| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
21.11.2012 г.
Михаил Ходорковский о продаже ТНК-ВР: «Деньги не пахнут. Не правда ли, мистер Дадли?»Бывший владелец ЮКОСа в эксклюзивном интервью Forbes: о сделке «Роснефти» и ТНК-BP, Михаиле Фридмане, Роберте Дадли и России, которую строит Владимир Путин.
— На покупку «Роснефтью» ТНК-BP можно смотреть как на очередной этап легализации активов бывшего ЮКОСа? Как Вам кажется, теперь о Ваших претензиях или возможных претензиях со стороны бывших миноритариев ЮКОСа можно забыть навсегда? Или все-таки возможны какие-то действия и попытки оспорить, отсудить это имущество? Вы будете этим заниматься, если у Вас будет такая возможность? — Несомненно, в сделке «Роснефти» с ТНК-ВР есть серьезный аспект
легализации активов, незаконно изъятых у ЮКОСа. Мне трудно судить,
насколько такая попытка юридически оправдана. Тем не менее, очевидно: нынешний режим никогда не признает свою ошибку в
подобном политически болезненном вопросе, а миноритарии никогда не
смирятся с многомиллиардными потерями, у которых не было коммерческих
оснований. То есть, окончательный разговор, видимо, еще впереди. — Акционерам AAR (консорциума российских совладельцев ТНК-BP)
«Роснефть» заплатит $28 млрд. за их долю в ТНК-BP, Вашу компанию те же
люди получили фактически бесплатно. Почему такая разница, из-за чего
она? Михаил Фридман и его компаньоны никогда не были замечены в
подчеркнутой лояльности к власти, почему с ними обошлись совсем иначе,
чем с Вами? Времена изменились или важны какие-то другие обстоятельства? — Возможно, мой пример оказался в чем-то убедительным не только для
предпринимателей, но и для власти. Хотя, мне кажется, что причины
«удивительной щедрости» более многомерны, как и взаимоотношения с
властью Михаила Фридмана и его компаньонов. — Можно ли сравнить эту сделку с продажей в 2005 году Романом
Абрамовичем «Сибнефти» «Газпрому» – там тоже фигурировала очень
значительная сумма - $13,1 млрд, и все было сделано быстро и
бесконфликтно? — Сделки прошли в интересах двух разных, соперничающих группировок
кремлевской бюрократии. Знаю, что люди, готовившие решение о покупке
«Сибнефти», отказались от активов ЮКОСа, не желая быть замешанными в
грязной игре. Нынешнего покупателя ТНК-ВР это не остановило. Он вообще считает
псевдолегальное насилие нормальным методом решения своих задач. В связи с
чем хочется пожелать г-ну Дадли (Роберт Дадли, главный исполнительный
директор ВР -- Forbes) удачи. Она ему потребуется. — Есть ощущение, что если бы Вы в свое время не пошли на
открытый конфликт с властью, то могли бы совершить не менее выгодную
сделку: продать компанию дорого, получить возможность инвестировать
деньги куда угодно и заниматься чем угодно, в том числе, например,
финансировать оппозицию, оставаясь на свободе и в безопасности. А так,
получается, что Вы проиграли, подставили под удар себя и своих
сотрудников, потеряли компанию, а взамен не приобрели ничего. Не жалеете
ли Вы о том, что в свое время повели себя именно так? И можно было
тогда сделать все по-другому? — Пусть это звучит банально, но история не знает сослагательного
наклонения. Мне хочется, чтобы Россия стала современным,
демократическим, европейским государством. Я выбрал свой путь и иду по
нему уже более 9 лет. В отличие от большинства моих коллег, я и мои партнеры принимали
непосредственное участие в борьбе за новую Россию и в 1991, и в 1993, и в
1996. «Новые правила», зафиксировавшие бюрократическо-авторитарный
реванш, для нас оказались бы неприемлемыми. Впрочем, если бы я тогда понял масштабы будущей «реакции», то, вероятно,
смог бы ограничить конфликт собственной персоной. Увы, недооценил. Да и
вообще, интрига – не моя сильная сторона. Вопрос же о балансе «потерь и приобретений» более сложный. Теперь я
знаю: если во что-то по-настоящему веришь, - платишь не деньгами, а
жизнью. Мне и так слишком долго везло. — В последнее время складывается ощущение, что влиятельнейшие
бизнесмены 90-х годов постепенно отходят от дел, продают бизнес, отходят
подальше от эпицентра разнообразных событий, и их место постепенно
занимают другие люди, из 2000-х. По Вашему, они просто устали, решили
готовиться к условной «пенсии», им просто не интересно больше заниматься
бизнесом в России, или же они вынуждены уступать жизненное
пространство? — Сейчас в нашей стране крупный бизнес несет своим владельцам слишком
много рисков и унижений, если они не относятся к ближнему путинскому
кругу. В какой-то момент любой человек задает себе вопрос: мне это надо
ради лишних (в прямом смысле лишних) денег? — Какими будут последствия преобразования «Роснефти» в компанию с
годовой добычей в 200 млн тонн для остальных участников рынка? Похоже,
что в России появится второй «Газпром», который с тех же позиций будет
диктовать свою волю остальным? — Необходимо понимать, что Игорь Сечин обосновывал свое мероприятие
геостратегическими интересами.Таким образом, мы имеем дело не просто с
созданием крупной нефтяной компании, а с идеей госкапитализма и
инструментом «энергетической сверхдержавы». — Какими могут быть дальнейшие действия «Роснефти»? Что делать
другим игрокам на рынке? И как поступили бы Вы, будь Вы сейчас
владельцем нефтяной компании в России: постарались бы удержать компанию
независимой или согласились бы на сотрудничество или поглощение
«Роснефтью»? — Остальные участники российского нефтяного (а, возможно, и всего
энергетического) рынка будут вынуждены либо «встраиваться» в качестве
«полезного элемента» политики «энергетической сверхдержавы», либо
уходить. Вопрос лишь в том, как скоро неэффективность подобной модели станет
критичной для страны. Здесь многое зависит от мировых цен: при $140 за
баррель речь может идти и о 10 годах, а при $80 – о двух-трех. Тему возможных политических изменений оставляю за пределами рассмотрения. Если придерживаться западных бизнес-моделей, декларируемых в последние
два-три десятилетия, - (независимым игрокам – Forbes) пора уходить, и
давно. Если допустить более «гибкий взгляд» на вопросы коррупции,
экологии,прав человека и тому подобное, то почему бы и не «поиграть»? Со
времен Римской империи говорят: «деньги не пахнут». Остальное –
глупости для идеалистов. Не правда ли, мистер Дадли? — Сейчас очень многие люди обсуждают сценарий дальнейшего
развития событий в нефтяной отрасли и в экономике в целом. Приходится
гадать, потому что никто не может влезть внутрь головы Путина, где, судя
по всему, и существует этот настоящий сценарий… — Полагаю, сценарий Путина – госкапитализм. Он, возможно, сам до конца
не осознает конечную точку своего маршрута, но совокупность шагов,
которые одобряются им, ведут туда. Они – следствие комбинации советской
ментальности и привычек сотрудника спецслужбы, плюс – обычные для
человека в его возрасте трудности с восприятием нового… Госкапитализм для России – это господство госмонополий, а, значит, -
неизбежный постоянный рост тарифов. Это – примитивизация экономики из-за
невозможности развития бизнеса вне небольшого числа отраслей,
поддерживаемых государством. Это – возвращение к идеям «индустриальных
гигантов» и «мегапроектов» в промышленности. Как результат – низкие
темпы роста, отставание в области инфраструктуры, науки, социальной
сферы от Китая и других быстро развивающихся стран, а не только от
Запада, неизбежное увеличение напряжения внутри общества. — Ваш прогноз – куда мы придем лет через 5-6, если продолжим идти тем же курсом? Какая экономика и какая страна нас ожидает? — За 5-6 лет ничего особенного не произойдет. Построим несколько
десятков слегка устаревших производств, потеряем еще ряд сохранившихся
научных школ, восстановим 10-15 линий военной техники для массовых армий
и т.д. Недаром многие говорят об избыточности высшего образования.
Что-то среднее между Аргентиной 70-х и нынешней Венесуэлой, с Китаем
вместо США в качестве основного покупателя сырья. Печально, но пока жить
можно. — Популярны негативные сценарии, но видите ли Вы какой-то
позитивный сценарий на эти следующие 6 лет? Если да, то какой он, где и
каким может быть этот позитив, при каких условиях? — Вся система госуправления настроена Путиным «под себя» ради удержания
позиции «верховного арбитра» и «чудотворца». Без него эта система не
работает. С ним – работает в пределах его личностных ограничений, о
которых я сказал ранее. Позитивный сценарий возможен лишь в случае постепенного отхода Путина от
власти путем восстановления реальных госинститутов (полномочного
парламента, независимого суда, финансово самостоятельного местного
самоуправления) и конкуренции, как «мотора» изменений, диалога с
обществом. Тогда возможно резко оживить предпринимательскую активность на местном
уровне, ограничить алчность бюрократии и снять созданные ею препоны,
стимулировать развитие 5-10 городов-миллионников с университетскими
центрами (такой проект был, но тихо «слился»), привлечь прямые
иностранные инвестиции вместе с «носителями» знаний и технологий,
обновить транспортную и коммунальную инфраструктуры. Не опасаясь, что
«все разворуют», бросить в подобные проекты накопленные резервы (если
они еще будут) или займы развития. За 10-15 лет вполне возможно достичь уровня социально-коммунальной
обустроенности и производительности труда, близкого к канадскому, для
8-10 «центров роста» (300-400-километровые по площади агломерации), где
будет проживать больше половины населения нашей страны. За 5-6 лет президент, может задать вектор модернизации и создать
институты, обеспечивающие ее поддержку. Но при этом ему придется резко
снизить личный ресурс популярности, дать дорогу тем, кто придет на
смену, и взять на себя ответственность за неизбежное недовольство
консервативных кругов. Но Путин, как мне представляется, будет бесконечно продолжать искать «Ганди» для диалога. Тем более, «агрессивно-послушное большинство» тоже ждет Ганди для вручения ему своей судьбы. Беда еще и в том, что даже явись сейчас «Ганди», - его признают экстремистом и обольют дерьмом в «Анатомии…18». После чего Путин скажет, что «не того Ганди он имел в виду». Впрочем, чудеса случаются, только для этого надо очень любить свою страну и верить в свой народ.
Комментарии
bui | Игорь | 21.11.2012 02:12
Деньги не пахнут, вспомните эти слова мистер Дадли, когда российский партнер вас кинет.
1938 | alla | 21.11.2012 07:07
И очень скоро. Алла Москва
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 21.11.2012 02:58
"хочется пожелать г-ну Дадли (Роберт Дадли, главный исполнительный директор ВР -- Forbes) удачи."Я не специалист в финансовых делах, как и в нефтяных. Поэтому вопрос. Не связана ли эта сделка с аварией в Мексиканском заливе? Специалисты считают, что ВР придется в целом выплатить до 40 миллиардов долларов в качестве компенсаций за последствия аварии в Мексиканском заливе.
admiralsib | admiralsib | 21.11.2012 03:24
Не знаю насчет всего остального мира, но в России деньги всегда пахнут потом и кровью. Со многим, из сказанного МБХ, согласен. Но все таки, моя страна Россия,это великая страна и должна ею остаться.
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 21.11.2012 22:50
Она не должна оставаться великой ценой пота и крови людей! И вообще, пора России сокращаться, тогда ею нормально можно будет управлять, всё будет прозрачно и цивилизованно. И войн,таких как чеченская, не будет!
albert_2010 | Albert | 21.11.2012 04:56
БРАВО !!! Хоть и грустный прогноз,но насколько же точен и правдив !!! Почти наверняка, если бы я обладал частью эрудиции МБХ, основные аспекты сфорулировал теми же словами. Спасибо, глубокоуважаемый Михаил Борисович за Правду /хоть и очень грустную и горькую !!/ Но тем не менее я очень надеюсь на СПРАВЕДЛИВОСТЬ провидения и уверен ---очень скоро Вы сможете обнять своих близких,будучи СВОБОДНЫМ. Удачи вам и Здоровья Альберт Фермиборов Москва
19_iva_41 | Igor | 21.11.2012 18:24
"Полагаю, сценарий Путина – госкапитализм. Он, возможно, сам до конца не осознает конечную точку своего маршрута, но совокупность шагов, которые одобряются им, ведут туда. Они – следствие комбинации советской ментальности и привычек сотрудника спецслужбы, плюс – обычные для человека в его возрасте трудности с восприятием нового…"Иного пути он и знать не хочет. Человек живший на элитном гособеспечении и впитавший это с генами своих предков чекистов, иных путей существования не видит. А при его неуемной алчности, имея ежегоднюю собственную прибыль в млрдах долларов, госкапитализм - это уже самоцель быть самым, самым во всем мире! Называется все просто - параноидальная шизофрения, так как нормальный человек не понимает и не поймет реального смысла в стремлении к долларовой бесконечности скупого рыцаря...
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 21.11.2012 22:53
Совершенно точно! Сталин же тоже был параноиком, этот диагноз ему поставил Бехтерев, и его впоследствии благополучно убрали.
Anita | Valentina | 22.11.2012 09:33
Мистер Скрудж! Разница только в том, что он никогда не очнется от своей алчности!К сожалению.
Anita | Valentina | 22.11.2012 09:30
!!!!! Присоединяюсь к сказанному Вами, Альберт!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.11.2012 07:25
Михаил Ходорковский: "Нынешнего покупателя ТНК-ВР это не остановило. Он вообще считает псевдолегальное насилие нормальным методом решения своих задач".Блистательная публицистика! Не сомневаюсь, что и это интервью Михаила Борисовича Ходорковского будет разобрано на цитаты с комментариями политологов и экономистов. Не останутся, конечно, без внимания и несколько слов МБХ об организаторе и исполнителе ограбления ЮКОСа сечине, которые просто потрясают своей точностью, глубиной и лапидарностью. "ПСЕВДОЛЕГАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ" - таков и принцип нынешней власти, ведущей Россию старым сталинским курсом к очередным глобальным катастрофам.
golubika88 | Наталья | 21.11.2012 09:18
А сколько потеряно времени...
maresh | Михаил | 21.11.2012 11:19
"а миноритарии никогда не смирятся с многомиллиардными потерями, у которых не было коммерческих оснований"Всё так! "Не забудем, не простим!" (с)
lldmkp | Леонид Лихолат | 21.11.2012 11:22
To:@Robert Dudley:Sir! In the terminology of Russian thieves have a concept - "BARIGA". He is a great expert in this. This status is even lower status thief. What meaning this you can learn from Mr. V. Putin. Sincerely yours, but without respect Leonid. P.S. Excuse my bad English, but it's better than your deal.
Swettlana | Swettlana | 21.11.2012 14:46
Браво, Леонид!!!! Особенно понравилось "bariga".
lldmkp | Леонид Лихолат | 21.11.2012 16:58
Там немного некорректно - "He is a great expert in this" должно идти после "What meaning this you can learn from Mr. V. Putin."Торопился. Но я надеюсь, что господин Дадли поймет :>) В Вашем, уважаемые Светлана и Игорь3, правильном понимании тоже не сомневаюсь.
kiberigor | Игорь3 | 21.11.2012 15:54
+100 тыщщ 500 !!!
Asja | Asja | 21.11.2012 12:10
Как хорошо сказал Joschka Fischer o продаже Юкоса в фильме Кирила Туши, когда они недоумевали Путин так и сказал, завтра мол увидите как это делается, по словам Фишера появилась на аукционе из неоткуда новая фирма (однодневка) кот. купила Юкос тут же её перепродала и.... растворилась! Так что и спроса нет! Как эта система до наших дней отлично сохранилась, так и квартиры по всей России воруют ( у моей подруги например был такой случай, а отец её между прочим в Чернобыле был и от рака умер) выпнули на улицу в один день и не где-то в России а в самой Москве! А героев надо знать в лицо! Как хорошо что Herr Fischer нам этого героя-изобреталя назвал!
Mishenina | Irina | 21.11.2012 12:26
Отличное интервью. Михаил Борисович несомненно умнейший человек и самый настоящий Лидер, который очень нужен нашей стране. Подкупает прежде всего ясное видение Михаила Борисовича и представление себе всей ситуации, которая есть сейчас, и к чему, и какими темпами необходимо стремиться. Как хочется, чтоб благоразумие взяло вверх над безрассудством прежде всего у путина и он прекратил удерживать Михаила Борисовича в изоляции от общества. Пользуясь случаем (возможно адвокаты передают комментарии с этого сайта Михаилу Борисовичу), хочу поздравить Михаила Борисовича с Днем Ангела и пожелать ему побольше силы, здоровья, пусть его Ангел Хранитель оберегает от всякого зла и напасти. Непременно желаю скорейшего освобождения. Меня очень радует, как с каждым месяцем, с каждым днем всё больше людей поддерживают Михаила Борисовича, узнают его не по байкам которые вещал года два назад путин с телеэкранов, а по реальным интервью, статьям, книгам Михаила Борисовича, в которых он не делает из себя супер-мачо, а рассказывает о себе то, что есть, то, что было, отдавая себя на суд читателя. И читатель делает выводы - поневоле сравнивает со супер-стерхом и понимает, что Михаил Борисович на порядок выше, умнее, интеллигентнее и сильнее ТогоКтоХочетВластноватьВечно. С огромным уважением, Ирина
lldmkp | Леонид Лихолат | 21.11.2012 14:28
Великолепно сказано, Ирина! Все больше и больше людей все понимают и не желают мириться с диктатом мафии. Дополню Ваш aбсолютно верный посыл.Вот кто из посетителей этого сайта следит за конкурсами красоты? А еще и на Филиппинах? Уверен - никто. Одни (как я) в силу возраста, другие - т.к. их интересы лежат в более интересных областях. А напрасно! Иногда можно поинтересоваться что происходит в этой сфере. А происходят на конкурсе красоты "Мисс Земля" красивые, извините за тавтологию, и немыслимые еще вчера вещи! Участница от России - курянка Наталья Переверзева, "Краса России". Отрывок из презентации на тему "Что заставляет Вас гордиться Родиной": ---------------- "Моя Россия - это бедная, огромная, страдающая страна, безжалостно растерзанная жадными, нечестными, неверующими людьми. Моя Россия - это большая артерия, из которой несколько "избранных" человек уводят ее богатства. Моя Россия - это нищий. Моя Россия - это бесконечная кавказская война. Эти озлобленные братские народы, которые прежде говорили на одном языке, который сейчас запрещают преподавать в школах. Моя Россия - это победитель, свергнувший фашизм, купив победу за счет жизней миллионов людей. Скажите мне, как и почему национализм процветает в этой стране? Несмотря на все слезы, скорби, войны, нашествия, независимо от того, кто правит Россией, я до сих пор горжусь тем, что родилась в этой великой и прекрасной стране, которая дала так много миру". ------------------ Оригинал здесь: http://www.missearth.tv/delegates_russia.php
Mishenina | Irina | 21.11.2012 17:48
Спасибо, Леонид. Читала это выступление и была приятно удивлена смелостью этой девушки. Она абсолютно правильно сказала и выразила кратко то, к чему мы подошли за эти годы. Она как раз - это то поколение, которое другой жизни в России и нее видела. Она молодец и я об этом уже писала в facebook. Благодаря этому выступлению её многие услышали. Интересно только в Кремле её услышали или опять всё пропустили мимо?
Asja | Asja | 21.11.2012 21:40
Спасибо Леонид, а я упустила, но надо же как всё грамотно да по полочкам!!! Я проживаю в Германии и меня шокировал тот факт что семьи с кавказа делают всё возможное что бы их дети не знали русского языка. Для меня это было полной неожиданностью, я сама с ними свободно общаюсь по русски а с детьми не могу! Ну если только по немецки, ну они вообще ничего не могут по русски сказать, ни-че-го! Для меня это был такой феномен и шок! Уровень ненависти по отношению к России достиг уже высшего предела, дальше уже некуда. Я как-то разговаривала тут с одной местной женщиной, она сотрудник одной организации гуманитарной, но от кавказа далека, не очень разбирается в тех странах, но каково же было моё удивление когда на вопрос о том как вообще в Германии на этот вопрос люди смотрят она мне выдала что мол боюсь третья мировая там начнётся!
Melekhina | Мелехина Н. | 21.11.2012 21:35
Уважаемая Ирина, присоединяюсь к Вашему поздравлению Михаила Борисовича с Днём Ангела!Это Человек огромного мужества и мудрости. Именно с ним связана наша Надежда на будущее! Пусть скорее наступит День его освобождения из колонии! С огромным уважением - Наталья
eprstu | Антон Непутин | 21.11.2012 12:46
Мне вот интересно - а путин читает тут статьи ? На этом сайте ? У него совесть то есть ? То путин говорит о "хорошем менеджере Сердюкове ", закрывая глаза , на то , что при Сердюкове солдат кормят собачьими (!!!) консервами... То вдруг путин - "начал дело" против " хорошего менеджера " Сердюкова... видимо в тот самый момент , когда ему доложило его "любимое" ведомство ( работающее в последнее время только на власть а не на народ) , что "пахана" обделили " его долей", на мошенничестве с БЮДЖЕТНЫМИ деньгами... Странно все с путиным... Зачем вообще платить налоги - если половина Наших с Вами налогов уходит в карман чинушам-ворам-путинистам? Когда же путин начнет сажать то воров? Или - каков поп таков и приход ? Выходит что так! А совесть вова есть ? А совести у вовы нет...
lavsel | Сергей | 21.11.2012 16:15
Ну что Вы, право, Антон! Путин ни одного плохого слова про самого Сердюкова не произнёс, и другим запретил на него "бочку катить". Это всё-таки уровень "неприкасаемости", а подозрения в воровстве могут касаться только низшего и среднего уровня, который совсем уж от рук отбился!!! Думают, что и им можно всё, как на самом верху! А власть-то теперь, в свете "антикоррупционной борьбы" и накажет их "по-полной!,- кому плёточкой, кому пальчиком погрозит, а кого просто по шёрстке,- не шали, мол, не озоруй... А в это время, под этот шум, всякую оппозицию можно тоже, но уже по-настоящему, от "двушечки" и выше, чтоб не рыпались и родину любили!!! А Вы про какую-то совесть... Сергей Львович.
goljuk | иван | 21.11.2012 12:47
Блестящий анализ ситуации и прогноз.Да,деньги не пахнут!Однако тем,кто совершал какие-либо сделки с чужим имуществом-никогда не избавиться от их криминального запаха...Асоциативно воздействие криминального запаха перешло на определенные личности,чьими грязными руками,фальсификациями и ложью совершалось рейдерство и захват чужой собственности. Для России и её новейшей ИСТОРИИ личности Михаила Борисовича Ходорковского и Платона Леонидовича Лебедева -это спасительный круг,особенно для будущих поколений. Они есть и навсегда останутся жертвами режима путинизма,этого уродливого явления начала 21 века,на десятилетия приостановившего экономическое развитие страны,разрушившего моральные и нравственные человеческие и общественные ценности,поправшие личные гражданские права и свободы,навязавшие обществу культ силы власти,абсолют лжи,её невежества и цинизма.Это запах истории России начала 21 века и имя его-путинизм!
Anita | Valentina | 22.11.2012 09:44
+1000!!!
aist11 | Вячеслав | 21.11.2012 13:43
С чувством юмора у Михаила Борисовича все в порядке. И это радует.
lavsel | Сергей | 21.11.2012 13:49
Спасибо журналу Forbes, за эту публикацию.Живой голос спокойного, несломленного узника из путинского застенка... Точный и полный анализ состояния Российского бизнеса и варианты прогноза на ближайшие годы для страны. А пока президент, "начавший непримиримую борьбу" с взращенной им самим коррупцией, очерчивает ближайший "меловой круг", за который нельзя заходить всяческим следователям и другим "борцам за справедливость"... Круг этот широко известен, он охватывает не только "Озеро", но и других верных и преданных друзей из "проверенных" организаций. Пока же "шерстят", на радость всеядной публики, нижние и средние слои коррупционеров, вроде "воро-оборонки"! А под этот шум смело можно законопачивать по кутузкам и зонам всех недовольных и несогласных, обвиняя в уголовщине и измене отечеству... Старый приём, обкатанный ещё "великим отцом всех народов" и его последователями... Сергей Львович.
Asja | Asja | 21.11.2012 14:35
!!!попутан правда век... мы же не зрители амфитеатра, не так ли?! а кое-кто никак этого понять не может!
Stanislav | Станислав | 21.11.2012 15:41
Дорогой Михаил Борисович, блестящие ответы! Кстати, "дорогой" не в том патерналистском смысле обретения нового кумира взамен всё более неадекватного недостерха. А как Человека.Ну и умыли вы воблоокого, честное слово!
kiberigor | Игорь3 | 21.11.2012 16:00
хотелось бы услышать "умные" опровержения этого господина Роберта Дадли на такую изобличающую его статью
Mishenina | Irina | 21.11.2012 17:56
Такое же желание, присоединяюсь
HZEJNQxK | Татьяна | 21.11.2012 21:01
Думаю в скором времени господин дадли станет на западе не рукопожатным,а сечин с легкостью егокинет.
natyatia | татьяна юрлагина | 21.11.2012 21:21
Уважаемый Михаил Борисович! Много слышала суждений по поводу этой сделки.Очень ждала ВАШЕЙ(!) оценки этого события! Огромное спасибо журналу"Forbes"за возможность её услышать!Глобально!Блистательно!Очень ТОЧНО и ЯСНО.И...БЕЗ-МЕР-НО(!) ГОРЬКО! за Вас,за Россию!
meteo594 | Алла Николаевна | 21.11.2012 23:34
Поддерживаю!
Anita | Valentina | 22.11.2012 09:46
Присоединяюсь!
ecolog | Мария | 22.11.2012 00:34
Как все правильно расставлено по своим местам. Четко и емко. Все-таки очень многим далеко до МБХ. Читаешь-читаешь, пытаешься суть выявить. А здесь все доступно и понятно. Картина развития страны на ближайшие 5-6 лет печальная, но я склонна думать, что очень реальная. Быть сырьевым придатком Китая - роль, для России малопочетная. Наверное, уже сегодня ощущается нехватка квалифицированных кадров. А что будет, если так активно будут закрываться ВУЗы. Принимать туда понятно "по звонкам" будут. Грущу...
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 22.11.2012 03:27
"Полагаю, сценарий Путина – госкапитализм."Я согласен с Ходорковским и в этом, и в том, что последствия такого пути для России печальны. Но хотел бы обратить внимание, что путинский госпитализм - особенный. Некоторые экономисты считают, госкапитализм был и в СССР (совсем крайний случай, когда буквально всё контролировалось государством), и в гитлеровской Германии, когда под контроль государства были взяты крупные частные компании, оставаясь во владении прежних владельцев, если эти владельцы не были евреями. У евреев компании отбирались. Появились и государственные компании. Нельзя сказать, что в путинской России компании отбирают по национальному признаку, но то, что отбирают, сомнению не подлежит. Во многом госкапитализм Россие напоминает госкапитализм Германии тех времён. Но есть существенное отличие и от СССР, и от Германии. Правители обоих этих стран всё же ставили во главу угла не собственное обогащение и обогащение своих соратников, а усиление и развитие своих стран и, естествнно, сохранение и расширение своей власти. Другое дело, что все их действия привели к падению режимов. Клика же Путина во главу угла ставит личное обогащение и сохранение власти, а что будет с Росссией, её не волнует. Я бы назвал госкапитализм в СССР социалистическим, в гитлеровской Германии фашистским, а в России мафиозным.
Anita | Valentina | 22.11.2012 09:45
+10000!!!!!
kovlarr | Лариса | 22.11.2012 11:12
Класс!!!Браво, Михаил. Потрясающая связка - интеллект и чувство юмора. Выходите уже, насиделись. С вами любой кризис будет не страшен.
meteo594 | Алла Николаевна | 23.11.2012 01:15
Очень хорошо сказали, я присоединяюсь.
Shoor | Александр | 22.11.2012 11:32
Великолепно! Кратко, точно и беспощадно. Нырнуть в выгребную яму, чтобы достать со дна мешок денег - до этого римляне, пожалуй не доходили. Прогресс, знаете-ли... А чудо будет.
Andrew_1962 | Андрей | 22.11.2012 15:36
Отличная статья. Грустные и справедливые прогнозы. С одним маленьким уточнением: никаких 10 лет у России при нынешнем векторе развития нет и не будет. Она уже сейчас отстает безнадежно, а продолжение постройки госкапитализма "на Трубе" в условиях бурного развития альтернативных источников энергоносителей (например, сланцевых газов) ее окончательно добьет. И соседи смилостивятся, помогут ей отмучиться...
Asja | Asja | 22.11.2012 18:37
да, обязательно помогут, у меня тут не редко над головой(в Германии) американские истребители летают, у них тут неподалёку "учебная база". Если кто-то думает что Америка от России далеко - глубоко заблуждается!
akk67 | Asya | 22.11.2012 20:08
Спасибо, Михаил, за умное и полезное для меня и многих других интервью. Жаль, что давать Вам его приходится не на свободе! Скорейшего Вам освобождения, как и другим политзаключённым! Ася.
LER062 | LER062 | 23.11.2012 16:34
Я уже перешёл на другие источники энергии , спасибо братьям-китайцам !
Asja | Asja | 23.11.2012 17:56
можно узнать на какие, я себе уже голову изломала, никак не разберусь с этим вопросом.
krkzem-lya | Кристина | 24.11.2012 17:49
Спасибо Михаил!!!!!!!!!!!Вы -очень мужественный человек!!!!!!!!!!!!А трудности,,,,,,,,,,,,,,,,,это ерунда-все проходит и это пройдет !!!!!!!!!!!!!!
fsv | Сергей Фищенко | 25.11.2012 09:55
Г-н Дадли, похоже, подзабыл, как его ААР по всему полю гонял, куда хотел и как хотел. А малюта иваныч не только бегать, а и в воздухе зависнуть попросить запросто может. И портки прилюдно снять не раз заставит. Чтобы все видели, насколько роснефть и он круты безмерно - в его понимании правил и обычаев "бизнеса" это просто необходимо. А чтоб после унижений их попросту не кинули - тут акционерам BP и г-ну Дадли потребуется абсолютно вся их удача, соглашусь с МБ целиком и полностью. Честь и порядочность для подельников альфагада, тем более ближайших - менее чем пустой звук.
vladimir_SPB | Владимир | 26.11.2012 10:09
Так что, "британскому джентльмену", как говорят "не западло" покупать краденое-экспроприированное? Прав был т-щ Маркс, нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист за много процентов прибыли. Но в данном случае у Р. Дадли нет понимания того, что ВВП=деньги + власть, а Р. Дадли= деньги + понт и какое-то чисто внешнее влияние. Деньги и власть круче просто иностранного инвестора,желающего присосаться к ресурсам. Так что будет использован и послан.
eynel | Константин | 30.11.2012 05:41
Ганди и бандерлоги - вот его истинное отношение к народу. Не могу забыть его ответ: "Она утонула". | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||