СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2011
      1
278
9
162122
29
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
16.05.2011 г.

«Я резал Ходорковского не по своей воле»

"Газета.ru", Роман Баданин, 16.05.2011 (на сайте издания размещена видеоверсия интервью)

Освободившись после семилетней отсидки, бывший сокамерник Михаила Ходорковского Александр Кучма решил рассказать, как его использовали для дискредитации экс-главы ЮКОСа.

– Извини, что начнем как на допросе, но хотелось бы, чтобы ты рассказал о себе, где и за что сидел, когда освободился?

– Меня посадили 3 февраля 2004 года за разбойное нападение. 162-я статья. 8 декабря 2004 года меня осудили, дали 7 лет общего режима. Я обжаловал в Верховном суде, долго сидел в СИЗО, пока кассационные жалобы разбирались. Потом, 24 декабря 2005 года, меня посадили в ИК-10 (исправительная колония № 10), город Краснокаменск, где в то время сидел Михаил Ходорковский.

Я попал в 8-й отряд, где он отбывал наказание. После инцидента с Ходорковским, в котором я участвовал, меня вывезли на ИК-3, город Чита, вернее, сперва в СИЗО города Читы, потом в ИК-3. Потом у меня там также возник конфликт, я ударил ножом еще одного своего сокамерника, мне за это дали год ЕПКТ.

– Что такое ЕПКТ?

– Единое помещение камерного типа.

Когда я вернулся с ЕПКТ, меня сотрудники администрации ИК-3 избили за то, что пытался писать жалобы, сломали мне руку. Через суд администрация ИК поменяла мой режим на тюремный. Как злостному нарушителю.

Так меня вывезли в тюрьму. Во Владимирский централ. Везли через СИЗО Новосибирска, Екатеринбурга, Кирова.

Потом на процессы против Ходорковского меня еще этапировали в СИЗО Читы и в спецсизо ФСИН «Матросская Тишина» в Москве. Там и там я просидел 2 месяца, и меня вернули обратно во Владимир. До окончания срока мне оставались 2 года, и я провел их во Владимире.

Освободился на один день раньше срока. Это так называемый «ельцинский день». Ельцин скидывал по дню – зеков на день раньше выпускают. Вышел на свободу 2 февраля 2011 года.

От редакции:

Кто такой Александр Кучма. Имя осужденного Александра Кучмы стало известно журналистам после того, как он напал на Михаила Ходорковского в колонии №10 в городе Краснокаменск. Инцидент произошел утром 14 апреля 2006 года, Кучма самодельным ножом ранил спавшего по соседству Ходорковского в лицо. Никаких конфликтов нападению Кучмы не предшествовало, сказал позже Ходорковский адвокатам. Экс-главе ЮКОСа наложили несколько швов, а Кучму поместили в ШИЗО. По итогам обыска у Кучмы были найдены еще один нож и бритвенное лезвие. Адвокаты Ходорковского выразили уверенность в том, что Кучма действовал по указанию людей, желавших «сломить волю» экс-главы ЮКОСа. Уголовного преследования Кучма удалось избежать: сам Ходорковский заявления писать не стал, так как был уверен в неадекватности обидчика, а колония не сочла инцидент серьезным.

Как сообщалось, в момент нападения на Ходорковского Кучме было 23 года, и к тому моменту он уже отбыл несколько сроков за хищения (из рассказа самого Кучмы это не следует). Незадолго до того Ходорковский получил взыскание (семь суток ШИЗО) за распитие с Кучмой чая неположенном месте. Кучма тогда тоже оказался под арестом.

Через 2,5 года после нападения, в момент, когда в суде рассматривалось ходатайство адвокатов об условно-досрочном освобождении Ходорковского, Кучма, давно переведенный в другую колонию, подал на экс-главу ЮКОСа иск, в котором обвинил его в сексуальном домогательстве и потребовал 500 тыс рублей в качестве компенсации морального вреда. Было очевидно, что помощь в подаче иска Кучме оказала ФСИН: заявление было набрано на компьютере и написано без ошибок, в то время как сам Кучма (в этом убедилась «Газета.Ru») даже фамилию Ходорковского пишет с ошибками. Ингодинский суд Читы в 2008 году отказался рассматривать иск Кучмы, порекомендовав направить его по месту жительства ответчика. Иск от имени Кучмы был подан в Мещанский суд Москвы, но на процесс прибыли только адвокаты Ходорковского. Ни Кучма (он находился во Владимирском централе), ни его представители в суд не явились. 25 февраля 2009 года, на следующий день после того, как Ходорковский был этапирован из читинского сизо в столичную «Матросскую тишину» для участия в судебном процессе по своему второму уголовному делу, Мещанский суд рассмотрел иск по существу и отказал так не появившемуся Кучме в полном объеме.

– Твоя роль в судьбе Ходорковского широко известна. Сначала из-за того, что вы вместе оказались в ШИЗО, и ты на него напал, у бывшего главы ЮКОСа сорвалось условно-досрочное освобождение (УДО), потом – накануне начала рассмотрения «второго дела ЮКОСа» – государственные СМИ раздули твой же иск к Ходорковскому о якобы имевшем место его домогательстве к тебе…

– Можно приравнять так, что пока я сидел, я был там как в плену. У меня не существовало ни прав моих, ничего. Все, что писалось о той истории с Ходорковским, я ни за что не подтверждаю, что это правда.

Могу честно сказать, что я резал Ходорковского не по своей воле. И могу сказать, что в суд я на него не подавал.

– Ты имеешь в виду Мещанский суд Москвы, где рассматривался твой иск о якобы домогательстве к тебе Ходорковского?

– Да. Как я могу говорить, что я подавал иск, если я его не подавал. В 2009 году мой иск к Ходорковскому рассматривался. Я сам это видел по телевизору. Я сидел в камере во Владимире и смотрел, как там в Москве иск разбирался.

– Что это значит? Документы кто-то другой оформлял?

– Да полная фальсификация.

– Сотрудники ФСИН это делали?

– Рассказать все детали с тестированием на детекторе лжи я готов только за плату. Но я вам вот как отвечу. Судя по словам Юрия Калинина, главы ФСИНа, который сказал тогда типа «зачем же Ходорковскому к 22-летнему осужденному приближаться…», можно догадаться, чьих рук дело вся эта история.

Кстати, могу сказать, что мне было не 22 года, а 23, а через 10 дней и вовсе исполнилось 24.

От редакции:

Экс-глава ФСИН Калинин через несколько дней после инцидента первым публично намекнул на якобы имевшие место домогательства со стороны Ходорковского, никаких показаний Кучмы до того момента не было. «Не надо слишком сильно приближать, сближаться и привечать молодых осужденных,– гласило распространенное госагентствами заявление Калинина.– Чтобы прекратить все спекуляции относительно осужденного Ходорковского, в том числе и об угрозе его жизни, мы решили перевести его в одиночную камеру. Там ему будет безопасно».

– А в ИК-10 как и кто именно тебя заставил напасть на Ходорковского?

– Сейчас тоже не стану говорить.

– Кто был начальником колонии во время этого эпизода?

– Рябко Александр Владимирович – начальник ИК-10.

– Что сказал Ходорковский, когда ты его пырнул?

– Я умолчу.

– А он тебя простил?

– Не знаю.

– Ты с ним уже не встречался?

– На вахте виделся.

– Где?

– Ну, в дежурной части. В зоне.

Ходорковского привели с зашитым носом. У него нос был такого темно-синего цвета. В пластыре. И он меня спросил: «Кучма, зачем вы так?» Я сказал: «От безвыходности».

– Сначала тебя привлекли в качестве свидетеля плохого поведения Ходорковского перед рассмотрением вопроса о его УДО в Ингодинском суде, потом как бы ты же подал «гомосексуальный иск» против Ходорковского в канун начала рассмотрения в Москве второго «дела ЮКОСа»? Как-то в нужные для следствия моменты ты возникал… Что скажешь?

– Могу предположить, что просто хотели облить его грязью. Там как было: сегодня прошла новость, что его привезли в Москву для второго дела, а на завтра слушался иск по домогательству. Чтобы общественное мнение такое о нем сложилось.

– А твое свидетельство в Чите о том, как Ходорковский попал в ШИЗО? Было предположение, что эта история с как бы незаконным распитием чая, за что вы сели в карцер, была нужна, чтобы исключить УДО для экс-главы ЮКОСа…

– Ну да, наверное.

– История, когда ты изображал жертву гомосексуального домогательства со стороны Ходорковского, подорвала к тебе доверие. Тебя теперь это не смущает? Думаешь, будет доверие к твоим словам?

– Смущает, конечно.

– Если ты был вынужден пойти на сотрудничество с администрацией колонии в истории с Ходорковским, то, возможно, твой авторитет среди осужденных должен был пострадать?

– Просто пример могу привести: если я пошел на сотрудничество с администрацией, то неужели администрация не побеспокоится о моей безопасности?

– Не про безопасность, а авторитет какой-то говорим…

– Ну и не только безопасность. Администрация поговорит и со смотрящим за зоной, и с кем угодно. Тюрьма – это не так, как в кино. На самом деле там все взаимосвязано.

– А почему только сейчас решил рассказать?

– У меня в камере (во Владимирском централе – «Газета.Ru»), конечно, был и ноутбук, и телефон. Но я не рисковал всем этим заниматься. У меня срок к концу подходил.

– Деньги ты зачем просишь?

– Я нуждаюсь в срочной медицинской помощи. Пока я сидел, моему здоровью бы нанесен вред, и я нуждаюсь в платном лечении.

– Что с тобой?

– Раздроблена рука. Вот она кривая и не гнется (показывает левое запястье, сустав с размытой зековской татуировкой «Четыре вышки и ЗК» неестественно вывернут). У меня кости торчали в разные стороны. Такая операция стоит прилично.

– Где тебя били?

– В ИК-3, город Чита. Перед тем, как меня этапировали из Читы во Владимир. Однолько Сергей Николаевич был там тогда начальником.

– За что били?

– Жалобу пытался написать на администрацию по истории, связанной с Ходорковским.

– Я не понимаю, тебя били, чтобы ты выступил против него?

– Били, пытали. Сломали руку. Напрягали. Заставляли делать всякую фигню.

– Это что?

– Ну что… Заставляли подписывать всякие бумажки. Детали сейчас не стану раскрывать.

– Как заставляют?

– Ну, орут, угрожают. Ну, представьте, посадят в камеру, где вот такие «быки» сидят. И говорят: «А ну-ка давай, а то мы тебя убьем здесь сейчас». И администрация это специально делает. Доходит до такого, что уже не рискуешь связываться с ними.

– Тебе было чем угрожать, кроме расправы. Срок могли накинуть?

– Могли. Наркоту подбросить, да и все. Вон во владимирской тюрьме менты друг другу подкидывают героин, чтобы изображать борьбу с коррупцией, а зеку-то чего ж не подкинуть?...

– Чем били?

– Палкой какой-то. Мне сначала по голове дали так, что у меня искры из глаз летели.

– «Быки» били?

– Менты.

– Ты жаловался в связи с избиением?

– Боялся. Мне сломали и сказали: «Еще раз какое-то движение, и мы тебе и вторую сломаем».

– В телеархиве есть уже одно твое интервью. В 2008 году в СИЗО Читы перед рассмотрением судом вопроса об УДО Ходорковского ты в камеру НТВ рассказывал, какой Ходорковский плохой, почему он не заслуживает досрочного освобождения. Как это соотнести с тем, что ты сейчас говоришь?

– Я давал то интервью под давлением. Не то чтобы меня журналисты заставляли. Меня заставили менты, журналистов просто привезли. Хотя менты мне говорили, что это «ихние журналисты» и если я что-нибудь скажу не то, мне плохо будет. Не знаю, правда ли это. Может, они просто блефовали.

От редакции: 

22 и 23 августа 2008 года в криминальной программе «ЧП» на канале НТВ были показаны сюжеты о том, как Ходорковский нарушал режим пребывания в зоне, о том, как приставал к Кучме. Свидетелями в кадре выступал сам Кучма и начальник колонии Рябко. В рамках той же серии на НТВ как правило за авторством корреспондента Алексея Малкова выходили фильмы о том, как ЮКОС заказывал убийства неугодных лиц, как Борис Березовский делал то же самое, как «несогласные» спонсируются из-за рубежа и т.д. Последними фильмами этого творческого коллектива стали разоблачения Юрия Лужкова и Александра Лукашенко. Все сюжеты этого типа появляются в эфире принадлежащей «Газпрому» телекомпании как будто случайно приуроченными к важным событиям – суду над Ходорковским, маршу несогласных, отставке Лужкова и проч.

– Ты говорил, что администрация за сотрудничество по-особому к тебе относилась. Примеры привести сможешь?

– Только месяц я просидел во Владимире, меня отправили через Москву на самолете в Читу (для того, чтобы Кучма выступил свидетелем «обвинения» на процессе по УДО Ходорковского – «Газета.Ru»). Везли самолетом через Внуково «Якутскими авиалиниями». А потом также на самолете меня этапировали в Москву…

– Сколько у тебя этапов вообще было?

– Ух. Ну, я знаю, что в 9 исправительных учреждениях я свой срок отбывал, а перечислить все перевозки уже и не смогу.

– И на самолете часто по этапу возят?

– Один раз, вот тогда в Читу и обратно.

По этому делу меня всегда возили спецэтапами. Представляете, на столыпинском вагоне одного везли – и в Москву (для участия в рассмотрении в Мещанском суде иска к Ходорковскому – «Газета.Ru»), и во Владимир обратно.

И при перевозке, в Читу тоже, всегда был спецкараул. Несколько человек с оружием. В самолете несколько человек – один справа, другой слева и еще отдельно один сидит.

И я в конце пути всегда расписывался, что претензий к ним не имею.

– Всегда расписываются? Зачем ты это делал?

– Никогда. Как я понимаю, меня незаконно возили, потому что ни суд, ни следствие меня не запрашивали. Есть закон – если осужденных везут куда-то транзитом, то они в каждом СИЗО могут провести максимум 10 дней. Суд, например, мог запросить меня как свидетеля по какому-то делу, или следствие могло то же самое сделать. А я в Чите и «Матроске» провел по 2 месяца без каких-нибудь решений суда.

Даже в Ингодинский суд в Чите, где слушалось дело по УДО Ходорковскому, привозили на автозаке ФСИН, а не на следственном автобусе. ФСИН развозит осужденных по этапам, а есть батальон милиции, который развозит подследственных – в суды, еще куда.

– Была версия, что ты напал на Ходорковского из-за своего конфликта с другим осужденным. Его Ким звали (в прессе ранее высказывалось предположение, что Кучма напал на Ходорковского, чтобы «сбежать» с ИК-10 на тюремный режим из-за конфликта с другим краснокаменским сидельцем Евгением Кимом). Или, может, ты просто неуравновешенный?

– Это ерунда все.

– Как ерунда, если, как ты сказал, был еще один эпизод, когда ты напал на сокамерника с ножом?

– Просто в тюрьме такая жизнь, что если там все время молчать, то будут тебя притеснять. Если не отвечать на оскорбления, то очень тяжело там будет жить. Одного проучил, другого проучил, и потом ко мне никто не лез, не провоцировал. Ко мне уже не имел никто претензий, ни блатные, никто.

– Знаешь, что зеки в ИК-10 весной подняли бунт и сожгли колонию?

– Знаю про это все. По телефону общаюсь со своими бывшими сокамерниками.

– По телефону?

–Ну а что! Вон в «Ютьюб» я выложил запись из Владимирского централа на мобильный телефон. Менты же сами их и приносят.

– И что говорят краснокаменские?

– Рассказали, что бунт совершили осужденные, замученные пытками и беззакониями тюремной администрации. И причина там, возможно, не в самой администрации ИК-10, а в начальнике УФСИН по Забайкалью. Поставили начальником УФСИН края человека из Иркутска. А в Иркутской области в лагерях беспредел полный.

Я не знаю, по какому закону заставляют осужденных маршировать в кирзовых сапогах до такой степени, что у них ноги в кровь снашиваются. Тех, кто отказываются, жестоко избивают. Эти же порядки начали вводить и в Чите. Вплоть до того, что подвешивали за ноги осужденных в ШИЗО…

– В Краснокаменске?

– Да, на «десятке». И на «тройке» (ИК-3 в Чите – «Газета.Ru») тоже. Там недавно тоже порезали себе вены 200 человек, представляете.

Это не первый случай, что зона сгорела.

Я не понимаю, как Общественная палата покрывает то, что делалось в Краснокаменске. Что это за версии-то такие!

От редакции: 

22 и 23 августа 2008 года в криминальной программе «ЧП» на канале НТВ были показаны сюжеты о том, как Ходорковский нарушал режим пребывания в зоне, о том, как приставал к Кучме. Свидетелями в кадре выступал сам Кучма и начальник колонии Рябко. В рамках той же серии на НТВ как правило за авторством корреспондента Алексея Малкова выходили фильмы о том, как ЮКОС заказывал убийства неугодных лиц, как Борис Березовский делал то же самое, как «несогласные» спонсируются из-за рубежа и т.д. Последними фильмами этого творческого коллектива стали разоблачения Юрия Лужкова и Александра Лукашенко. Все сюжеты этого типа появляются в эфире принадлежащей «Газпрому» телекомпании как будто случайно приуроченными к важным событиям – суду над Ходорковским, маршу несогласных, отставке Лужкова и проч.

– Говорилось, что отрицательно настроенные заключенные организовали бунт...

– Ага. Ну, допустим, у отрицательно настроенного осужденного срок 3 года. Ему говорят, пойдем подожжем колонию, у тебя будет срок 13 лет. Это же смешно. Это отчаянный был шаг, потому что за массовый поджог теперь дадут им очень много. Во всем менты виноваты. Сначала запытали осужденных, а сейчас еще сроки большие дадут.

– А раньше было как?

– Ну, применялись пытки, конечно, но сильно администрация не наглела. Все жили более или менее спокойно. Ну, были, конечно, единичные случаи, когда избивали кого-то, пытали…

Или кормит плохо администрация. Был приказ № 125 о том, какое питание положено, но он не исполняется ни в одной зоне. Люди на голодовку подавали. Писали жалобы.

– Зона «красной» стала?

– Да, но дело ж не в этом. Кто ищет на жопу приключения, тот неприятности найдет и в «красной» зоне, и в «черной» («красной» зоной в противовес «блатной» или «черной» на сленге именуются колонии, жестко управляемые администрацией, без соблюдения «воровских» норм – «Газета.Ru»).

«Пресс-хаты» появились. Заехал человек в СИЗО по какому-то делу, допустим. Его сажают в «пресс-хату». Ну, у них есть специальные камеры, там специальные осужденные есть – «быки» – они выбивают показания.

– В «десятке» была «пресс-хата»?

– И в Краснокаменске была, и в Чите в СИЗО. В ИК-3 появилась при новом начальнике УФСИН. В Краснокаменске она была в СИЗО – это четырехэтажное здание на территории колонии, бывшая швейная фабрика. И не одна там была «пресс-хата».

– Как «быки» работают с администрацией?

– Администрация их подкармливает. Телефоны дает, то, другое.

– Бывал сам в «пресс-хате»?

– Бывал. Ужасная история.

– Когда под следствием был?

– Да нет, уже после того. Это было связано с Ходорковским. Когда руку раздробили.

– Связана ли как-то с отъездом Ходорковского смена режима в «десятке»?

– При Ходорковском менты сильно не наглели. Конечно, он там сильно выделялся. Все это понимали. Журналисты к нему постоянно приезжали, адвокаты каждый день да через день ходили. Все потом началось.

– У тебя какие с ним отношения были?

– Нормальные. Ко мне он нормально относился. Меня положили на соседнюю кровать из-за того, что я не курил. Чтоб не дымили там на него, все равно же в бараке все курят.

Ему там надоедали, конечно. Ну, представьте, в день человек 50 к нему подойдут и спросят закурить. Он не курил, но раздавал. Нудили его. Постоянно приходили к нему смотрящий за зоной, блатные. Но он не говорил, о чем речь шла.

– Что с тобой сейчас?

– Устроился работать сварщиком. И буду работать. Я сейчас не курю, ничего не употребляю, разве что выпиваю иногда. Веду честный образ жизни.

– Я знаю, что ты был вынужден переехать из Читы после отсидки. Это как-то связано с историей с Ходорковским?

– Ну да, я хочу начать новую жизнь в новом месте. Там все знакомые остались, и криминальные, и вообще.

– Связывался после отсидки с адвокатами Ходорковского, рассказывал то, что сейчас говоришь?

– Нет.

– Не боишься, что теперь к тебе возникнут претензии у органов?

– Есть, конечно, страх.

– У тебя тогда есть возможность сказать: абсолютно ли ты с криминальной точки зрения сейчас чист? Наркотики?

– Ничего такого.

– Все будут говорить, что ты все делаешь за деньги. По иску у Ходорковского хотел отсудить полмиллиона… За интервью просишь деньги…

– Да пусть говорят. Мне деньги нужны на лечение.

– Есть и другой риск. Сейчас появится интервью. Не за деньги. Пока ты не расскажешь общественности все обещанные детали, тебя могут начать «прессовать». Это, подозреваю, несложно сделать. С работы тебя, скажем, уволят. А ты опять свои показания не поменяешь, не будешь говорить, что все это выдумал?

– Да нет. А какой смысл перевираться на сто раз? Тогда понятно – я сидел в тюрьме и прав никаких не имел. А сейчас-то что? Я свободный человек. Я уже пошел на это, я подозревал, что будут грязью теперь обливать.

– Ты по-человечески жалел о том, что сделал тогда?

– Относился как-то философски к этому. Что есть, то есть. У каждого человека много в жизни неправильных шагов.




Комментарии
valievrh | Руслан Валиев | 16.05.2011 13:25
Ужас, страх, лицемерие, бесправие, анархия - какие еще слова подобрать, чтобы описать нашу реальность.....
Zinovyev | Александр Зиновьев | 17.05.2011 12:38
Собственно, всё, что вы перечислили наводит на цитирование "От сумы да тюрьмы не зарекайся"! И следом - сколько же в стране НАДО перелопатить в конце концов, чтобы хотя бы (Простите) жили по человечески - потому как только после этого и в тюрьма появится некий иной порядок и возможность не становиться никем.
Tatiana | Татьяна Романова | 16.05.2011 13:46
Нет слов... Как-то некстати вспомнилась статья про голландскую тюрьму...
bella_leyfer | Bella Leyfer | 16.05.2011 14:07
Бесконечные круги ада и все это применительно к невиновным,умным ,порядочным,деятельным,смелым,цвету нации ...Где высшие силы какой-все равно справедливости-божьей,людской?Сумерки богов...
grannyt | Тамара | 16.05.2011 14:10
Устроители ГУЛАГа свои методы и приемы передали детям и внукам. Противно и обидно, что существует население - и те, кто это "население" за людей не считают. Система.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 16.05.2011 14:18
Хорошо бы дожить до того времени, когда понесут наказание настоящие преступники - заказчики и исполнители противоправного преследования Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и их коллег и соратников.
MarinMir | Марина | 16.05.2011 14:42
Боже мой, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?!Просто физически плохо от всего этого: тошнит, ноющая боль в груди, и тоска...
Марина Мирлина.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 18.05.2011 23:02
Да, Марина, как я Вас понимаю!!!
Потому что сама испытала и боль в груди, и тоску....
По работе (была пом. депутата госдумы 1-го и 2-го созывов) довелось познакомиться с тюремными порядками.
А потом и с жизнью в домах престарелых.
И твёрдо решила: пешком-по-шпалам,
вплавь-по-океану,
в-багажном-отсеке-самолёта(где минус 50 градусов)
но бежать, бежать, бежать отсюда....
Что и удалось.
(И даже не в багажном отсеке.:)))
Бежать, потому чтоневозможно развернуть танкер -в-шлюзе,
невозможно изменить то, что насаждалось\культивировалось 70 лет.
Невозможно жить в стране, где убили , уничтожили ВСЁ:
фундамент страны - крестьянство;
душу страны - духовенство;
её достоинство и честь - аристократию...
Я - не МБХ, я -не герой, я сбежала.
но не на моём веку.
MarinMir | Марина | 20.05.2011 17:25
Спасибо, Анна, за Вашу поддержку. И я Вас ТАК понимаю! И правильно сделали, что покинули эту страну. Но у меня долго, после августа 91-го, теплилась надежда на то, что дети наши будут жить уже в другой стране. Потом, что - внуки. Теперь надежды почти не осталось.
Если бы я сейчас была помоложе, я, может быть, тоже так сделала. Так надоело ощущение того, что тебя унижают, что с тобой абсолютно не считаются, и что считают тебя за полного идиота...
Марина Мирлина.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 22.05.2011 15:21
Никогда не поздно изменить свою жизнь.
Даже за час до смерти.
".... чтобы умирая,мог сказать...." (с)
вы зря принимали меня за "полного идиота"
blagonull | evgenii | 16.05.2011 14:59
Старые методы "ЛУБЯНКИ" живы и по сей день.Всю страну держат под страхом насилия со стороны силовиков. А в народе неискореним "ГЕН" страха накопленный с прошедших веков в том числе крепостничества.Россия не жила в свободном мире,но жить там всем хочется.Неправда, что страна хочет сильной руки-страна хочет демократии и свободы.
Rise_man | Александр | 16.05.2011 15:04
неприятный человек
nataliya_dv | Наташа | 21.05.2011 05:59
Да Александр..Первое чувство - неприятен. Но попробовала понять, побыть мысленно на его месте- в груди ужас..Мне сложно понять КАК ЭТО ударить человека ножом, мне сложно понять КАК бить человека так, что дробятся кости и торчат из под кожи во все стороны...бр-р-р...Не дай Бог. Мне не понятно, что за люди работают в тюрьмах, что за странное такое исправление осужденных -когда их бьют калечат заставляя дать ложные показания заставляя убивать...Что у ни х в душе, что в сердцах? И есть ли та душа и то сердце? Горько и больно...
Tatiana | Татьяна Романова | 21.05.2011 16:37
Вы, наверное, хороший человек, Наташа, если не представляете, как можно поднять руку на другого человека, и далекий от реальностей нашей жизни. Я тоже многое стала открывать для себя недавно. Вот, например, ссылка на статью, которая не оставляет меня в покое:
http://www.gulag.ipvnews.org/article20060901_01.php Жуткое символическое свидетельство того, в какой лаборатории подопытными кроликами жили все наши соотечественники, и, боюсь, мы живем до сих пор... Почитайте, "Черные камни" Анатолия Жигулина (чудом выжившего в этом Бутугычаге), документальная автобиографическая книга об этой системе насилия и манипулирования. Что же говорить о тех, кто снизу попал в ее жернова...
1938 | alla | 16.05.2011 15:35
ужас и еще раз ужас, я единстенное хотела бы желать чтобы господин кучма всю эту правду рассказал адвокатам михаила ходорковского вот это был бы поступок это помогло бы не только михалу но и другим заключенным алла, москва
eduard123321 | Эдуард | 16.05.2011 15:38
Вот таким образом воспитываются оступившиеся граждане РФ Такие павила исправления человека в ГУЛАГЕ заложили наши
"доблестные чекисты" ягода,ежов,берия, и т д под руководством большевиков ленина-сталина, Есть ли у этого режима различия
с фашизмом. Вполне естественно этой же линии придерживаются выходцы из кгб-путин и вся его команда,
Моё пожелание,чтобы над ними осуществился СУД и после этого они попали не в спецзоны для привилегированных зеков,
а в обычные зоны строгого режима на перевоспитание к тем,кого воспитал их режим
Murzovka | Лидия | 16.05.2011 15:40
Да, ГУЛАГ живет и процветает...
Ludmilla | ЛЕВ | 16.05.2011 16:54
Вся страна - один ГУЛАГ, по его законам существуют тюрьма, власть, армия. Цель одна - унизить, растоптать человека, уничтожить в нём то, что принято называть достоинством. Постоянное унижение сопровождает русского человека на протяжении всей его жизни, начиная с роддома и заканчивая кладбищем. В этой цепи унижений актёрами являются сами же русские.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 18.05.2011 23:11
Да,с человеком, которого лишили
чувства собственного достоинства,
можно делать чтохошь!
И Вы верно подметили:
это цепная реакция.
УВЫ.....
yurpomo | Антохин Евгений | 16.05.2011 17:17
Еще когда гсканалы несли эту ересь про Михаила Борисовича, Ни секунды не сомневался как это было. У мусорья известные методы, пытки, шантаж, подлог, провокации, "честное слово офицера" и т.д. Трудно их назвать людьми.
olushka05 | Ольга Б. | 16.05.2011 17:43
Что бы там ни было и что бы не было у него в прошлом, желаю удачи парню.
Под жернова попал... многое повидал совсем в молодом возрасте!
Хорошо что профессию имеет и работает.

...не оставят его в покое...
bui | Игорь | 16.05.2011 19:31
Шило в мешке не утаишь.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 16.05.2011 19:31
Не знаю. Бог вам судья, но видит Бог, что всё обошлось с вашими дурными затеями.
Добро, которое сеял Михаил Ходорковский, "Юкос" спасло его от гибели. В этом сила правды. Рич Ричмонд
goljuk | иван | 16.05.2011 19:43
Мерзопакостный индивидум. Он-плод системы. Система формирует и правит остатки их сознания,доводя с помощью фальши и устрашений до состояния уродов. На физически выбитых ложных, сфальсифицированных, продиктованных упырями в погонах показаниях строятся обвинения и приговоры судов. Господи,доколе!? Кто мы, люди или мерзавцы, подобные этой растоптаной мрази? Пример морального уродства и,на его фоне-личности преследуемых путиновской хунтой Ходорковский и Лебедев - не сломленные,с высочайшим чувством собственного достоинства, гордые, свободолюбивые, честные перед Богом и собой - герои нашего времени!
Не удивлюсь,если эта мразь кучка вступит в путиновский фронт. Там место только подобных ему.
Murzovka | Лидия | 16.05.2011 21:16
Особой симпатии этот парень, конечно, не вызывает. Но и такие резкие суждения я выносить не стала бы. Да, именно: он-плод системы. Но не надо сбрасывать со счетов, что в свои 24 года он прошел все круги ада. Не уверена, что многие из нас, взрослых людей, не сломались бы под таким давлением, какое испытывал этот пацан. Как сказано;"бросьте в него камень, кто без греха".
Я рада, что Александр нашел в себе силы тянуться к чистой жизни, несмотря на все пережитые страдания. И сказать хотя бы частичку правды о том, что было в действительности.
Хочу пожелать ему не сворачивать с выбранного светлого пути и пускай, наконец, ему улыбнется удача.Он ее выстрадал. Счастья тебе, Саша!
grannyt | Тамара | 17.05.2011 00:43
Все не могут быть героями. И не нанимались. Вот он попал в жернова (изначально по своей вине - совершил правонарушение) и мы можем его осуждать за то, что не выстоял против них. А мог бы прожить обычную неяркую, безопасную жизнь и был бы рубахой-парнем, возможно. Желаю Александру набраться сил и прожить остальную жизнь достойно. Живите обдуманно и осторожно, если не желаете быть героем.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 18.05.2011 22:44
Не скрою, мне было неприятно читать,Иван, Ваши гневные тирады в адрес Кучмы.
Я, например, когда читала интервью с ним, ужасалась: до чего же могут довести человека!
Мерзопакостные типы те, кто заставил парня (не забывайте, ему всего лишь 23!) взять в руки нож.
А жалобу они сами от его имени соорудили, сволочи....
Жаль парня, он ещё одна ЖЕРТВА нашего родного "правосудия".....
и, скорей всего, не первая и не последняя.
В 37-м пыток не выдерживали ДАЖЕ высокоидейные, что уж требовать от рядового мелкого уголовника, не о нём речь, ......
kuchma2004-11 | александр | 20.05.2011 12:19
В совецкое время существовала тюрьма белый лебедь.Там сломали многих воров в законе,а воры решили что осуждать тех кто сломался могут только те кто там был и не сломался.Миня заставляли убить Ходорковскова а я побоялся.В ближайшии дни правду опубликуют по НТВ
MarinMir | Марина | 20.05.2011 17:21
Александр, Вы уверены, что по НТВ могут рассказать ПРАВДУ? Как бы они Вас не подставили... Это сейчас такой канал, который правды не говорит.Но было бы очень здорово, если бы Вы публично рассказали всю правду, и чтобы об этом узнал весь мир.
Я желаю Вам, чтобы всё дальше в Вашей жизни было хорошо, и все ужасы закончились навсегда!
kuchma2004-11 | александр | 22.05.2011 17:46
Вчера весь день пробыл в останкино,записали моё интервью в програме центральное телевиденье с Вадимом Такменёвым все продюсеры были в восторге от моего интервью,но сегодня мне позвонил продюсер с НТВ и сказал что по поводу моего интервью в компании разгорелся скандал и моё интервью приехал посмотреть сам гениральный директор НТВ Кулистиков,такшто возможно моё интервью не покажут или многое вырежут,сегодня я позвонил в Читу и узнал что миня не показывали,в Читу потому что там вечер раньше начинаеться.Но я сегодня уже разговаривал с редакцией каторая готова к такой публикации такшто правда появиться всёравно.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 22.05.2011 15:17
Александр,
абсолютно верно:
" осуждать тех кто сломался могут только те кто там был и не сломался."

И спасибо за чистосердечное признание:
."заставляли убить Ходорковскова а я побоялся."
Даже если в ближайшии дни правду и НЕ опубликуют по НТВ,
её, ПРАВДУ,
уже знают.
Удачи Вам, Саша.
kuchma2004-11 | александр | 23.05.2011 18:55
Подовал в суд о домогательствах на Михаила Ходорковскова начальник отдела деетельности тюрем и сизо ФСИН Ларин Сергей Борисович,он и автор этого искавого заявления
MarinMir | Марина | 23.05.2011 20:43
Александр, спасибо за то, что назвали фамилию. Пусть теперь ему будет страшно. Пусть правда восторжествует!
Удачи!
Марина Мирлина.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 16.05.2011 19:46
Я думал давно о том, что в России необходимо разработать ФЗ Закон или Указ Президента России о том, чтоб половина колоний и тюрем сделать частными. Будут попечительские советы, будет общественный контроль. По другому мы ситуацию не изменим в этом направлении. Политические зэки в совершенстве изучили всю лагерную жизнь. Поэтому по выходу, необходимо начинать этот вопрос поднимать и заниматься им. Хватит губить собственное население в тюрьмах. Рич Ричмонд
goljuk | иван | 16.05.2011 23:34
До тех пор пока деятельность каждого государственного служащего,чиновника,избранника (депутата),президента и председателя правительства не будет подчинена закону-ничего не изменится.Чувство страха за игногрирование норм права,отчетность перед населением,возможность влияния населения на дальнейшую судьбу чиновника-вот самая малость из правовых механизмов воздействия на нынешних дармоедов и воров в законе от вертикали власти.Вертикаль превратилась в пирамиду путина,где действуют только по понятиям.Унтер-пришибеевых с одной извилиной от фуражки сейчас в избытке.Они будут работать и в частных местах лишения свободы...
nkaterli | Нина Катерли | 16.05.2011 21:45
Хорошо бы это завтра прозвучало в кассационном суде. Хотя наверняка прозвучит.
Адвокаты такого не пропустят.
lana | alexandra | 16.05.2011 21:51
goljuk | иван | 16.05.2011 19:43
"Мерзопакостный индивидум. Он-плод системы. Система формирует и правит остатки их сознания,доводя с помощью фальши и устрашений до состояния уродов."

Ничего в нем мерзопакостного нет. Уголовник,как уголовник. Можно даже сказать продвинутый(интернет и говорит довольно прилично)Такие были,есть и,к сожалению ,будут в любой системе. Дело разве в нем? Спасибо,что говорит,хоть, какую-то правду.Вот те,кто устраивает этот УЖАС,вот эти бандиты сейчас лихорадочно думают как бы с ним расправиться,чтобы лишнего не болтал..
Да он по-сравнению с теми,кто убивал Магницкого и заказывал это убйство,просто ангел. Эти негодяи,которые это все координируют и в ус не дуют.
Господи! Ни на что не надеюсь и с ужасом жду 17 числа. А,вдруг,чудо?! Хотя....

http://www.youtube.com/watch?v=MYDJYTcgnLo&feature=player_em­bedded#t=0s

Посмотрите на эти ,с позволения сказать,лица. Какого-то заказчика обидели и поэтому попались. То,что творили не прятали не один год.Деньги можно спрятать. То ,что они делали- все на виду.Теперь,видно не доплатили бандиту у власти. Думаю,что откупятся. ВСЕ ПОЛНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ!!!!
Tatiana | Татьяна Романова | 16.05.2011 22:13
Тотальный бандитизм, пронизывающий общество сверху донизу. Как выгодна гниющей голове эта круговая порука!..
ecolog | Мария | 16.05.2011 22:50
Все это ужасно и отвратительно. "История России до Петра - сплошная панихида, а после - сплошная уголовщина" (кто-то из великих сказал, Тютчев, по-моему).
COO8TAY | Саяна | 17.05.2011 02:31
Господа, мне кажется, что бенладен был ангелом, по сравнению с властно-управляемым ФСИНом... Где ЗАМУЧЕННЫХ и УБИЕННЫХ не меньше.
Поэтому, склонна думать, что корень проблем людских в "падалях". Падаль крупная-"заказчики" порождает падаль малую-зеков и этому не видно конца.... Всей этой шарашке, СТОП СЕЙЧАС!.
На детекторе лжи обязательно нужно Кучму проверить.

А может быть ХОДОРКОВСКИЙ и пришёл в мир, показать нам и вскрыть такой пласт ГРЯЗНОГО ПРЕСТУПНОГО "ИСПРАВЛЯЮЩЕГО"-ФСИН и СЛЕД-ПРОК-СУД? (на самом деле, калечащего души заключённых). Что ни дело, что не суд, то СФАБРИКОВАННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ. ДОКОЛЕ?
COO8TAY | Саяна | 17.05.2011 02:41
Получается, что УДО ХОДОРКОВСКОМУ не состоялось по "заказу"? ЗНАЧИТ ХОДОРКОВСКИЙ ДАВНО ДОЛЖЕН БЫТЬ НА СВОБОДЕ!!!
"Я щас взорвусь,как триста то тратила!"-В.Высоцкий
-До какой низости дошли звери фсиновские..., за звёздочку, за должность,за подачку...зверьё...
rfvfkjdyf1947 | KrylovaNK@anhk.rosneft.ru | 17.05.2011 07:01
Очень хочется посмотреть в глаза Алексею Малкову за его репортажи про Ходорковского,он решил пальму первенства по обливанию грязью людей по указке сверху, забрать у Доренко, тот тоже, в своё время хорошо постарался на этом поприще в эфире. Неужели для того, чтобы заработать авторитет и славу ( не важно какую), необходимо собирать грязь, придумывать гадости про людей, лишь бы угодить действующей власти? Просто человек без стыда и совести.Не понимаю, как он людям в глаза смотрит ?
Пишите, что Вы думаете о нём.
1938 | alla | 17.05.2011 08:14
я бы сказала пока "не поздно" просить господина кучму, рассказать на детекторе лжи всю правду, это такой резонанс для народа, то о чем мы можем догадываться это одно, но правду то должен слышать народ! по чьей вине не выходят на свободу достойные, честные, образованные, способные улучшить жизнь в нашей стране алла, москва
Tatiana | Татьяна Романова | 17.05.2011 23:40
Н.Васильева тоже детектор лжи проходила, а реакции никакой, только циничное высокомерие...
ksb | Хайкин Сергей | 17.05.2011 10:57
Подонки останутся и сдохнут подонками. Плохо, когда подонки занимают госдолжности. Это -приговор государству.
fsv | Сергей Фищенко | 17.05.2011 12:19
Из интервью Александра для меня очевидны следующие вещи: 1. он говорит правду; 2. "заказ" на МБ к нему пришел от кума, а не от блатных; 3. пока МБ был на зоне, беспредела там не было. И вступлюсь за него от обвинений некоторых "горячих голов" - вспомните "не судите, да не судимы будете". Бывают очень разные обстоятельства - особенно в том зарешеченном мире. Иногда даже здесь, на воле, людей принуждают к неблаговидным поступкам - что тогда уж говорить про зону? Вот то, что Александр с своему "спецзаданию" подошел без усердия - уже очень о многом говорит. Не будем его судить.
Александру - сейчас все пока будет непросто, но, если путь ты уже определил и на нем удержишься, потом все будет в порядке. Я твой поступок - рассказать правду об арестанте, которому еще сидеть и сидеть - оценил.
С уважением, Сергей.
baldzizu | евгений | 17.05.2011 13:06
Здесь хороший сюжет на эту же тему грузинского телеканала ПИК http://inotv.rt.com/2011-05-17/YA-rezal-Hodorkovskogo-ne-po
glove | Сусанна Аpутюнян | 17.05.2011 20:50
И он меня спросил: «Кучма, зачем вы так?» Я сказал: «От безвыходности».
Михаил Борисович, пусть сторицей воздастся Вам за великодушие ! А Александру желаю удачи.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru