СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Январь 2014
  2
11
1819
2526
  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.01.2014 г.

"Мне проще жить по принципу «не верь, не бойся, не проси»"

Михаил Ходорковский и журналист Александр Минкин говорили не о политике, а о тюрьме. (Это же интервью вышло во французской газете «Le Monde» и в швейцарских изданиях «Le Matin Dimanche» и «Sonntagszeitung»).

МК.ru, 25.01.2014

Ходорковский в Цюрихе. Мы говорим с ним не о политике. О ней он на первой же пресс-конференции сказал всё, что мог и хотел. Повторять — нет смысла, а сказать больше он, понятное дело, не хочет и не может.

Но есть гораздо более грандиозная тема. Русская тема. Тюрьма.

Когда-то это был олигарх № 1, самый богатый человек России. Но последние 10 лет и 3 месяца он был зэк. Очень особенный. Зэк № 1. 

Александр МИНКИН. Отпустили Лебедева. Что скажете?

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ. Я счастлив, что Платон Леонидович на свободе.

— Думал, вы там навсегда. Пожизненно.

— Я и сам так думал. Лучше не обольщаться. Потому что если обольщаешься напрасно, то потом тяжело. Конечно, у каждого человека свои психологические особенности. Мне проще жить по принципу «не верь, не бойся, не проси». Так что если б мне не предложили написать, то я бы и не написал.

— Кто предложил?

— Геншер.

— Но он же не лично?

— Нет. Кто-то из адвокатов привез…

— Адвокат понимал, что это исходит как бы от Геншера, или думал, будто это инициатива самого Геншера?

— Не знаю, что понимал адвокат. Я знал, что предложение исходит от Путина.

— Вы это знали или предполагали?

— Конечно, знал.

— Формально знали?

— Знал, услышал, прочёл, — давайте не будем сейчас обсуждать технику.

— Почему он вас освободил?

— Сам спрашиваю у всех.

— Из-за Олимпиады?

— Нет. Моя версия несколько более конспирологическая. Я считаю, что некоторая часть путинского окружения малость отвязалась, по мнению Путина. И он хотел привести их в более нормальное состояние. Для этого, на мой взгляд, у него было ровно два варианта: либо Сердюкову дать 10 лет, либо выпустить меня. И то, и другое произвело бы приблизительно одинаковый эффект.

— Ваше освобождение произвело эффект атомной бомбы. А посадка Сердюкова — ну, посадили, ничего сверхъестественного.

— Мы же сейчас говорим не про реакцию общества. Мы говорим про очень конкретных людей. Им показали, что не на все решения президента они имеют возможность влиять. Для них это весьма существенно. А кое-кто, как мне известно, узнал о решении президента из средств массовой информации.

— Это для них дополнительный удар.

— Да. Я убеждён, что Путин сделал это осмысленно, именно из внутренних соображений. А внешние соображения, если его и волновали, то во вторую очередь.

— И никакой утечки не было. Ни малейшей. Это значит, что практически никто и не знал.

— Да.

— Он принимал решение один.

— Да.

— Просто один.

— Да. И, как я понимаю, в этом смысл урока для той публики: некоторые решения он принимает один. Не уверен, что это в принципе хорошо для страны. Но, если уж построил вертикаль — изволь соответствовать.

— А теперь, поскольку у нас гуманитарный разговор, не о политике, то когда вы доедите суп... (Разговор шёл в ресторане, официантка принесла Ходорковскому рыбный суп. Горячий.)

— Я не настолько увлечен этим процессом. Хотя, конечно, увлечен, но не настолько.

— А там горячее всё или холодное?

— В лагере всё горячее. Потому что горячее или холодное, или насколько прилично приготовленное, — это зависит от заключенных; они ж готовят. Если будут давать холодное или уж совсем плохо приготовленное, то... будут конфликты. А вот какие продукты, это уже от повара не зависит.

— Давайте про момент, который условно называется «самолёт». Об аресте, про 2003 год. Вы сидите в самолёте. Вдруг кто-то врывается...

— Сидим в самолёте, в Новосибирске, ждём заправку. Ждём-ждём. Потом нас отогнали на дальнюю стоянку. Глядим в иллюминатор — оцепление стоит. Они не очень далеко стояли, метров 50, может, больше.

— Для вас это был сюрприз?

— Ожидаемый сюрприз. Думал, они дождутся моего возвращения в Москву. Вызов в прокуратуру уже был. Я им написал, что как только прилечу из командировки – приду. Я ехал в Иркутск, в Школу публичной политики, потом в Эвенкию. Думал, вернусь — пойду в прокуратуру. Но они решили, что надо вот так сделать. Ведь это ж не был арест.

— Это задержание.

— И задержания не было. Это была доставка свидетеля. У нас так спецподразделение ФСБ доставляет свидетелей. Хотя по закону, если свидетель находится в командировке, они не имеют права доставлять. Они должны подождать. Тем более, если известна дата, когда вызванный приезжает.

— Увидев оцепление, о чём вы думали? Как представляли себе дальнейшее?

— Возвращаясь в Россию из последней зарубежной командировки, я чётко сознавал, что риск стал большим. А когда поехал в эту командировку по регионам России, уже понимал, что, видимо, всё. Полной уверенности, конечно, не было, я рассчитывал, что ещё процентов 20 у меня есть. Оказалось, нет.

— Что вы почувствовали, когда они ворвались в самолёт?

— А они не врывались. Они спокойно зашли.

— Не орали: «Мордой в пол!»

— Это всё сказки. О чём вы говорите? Там же все знакомые. Поймите, специально послали людей, которых я знал. Чтобы не было никаких конфликтов.

— Вы их знали в лицо?

— Да.

— Начальника?

— Начальника, не начальника, неважно. Тех, кто вошёл, я знал.

— Вы предполагали, что повезут на какую беседу в Москву?

— Я всё-таки не до конца тупой. Если за мной пригнали спецподразделение ФСБ – это не просто так. Конечно, был шанс (как и всегда он есть), что в Москве ещё что-то переменится. Но надежда на это была маленькая. Я ж вам уже сказал, что не люблю тешить себя надеждами. Поэтому я продумывал: что должен сделать, о чём сказать, какие вещи отдать. Обручальное кольцо отдал, мобильник, компьютер. Ничего не отнимали, ни к чему никто не притрагивался. Спокойно всё отдал адвокату.

— Адвокат был с вами?

— Нет, он в Москве приехал в прокуратуру. Но я вам рассказываю, как мысленно в голове держал, что должен буду сделать. Проигрывал модель поведения на допросе. Продумывал, как будет управляться компания. В общем занимался абсолютно прагматической работой.

— Почти пять часов полёта — ценный момент.

— Да, это ценная возможность, которую они мне предоставили. Но знаете ли, меня всерьез никто никогда не допрашивал. Дом никогда не обыскивали. Когда я попросил ради смеха о дополнительном допросе (это уже во втором деле было), мне в нём отказали: «Зачем нам лишнее знать». Была ещё забавная история. Я в Чите находился, ко мне прокурорский пришел: «Вот, поступило отдельное следственное поручение».

— В Чите? Значит, вы уже первый срок отбывали.

— Да, но меня выдернули в СИЗО, и там я сидел по второму делу как подследственный. Это нормально. Это у нас традиция. У нас всегда гонят по два-три дела. Сначала прогоняют простое — на небольшой срок, потом догоняют большим, чтобы человек сидел и сидел. С этим я много раз сталкивался. Так вот пришёл следователь, говорит: «Отдельное поручение по вопросу «Северной нефти». Будете давать показания?» (Именно о коррупционной покупке-продаже «Северной нефти» Ходорковский сказал на знаменитом совещании у Путина, чем вызвал гнев президента; с этого момента всё и началось... — А.М.) Я удивился. Думаю: ни фига себе! что это они вдруг? Ну, раз они такие смелые... Ведь я в своё время президенту об этом сказал. А раз уж я ему сказал, то, конечно, повторю.

— «Северная нефть» это та, за которую бывший замминистра финансов Вавилов получил…

— Да. И мне говорят: готовьтесь, в понедельник будет допрос. В понедельник прокурорский приходит с сильно удивлённым выражением лица: «У меня отозвали поручение. Спасибо, ничего не надо».

— Абзац! Ох, простите, «абзац» — это журналистский синоним… Кстати, на каком языке вы в зоне говорили?

— Когда я был в первой зоне — это была чёрная зона. Там мата не было вообще.

— Что такое чёрная?

— Есть три типа зон. Чёрная, красная и режимная. Нормальная зона — это режимная. Там от «а» до «я» выполняется закон. В чёрной во главе стоят уголовники.

— Воры в законе?

— Ну, воров в законе сейчас не так много. Скажем, некие преступные авторитеты. На самом деле они исполняют то, что им говорит администрация. Но она как бы прячется им за спину. В такой зоне действуют не ПВР (правила внутреннего распорядка), а понятия. Красная зона — наоборот. Там администрация использует зэков, чтобы те воздействовали на других заключённых. Нет законов, «полицейский режим», но — через самих заключённых: избиения, всё как положено. Но идёт это от администрации. Там нет понятий, там беспредел. Так вот в чёрной матом не ругаются.

— Как вы это изучили? Откуда вам было знать, какая зона чёрная, а какая красная и как себя вести?

— Россияне представляют себе, что такое тюрьма. Я и Солженицына читал, и Шаламова. И до попадания в зону уже два года просидел в тюрьме под следствием и под судом.

— Значит, в СИЗО всё объяснили?

— Конечно. Для меня ничего особо необычного не было, за исключением одного. Начальник в первой зоне, куда меня этапировали после приговора, спрашивает: «Вы кто по жизни?» Я на него смотрю, как баран на новые ворота. Такой вопрос в официальном кабинете вызвал когнитивный диссонанс. (На современном языке — «разрыв шаблона». — А.М.) Я не ожидал от него разговора на фене. Меня застопорило. Говорю: «Простите…» Он увидел мои изумлённые глаза, я полностью обалдевший. Говорит: «Ладно, идите, сами разберёмся».

— А какие варианты ответа существуют?

— Правильных ответов тьма. Множество так называемых «мастей». Самая нижняя масть — их называют по-разному, обидными словами. Второй тип, нечто вроде прислужников, — шныри. Есть мужики... Когда мы разобрались, я сказал: «Ребята, вам придётся поправлять свою систему, потому что в российских тюрьмах появилась новая масть — политические». И разница очень существенная. В отличие от правильного мужика, у меня нет никакой проблемы общаться с администрацией (спокойно могу с ней разговаривать). Я могу писать жалобы прокурору, в суды (что я и делал с удовольствием). Правильному мужику не положено жаловаться, общаться с администрацией и так далее. С другой стороны, в отличие от людей, которые, так сказать, работают на администрацию… Я не буду говорить, как они называются...

— Суки?

— Да. У меня нет с администрацией никакого доверительного контакта и ни в каком взаимодействии с ней меня никто не может заподозрить.

— Понятно. Раз жалуется, то, значит, не мужик. А раз не стучит, то и не стукач. Но они-то поняли вашу особую масть?

— Народ понял. Они просто решили, что я инопланетянин. С этим инопланетянином можно взаимодействовать.

— А если этот инопланетянин вольно или невольно, скажем по незнанию, нарушит чего-то?

— Так он же инопланетянин. Ему многое прощается. Например, был такой случай. Администрация очень боялась (не знаю, из каких соображений), что меня будут фотографировать.

— Простите, зэку нечем фотографировать.

— Зэку есть чем фотографировать. И фотографировать могут, и звонить. В чёрной зоне.

— За деньги? По блату? Как он получает в руки телефон?

— Мы и об этом можем поговорить, если вас заинтересует.

— Ну да, мне же это ещё предстоит.

— У нас пенсионеров не сажают.

— Вы серьёзно?

— Вы в таком возрасте, что я не знаю, что вы должны сделать, чтоб вас посадили.

— Я подумаю.

— Итак, фотографировать меня нельзя. Но подходит ко мне один: «Можно сфотографирую?» Отвечаю: «Знаете, проблем потом не оберёшься?» Он: «Ничего, это типа мои дела. Я решу». Ну решишь и ладно. «Только, — говорю, — я на вас смотреть не буду. Я вас не видел».

— Иначе получится, что вы разрешили?

— Я не хотел, чтобы мне потом задавали дурацкие вопросы. Я человек вообще очень предусмотрительный. (Дружный смех.) Да, да, да. Если я предполагаю, что будет какая-нибудь пакость, то я стараюсь эту пакость предусмотреть и предотвратить. О'кей, он продал эту фотографию какому-то журналисту за 300 баксов, а в колонии началась разборка. Большая. Вызывают в оперотдел: «Кто вас сфотографировал?» Я говорю: «А я откуда знаю?». Они понимают, что ничего не могут сделать. Погрозили. А чем мне можно грозить? Спустя некоторое время меня вызывают в Кремль.

— ??!!

— Во всех зонах барак, где живет «смотрящий», называется Кремлём.

— Шикарно! Ни разу не слышал.

— Дарю… А ходить между бараками категорически запрещено. Говорю: «Я не пойду. Запрещено перемещаться между бараками»… Практически — в чёрной зоне все ходят спокойно. А в красных зонах ходят те, кому разрешено. Это я для себя исполнял все ПВР. Положено не выходить, я не выхожу.

— Чтобы не давать повода для наказания?

— Там всё по-настоящему. Вышки, заборы, автоматчики. Мне отвечают: «Администрация дала добро». Хорошо. Мне ж любопытно. Прихожу в Кремль, там сидит смотрящий, Паша-монгол.

— Монгол? Узкоглазый?

— Нет, просто кличка такая. Нормальный парень. 26 лет.

— Молодец какой. Значит, убийца?

— Да, типа того. И он начинает задавать те же вопросы: кто? как? Я говорю: «Паша, смотрите (я со всеми на вы): почему я должен сказать вам, если я не сказал в администрации?» Здесь у него начинается стопор (когнитивный диссонанс). Чтобы в чёрной зоне смотрящему не ответили на вопрос — это невозможно! А оказалось — возможно. Постояли, посмотрели друг на друга. Он говорит: «Ну хорошо. Пойдёмте, барак посмотрим».

— Экскурсия?

— Да.

— И что, у них лучше?

— Есть там некие преимущества.

— Тепло?

— Там везде тепло. Там урановые рудники рядом. Энергии до задницы.

— А вы чувствовали угрозу жизни от других зэков или от администрации?

— Я на эту тему заморачиваться не хотел. Ну да, ну могут... Что я-то могу сделать?

— У вас есть предположение: почему вас там не убили? Руками зэков, например.

— Почему не убили? Ответ простой: Путин запретил.

— Да ладно!..

Большая пауза.

— …Хотите спросить: почему запретил?

— Нет, другое. Существует знание и существует предположение. Когда вы говорите, что он запретил, — это знание?

— Это — обоснованное предположение. Я примерно через полгода понял, что есть жёсткий запрет меня трогать.

— Случалось вам видеть драку со смертельным исходом?

— Нет. За всё время, что я был в колонии, смертных случаев, по-моему, не было или был один. (Следует помнить, что речь всё время идёт о колониях «общего режима», а есть ещё «строгий режим» и «особый режим». – А.М.) Сильно искалечили одного человека. Я в это время был в бараке и не видел, как это происходило. Но я видел человека до и видел после. Избили палками, порвали ему селезёнку. А больничка, медпункт, от нас — через забор. Я кричу через забор: «Ребята, как дела у парня?» Отвечают: «Нормально. Наверно, к вечеру помрёт». Я такой кипеж поднял... И по-моему, впервые за всю историю зоны на территорию запустили скорую помощь, увезли в больницу, положили на операционный стол. Давление у него в тот момент было 60 на 40. Два литра крови потерял. Хорошо, парень здоровый. В общем вытащили. А он потом колонии иск вкатал на четыреста тысяч.

— И получил?

— Точно не знаю.

— Если выиграл, то он вам должен.

— Это было много лет назад. Но мне очень понравилось.

— А как общались с зэками?

— В общении я не видел никаких проблем. Адаптация происходит постепенно. Сначала поступаешь в карантин. Это отдельный барак, там сидит кто-нибудь из опытных, всё рассказывают новичку. Буквальный инструктаж.

— То есть твое незнание, тюремная неграмотность не используется тебе во зло?

— Используется, конечно. Но это уже вопрос взаимоотношений. Понимаете, есть 18-20-летние, которые там между собой в некий детский сад играют, а есть солидные люди, 35-40 лет, они не будут глупостями заниматься. При этом с тобой работает отдельно смотрящий, отдельно — администрация. Им нужно понять, что ты за человек, а дальше тебя где-то разместить в лагерной иерархии, какую дать работу, на какую койку положить. А то вдруг ты окажешься несовместим с соседями. Будет конфликт. А никому конфликты не нужны. Потому что после конфликтов у администрации лишняя работа, у зэков — ужесточение режима. Да, им сложно немножко со мной, непривычно. Поэтому лишний раз со мной общаться… С одной стороны — не хотят, а с другой стороны — интересно. В лагере же мало развлечений. А это — новое лицо, причём можно похвастаться потом перед домашними — мол, вот, с кем я сидел, вот такой у нас был человек.

— Вам приходилось каким-то образом получать телефон для звонка?

— Естественно, предлагали. Естественно, отказывался.

— Боялись провокации?

— Не боялся, а знал.

— А что будет за это?

— ШИЗО (штрафной изолятор).

— Тяжело в штрафном изоляторе?

— Мне — нет.

— Вы же попадали?

— Много раз. Может, пять, может, шесть, может, семь.

— И что там?

— Комната небольшая. Пристёгнута к стене койка, можно отстёгивать только на ночь. Тумба, на которой можно сидеть. Ничего хорошего, но при достаточном уровне самоконтроля...

— Если в ШИЗО терпимо, почему надо так старательно его избегать?

— Они меня закрывают в ШИЗО незаконно, а я веду себя по закону. А если я возьму телефон — поступлю незаконно. Но я хотел, начиная с суда, доказывать: всё, что со мной делается, делается незаконно. Поэтому я — только по закону. И вы, пожалуйста, по закону. Будете смеяться: второй лагерь, в который меня закрыли, был сначала красным (где беспредел. – А.М.), а за три месяца перед моим приездом из него начали делать режимный. И сделали. Когда я приехал, лагерь был абсолютно режимным. То есть там отклонения от закона если и были, то совершенно минимальные.

— Что может быть в чёрном, и чего не может быть в режимном?

— Всё. В чёрном лагере заключённый может выйти из барака и гулять… хотя и недалеко. В режимном лагере это невозможно. В чёрном лагере повара могут отрезать от общего кусок, нажарить мяса для администрации и себя не забыть. В режимном лагере это невозможно. Там всё, абсолютно всё по-другому.

— Где лучше?

— Для меня — безразлично, что в чёрном, что в режимном. Я вообще круглосуточно под телекамерой: и еда, и сон, и работа. Но для обычного заключённого режимный лагерь радикально лучше. А для 10% заключённых, у которых есть возможности те или иные (деньги или авторитет), конечно, в чёрном лагере лучше. Потому что там же и телефон рядом, и продукты, водка, наркотики.

— Важный вопрос, гуманитарный. На ваш взгляд, сколько сидит невинных?

— Совсем невинных? Процентов 10.

— Кто они?

— Ну давайте так. Радикальное отличие между первым лагерем и вторым. В первом лагере, где я был, сидели в основном российские граждане. 100 процентов российских граждан сидели.

— Это в Краснокаменске?

— Под Краснокаменском. Там многие сидели не за дело. Многие — за чужое. Кто-то поссорился с кем-то. У кого-то отобрали чего-то. Но главное: «палки» нужны для красивой статистики в борьбе с преступностью. Например, совершено какое-то преступление, надо на кого-то его повесить. Множество есть причин. Особая ситуация с наркотиками. Там очень много обычных наркоманов, они загремели как распространители. И тоже в основном ради «палок». Тем не менее они — наркоманы. Во втором лагере, в котором я сидел в Карелии, там много тех, кто сидит ни за что. Там процентов 70 гастарбайтеров.

— Из Центральной Азии?

— Да.

— Просто за нарушение паспортного режима?

— Нет, в основном за изнасилование.

— Разве это «ни за что»? Это очень даже за что!

— Нет, это на них повесили. Реально они не виноваты. Совсем невинных, как я уже сказал, процентов 10. Но... Вот за изнасилование судят мужика. Женщина рассказывает, как он ворвался в квартиру, изнасиловал. Судья спрашивает: «Что ж вы не закричали?» — «Ребёнка боялась напугать». — «Ребёнку сколько лет?» — «12». — «А чей ребёнок?» — «Да наш с ним». Выясняется, что они живут в гражданском браке, у них ребёнку 12 лет. Прокурор — женщина, судья — женщина, и адвокат — женщина. Они на неё смотрят и говорят: «Дама, а вы точно хотите своего мужа посадить?» Она как-то так задёргалась, а её адвокат ей говорит: «Откажешься — тебя привлекут за ложный донос». Четыре года условно ему дали. Оправдать не могли, но и в зону решили не совать.

— Вы были зэк №1 на планете Земля; можно сказать, эксперт. И утверждаете: невинных в зоне — 10%.

— Да, процентов 10. А ещё процентов 20 сидят не за то. Виноваты, но не так и не в том.

— Всего значит невинных и полуневинных — процентов 30. А 70 значит — виновные.

— Знаете, что для российского человека может быть непонятно, а для западного, наоборот, понятно. Если вина не доказана, значит, не виноват. Я считаю, что процентов 10 приговоров оправдательных должно было бы быть, и соответственно 10 % людей не должно было бы находиться в тюрьме, потому что они невиновны. А ещё процентов 15 не должны были бы находиться в тюрьме, потому что хотя они и виновны, но вина их не доказана, а значит, они юридически невиновны. Если первое (про невиновных) всем понятно, то второе (про недоказанных) очень многим непонятно, к сожалению. Как у нас было, так и осталось.

— Вы столько лет пробыли с людьми, про которых прежде мало что знали. Что поменялось в ваших взглядах на этот мир?

— Я скажу, что поменялось. Какой ужас водка и наркотики! Какой ужас!!! (В глазах была видна сильная эмоция. Очень сильная.)

— Всё по пьяни?

— Всё по пьяни. Всё по пьяни или по наркоте. Я спрашивал смотрящих, почему они запрещают затягивать в зону спиртное? (Можно только отдельным лицам, очень ограниченному кругу.) Отвечают: «А иначе мы не удержим зону» (От беспорядков и бунта. — А.М.) Ребята, которые абсолютно нормальные, милые люди, пока они трезвые, вежливые, уважительные, соблюдающие правила, адекватные, приняв на грудь стакан, вообще выпадают из реальности. У меня там был один знакомый, прекрасный парень в трезвом состоянии. Два убийства. Он охотник, и каждый раз он умудрялся доказывать, что «случайный выстрел». Какой случайный?! Через дверь завалил человека! Всё по пьяни! Он мне откровенно сказал: «Я сам себя боюсь. Вот выйду, выпью, и в третий раз я так не отделаюсь. Навсегда уеду».

— И таких много?

— Бандитов, воров, профессиональных преступников в таких зонах — процентов 10, и невиновных — процентов 10. Остальные 80% — по пьяни и по наркоте. Ужас! Прежде я себе этого и вообразить не мог. Даже когда сильно выпиваю, у меня нет агрессивности, и мне трудно было себе представить, что у других людей это вызывает такую вспышку агрессии. А таких оказалось много.

— А что с вами происходит?

— Спать хочу.

— Между «слегка пьян» и «спать хочу» есть ещё очень важная зона.

— Слегка веселюсь. Поболтать люблю.

— Пока сидели, вы опубликовали несколько статей и интервью, и там рассказали, что в тюрьме начали много читать и стали на мир, на культуру смотреть совсем по-другому. Что вы читали и как шёл этот процесс изменения взглядов?

— Чтобы не сбрендить за долгое время сидения (а я сознавал, что такое может случиться), я заставлял себя читать серьёзные журналы, философские. Из пяти статей попадается одна, и видно, что человек в какой-то области гораздо больше меня думает. Ну или просто мозги у него лучше. И читаешь то, до чего сам бы не дошёл. Такое для меня интересно, очень любопытно... Один французский автор мне очень понравился, по-моему, женщина: «Теория о недостижимости цели». Замечательная вещь. О том, что цель (под которой понимается нечто большое) в принципе недостижима. Либо из-за невозможности её достичь, либо из-за невозможности достичь её в разумное время. Приводится всем понятный пример: если вы начали ухаживать за 20-летней девушкой, желая получить её в жёны, и продолжали это ухаживание 50 лет, то вряд ли в конце пути цель будет ровно та, какую вы видели перед собой в начале. А дальше делается вывод, что на самом деле важна не цель. Важны средства. Не надо говорить о цели, поскольку она недостижима. Надо говорить о средствах. Моральные средства делают цель моральной. И она не обязательно такая, какую вы себе изначально предполагали. А аморальные средства делают цель аморальной, независимо от того, какой она виделась вам с самого начала. Мне это очень понравилось. Легло в голову, всё время вспоминаю.

— Что вы скажете о судье Данилкине, который зачитал приговор Лебедеву и вам — по 14 лет лишения свободы? Что вы о нём думали в стеклянной клетке Хамовнического суда?

— Сначала мне было интересно: понимает ли он, что происходит? Через полгода стало очевидно, что всё понимает. Всё. А дальше было жутко неудобно на него смотреть, тяжело. Я ставил себя на его место и думал: а смог бы я такое говорить, что он говорит?

— Вам было его жалко?

— Ну, если очень огрублять, то можно и так сказать.

***

Улыбается, но дико устал. С 2003-го по 2013-й — 10 с лишним лет тюрьмы, судов, пересылок, абсолютной уверенности, что пожизненно...

С таким умом, таким характером и с таким (теперешним) отношением к жизни лучшего реформатора для системы тюрем и лагерей России не найти.

Но вряд ли ему предложат такую работу. А если предложат, то вряд ли он согласится.

Да и не заметно, что власть России хочет реформировать нашу тюрьму.




Комментарии
ABF_36 | Boris | 26.01.2014 01:36
Спасибо Александру за интервью, которое полнее раскрывает личность Михаила Борисовича! При этом Минкин проявил себя ну очень опытным дипломатом, ограничив эффективное поле деятельности МБХ - реформированием пенитенциарной системы!
alena | Алёна | 26.01.2014 01:45
Лучшего реформатора "Нашей тюрьмы - России" не найти. Жаль, если не случится.
meteo594 | Алла Николаевна | 26.01.2014 14:54
Случится!!! Объективная реальность!
Logistik | Logistik | 27.01.2014 08:39
Не надейтесь. МБХ понял: жизнь - суета. И не захочет потратить свою на "80% пьяниц и наркоманов"...
RAW | Raissa | 26.01.2014 02:12
Интересный диалог.Спасибо!
Как всегда удивительно-образовательно!
Радует оптимизм Михаила Борисовича!
Продолжение следует ...
QQ88RRT | Александр | 26.01.2014 03:13
Как всё это знакомо, лагеря , особенно красный.
QQ88RRT | Александр | 26.01.2014 03:15
Что же тогда у меня за лагерь? Что то между режимным и красным . До сих пор понять не могу. Знаю одно - общий режим это дурдом .
natakant | Natalia Kantovich | 26.01.2014 05:16
"С таким умом, таким характером и с таким (теперешним) отношением к жизни лучшего реформатора для системы тюрем и лагерей России не найти."

И не только реформатора системы лагерей и тюрем, но и любой другой системы, которую надо реформировать. При этом, за какую бы систему МБХ не взялся, изучит ее до такой степени, чтобы никто не смог ему никакой "лапши навешать"...
milakamenewa | Людмила | 23.02.2014 13:47
В нашей стране нужно в первую очередь реформировать человека. Побуждать его к воссозданию в себе Чести и Достоинства личности. Только эти люди могут правильно реформировать любую общественную структуру. Начать с себя - зто главное.
nadja123 | Елизавета | 14.04.2014 01:44
Как же точно Вы сказали! А с себя начинать мало кому хочется, это не каждому под силу духа..
admiralsib | admiralsib | 26.01.2014 05:53
"Не верь, не бойся, не проси"- тоже мой принцип, с небольшим добавлением,- хочу "доверять, но проверять"
Bobbyboy87 | Igor G Ter-Arakelov | 26.01.2014 06:56
Как же я,да и очень многие другие Вам благодарны дорогой Михаил Борисович!!
Сами того не зная, Вы помогали мне в самих трудних и драматических моментах моей жизни.
Я всегда говорил себе:" а вот он сейчас на зоне,у него отобрали все и всех,а он не сдается и ведет себя так достоино и мужественно"! И все трудности мгновенно отступали.
Спасибо Вам и простите,что с Вами ато произошло!
И я верю,что придёт тот день,когда канут в небытие,эти мелкие,безцветнные "моли"!
А о Вас,будут говорить и помнить с благодарностью и уважением!
Grrub | Grrub | 26.01.2014 07:03
Топчите меня, но из этого интервью я узнал много больше о Ходорковском, чем из всех предыдущих. Хорошего.
meteo594 | Алла Николаевна | 26.01.2014 08:00
Здорово! Здорово то, что взгляд свысока! Какая же должна быть личность, чтобы теперь и всегда смотреть на это все свысока!Какие умные эти ребята ЮКОСовцы, будет интересно!
MASprom | Михаил | 26.01.2014 08:18
Еще одно очень интересное интервью, читаешь, растягивая, смакуя удовольствие... Продолжайте, МБХ!
yra-nik | юрий | 26.01.2014 10:11
Очень познавательное интервью. Как по взгляду изнутри, так и по новой встрече с МБХ.
Но послесловие от автора, ввело в ступор. Если шутка, то (мягко говоря) не очень.
Лечить печень алкоголика переходящего с водки на технический спирт. Сильно.
Интересно, почему МБХ не спрашивают про события на (в) Украине. Это, политическое табу. Кого?
А ведь там сейчас решается и наше будущее.
Михаил Борисович, а как Вам нас то слышно? Или мы где то на периферии? Тусуемся между собой.
Поздравляю Вас с освобождением вашего сводного брата (не мои слова, но ПЛЛ). Брата по Духу.
ЮСН
eduard123321 | Эдуард | 26.01.2014 10:18
Огромное спасибо МИХАИЛУ БОРИСОВИЧУ и АЛЕКСАНДРУ ВИКТОРОВИЧУ за интересное интервью. Удачи во всем
и успехов обоим.
milakamenewa | Людмила | 23.02.2014 13:57
Присоединяюсь. С Днем защитников Отечества Вас,уважаемые Михаил,Платон,ваши родители и все, помогавшие и помогающие Вам сейчас. Зло могущественно, потому что многочисленно и агрессивно. Добро Этично,профессионально, но малочисленно. Значит надо объединяться на всех уровнях и стоять друг за друга стеной. Здоровья Вам,силы воли и силы Духа!
valerii_58 | valerii | 26.01.2014 10:55
Уважаемый Михаил Борисович. Защита прав человека в России - тема скользкая, а Вы человек очень конкретный. А не замахнуться ли Вам на Союзное государство (Россия - Белоруссия). Масштаб вполне соответствует Вашим способностям. Европа Вас поддержит. Время благоприятное, но оно не ждет.
valerii_58 | valerii | 26.01.2014 10:55
М. Ходорковский - П. Лебедев - Ю. Тимошенко в состоянии решить все вопросы России и Украины, потом и Белоруссии. Слава героям.
eprstu | Антон Непутин | 26.01.2014 11:14
" С таким умом, таким характером и с таким (теперешним) отношением к жизни лучшего реформатора для системы тюрем и лагерей России не найти. "
... немного перефразирую , я же не Минкин :
- С таким умом, таким характером и с таким (теперешним) отношением к жизни лучшего реформатора для России не найти.
yra-nik | юрий | 26.01.2014 13:04
Вот это в точку. А то "микроскопом гвозди забивать".
Нужно весь дом приводить в порядок, а не починкой кладовки.
Для реформы ФСИН Ольга Романова будет на своем месте. Ну ни как ни МБХ или ПЛЛ.
ЮСН
eprstu | Антон Непутин | 28.01.2014 13:17
Госпожа Романова "не потянет" на мой взгляд , да и после "получения" своего мужа из колонии , пыл ее , увы - по угас!
Stanislav | Станислав | 26.01.2014 11:35
Данте 2013. А уж какого-то эпитета путинской России вообще не нахожу. Ищем дом в деревне, чтобы эвакуировать из многоквартирки семью, когда настанет... АБЗАЦ. Увы, но всё идёт к тому.
ril | исаак | 26.01.2014 11:35
Если бы назначить Михаила Борисовича Председателем комитета по правозащитной деятельности и + Начальником ФСИН,то это было самое замечательное событие, во-первых, ВСИН был бы самым замечательным в мире, во-вторых, и в лагерях сидели бы только виновные, в-третьих.
Но, ему самое место - в должности Премьера или Президента - вот тут ему равных в настоящее время нет.....
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.01.2014 11:36
Моя самая заветная мечта: дожить до того дня, когда после многолетнего заключения интервью будет давать путин.
lavsel | Сергей | 26.01.2014 15:29
Нет, Володя!
Уже сегодня могу в пользу ВВП дать одно соображение: он настолько высоко ценил МБХ, что "освободил" его просто МОМЕНТАЛЬНО!!!
Вспомним, - ведь никаких бюрократических задержек, никаких бумажек! Приехал очень высокий чин из ФСИН, посадил в свою машину, потом - в самолёт и в Питер...В промежутках - "чаИ-кофЭ" и светские беседы ни о чём... А дальше, снова без проволОчек и бумажек, в немецкий спецсамолёт, и на Берлин!!!
Как говорится, - таможня даёт добро! И главное, - всё "за казённый счёт"!...
Не уверен, успела ли "таможня" даже моргнуть глазом!
А что же мы видим в случае с Платоном Лебедевым?
Уже не сам ВВП, а некий "Президиум ВС", хоть и урезал срок "впртирочку", но всё равно развёл волынку с пересылкой "подлинника разрешающей бумажки" в колонию!
А дальше, вовсе даже не "фсиновским самолётом-вертолётом", а будь любезен, своим ходом, своим автотранспортом добирайся до столицы...
Вот ведь "экономы", даже на бензин до Москвы денег не выделили.
А ведь ВВП должен был бы всё сбалансировать: мало того, что Платона "взяли" как заложника гораздо раньше, так ведь и "выпустили" много позже, чем МБХ...
Можно, конечно, оправдаться,- что ВВП кому-то поручил сделать всё "по-человечески", а они схалтурили, сэкономили на мелочах...
Но ведь за такую "лажу" и отвечать надо!!!
Пусть уж ВВП "разберётся", и кого надо "кинет" на нары, а уж "Данилкины-Лахтины" бумажку нарисуют, комар носу не подточит!
С.Л.
lavsel | Сергей | 26.01.2014 15:49
Дорогой Володя!
Как-то давно мне пришла одна мысль.
Все мы знаем, что ВВП очень любит перевоплощения. То он в костюме лётчика-штурмовика, а вот он в форме моряка-подводника, то он в белоснежной рубахе журавлика-стерха, а вот в виде полуголого мачо со спиннингом и сказочной щукой...
А скоро вновь увидим его в виде "зимнего олимпийца" среди субтропических пальм.
Ну всё было, уже ничем нас не удивишь.
Но вот чего ещё не было, так это костюмчика-робы, к примеру, в которой "мотал десяточку" МБХ.
Уверен, было бы очень живописное "завершение" к предыдущей галерее образов.
С.Л.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.01.2014 12:00
Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: "Я сказал, ребята, вам придётся поправлять свою систему, потому что в российских тюрьмах появилась новая масть — политические».

Спасибо путину за возвращение этой традиционной государственной скрепы России.
michruk | Антонова Яна | 26.01.2014 12:41
Приведенный МБХ пример из статьи или книги некой француженки «Теория о недостижимости цели» удивительно напоминает пушкинскую историю:
Тогда близ нашего селенья,
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она гремела красотою.
Однажды утренней порою
Свои стада на темный луг
Я гнал, волынку надувая;
Передо мной шумел поток.
Одна, красавица младая
На берегу плела венок.
Меня влекла моя судьбина…
Ах, витязь, то была Наина!

И далее по тексту.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.01.2014 12:42
Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: "Спустя некоторое время меня вызывают в Кремль... Во всех зонах барак, где живет «смотрящий», называется Кремлём".

Теперь всё стало предельно ясно. Впрочем, мы догадывались...
yra-nik | юрий | 26.01.2014 18:23
!!! В корень узрили Владимир Сергеевич. Снимаю шляпу.
Так оно и есть. Осталось только людЯм сказать - король то урка смотрящий.
ЮСН
elena_r | Елена | 26.01.2014 12:51
Потрясающе! Будто с самим МБХ поговорила. Спасибо обоим.
adamS | adam | 26.01.2014 12:58
Уважаемый Михаил Борисович! А как бы Вы поступили если 10 лет назад поменять Вас с ВВП? Ведь и Вы и он по-разному, но по-своему любите и хотите построить свою Россию?
lavsel | Сергей | 26.01.2014 14:44
Огромное спасибо Александру Минкину за это интервью!
Как же здорово, что на суде по "делу ЮКОСа" можно было встретить самых порядочных людей России!
Люди неравнодушные, они приходили не только посмотреть на "исторический процесс", но и оказать моральную поддержку подсудимым!!!
Даже невозможно перечислить всех, кто побывал на этих узких лавочках в тесном зале №7...
Дима Муратов, Евгения Альбац, Эльдар Рязанов, Нателла Болтянская, Лия Ахеджакова, Дима Быков, Гарри Каспаров, Людмила Алексеева, Людмила Улицкая, Наталья Фатеева, Лев Пономарёв,... - список можно ещё продолжать и продолжать...
И от легендарной "МК" - Вы...
Спасибо Вам! я думаю, что и МБХ и ПЛЛ было очень важно видеть сквозь пуленепробиваемое стекло не рожи блюстителей интересов преступной шайки, а нормальных, честных людей, не отягощённых соображениями лизоблюдства и угодничества...
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.01.2014 15:57
//Огромное спасибо Александру Минкину за это интервью!//

А,Вам, Сергей, за этот комментарий!
В.С.
zzz | Валентина | 26.01.2014 15:41
Человек прошел не простой путь и на себе испытал все прелести системы, он многое может реформировать, а может снова получить срок, если будет стоять на пути у системы. Сложная у него ситуация, вроде и отпустили, и вроде как руки отрубили и голову не дают повернуть и на что-либо повлиять. С его прямолинейностью ситуация...
Andronova | Irina | 26.01.2014 16:14
Получила огромное удовольствие от просчитанного редко сейчас можно прочесть что то по истине стоящее. Спасибо огромное Михаил Борисович! Жду новых публикаций.
VladMalkov | Vladimir | 26.01.2014 16:41
5 копеек к рассказу о изнасиловании.
Человек в начале 80-х получил 3 года химии за изнасилование (уточняю, не за попытку изнасилования, а за само изнасилование). Не зона, конечно, но тоже не сахар.
Само «изнасилование» происходило в квартире девочки в присутсвтвии самих родителей (он были в соседней комнате). Естественно, если были крики, то они услышали. Они ничего не слышали!
Но дальше - больше. При осмотре девушки после изнасилование она осталась девственницей!
Парень же получил свой трояк. Как он сам рассказывал, она позволила раздеть себя до трусиков, затем затормозила. И был дураком, когда признался в изнасилованиии под давлением следователя.
fatall_error | Svetlana | 26.01.2014 16:43
О цели и средствах - парадоксальный поворот. Как говорил в юности мой сын: буду думать.
akk67 | Asya | 26.01.2014 16:54
Грустно - не дай бог туда попасть. Можно не выжить, и таких много.
alexanderlebed | Александр Лебедь | 26.01.2014 19:53
Спасибо Александру, спасибо М.Б. Насколько, все же, и первый и второй отличаются от т.н. "народа". Оба думающие, чувствующие и честные ребята. Я бы очень хотел, чтобы такие люди стояли у кормила российского. Однако - фиг.
Sole | Юлия | 26.01.2014 20:19
#Yorkshire на линии. На вашем пути загарелся один зеленый свет, решайтесь, есть право выбора.
aljf | дмитрий | 26.01.2014 20:23
можно книгу и нужно написать про эту "жизнь там"
wacsci | СЕРГЕЙ -Президент Всемирной Академии Наук | 26.01.2014 21:52
ЛЕНИН И СТАЛИН ТОЖЕ ДОЛГО СИДЕЛИ.
НО ПОТОМ ВОЗГЛАВИЛИ НАШУ СТРАНУ.
ПОЭТОМУ У ХМБ ВПЕРЕДИ ПРЕДСТОИТ БОЛЬШАЯ И ПЛОДОТВОРНАЯ РАБОТА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ НАСТОЯЩЕГО ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА - НОВОЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.
МЫ- С ВАМИ!!!!!!
COO8TAY | Саяна | 26.01.2014 23:11
С таким умом, таким характером и с таким (теперешним) отношением к жизни лучшего реформатора для системы тюрем и лагерей России не найти.

ПРАВДА! -Только при новой власти!
postnoa | СЕРЖ | 27.01.2014 12:45
"НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ и НЕ ПРОСИ" это хороший лозунг, и это довод : если бы мне не предложили я бы не попросил.... ЛУКАВСТВО ГОСПОДА!. Ходорковский, по моему мнению не готов стал на определенном периоде идти до конца и жертвовать всем в том числе может быть своим здоровьем и жизнью.... ОН ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК и с этой точки зрения его просьба к ВВП понятна. ДРУГИМ БЫЛ НАПРИМЕР - ДЖОРДАНО БРУНО, ну что Ходорковский не Бруно....жаль сколько людей ожидало его выход без вставание на колени перед ввп.... мне искренно жаль что этим все закончилось, все оказалось впустую...БРАВО ВВП так перековать и без пыток было дано не многим....
pacifist | Леонид Соколецкий | 28.01.2014 05:21
Нет, Серж, не могу согласиться с Вами ! Михаил Борисович в другом своём интервью разъяснял это более подробно. Насколько я его понял, он с самого начала не был против того, чтобы просить о помиловании, но был против того, чтобы признавать свою вину. Более того, по закону и Медведев и Путин могли освободить узников "ЮКОСа" (и кого вообще угодно) вообще без такой просьбы со стороны заключённых. Но они этого не хотели, видать, но выдумывали каждый раз причину: мол, никто и не просит. А как просить, если им каждый раз объясняют: если вы просите о помиловании, то тем самым признаёте свою вину ! А сейчас, когда Путину почему-то понадобилась эта амнистия, то об этом антизаконном требовании признания своей вины, как-то сразу "позабылось". Вот и вся разгадка ! А Михаил Ходорковский едва ли ощущает себя великим революционером в обществе или науке, поэтому сравнение с Джордано Бруно тут вряд ли уместно, имхо...
postnoa | СЕРЖ | 27.01.2014 12:50
а вот Джордано Бруно иной был....
Tonic | Антон | 27.01.2014 13:30
Интересное и непривычное интервью. Было любопытно прочитать.
postnoa | СЕРЖ | 27.01.2014 14:37
критические кОММЕНТЫ ВЫ блокируете? почему? Весьма точен по Ходорковскому - Познер! да и Д.Бруно отличный пример! Удачи всем и здоровья
lavsel | Сергей | 28.01.2014 17:58
Браво, Серж! Ну прямо как у Василия Шукшина, - "срезал"!!!
Про Джордано Бруно помните из школьного курса, это похвально.
Там ещё много всяких героических примеров...
А вот про Николая Ивановича Вавилова, брата Сергея Ивановича Вавилова, не помните?
Оба великие учёные, оба президенты Академий Наук...
Полюбопытствуйте, это время гораздо более близкое к нам...
Или про "ЭТО", про их судьбы, в школе не рассказывали?
С.Л.
Grossmann | Oleg | 27.01.2014 18:33
Один мой знакомый клонировал судьбу МБХ. Он тоже был лидер в своей отрасли, которая во много раз меньше нефтянки.
У него тоже отрейдили бизнес, а точнее основной бизнесактив - складской товарный запас. Некоторые ближайшие подчиненные тоже посетили места, как и он сам.
Так вот, когда у него спрашивали какой он масти он отвечал им: "я белый", что вгоняло в ступор спрашивающих. Но потом попривыкли.
tatyana777 | Татьяна | 28.01.2014 19:29
Я поняла почему освободили МБХ! так как у нашей верхушки нет ничего важнее и дороже нефти и газа, то эта уступка связана с каким-либо текущем или новым трубопроводом.
Freedom2Freedom | Freedom2Freedom | 31.01.2014 13:32
Уважаемый Михаил Борисович, очень рад за Вас, Вашу семью и коллег, переживаю за остающихся. Десять лет внимательно следил за всеми новостями о Вас. А тогда, в самом начале я увидел себе это вот так:

Об исторической геометрии тебе не приходилось слышать?
Я мог бы представить, что это две точки, а на самом деле фигуры. Параллельное существование этих фигур не предусматривает их пересечения; непараллельность, напротив, рано или поздно заставит их сойтись в одной точке пространства.
Предположим, что одной фигурой был Человекномеродин, и мне, и тебе понятно, о ком речь. Фигуру вторую давай назовем Человекномерноль (может быть, и нет его).
Оба они очень известны, каждый за свои заслуги. Оба любят искренне свою Родину.
Оба богаты, хотя Человекномеродин пытается это скрывать, а Человекномерноль этого не замечает. И самое главное, жизнь их обоих в настоящее время находится под полнейшей опекой ими любимой Родины. Но о параллельности этих фигур не может быть и речи.
Для продолжения мысли перенесемся в маленький заполярный городок. Деньги горнякам, склоны слаломистам.
Человекномерноль спас горняков и заработал им денег на крутость склонов.
На открытие последнего из них горняки и слаломисты ждали Человеканомеродин.
Вот такая историческая геометрия.
Но счастья не случилось.
Фигуры не пересеклись.
milakamenewa | Людмила | 23.02.2014 13:36
Очень правильное поведение "они незаконно, а я по закону" Рада очень за Мишу,что он это понял и принял. Меня такой принцип всю жизнь спасал. Этика,логика,истина надежные защитники . Ведь сражаться по жизни приходится с хамловатым, безчестным начальством,клеветниками-коллегами и лучшего оружия просто не существует.С уважением Л.Каменева
nadja123 | Елизавета | 14.04.2014 01:51
"Люблю Отчизну я, но странною любовью.."
Всё более странной любовью любится, будто тебя предали или подставили.
Любишь её, любишь, всеми фибрами воспеваешь её, а она на тебя, как на пасынка, глядит, будто вымолвить хочет:"Отстань от меня, надоел ты мне своими сопливыми серенадами!"
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru