СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2013
 56
1213
1920
25
   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.10.2013 г.

«Мы – лицей Ходорковского, что тут говорить?»

Анна Строганова, RFI, 25.10.2013

25 октября исполняется 10 лет со дня ареста Михаила Ходорковского. Корреспондент RFI поговорил с Евгением Травиным, директором лицея «Подмосковный» в Кораллово, который экс-владелец ЮКОСа основал в 1994 году и куда приезжал на открытие нового здания за несколько дней до своего ареста.

Аудиозапись (08:41)

RFI: Как случилось, что вы стали директором лицея «Подмосковный»?

Евгений Травин: Не знаю, судьба привела, наверное. В педагогике я всю жизнь. Когда-то давным-давно даже видел по телевидению сюжет о коралловском лицее. Я тогда жил вообще в другом регионе. Но мне почему-то сюжет запомнился. Я подумал: «О, хорошо бы там поработать педагогом». А лет через 10-12 это вдруг случилось. Совершенно случайно мне предложили, и я приехал.

Чем стал для вас коралловский лицей сейчас?

Ну, а теперь это стало судьбой. Это одно из самых комфортных мест для работы, потому что здесь, в той или иной мере, есть свобода педагогического творчества. Это очень здорово и это очень редко в нынешней ситуации.

Вы сказали, что это одно из самых комфортных мест для работы и, тем не менее, в прессе то и дело появляется информация о том, как вас здесь «прессуют». В частности, родители детей, которые здесь учатся. Что самое трудное в этой работе?

Если говорить о государственном прессинге, то да, он существует. Мы - не государственный лицей. Причем, негосударственный лицей с определенной историей, которая для официального государства не очень приятна. Мы – лицей Ходорковского. Что тут говорить? Поэтому к нам часто и отношение как к лицею Ходорковского. Но мы выживаем, несмотря на то, что у нас арестовано все имущество. Мы долго боролись за то, чтобы нашим детям не выставлялись какие-то астрономические налоги за обучение государством.

Хотя обучение в лицее бесплатное...

Мы, естественно, предоставляем услуги бесплатно, но государство решило, что это тоже доход для ребенка и достаточно долго – до 2009 года – родителям выставлялись очень крупные налоги. Это был самый тяжелый период, наверное. К счастью, нам удалось эту тенденцию, хотя бы законодательно, как-то разрулить.

Что конкретно означает тот факт, что у вас арестовано имущество?

Некое отсутствие свободы маневра. Да, нам никто не мешает работать, существовать, пользоваться тем имуществом, которое у нас есть, но я думаю, любой директор школы или любого хозяйствующего субъекта нуждается в том, чтобы что-то устаревшее продавать, что-то ненужное сдавать, а деньги более эффективно расходовать. У нас, к сожалению, этих возможностей нет. У нас, например, много неиспользуемых земельных участков, за которые мы платим огромные налоги, и которые нам выгоднее даже просто отдать, подарить кому-нибудь, нежели нести такие затраты. Но мы этого сделать не можем, поскольку все арестовано.

Кем вы сейчас финансируетесь?

Вообще нас финансируют юридические и физические лица добровольными пожертвованиями. Так оно и существует. Основной жертвователь – это Фонд Ходорковского.

Кроме того, что вы являетесь директором, вы преподаете историю. Что для вас главное как учителя истории, работающего с детьми, которые приехали в эту школу-интернат со всей России?

Наверное, то же, что и для любого учителя. Историческая наука – наука особенная. И передо мной достаточно сложная задача стоит, потому что я должен своим предметом воспитывать их настоящими гражданами. Но при этом говорить правду. Вот с этими вещами в российской истории очень трудно. Особенно с правдой.

Как вы справляетесь с этим? Что вы должны делать для того, чтобы говорить им правду?

Прежде всего, не удается опереться на учебники, потому что все учебники либо откровенно слабые, либо не очень правдивые. Приходится много работать над содержанием и вырабатывать эту линию самому. Вообще, по закону «Об образовании» каждый педагог у нас достаточно свободен в выборе содержания, в выборе методов. К сожалению, в современной ситуации во многих школах эти свободы у педагогов незаметно забрали. А вот у нас в лицее, и для себя, и для других учителей, я стараюсь их оставлять.

25 октября исполняется 10 лет со дня ареста Михаила Борисовича Ходорковского. Кем для вас лично стал Ходорковский за то время, как вы работаете в лицее? Как вы, может быть, изменили (или не изменили) свое отношение к нему?

Почти не изменил, надо сказать. Я не знаком с ним лично, но даже до работы здесь, у меня, как, наверное, у многих представителей интеллигенции, было хорошее отношение к нему. Были симпатии в связи с тем достойным поведением, которое он демонстрирует в нечеловеческих условиях. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях – это главное, чему я у него научился и учусь. И с удовольствием рассчитываю с ним познакомиться очно, лично.

Вы с ним переписывались?

Лично – нет. Лицей переписывается с ним, точнее, лицеисты переписываются с ним. Это не очень простая процедура, достаточно долгая. Но ребята-старшеклассники пишут ему письма и получают ответы, когда это возможно.

Какие у вас сложились отношения с его родителями?

Очень человеческие. Очень человеческие – да. Несмотря на то, что и Марина Филипповна, и Борис Моисеевич непосредственно включены в работу лицея. В общем-то, у нас очень много рабочих вопросов, отношения при этом очень человеческие.

Как вы оцениваете как педагог и директор образовательного учреждения те процессы, которые сейчас происходят в России?

В общероссийском образовательном пространстве, конечно, не может страна в отдельно взятой отрасли развиваться в то время, как в остальных наблюдается застой. Поэтому, к сожалению, в образовательной сфере эти элементы застоя тоже захватывают все больше и больше места. Образование держалось достаточно долго – оно пережило годы экономического кризиса, а вот сейчас, к сожалению, больших перспектив для него я не вижу. Не на что опереться. У нас совершенно нет достойных молодых кадров, которые пришли бы на смену педагогов предыдущих поколений. Неслучайно сейчас в школах все больше и больше работает учителей пенсионного возраста. Молодежь идет крайне неохотно.

У нас, к большому сожалению, нет хороших учебников, причем, не только по истории – по любому предмету очень мало хороших, действительно грамотных учебников, по которым ребенок мог бы учиться, если нет достойного учителя. И у нас, к сожалению, нет образовательной политики. Мне непонятно, куда мы идем. Нам никому не понятно. Мы принимаем новые законы. В каждом законе «Об образовании» (уже третий или четвертый на моей памяти принят за последнее десятилетие, третья или четвертая редакция) все больше и больше казуистики и все меньше и меньше конкретных вещей.

Вам не страшно отпускать ваших воспитанников во взрослую жизнь? В лицее у них особая атмосфера, вряд ли они могут найти ее где-то в другом месте.

Конечно, страшно. Не потому, что мы все-таки не просто школа, а интернат, и отношение у нас к детям не просто как учителя к ученикам – у нас появляются какие-то родительские чувства. Мы же во многом заменяем им родителей или старших товарищей. И отпускать, действительно, страшновато, потому что мы в лицее культивируем нормальную, правдивую обстановку. А жизнь, к сожалению, очень двулична и лицемерна. И с каждым годом, по-моему, становится все более двуличной и лицемерной. Поэтому страшно, как будто отпускаешь своего ребенка в совершенно враждебную обстановку. Но, к счастью, опыт показывает, что они адаптируются и пока без серьезных проблем. Проблемы, конечно, существуют, но не наркотики, не суицид, ничего подобного у наших выпускников нет.




Комментарии
Melekhina | Мелехина Н. | 25.10.2013 22:15
Спасибо Вам, Евгений Николаевич, и всем сотрудникам Лицея за наших детей!!!
Мечтаю о том дне, когда мы все соберёмся в стенах Лицея на встречу с Михаилом Борисовичем!
С уважением - Мелехина Н.
Viola | Виолетта | 25.10.2013 22:36
Низкий поклон Вам, Евгений Травин, за Вашу сподвижническую деятельность!
lavsel | Сергей | 25.10.2013 22:59
Дорогой Евгений Николаевич!
Огромное спасибо за вашу работу в Кораллове!
Прошлой осенью мне довелось побывать у вас в лицее, впечатление неизгладимое!!!
Особенно интересно то, что вы преподаёте историю, это невероятно сложная задача в наши дни.
Здесь столько "острых углов" и ловушек!
Как вы справляетесь с этими задачами???
Очень надеюсь, что удастся ещё раз побывать у вас в гостях и поговорить на эти темы.
С глубоким уважением,
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.10.2013 00:09
Евгений Травин: "Это одно из самых комфортных мест для работы, потому что здесь, в той или иной мере, есть свобода педагогического творчества. Это очень здорово и это очень редко в нынешней ситуации".

СВОБОДА творчества. СВОБОДА личности. Свобода общества. По злой иронии судьбы именно того, что больше всего на свете ценил и ценит основатель лицея Михаил Ходорковский - СВОБОДЫ - лишил его маленький, злопамятный, бездушный человечек с замашками диктатора. Такие вот гримасы... Ужасно больно...
TheLyudmilaP | Lyudmila | 26.10.2013 02:13
Искренно благодарю директора лицея -Евгения Николаевича за настоящих граждан России - выпускников бывших и будущих. Невозможно описать двумя словами блестящий педагогический состав, всех сотрудников лицея "Подмосковный".Это одна семья, заботливая и нежная,где созданы все условия детям в развитии полноценных личностей, любящих свою страну.Грустно,когда власть скрывает достоверную информацию, умышленно лгут двуличные сми. Но не стереть с лица земли вклад в историю коралловской России,гордого имени ХОДОРКОВСКОГО.
uglevvi | uglevvi | 26.10.2013 08:29
Из всех хороших учебников остался лишь "Курс физики" под редакцией академика Ландберга. Слава богу, что воры в физике ничего не понимают, понятия не имеют о 3-ем Законе Ньютона. Спасибо всем кто работает в Лицее!!! Здоровья вам дорогие!
MarinMir | Марина | 27.10.2013 10:58
Евгений Николаевич! Спасибо Вам за Вашу мудрость, Ваше терпение, Вашу выдержку, и Вашу преданность делу! Каждый раз, когда бываю в Лицее, поражаюсь той необыкновенно теплой, домашней, доброжелательной атмосфере, которая там царит. Ощущение, что находишься в сообществе свободных людей, не покидает на протяжении всего пребывания там. Во всём этом - огромная Ваша заслуга. И, конечно, Марины Филипповны и Бориса Моисеевича.
Да здравствует Лицей! Долгой и успешной ему жизни! И скорейшей встречи с основателем.
Спасибо всем педагогам, воспитателям, и всем, кто работает в Лицее. И, конечно, тем, кто поддерживает Лицей.
Марина Мирлина.
svetilsa | Светлана | 27.10.2013 17:17
Успехов всему коллективу лицея, родителям Ходорковского, Вам, Евгений Николаевич, всем учащимся и скорой всем встречи с Михаилом Борисовичем!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru