СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2013
    123
910
151617
2124
   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
21.02.2013 г.

«Много "лайков" не означает политического успеха, особенно когда с другой стороны – басманное правосудие, спецназ и "Чуров"»

Разговор, который начался вокруг Интернета, вполне закономерно перерос в разговор обо всем. Интервью Михаила Ходорковского и Павла Ходорковского немецкому экономическому журналу Capital

Пресс-центр публикует оригинальную русскую редакцию ответов Михаила Ходорковского.

Интернет увеличил возможность людей организовывать протесты. С другой стороны, он позволяет правительству контролировать людей. Является ли Интернет опасным или полезным? Другими словами: может ли Интернет изменить Россию в лучшую сторону?

Интернет – просто техническое средство, сокращающее расстояния для общения и объединения усилий. Как телефон, пусть и на качественно ином уровне. Опасным или полезным его делают люди.

Для России, с ее громадными просторами, Интернет стал катализатором всех общественных процессов. Поскольку общее направление движения моей страны – европейское, то ускорение нам, несомненно, полезно.

Именно поэтому с 1998 года я прилагал большие усилия к продвижению «Интернет-грамотности». Созданная при участии ЮКОСа Федерация интернет-образования за время своего существования обучила несколько десятков тысяч школьных учителей основам использования Сети.

Есть ли в России разница между оппозицией старой школы и оппозиции Facebook?

К этому вопросу можно подойти с двух сторон.

1) Оппозиция «старой школы» - это те, кто отстаивал новую Россию в столкновении с отжившим советским режимом, потом стал частью новой власти, а затем – разошелся с режимом Путина. Мы хорошо представляем себе опасность авторитарной власти, понимаем, сколько жертв может быть, и вообще – что такое «жить при тоталитаризме». Именно это делает нас упорными в противостоянии.

Новые не имеют такого опыта. Они веселее и бесшабашнее. Они не вполне верят в возможность плохого. И не знают, как бывает по-настоящему плохо. Это дает им тот необходимый кураж, который мы, возможно, уже потеряли. Среди них – наши дети. И мы их не оставим одних.

2) Оппозиция Facebook – «сетевые хомячки», как они сами себя иногда называют, только-только начали понимать, что много «лайков» не означает политического успеха, особенно когда с другой стороны – басманное правосудие, спецназ и «Чуров».

Оппозиция «старой школы», с недоверием относящаяся к техническим новшествам, внезапно ощутила себя невыносимо отстающей от быстро формирующихся и очень креативных сетевых сообществ.

И тем, и другим надо учиться. Время пока есть, но его мало.

Россия и Запад - с точки зрения телекоммуникаций и путешествий - ближе друг к другу, чем когда-либо прежде. Приведет ли это к русификации Запада или, скорее, к вестернизации России?

Движение России по европейскому пути развития, скорее всего, продолжится. Наша страна с момента своего возникновения была частью Европы, наша культура – частью европейской культуры, наша политическая элита – европейской политической элитой. (Достаточно вспомнить европейские корни всех российских монархов.) Более тесные связи последних десятилетий ускорят многие процессы.

Несомненно, россияне испытывают европейские ценности на прочность, а испытание искушением многим оказалось пройти труднее, чем испытание противостоянием.

Однако, я верю в поступательное развитие человечества, и мне хотелось бы, чтобы моя страна избавилась от коррупции, нетерпимости к чужому мнению, неуважению к человеческой жизни и достоинству, но сохранила свою щедрость, умение интегрировать иные культуры, готовность смело встречать вызовы природы и жизни, привычку не замыкаться в узких территориально-национальных квартирах.

А будет ли это называться вестернизацией или русификацией - не так уж и важно.

Если вы могли бы начать в качестве предпринимателя прямо сейчас: инвестировали бы вы в интернет-компанию?

Я – сторонник классического подхода: инвестиции должны приносить прибыль от деятельности компании, а не от надувания пузыря. При этом совершенно безразлично, говорим мы о добыче нефти или о какой-то услуге с использованием Сети. Один такой интернет-проект постоянно находится в сфере моего внимания, поскольку его создал и развивает мой сын с его друзьями.

В вашей автобиографии вы описываете ваши трудности в понимании эмоциональных проблем людей. Кажется иногда, что у лидеров текущей русской оппозиции есть та же неспособность. Как эта проблема может быть решена?

Один из способов побороть недостаточную эмоциональную восприимчивость – личностно помогать людям, заниматься их проблемами не «вообще», а индивидуально, «от сердца к сердцу». Этим значимы волонтерские и образовательные проекты.

Либо человек ощутит свою сопричастность, научится сопереживать, либо навсегда останется бездушным функционером, и ему не место в политической жизни демократического общества.

Какой должна быть роль богатых людей в современном обществе?

Богатый человек, в моем представлении - имеющий ресурсы, чтобы оплачивать свои интересы существенно сверх возможностей, доступных его менее обеспеченным согражданам. Это позволяет сделать многое.

Но мне ближе роль первопроходца, человека, открывающего другим людям новые горизонты в искусстве, науке, политике, производстве. Почти за каждым новым успешным делом кроме самого творца стоит кто-то, кто вложил в него деньги, поверил, рискнул. Государства, т.е. бюрократы, никогда хорошо с этой функцией не справлялись. Когда вкладываешь свое – думаешь лучше.

К слову, обществу новое редко нравится сразу, поэтому первопроходцев часто не любят.

Чему вы научились в тюрьме?

В тюрьме я научился терпению.

-------

Интервью с Павлом Ходорковским.

Господин Ходорковский, как происходит Ваше общение с отцом?

Обычно мы пишем друг другу письма. Каждую вторую субботу 5-10 минут мы также общаемся по телефону. У отца есть карточка, по которой он может звонить из колонии. Каждую субботу он может говорить по телефону не более 15 минут.

Вы обсуждаете политические вопросы?

Нет, и это никак не связано с цензурой. Когда речь идет о таких серьезных вещах, каждый из нас прекрасно понимает ответственность другого. Если в письме отец касается политической ситуации, я воспринимаю такое письмо как газетную статью. Он всегда пишет об одном и том же.

В Нью-Йорке Вы возглавляете несколько интернет-компаний. Ваш отец как-нибудь повлиял на Ваш выбор?

Он дал мне очень много полезных советов. И косвенным образом инвестировал в эти компании, поскольку оплатил мое обучение в MBA. Надеюсь, мне удастся приятно удивить отца. Определенное давление он, конечно же, оказывает на меня.

Какое влияние оказала Всемирная паутина на общество? Что изменилось в общении людей?

Существенным образом сократилось внимание людей, точнее тот промежуток времени, когда люди способны внимательно воспринимать информацию. Ведь сейчас человека окружает невероятное количество информации. Очень сложно поддержать в людях интерес к определенной теме. В равной степени это касается телевизионной передачи, новостного сообщения и новой, революционной идеи. Все должно быть предельно сжато, понятно и интересно. Современные технологии позволяют сделать это: идеи подаются в остром, волнующем ракурсе, при этом учитывается время внимания.

Как Вам кажется, не приводит ли подобная ситуация к тому, что политические идеи живут слишком мало? Ведь каждый год может появиться огромное количество новых идей.

Именно поэтому не стоит слепо полагаться только на технологии, очень важна сама организационная структура. Над созданием такой структуры сейчас работает российская оппозиция. У государства намного больше возможностей: людей можно вывести на демонстрацию, используя административный ресурс, подарив карточку на проезд или пообещав бесплатный обед. Так называемому креативному классу приходится мотивировать людей иным образом. Именно поэтому так сильно разняться цифры – количество участников на наших демонстрациях: 100 000, 10 000, 50 000, а потом снова 5 000 человек.
Чтобы добиться долгосрочного эффекта, необходимо объединить современные технологии и классические формы политической работы.

Павел, а как Вы оцениваете роль «старой оппозиции»?

У этих людей есть неоспоримое преимущество, поскольку все они работали в правительстве. Однако в этом есть и негативный аспект, ведь они были частью системы. И тем не менее нынешнее правительство воспринимает их достаточно серьезно, с этими людьми можно сесть за один стол. Практически все разрешения на проведение демонстраций протеста получены в мэрии благодаря так называемым старым либералам. Более молодое поколение вызывает, напротив, лишь защитную реакцию у властей.

Вам не кажется, что старые оппозиционеры давным-давно потеряли доверие?

Общественность приписывает старым либералам вину за экономический коллапс 90-х годов. Если можно так выразиться, общество заклеймило этим старых либералов. Вот как раз в этом вопросе у молодого поколения куда больше шансов. Молодые либералы несут новое послание, совершенно новые чувства. Они более коммуникабельны, у них нет проблем с техникой, наоборот, они охотно используют современные технические возможности при работе с общественностью – например, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» (российский эквивалент социальной сети Facebook – прим. редактора), а также другие площадки. Таким образом происходит симбиоз между качеством старой оппозиции и современным, отвечающим времени усилиям молодых людей.

Вы во многом разделяете оценки Вашего отца. А в чем, например, Вы с ним не согласны?

Мы по-разному смотрим на так называемый человеческий фактор. Мой отец, как менеджер, всегда оценивал людей с точки зрения их профессиональных способностей. Он пытался исключить их персональные качества. А вот я всегда придерживался мнения, что лояльность человека и совместные интересы как минимум играют такую же важную роль. Вот пример: PR-консультант моего отца в «ЮКОСе», Владислав Сурков, стал впоследствии идеологом Кремля. Это невероятно квалифицированный специалист, никому и в голову не придет ставить под вопрос его профессиональную пригодность. Гений пиара. А вот его убеждения никак не совпадают с нашими. Я бы с самого начала не стал работать с таким человеком.

Павел, Ваш отец мог бы стать после освобождения ключевой фигурой на политической сцене?

Мой отец и сейчас является объединяющей фигурой. Он поддерживает связь практически со всеми российскими оппозиционерами. Его воспринимают как морального лидера. Несмотря на то что мой отец находится в заключении, он многое сделал, чтобы сформировать, сформулировать новый взгляд на будущее этой страны, на роль правительства и роль оппозиции.

По Вашему мнению, что сделал бы Ваш отец, если бы его выпустили на свободу?

Все зависит от того, какая ситуация была бы в стране. Если его освобождение станет результатом процесса демократических преобразований, то его роль объединяющего лидера будет уже не важна. А если его выпустят при Путине, то, вполне возможно, он снова включится в политическую жизнь, вновь будет бороться за демократию. Мой отец в первую очередь будет работать над тем, чтобы создать в стране основу для серьезных реформ – вместо того, чтобы сразу после своего освобождения возглавить оппозиционное движение.




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.02.2013 14:16
О европейском правосудии и басманном беззаконии.
Нынешней ночью канал «Культура» показал историческую драму «Король, Белка и Уж». (Франция, 2009 г.) Это захватывающий, а главное, исключительно поучительный фильм! Его надо обязательно включить в учебную программу российских юридических вузов и прежде всего юрфака ЛГУ, который «подарил» стране как минимум двух потрясающе необразованных юристов, а так же известного «правоведа» с людоедскими замашками ленина… Итак, Париж, 1653 год. За неоценимую помощь кардиналу ловкий человек по имени Николя Фуке получает высокую должность суперинтенданта финансов. Он начинает строить для себя красивейший замок и по окончании строительства устраивает в замке феерический приём. Людовик XIV уязвлен до глубины души роскошью, превосходящей королевский двор. Зависть и гнев короля решают судьбу Фуке... Он арестован и отдан под суд за растраты и подготовку государственного переворота. Защищается Фуке мастерски. Король и его ближний круг прилагают неимоверные усилия (подкупы членов судейской коллегии, прямые угрозы в их адрес и т.д.), чтобы обвиняемому был вынесен смертный приговор. С докладом о решении суда к королю приходит канцлер, который был председателем этого суда и сделал всё от него зависящее, чтобы склонить сленов коллегии к самому суровому приговору. Но большинство судей проголосовало за пожизненную ссылку Фуке с конфискацией имущества. Людовик в бешенстве: «Я ведь приказал вынести смертный приговор!». И слышит в ответ: «СУД ВЫНОСИТ ПРИГОВОРЫ, А НЕ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ КОРОЛЮ…». Потрясающе...
Вот какие слова надо отливать в граните…
P.S. Дорогие медные трубы канализации разграбленного замка Фуке были перевезены в строящийся замок короля в Версале. Конец кино.
meteo594 | Алла Николаевна | 21.02.2013 15:09
Гениально!
cannylar | Лариса | 21.02.2013 15:26
У нашей власти в услужливых- проблем нет.
"Услужливый дурак опаснее врага",но,к сожалению, и адекватные не брезгают "поработать слугами"...
SVA1968 | Владимир Степанов | 21.02.2013 17:59
Очень красивая версия, имеющая, увы, мало общего с исторической правдой... В абсолютистском государстве НЕ БЫВАЕТ независимого суда.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 22.02.2013 10:02
Вы правы, разумеется, Владимир: "В абсолютистском государстве НЕ БЫВАЕТ независимого суда". Спорить с этим утверждением бессмысленно. А вот что касается "исторической правды" КОНКРЕТНЫХ событий, то тут всегда есть место спору. Потому что вся "мировая история" - это, по сути, версии историков. Какая версия тому или иному человеку ближе - ту он и считает истинной (вот почему требование путина о "единственно верном взгляде" на те или иные исторические события представляется мне нелепой). Мне близка (греет душу) мысль авторов фильма, что суд должен судить по закону, а не оказывать услуги власти. Но главное, что не только в абсолютистских, но даже в коммуно-фашистских государствах находились судьи, которые наперекор указаниям начальства, а подчас и с риском для своей жизни, выносили справедливые и законные приговоры. Увы, в заказном "деле ЮКОСа" таких принципиальных и честных судей не нашлось.
В.С
Swettlana | Swettlana | 25.02.2013 00:04
Не таким уж нелепым это требование мне представляется. Искаженная, идеологически "выверенная" история является важным инструментом, с помощью которого власти искривляют картинку мира в сознании сограждан, особенно детей. Я училась в школе еще по тем самым школьным программам... И долго потом еще верила и в доброго дедушку ленина, и в то, что октябрьский переворот был великим революционным порывом широких народных масс, и в особую роль КПСС, и в коллективизацию, и в преимущества социализма, и бог знает, во что еще. А ведь многие верят и до сих пор, иначе как объяснить популярность коммунистов - ведь не одной же неизбывной любовью нашего народа к "халяве"?
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 21.02.2013 18:00
Для vdemchenko
Как то это по советски : "Его надо обязательно включить в учебную программу..."
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 22.02.2013 09:16
Да, согласен с Вами, Олег! Что называется, погорячился я со словом "обязательно". Пусть будет: "Неплохо бы включить этот фильм в учебную программу". Но речь в моём комментарии шла не об учебных программах юрфаков, а о необходимости НЕЗАВИСИМОГО суда, которого в России нет уже сто лет, а может никогда и не было. Потому и живём мы по-прежнему в каменном веке, хотя многие страны уже в XXI.
В.С.
lavsel | Сергей | 21.02.2013 20:13
Дорогой Владимир!
Как же не хочется признавать, что мы живём в стране, в которой эти слова: "СУД ВЫНОСИТ ПРИГОВОРЫ, А НЕ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ КОРОЛЮ…", можно будет услышать лишь через четыре столетия!
Уж очень хочется этих нынешних "юристов" с их свитами отправить, ещё при нашей жизни, через "дорогие медные трубы канализации" прямо в отстойник истории!
Очень надеюсь, что дождусь этого...
Сергей Львович.
Anita | Valentina | 23.02.2013 03:04
+100000!!!!!!
Anita | Valentina | 23.02.2013 03:04
+100000!!!!!!
cannylar | Лариса | 21.02.2013 15:07
Времени "учиться" и "новым" и "старым" практически нет,- оно бесполезно потрачено на междуусобные
претензии одних к другим. К сожалению,у нас есть печальный опыт - учиться "в бою"...
VladMalkov | Vladimir | 21.02.2013 17:22
Цитата:"Поскольку общее направление движения моей страны – европейское..."
Уважаемый Михаил!
Вы в этом уверены или это просто всем нам, здесь присутствующим, хочется? Россия мечется в течение столетий между Европой и Азией. Ещё Ключeвский писал (не дословно, по памяти), что Россия всегда стремилась к Европе, но восточные степи оттягивали её обратно.
Менталитет образованной части общества, действительно, существенно ближе к европейскому, но является ли это истиной для большинства населения?
Petr | Петр | 22.02.2013 16:33
Время быстро меняет всё в т.ч. и понятия. В России появились европейские вещи, но отношения остались крепостными. В то время, как Китай, не говоря о Японии, европеизируется. В России нарастает расслоение между частью населения, тянущейся к европейским ценностям и частью рвущейся назад в прошлое. Негативно говорить об Азии скоро станет совсем глупо. Мы не между Европой и Азией, мы межу прошлым и будущим. Мы имеем воровитую власть, гнилых депутатов, подлый суд, голого короля, беспомощную оппозицию.
Anita | Valentina | 23.02.2013 03:07
Браво! Отлично сказано!
vidi | Татьяна | 23.02.2013 11:52
Полностью согласна с Вашим определением наших реалий, но позволю себе заметить, что китайское правительство стремиться не к европиезации страны, а боюсь к освободившемуся месту второй сверхдержавы, они уже сегодня пытаются обыграть США (exp.: хакерские отаки), пока это выглядит смешно, но нельзя пропустить момент, чтобы не стало страшно.
lavsel | Сергей | 23.02.2013 12:19
Дорогой Пётр!
Вы всё правильно обозначили в своей последней фразе:
" Мы имеем воровитую власть, гнилых депутатов, подлый суд, голого короля, беспомощную оппозицию."
Только это не что иное, как простейшая констатация фактов!
А особенно, - "беспомощная оппозиция". Однако мне кажется, она потому и "беспомощная", что все недовольные властью "воров и жуликов", смотрят на все события, как бы "со стороны"...
Будто ожидают, что им кто-то приведёт и покажет по ТВ какого-то новенького, чистенького, сияющего вождя-оппозиционера, про которого и власть не сумеет сляпать никакого компромата...
Да не будет такого!
Пока большинство будет ждать, постанывая и тихо возмущаясь на своих диванах, пришествия "нового Мессии", власть и будет беспрепятственно затягивать гайки!
Только когда ВСЕ(!) недовольные смогут преодолеть своё трусливое и "смиренное созерцание", и станут массово выходить "на площадь" (по А.Галичу), отстаивая свои отнятые права, "телега истории" сдвинется с мёртвой точки!
Пора ВСЕМ нам выходить из летаргической спячки!
В противном случае власть сама, почуяв крутой запах гари, вновь подсунет нам очередную тихую бездарь, умеющую только лепетать,- "свобода лучше, чем несвобода"...
И тогда, как в песне,- "всё опять повторится сначала"!!!
Или я не прав?
Сергей Львович.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 21:48
Согласна с Вами.
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 21.02.2013 18:23
"Я – сторонник классического подхода: инвестиции должны приносить прибыль от деятельности компании, а не от надувания пузыря"
Звучит, пожалуй, слишком категорично, но я тоже скорее "сторонник классического подхода".
Конечно, мне больше по душе компании, производящие что то реальное, ту же нефть, автомобили, еду и т.д. Но, с другой стороны, что такое интернет-компании и что они производят? Вот компании, производящие компьютеры, смартофоны, программы для компьютеров и т.п. Они вроде бы производят нечто материальное, но для кого и для чего? Как раз для интернет-компаний, которые просто создают с помощью разработанных "классическими" компаниями устройств и материальных сетей виртуальные сети для общения людей. Да, общение людей стало такой же необходимостью, как и еда, как одежда, как автомобили.
Меня больше раздражают всякие рекламные компании и различного рода "консалтинги" (финансовые, рекламные, управленческие, кадровые и пр.). Не поймёшь, что они приносят человечеству и как оценить их реальную пользу, но и они каким то образом позволяют интернет-компаниям зарабатывать громадные деньги, обеспечивая непосредственным пользователям интернет-услуг практически бесплатное общение.
michruk | Антонова Яна | 23.02.2013 17:07
Вчера утром в Анапе было совершено покушение на заместителя атамана Анапского городского казачьего общества Николая Нестеренко. В результате покушения Нестеренко был ранен, а его водитель Виктор Жук убит.
Данное покушение связано с активной общественной деятельностью Николая Нестеренко. Он является одним из лидеров общественности города Анапа, выступающей против разрушения окружающей среды курорта, против захвата земель в природоохранных зонах коммерсантами, тесно связанными с криминалом и коррумпированными чиновниками.
Николай Нестеренко активно помогал в деле защиты Утриша от незаконного строительства там дороги, которую в 2008 году хотели проложить к планировавшейся там новой государственной резиденции. Благодаря его помощи и помощи Анапского городского казачьего общества уже несколько лет поддерживается функционирование на Утрише общественного экологического поста, который осуществляет контроль за тем, чтобы строительство дороги не было возобновлено. При активном участии Нестеренко был снесен незаконно установленный забор на арендованном участке реликтового леса возле поселка Большой Утриш в 2010 году. Он вел активную борьбу против захвата под застройку дюн на Анапской пересыпи, сквера Аванесова, Ореховой рощи и других ценных в природоохранном отношении земель.
mila51 | Людмила | 24.02.2013 06:10
Не новой государственной резиденции,Яна,а зятю Сердюкова.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru