаетесь от фанатов оппозиционного лагеря? Одного царя на другого поменять хотите? Так МБХ на царство не претендует. Он всем прямо сказал. В сторону патернализм, стройте свою судьбу сами, и Россия изменится к лучшему.
gapankis | Gala | 24.12.2013 19:38
У Пушкина: "Не дай мне Бог сойти с ума. Уж лучше смерть или тюрьма..." Тюрьму МБХ прошел, не потеряв ни рассудка,ни достоинства. Выдержит ли испытание "свободой", свалившейся на него, и не станет ли она для него хуже неволи? Пока он был за решеткой, всем это было выгодно: власти - чтобы знал свое место, адвокатам - чтобы иметь высокий и постоянный заработок, оппозиции - чтобы размахивать его именем, Западу - чтобы иметь повод лягнуть Россию и Путина. Выгодно всем, кроме самого МБХ и его семьи. И вот теперь он хочет вернуть долги семье, а на него "наезжают" и требуют расплатиться "за поддержку" - "бросить вызов Путину". И возмущаются: "почему вы этого не делаете"? Опять кому-то не дает покоя его капитал, на сей раз политический, и опять кто-то хочет распорядиться его активами. Ну не упыри ли?! Дайте человеку придти в себя и свободно самоопределиться. Насколько я понимаю, его возвращению в Россию мешает многомиллиардный долг "по первому делу". Уж если вы такие бескорыстные сторонники МБХ и демократии, соберите нужную сумму и оплатите этот долг, тогда, по крайней мере, узнаете себе цену. Бежать ему больше некуда, разве что в монастырь. А Михаилу Борисовичу и его семье искренне желаю здоровья и благополучия.
svetilsa | Светлана | 24.12.2013 19:49
Приятно видеть и слушать отца и сына Ходорковских! Сколько достоинства в них, как по мужски красивы. Счастья им!
bernard_marks | Сергей | 24.12.2013 21:27
У России теперь есть шанс на будущее.
Михаил Борисович, дай Вам бог сил воплотить Ваши идеи!
Великолепная мысль про самосознание, про людей, а не про не про абстрактные реформы ...
AntonDW | Анатолий | 24.12.2013 21:42
Символично, что уважаемый МБХ остановился в отеле рядом с Бранденбургскими воротами и провел свои пресс-конференции в музее Берлинской Стены. Мы тоже живем за стеной, стеной которая разъединяет нас внутри государства на свободных и не свободных. И Михаил Борисович, первый из нас, кто эту свободу получил. И это случилось не сейчас, а именно 10 лет назад.
marina_red | Марина | 24.12.2013 21:49
Пишу впервые. Но читала всегда. Михаил Борисович дал мне профессию, будущее, настоящее и...переживания на 10 лет. Спасибо за то, что Вы есть. Всегда с Вами. Всегда за Вас.
NickTot | Николай Тотьмянин | 24.12.2013 22:01
Являясь политологом и историком,постоянно изучающим российскую политическую систему и защитившим канд. диссертацию по американскому фашистскому движению в ИСКАН РАН (эти фразы я написал для того, чтобы Вы прочитали мой комментарий до конца), считаю, что Михаил абсолютно прав в том, что нужно развить демократическую политическую культуру россиян. А это, на самом деле, долгая и кропотливая работа. Полагаю, что на это требуется около 20 лет, т.е. одно поколение.Это в том случае, если мы правильно будем развиваться. Надо учитывать, что кое-что уже сделано и делается, но это не основной тренд. Я преподаватель, и я вижу и чувствую как студенты при нынешней системе образования и тотальной "оптимизации" становятся все менее культурными, социально и политически более примитивными. Многие уже превратились в гомункулусов,хотя часть из них внешне выглядит хорошо (прилично одеты, экипированы техникой,на машинах), но без знания русского языка,литературы и истории , да и культуры в целом. Короче - БЕЗ ДУШИ И КУЛЬТУРЫ.Гомункулусы считают нашу полит. систему нормальной,если вообще задумываются о ней. Я вижу будущее при таком "прогрессе", и оно трагично не только для России.
Для интересующихся политической культурой и социализацией нескромно рекомендую прочитать свою статью "Основные аспекты политической культуры и социализации американцев" в журнале "США - экономика,политика, идеология" № 1 за 1995 год. Можно найти на сайте Института США и Канады РАН или в google akademy под моей фамилией. Эту статью написал с целью развития политической культуры России.Готов продолжать общение.
Daos | Даос | 24.12.2013 23:03
А как отнесется Ходорковский к тому, что российское общество "уйдет" куда-нибудь... либо в Китай, либо в философию?

Ну невозможно же жить в этой стране "с умом и талантом"
JURICH | Андрей | 24.12.2013 23:23
Михаил Борисович прав: в России он и сейчас представляет опасность для путинского режима. Сегодняшняя российская пресса уже вышла с заголовками на первых полосах и статьями, цель которых в очередной раз опорочить бывшего узника. Например, самая читаемая в Росси газета - "Комсомолка" сделала акцент, что МБХ "одет с иголочки", "прекрасно выглядит", живет в самом дорогом берлинском отеле S-класса, передвигается на черном Мерседесе и отоваривается в бутиках. (МБХ покупал подарки детям на Рождество, которых 10 лет не видел!).
Вообще забавно. Наши редакторы хотели, чтобы Михаил Борисович ездил по Берлину на "Запорожце"? Путь лучше про Путина напишут, где тот отоваривается. Тоже ведь не в Каргополе...
Интервью дивное. МБХ - состоявшийся человек. И все только начинается...
nick32 | Николай | 24.12.2013 23:56
Михаил Борисович! Важнейшая мысль, которая имеет существенное значение для развития России была произнесена Вами ещё в 2003 году в Вашингтоне - о том, что исполнительная власть влияет на принятие решений судебной системой, и, фактически, возвышается над законом и правосудием, и что, в свою очередь противоречит принципу разделения властей и самостоятельности ветвей государственной власти. Действительно данное интервью содержит те принципы и направления, которыми Вы руководствовались и обозначали тогда, и которыми Вы продолжаете руководствоваться после 10 лет несправедливости. Глубоко уважаю Вас, удачи Вам, добра и мира в семье!
natakant | Natalia Kantovich | 25.12.2013 01:16
Наконец-то, хорошие вопросы, много тех, которые хотелось задать в формате открытой первой пресс-конференции, но не получилось, что, конечно же, понятно.
Ответы тоже очень хорошие, продуманные, но искренние...
Абсолютно согласна с тем, что изменение российского общества - основная задача для Росси, в частности, для измнения общественно-политического строя страны. Только представляется, что 30 процентов думающего, небезразличного и готового принять на себя ответственность населения не будет достаточно для кардинального изменения политики власти, хотя это будет хорошим началом, весьма существенной силой для оказания влияния на власть. Очень рада, что Михаил Борисович снова подтвердил, что будет работать именно в этом направлении, что и будет true "challenge of Putin" and his regime, а не просто борьба за власть (за президентское место) с Путиным, что, действительно не его и за что он никогда не боролся...
Также очень рада, что Михаил Борисович еще больше "повзрослел", поняв, что "win win solution is the best one". Это говорит о большом персональном росте за эти 10 лет, что я очень уважаю и ценю в людях. Человека, способного к персональному росту, к работе над собой сломать невозможно. Надеюсь также, что "взросление" относится и к умению разбираться в людях.
И еще больше рада за то, что МБХ теперь СВОБОДЕН (то, о чем мы все так долго мечтали и за что боролись эти долгие годы) и вернулся к СЕМЬЕ, с чем я их всех искренне поздравляю:)
Daos | Даос | 25.12.2013 01:27
Natalia Kantovich, во-первых, почему Вы думаете, что Ваш пост в наше 5 утра меня порадует?
Во-вторых, почему Вы считаете, что Ваши бессодержательные вопли меня заинтересуют?
В-третьих... поясните, что Вы хотели сказать.

В двух словах, желательно.
alex-grand2 | Александр Яковлевич | 25.12.2013 02:37
Уважаемый Михаил Борисович,
я сегодня получил информацию, что у Вашей мамы опухоль. Если это так, то я могу помочь ей выздороветь. Дело в том, что я сам себе успешно лечу опухоль, когда врачи настаивали на операции. Значительно улучшилось общее состояние организма.
Врачи (даже немецкие) не в силах плодотворно лечить некоторые заболевания.
Срочно пишите или звоните.
Гарантированный положительный результат.
E-mail: bracha1945@gmail.com, Skype: alex-grand2
ivankiev | ivan | 25.12.2013 03:28
Вам,Михаил, хорошо бы отдохнуть и с семьей побыть, что может быть лучше и важнее. Берегите себя,Вы нужны России (да и нашей Украине тоже). Мы Украинцы любим своих братьев Рассиян! Устали мы от Путина, он руководит нашим бандитом Януковичем. Верю, что у наших братских народах все получится и наши дети будут жить лучше. Верю и сремлюсь к этому. Удачи!
ABF_36 | Boris | 25.12.2013 04:44
Дай Бог удачи МБХ и россиянам добиться смены режима на условиях win-win и построения демократического общества с верховенством закона, защищающего права человека в первую очередь.
СВОБОДУ ВСЕМ НЕПРАВЕДНО ОСУЖДЁННЫМ РОССИЯНАМ!!!!!!!!!!!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 25.12.2013 06:31
ЦИТАТА
Руководитель фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко: «Это удивительное завершение года. Пресс-конференции Путина и Ходорковского выглядят просто контрастно. Как кто-то точно подметил, это – разные “биологические виды”. Действительно пресс-конференции стали яркой демонстрацией представителей подданнической культуры и культуры гражданской. В одном случае подданные пришли просить о чем-то своего хозяина, царя, а в другом – свободные люди пришли спрашивать свободного человека».

Действительно, трудно найти в российской элите более непримиримых оппонентов и антиподов, чем Ходорковский и путин. Случись, скажем, десять лет тому назад фантастическая вещь - открытое противостояние президента РФ Ходорковского и крупного бизнесмена путина, то дальше публичных и закрытых споров и стычек дело бы не пошло. Президент занимался бы своим прямым делом: согласно Конституции, являлся гарантом соблюдения законов и охраны прав и свобод граждан; защищал суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства; определял основные направления внутренней и внешней политики; укреплял экономику страны за счёт улучшения законодательной базы. А бизнесмен путин развивал бы свою компанию за счёт привлечения передовых технологий и международного капитала; решал бы социальные вопросы трудового коллектива: развивал бы отечественную отраслевую и фундаментальную науку; занимался бы благотворительностью. И был бы ОБОИМ этим достойным гражданам почёт и уважение. Но президентом стал путин, а выдающийся организатор производства Ходорковский отправился на нары... Вновь повторился бесконечный русский опричный морок самодержавия...
vasiljev47 | Анатолий Васильев | 25.12.2013 08:13
Мне бы хотелось, чтобы пресса поумерила пыл и натиск, дав отдохнуть, адаптироваться и нацеловаться с внуками Михаилу Борисовичу. Не следует требовать излишней активности и тщиться ожиданиями немедленной активной политической деятельности. Вполне достаточно того, что он готов биться за облегчение участи политзаключённых. А в остальном он должен сориентироваться без суеты и спешки. Лично я счастлив, что М.Б. жив, здоров и благополучен.
pro-zakon | Петр | 25.12.2013 08:19
Политический террор установился в России за последние годы прямо на наших глазах, с нашего молчаливого попустительства. Большинство из нас тихо сидит по кухням - из банальной лени, из трусости, из занятости над оливье или над текущей срочной работой... И в таком безмолвии пришла банда террористов во главе с паханом - и вся страна очень быстро превратилась в зону. Где не действуют законы, где суды по-чёрному выполняют волю пахана, фабрикуя обвинения а-ля "1937-ой год", и любого неугодного бросают в тюрьму. А иногда обнаруживают мертвым при странных обстоятельствах. В России власть принадлежит ОПГ (организованной преступной группировке) - это очевидно для всех. Путин пытается прилично выглядеть, но его политический пиар уже давно трещит по швам, торчащие белые нитки хорошо видны не только гражданам Москвы, Екатеринбурга и Ярославля, но и рабочим Уралвагонзавода. Но мы все еще молчим по кухням и не думаем, в какой стране будут жить наши дети.

Спасибо Вам, Михаил. Здоровья Вам и благополучия.
ZOYA | Зоя | 25.12.2013 11:33
Мы с дочкой в день освобождения Михаила признались друг другу, что такое приподнятое настроение ощутили, какого давно не испытывали. Захотелось Шампанского! Решили, что в Новый год будет у нас отдельный тост за него! Жаль, конечно, что налетели интервьюеры, не дают прийти в себя. Но такова участь публичных людей. Выдержки здесь и осмотрительности потребуется не меньше, чем в заточении! Ведь нынешняя "прессуха" не столько дорожит сказанным, сколько сказанным спекулирует, извращает. Имейте это ввиду, дорогой Михаил Борисович! Всего доброго Вам, Вашим близким, друзьям, коллегам, единомышленникам!
Germina | Gala Schweidler | 25.12.2013 13:11
Когда я читаю про Михаила Борисовича в российских СМИ,читаю высказывание подставных оппонентов -у меня возникает вопрос-это все шизики или пациенты палаты 6...У меня есть другое информационное поле-наша немецкая и западные СМИ.Это реалии.Просвещать толпу больных трудно..Весь верхний эшелон
власти болен.Болен уже десятки лет.Они с Познером,ох как просвященные..Познер родился и вырос в Германии,имеет 3 гражданства и смеет вякать на всю страну о ЧЕЛОВЕКЕ,который имеет статус Человек Года!!!
Я лично горжусь силой,умом интеллигентность Михаила Борисовича.
Rusal | Руслан | 25.12.2013 14:06
Дорогой Михаил! Выбросьте из головы всю эту блажь и живите спокойно. Рядом прекрасный сын, уже порядком намозоливший нам всем глаза, в том числе, в качестве руководителя какого-то института о России. И все это ради освобождения своего отца! В России это редкость... Мы хорошо знаем о том, что Иван Грозный убил своего сына, Петр куда-то сослал жену... А уж как часто слышим "сын забил насмерть мать или отца за бутылку водки" - это уже норма!
Я к чему это... Если простым людям это не нужно, ну и пусть живут себе с миром и путиным. Украл, выпил - в тюрьму и - по кругу! Нравится это им, черт побери!!!
Знаете, в 90-е додуматься до того, чтобы обворовывать свое собственное предприятие, до этого надо было опуститься изрядно. Сейчас психология "бизнесменов" за 10 лет очень изменилась. Делать бизнес менеджеру, продавая собственному заводу необходимое сырье или материалы для его функционирования по завышенной цене, - это считается нормальным! Несколько лет назад я не мог объяснить одному "успешному" барану, что это банальное воровство, а не бизнес... Ну взял его за руку хозяин наконец! А что толку?! Он сам не лучше! Бизнес "барана" процветает! Цена - собачья преданность в будущем! Какая там демократия? Более-менее "успешного" предпринимателя спрашиваешь:" А что ты думаешь о будущем, о стране?", не говоря уже о Ходорковском или Лебедеве, и что? Слух не улавливает этих вопросов, отказывает! Спроси о светской тусовке, о цене на то или иное самое похабное развлечение - слух восстанавливается сразу! Выросло такое вот "удобное" поколение бизнесменов. Как угодно называйте их, можете даже плюнуть на них, еще что-нибудь сделать - ничего, умоются и будут жить дальше.
Вызволяйте Платона, Алексея и - жить! Ради близких и себя! Вы свое "оттрубили" за Родину, хватит! Пусть другие стараются, если хотят, чтобы их дети также, как Ваш сын Павел, ценили их...
maliby1970 | Tatiana***** | 25.12.2013 14:12
Поздравляю с сочельником - и Рождестом Христовым!!!! Исполнения желаний. Удачи.Татьяна
3ermila6 | Илья Корнеев | 25.12.2013 14:22
Прекрасны кадры отца и сына, сидящих рядом (и какой у них похожий взгляд, когда они сосредотачиваюся!). И как МБХ смотрит на сына! Думаю, он счастлив в эти минуты.
timurd19 | Тимур Борисович | 25.12.2013 14:26
Каждый человек в России должен менять в лучшую сторону свой кусочек ,то куда может дотянуться . Не надо ждать ,что все сделают за нас. Каждый и каждый день должен работать и приносить пользу!
Nymos | Алексей | 25.12.2013 20:01
Единственное, что может изменить соотношение сил в обществе – это общенациональная идея. У нас она есть. Она давно известна, и она лежит на поверхности.

Её озвучивание заглушается и тонет во властной пропаганде. Потребовался мощный глас Майдана, чтобы ее услышали все. Украина – первая страна генерического постсоветского пространства, где общенациональная идея осмысленно озвучена:

Стране нужна современная система управления.

Прежняя, полуфеодальная, будет от раза к разу призывать абстрактных путиных, януковичей, лукашенков и назарбаевых.

Совместная украинско - европейская комиссия проделала титаническую работу, составив конкретный план реализации стандартов менеджмента во всех областях жизни страны. Аналогичный документ необходим и России. Борьба за его разработку и реализацию де-факто является

Национальной идеей – освобождением из рабства.
AleksBakman | Aleks Bakman | 26.12.2013 12:50
Не логичнее ли сначала самим научиться себя содержать, потом начать содержать правительство, а уже потом требовать от правительства отчёта?
Уже меняли власть, и становилось только хуже - потому что население всё равно зависит от монарха.
Nymos | Алексей | 26.12.2013 18:39
Вы не уловили суть моего изложения. Найдите возможность познакомиться с документами, сопровождающими соглашение об ассоциации с ЕС.

Современным цивилизованным обществом не следует «управлять». Ему нужно служить. Почувствуйте разницу.

Те, кто уже это понял, научились это делать практически. Их опыт бесценен.

Агрессивный же патернализм, не позволит вам «самим научиться себя содержать».
eprstu | Антон Непутин | 25.12.2013 20:18
Я с тобой - Ходорковский! Прости уж что на "ты" но я тут с тобой так много ....ммм... перестрадал... и так далее.. что я готов - (если только на "ты" ) ты позовешь!
ДА!
Sole | Юлия | 25.12.2013 21:45
Уважаемый Михаил, locus regit actum. И пока Вы находитесь на территории Евросоюза вы не виновны. Чувствуйте себя свободно.
eprstu | Антон Непутин | 25.12.2013 23:49
А в России Ходорковский по моему тоже не виновен !
Даже при судах-фантомах - он не виновен !
"Данилка" и "Ко" - не в счет , он ( и весь его "Данило-род") итак - опозорен сам собой! НАВЕКИ!
Idar | Ildar Flueck | 26.12.2013 00:12
Mihail,pozdravljaju s vihodom na svobodu! Nadejus chto Vi eshe vernetes v politiku!V Rossii nuzhni takie ljudi,mi verim i lubim! Beregite sebja!

Lg Idar
alsi | Алексей | 26.12.2013 00:25
Почему то кажется, что заниматься правозащитной деятельностью не живя в России не получится эффективно, так как это будет интерпретировано как призывы к развалу России и пр. и пр. Скорее всего на это и рассчитывает ВВП... Есть еще одна мысль которой хочется поделиться: Тандем Путин и Ходорковский был бы весьма эффективен. Путин гениален в удержании власти, а Ходорковский, как мне кажется, гениальный организатор процессов. Ошибкой Путина было посадить Ходорковского, а не приблизить к себе и не направить его талант на благо России. Побоялся что вырастет соперник, а зря. Сделал бы премьером и Михаилу Борисовичу хватило бы развлечения на всю жизнь. Россия большая, поле для организации процессов огромное. Глядишь и к 2008 году бы подобрались бы совершенно в другой физической форме) Утопия конечно, но все же...
Tina-26 | Valentina | 26.12.2013 00:44
Искренне рада Вашему освобождению.ПОЗДРАВЛЯЮ!Смотрела Ваше интервью с BBC.Полностью согласна с Вами **... изменить Россию – не значит заменить существующий режим кем-то другим, это противоречило бы моим взглядам. Я убежден в том, что нам не нужен новый Путин. Нам нужна демократическая страна, а это – совершенно другая задача.** Всегда поддерживала и поддерживаю Вас и Вашу позицию. Удачи Вам и Вашей семье!
AleksBakman | Aleks Bakman | 26.12.2013 04:50
Нижеследующее нацарапано на пьедестале лучезарного идола:

"Для того, чтобы изменить Россию к лучшему, нужно изменить источник благосостояния российского населения:

Если источником благосостояния нации является труд, таланты и инициатива населения, тогда власть, содержимая налогами вынуждена отчитываться перед людьми, владельцами источника богатства.

Пока источником богатства нации являются недра, самозванные владельцы недр будут кормить всю нацию, назначать правительство и игнорировать не только волю избирателей, но и саму жизнь людей, не участвующих в создании национального богатства. Права человека, кормящегося от казны сводятся к праву говорить всё, что вздумается, если позволит начальство.

"Парламентская республика" говорите? Парламент кто будет выбирать, иждивенцы? Или всё же баяре будут назначать, как все предидущие 1000 лет?

Населению нужны равные возможности для всех содержать себя, открывать бизнесы, нанимать других людей, кто на так ловок, то есть самим определять свою свободу собственным трудом"
ion1111 | Ion lazar | 26.12.2013 12:34
Здравсвуйте Михаил Борисович! Хочу Вам сказать что в Р. Молдова, очень много людей,которые Вас уважают и ценят .В потверждении направляю cылку (публикация одного материала).Извините ,что без перевода(во избежании ошибок) .http://jurnal.md/ro/news/craciun-fericit-domnule-hodorkovsk­i-vasile-nastase-1161319/. С праздниками Вас!
Razumniy | Владимир | 26.12.2013 22:41
Уважаемый Михаил Борисович! Меня зовут Владимир Николаевич Разумный.
Я на протяжении 10 лет внимательно наблюдал за Вашим делом и за всем что происходит!
Для меня это дело так же важно как и для Вас лично,так как Я очень ценю и уважаю Вас как Личность!
На протяжении 10 лет я ждал и говорил что этот человек будет своден, в 2013 году я был убежден что Вы выйдете на свободу так и случилось!!!! Слава Богу!!!
Скажите где и когда Я могу с Вами встретится и познакомиться лично,так как Ваши взгляды и мои очень схожи по этой причине наша с Вами встреча будет очень конструктивной, Я уверяю Вас что Вы останетесь довольны этой встречей.
моя электронная почта, V.Razumniy@mmk-kredit.ru Я готов вылететь на встречу в любое удобное для Вас время !
С Уважением к Вам Владимир Николаевич Разумный
akuev19560101 | Дибиров Кюри Магомедович | 27.12.2013 00:23
Вряд-ли Путин сделал этот шаг из страха перед политическими оппонентами - таковых в стране до сего дня не было. И желания подправить нынешний курс власти здесь не прослеживается. Просто ВВ расслабился. Наскучило быть рубахой-парнем в рамках отечества, решил и перед иностранной публикой показать себя. Парень получил свое, вкусил все прелести тюремной жизни, на местах осталось тьма заложников - куда он денется - вот логика, самоуверенного и любимого большинством населения страны, президента. В России многое зависит от лидера. Последние десять лет у оппозиции не было лидера. Помните у Высоцкого:"...Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...". Послушал я интервью МБХ и понял, что в пылу самоуверенного самолюбования президент совершил ошибку - он выпустил на волю настоящего вожака. МБХ уверен в себе, поставил перед собой задачу и знает как ее нужно решать. В этом плане он сильный и наученный жизнью противник, он заставит власть совершать ошибки и сумеет использовать эти ошибки. Другое дело вторая составляющая силы оппозиции - народ. "...Ты проснешься исполненный сил, иль судеб повинуясь закону, все что мог ты уже совершил, создал песню подобную стону и духовно навеки почил?". Это писал Некрасов, обращаясь к русскому народу, который в наше время в абсолютном большинстве поддерживает теперешнюю власть. Сумеет ли МБХ разбудить это большинство? И самое главное - а стоит-ли?
sama1966 | Ольга Мареева | 27.12.2013 05:50
Господи, прямо прошу тебя о том чтобы путь жизни М.Б.Ходорковского привёл на путь ПРИЗИДЕНСТВА!!Возглавить РОССИЮ.Только человек умный,сытый,повидавший многое в жизни,а это взлёты и падения,знает по чём пуд лиха.Знает и чувствует жизнь.У Ходорковского есть результат по чёму можно судить,о нём как о статусе человека который может возглавить государство.Есть все основания для этого.Главное чтобы он сам это захотел.Надоело смотреть на "глав"...у которых в "главах" только бы себе..и они не проходят эти жизненные экзамены..Деньги,власть их сводят с истинного пути,и всё повторяется,всё летит в тар тара ры))Жаль Путин оказался как и "ВСЕ"Может он как разведчик и хорош...гутен так))но не более и методы у него...СЛУШАЙ СЮДА!!Это устарело,да и его лицо, его совсем не красит...мужчине не к лицу...вкалывать такие дозы БОТЭКСА..ВООБЩЕМ МУМИЯ у нас а не государственный деятель..А уже что он сотворил с Б.М.Ходорковским -явный страх, взял и упрятал его..используя своё положение....да уже ,вот такие методы Путина!!Борису Ходорковскому желаю здоровья,восстановления скорейшего,Благополучия всей его семье..ВЫ нам нужны!!Благодарю Вас!!
tatyana777 | Татьяна | 28.12.2013 00:53
Михаил Борисович! только не возвращайтесь пока в Россию и родственников временно заберите, а то как с Чичваркиным не дай Бог, получится. Есть СМИ и интернет для передачи своих идей.
Mishenina | Irina | 28.12.2013 12:52
СПАСИБО!!!! Отличное интервью!
Дай Бог!
Уверена, что теперь у Вас всё будет хорошо!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru