СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2013
    3
6910
11121617
23
293031
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
11.03.2013 г.

«В течение года я в своих письмах задавала Михаилу Борисовичу вопросы. Он, в свою очередь, расспрашивал меня»

В ближайшее время на «Снобе» будет опубликована переписка Ксении Собчак с Михаилом Ходорковским.

"Snob.ru", 11.03.2013

Когда Ходорковского посадили, я не испытывала ничего кроме равнодушия. «Олигархическо-путинские разборки» были очень далеко от реальной жизни, с ее карьерой, учебой, радостями взросления в большом городе. На все вопросы о деле Ходорковского я отвечала так, как искренне думала: наказание чрезмерное и несправедливое, но ведь те ресурсы, которые получил Михаил Борисович от государства, предоставлялись под определенные «понятийные» условия – олигархи не оспаривают путинскую власть, Путин не трогает олигархов. Поэтому вроде как «дело Ходорковского» незаконно, но справедливо: тебе дали заработать огромные деньги, а ты захотел и власть? Ну получай… – вот грубая формула того, что, как мне казалось, произошло тогда.

А далее стало происходить странное и неожиданное для всех, в том числе для самого Михаила Борисовича. Путешествие Орфея в Ад – история человека, у которого было все и не осталось ничего, – превратилась в историю невероятного подвига. Подвига достоинства, выдержки и чести. И уже не так важно, осознанный это был выбор или нет (лично я думаю, что МБХ до самого конца не верил, что с ним так поступят). Неважно, какие цели изначально ставил перед собой опальный олигарх, – то, как он проходил и проходит свой путь, разбивает любые аргументы.

В стране, где пресмыкательство и лизоблюдство изуродовали целое поколение мужчин, превратив их в жалких опущенцев на большой «зоне свободного поселения» под названием РФ, Ходорковский стал символом человека, который не признал власть. Он доказал, что страх существует, только пока боишься, а власть – только когда подчиняешься. Неважно, в какие казематы тебя упекут, – если ты добровольно не признал власть над собой, если не унизился, не попросил о помиловании, то нет над тобой никакой власти. И теперь каждый олигарх, приходящий с поджатыми ушами в Кремль за ЦУ, каждый чиновник «Единой России», трясущийся от любого звонка по «вертушке», знает: кроме затоптанных под шконку таких же ничтожеств, как он, есть Ходорковский, а значит, есть и другой путь.

Несколько лет назад я попросила Михаила Борисовича через адвокатов дать мне интервью. Вступив в переговоры, адвокаты позвали меня на суд. Тот самый суд, где Лебедеву и Ходорковскому впоследствии продлили их приговор. Я очень хотела пойти, мне было интересно посмотреть за процессом со стороны, описать его и сделать свои выводы. Но я не пошла. Я струсила. Испугалась реакции «кремля», мамы и того, кого в принципе принято и привычно в нашей стране всем бояться. Я настолько устыдилась своего страха, что даже скомкала переговоры об интервью и стала жить дальше, желая забыть досадный для самоидентификации эпизод.

Но осознание собственной трусости стало потихоньку разлагать меня изнутри. Я ведь знала, что единственная причина, по которой я не пошла на суд, был страх. Мне пришлось пройти долгий путь и многое пережить, чтобы побороть в себе зачатки этого отвратительного липкого чувства. Нет ничего унизительнее и разрушительнее этой гниловатой самоцензуры, диктующей тебе, что можно, а что нельзя. Поэтому я решила быть мужественной и сильной. И как только я так решила, сразу стала возможна и эта переписка. В течение года я в своих письмах задавала Михаилу Борисовичу вопросы, на которые хотела получить от него ответы. Он, в свою очередь, расспрашивал меня. С разрешения МБХ я публикую эту переписку.

ЧИТАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ПЕРЕПИСКИ




Комментарии
father | Валентин Бедеров | 11.03.2013 11:47
Не быстро, но и Ксюша врубилась... Лучше поздно, чем никогда!
MarinMir | Марина | 11.03.2013 12:02
Умение признавать то, что ты ошибался, тоже, к сожалению, дано не многим. Это уже поступок. С нетерпением жду публикации!
Марина Мирлина.
wladimir9 | Владимир | 11.03.2013 12:32
Согласен, что это поступок...и не первый. За что нельзя не уважать Ксению.
lavsel | Сергей | 11.03.2013 12:09
Дорогая Ксения Анатольевна!
Всё в Ваших словах правильно. И этот липкий страх, мешающий заглянуть через невидимую преграду "ГОСУДАРСТВЕННОГО правосудия", и это лёгкое и свободное чувство, когда этот страх преодолён...
Я начал посещать Хамсуд, как только в кризис потерял работу. Вначале было просто любопытно взглянуть на "живого олигарха", на самый настоящий судебный процесс.
Но как только первый раз вник в суть происходящего, открылись глаза...
И рядом с собой увидел множество таких же неравнодушных людей, уже давно понявших ПРЕСТУПНУЮ сущность всего этого процесса, выворачивающего наизнанку саму сущность понятия "ПРАВОСУДИЯ".
Очень, очень жаль, что среди достойнейших людей, наблюдавших за этим делом в самом зале №7, не было Вас.
Но за это время Вы сами прошли огромный путь прозрения и переоценки своего "Я". Вы полностью ощутили ту трусливо-безнадёжную судорогу, которая давно уже корёжит нынешнюю подло-воровскую власть...
С нетерпением буду ждать Вашего интервью, точнее, переписки с Михаилом Борисовичем!!!
Сергей Львович.
fsv | Сергей Фищенко | 11.03.2013 12:16
Взрослеет Ксения Анатольевна. Весьма похвально.
Очень честная "история вопроса" ее отношений с МБ - и очень характерная. Страна сейчас делится не на "либералов" и "консерваторов", не на "пропутинцев" и "антипутинцев", а на свободных и рабов - причем выбор между свободой и рабством каждый для себя делает самостоятельно и не без внутренней борьбы. После того как выбор в пользу свободы сделан - человек не может не обратиться к истории МБ и ПЛ, даже если раньше ее чурался.
Ксения Анатольевна - наш Вам респект.
Odissey | Игорь | 11.03.2013 12:19
"...Я очень хотела пойти, мне было интересно посмотреть за процессом со стороны, описать его и сделать свои выводы. Но я не пошла. Я струсила. Испугалась реакции «кремля», мамы и того, кого в принципе принято и привычно в нашей стране всем бояться..."
------------------------------------------------------------­----------------------

Снимаю шляпу. Публично признаться в трусости - величайшее мужество. Жду публикацию переписки.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 11.03.2013 12:25
Что ж, это похвально, что Ксения взрослеет, причём начинает думать самостоятельно. С одним не могу согласиться, это тем, что "жалких опущенцев мужчин" здесь нет, это другая малина, в том числе и те, кто с общего корыта мародёрствует, рядом у корыта, и подставляя друг друга, отбирая кости у рядом стоящей гиены. Это их образ жизни, это они и есть опущенцы жизни. То, что мужиков лишают имущества, крова, разрывают семьи по-живому, называется иначе, - вызывают глубокую ненависть и силу, с которой уже завтра никому не справиться. МБХ вкладывался в Россию, в дело, прекрасно работающее здесь, у меня на Родине, и думал всегда, как думают все нормальные мужики. Эта же погань, использовавшая властные рычаги уничтожала, и продолжает уничтожать русского мужика, коего и так в России днём с огнём не сыскать. Бабы только всполошились, да и то, пока не шибко. Ну и за это спасибо. Рич Ричмонд
akk67 | Asya | 11.03.2013 12:28
С удовольствием почитаю эту переписку. Ксения вёдёт себя достойно в последнее время и выбор ею мужа тоже достойный. Успехов тебе, Ксения!
asklepion | Растислав | 11.03.2013 12:49
Молодчина!!!!!!!!!! Всегда уважал Ксению за её ум и интеллект. А наличие критики только подтверждает мои мысли. Молодец.
svetilsa | Светлана | 11.03.2013 13:44
Ксения честный человек, поэтому, уверенна, переписка будет интересной. С нетерпением жду. Спасибо, с уважением, Светлана Ильинична.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 11.03.2013 13:11
ДОРОГАЯ КСЕНИЯ - С ПОЧТЕНИЕМ К МБХ И К ВАМ - С ПЛАМЕНЕЙШИМ ЖЕЛАНИЕМ ЖДУ ПУБЛИКАЦИИ!
mihroz38 | Михаил | 11.03.2013 13:17
mihroz38|Михаил|11.03.2013. 13:33
Хороший текст,после пошлятины ,бесконечного обсуждения тем подбрасываемых властью для засорения нашей среды обитания,подлого поведения оппозиции, так называемой оппозиции от Навального до Эха Москвы,череды подлых актов вседозволенности со стороны нашего "нацлидера"(вседозволенности которую Путин получил в результате последних федеральных выборов,на которых вышеназванная оппозиция сделала всё,чтобы Путин победил именно так,абсолютно, "честно",в первом туре),на фоне комедии,которую разыгрывает КС,после всего того,что портит атмосферу в стране вот уже целый год,это мероприятие Ксении воскрешает надежду.
"В стране, где пресмыкательство и лизоблюдство изуродовали целое поколение мужчин, превратив их в жалких опущенцев на большой «зоне свободного поселения» под названием РФ" - текст Ксении,как струя свежего воздуха .
Ксения устанавливает предельно высокую нравственную планку,чтобы её удержать надо быть сильной,чего ей желаю.
Помня её историю,напрашивается мыслишка: до конца ли искренна.Но если человек не вполне искренно
делает доброе дело и делает его хорошо,это лучше чем искренно творить зло.
lavsel | Сергей | 11.03.2013 16:33
Уважаемый Михаил!
Прочитал Ваш коммент с бурной, вспененной реакцией на всё, что презренно клеймите "так называемой оппозицией от Навального до Эха Москвы"...
Предложите другой вариант действий!
Неужели по Квачкову, по Удальцову,- рогатки в руки, и айда на Кремль? Или молча с разбегу штурмуем вокзалы и мосты???...
А ещё Вы считаете, что именно "вышеназванная оппозиция сделала всё,чтобы Путин победил именно так, абсолютно, "честно",в первом туре"...
Вы действительно считаете, что Путин победил "абсолютно", а не украл с помощью чуровщины, у всех нас эту самую "победу"?
Вы хоть поняли, что забраться на бугорок и освистывать всех,- это не самая честная позиция.
Уж очень похоже на "непримиримую" кургинянскую оппозиционность и требование..."родительского сопротивления"(?).
А насчёт "высокой планки" Ксении Собчак, полностью с Вами согласен.
Она очень ДОСТОЙНО, на мой взгляд, несёт звание ЛИЧНОСТИ!
Сергей Львович.
mihroz38 | Михаил | 11.03.2013 19:34
mihroz38 | Михаил | 11.03.2013 18:53
Уважаемый, Сергей Львович,спасибо Вам за то,что обратили внимание на мой действительно "вспененный"пост.Но статья Ксении на таком фоне ,согласитесь, волнует и... радует.Ваши вопросы говорят о моей ошибке: здесь нельзя ограничиваться намёками(мне они казались достаточно прозрачными ),а надо называть имена и "явки" ,чтобы избежать неясностей.
Итак без обиняков.
Во-первых,какому варианту действий Вы просите противопоставить "другой вариант"?
Действительной оппозицией ЕДРе,является партия Яблоко,потому что только в её программе даётся ответ на вопрос,что после Путина,только партия Яблоко борется не только за мирное,в рамках существующих законов,устранение от власти Путина и его режима ,но и смены всей системы экономики и политического устройства государства,которая привела к Путину.Вся же остальная оппозиция от Навального до Эха Москвы за смену Путина,но не против этой системы,созданной в 90-х Бурбулесом,Чубайсом ,Гайдаром и другими под ельцынским прикрытием,и
в нарушение ельцынских предвыборных обещаний реформировать страну по программе "500 дней" Явлинского,которая предусматривала продать людям на советские деньги мелкую собственность,за 500 дней создать средний класс(производительный ,а не только торговый) принять основные законы о собственности,банках и т.д.и только после этого перейти к крупной приватизации.По этой программе страна избежала бы многих бед,а о Путине знал бы только очень узкий круг наших соотечественников. К 2011 году Яблоко пришло с равернутой программой реформ,Экономическая часть которой называется "Земля,дома,дороги".Прогпромма создания внутреннего спроса,ухода от сырьевой экономики,рабски зависимой от развития экономики мировой.Такая программа для так называемой оппозиции от Навального до Эха Москвы не подходит,потому что,скажу коротко, за её спинами маячит мрачная фигура Чубайса.Эта "оппозиция"отказала Яблоку в действенной поддержке в декебре,потом Явлинскому в сборе подписей в Январе,протестам против снятия его с выборов на митингах.
Имея достаточно мощные информационные средства эта "оппозиция" могла бы помочь хотя бы добиться второго тура в марте.И в этом случае,осмелюсь предположить Путин не подличал бы этот год,а сидел бы за столом переговоров с оппозицией и договаривался бы с ней о темпе демократизации страны и других необходимых реформах.Не проделав этого вся оппозиция от Навального до Эха Москвы заслуживает названия имитационной,критиканской,шутовской и даже пропутинской,так как от Чубайса до Путина ближе ,чем до начала моего ответа Вам ,уважаемый Сергей Львович.
Извините за длинноты,но тема такая,что здесь не всё даже самое необходимое.
YuRN | ЮРН | 12.03.2013 12:38
Уважаемый Михаил!
Дискуссия по поводу не реализованного потенциала "первоначального" (Явлинский + Болдырев + Лукин) Яблока, спрведливости "яблочных" оценок прошлого и т.д. уже давно имеет преимущественно негативные последствия для демократического "фланга", причем непримиримая позиция "Яблока", настаивавшего на ЕДИНСТВЕННОЙ правильности своего вИдения прошлого и будущего, стала ключевым фактором дробления этого фланга и недоговороспособности "Яблока" уже даже когда Гайдар и Чубайс для консолидации демократических сил публично отказались от участия в политическом процессе, а переговоры с "Яблоком" вел предельно конструктивный и компромиссный г.Белых (кстати, о не существующей в природе "непогрешимости": не хотите вспомнить, на чем разошлись Явлинский с Болдыревым, который совсем не Гайдар и не Чубайс?). Именно "Яблоко" виновно, на мой взгляд, в провале переговоров с "Союзом правых сил" и в полном провале дем. фланга на тех выборах. А вот если бы не подобная абсолютно деструктивная позиция "Яблока" в вопросах объединения сил (она началась еще при Гайдаре-вице-премьере - см. документы!) то, действительно, приход "путиноидов" к власти мог бы, как знать, и не состояться.
И еще несколько фактов:
- программу "500 дней" с рассмотрения снял сам Явлинский, вернее это заставил его сделать ход развития событий: программа стала непригодной в связи с развалом СССР, причем Ельцин не имел отношения ни к созданию, ни к "смерти" этой программы;
- вполне "мирные", конструктивные и весьма содержательные программы либерально-демократической направленности с выраженной не менее, чем у "Яблока", социальной компонентой имеют и партия РПР-Парнас, и партия Прохорова (на мой взгляд, предлагаемые ими "инструменты" эффективнее/реалистичнее "яблочных");
- радиостанция "Эхо Москвы" не позиционирует себя (и вполне оправданно), как ОППОЗИЦИОННАЯ радиостанция, она не имеет своей ЕДИНОЙ собственной позиции по обсуждаемым в эфире вопросам, в том числе - по "путинскому", по "системному" и т.д.;
- тот факт, что на Навального обрушилась гос. машина/"силовики", ДОКАЗЫВАЕТ, что он делает/пытается делать в пределах своих возможностей очень полезную конкретную (в "болевых" точках системы) и совсем НЕ "имитационную" работу по изменению существующей системы.
Приведенными фактами дело, конечно, не исчерпывается, но в заключение хотел бы подчеркнуть еще раз: сегодня (как и "вчера", и "позавчера"), нет, полагаю, ничего более вредного для позитивного/демократизирующего развития ситуации, чем "исторически" обосновываемая и к тому же персонализированная конфронтационность типа: "Что было бы, если бы...". Но, к сожалению, "Яблоко" без этого, похоже, не может.
lavsel | Сергей | 12.03.2013 15:24
Дорогой ЮРН !
Спасибо Вам за такой развёрнутый ответ Михаилу!
Всё в нём очень точно расставлено, с учётом хронологии.
И очень верна оценка роли "ЭХА" в нашей жизни!
А к прекрасной работе Алексея Навального, Ксении Собчак и др., несомненно следует приобщить Дмитрия Быкова с друзьями, которые начали (продолжили) своего потрясающего "Гражданина...".
И на "ЭХЕ" и на "Дожде"!!!
А вообще, нас так много, таких разных и ярких, и именно своей широкой расцветкой свободы мы сумеем смыть с дороги серо-чёрную запруду мракобесия, прикрывающуюся щитами ОМОНа, мантиями лжеправоохранителей и ряжеными хоругвеносцами с казачками...
Только бы промыть "болото"!!!
Ещё раз спасибо!
Сергей Львович.
YuRN | ЮРН | 12.03.2013 16:03
Уважаемый Сергей Львович!
Всегда рад тому обстоятельству, что наши мнения по происходящим событиям всегда, насколько себя помню, были близки. И, нет худа без добра, нам уже нет времени существенно изменить этот факт :-), или даже :-(.
tania | Tatiana | 11.03.2013 13:53
Очень достойно Ксения повела себя сейчас. До этого момента не верила ей. Спасибо Ксения.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.03.2013 14:36
Глобальная ошибка путина заключается в том, что он меряет людей на свой аршин: а именно, что всякий умный человек должен безоговорочно уступать властной силе (принципы, мораль, убеждения - всё это второстепенное). А если человек не понимает очевидных вещей, власть обязана без жалости скрутить этого человека в бараний рог. Послушный невольник (какой бы высокий пост он не занимал) и свободный, гордый и мужественный человек (даже если его незаконно лишили свободы) - самые непримиримые противники...
YuRN | ЮРН | 11.03.2013 14:37
Прекрасная "сопроводиловка": вполне внятная и, без не относящихся к существу дела излишеств, откровенная. Очень интересно, какие в этой "двусторонней" переписке были заданы вопросы. Причем интересны даже предварительные, до чтения реальных текстов, предположения о вопросах и, отчасти, об ответах: после чтения можно будет проверить адекватность собственных представлений о ситуации и о собеседниках - об их приоритетах в "общественных" проблемах/процессах, об индивидуальных особенностях эволюции отношения собеседников к окружающей действительности и т.п.
1938 | alla | 11.03.2013 15:21
Уважаемая Ксения, откровенно я Вами восхищалась всегда!!! Я верила и гоаорила свим друзьм: Она еще не выросла, но не отнять - ее ум, ее образованность, работа над собою без устали, я отвечала на все упреки Вашего поведения, что Вы не дооцениваете ее, она еще будет лидером и не слабым, и Вы не одна, которая стоит перед выбором: страх или достоинство, Вы выбрали достоинство и это на сегодня то, чего не хватает нашему обществу, мне запомнились Ваши слова: "Власть лживая и изворотливая" и это было смело. Ксения искренне желаю Вам удачи и благополучия, семейного счастья и успехов в Ваших НАЧИНАНИЯХ!! Алла Москва
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.03.2013 15:48
Какие точные слова нашли Вы, уважаемая Алла: СТРАХ ИЛИ ДОСТОИНСТВО. При путине Россия стремительно погружается в страх, очевидно теряя при этом достоинство и разум. Сдадимся - будем прокляты своими детьми и внуками.
В.С.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.03.2013 15:23
Ксения Собчак: "я решила быть мужественной и сильной".

Вам это удалось, благородная и смелая Ксения! Спасибо Вам за мужество!
Для многих порядочных людей России Михаил Ходорковский и его отважные коллеги стали примером самосохранения своей души и своей личности. Окончательная победа будет, как всегда, за смелыми и правыми. Трус во власти плодит в своём окружении только трусов, подлец - подлецов, негодяй - негодяев, жулик - жуликов.
lavsel | Сергей | 11.03.2013 16:43
+10000!
Помнится, этот процесс селекции высших руководителей вокруг "вождя", хорошо был описан у Александра Бека, в его "Новом назначении": подчинённый, оказывавшийся умным, перспективным специалистом, неизбежно устранялся любым способом!
Такой способ комплектования "штабов" управления неизбежен при отсутствии настоящей демократии.
Сергей Львович.
lav35 | Виталий | 11.03.2013 16:49
Я тоже поменял свое мнение о Ксении. Теперь она для меня образец гражданственности и смелости. Ее ум подсказал, что вспомнить на сторости лет прежнее поведение ей будет стыдно. А вот то, что она сейчас делает- ее дети и внуки воспримут со словами: "Мы гордимся тобой!"
Melekhina | Мелехина Н. | 11.03.2013 20:27
"...есть Ходорковский, а значит, есть и другой путь", есть Надежда!!!
Умница!
Два года назад я тоже пребывала в равнодушном неведении относительно МБХ. Но в марте 2011г. моему сыну предложили продолжить образование в Лицее, основанном М.Ходорковским. И после этого мне пришлось так много узнать о такой блистательной судьбе Человека, который всем нам дарит Надежду!!!
ecolog | Мария | 11.03.2013 22:38
Ах какое своевременное признание! И хочется, и колется, и мама не велит... А теперь - самое время, и в карьере грамотный шаг.
michruk | Антонова Яна | 12.03.2013 19:33
«Испугалась реакции «кремля», мамы и того, кого в принципе принято и привычно в нашей стране всем бояться».
Не Вы одна, Ксения!
Чего я боюсь? В СИЗО попасть боюсь, хотя многие мои товарищи по партии там уже были.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 12.03.2013 23:27
То, о чём пишет Ксения - очень правдиво. Я ведь сначала тоже как бы не заметила процесса над Михаилом Борисовичем, потом верила в путинскую пропаганду. Просыпаться я начала тогда, когда в помещении партии Яблоко мне дали прочитать брошюру про него. Стала больше и больше интересоваться этим человеком, задумываться над ситуацией и ,наконец, поняла всё, прочитав Тюрьму и волю!
kymanzov | сергей Куманцов | 13.03.2013 18:19
Уважаемая Ксения Анатольевна, хоть мне и седьмой десяток, но Вы для меня, Уважаемая Ксения Анатольевна, Вы молодец, так держать.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru