Обращение Михаила Ходорковского к участникам IV конференции «Российские альтернативы» (Четвертые Ходорковские чтения)
Дорогие друзья!
С большим интересом читаю ваши публикации, и очень рад, что «Чтения» стали еще одной площадкой обсуждения общественных проблем.
Позволю себе кратко сформулировать свои мысли по обсуждаемым вопросам.
Обсуждая возможность возвращения российской экономики в докризисное состояние, по-моему, важно понять, что мы имеем в виду. Если уровень среднегодовых доходов бюджета и размер ВВП, то возможно. Хотя, конечно, трудно ожидать такого темпа притока иностранных и псевдоиностранных инвестиций, а это – большой кусок «докризисного пирога».
Если мы обсуждаем темпы роста доходов, то в сырьевой парадигме – вряд ли, так как такая динамика роста цен за «90-долларовым рубежом» сомнительна.
Тем более важной становится направленность антикризисных действий власти, которая должна обеспечить, чтобы посткризисное восстановление пошло по иной, инновационной модели. Под ней я понимаю не только высокотехнологическую, но и всякую предпринимательскую активность, позволяющую диверсифицировать экономику на низовом, самом устойчивом уровне.
Для этого, на мой взгляд, необходимы постепенные институциональные изменения, создающие базовые условия для инновационного развития.
Первые шаги: независимость судов, финансовая независимость местного самоуправления. Без этого не обеспечить возможность быстрой и позитивной самоорганизации территориально разобщенного российского общества.
Далее: ограниченная политическая конкуренция и независимость СМИ (речь идет об электронных СМИ). Я умышленно говорю именно об «ограниченной» конкуренции, т.к. предполагать возможность на этом этапе равноценной конкуренции не приходится. Снятие же всех барьеров (включая % и подписные) сломает выстраивание политического пространства. Политически близкие силы должны научиться договариваться, что нам, в России, не свойственно. Нельзя забывать и о риске быстрого развития центробежных тенденций на региональном уровне.
Далее: инвестиции в инфраструктуру под контролем независимых судов, СМИ, политических структур в рамках федеральных и региональных парламентов (необходимо изменение некоторых законов). Причем, во-первых, речь идет об институте парламентских расследований, который, как открытый и более независимый, должен стоять над любым другим тогда, когда речь идет о главном полномочии парламента – расходовании бюджетных средств.
Сегодня структура власти очевидно меняется. Важен вопрос: не произойдет ли реставрация или докуда дойдут изменения? Борьба, хоть и подковерная, но ожесточенная. Предсказать не берусь. Очень интересно, что думают другие люди?
На мой взгляд – необходимость расширения круга элит, участвующих в политическом процессе, назрела. Одна сторона (властная) – сформирована. О качестве можно говорить долго. Вторая («парламентская оппозиция») – деградирует из-за лишения живой подпитки интеллектуалами. Независимая же оппозиция вообще исключена из практического обсуждения стоящих перед страной проблем.
Это сделано властью умышленно, для контроля «политической поляны», но интересы инновационного развития требуют изменения ситуации. Россия не может быть конкурентоспособной, используя даже не 50, а 5-10% своего и без того подорванного интеллекта.
Помимо более широкого вовлечения элит в процесс выработки конкретных решений, нужна живая политическая конкуренция, которая только и позволит взять под контроль коррупцию. Без этого эффективность использования ресурсов страны минимальна.
Пока реально «шарик» катится «вниз». То есть финансируются те, кто обладает большим влиянием (сырьевики), и те, кто способен быстрее и больше «занести». Это никак не могут быть реально инновационные отрасли, только их неконкурентоспособные муляжи, или коррупционно-емкие производства (там, где точный учет затруднен, а капиталовложения – гигантские) типа «ямочного» ремонта дорог.
Оживление общественной активности очевидно, но пока в маргинальных формах, так как организующие элементы последовательно уничтожаются. А неизбежно, — так как темпы роста благосостояния общества будут в лучшем случае невелики. В то же время даже при темпах роста в 2-3% годовых, но при нашем низком общем уровне жизни возникновение локальных напряжений снять нельзя (в «отраслевом» и региональном разрезе). Отсутствие финансовой самостоятельности местной власти усугубляет ситуацию, лишая реагирование оперативности и адекватной обратной связи.
Консолидация общества пока маловероятна, скорее, речь пойдет о возникновении локальных центров кристаллизации по классике «жанра» — ЖКХ, работа, зарплата, борьба с коррупцией чиновничьим произволом на местах плюс «интеллигентская» маргинальная чересполосица по поводу нарушений прав человека и бюрократического идиотизма.
Будут ли массовые выступления против коррупции и произвола чиновников? Не знаю. Возможно ли выйти на такой уровень «абстрагирования» без организующих сил? Есть ли такие силы? Когда и как произойдет слияние процессов, происходящих в «центрах кристаллизации»? Интересно услышать мнения.
От всей души желаю успехов.
М. Ходорковский
Здесь слова Юрия Домбровского - автора "Факультета ненужных вещей". 12 мая - было столетие со дня рождения писателя. У него были свои гулаги... Но это как будто про Вас:
“Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал одним из свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры. Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что знаю, то, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А об ответственности, будьте уверены, я давно уже предупрежден”.