СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2012
67
14
17192021
242728
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
19.10.2012 г.

«Воспитать свободного человека»

Статья журналиста Дарьи Пыльновой, специально для Пресс-центра, 19.10.2012

Что представляет собой территория знаний в подмосковном Кораллово и как здесь, в лицее семьи Ходорковских, до сих пор работает «юкосовская модель» управления.

«Подмосковный» - частный лицей-интернат, основанный экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским в 1994 году. Для многих детей из десятков регионов России (из бедных семей, сирот, тех, чьи родители служат в горячих точках, пострадавших от терактов) – это часто единственный шанс получить бесплатное образование, обрести семью, по сути - кардинально изменить свою жизнь. Так происходит уже 18 лет, 9 из которых Михаил Ходорковский находится в заключении.

16-летний Алан Цараков из Осетии. Он и сегодня ясно помнит, как чудом избежал бесланского теракта 1 сентября 2004 года. В тот день он - ученик 4 класса школы №1 - ушел домой до начала линейки, обидевшись на строгое замечание педагога. События тех дней повлияли на него, как и многих детей Беслана, привнеся в жизнь ощущение страха и замкнутости. Потом Алан узнал о лицее «Подмосковный». «Я сказал маме, что хочу сюда и все. Она меня отговаривала, но я сказал, что иначе из дома сбегу, но туда документы подам». И вот спустя 8 лет Алан – уже выпускник лицея, а с сентября студент Государственного университета Управления. Он уверен, что получил в лицее не только школьное образование: «Мне кажется, что нормальные люди, которые всего добиваются в жизни сами, должны отстаивать свои права. Чтобы не было такого, что у нас во власти чиновник или министр какой-нибудь - вор. Думаю, лицей повлиял на меня в плане морали. Но что плохо в лицее - что здесь как-то все хорошо, тут все отлично просто. А когда мы выходим за пределы, сталкиваемся с другими людьми, которые более жестоки – то эта разница очень чувствуется. Здесь у нас такое детское минигосударство».

Свободные и ответственные

Детское государство – не просто образ. Ключевой проект «Подмосковного» - «Лицейская демократическая республика». Здесь действуют своя конституция и институт честных выборов, есть президент (ученик старших классов), кабинет министров, гимн и девиз, который гласит «Долг, Честь, Отечество». Так дети учатся решать проблемы, выстраивать отношения с взрослыми и между собой. И хотя дискуссий по внутрилицейским делам между педагогами и учениками может быть немало, все сходятся в том, что идея соуправления себя оправдывает. В результате ролевая образовательная игра становится чем-то большим и дает выпускникам представление о том, как найти себя в жизни, и почему так важны личная свобода и демократия в стране.

На празнике Лицея. Евгений Травин, Борис Моисеевич и Марина Филипповна Ходорковские.

«Лицейская демократическая республика - это пространство, где дети могут брать на себя инициативу и вместе с ней ответственность. А центральная педагогическая идея лицея заключается в том, что для того, чтобы воспитать свободного человека — нужно воспитать просвещенного человека. Нельзя вложить в голову идеалы свободы просто так. Нужно дать хорошее образование по предметам основного, дополнительного образования и обязательно опыт общественной жизни и самоорганизации. И тогда к своему совершеннолетию ученик приходит осознанно к либеральным ценностям», - говорит директор лицея Евгений Травин.

Но как после комфортной и интересной жизни в лицее (практически домашних условий) обустроиться в суровой реальности жизни за его пределами? Предлагается вариант: кроме усложненной школьной программы лицеисты получают профессиональные навыки, которые могут пригодиться, - профессию парикмахера, швеи, видеооператора, мастеров по ремонту компьютеров. Для творческих детей в лицее открыты школа искусств, вокальная и балетная студии, джазовый оркестр, видеостудия.

Родители Михаила Ходорковского – попечители лицея. Говорят, уже привыкли считать лицеистов своими внуками. Марина Филипповна вспоминает: «Мы были когда-то в театре. Со мной было 14 детей. В антракте пришли в буфет и я прошу дать мне 14 этих конфет, 14 – других. Продавщица говорит: «Женщина, килограммами покупать надо в магазине». А я отвечаю: «А если у меня 14 внуков?». Она на меня так удивленно и даже по-дикому посмотрела. Я им так показываю: подойдите. Они подходят. Тут буфетчице ничего не оставалось, как отсчитывать». И перейдя на более серьезный тон, продолжает: «Понимаете, здесь происходит не только обучение предметам, здесь стараются детей развивать интеллектуально. Миша всегда говорил, что демократию сверху насадить нельзя. Она должна прийти изнутри».

Андрей Шутиков в лицее воспитатель и учитель физики. Объясняет специфику работы просто: «Никакого секрета нет. Мы никуда не торопимся. Не торопимся делать выводы, не вешаем клеймо на ребенка. Просто работаем с ним. Лицей был задуман как инновационный образовательный проект для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. А мы создаем все условия, чтобы они могли развиваться».

«Важно не опускать руки…»

История Юлии Андреевой - типична для этого лицея. Будучи сиротой, она приехала в «Подмосковный» из Кирова. После отличной учебы в «Подмосковном» получила возможность обучаться за рубежом. Теперь по гранту Фонда Михаила Ходорковского она учится в UWC Atlantic college в Уэльсе (Великобритания). В нашей беседе накануне выпускных экзаменов Юля заметила о лицее:
- Годы, проведенные тут, дали понимание, почему так важно быть не только образованным, но и свободным человеком, а свобода - это не тогда, когда ты делаешь что хочешь, а когда ты не делаешь то, чего не хочешь.
- И какие планы на будущее – где хочется применять свои знания?
- Работать в сфере международных отношений и политики.
- Но политика и свобода порой трудно совместимы, не так ли?
- Да, но очень важно пытаться не опускать руки, работать над собой и каждый день быть немного лучше, чем в предыдущий. И стараться как-то изменить не только себя изнутри, но и как-то улучшить обстановку вокруг. Знаете, я рада этим митингам в нашей стране. Потому что общество хоть как-то отреагировало на сложившуюся политику. Ведь в течение 10 лет ничего подобного у нас не было — люди спокойно жили, не пытались влиять ни на что, их все устраивало как будто, а сейчас все начинает меняться».

«Не хочу уезжать из страны»

Одноклассник Юлии Антон Поспелов – выпускник этого года. Теперь продолжает учиться в том же английском колледже. Он приехал в «Подмосковный» 4 года назад из Новгорода. Собирается серьезно заниматься медициной, чтобы стать врачом-вирусологом, мечтает создать вакцину от СПИДа и других опасных вирусов. Говорит, что именно здесь понял — что важно в жизни: «Есть такое выражение, что самолет взлетает против ветра. И, наверное, оно очень хорошо характеризует ситуацию, когда, несмотря на все жизненные перипетии, человек стремящийся к своей цели, должен идти дальше. Я не хочу уезжать из страны, потому что ее люблю, я в ней вырос и постараюсь приложить усилия, чтобы страна изменялась к лучшему».

На географической карте России в кабинете директора лицея десятки флажков - города, откуда в лицей приехали дети. Сейчас из 48 регионов - от Камчатки до Калининграда и от Душанбе до Мурманска. Попадают сюда школьники, не защищенные ни родителями, ни государством. Это сироты, дети пограничников, служащих в горячих точках, из бедных, многодетных, неполных семей, жертвы терактов. Совет лицея выбирает по стране детей, живущих в наиболее трудных условиях. Здесь привыкли оперативно отзываться на беду. После землетрясения в Японии тоже были готовы принять на лето детей для реабилитации. Бывали и курьезные случаи. Рассказывают, что несколько раз состоятельные родители хотели направить в лицей своих чад, предлагали доплатить любые суммы. Но им было отказано.
Таковы правила и смысл существования лицея.

Современный образовательный комплекс, где происходит обучение сегодня, был открыт в октябре 2003 года - за несколько дней до ареста Михаила Ходорковского. Потом были обыски и в самом лицее, налоговые претензии к воспитанникам и арест имущества. Евгений Травин, директор лицея «Подмосковный», рассказывает: «Мы живем на арестованном имуществе, мы все время чувствуем, что кому-то что-то не доплатили, хотя я не совсем понимаю — какой налог может платить благотворительное учреждение, которое не является коммерческим, не берет деньги со своих воспитанников. После начала дела ЮКОСа мы почувствовали особое внимание к нам государственных органов».

Правила менеджмента: безоткатное производство

«Подмосковный» финансируется через пожертвования физических и юридических лиц. Это известные и обычные люди. Традиционный грантодатель - Фонд Михаила Ходорковского.

Экономическая модель лицея, по словам директора, работает по-юкосовски, - исключая коррупционную составляющую. На деле это означает: жестко действует правило - все закупки и услуги только на настоящей конкурентной основе. Годовая смета составляется исходя из полученных средств от благотворителей. А дальше ее просто экономно и с умом тратят. Четкая система работы педагогов - от урока до выполненного домашнего задания. Кроме этого, невмешательство чиновника в педагогический процесс, то есть минимальная бюрократия - всего три представителя администрации, включая директора.

«Иногда слышишь мифы о том, что у нас здесь миллионы, и именно поэтому мы достигаем успехов в образовании детей. Ничего подобного! Просто у нас нет непроизводственных расходов. Тут никогда не будет взяток, откатов, и всего того, что все больше, к сожалению, наполняет окружающий мир. Каждую оплачиваемую минуту мы заставляем педагогов выкладываться по полной. Наш результат — это наши дети. И поэтому они сдают Единый Госэкзамен на первых местах в Одинцовском районе, хотя мы - интернат, а не элитная школа, поступают в хорошие вузы и дальше строят успешную жизнь (выпускники 2012 года стали студентами Госуниверстета управления, Института дизайна и технологии, Института стали и сплавов, МГУ, британского UWC Atlantic college, норвежского Uwc nordiк college и других вузов – прим.ред.). Это нормальная совершенно модель. У нас нет чиновничьей дурости, на которую уходит очень много денег. Если мы покупаем оборудование — то приобретаем то, которое нам нужно, а не то, которое нам подскажут в какой фирме. Если покупаем продукты для детей, то того качества, которое нужно нам, а не содержим целые посреднические фирмы. Мы просто нормально хозяйствуем», - объясняет Евгений Травин.

С сентября 2012 года в «Подмосковном» начался новый учебный год для 180 воспитанников. В конце октября здесь отмечается день лицеиста, который обычно собирает вместе родителей Михаила Ходорковского, преподавателей, учеников, выпускников и друзей лицея. Традиция. Экономическая модель «Подмосковного», конечно, не бизнес. Ее профильный актив - дети, нуждающиеся в образовании и семье. И как это ни странно, в недружественной окружающей среде этому благотворительному предприятию удается оставаться эффективно работающим образовательным проектом. Ныне — единственным из тех, что существовали у ЮКОСа в России.

* * *

Мнение эксперта.

Исак Фрумин, профессор, научный руководитель Института развития образования Высшей школы Экономики:

«Государственным образовательным структурам есть чему поучиться у лицея Ходорковского и других негосударственных учреждений»

«Пример такого благотворительного образовательного учреждения как лицей «Подмосковный» мне, как специалисту по экономике и организации образовательных проектов, интересен. Это, конечно, не модель хозяйствования бизнеса. Это модель финансирования семьи. Семья не является бизнес-проектом, но вы ведь рационально хозяйствуете в ней. И я понимаю, почему директор «Подмосковного» хозяйствует именно так. У него нет кучи лишних людей, и часть управленческих функций добавляется учителям. Это упрощает хозяйственную модель. А когда все относятся к делу, как к собственному, то заинтересованы в том, чтобы сэкономить. В таких образовательных проектах, как у рачительного хозяина - есть представление о стоимости жизненного цикла вещи, предприятия. Ведь покупая машину, мы прежде смотрим, сколько бензина будет расходовать.

Если дети имеют представление о совместном хозяйствовании обучаясь, если получают душевное тепло, то и свою семью построят успешно. В госинтернатах и обычных школах часто ситуация иная. У российских госструктур нет никакого стимула экономить. И в этом смысле государственным образовательным структурам есть чему поучиться у лицея Ходорковского и других негосударственных учреждений. Не стоит опасаться, что в жизни дети столкнутся с иной реальностью, чем в лицее «Подмосковный» или в школе Сергея Казарновского (директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России). Доказано, что у детей, вырастающих в атмосфере любви, лучше выстраиваются жизненные траектории. И потом, дети быстро учатся отстаивать свои права. Так что им можно только позавидовать. В последнее время мы видим попытки государства законодательно гарантировать финансовую поддержку частным негосударственным образовательным учреждениям. Это скорее плюс, но в реальности не менее эффективным было бы снижение налогов для благотворительных образовательных учреждений. Вспоминая о недавних претензиях налоговиков в отношении нескольких детей, обучающихся в лицее «Подмосковный» испытываешь возмущение. Потому что люди, которые используют детей в качестве ресурса политической борьбы, лишены главного человеческого качества, которое отличает человека от других животных.




Комментарии
lavsel | Сергей | 19.10.2012 12:05
Спасибо за этот материал! Надеюсь завтра всё увидеть своими глазами на месте.
До встречи,
Лавринович
Сергей Львович.
svetilsa | Светлана | 19.10.2012 19:32
Сергей Львович, желаю Вам встречи с лицеем! Поклонитесь от нас, тысяч людей, всем взрослым, окруживших теплом и заботой своих воспитанников! Особенно, Ходорковским! С уважением, Светлана Ильинична.
nsamko | Наталья | 20.10.2012 14:28
Присоединяюсь, всей душой.
lavsel | Сергей | 21.10.2012 00:15
Дорогая Светлана! Побывал я в Кораллове, впечатления потрясающие! Подробнее поделюсь ими завтра. Гостей было очень много, в их числе и авторы этого сайта!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 19.10.2012 12:10
Низкий поклон Михаилу Борисовичу, Борису Моисеевичу и Марине Филипповне Ходорковским и всем, кто вкладывал и вкладывает душу и средства в благородное дело воспитания детей на основе любви и уважения к личности человека. Нет сомнений, что выпускники Коралловского лицея вырастут хорошими, порядочными людьми. А это самое главное.
С праздником, Лицей! Живи долго!
Семья Демченко.
Mira46 | Мириам | 19.10.2012 12:48
Не часто услышишь такие слова о школе, – ...что плохо в лицее - что здесь как-то все хорошо.
Дорогой Алан, с плохим вы еще встретитесь, но закалка добром даст вам силы выстоять. Храните в себе добро. Удачи вам и вашим однокашникам.
uglevvi | uglevvi | 19.10.2012 12:51
Удачи вам всем и здоровья!!!! Оставайтесь СВОБОДНЫМИ!
Infosm | Marina | 19.10.2012 13:00
Низкий поклон семье Ходорковских,учителям лицея за создание этого удивительного оазиса Любви и Разума,Добра и Света! Конечно,эти ребята построят совсем Другую Страну. Мира вам и процветания!
Mishenina | Irina | 19.10.2012 19:33
ОТЛИЧНО!!!! СПАСИБО ЗА ТАКОЙ РАЗВЕРНУТЫЙ МАТЕРИАЛ О ЛИЦЕЕ "ПОДМОСКОВНЫЙ".

Поздравляю всех ЛИЦЕИСТОВ с их сегодняшним профессиональным Праздником!!!
Можно с уверенностью сказать, что ребятам повезло начать свой жизненный путь в таком замечательном коллективе, получить отличные фундаментальные знания, которые дают преподаватели. Полученные знания, несомненно, помогут достичь ребятам хороших результатов в жизни.
Желаю всем УДАЧИ, ПОБЕД, ПОСТОЯННОГО СТРЕМЛЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВУ!!!
Самое главное желание, думаю что для всех - чтобы поздравлял лицеистов и коллектив преподавателей на таком празднике лично сам Михаил Борисович Ходорковский! Желаю скорейшего исполнения этого пожелания!
HZEJNQxK | Татьяна | 20.10.2012 20:49
От всей души поздравляю всех лицеистов,желаю удачи,побед,пусть сбудутся все ваши мечты.
Низкий поклон всем,кто вкладывает силы и средства в этот ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ.Татьяна
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 20.10.2012 22:41
С праздником, солнца мои. Пусть ваше детство останется в ваших сердцах таким, каким его всем вам дарят все наши друзья и товарищи, добрый коллектив Коралово. Рич Ричмонд
Anita | Valentina | 21.10.2012 08:57
+1000000!!!!!!!!!!!!!
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 22.10.2012 14:41
ОСТРОВОК счастья в сонме печали и нищеты! Это уникальное учреждение, потрясающее своей самобытностью, своей необычностью, своей добротой и эффектностью, своими ребятишками, у которых глаза светятся огоньком радости и гордости, улыбки на все личико, в каждом движении грация свободного человека и открытость каждому навстречу! От самого младшего до самого старшего! Волшебная атмосфера лицея вгоняет в радостную слезу, потому что нигде в другом месте, как мне кажется, не только в Москве, но по всей огромной России больше нет такого ни в одной школе - будь это государственное, либо негосударственное заведение и было бы здорово поучиться самому министру образования у Евгения Николаевича Травина, который руководит лицеем, с которым ребятам не просто комфортно, а ощущение единства, сродни кровным узам! Свет добра и любви, исходящий от Марины Филипповны и Бориса Моисеевича, ощущается в каждом воспитаннике, в каждом поступке, в каждом
дне, проведенном рядом с ними в этом необыкновенном коллективе. Замечательный праздник 10-летия лицея - это наш всеобщий праздник, кому небезразлична судьба Михаила Борисовича! Честное слово, в каждом кадре, снятом ребятами с такой любовью и признательностью, чувствовалось Его незримое присутствие и слезы застилали глаза во время исполнения Гимна Лицея, а на экране мы видели и Михаила Борисовича, также искренне и самозабвенно исполняющего этот Гимн 10 лет назад...Лично для меня праздник был омрачен лишь одним - болезнью Марины Филипповны! Она - как сердце лицея! Без нее даже Борис Моисеевич выглядел опечаленным и одиноким, несмотря на то что был окружен толпой детей, гостей, друзей и знакомых...И еще одно знаменательное событие было лично для меня! Я, наконец, увидела Алексея Петровича Кондаурова воочию! Человека самых высоких достоинств, в которого влюбляешься мгновенно и навечно, от которого исходит свет добра и ума! И только такой человек мог быть другом и соратником Михаила Борисовича! Подойдя к Нему и вручив небольшой сувенир, я не удержалась и попросила позволения Его обнять.Ответом мне была прекрасная улыбка и благодарность с некоторым удивлением.Вот кто мог бы быть президентом России, на мой взгляд! Человек, обладающий, прежде всего мощным аналитическим умом и порядочностью! И еще одно:пусть этот лицей станет для всех нас олицетворением новой России, новых людей, новых событий, возрождающих новое поколение, способное создать честную страну, честных людей и честные законы, без которых немыслима жизнь во всем его многообразии! ХБХ.
lldmkp | Леонид Лихолат | 22.10.2012 15:34
Очень интересно было бы узнать еще больше подробностей об учителях лицея. Естественных наук (математики, химии), иностранных языков, истории и обществоведения (или как это сейчас называется), литературы (есть ли какие-то специальные учебные планы помимо официально-министерских). Все-все очень интересно, как построен учебный процесс.
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 22.10.2012 15:52
Небольшая ошибка вкралась в мой комментарий: я имела ввиду десятилетний юбилей первых выпускников лицея, а не общую дату рождения лицея. Извините, пожалуйста, за досадную ошибку! ХБХ
natyatia | татьяна юрлагина | 22.10.2012 21:17
Как же много ещё хорошего мог сделать этот ЧЕЛОВЕК(МБХ),если бы его не упекли!Очень досадно!!! И,действительно,слова мальчика о том,"что плохо в лицее,что здесь как-то всё хорошо" дорогого стоят.С большим удовольствием прочитала об этом лицее.В нашем городе, в школах были,так называемые,классы Ходорковского,т.е.компьютеризация их,детские площадки во дворах от ЮКОСа до сих пор функционируют.Очень хочется верить,что ему ещё удасться осуществить многие из своих задумок,ОЧЕНЬ(!) этого хочу!
Vladimirnn | Vladimirnn | 23.10.2012 16:17
Мои поздравления всему коллективу и учащимся лицея. Вы молодцы и делаете очень важное дело. Успехов вам и удачи.
hachigir | семен | 31.10.2012 02:14
Всех благ и здоровья родителям Михаила, ему самому, всем его коллегам, не предавшим, не склонившим головы перед государственной мельницей. Очень, рад, что существует росток демократичной, свободной школы для детей. Еще раз, благодарю всех Вас, что вы есть!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru