СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2011
      1
278
9
2122
2829
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.05.2011 г.

Павел Ходорковский: сын своего отца

Знакомьтесь, Павел Ходорковский, 25 лет, директор интернет-проектов компании New Media Internet, а еще сын некогда самого богатого, а теперь самого знаменитого заключенного Михаила Ходорковского.

Мы встречаемся с ним в кафе в респектабельном районе Нью-Йорка - Челси. Напротив меня сидит жгучий брюнет, и я все пытаюсь сопоставить, «похож или нет». В густых, коротко стриженых волосах, несмотря на молодой возраст, белеет седая прядь, он поворачивает голову - и вдруг сходство становится почти 100%. Точно такая же прядь справа была на фотографиях его отца, еще до ареста. Мой собеседник иронично замечает, что ранняя седина – наследственная, и рассказывает, как много лет назад, когда он был еще школьником, его отец сказал, что единственный способ избежать этой генетической метки – выбрать себе «простую жизнь», без приключений, точно так же, как ему в свое время советовал уже его отец, дед Павла.

Нельзя сказать, что Павел не послушался отца: у него есть работа, квартира и семья – жена и 15-месячная дочь Диана. Он закончил престижную частную школу в Швейцарии, потом уехал в Америку учиться в бостонском Babson колледже, где спустя два месяца узнал о случившемся аресте. Обратный билет в Москву на рождественские каникулы был аннулирован, а вместе с ним – и старая жизнь. Появилась новая, вторая - менее спокойная, но более ответственная. Например, работа в некоммерческом фонде «Институт современной России», где Павел является президентом на волонтерских началах, зарплату не получает. Еще есть многочисленные акции в защиту отца, пикеты, встречи и бессчисленные интервью таким, как я, в которых он каждый раз говорит про человека, голос которого он последний раз слышал семь с половиной лет назад. Именно тогда Ходорковский-старший прилетел в Штаты, чтобы посмотреть, как устроился его старший сын –уже не школьник, а студент в Бостоне. А потом все кончилось.

Павел Ходорковский: сын своего отца
Фото: Marshall Troy Photography

- На тот момент я уже учился в Бостоне, и это был абсолютно противоположный швейцарской школе круг общения. Там родители не покупали детям дорогие машины только за то, что они хорошо учатся. Да и с ними мне тогда подружиться не получилось. Да, в швейцарской школе у меня была обида на отца из-за ограничения в деньгах, но в университете она прошла. Просто это был совсем другой круг общения по сравнению со Швейцарией, где была среда привилегированности. В Бостоне была совсем другая жизнь. Обычный колледж. Хотя по сравнению с некоторыми другими иностранным студентами, например, с индусами, я был бедным парнем.

- Что связывает Вас с партией ХДС/ХСС в Германии? Когда Вы с бабушкой были в Бундестаге, Вы благодарили их за "политическое наблюдение и поддержку".

- Связывает то, о чем Вы сказали: они оказали нам поддержку. Мы стараемся общаться со всеми правозащитными организациями и политическими партиями, в том числе, с теми, которые могут оказать нам поддержку. Мы съездили с бабушкой в Германию, встретились с представителем партии, рассказали, как прошел второй суд, попросили о поддержке и о заявлении, что так нельзя, что Германия следит. Они нам ее оказали. Собственно, на этом наши отношения заканчиваются.

- Но это очень утопично. Иностранцев, например, американцев, сегодня больше волнуют их локальные новости и проблемы, которых у них в избытке….

- Именно поэтому мы встречаемся с иностранными политиками, в том числе и в Америке, чтобы изменить эту ситyацию, аморфность, привлечь внимание. Именно поэтому мы и проводим акции. Большого геройства в том, что ты выйдешь на улицу с плакатом, конечно, нет. Но это просто выражение гражданской позиции. Когда свою позицию выражаешь только в Интернете, в блогах – то и живешь в ситуации "виртуальной демократии". Правда, некоторым нравится.

- Если говорить об оппозиции за рубежом, то, конечно, невозможно не вспомнить Лондон и местных "невозвращенцев", например, первого политического беженца Бориса Березовского…

- К которым я не имею никакого отношения. Они уехали по своим причинам, я же по своим – остался. И насколько я знаю,с Борисом Березовским ни до, ни после ареста отец никогда не общался...

- Как думаете, Ваш отец ожидал всего того, что с ним случилось?

- Я думаю, что если бы он знал, что ему не удастся выиграть первый процесс "по фактам", он бы не пошел в тюрьму и понял бы, что за ее пределами намного больше сделает для Платона, чем сидя вместе с ним.

- Вы общаетесь с прежними соратниками отца - в частности, с Невзлиным?

- С некоторыми – да. Так исторически сложилось. Например, с Владимиром Дубовым, с Леонидом Невзлиным. Отношения у нас приятельские. Когда они приезжают в США, то мы созваниваемся, встречаемся. Но я бы не сказал, что мы часто контактируем: начали общаться, когда отца посадили.

- То есть, по факту, борьба за ЮКОС проходит неконсолидированно?

- Смотря в чем. Есть те, кто отстаивает интересы ЮКОСа в суде, есть те, кто занимается освобождением моего отца. Это все разные команды, так что да, наверное, какой-то глобальной стратегии нет. Но даже после распада компании каждый продолжает отвечать за свои сегменты, выполнять свои обязанности. Существет "ЮКОС International", который судится со всеми.

- Многие говорят, что если Ходорковского выпустят, то он станет президентом. Как бы Вы - сколь невероятна эта возможность - к этому отнеслись? Он был бы хорошим президентом? Что такое "жить при Ходорковском"?

- Трудно представить. Я буду первым его от этой идеи отговаривать. Я отца уже однажды потерял, с тех пор прошло уже 7,5 лет, и терять его еще на годы, когда он будет очень занят как президент, я не хочу. Да, это эгоистично, но это правда.

- Ваш отец – жесткий человек?

- Да, мой отец – жесткий человек. Это плохо? Хороший показатель, что во время кризиса 98-го года, когда в компании работало 100 тысяч человек, не было забастовок, хотя зарплату задержали на 6 месяцев. Если бы он тиранил подчиненных, вряд ли люди стали бы ждать.

- Знаю, что этот вопрос Вам наверняка уже задавали, но все-таки. Говорят, что Ваш отец подписал себе приговор на той самой встрече РСПП...

- Это и то, и другое. Если же говорить о той знаменитой встрече РСПП, то она, конечно, была ключевым моментом. Путин взбесился, когда ему начали говорить про коррупцию и сделку с "Северной нефтью", наверное, потому что ему было известно об этой сделке, так как она касалась близких ему людей. Это насколько я смог составить из того, что мне пересказали. Но встреча была достаточно формальной, так что не было на ней ничего такого для Путина неожиданного. Вообще трудно получить конфликт во время запротоколированной встречи.

- А финансирование оппозиции укладывается в то, что у Вашего отца могла быть "своя игра"? И что если власть – черные, значит, надо сыграть за белых?

- Я не знаю. Я не могу сказать, что он думал тогда, до 2003 года. Просто не знаю о его мотивах.

- Хорошо, а с кем из тех партий, которые финансировал Ваш отец, Вы в контакте? Ведь они жили отчасти и на его деньги, неужели им так неинтересна его судьба?

- Ни с кем. Они на меня не выходили. Единственные, с кем мне удалось пообщаться лично и кто проявил участие, помимо правозащитных организаций, это Михаил Касьянов и Гарри Каспаров.

- То есть, Вы занимаетесь своими делами, а они просто орудуют как политические партизанские движения сами по себе, без связи с зарубежным филиалом. А как же Вы собираетесь менять ситуацию и делать революцию? Или "Путин, уйди сам"?

- Я не собираюсь устраивать никаких революций. В России революция – дело бессмысленное и кровавое. С Путиным ситуация такая: в 2012 году он может, конечно, пойти на выборы и, конечно, их выиграет. Но лучше этого не делать, потому что недовольство в обществе слишком велико.

- Но все-таки пока что в "узких кругах", Вам так не кажется?

- А это неважно. Вон, фанаты вышли на Манежную площадь – это тоже недовольство, с этим тоже нужно разбираться. И это проблема для политика.

- Ну а кто альтернатива Путину?

- Альтернатива есть всегда, надо ее суметь увидеть вовремя. Но это вовсе не значит, что хорошо быть президентом в момент социального взрыва. Поэтому, будь я на его месте, я бы остался в премьерском кресле и оставил бы Медведева в качестве президента. Но Путин слишком боится потерять власть. У него, конечно, была своя роль, которую он отлично отыграл – национальное самосознание, защита от внешних врагов. Но второй раз не прокатит. Он слишком любит сырье – все его разговоры в конечном счете сводятся к "трубе". Хотя, разумеется, его все недооценили. И, да, он сильный политик. К сожалению.

--------------

Источник: http://www.rb.ru/topstory/economics/2011/05/23/113906.html




Комментарии
ecolog | Мария | 28.05.2011 22:51
Хорош сын! Умен и красив! Весь в папу. Жаль только, что Россия теряет таких мужчин...
lavsel | Сергей | 28.05.2011 23:01
Уважаемый Павел! Более года назад я впервые зашел в Хамсуд, решил составить своё мнение об этом громком процессе. И...потрясло настолько, что стал ходить, как на работу! Совершенно дикое нагромождение идиотских, немыслимых, взаимоисключающих обвинений! Косноязычные, самодовольные и самоуверенные прокуроры, скользко-непонятный судья, откровенно подыгрывающий обвинению...
И блестящая команда защиты, состоящая из великолепных специалистов!!!
О самих Героях Процесса, Платоне Леонидовиче и Вашем отце, можно говорить очень долго, скажу лишь одно: ГОРЖУСЬ, что такие ГРАЖДАНЕ ещё есть в России.
Их имена уже сейчас заслуженно занимают своё место в современной истории.
Может, это звучит слишком пафосно, но это, несомненно, так.
А ещё, здесь я встретил лучших людей отечественной культуры и науки, правозащитников и политиков, пенсионеров и студентов... Все они приходили сюда выразить поддержку обвиняемым и возмущение беспардонным судилищем.
И ещё одно замечание насчёт Путина. Абсолютно согласен, что тогда его недооценили. Ошибка состояла в том, что человек, по роду службы державший в руках досье на ВСЕХ сколько ни будь значимых граждан, обладает страшным оружием, - КОМПРОМАТОМ. А это, - ключ к расстановке СВОИХ кадров, проведению СВОЕЙ политики. И можно делать всё, что угодно,- никто не возразит!
А насчёт "СИЛЬНЫЙ политик",- согласен. Но не умный! Умный не затеял бы такую противоправную, злобную и лживую АФЁРУ. По большому счёту - бесперспективную. И нам ещё предстоит убедиться в этом, Я уверен.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Лавринович Сергей Львович.
Ludmilla | ЛЕВ | 29.05.2011 19:14
Как же Вы правы, уважаемый Сергей Львович! Я по поводу того, что в своё время "бизнес-элита" испугалась не только за свой капитал, но, несомненно, и наличия в руках Путина чернющего компромата на каждого, сидящего за тем круглым столом. Компромат - это шантаж, угрозы, постоянный страх, это то, чем владеет Путин в совершенстве, только лишь этому он и учился. Но я позволю себе не согласиться с Вами по поводу того, что Путин - сильный политик. Он - НЕ сильный политик, а лишь субъект, которому удобно в политике, потому что в этой сфере человеческой деятельности выживают, как правило, люди именно с таким складом характера и с такими наклонностями - злопямятные интриганы, игроки, авантюристы, идущие, не оглядываясь, по трупам. Самоуверенность Путина - безгранична. Всё и все, что стоят у него на пути, должны быть устранены. Одна из его кардинальных ошибок, как и у большинства не умных, но цепляющихся за власть политиков, заключается в неподдающихся здравому смыслу жадности, нарцизме и безграничном тщеславии. Виллипен сказал о Саркози: "Это карлик, который хочет загнать Францию в свой размер." Впечатляющая аналогия! Разумеется, история знала и других политиков, умнейших людей, гениальных стратегов, провидцев, харизматичных личностей и настоящих патриотов. Их немного, но они были - Бисмарк, генерал де Голь, король Испании Карлос, Столыпин, Тэтчер... Путину никогда не встать в этот ряд. Ни по одному из пунктов. Он - не политик, но опасный назначенец. Опасный не сам по себе, опасный лишь благодаря тому оружию, которое никогда не даёт осечку.
lavsel | Сергей | 29.05.2011 22:54
Дорогая Ludmilla-ЛЕВ! Полностью принимаю Вашу поправку относительно "сильного политика". Разумеется, правильнее было бы написать о нём - "СИЛОВОЙ политик".
Правильнее, по той причине, что кроме силовых приёмов (включая в это понятие также и обман, ложь, передёргивание и запугивания, даже трусливый отказ придти в суд ответчиком или свидетелем) ничего другого в его действиях не наблюдалось. И сама приблатнённая его риторика никак не говорит в пользу Альфа-вождя.
Правда, среди определённой части народа его рейтинг всё ещё достаточно высок. Как же! Он и летает и тушит пожары, кормит зверей и запускает ракеты...И даже опускается на дно морское!!!
Но всё это напоминает бахвальство маленького дворового мальчишки перед глупенькими девочками..."А я и так иогу, и этак могу,...и...и даже пИсать на стенку, и то умею!"
Но подрастает народ, начинает понимать цену словам хвастуна...
С уважением, Сергей Львович.
bui | Игорь | 28.05.2011 23:10
Правильно сделали Павел, что послушали отца, хватит одного сидельца в семье. По кремлевскому тарифу ваши высказывания лет на десять потянут, например, за наркотики, которые у Вас обязательно нашлись.
Grrub | Grrub | 29.05.2011 08:15
Наркотики -- это уже тяжелая артиллерия. Для начала призвали бы исполнять священный долг и попытались обломать там. А уж подставить под воинское преступление -- совсем просто.
ksb | Хайкин Сергей | 28.05.2011 23:17
Ничтожество не может быть "сильным политиком". Оно может быть хитрым, злым, мстительным, но не сильным. Это я о Путине.
blagonull | evgenii | 29.05.2011 01:11
Павлу хочеться пожелать успеха на его жизненном пути и дождаться освобождения отца.
berd | Anatoly Berdichevsky | 29.05.2011 04:30
Хороший сын у МБХ. А сильный политик несомненно своё получит, именно за то, что он "сильно" много натворил за последние 11 лет. И уничтожение ЮКОСа - самое преступное, что он сделал и что ему будет пред,явлено в суде. Вот только не затянулось бы.
pacifist | Леонид Соколецкий | 30.05.2011 00:10
Ну, Вы по-моему, недооцениваете этого человека. Лично я практически уверен в его личном участии в таких преступлениях, как взрывы домов в российских городах накануне обстрела Грозного, 40 тысяч жертв при обстреле этого города, убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко... Его прямая вина - в отходе от норм демократии и либерализма в стране, в нагнетании анти-американской истерии и создании тюремно-лагерной атмосферы в обществе.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.05.2011 09:13
Павел Ходорковский о путине: "Он слишком любит сырье – все его разговоры в конечном счете сводятся к "трубе". Хотя, разумеется, его все недооценили. И, да, он сильный политик."

Категорически не согласен с Павлом Ходорковским в оценке путина. Можно ли назвать сильным политиком человека, повернувшим вспять демократические преобразования в России, породившим самую чудовищную коррупцию за всю историю государства, развязавшим войну на своей территории и оккупировавшим соседнее братское государство; человека цинично попирающего ЗАКОН, ПРАВО И НОРМЫ МОРАЛИ? Разумеется нет. Этот человек - не сильный политик, а мелкий политикан, узурпировавший власть с помощью аппарата насилия. О нравственном облике этого альфа-самца мы ещё многое впоследствии узнаем. Но и сегодня достаточно фактов его неудержимого стремления к обогащению и роскоши, его злобной мстительности и жестокости по отношению к своим политическим оппонентам, чтобы отказать ему в доверии руководить нашей страной. Не может быть Президентом России приблатнённый субъект, который непрерывно омолаживается с помощью скальпеля хирурга, а к его личным врагам в режимном заведении(!) подсылается преступник с финкой: "глазик выколю, другой останется, чтобы знали все кому кланяться". И это политик?...
Swettlana | Swettlana | 16.06.2011 14:02
Но он вполне успешно и в короткий срок узурпировал власть, сумел свернуть все демократические институты, подмять под себя значительные финансовые ресурсы, полностью уничтожить оппозицию. Согласитесь, что своих политических целей он достиг. В данном случае под сильным политиком понимается не тот, кто смог направить политическую власть на благо страны и ее народа, а тот, кто свои собственные задачи успешно решил, используя политические инструменты. И смог удержать власть в своих руках. Думаю, Павел говорил именно об этом. Кстати, и Михаил Борисович в интервью сказал, что сильной стороной этого существа является политическая интрига.
nataliya_dv | Наташа | 29.05.2011 13:49
Мы русские странные? Мы продолжаем верить верить верить...Павлу симпатизирую уже давно). Ум дух внутренняя сила)! давеча в прессе высказался нелюбимый мною персонаж, но сказала верно: Гены пальцем не разотрешь)
Rise_man | Александр | 29.05.2011 15:04
хорошее интервью
Dimacho | Дмитрий | 29.05.2011 18:04
Правозащитный фонд предлагает юридическим и физическим лицам помощь по защите интересов в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводствах. Фонд является юридическим лицом и обладает полномочиями по защите интересов граждан в органах государственной власти. Организаторы фонда принимали участие в заседаниях квалификационных коллегиях судей по кадровым вопросам. Представители фонда участвовали в сложных процессах с положительными результатами.

Правозащитный фонд предлагает юридическим и физическим лицам пострадавшим от злоупотреблений должностными полномочиями представителями Российского государства юридическую и общественную помощь по защите интересов в уголовном гражданском и арбитражном судо производствах.
prusskaya | Нелли | 29.05.2011 22:23
В криминалистике психологи составляют психологические портреты преступников по их деяниям.Я не специалист.Объективный портрет Путина будет составлен позже.Не знаю,прозвучит там "сильный политик" или нет.Но то, что он мстителный,патологически лживый и беспринципный,причём в гораздо большей степени,чем это иногда требует политика.Это очевидно и сейчас.
lavsel | Сергей | 29.05.2011 23:08
Только-что прослушал на "Эхе" о возможном решении М.Б.Ходорковского подать на УДО. Если бы это удалось! Но только без "потери качества". Думаю, что Михаил Борисович на иной вариант не согласится!
Хотя лично я не верю в то, что властные негодяи для того городили многолетнюю АХИНЕЮ, что бы сдаться без боя!
Сергей Львович.
Anita | Valentina | 31.05.2011 03:17
Как же хорошо сказали Сергей Львович и Людмила Лев: И по поводу политического портретапутина-силового, неумного,злобного якобы политика, который только тому и учился,как наказать, нагадить и прогнуть под себя, да и личные качества - налицо; и по поводу сына - ПАвла Ходорковского, неожиданно быстро повзрослевшего в связи арестом отца. ПАвел, напишите,если могу быть чем-то полезна из Канады. valentine_55@htomail.com

S уважением, Валентина, Калгари
VACSYS | VAC | 16.12.2011 11:50
Для Swettlana, prusskaya, Anita, Ludmilla, lavsel
В России сейчас по данным ГУИН порядка 900 000 заключенных.
Из них по данным СМИ (ГУИН не в состоянии дать такие данные) порядка 300 000 по экономическим статьям. Из них по данным опросов по недоказанным экономическим обвинениям в т.ч. не признавших свою вину сидит 3 из каждых 4. Кроме того, каждый пятый из заключенных по уголовным статьям, также считает себя невиновным. Итого: порядка 300 000 человек.
В чем отличие Михаила Ходорковского от них? Только в том, что он богаче всех их вместе взятых? И, что его бизнес решили отнять на более высоком уровне, чем у других?
Что о нем говорят во всех СМИ, а об остальных молчат – кому они нужны?
Суд утверждает, что Михаил Ходорковский - преступник.
В то же время вы утверждаете, что Путин – преступник.
Ни то, ни другое, по-моему, не имеет достаточной доказательной базы. По крайней мере, я ее нигде не видел. В чем же тогда ваше отличие от ПРОДАЖНОГО Российского суда и прокуратуры? Оснований утверждать, что Путин виноват в повсеместной коррупции, тем более, что он ее создал нет. Она была до него, она была при Советской власти. Почему она должна была мгновенно исчезнуть при переходе на капитализм? Люди у власти остались те же, только завмаги стали владельцами магазинов, разные директора владельцами разных ООО, ЗАО и пр., а партийные и комсомольские чиновники стали бизнесменами и просто чиновниками. Откуда коррупция исчезнет? Или, может быть, бизнесмены не предлагают чиновникам огромные взятки, что бы получить преференции в бизнесе? А почему бы чиновникам эти взятки не брать, ведь все равно бизнесмены все наворовали? К тому же чиновники никак не меньше бизнесменов хотят отдыхать в Куршавеле и ездить на Майбахах – ведь они тоже люди. Только те, кто не ворует и не берет взяток – народ, трудящиеся – в понимании и бизнесменов и чиновников не люди – «бараны», ну, или «быдло», или «рабочий скот» - кто как назовет – смысл один – не воруешь, не берешь взяток – нищий, а, значит, «быдло».
Я описал обычное человеческое «понятие» обычных жизненных вопросов. Попробуйте возразить – но без оскорблений, без крика, без огульного обвинения правительства, которое в общем то тоже хочет жить хорошо и, что бы, трудящиеся и пенсионеры жили хорошо (в отличие от олигархов – для них народ – инструмент обогащения, а правительству все таки приходится оглядываться, т.к. для него народ – электорат). Поищите ИСТИННЫЕ причины. Поищите РЕАЛЬНЫЕ возможности бороться с коррупцией (или Ходорковский никогда не давал взяток для получения преференций?) не сажая ВСЕХ чиновников и ВСЕХ предпринимателей в тюрьму (практически все брали и давали взятки – значит по закону должны сидеть). Как я показал выше Ходорковский не один. Их сотни тысяч. И все сидят. И очень многие не признают вину. И всех их наши ПРОДАЖНЫЕ СУДЫ И ПРОКУРОРЫ должны были бы выпустить.
Grrub | Grrub | 16.12.2011 13:10
Первое дело Ходорковского стало прецедентом. Благодаря ему чиновники на местах поняли и узнали, как можно безнаказанно прибрать к рукам приглянувшийся бизнес, а также разделаться с неугодным коммерсантом. И приступили. Теперь "ходорковских" рангом пониже сидят сотни, а может тысячи уже. Не забудем, в то время Путин был гарантом Конституции. Коррупция расцвела пышным цветом тогда же -- не обязательно отнимать бизнес, достаточно пригрозить и попросить "поделиться". Это, конечно, еще не все, но, на мой взгляд одного этого уже достаточно.
Djafar | Vuqar | 29.05.2013 01:03
Zdrastvuyte Pavel! Ya licno znokom s Vashim otcom. Mi sideli v meste v Seqeje. Pili cay obshalis. Vi doljni qorditsa svoim otcom on zamecatelniy celovek. Derjis Pavel ostalos malo. Ya napisal Barisovicu pismo Pozdrovleniyem s YUBILEEM. Ya znayu on budet rad koqda polucit moyo pismo.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru