СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2013
    3
67910
121617
23
293031
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
07.03.2013 г.

«Я поверю в освобождение отца, когда он перешагнет порог колонии»

Видеоинтервью с Павлом Ходорковским. 

"Сноб", Александр Каргальцев, 07.03.2013

Скромность. Так я бы описал главную черту характера Павла. «О, какая крутая у тебя камера», - сказал он мне, пока я расчехлял свой фотоаппарат. «Да ладно!», - подумал я, типа он не может себе такую позволить!..

У Павла две компании, которые скромно ютятся в одном офисе, скромная одежда, скромное, но крепкое рукопожатие. Приступаем. Несмотря на режиссерское образование, я никогда не монтирую свои интервью, чтобы не вырывать слова из контекста, не нарушать логики, не потерять аромат шероховатостей.

Последний раз мы общались по поводу выставки (имеется в виду организованная Институтом современной России нью-йоркская выставка фотографа Михаила Фридмана «Фото 51: Коррупция – часть российской ДНК?». - ПЦ). Выставка прошла. Ты говорил о внимании прессы…Достаточно ли было внимания прессы?

Не бывает такого, что слишком много внимания прессы к какому-то конкретному проекту, особенно организации, которая пытается из-за рубежа продвигать идеи демократии в своей родной стране. Поэтому мы всегда благодарны любому вниманию и то количество интервью, которое удалось Мише <Фридману> дать о проекте и во время выставки, мне кажется, было достаточным, чтобы появился дополнительный интерес к этому проекту. Я недавно был в Хьюстоне с презентацией, которая не имела отношения к конкретно этому проекту о коррупции, но люди, с которыми я встречался в World Affairs Council, спрашивали меня о возможности привезти эту выставку в Хьюстон. Это как пример того, что информация хорошо распространяется, по крайней мере, здесь, в США.

А кто там в Хьюстоне? Зачем им это? В чем интерес?

Там организация, у которой несколько офисов по стране, я был несколько месяцев назад в офисе World Affairs Council в Далласе, а на прошлой неделе, в четверг, выступал в World Affairs Council во время показа фильма «Ходорковский» в Хьюстоне. Это организация для молодых профессионалов, которые заинтересованы в международной политике. Кстати, встретил очень много людей, бывших соотечественников, которые работали раньше в компании моего отца и переехали в Хьюстон (потому что это столица энергетики, по крайней мере, в этой стране и, наверное, во всем мире). Сейчас они работают в нефтяных сервисных компаниях. Несколько русских ребят, которые прошли юкосовскую школу.

А в России, думаешь, у них не было каких-то перспектив, в другую компанию устроиться? Не может же проклятье лечь на всех.

На самом деле очень многие люди устроились благополучно на работу после банкротства ЮКОСа, многие из них пошли работать в «Роснефть». Я не могу сказать, что я их каким бы то ни было образом виню. И мой отец абсолютно нормально относится к такому пути карьерного развития. Просто потому, что профессионалов такого уровня, которые работали в ЮКОСе, по крайней мере, на тот момент (2004-2005 годах) в стране было очень мало. Естественно, они были востребованы везде. Но многие из них после 2004 года уехали за границу, в том числе в США, и нашли работу в сервисных компаниях, с которыми в свое время работал ЮКОС, например, «Шлюмберже».

Сейчас ехал в метро, думал: что-то между нами есть похожее, мы оба 85-го года, оба оказались в Нью-Йорке по каким-то таким причинам…я вот политический в том числе беженец. Но я ехал и думал: если я сейчас захочу все бросить и вернуться – теоретически я это могу сделать и там, по большому счету, меня никто не будет преследовать. В этом разница: ты чувствуешь, что ты, правда, не можешь вернуться? Ты действительно чувствуешь, что если ты сейчас с трапа сойдешь, то что-то случится страшное?

Сильно меняющееся чувство на самом деле. Потому что летом прошлого года на короткий момент времени было ощущение, что я действительно могу поехать домой, и все будет нормально. Я встречался с несколькими людьми, которые активно участвовали в событиях и декабрьских, и мартовских, и потом в мае. Они все меня убеждали, что сейчас то самое время, когда я могу поехать обратно домой и не волноваться о своей безопасности. Но это огромный фактор риска, в любом случае. Не столько для меня, сколько для моего отца. Я действительно не хочу оказаться рычагом давления на него. Были весьма прагматические соображения, которые больше не имеют особой роли. Мне 27 лет исполнилось и тот вариант, который чаще всего используется - это принудительная служба в армии в какой-нибудь горячей точке - менее вероятен уже.

Так, видимо, получается, и дай бог, что твой отец выходит еще в то время, как Путин продолжает править, как это будет выглядеть? Как ты себе это представляешь, потому что картина на самом деле практически фантастическая?

Я на самом деле до конца не уверен, и поверю в то, что моего отца освободят, когда он перешагнет порог колонии и станет наконец свободным человеком. Но мне кажется, если это случится, это будет сознательный шаг, который ради краткосрочной стабильности и возможности заручиться поддержкой бизнес-класса, среднего класса людей, которые активно следят (и действительно для них это фактор, который влияет на их решения: работать в стране – уезжать, поддерживать власть – не поддерживать власть), - вот это будет достижением краткосрочной цели заручиться их поддержкой. Конечно же, в долгосрочной перспективе это будет влечь много негативных последствий для самой для власти – и собственно, это то, чего власть боится и боялась на протяжении всех последних 9,5 лет. Но я думаю, если это наконец в 2014 году произойдет, это будет ради достижения таких краткосрочных интересов.

Я понимаю, что за другого человека очень тяжело говорить, но тем не менее, было бы последовательным со стороны твоего отца все-таки заниматься политикой так или иначе, когда он выйдет рано или поздно. Ты думаешь он будет заниматься политикой?

Я думаю, что это действительно будет зависеть от того, в какой стране он выйдет на свободу. Если он выйдет на свободу в стране, где я и моя семья будем опасаться за его безопасность, конечно, ни о каком занятии политикой не может идти речи. Я буду настаивать – опять же я говорю, во-первых, за себя – на том, чтобы он уехал. Исключительно из соображений безопасности. Послушает он меня или нет, конечно же, я не знаю. Вряд ли.

Ну теперь у тебя уже больше опыта проживания за границей. Очень многие мечтают уехать, а вот ты, может быть, я в какой-то степени, мы наоборот хотели бы вернуться…

Асинхронная ситуация, асимметричная (смеется).

Но люди бегут. Очень многие мои друзья, с которыми я разговариваю, завидуют. Хотя опять же все в ваших руках, если хотите уехать – уезжайте.

Мне просто кажется, что люди в какой-то момент перестали верить в свое будущее в своей стране. Это большой фактор. И самое обидное – если абстрагироваться совсем от политической ситуации – это то, что люди, которые участвуют в программах обмена, между Россией и США, Россией и Англией (например, в моем университете у нас была программа совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. К нам за четыре года несколько людей приезжали на полгода, несколько наших ребята ездили в СПбГУ), - <так вот> русские ребята, с которыми я до сих пор поддерживаю связь, по окончании своего обучения нашли работу за рубежом. Они как бы использовали тот опыт, знания, который они получили, чтобы найти более привлекательные возможности для развития своей карьеры. Вот это самое обидное. С одной стороны, повышается интеллектуальный, профессиональный уровень молодежи, а с другой стороны, эти люди понимают, что один раз открывшийся для них новый пул возможностей на сегодняшний день плохо сопоставим с тем, что для них открыто в России, - и принимают решение уезжать.

<…>

Коммерческая часть <моей> жизни – это компания, которая занимается мониторингом электроэнергии в коммерческих помещениях (офисные здания, отели, рестораны). Это позволяет снизить расходы на электроэнергию.

Я в этом мало что понимаю, но я так понимаю, что ты по профессии работаешь.

Да. Я закончил университет со степенью бакалавра в бизнес-администрировании, но со специализацией – менеджмент информационных систем.

Давай об Институте <современной России>. Что это за проекты? Сколько вы их сделали? И как…допустим, у меня есть политическая пьеса, существует ли какая-то форма подачи заявки? Или как это происходит у вас?

Никакой фиксированной формы подачи заявки нет, но к нам очень часто обращаются люди с проектами. Приносят либо целиком готовый проект и просят о финансировании, либо приходят с идеей и просят помочь эту идею развить. Могу привести несколько примеров. Например, мы начали работать с Мишей Фридманом над совершенно другим проектом, потом, когда мы провели первую совместную с ним выставку, наши отношения развились, мы начали работать совместно над проектом о коррупции. Еще пример, когда к нам пришли с идеей. Это книга о новейшей российской истории. Мы решили этот проект поддержать, потому что одной из наших целей является инвестирование в образование в том числе. И вот на протяжении уже более полутора лет мы сотрудничаем с группой историков во главе с господином Семеновым над разработкой этой книги.

Институт - nonprofit (некоммерческий. - ПЦ). Вы на гранты существуете или ты свои деньги вкладываешь?

И то и другое. Грантов от правительства на сегодняшний день у нас нет. Когда мы говорим о грантах, я подразумеваю…

Donations (пожертвования. – ПЦ)

Да, частные donations. Это в том числе и от моей семьи, и от меня лично, и от других сооснователей института и бывших друзей моей семьи, моего отца. То есть у нас достаточно широкая группа людей, которые поддерживают нашу деятельность.

Как узнают люди о вас, о том, что вы занимаетесь такой деятельностью? Как они к вам обращаются? Рекламируете ли вы себя или сами ищите перспективные идеи?

На самом деле это сочетание и того и другого. У нас есть план развития института и тех проектов, в которых мы заинтересованы. То есть, если у нас, грубо говоря, дефицит сторонних идей, то мы начинаем какие-то проекты сами, как например, предыдущий фотопроект, выставка, которая прошла и здесь, в Нью-Йорке, и потом в Москве и Париже, это была наша идея – показать лидеров гражданского общества. Это была портретная выставка и эта идея была осуществлена нами от начала и до конца – мы обратились к фотографу Кириллу Никитенко, который этот проект для нас заснял в Москве и Санкт-Петербурге, и сделали из этого большой долгоиграющий проект. Уже почти два года мы показываем эти фотографии в разных странах. Вот сейчас я обсуждаю возможность выставки в Германии.

Не могу не задать последний вопрос. В блогосфере я известен как борец за права секс-меньшинств. То, что сейчас происходит в России (закон о пропаганде гомосексуализма), - что ты об этом думаешь? Есть ли какая-то официальная позиция <на этот счет> у таких организаций, как Институт современной России?

Официальной позиции у нас нет, потому что у нас на сегодняшний день не было проектов, связанных с секс-меньшинствами. Я могу рассказать о своей личной позиции. Я, наверное, сильно отличаюсь от моих соотечественников похожего бэкграунда и возраста, потому что я все-таки с 14 лет живу за границей и не секрет, что за рубежом отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией намного более…я даже не хочу говорить терпимое – нормальное. Поэтому с 14 лет я вырос в обществе, которое абсолютно нормально относится ко всем проявлениям сексуальности. Так что моя позиция: ничего ненормально, нетрадиционного (даже я не хочу использовать этот термин) в этом нет.

А какие причины? Чем руководствуются <российские власти>? Ну там про детей не будем…там все понятно, а здесь-то чего пристали?

Мне кажется, причины схожие. Как в свое время с разными этническими группами, всегда удобно выбрать для внутренней, в том числе и внешней атаки (если мы говорим об антиамериканских настроениях) постоянную мишень для выброса агрессии в обществе, и использовать это как возможность контролировать уровень недовольства, в том числе через обширное влияние на СМИ. То есть, когда начинаются протестные движения, всегда можно попытаться по крайней мере это повернуть в сторону агрессии к группам, которые не имеют ничего общего с корнем проблемы.

То есть думаешь, что это основная причина, <а не то, что это просто> репрессивный закон, когда человека по той или иной статье можно штрафовать, клеймить…

Мне кажется, что причина этих репрессивных тактик заключается именно в глобальной стратегии направления общественного недовольства (попытки направления общественного недовольства) в другое русло, таким образом размывая группу поддержки людей, которые требуют коренных изменений в правительстве.

Понял. Ну хотя бы будем радоваться, что есть это недовольство, может, оно нас к чему-то и приведет. 




Комментарии
Stanislav | Станислав | 07.03.2013 14:57
Хороший сын у Михаила Борисовича. Посмотришь на то, как он изъясняется,и радуешься отцовской Победе. Как-то не возможно представить Павла участником пьяной аварии на Ламборгини в Швейцарии или ещё где...
Что же произошло с моей страной, блин... Какой-то ужас берет. Думаю, совсем скоро страна проснётся. Если не вся, то самая активная часть. Которая поймёт, что не бывает оппозиции у гитлеровского режима. То, что вернёт России её конституционный строй, будет называться несколько иначе, на мой взгляд.
michruk | Антонова Яна | 07.03.2013 15:13
Павел Михайлович,
на YouTobe раньше была «Тема» с покойным Владиславом Николаевичем Литьевым и Вашим отцом. Съёмка 1993 года. Так и называлось: «Ходорковский в гостях у Листьева». Там было до двух миллионов просмотров и огромное количество комментариев.
Эта запись пропала.
Интересно, где она сейчас может быть доступна? Какие-нибудь информационные системы её сохранили? Нельзя ли её найти и разместить здесь на сайте?
Желаю Вам счастья и надеюсь, что скоро обстоятельства изменятся к лучшему.
Яна Антонова.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.03.2013 17:19
Отличная идея, дорогая Яна!
Стоит адресовать это Ваше предложение к работникам и активистам Прессцентра, ко всем, кто небезразличен к судьбе Михаила Борисовича Ходорковского. Нет сомнений, что речь идёт об исключительно важном и интересном материале.
Пользуясь случаем, поздравляю Вас, Яночка - и всех замечательных "прессцентровских" женщин - с весенним праздником!
Счастья, любви и удач!
В.С.
lavsel | Сергей | 07.03.2013 18:37
Присоединяюсь к Вашим поздравлениям всем женщинам, причастным к делу ЮКОСа, желаю им радостей и счастья!
Но самое главное, дождаться этого события, - освобождения всех "юкосовских сидельцев"!
То, что добро восторжествует, не сомневаюсь!!!
Как бы не извивалась власть...
Сергей Львович.
michruk | Антонова Яна | 07.03.2013 20:17
Спасибо за поздравления!
Не только «Тема» пропала, из сети пропало замечательное интервью Владислава Юрьевича Суркова конца девяностых. Он тогда работал у отца Павла. Какая-то американская ассоциация назвала МБХ человеком, который окажет значительное влияние на судьбу России в 21 веке. Владислав Юрьевич по этому поводу дал интервью какой-то московской газете или еженедельнику (в названии издания было слово «московский») и наговорил там уйму лестных слов о Михаиле Борисовиче - прямо позурился от гордости за шефа! В том числе сказал: «Сегодня это звучит дерзко, но скоро ЮКОС станет крупнейшей мировой корпорацией».
Я нашла это интервью в разгар второго процесса над Михаилом Борисовичем и не могла не подивиться такому яркому зрелищу человеческой подлости.
Не каждый день встречается такой беспринципный и бессовестный человек, в котором само отсутствие совести стало его главной отличительной чертой, даже, как бы это сказать, достоинством что ли…
«Сатана лжец и отец лжи».
К сожалению, текст интервью не сохранила и больше мне найти его не удалось.
Но я уверена, что историки воздадут Владиславу Юрьевичу должное, и это интервью будет найдено и опубликовано.
Яна Антонова.
meteo594 | Алла Николаевна | 07.03.2013 23:47
Спасибо за поздравление! Удачи!
Petr | Петр | 07.03.2013 18:32
"Рукописи не горят"
http://truba.com/video/334871/
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.03.2013 19:42
Спасибо, дорогой Пётр!
Классик прав!
В.С.
Stanislav | Станислав | 07.03.2013 20:38
Большое спасибо! Работает! Благодарю!
Melekhina | Мелехина Н. | 08.03.2013 20:53
Спасибо!
NWW280658 | Василий | 07.03.2013 19:22
Посмотрите, может это-http://truba.com/video/334871/
mila51 | Людмила | 09.03.2013 18:39
Такое впечатление,что Вы сами только что открыли для себя тему.Я рада, тем не менее,
NWW280658 | Василий | 07.03.2013 19:25
или вот тут-http://video.flyns.org/video/hodorkovskii-v-gostjah-u-vl­ada-listeva.html
michruk | Антонова Яна | 07.03.2013 21:48
Спасибо, Василий!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.03.2013 19:46
Уважаемая Яна!
На нашу просьбу мгновенно откликнулся Пётр: "Рукописи не горят"
http://truba.com/video/334871/
ЗДОРОВО!
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 08.03.2013 02:48
Спасибо
cannylar | Лариса | 07.03.2013 15:41
Понравилась мысль Павла: причина в репрессивных актах - выбрать "мишень" для общества,
повернуть агрессию общества в нужное русло.
И согласна с ним,что в наше непредсказуемое время можно верить только реальным свершившимся фактам.
Всё остальное меняется не по дням,а по часам,к примеру внесённое президентом новое изменение в УК:
при признании вины подозреваемого...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.03.2013 15:55
Павел абсолютно прав, утверждая, что нынешняя власть освободит его отца только из тактических соображений. В своей основе путинскй режим неизменяем и осуществляет и неуклонно будет осуществлять до самого своего падения аморальную и беззаконную практику сталинизма.
W_hentsch | Василка Х. | 07.03.2013 16:02
Hello Pawel! We would like to congratulate you for your efforts. Your father should not be forgotten and his deeds are very important for Russia. A group of germans and bulgarians will try to celebrate 50 years anniversary of your father in front of the Russian embassy here in Berlin with Freedom posters. We would like to invite also that man as well, who was addressing your father via video message posted on the Press Center main page yesterday. However, unfortunately, the message is not to be found anymore and we don't have neither his name nor his contacts. Would you please let us know more about him?

Спасибо большое!

---
Here is our letter (in german):

Sehr verehrter Herr XXX,

mit großem Respekt und Bewunderung habe ich gestern Ihren Brief in der Causa Chodorkowski gelesen. Nicht nur ich, sondern ich glaube viele Lesern in dem Pressecenter MBC und PL waren gerührt und dankbar für Ihre Worte. Ich habe wieder gespürt, dass das lang verlorene Gefühl der Unterstützung und Hilfe von Seiten des Westens wieder da ist.

Am Abend, als ich Ihnen schreiben wollte, war Ihr Brief nicht mehr da. Sicher, gibt es für die Rücknahme Ihres Briefes ernsthafte Gründe, wird aber desto mehr die Enttäuschung und der Trauer größer. Wahrscheinlich nicht nur bei mir.

Ich möchte mich vorstellen: ich bin Bulgarin. Vor dem Krieg war meine Familie Antifaschisten. Nach dem Krieg - Antikommunisten. Nach langen Jahren im Bulgarischen GULag hat mein Vater Selbstmord begangen. Meiner Mutter gelang der Fluch von Kommunismus nur bis zum DDR. Danach wiederholte sich all das mit meinem Mann - Jürgen Hentsch - Ausreiese aus der DDR.

Ich fühle großen Schmerz und Mitgefühl mit den Menschen in Bulgarien und Russland, da wir historisch eng verbunden sind. In diesen Ländern gab es keine Lustration, gar keine Verarbeitung des Kommunistischen Systems, gar keine Öffnung der Stasi-akten. Die Wende wurde durchgeführt nur um die alte Nomenklatura die Möglichkeit zu geben, das Macht zu behalten, indem sie neue Gesichter an die Macht als Demokraten vorstellte mit einem einzigen Ziel, das Staatliche Eigentum zu verteilen. Damit wollte die Nomenklatura Eigentümer werden.

Der Fall Chodorkowski ist ein Sinnbild der Vernichtung der Privatinitiative und Versuch, die Unabhängigkeit und die Freiheit zu ersticken.

MBC war für mich eine Möglichkeit für Russland, einen Weg zu gehen. Vielleicht ist das zu schön zu glauben, aber ich dachte, man kann Russland nur mit solchen Menschen reformieren, den Weg zu einer Marktwirtschaft zu führen, weg von dem Last des Staatskapitalismus und Korruption und gestützt auf einer gesunden Bürgerlichen Gesellschaft. Diese Hoffnung war auf schlimmster Art und Weise vernichtet. Der Hohn mit dem MBC und seinen Ideen vernichtet worden sind war sehr schmerzlich und ich persönlich fühlte mich von dem Schweigen des Westens verraten. Vor meinen Augen sind die Bilder, wie der Kanzler der Bundesrepublik, Gerhard Schröder, Putin umarmt damit er eine gut bezahlte Position bei Gazprom bekommt.

Ich weiß, dass der Pragmatismus in dem Westen ist wichtig. Ich versehe, dass wir selber daran schuld sind, dass wir in dieser Lage sind. Wir müssen uns selber helfen. Ich verstehe, dass es wichtig ist, ein Handel mit Russland zu pflegen. Aber wie kann man 50 Jahre, respektiv 70 Jahre, Kommunismus verarbeiten und eine Demokratie einrichtem wenn die alten Strukturen, dass diese Länder beherrschten immer noch intakt sind?! Wir brauchen viel Hilfe von der Europäischen Union.

Deswegen war Ihr Brief so wesentlich. Dass bewusste Entscheidung von MBC ins Gefängnis zu gehen war für mich eine Aufopferung für seine Landsleute, ein Signal für die Freiheitsrechte zu kämpfen. In dem Moment wo sein Opfer in Vergessenheit gerät, wo der Kampf für die Herstellung seiner Rechte verstummt, wird der Willkür größer. Dies reflektiert leider immer noch auf der Lage in Bulgarien. Deswegen war Ihre Hilfe sehr hilfreich.

Am Schluss möchte ich Sie informieren, dass am 26 Juni, am 50en Jubiläumsgeburtstag von MBC, eine kleine Gruppe von Unterstützern von MBC sich versammeln wird vor der Russischen Botschaft, um unseren Beistand für seine Causa kundzutun. Ich weiß es nicht, ob es eine Zumutung wäre, wenn wir einen Politiker wie sie, zu dieser Veranstaltung einladen?

Mit freundlichen Grüßen aus Berlin
W. Hentsch
meteo594 | Алла Николаевна | 07.03.2013 17:32
Михаил Борисович! Мы рады за Вас, у Вас удивительный сын! Ваш!
meteo594 | Алла Николаевна | 07.03.2013 17:36
Поздравляю всех женщин семьи Ходорковских с прекрасным весенним праздником 8 Марта! Желаю им окончания долгих дней разлуки с любимым сыном, мужем, отцом, дедушкой! Счастья вам!!!
lavsel | Сергей | 07.03.2013 18:16
Прекрасное, спокойное интервью. Спасибо Павлу за очень точную и трезвую оценку нынешней обстановки и перспектив на будущее.
Соглашаюсь с тем, что только из соображений личной выгоды, а не из понятий "законности" или "гуманности", Путин позволит выйти на свободу Михаилу Борисовичу...
Пока что его цель, действительно, - это поддержание напряжённости в народе, когда можно отводить от себя любые волны недовольства.
Направлять же эти волны нынешние правители собираются в сторону любых неугодных "меньшинств" или "креативщиков", к которым малообразованная и мракобесная часть всегда относится с крайним непониманием и подозрением.
Только так и можно удержаться у власти, не делая абсолютно никаких нормальных дел...
Сергей Львович.
ecolog | Мария | 07.03.2013 22:57
Замечательный сын у МБХ! Только порадоваться можно! Умен, скромен, обаятелен невероятно. Представляю, как приятно с ним работать.
Stanislav | Станислав | 07.03.2013 23:10
http://www.youtube.com/watch?v=Oaxf7txb-l4
Ну ведь все всё понимают.
golubika88 | Наталья | 08.03.2013 08:09
Ходорковские - красивые, достойные, мужественные люди.
mila51 | Людмила | 09.03.2013 18:47
Да,это правда.В нашей стране такое не прощается.У меня так же трое-правда,девочки.Абсолютно неординарные,умные,красивые.Как в нашей стране им тяжело!!!!!!!!!!!Опредилились-валить надо,а жаль.....
akk67 | Asya | 11.03.2013 20:51
Спасибо Павлу за очень содержательное интервью. Желаю нам всем скорейшего освобождения Михаила Борисовича, достойнейшего человека.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru