СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2013
    123
910
151617
2024
   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
20.02.2013 г.

«Дело в нас»

Михаил Ходорковский ответил на вопросы читателей газеты «МК в Карелии». 

"МК в Карелии", 20-27.02.2013

Находясь в местах не столь отдаленных, отбывая срок непонятно за что, вы до сих пор ощущаете то, что вы нужны России? Или все-таки, «там», где, по вашим словам, без вас хорошо, Ходорковский тоже может почувствовать свою нужность? Ведь ваш сын, живущий в США, наверняка стал нужным там… Анна Андреевна, учитель

Не сомневаюсь, что при наличии цели смог бы жить и работать и в другой стране, в разных местах, хотя в КНДР или Иране было бы сложновато. Однако, Россия – моя Родина, с которой я ощущаю неразрывную связь, за которую ощущаю ответственность. Очень много сделано, пережито здесь. Здесь люди, которые мне небезразличны и которым я нужен. Так я думаю, и другого объяснения у меня нет.

20 декабря 2012 года Мосгорсуд сократил срок лишения свободы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева с 13 до 11 лет. Не думаю, что это вас сильно обрадовало, поскольку вы настаиваете на своей полной невиновности. Но, как вы считаете, почему Мосгорсуд вдруг делает такие послабления? С чем это связано? И верите ли вы в то, что вас с Платоном оправдают? Маргарита Ивановна, пенсионерка

Это – очередная интрига с целью не допустить реального пересмотра дела. А пересмотрено оно будет неизбежно, поскольку уважающая себя страна не может оставить такое безобразие в списке действующих юридических прецедентов. Архитекторы наших с Платоном уголовных дел подорвали правовой базис экономики. Такое просто забыть не получится. Да и не дадут.

Раньше прятали неугодных режиму людей в психиатрических больницах, сейчас сажают в тюрьмы. А как вы считаете, что лучше для человека (сохраннее для психики) – просидеть, как вы, несколько лет в тюрьме или находиться в психиатрической больнице, периодически выходя на свободу? Николай Михайлович, пенсионер

Вне всякого сомнения, тюрьма лучше карательной психиатрии. Здесь ты – субъект, который может отстаивать свои права. В конце концов, здесь можно умереть с достоинством. Там ты – лишь объект, овощ, в который легко превращают человека современные препараты. Я людей после курса аминазина видел…

Михаил Борисович, складывается впечатление, что вы ничего и никогда не боялись. Но разве такое возможно? Ведь каждый из нас чего-то опасается, страх для человека – это нормальное чувство. Вера, ученица 11 класса

Вы ошибаетесь, я легко пугаюсь. Резкий звук (гром, например, или какой-нибудь душераздирающий спецэффект в современных фильмах) может заставить меня буквально подпрыгнуть. Над чем регулярно посмеивается моя действительно ничего не боящаяся жена. Просто надо научиться, «подпрыгнув», вернуться на то же место и стоять на нем до конца.

Михаил Борисович, Владимир Путин во время последней большой пресс-конференции в Москве пожелал вам свободы и здоровья. Президент заявил, что он ни разу не вмешивался в деятельность правоохранительных органов, которые расследовали дело экс-главы «ЮКОСа». «Я уверен, что все будет в соответствии с законом, Михаил Борисович выйдет на свободу. Дай Бог ему здоровья», – сказал Путин журналистам. А чего бы вы пожелали нашему президенту? Наталья

То, что я политический противник Путина, совершенно не мешает мне нормально относиться к нему как к человеку. Так что мои пожелания Владимиру Владимировичу искренне симметричны: здоровья, счастья. Убежден: пост Президента для этого – не обязательное условие.

«Отсутствие образования сыграло с нашими правителями злую шутку» - пишете вы о неуклюжих действиях наших руководителей, пытавшихся заполнить в конце 80-х прилавки магазинов с помощью кооперативов. А что сейчас мешает государевым людям перестроить нашу экономику? Почему, на ваш взгляд, мы до сих пор зависим от цены на нефть, газ? Алла Юрьевна, работник культуры

Наша зависимость от цен на нефть и газ – прямой результат безграмотного управления страной. Страна плохо управляется потому, что нынешняя политическая элита некомпетентна. Свою некомпетентность она пытается компенсировать подморозкой общественного развития. Такая «подморозка» бьет по человеческому капиталу России, а значит - по современной, сложной экономике. Вернуться же назад, на индустриальный этап, мы можем, лишь резко снизив уровень жизни людей, так как это место в мировом разделении труда занято азиатскими странами с их гораздо более дешевой рабочей силой.

Михаил Борисович, в своей книге вы написали, что сильны логикой, а не эмоциями. Неужели вы никогда не плакали? Никто и ничто не может заставить вас пролить слезы? Ирина, студентка КГПА

Мой взгляд неизменен – мужчина может плакать лишь о смерти того, кого не смог защитить, спасти. В любом другом случае он обязан бороться.

Сейчас в СМИ много говорят об «акте Магнитского» и «законе Димы Яковлева». А что вы думаете об этих законах? Андрей, одиннадцатиклассник

Считаю, что в современном мире нарушение прав человека не может быть «внутренним делом» какой-то страны. Это ложное представление о суверенитете как о праве элиты помыкать своими согражданами. Носителям таких взглядов не место в приличном обществе, будь это россияне или американцы. Прикрываться же детьми, то есть обменивать свои зарубежные визы и счета на право детей обрести семью, - вообще позор, проявление крепостнических инстинктов.

А вот обеспечить возможность россиянам самим усыновлять сирот – шаг в правильном направлении. Жаль, что мы его делаем как бы «в отместку» американцам, а не своевременно и по велению совести. К тому же не уверен, что эти планы в нынешней России и при нынешнем качестве ее руководства будут реализованы. Все может ограничиться непродолжительной PR-кампанией и потом сойти «на нет».

Многие прочат Навальному вашу судьбу. А чтобы вы посоветовали Алексею? Бежать из страны или остаться здесь и ждать своей участи? Валерий, студент

Я уже говорил: если Кремль решит, что Навальный действительно стал политически опасен – его посадят. Уезжать или идти в тюрьму – личный и очень непростой выбор. Здесь нельзя опираться на советы других людей.

Вы пишите, что лидерство у вас в душе. Значит, когда вы окажетесь на свободе, вы вновь будете стараться быть лучшим? Не решили, в какой области станете лидером? Мария, педагог

Лидер будет лидером в любом месте, где он окажется. Наоборот, отказ от лидерства (например, в семье) требует сознательных усилий. Где и когда я окажусь в будущем - пока не знаю. Это зависит не только от меня.

Наталию Геворкян не перестает изумлять факт, что вы – ровесник Джонни Деппа. А какой артист вам нравится? И вообще любители ли вы кино и театр? В книге вы пишите, что до тюрьмы не часто ходили по выставкам и театрам, работа не позволяла. А после заключения вы измените свое отношение к учреждениям культуры? Олеся, работник культуры

Из современных голливудских артистов мне нравятся Харрисон Форд, Сандра Баллок, Джулия Робертс. Инстинктивно хотелось назвать имена актеров интеллектуального кино, чтобы не упрекнули в потакании вкусам массовой аудитории, но я – обычный человек, такой же, как большинство в стране, с обычными пристрастиями, к тому же - с ограниченным доступом к новинкам кино и отсутствием доступа к театру. Из наших артистов мне нравятся Екатерина Гусева, Иван Ургант, Сергей Безруков.

Часто ловлю себя на мысли, что очень хочу сходить в консерваторию, хотя в классической музыке разбираюсь плохо.

По вашему мнению, Путин и его окружение не верят в народ. При этом вы признаете, что главная проблема нашего общества - крайняя инертность и апатичность. Неужели вы надеетесь, что наш сонный народ когда-нибудь окончательно проснется? Когда и при каких условиях это может случиться? Дмитрий Петрович, строитель

Российский народ неоднороден. Большие города уже находятся в поздней индустриальной эпохе, а Москва и Санкт-Петербург – даже в постиндустриальной. В то же время, на Северном Кавказе, и не только, сохранились еще родоплеменные отношения.

Чтобы стать современной страной, России нужен 60-70% постиндустриальный и ново-индустриальный сегмент (экономика знаний). Так будет. Это не только историческая необходимость, но и, в среднесрочной перспективе, - неизбежность. Мы можем лишь приблизить или отдалить наступление такой эпохи в России, но не отменить ее. Мы - активная часть общества, те, кто хочет и способен вести людей за собой в политике, культуре, бизнесе, науке. Те, кто делает население народом, обществом. Дело в нас. Нынешнее отставание страны – наша ответственность. А народ всегда в истории идет за активной частью общества, следуя, в основном, формулируемым ею стандартам и ориентирам. Потому не надо обвинять во всем народ и переваливать тем самым с больной головы на здоровую.




Комментарии
meteo594 | Алла Николаевна | 20.02.2013 13:52
Прекрасно! Бальзам на душу!!! Спасибо, разумнейший человек!
svetilsa | Светлана | 20.02.2013 17:50
Восхищаюсь! Держитесь, Михаил Борисович! Вас ждут все, кто верит Вам! А верят Вам тысячи и тысячи россиян. Хранит Вас Бог! С уважением, Светлана Ильинична.
Valery_Telebin | Валерьян Телёбин | 25.02.2013 03:56
Неуёмная мстительность Русского Самодержца в тандеме с ощущением надвигающейся на него катастрофы выкуют таки нам своего Российского Нельсона Манделу. Вернее - даже двух - учитывая масштабы исторической задачи и необъятность территории.
Михаил Борисович, вы не слишком похожи на того Ходорковского, которого создало для себя общественное мнение. Но вам придётся сродниться с этим образом. И пока народ вас любит - вы будете у фортуны в фаворе. Путина народ тоже любил, пока он не позволил опричнине своей единороссной власть законодательную узурпировать, наплевав на мнение народа. Избежите таких ошибок в будущем, и оно у вас станет эпохальным. Глядишь и увидим мы воочию реформы судебной системы и прочих карающих органов...
eprstu | Антон Непутин | 20.02.2013 14:11
Все просто и гениально - как всегда! БРАВО МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ!
eprstu | Антон Непутин | 20.02.2013 14:16
...и еще..МК "по весне" проснулся, наконец - и пока что только в Карелии ? Или это "сигнал" сверху - от "правящих глист", простите - "элит" ?
В любом случае - приятно снова и снова видеть "свежесть суждений" и открытость информации СМИ.
Началось ? ...или мне кажется7
michruk | Антонова Яна | 21.02.2013 19:32
Антон, когда мы были в Сегеже минувшим летом, то видели, что Михаил Борисович там очень популярен. Не было человека, который не знал бы о нём! Думаю, что и во всей Карелии тоже.
МК повышает свои тиражи.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:03
Да, это интересно.
akk67 | Asya | 20.02.2013 14:48
Хорошее интервью. "Мы - активная часть общества, те, кто хочет и способен вести людей за собой в политике, культуре, бизнесе, науке. Те, кто делает население народом, обществом. Дело в нас. Нынешнее отставание страны – наша ответственность". Я тоже так считаю. Народ России апатичный, активнее - в больших городах. Но сейчас люди всё больше просыпаются, всё больше процентов тех, кто понимает, что суд над Ходорковским - несправедливый. В момент инагурации Путина показали полностью пустой центр Москвы, ни одного человека и даже ни одной машины. И он ехал по голому, зачищенному городу. Какая же это победа? Дай бог, чтобы и вся страна, не только москвичи поняли, кто такой Путин, и что за него нельзя голосовать. Уйти ему некуда, т.к. слишком много наворовал, вот и гнобит народ. Что касается оппозиции, то ей надо выдвигать побольше социальных проектов - против увеличения тарифов ЖКХ, против отмены социальных льгот для малообеспеченных слоёв населения, против законодательно оформленного увеличения рабочего дня и т.д. и тогда люди пойдут за оппозицией, поверят ей. Дорогу осилит идущий. Вот и всё, пожалуй.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:08
Оппозиция ещё должна объяснять людям, что только частная собственность на средства производства способна двигать развитие общества вперёд. Путин же этому сопротивляется, т.к. в этом случае потеряет свою единоличную власть.
svami | Владимир | 20.02.2013 15:11
Да, совершенно верно,дело в нас. Но проблема в том, что мы не можем реально объединить усилия. Нет объединяющего ядра, а действующая власть, все делает для того, чтобы такое ядро не образовалось, т. к. четко понимает, что это будет ее закатом.Ядро может образоваться только вокруг конкретного лидера, но таких, к сожалению, в публичной политике пока не наблюдается. Плюс паралич судебной системы, не позволяющий использовать даже пусть не совершенные, но все-таки вполне приемлемые правовые методы организации граждан. Как не крути, без смены режима проблема практически неразрешима, а для смены нет реальной силы. Вопрос - как разорвать этот порочный круг?
junkerj | Юрий | 20.02.2013 21:43
Владимир, а может мы не умеем видеть лидеров, или покупаемся на ту грязь, которой власть их обливает? Обрати внимание. Первый процесс по ЮКОСу - неуплата налогов. Зная не понаслышке, на каком месте у первого руководителя вопрос уплаты налогов, невольно встаёт вопрос: «А сидят на скамье подсудимых представители налоговой инспекции? Для них вопрос сбора налогов первостепенный». Там их нет. Один этот факт говорит о том, что всё это было дремучей липой. А затем факты полились, как из рога изобилия. И закончились фактом появления заключения международных экспертов. Состава преступления нет. И кого это убедило? Другой пример. За время своего правления господин Путин много чего наговорил. Если сопоставить, то получается сплошной ералаш. И кто на это обращает внимание? Есть лидеры и с неплохими программами, но проблема в нас.
eprstu | Антон Непутин | 20.02.2013 22:37
«А сидят на скамье подсудимых представители налоговой инспекции? Для них вопрос сбора налогов первостепенный».
В путинской России налоговые инспектора ,( как показывает практика- дело Магнитского ) не сидят даже тогда , когда ими украденное даже обнаруживается " по миру" в виде замков и квартир , яхт и вилл ...
Вероятно воры делятся с крышей - а кто сейчас у государственных органов "крыша2 все знают ...правда ?, владимир путин - а вы не в курсе ?
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:10
У путина там тоже своя чёрная касса.
mila51 | Людмила | 20.02.2013 15:19
Особенно отрадно то,что часть вопросов была задана совсем молодыми людьми.Вот и будущее нарисовалось.Может,осилим?
avedianelvira | Эльвира Аведян | 20.02.2013 15:36
Спасибо, очень приятно читать.Единственно, не пожелаю никогда хороших слов путину. 4 года хождений по нашим "справедливым неподкупным судам" (был случай- при мне даже умер в коридоре суда после вынесения заведомо неправосудного решения известный в нашем маленьком городке предприниматель ), а также услышав там и увидев ужасные истории,- а первоисточником был путин со своей ОПГ- я считаю- око за око, зуб за зуб.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 20.02.2013 15:58
просто ГЛОТОК ВОЗДУХА в пропитанном гнилью и ложью единоросской клоаке, СПАСИБО)
gorod2222 | Наталия | 20.02.2013 16:02
Михаил Борисович, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!! Каждый раз читаю Ваши ответы и задаюсь вопросом, как мы народ, смогли допустить, чтобы Вы оказались в тюрьме и на такое длительное время? Наша вина,точно, население действительно инфантильно. Очень жду, когда Вы окажетесь на свободе. Здоровья, терпения и скорейшей свободы Вам и нашей стране!!!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 20.02.2013 16:26
Михаил Ходорковский: "А пересмотрено оно ("дело ЮКОСа")будет неизбежно, поскольку уважающая себя страна не может оставить такое безобразие в списке действующих юридических прецедентов. Архитекторы наших с Платоном уголовных дел подорвали правовой базис экономики. Такое просто забыть не получится. Да и не дадут".

Не забудем! Не простим!
Swettlana | Swettlana | 22.02.2013 19:54
Владимир Сергеевич, и меня очень порадовали вопросы! Даже наслаждение от прочтения ответов не смогло заслонить бесспорный факт, который вызвал законную гордость: сколько же у нас умных, думающих, неравнодушных людей. А Вы заметили, что Михаил Борисович всегда становится центром притяжения самого лучшего, где бы он ни находился? Неудивительно поэтому, что почти все сотрудники ЮКОСа повели себя достойно, когда на компанию обрушилась беда.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 20.02.2013 16:41
Спасибо коллективу журналистов "МК в Карелии"! Спасибо читателям этой газеты, приславшим толковые вопросы! Спасибо Михаилу Борисовичу Ходорковскому за ответы, которые просто поражают глубиной и актуальностью. Спасибо Прессцентру за оперативную работу!
Словом, как говорится, ВСЕМ СПАСИБО!
golubika88 | Наталья | 20.02.2013 17:01
Когда правда - так все понятно и просто. Спасибо.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 20.02.2013 17:12
Ритуальное уничтожение моих корней, уничтожение моего деда, могилы которого я даже не знаю. Не видел его ни разу, превращение автоматически после очередного уничтожения собственных граждан семьи в изгои - вот истинное преступление против человечности. Стоит гость и говорит, мол вы русские не знаете своих корней, свои семьи. Конечно. ведь нас целенаправленно уничтожали. Я никогда не узнаю правды, пока не пойму, почему и за что мой дед уничтожен, во имя какой морали и каких таких ценностей. Рич Ричмонд
lldmkp | Леонид Лихолат | 20.02.2013 17:26
"Родная мать погибшего в США Максима Кузьмина попросила восстановить ее в родительских правах и вернуть ей младшего сына Кирилла. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на детского омбудсмена Павла Астахова. Астахов рассказал, что женщина обратилась за помощью к нему лично. «Она устроилась на работу, прекратила асоциальный образ жизни и просит восстановить ее в родительских правах», — сказал уполномоченный по правам ребенка. По словам Астахова, просьба матери будет удовлетворена".
--------------

Я вот подумал, «Она устроилась на работу, прекратила асоциальный образ
жизни и просит восстановить ее в родительских правах»
И всё это - за один вчерашний день???

Вот мы, и я первый, все время сипим "Путин-Путин", но этого астахова, который был в 90-х большим либералом и демократом, не путин же наставляет! Или эту истеричку мизулину, которая Ельцину гневно из "Яблока" импичментом грозила вместе с вечным Григорием Алексеевичем.
Откуда "оно" такое берется только? Так хочется уполномоченного за горло подержать - кушать не могу...
elena_r | Елена | 20.02.2013 18:23
А был ли мальчик?
mila51 | Людмила | 20.02.2013 20:39
Вот-вот,Елена,я перешерстила весь интернет,реакция США на пассажи Астахова-полнейшее недоумение в политизированности этого несчастья.А это-вновь (как там называется) НЛПИ-зомбирование населения на отвлеченную тему(а они не чураются и смертей)-цинизм необыкновенный.Ну,что здесь сказать?Только одно-власть пошла в разнос. На Западе путина стали называть президентом хосписа.Это ли не страшно и не ообидно ли нам всем?
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 20.02.2013 19:53
Да, знатный шАбаш организовали путинские черти и ведьмы вокруг невинно убиенного Максима. Мальчика жалко безмерно (даже если выяснится, что это не изверги-усыновители виноваты в трагедии, а нелепая случайность). Но каково адекватным россиянам наблюдать эти постыдные, бездарные, дурно пахнущие пляски нашей сатанинской власти над гробом младенца?.. Очередная нестерпимая пытка граждан, устроенная вульгарной пыточной властью.
kiberigor | Игорь3 | 21.02.2013 12:14
вчера коммент прочитал, не могу тут не привести его:
Стас Михайлов выступит на торжественном банкете в Кремле, посвященном долгожданному убийству усыновленного российского ребенка в США..
yra-nik | юрий | 20.02.2013 21:29
Пожоже слетел инет. М.б. повторюсь.
Не понял, причем здесь Григорий Алексеевич? Один из не многих, кто не стал участвовать в гос.воровстве и даже стоять на атасе. Думаю поступал по своему понятию порядочности. Единственный кандидат, которого испугались на выборах президента (в отличии от Прохорова).
Извините за не корректность, но плюнули как то походя.
ЮСН
Swettlana | Swettlana | 22.02.2013 20:04
"По словам Астахова, просьба матери будет удовлетворена". Ого, какую силу набрал г-н Астахов! Уже судебные органы собой заменяет! Каков молодец. А насчет мамаши - так у нас же страна чудес! Алкоголичку за одни сутки вылечить и сделать из нее ударника капиталистического труда - да легко!
lavsel | Сергей | 23.02.2013 22:28
Дорогая Светлана!
Потрясает финал этой истории. По словам путинского пресс-секретаря Пескова, президент, похоже, решил "снизить градус" обсуждения темы о гибели мальчика!...
ОН оказывается, как великий мудрец,- воспарил "над схваткой"!!!
Как же он отнесётся после всего этого к устроителю "убойной" истерики Павлу Астахову, "птенцу" того же ГБ-шного гнезда, вскормившего и его самого?
С.Л.
Swettlana | Swettlana | 25.02.2013 00:16
Ну, как, Сергей Львович? Как у них в гнезде принято: пожурит ласково за излишнее рвение, скажет: полегче, полегче, не раздражай этого... как его... народ, вот! Я тут в последнее время Л. Филатова часто вспоминаю:
"Там собрался у ворот
Энтот, как его... народ!"
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:18
Правда, так иногда прямо-таки кулаки чешутся!
utjkjubz | Татьяна | 20.02.2013 17:38
Редко пишу здесь, все уже написано. Стараюсь раскрутить тему у Прохорова, на фейсе. Вот думаю, если каждый разъяснит правду на своих страницах- уже люди не официозом будут мнение свое иметь. Что мы еще можем? Подскажите.
lavsel | Сергей | 20.02.2013 19:24
Очень хорошо бы этот материал на основной, главный выпуск "МК"!!!Всё-таки тираж!!!
А само интервью великолепное!
С.Л.
yra-nik | юрий | 20.02.2013 20:47
Под всем подпишусь, но пожелать счастья человеку ограбившего свой народ, и стариков и еще не родившихся детей, не смогу.
Перед моим столом весит молитва оптинских старцев. Окончание - "научи меня молится, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить." Учусь, но как это трудно. Верю, что все получат по заслугам, поэтому удается отпустить\простить своих предателей - идите с богом. Но прощение не должно быть попустительством. Равнодушные становятся пособниками. Жаль что таких пока большинство.
Буду учится молиться и за тех кто в темнице, и за тех кто во тьме.
ЮСН
vlad | vlad | 22.02.2013 19:50
Это совершенно нормально -- отделять свое личное отношение к кому-либо от мнения как о нанятом работнике, от мнения о профессиональных качествах. Представьте себе, например, кухарку, домохозяйку, многодетную мать. Ясно что как к человеку к ней можно совершенно нормально относиться (у нормальных людей это подразумевает добрые пожелания), но если она станет президентом, то это было бы крайне негативным событием, несмотря на мнение Ленина по поводу кухарок. Отмечу также, что М.Б. Ходорковский лично знаком с Путиным, а Вы и я -- нет.

Статья в газете -- это формальный и публичный текст, в котором любому следует быть аккуратным в высказываниях. МБХ надо было отреагировать на соответствующие высказывания президента. Кроме того, и с юридической, и с политической, и с человеческой точек зрения МБХ прав в том, что он пишет. С юридической точки зрения: следует признать, что какие-либо преступления Путина пока что всерьез не доказаны, а презумпция невиновности, как это ни странно, на Путина тоже должна распространяться, поэтому оппонентам Путина, которые придерживаются точки зрения о верховенстве права, надо уметь вести себя достойно, в том числе учиться вести уважительную дискуссию в которой тем не менее четко отстаивать свою позицию. Такое достойное поведение может оказаться исключительно полезно, вне зависимости от наличия реальных скрытых преступлений Путина. С политической точки зрения: ну вот просто подумайте немного, Юрий, к чему могло бы привести для судьбы МБХ и его близких, если бы МБХ в его сегодняшнем положении обвинял Путина в преступлениях и призывал к свержению режима, или даже просто официально подтверждал распространенные легенды о его давнем конфликте с Путиным. Ясно, что в положении МБХ и то и другое втройне недопустимо, хотя призывы к насильственному свержению режима являются преступлением, а публично подтверждать межличностные конфликты -- не является преступлением. С человеческой точки зрения: МБХ полностью прав в том, что его добрые пожелания к Путину как к человеку нисколько не противоречат убежденности в том, что России нужны другой президент, другая власть и другое будущее; убежденности в том, что власть должна смениться конституционным способом.
yra-nik | юрий | 22.02.2013 21:41
Уважаю вашу Влад точку зрения и тем более такт Михаила Борисовича.
Однако (за себя)
1. О том, что путин кинул МБХ написано в книге. Это не предательство по слабости, это не ошибка, а кидалово в ущерб национальному благосостоянию.
2. Пожелать скорейшего освобождения, после "вор ...", "руки по локоть..." и тому подобное это лицемерие высшей пробы.
Я думаю, путину давно не верит никто, даже из ближайшего окружения. И процесс недоверия и страха ускоренно прогрессирует.
И последнее.
Для меня МБХ пример мужества и накопленной за последние 10 лет мудрости. Но я, видимо, не имею столько мира в душе, чтобы понять какого счатья пожелал своему противнику Михаил Борисович. Об этом и написал.
С большим уважением ЮСН
vlad | vlad | 23.02.2013 15:19
Уважаю и Вашу точку зрения и достаточно естественные вопросы. Наверное, путин был лишь марионеткой в руках группировки сечина и др в те годы. А может быть и нет -- я не знаю, конечно, как было на самом деле, но не вполне очевидно, какая путину могла быть личная выгода от разгрома ЮКОСа. Мне не кажется, что можно такими словами оценивать, что "путин кинул МБХ", так как между путиным и мбх лично не было никаких договоренностей или личных отношений, было только формальное отношение; более того, как хорошо известно, МБХ в 2003 году не хотел идти ни на какие договоренности с властью и относился к власти исключительно формально, общался с властью исключительно в плоскости публичной критики и публичных выступлений, поддерживал гражданское общество и оппозицию. Кстати, в своей какой-то предвыборной статье (наверное в статье про экономику) насколько я помню, путин писал, что путину было крайне важно в течение первого его срока, чтобы собственниками национального достояния ни в коем случае не стали иностранцы, чтобы хозяева нефтяных компаний связывали свою судьбу и судьбу своих детей с Россией (Ходорковский, как считалось, собирался продать активы американцам). Т.е. путин фактически пытался в этой статье оправдаться за ситуацию с ЮКОСом. Статью путина в этой ее части, кстати, саму по себе можно рассматривать как достаточно откровенное чистосердечное признание наличия политических мотивов в преследовании МБХ и в неправовом характере разгрома и разграбления ЮКОСа. Почему-то, мало кто обращал на этот кусок статьи внимание. И никто не задает дальнейшие вопросы путину про этот кусок его статьи (хотя просто про МБХ -- спрашивают), хотя было бы исключительно правильно, заставлять власть объясняться и отчитываться за свои поступки больше и подробнее.

Безусловно, я согласен с Вами с тем, что путинские комментарии про Ходорковского за все эти годы - верх лицемерия и лжи. Наверное, каким-то образом МБХ совмещает большую любовь к своей стране, и некоторое безразличие к серым, в его представлении, правителям современной России. Как минимум, я думаю, что это помогает ему пережить тюремные невзгоды, но может быть, это и вообще правильная позиция. Цитата из его книги: "Ни прокуроры, ни Путин с Сечиным сильных эмоций не вызывают. Как осенний дождик: неприятное явление природы, не более того.".
С уважением, Влад
yra-nik | юрий | 24.02.2013 09:34
Видимо каждый слышит то, что хочет. Я книгу не читал, а проживал вместе с автором сложнейшие годы в судьбе России. Поэтому для меня все живо и важно. Или вы не читали, или не услышали.
Для меня слово кинул, имеет конкретное событие описанное в книге - путин глядя в глаза МБХ дал добро на сделку. Если появится желание, прочтите раздел "разводка".
А ведь даже Н. Геворкян предупреждала МБХ - "не верьте путину". Это я еще и к упоминанию статьи путина. Правда "...какой-то предвыборной статье (наверное в статье про экономику) насколько я помню..." ставит под сомнение ее существование или хотя бы точность мысли.
А вы Влад как считаете – пишет ли путин что то сам, или компелирует исходя из ситуации, на потребу собственной выгоды?
«По делам судится каждый. Дерево, не дающее плоды, будет срублено и сожжено.»
Также сложно комментировать «путин был лишь марионеткой в руках группировки сечина и др в те годы».
Ну и насчет личной выгоды, уже кажется всем ясно. Не желание пожертвовать хоть каплю власти. Буквально несколько дней назад, в разговоре с не политизированным знакомым, я услышал – «Власть делает все, что бы ВСЕ население было подсудным. Если вы не согласны, то остается развести руками.
ЮСН
vlad | vlad | 25.02.2013 10:48
Юрий написал:

> Для меня слово кинул, имеет конкретное событие описанное в книге - путин глядя в глаза МБХ дал
> добро на сделку. Если появится желание, прочтите раздел "разводка".

Надо будет прочесть, спасибо.

> ставит под сомнение ее существование или хотя бы точность мысли.

см. http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekono­micheskih_zadachah
читать начиная с раздела "Где взять капитал?". Явная попытка оправдаться за преступления с помощью предвыборных лозунгов.
mila51 | Людмила | 26.02.2013 05:16
vlad, не объясните мне что это такое-"или продуктов первого передела"(из интервью).Впервые встречаю такие продукты.
vlad | vlad | 26.02.2013 09:03
видимо, это какой-то металлургический термин. см., например http://www.thewalls.ru/why53.htm
но вообще я не готов объяснять то, что за путина в его статьях понаписали, так как я не являюсь сторонником его политики.
yra-nik | юрий | 26.02.2013 07:39
Спасибо. Обязательно прочитаю. Насчет "сомнения" извините, но остаюсь при своем мнении - плода гнилое дерево не даст.
ЮСН
vlad | vlad | 26.02.2013 09:16
> плода гнилое дерево не даст.
Вполне допускаю, что ваша аналогия вполне правильная. Хотя у меня нет 100% убежденности в ее правильности. Поскольку, всегда хочется надеяться на лучшее, то ли на обновление дерева, то ли на то, что другие деревья вырастут. В любом случае, у меня не было намерения спорить или изменять вашу точку зрения. Скорее наоборот, интересно самому разобраться. Влад
vlad | vlad | 26.02.2013 09:09
сейчас проверил ссылку -- почему-то ссылка не работает, хотя вчера она работала. ну, в общем, если ссылка не работает, то ввести в поиске google статья путина о наших экономических задачах. естественно, статья сразу найдется.
mila51 | Людмила | 26.02.2013 09:14
Спасибо за ссылку,прочитала,определиласьс термином.
yra-nik | юрий | 22.02.2013 22:08
Дополню.
Президент ответственен не только за то что сделал сам, но и за то что происходило во вверенном ему государстве. Что происходит последние 10 лет, видят все, но не все хотят говорить об этом вслух. Даже если держаться формального закона и считать официально не доказанным факты личного участия путина в воровстве, беспредельная коррупция в стране на его счету. Про совесть речи быть не может.
Наша беда, что над сталиным не было суда народа. Доклад Хрущева это семейные дела кпсс. Вот и несем на теле страны гноящуюся язву тоталитаризма.
Это относится только к рассуждениям о подсудности.
ЮСН
vlad | vlad | 23.02.2013 15:33
Как же доказать, что вся коррупция на его счету? Это достаточно очевидные вещи, но юридически не докажешь -- его лично на воровстве не поймали, слова говорятся антикоррупционные, симуляция антикоррупционной деятельности имеется, законы антикоррупционные имеются, принимаются и подписываются и т.д. В общем, хитрые они, жулики и воры. Даже если бы кто-то поймал с поличным, то, с нашими судами...... Конечно, в том числе поэтому и держатся они за власть изо всех сил и всеми возможными средствами, в том числе самыми грязными и незаконными --- потому что альтернатива сохранению власти для них только одна -- тюрьма. (опять же, это достаточно очевидно из атмосферы происходящих событий, но доказательно это утверждать очень сложно).

Поэтому, конечно, Вы правы в том, что пожелания МБХ Путину весьма странные, но с другой стороны, МБХ не обязан быть обо всем осведомлен или принимать для своих статей во внимание аргументы, к которым нет 100% доказательств.
Mabel | Елена | 20.02.2013 20:56
Несмотря на годы пристального изучения, М.Б. продолжает оставаться для меня человеком – загадкой, что лишний раз подтвердила эта статья. Что я знаю точно, так это то, что у него есть две стороны (ипостаси, аспекта) натуры. «Мои пожелания Владимиру Владимировичу искренне симметричны: здоровья, счастья» - это аспект «Плюшевый кролик». «Мой взгляд неизменен – мужчина может плакать лишь о смерти того, кого не смог защитить» - это аспект «Дикий лесной медведь». Видимо, секрет общения с М.Б. заключается в том, чтобы точно понимать, когда можно смело погладить плюшевую шерстку, а когда нужно почтительно отступить перед хозяином леса. Кстати, Н.Геворкян в «Тюрьме и воле» высказывала предположение, почему из всех олигархов объектом атаки силовиков был выбран именно Ходорковский: он казался самым «не бойцом», слишком гладеньким и вежливым для того, чтобы сильно сопротивляться. Заблуждение силовиков понятно, ведь на приемы в Кремль ходил, вероятнее всего, «Плюшевый кролик».
eprstu | Антон Непутин | 20.02.2013 22:28
Елена , а Вы не рассматривали "ответы" Ходорковского через "призму 80 - х годов Брежневского застоя" ?
Вероятно Вы молоды , и не знаете , что читать можно и между строк .
Вот уж точно кем Ходорковский никогда не был и не будет - так это "плюш крольчатиной" , да и "диким лесным медведем" не станет никогда - слишком много у Ходорковского "заднего плана" , то есть - НАДЕЖНЫХ , УВАЖАЮЩИХ ЕГО , ЛЮБЯЩИХ ЕГО (НАКОНЕЦ) РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ!
Ну как же Вы можете мотивировать свои мысли "... пониманием, когда можно смело погладить плюшевую шерстку..." , если от такой "глажки" гиены бросили его в много годовую "яму"?
И еще - а где это Геворкян в "Тюрьме и Воле" так "рассуждает " про Ходорковского ? Не напомните мне главу, страницу, абзац ? Очень хочу убедиться , что Вы не ошибаетесь ....
michruk | Антонова Яна | 20.02.2013 23:58
Вы и Н.Геворкян ошибаетесь. На службе силовиков достаточно высококлассных психологов. Конечно, предсказать отсутствие прошения о помиловании после девяти лет тюрьмы они не могли, но с кем имеют дело - прекрасно знали.
И ещё: не борцы и не борются.
eprstu | Антон Непутин | 21.02.2013 09:12
Яна - а кто это " не борец и не борются" ? Поясните пожалуйста , я ( например ) не понял - кто ?
Вы про Ходорковского ? А как ему надо было бороться в тюрьме с путиным ? Поднимать преступников на бунт ? Объявить голодовку ? Резать вены ? Или привязывать себя к кровати и требовать свободы ?
Если Яна вам известны действенные способы борьбы в тюрьме с подонками вымогателями , мародерами и просто подлецами фсиновцами или с иными силовиками-путиноидами - прошу Вас по секрету тут изложить . Я Вам обещаю - что никому не расскажу и не разглашу эту тайну!
Вдруг все неожиданно сочтут известные Вам методы - действенными?
michruk | Антонова Яна | 21.02.2013 18:32
Антон, трудно вспомнить пример большей стойкости, чем МБХ. Если его не считать борцом, то я не знаю, что означает это слово.
residenttt | Гражданин | 21.02.2013 09:05
Все ругают данный комментарий, а мне нравится! Немного с юмором и в точку, про две характеристики, которые сочетаются в одном человеке. МБХ без сомнения человек мирового масштаба. Когда смотришь его видео - вроде скромный, образованный человек и в то же время ощущается сила лидера, так и хочется сказать Человечище!
yra-nik | юрий | 21.02.2013 15:06
Н.Геворкян в «Тюрьме и воле» высказывала предположение, почему из всех олигархов объектом атаки силовиков был выбран именно Ходорковский: он казался самым «не бойцом»,

Разночтение. Насколько я помню (и даже не хочу искать по тексту) Геворкян писала, что у шпаны закон - если хочешь победить в стае, нужно бить самого сильного. Не по тексту, но смысл таков. Если сомневаетесь могу найти и привести дословно. Поэтому и шел всегда (и 2003) первым. "Буйных мало".
Мое воспариятие остается неизменность - это ярко проявленный аспект Воли (Отца) и нарастающая цельность натуры.
ЮСН
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:27
Послушай, ты просто завидуешь МБХ, поэтому и обливаешь его грязью!
Mishenina | Irina | 20.02.2013 20:59
Спасибо, Михаил Борисович. Очень рада видеть это интервью на страницах местной газеты. В регионах люди гораздо охотнее читают местную прессу, нежели, чем центральную.
Желаю здравия Вам! Хорошего настроения и,конечно, скорейшего освобождения.
С уважением, Ирина
junkerj | Юрий | 20.02.2013 21:49
Восторгаюсь ответами Михаила Борисовича: кратко, ясно, дипломатично!
Odissey | Игорь | 20.02.2013 22:04
Интервью без лукавства, позерства, без воды на уши и цифр про ВВП. Такая редкость в наше время...
mila51 | Людмила | 20.02.2013 22:15
Для Елены
Вы вообще-то понимаете, что такое в нашей стране заключение под стражей? Начиная от ИВС, заканчивая заключением по приговору? При чем здесь"Плюшевый кролик" Да Вы сами(трусы) выбрали МБХ для доклада Путину!Вы все,живущие нынче на Рублевке,просто обязаны своим благосостоянием Михаилу Борисовичу . Да он -умнее вас ВСЕХ рублевских баксо...ебов,С мозгами соберитесь и тогда поймете,почему Ваш пост меня просто взорвал.
residenttt | Гражданин | 21.02.2013 08:58
Поменьше эмоций! У Елены хороший пост. На мой взгляд очень интересно и с юмором подмечено.
ecolog | Мария | 20.02.2013 22:48
Какое интересное и живое интервью! Спасибо!
"Так что мои пожелания Владимиру Владимировичу искренне симметричны: здоровья, счастья. Убежден: пост Президента для этого – не обязательное условие" - это так красиво и интеллигентно сказано, просто лучше не придумаешь!
kalpak | Александр | 20.02.2013 22:55
Умнейший человек! Да, не зря Путин так его боится и ненавидит...
talovka18 | Галина | 20.02.2013 23:24
Откровенно жаль,что такие люди,как Михаил и Платон сидят в тюрьме,а правят нами совсем другие.Очень правильные мысли,хороший слог. Невольно провожу параллель и думаю,что Михаил не стал бы никогда так пиариться(амфоры,стерхи и т.д.),как наш молодящийся старец.Хочется,чтобы жизнь в стране изменилась,люди компетентные должны прийти во власть.
cannylar | Лариса | 20.02.2013 23:46
А.знаете,Михаил Борисович,почему ваша жена ничего не боится,потому что, если бы она боялась,
вы были бы в постоянной тревоге за неё.Так что её смелость приобретённая. ну а вам повезло
иметь рядом того,кто "коня на скаку остановит...". Развеселю вас анекдотом,возможно,знакомым вам:
мистеру Стоуну говорят: на вашу жену гангстеры напали,муж: пусть сами отбиваются...
michruk | Антонова Яна | 21.02.2013 00:09
«политический противник Путина, совершенно не мешает мне нормально относиться к нему как к человеку. Так что мои пожелания Владимиру Владимировичу искренне симметричны: здоровья, счастья»

В церкви всегда молюсь за обоих.
lldmkp | Леонид Лихолат | 21.02.2013 10:28
Гуманно, конечно, но Михал Иванычу ужн вряд ли поможет. В Книге про него уже заготовлено:
-------------------------------
Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.
-------------------------------
Книга пророка Исаии, гл. 30, пр. 33.
mila51 | Людмила | 21.02.2013 10:58
Удивительная непоследовательность.
junkerj | Юрий | 21.02.2013 23:40
В предложении: « В церкви всегда молюсь за обоих» необходимо исключить слово церковь. Евангелие не запрещает верующим, молится по их желанию. Но РПЦ, по крайней мере, с 1943 года не имеет ничего общего с Евангелие.
Swettlana | Swettlana | 22.02.2013 20:16
Думаю,еще раньше: с 30-х годов.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:34
Чо ж ты молишься за путина, который посадил Ходорковского?
bobjonson99 | Boris | 21.02.2013 04:40
«Всякий властитель, будь то республика или государь, должен предвидеть возможность наступления неблагоприятных обстоятельств и знать, на кого он должен будет опереться; с этими людьми ему следует вести себя так, как при самой тяжкой нужде. Тот, кто поступает иначе, будь то республика или государь, в особенности же последний, и думает, что при необходимости сумеет привлечь к себе людей своими милостями, тот ошибается: этим он не только не спасет себя, но ускорит свою погибель.»

Отрывок из книги:
Макиавелли, Никколо. «Государь (сборник).»
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:44
Как здорово сказано!
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 21.02.2013 05:08
В целом очень интересное интервью.
Пара комментариев.
По поводу снижения срока отсидки.
"Это – очередная интрига с целью не допустить реального пересмотра дела"
Мне думается, что Путин с целью пиара перед Олимпийскими играми может объявить общую амнистию, чтобы не выделять Ходорковского с Лебедевым.
Отношение к Путину.
Мне очень понравилась гуманная позиция Ходорковского по отношению к Путину. Полная противоположность Путину, большому любителю угрожать и применять репрессии. Понятно, что эта гуманная позиция Ходорковского не исключает возможности возбуждения судебных разбирательств при условии наличия реально независимого суда.
Я обращаю на это внимание, потому что среди оппозиционеров есть слишком много любителей лозунга "Путина на нары", что роднит их с самим Путиным.
mila51 | Людмила | 21.02.2013 06:51
А Вы,Олег считаете,что состава преступления нет.Начнем сначала.Степашин в своем интервью сказал"Ельцин предложил мне для предвыборной компании начать войну в Чечне,я отказался,а путин согласился"Я хоть и взяла в кавычки,речь не прямая,но АБСОЛЮТНО передан смысл и суть.Пойдем далее?Или самостоятельно пройдете историю вопроса?
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 21.02.2013 17:27
Я не знаю. Конечно, каждый человек может и должен иметь своё мнение по каждому вопросу, но в отношении обвинения в преступлении, по моему, лучше своё мнение держать при себе. Именно это я имел ввиду, когда поддержал высказывание Ходорковского о Путине. Есть такое понятие - презумпция невиновности, считать человека невиновным, пока суд не вынесет решение. Более того, даже если суд вынесет решение о виновности, можно с ним не соглашаться, если вам кажется, что суд был несправедливым.
Кстати, очень многие люди считают, что Ходорковский с Лебедевым преступники, более того, даже суд вынес им приговор, а я продолжаю считать их невиновными.
Так почему отношение к Путину у меня должно быть иным?
Что касается войны с Чечнёй, то это отдельный вопрос. Коротко, я ставлю Путину в заслугу возвращение Чечни в состав России.
michruk | Антонова Яна | 21.02.2013 19:49
Людмила,
Лев Троцкий в семнадцатом году сразу после революции предлагал В.И. Ленину организовать публичный судебный процесс над Николаем Вторым. Сам Троцкий, будучи неплохим оратором, собирался выступить в роли обвинителя. Ильич ему ответил, что нельзя по закону осудить главу правительства. Беззаконно расстрелять можно, что потом они и сделали, а вот по закону осудить нельзя. И посоветовал оставить эту идею.
Что нам важнее и дороже: соблюсти закон или выместить злость?
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 24.02.2013 23:40
Тем более, прочитайте книгу Анны Политковской "За что?" (Изд. Новой газеты). Она более всех других бывала в Чечне и писала правду о настоящих зверствах ФСБ, при этом в открытую обвиняла Путина.
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 21.02.2013 11:35
Удивительные дела творятся на мой взгляд в "новой" России! Поэтому все время всплывает в моем сознании один мучительный вопрос и к себе и к народу нашему:русские люди, вам-то самим не надоела эта продолжающаяся уже пятнадцать!!! лет комедия с пересаживанием одних и тех же проходимцев из кресла в кресло, которых так успешно насадил наш "слуга народа"?! Все его бездарные друзья(кто филолог, кто идеолог, кто флеболог - кого только нет среди петербуржских ставленников) и не случайно, что еще с ельцинских времен сменилось больше десятка глав правительств и ни один из не отчитался перед парламентом, никто не понес наказания за вопиющие провалы в работе, а все потому, что этакое положение вполне устраивает власть имущих..да и так называемый наш карманный парламент смотрит в рот самому и с готовностью выкрикивают "чего изволите!"(вспомним молниеносные одобрения абсурдных недавних президентских указов)... Да, действительно, дело в нас!Наше молчаливое безразличие к происходящему - вот грех, который кладет начало всем бедам и деградация общества в целом - это наш страх! Просто мороз по коже от тяжких мыслей, но когда читаешь любое интервью с Михаилом Борисовичем, становится на душе спокойней и появляется надежда, что все еще будет - и солнце, и радость, и стабильность, и настанет тот день, когда мы встретим кардинальные перемены с песнями и счастливыми лозунгами, как было в начале девяностых...Благодарю Вас сердечно, Михаил Борисович, за интервью, за веру, за Вас! ХБХ
shut_nik | Евгений | 21.02.2013 13:15
Такие ЛЮДИ не должны находиться в тюрьме...
mila51 | Людмила | 21.02.2013 14:13
Ужас!Ну,что еще можно сказать?Чего я только не повидала в этой жизни,а оказывается для нашей страны самый главный искус-зелененькая бумажечка.ТАК ОНА ПРАВДА БУМАЖЕЧКА!ОНА ВЕДЬ НЕ ОБЕСПЕЧЕНА НИЧЕМ.А помните(люди с жизненным опытом)такой желтенький 1 руб.На нем было написано,что он обеспечен (точно не помню)золотым запасом страны.Вот так,а Михайлов-у него разве есть жизненные принципы?Главное-быстрее и больше.ВСЁ.
vladimir_SPB | Владимир | 25.02.2013 10:49
Людмила, что на бумажных деньгах написано - не важно. Деньги обеспечены властью государства, в т.ч. карательной и отсутствием альтернатив в обмене.
19_iva_41 | Igor | 21.02.2013 15:33
"Михаил Борисович, Владимир Путин во время последней большой пресс-конференции в Москве пожелал вам свободы и здоровья. Президент заявил, что он ни разу не вмешивался в деятельность правоохранительных органов, которые расследовали дело экс-главы «ЮКОСа». «Я уверен, что все будет в соответствии с законом, Михаил Борисович выйдет на свободу. Дай Бог ему здоровья», – сказал Путин журналлистам".

Как всегда наш Пу лицемерно и неоднократно сомрамши. За неделю до вынесения приговора МБХ и ПЛЛ, он на всю страну заявил, что у него (МБХ) руки по локоть в крови, чем дал негласный приказ - посадить их еще на 8 лет!!!
AZaharov | Андрей Захаров | 21.02.2013 17:03
Уважаемый Михаил Борисович, спасибо Вам Ваши дела. Желаю Вам крепкого здоровья, активной поддержки Ваших сограждан и скорейшего освобождения!
Anisya | LUSI | 22.02.2013 20:34
А я вот думаю, как можно сделать это интервью доступным для широких народных масс, зомбированных официозом не только в Карелии7 Ведь большинство инертного обманутого ( обманывающегося /так проще жить/)населения страны далеки от тех тем, что вы здесь обсуждаете..., а надо это все нести в массы, тогда и проснется общество раньше: к выходу МБХ на свободу, глядишь, сторонников , поддерживающих его станет больше.
lin2012 | Ирина | 26.02.2013 06:28
Это очень хорошо сказано, что дело в нас.
К сожалению, среди активной части общества нет понимания, что в России нет такой проблемы по фамилии Путин. Есть проблема - 40 миллионов россиян, проголосовавших за Путина.Массовое нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, рождает массовое же стремление следовать за сильным лидером, с неизбежным скатыванием к авторитарным и даже тоталитарным формам управления. И пока эта тенденция не будет преодолена, какой смысл бороться с Путиным? Ну или противостоять ему. Уйдёт этот Путин, придёт следующий. И какая разница какая у него будет фамилия? Но у нас любят с беспримерным мужеством бороться со следствиями, даже не пытаясь воздействовать на причины.
akk67 | Asya | 26.02.2013 19:12
Нужно вернуть нормальную, честную журналистику, какая была при Ельцине. Тогда оболваненный зомбоящиком при Путине народ не будет голосовать так, как нужно, а будет выбирать более демократичных президентов. А вообще если слишком туго завинчивать гайки, то они лопаются, это всем известно.
Stanislav | Станислав | 04.03.2013 22:27
"...Просто надо научиться, «подпрыгнув», вернуться на то же место и стоять на нем до конца."
Сначала отметил эти слова. Но, прочитав все ответы МБХ, понимаю, что в них каждое слово - правда, находящая отклик в душе.
Как у творческого человека (пишу текты, песни, теперь довольно редко), у меня возникают ассоциации. Прочитав ответы Михаила Борисовича, сразу вспомнил "Ассу" Соловьева и слова, сказанные Банананом про песни и авторов. Я бы их перефразировал сегодня. Собственно, я это уже и сделал в своей ассоциации, которой делюсь с вами: "Это МБХ - от него сияние исходит".
Кумиры действительно имеют свойство меняться. Впрочем, как и антигерои: чем путин не крымов? Пожалуй, только масштабами воровства и убийств.
natyatia | татьяна юрлагина | 05.03.2013 20:09
Валентин Гафт сказал после фильма "Высоцкий":Умереть не страшно.Страшно,что после смерти тебя сыграет Безруков.Согласна с ним.На мой взгляд:Безруков довольно посредственный актёр да ещё и с претензией
vladisem | vladimir | 16.05.2013 16:23
Спасибо
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru