СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Январь 2012
      1
2345678
91415
172122
2829
30     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
30.01.2012 г.

«Путин еще не относится к "новой оппозиции" серьезно»

«The New Times», Евгения Альбац, 30.01.2012

Что ждать от власти? Какие выходы из нынешнего политического кризиса она может избрать? Какова возможная оптимальная стратегия для оппозиции? Где грань компромисса, в том числе для отдельного человека, которую нельзя перейти, - эти вопросы The New Times задал самому известному политзэку страны Михаилу Ходорковскому.

Главный претендент на пост будущего президента страны и нынешний премьер в своих публичных высказываниях уже дал понять, что в широкий протест не верит, а люди, выходящие на площадь, имеют в том корыстный интерес. Вы неплохо знаете «коллективного Путина»: каким может быть ответ властного клана на требования оппозиции?

Владимир Путин считает себя успешным правителем, а свои методы — верными. Его позиция по отношению к несогласным: либо проходимцы, либо наймиты западных спецслужб, либо городские сумасшедшие. По мнению Путина (так он заявлял), право власти — давить, право общества — сопротивляться. В этом смысле митинги и являются сопротивлением — в той мере, в какой они показали количество несогласных, «врагов». Чем «враги» опасны Путину? Могут помешать избраться в первом туре. Почему ему важно избраться в первом туре? Иначе окружение усомнится. Раз усомнится — может предать.

Что касается уступок со стороны Путина, то они возможны, но только личные (снять «блок» с телеэфира, кого-то профинансировать). Иное означало бы сомнение в его успешности как правителя и в верности его методов.

Путин vs площадь

Алексей Кудрин, недавно еще министр финансов, выступает за переговоры между протестующими и условным Путиным. Вы полагаете, в этом есть смысл? И кто может/должен говорить от имени площади на таких переговорах?

Алексей Кудрин сейчас может представлять только Владимира Путина и только если тот захочет содержательных договоренностей. Что касается «новой оппозиции», то, с моей точки зрения, на нынешнем этапе вести переговоры можно только о допустимых методах борьбы (правилах игры). Путин еще не относится к «новой оппозиции» серьезно. А представлять ее на переговорах с властью могут те, кто не является участником нынешних выборов. Например, Алексей Навальный, Евгения Чирикова, Сергей Удальцов и Борис Акунин. Но — только вместе. Надо присмотреться и к Лиге избирателей.

Ситуация «новый Путин против старого» — никому не нужное дежавю. Стране нужна новая политическая философия сотрудничества вместо архаичной «вертикали».

Теперь — о целях. По моему мнению, цель «новой оппозиции» — честная власть, то есть: — честные выборы;
• — честные независимые и справедливые суды;
• — честные независимые СМИ;
• — нетерпимость к коррупции;
• — коалиционное правительство (то есть прозрачное для общества за счет присутствия оппозиции);
• — президент со сбалансированными полномочиями.

Новый виток поклонения лидеру с неограниченной властью, «хитрости» с третьим сроком — недопустимы. Вожди — ни старые, ни новые — России больше не нужны.

То, что вы предлагаете в качестве целей, — это игра вдолгую, а в ближайшее время — в ближайшие недели, которые остались до 4 марта?

Стратегия «новой оппозиции», по моему мнению, — эскалация ненасильственного протеста, вплоть до исполнения всех требований. По мере исполнения требований — переход к нормальной политической конкуренции и политическому представительству. А методы изложены в учебниках по ненасильственному сопротивлению, с поправкой на современные информационные технологии и достигнутые договоренности с властью.

Ближайшая цель: честные выборы президента во втором туре. Следовательно: массовый контроль на избирательных участках, массовые акции «За честные выборы», массовое участие в голосовании. Расширение рядов наблюдателей. Активное взаимодействие между собой в день выборов. Люди должны сами увидеть и сами понять то место, которое им предложено властью. А потом — принять его или отказаться.

О приличиях

Вопрос о мере компромисса, о сотрудничестве с властью — вопрос, который остро вставал перед думающими людьми в советское время и вновь ребром стоит сейчас?

Когда, по моему мнению, никакое сотрудничество с властью недопустимо? В случае поддержки властью нелегитимного насилия. Какое насилие нелегитимно? То, которое противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод — Россия обязалась ее исполнять и подчиняться решениям Европейского суда по правам человека. Отказ от принципов Конвенции — основание для немедленного прекращения любого сотрудничества с такой властью.

Что касается переговоров, то они допустимы всегда.

Даже с теми — я о сотрудничестве, — кому неприлично подать руки?

Мы говорим о рукопожатности власти и людей во власти. В наших нынешних условиях, к сожалению, трудно ожидать от людей морального лидерства только потому, что они занимают какой-то пост, поскольку моральное лидерство — это то качество, которое должно быть внутренне свойственно, дано человеку от природы.

Это ни в коей мере не означает, что российский интеллигент может позволить себе с презрением относиться к человеку, в моральном плане не отличающемуся от среднего россиянина. В противном случае, действительно, надо искать себе другую страну, другой народ.

Критерий, по которому я определяю для себя возможность сотрудничества с человеком (с учетом того, что я о нем достоверно знаю), достаточно прост: выходит он или нет за пределы поведения, приемлемого для большинства моих сограждан.

Попробую проиллюстрировать на примере, как я понимаю то, о чем говорил выше: вынес колбасу с комбината — ворюга, конечно, но не подонок. Упер ту же колбасу из сумки у старухи — гнида. Руки не подам, за стол рядом по своей воле не сяду. Различие в том, кому и какой ущерб непосредственно причинен.

Еще пример, более жесткий: убил человека в бою, даже неправедном, — плохо, можно не простить, но — принять. Сжег живого кота в топке — принять нельзя. На уровне ощущений — неприемлемо. Либо больной, либо чужой, либо моральный выродок. В любом случае дел лучше не иметь.

Так вот, наша власть в целом пока эту грань не переступила. Во всяком случае, в тех своих действиях, которые мне достоверно известны. Ее отдельные представители — переступили, но это другой разговор. Именно поэтому взаимодействие с властью в целом, как с институтом, сегодня, на мой взгляд, допустимо. С конкретными людьми во власти — понятно, по-разному.

Другой вопрос — в какой форме? До какой степени можно позволить себе «прогнуться»?

Вот-вот: где та грань, за которой начинается саморазрушение?

Ключевой, исходный вопрос — ради чего «прогнуться»?

Ради спасения жизни беззащитного — поклонюсь кому угодно. Вообще кому угодно. Если же речь идет о собственном достоинстве и о нынешней власти, которую мы все, мягко говоря, «недолюбливаем», то для меня неприемлем лишь отказ от собственных убеждений ради личной выгоды. Если слова, действия или просто молчание являются осознаваемым самим человеком отказом от его жизненной позиции ради получения каких-то благ для себя — это неприемлемо. Иное — допустимо.

Внутренняя мотивация здесь может быть разной у разных людей, навязывать свою точку зрения я бы не стал. Один считает для себя недостойным получение премии из «не совсем» чистых рук, другой сочтет ту же премию трофеем, который послужит делу дальнейшей борьбы за справедливость. Если человек честен перед собой и не поступается собственными принципами и достоинством, приемлемо и то и другое. В отличие от поступков, внутренне осознаваемых как нечестные, недостойные. Ужасно, когда действительно талантливый человек осознанно ставит свой талант на службу Злу, и этому немало примеров в российской и мировой истории.

Таков мой взгляд, с которым, возможно, многие могут не согласиться.

Цена благополучия

Отвратительны времена, в которых человек вынужден делать выбор между собственной гражданской позицией и благополучием, скажем, близких. Как, простите за низкий жанр, не «скурвиться» в такой ситуации? Вы же тоже стояли перед таким выбором?

Вы спрашиваете о цене благополучия. О выборе между благополучием собственной семьи и представлением о том, что хорошо и допустимо.

Договоримся: речь идет не о жизни и смерти, не о голоде или тяжелой болезни, а именно о благополучии, то есть — о большей или меньшей степени удовлетворенности жизнью за пределами минимально необходимого в материальном плане.

Здесь, конечно, сразу встает вопрос о критерии минимально необходимого. Для меня одним из таких критериев с ранней юности являлась возможность не считать деньги. Поскольку зарабатывались они трудно, возможность «не считать» часто достигалась ограничением потребностей. Чтобы сводить любимую девочку в кафе, приходилось две недели не завтракать в школе и сэкономленными деньгами пополнять «накопления». Но зато уж в кафе можно было не считать копейки.

Так и осталось в моем представлении поныне: благополучие — это жить с минимально необходимыми для цивилизованного человека удобствами, но иметь возможность устроить себе и своим близким время от времени праздник — это то, что нужно. Остальное — необязательные излишества, платить за которые моральным дискомфортом, скажем так, неуместно. Зачем? Чтобы потом глушить дискомфорт выпивкой? Так стаканчик с хорошим настроением приятнее, чем тягомотная попойка в попытке заглушить брезгливость к самому себе.

Идти на компромисс ради цели, которую считаешь важной? Приходилось, и сколько раз! Такова жизнь. Важно честно сопоставлять значимость цели и последствия «прогиба», чтобы потом не было стыдно.

Вот сейчас мне кое-что пришлось переоценить. Восстановление промышленности, создание крупнейшей компании по своим последствиям оказалось, на самом деле, менее важным, чем уступки по принципиальным, хотя, как казалось тогда — весьма отвлеченным вопросам развития гражданского общества и демократических институтов, на которые приходилось ради этого идти.

Сегодня, как мне кажется, некоторые неплохие люди повторяют такую же ошибку. Молчат про то, про что молчать нельзя, ради «приближенных» к власти позиций, ради сохранения или получения финансирования каких-то важных для них проектов.

Хотя признаю, что найти безупречно точные весы, чтобы «взвесить» значимость уступки и приобретения, в подобных случаях бывает непросто.

Важно честно сказать самому себе — не о своем благополучии забочусь, не ради личных благ стараюсь. Тогда с этим можно жить. Сужу по себе.

Когда вспоминаю сохраненное для России, освоенное самыми современными методами гигантское Приобское месторождение, оживший Ангарский нефтехимический комбинат, город Стрежевой, поселки Кедровый, Пойковский, совместную работу с Томским политехом, да много чего еще, что удалось благодаря, в том числе, компромиссам и уступкам — делается не так горько от того, что потом произошло в стране — возможно, и из-за моих уступок, моих «прогибов». А вот если бы за ними стояли дворцы, яхты и золоченые ручки лимузинов, было бы действительно противно.

Впрочем, моя прошлая деятельность и ее масштаб не таковы, чтобы они впрямую влияли на умонастроения и общественную активность большинства наших граждан. Возможно, если бы созданное мной непосредственно было использовано властью для того, чтобы подавлять молодую российскую демократию, ломать судьбы десяткам и сотням тысяч людей, мне было бы намного тяжелее. Все тот же вопрос непосредственности ущерба…

Исполнился год, как вы и Платон Лебедев получили новый, 13-летний срок, пошли по этапу, оказались в зоне, Лебедеву было отказано в условно-досрочном освобождении. Еще два месяца назад ситуация казалась совершенно безысходной. Но на митингах и на Болотной, и на Сахарова звучали требования вашей свободы. По Москве поползли слухи, что Путин, дабы удовлетворить хоть какие-то требования протестующих, может на такой шаг пойти. Получили ли вы в последние недели какие-либо сигналы, предложения, условия от людей власти? И если такие условия будут выдвинуты, то что для вас приемлемо, а что — нет?

Никаких сигналов от нынешней власти в связи с последними изменениями в обществе я, разумеется, не получал. Сделка с совестью для меня невозможна. Гадать о своем будущем не хочу.




Комментарии
sisenkovasn | Сисенкова Светлана Николаевна | 30.01.2012 11:03
"Стратегия «новой оппозиции», по моему мнению, — эскалация ненасильственного протеста, вплоть до исполнения всех требований"

Полностью разделяю Михаила Борисовича.

Смысл любых гражданских мероприятий заключается не в том чтобы убрать чурова (это просто инструмент власти) или даже Путина, а в том чтобы мы сами поняли - они без нас никто и звать их никак. В каждом городе, селе, посёлке сидит свой путин, который глумится над народом и обворовывает нас. Это мы их наняли для реализации наших нужд. Власть это не они, власть это мы! К сожалению, у многих всё ещё сидит в голове мысль о том, что власть типа сакральна. Это наш страх даёт им силы. Надо изгнать дракона из наших голов и тогда он окажется на поверку жалким жёлтым червяком.
Вот для этого людям и нужны митинги, шествия и пробеги, словом ЛЮБЫЕ мероприятия, которые единят людей. Нужно чтобы каждый понял и почувствовал что он не один на один с этой властью, а нас тысячи, сотни тысяч и миллионы.
Нам не нужны революции и потрясения, нам нужно нормальное правовое государство, где перед Законом все равны, где уважаются права любого человека, где правят не понятия, а Закон. Если существующая власть не может нам всего этого обеспечить, то она должна уйти и желательно тихо и без шума. На нашу долю пришлось слишком много потрясения, чтобы мы ещё и нашим детям-внукам желали подобной участи. Мы хотим нормальной человеческой жизни.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 31.01.2012 09:14
!!!
t_andrey | Андрей | 31.01.2012 11:55
Хорошие и правильные слова!!!
chijulia | Мария Чижик | 30.01.2012 11:17
Спасибо, Михаил Борисович!. Как всегда, четко и по существу.
fsv | Сергей Фищенко | 30.01.2012 11:23
Два соображения "по горячим следам". Первое, позиция МБ в отношении допустимого и недопустимого - абсолютно последовательно-христианская.
И второе, как раз сегодня представлены очередные выделения альфагада по "экономическим вопросам", из которых следуют по крайней мере два вывода: первое, развал науки и передовой промышленности достиг стадии необратимости, и даже он понимает, что скрывать далее это уже невозможно и, второе" сбюджетом швах полный при любых ценах на нефть (тут надо еще учесть недавнее решение Обамы "разморозить " свой шельф!), поэтому придется с хомячков содрать еще одну шкурку (нлого на "роскошь", к которой легко можно отнести любую "убитую" московскую "двушку"!) под лозунгом "ну надо же пенсии платить!". А теперь сравним это с воспоминаниями МБ о его промышленной и научной политике 10 лет назад (!) при ценах на нефть вчетверо ниже текущих (!!!). Почувствуйте, как говорится, разницу.
С текущими и стратегическими целями возникшего протестного движения согласен с МБ полностью. Собственно так и будем действовать.
И какой чудно-точный язык, буквально - ни одного лишнего слова, все по-делу!
anatoliy_pipa | Анатолий | 30.01.2012 11:35
"Впрочем, моя прошлая деятельность и ее масштаб не таковы, чтобы они впрямую влияли на умонастроения и общественную активность большинства наших граждан".
Михаил Борисович, вы недооцениваете значение своей прошлой деятельности, она велика. А настоящая, несмотря на ваше заключение, просто огромна. Рассмотрение судебных процессов над вами и вашими коллегами, оказали на меня большое влияние. Вы для меня Эзоп современности.
sisenkovasn | Сисенкова Светлана Николаевна | 30.01.2012 11:44
"Ключевой, исходный вопрос — ради чего «прогнуться»?"

Достойно, главное – достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.

Достойно, главное – достойно,
Чтоб раздаватели щедрот
Не довели тебя до стойла
И не заткнули сеном рот.

Евгений Евтушенко

Какова цена этому - очень большая.
blagonull | evgenii | 30.01.2012 11:49
ВВП -гнида и есть т.к. разорив "ЮКОС" он ограбил не владельцев компании ,а пенсионеров ,типа,меня у которых акций 200-1000 не более. ВВП "залез" пенсионерам в карман и вытащил те дивиденды на ,которые они /я/ рассчитывали. Средства от ,якобы ,продажи "ЮКОСА" пошли на ЖКХ -тоже ложь. ВВП развалил страну окончательно своим потаканием и крышиванием своих дружков по Питеру и "Озеру"
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 30.01.2012 15:33
Полностью согласен!
trattoria7 | Евгений Юрьев | 30.01.2012 12:06
Не согласен я здесь с Ходорковским. Путинская власть перешла грань человечности однозначно. Были огромные доходы от нефти в нулевые, неисчерпаемая инициатива людей, высвободившаяся в девяностые, уникальная международная конъюнктура, когда Россия вдруг объективно стала ЕДИНСТВЕННОЙ в мире площадкой для огромных инвестиций. Все это обменяли на счета и дворцы нескольких десятков людей, создали класс жуликов и воров, ложью пропитали все. Все это было сделано сознательно, конечно. Вместо того, что превратить страну в цветущий рай с отличными законами и великолепным государственным менеджментом.

Путин реально ПРОДАЛ страну. Вот так взял - и продал.

Принято проклинать реформаторов-девяностых, Ельцина, но у тех во всяком случае был нормальный мотив - рывком вытащить страну из болота. У Путина - только обогащение и власть, без всяких прекраснодушных примесей.
jeibao | Андрей | 30.01.2012 12:07
Спасибо, за интересные мысли, а как сказано про благополучие, лучше не скажешь, де
19581958 | Левыкин Вячеслав | 30.01.2012 12:11
Светлана Николаевна .Разделяю позицию на Все 100.А ведь Март не за горами За кого Голосовать!Все такое далекое.Между Разницей и Пустой нечего Это как Деклорации о доходах претендентов в Президенты и Большинства Россиян ( Я не считаю чужие деньги Просто напрашивается ответ :Сытый голодного не понимает)
nkaterli | Нина Катерли | 30.01.2012 12:38
Спасибо, Михаил Борисович, за умное и благородное интервью. Ключевые слова в нем для меня и многих:
"Сделка с совестью для меня невозможна. Гадать о своем будущем не хочу".
Это единственный путь для любого порядочного человека.
fsv | Сергей Фищенко | 30.01.2012 14:14
И девиз рыцарей Круглого стола: "Делай, что должно, и будь что будет!"
ivlev | Андрей | 30.01.2012 12:52
Ключевая мысль содержится в последнем абзаце; самое верное - в последнем предложении. К сожалению, все остальное - разумные, но сугубо теоретические изыскания. Общий вывод: власть нацелена на обман, подкуп и устрашение. Задача властей заключается лишь в том, чтобы удержать ситуацию под своим контролем и сохранить власть, а МБХ должен сидеть в тюрьме. Благие намерения у этой власти напрочь отсутствуют и не предвидятся. До тех пор, пока власть не испугается. Но пока этого и близко нет - Ходорковский это понимает.
sisenkovasn | Сисенкова Светлана Николаевна | 30.01.2012 13:01
"Вы спрашиваете о цене благополучия"

Законы процветания действуют по принципу заполнения пустого пространства Природа не терпит пустоты и всегда стремится заполнить ее добром. По естественным законам невозможно вложить вещь в руку, которая уже сжимает что-то в кулаке. Самый лучший способ привлечь к себе добро — это избавиться от плохого и освободить таким образом, место для добра. Если вы надумали приобрести новую одежду, лучше всего прежде освободить свой шкаф от старой, пожертвовав ее приюту для бездомных. Если вы сейчас мечтаете встретить любимого человека, вы должны сначала освободиться от любых других, унизительных для вас отношений, в которых вы пребываете. Если вам не удается обрести то жизненное благополучие, к которому вы стремитесь, задайте себе вопрос, что же такое вы продолжаете удерживать, с чем вам необходимо расстаться.
maya3 | maya | 30.01.2012 13:21
Я восхищена уже в который раз умом, благородством и болью моей души сколько этот человек, МБХ, мог бы сделать если бы не Путин. Из-за него мы все недополучаем этого ума и благородства. Даже если бы знать, что он (Путин) получит "свое" если не в этой жизни, то в другой, это никак не успокаивает. Господи, дай здоровья МБХ.
19_iva_41 | Igor | 30.01.2012 13:31
"Мы говорим о рукопожатности власти и людей во власти. В наших нынешних условиях, к сожалению, трудно ожидать от людей морального лидерства только потому, что они занимают какой-то пост, поскольку моральное лидерство — это то качество, которое должно быть внутренне свойственно, дано человеку от природы".
Это философия сущностная, экзистенциальная, вышедшая из глубин тяжелых испытаний, аскетизма и повседневного творчества. Достойный ЛИДЕР у России есть! МБХ наша надежда на достойное будущее развитие страны...
OlgaOk | Ольга | 30.01.2012 14:16
В первой части статьи речь идет о том, что Путин не пойдет на уступки,
раз он верит в свою правоту и все переговорщики в его глазах "предатели".
Соответственно воздествие митингов на него производит раздражительный характер.
А компромисс ищет только одна сторона.
Есть ощущение, что процесс идет в сторону политического кризиса.
А власть популистскими решениями и потерей контроля над общественными процессами только катализирует ситуацию. Она раздражает общественность и не дает ответов не на один ее вопрос.
Из статьи понятно, что такое компромисс, но будет ли у нас шанс на него?
Компромиссом могло бы стать освобождение Ходорковского и Лебедева.
Nicksher | Никшер | 30.01.2012 14:37
Если бы Путин не относился к оппозиции серьёзно, то не стал бы повышатьзарплаты силовым структурам, я думаю.
Tonic | Антон | 30.01.2012 14:43
Кто знает, какова была бы современная политическая система, если бы крупный бизнес в 1996 году не поддержал Ельцина. Возможно, она была бы более близкой к сегодняшним идеалам Михаила Ходорковского.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 30.01.2012 17:55
Кто знает, какова была бы современная политическая система, если бы крупный бизнес в 2003 году поддержал Ходорковского. Возможно, она была бы более близкой к нашим сегодняшним идеалам.
Tonic | Антон | 30.01.2012 19:12
И это верно. И то, и другое имело мало шансов на то, чтобы осуществиться.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 30.01.2012 22:05
Уважаемые Антон и Алла Николаевна. Какой смысл рассуждать на тему "что было бы если бы..."? Писатели-фантасты сделают это лучше нас. Получилось так, как получилось. И крупный бизнес - вряд ли единственная движущая сила истории. Наверное, нам всем теперь надо что-то делать :-). Тем более, кто сейчас виноват, мы хорошо знаем.
meteo594 | Алла Николаевна | 30.01.2012 19:52
Вы правы, Марина Константиновна. Они подчинились, не защитили идею и прогресс.
alena | Алёна | 30.01.2012 19:40
Ну да, поддержал, и не совсем чистыми методами. А что, нужно было поддержать Зюганова? И какова была бы в таком случае сейчас политическая система?
Tonic | Антон | 30.01.2012 22:17
Многим тогда казалось, что лучше Ельцин, чем Зюганов. Как потом оказалось, уж лучше бы Зюганов... Столько людей оказались недальновидными, в т.ч. среди крупных бизнесменов, подаривших Ельцину победу. Ну а уже Ельцин в итоге провального второго срока "подарил жизнь" Путину, который собрался править четверть века.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 31.01.2012 10:15
Не могу с Вами согласиться, Антон. Я голосовала за Ельцина в соответствии со своими собственными убеждениями, а не потому, что кто-то (или что-то) оказал влияние на мой выбор. Я не знаю, (см. мой предыдущий комментарий), что было бы лучше. Вполне возможно, что "весь мир - театр, а люди в нём - актёры", и Главный Режиссёр предложил к постановке ещё не самую трагическую пьесу в репертуаре этого театра.
И что значит "Ельцин подарил жизнь Путину"? Насколько я помню, были официальные выборы президента, и Путин стал президентом в результате этих выборов. Я лично за него не голосовала, опять-таки в соответствии со своей убеждённостью в том, что полковник КГБ не может и не должен управлять государством. Но среди моих друзей и хороших знакомых есть немало тех, кто моей убеждённости не разделял. И только сейчас осознали свою ошибку. И не хотят её повторить. По-моему, честь им и хвала за такое решение, а не осуждение за "недальновидный" выбор в прошлом.
Tonic | Антон | 31.01.2012 11:39
Одно другому не мешает (я про недальновидность как отрицательную черту и способность признавать ошибки как положительную).
Выборы президента были официальными, как и всё у нас. Выборы в 1996 году тоже носили официальный статус, но Вы же знаете, какой был реальный рейтинг Ельцина перед выборами. В результате следующие 4 года были выкинуты из развития страны. И именно он привёл к рулю мало кому известного полковника КГБ, а тот на фоне Ельцина показался многим спасением (как обычно, к разным группам электората он находил свои подходы).
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 31.01.2012 12:34
Я не знаю, какой был реальный рейтинг Ельцина перед выборами. Говорить можно всё, что угодно. Реальный рейтинг кандидатов, на мой взгляд, показывают честные выборы. "Честные", в моём понимании, значит "законные", т.е. проведённые в соответствии с законами о выборах. Я уже писала в каких-то комментариях (и Михаил Борисович со мной согласился :-) ), что противостоять фальсификациям можно, в частности, массовым участием в голосовании, расширением рядов наблюдателей и массовым контролем на избирательных участках. Наверное, я об этом писала недостаточно внятно - талант, ясное дело, другого уровня... :-)
Не знаю, что Вы вкладываете в понятие "развитие страны". Для меня "развитие" предполагает и право на ошибку. Но вот упорство в своих ошибках, а также откровенное нежелание их признавать и исправлять - это уже признак либо глупости, либо преступления.
Почему Ельцин привёл к рулю мало кому известного полковника КГБ, я вряд ли когда-нибудь узнаю (по крайней мере, "не в этой жизни"), но повторяю ещё раз - лично мне этот полковник спасением не показался. А разные группы электората должны отвечать за себя сами. В том числе и после грядущих выборов.
Уважаемый Антон, надеюсь, я достаточно понятно изложила свои взгляды. Также надеюсь, что у Вас нет желания спровоцировать флейм.
lavsel | Сергей | 30.01.2012 14:51
Когда сравниваешь мутную баланду из обещаний-уступок, выдаваемых бодреньким тоном в очередных статьях премьер-претендента, с сутью совершенно конкретных положений любых статей Ходорковского, становится очевидной та безмерная пропасть, в которую нас всех завёл самоуверенный ГБшник.
Человечек, умеющий лишь грозно распинаться о сортирах и контрацептивах, перекачивать богатства страны в карманы своих корешей, рвётся продолжить своё "царствие"!
Это расплата народу России за те преступления, которые с его молчаливого согласия, вершили властные хамы над лучшими его сынами!
Неужели и вновь пройдёт этот номер?
Все на митинг 4 февраля, все, у кого есть чувство собственного достоинства!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 30.01.2012 15:23
"Видно было, что уже давно для путина в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии всё то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что ОН делал это."

Если в этом предложении слово "путин" заменить на слово "Наполеон", то мы получим цитату из романа Льва Толстого "Война и мир". (Третий том, первая часть, шестая глава). Гений описал самую опасную (и весьма распространённую в России) болезнь политиков: мания величия. Особенно опасна она при властных полномочиях. И совершенно убийственна при власти неограниченной. Власть в России - западня для слабых умом и духом.
minka2004 | Гарий | 30.01.2012 15:41
Я ПОЧТИ полностью разделяю точку зрения Михаила Борисовича и восхищён его мужеством и принципиальностью.

В таком случае почему же ПОЧТИ?
Да потому что "гений и злодейство две вещи несовместные!".
Гению (ну пусть таланту, просто реализовавшейся личности) не нужно злодейство, чтоб самоутвердиться. У меня даже в 2007 статья была: "Гений и злодейство несовместимы!" на http://www.proza.ru/texts/2007/11/17/407.html
А в интервью МБХ резанула глаза фраза: "Ужасно, когда действительно талантливый человек осознанно ставит свой талант на службу Злу, и этому немало примеров в российской и мировой истории".

Не знаю таких примеров!

Ни Петр I, ни Ленин не ставили ОСОЗНАННО свои способности на службу Зла, не говоря уж о Ньютоне, Эйнштейне, Сахарове или Менделееве.
Согласен, что служители Зла могут ТАЛАНТЛИВО ВРЕМЕННО стать кумирами неразборчивого плебса, но затем разделят судьбу Чаушеску, Каддафи, Саддама Хусейна, Милошевича,Мубаррака, Гитлера, наконец.

А в остальном благодарен МБХ за чёткие и конкретные высказывания.
Che | Юлия Ч. | 30.01.2012 15:57
Мне кажется, здесь речь о Говорухине, Бутмане, Машкове и проч.
aist11 | Вячеслав | 30.01.2012 16:04
На вопросы Евгении Альбац отвечает лидер новой оппозиции и это очень серьезно.
uglevv | Углев Владимир | 30.01.2012 16:11
Пока власть не выполнит требования об освобождении всех политических и "экономических" заключённых, тем более по сфабрикованным ФСБ делам, договариваться с ней не о чем. О чём можно говорить с убийцами, бандитами и ворами при власти, во главе с Пу&Co.
islandka | Анна | 30.01.2012 16:23
По понедельникам я бегу хватать свежий номер "New Times". Смотрю - ура, сразу статья Михаила Борисовича. Так мне понравилось, так много сразу откликнулось, рефлексии всякие пошли...Радовалась я еще несколько страниц пока не дошла до статьи в рубрике "Портрет" в том же журнале. О Володине. Том кто вместо Суркова сейчас. Биографию прочла. КОроче скисла я...Вот цитата одна: "...этот будет работать на победу Путина в первом туре без оглядки на все протестные митинги". С ЭТОЙ СИСТЕМОЙ, представленной ЭТИМИ людьми надо что-то делать. Но я не знаю что и как. НАстроения то в ОСНОВНОЙ МАССЕ граждан веьсма равнодушные. Со всей своей работы (а у нас психологи, интеллигенция) подобные журналы и сайт скажем Эхо Москвы читаю (слушаю) я и еще два человека. Все. Послушаешь, почитаешь информацию с Прессцентра МБХ и Лебедева...ну, думаю, скоро выпустят, скоро все улучшится. А потом "выйду на улицу, гляну на село"...а там народ, а народ безмолствует. В основной массе. Что делать то будем?
aist11 | Вячеслав | 30.01.2012 16:45
Уважаемая Анна, жизнь сурова. Но Вам повезло. Вас уже трое. И это тоже народ. И он не безмолствует.
Вы спрашиваете: «что делать-то будем». Если вас будет не трое, а четверо, значит Вы сделали очень много. И Ходорковский с Лебедевым скоро будут на свободе.
islandka | Анна | 30.01.2012 17:00
Спасибо, Вячеслав. Нас конечно прибывает...Однако сила противостоящая тоже не дремлет. Но будем надеяться и уповать
lazarevna31 | Valentina | 30.01.2012 16:48
Полистайте Гайдпарк и на прошлых страницах найдете статью Володина и Вам станет ясно что Володин провокатор!
islandka | Анна | 30.01.2012 16:57
Так и я о том. Делать то что с ним? Он очень сильный. Он не уйдет. И ему на все эти наши протестные движения...В том то и дело. Страшные люди у власти, лучшие сидят. А народ равнодушен
admiralsib | admiralsib | 30.01.2012 17:34
Я уже выступал и говорил о том, что необходимо бороться за проведение выборов в 2 тура. Настаиваю на своей позиции, что необходимо агитировать идти на избирательные участки. При этом, получив избирательный бюллетень на участке, не "портить" его, а забирать с собой. "Изюминка" этой идеи заключается в том, что эти ПОДЛИННЫЕ избирательные бюллетени можно будет затем собрать в особом "штабе". "ШТАБЕ" ОППОЗИЦИИ!
aist11 | Вячеслав | 30.01.2012 18:38
И в чем ценность ("изюминка") коллекции таких бюллетеней?
Ellen26 | Ellen Vetur | 30.01.2012 18:46
Наступает момент и ты понимаешь,что высказываться на эти темы уже не прилично.Потому как водопады лжи от политиков зашкаливают и поражают своей безразмерностью,а ты уже на обсуждался.И тут каждый для себя выбирает:начать как то более продуктивно действовать или пребывать в обсуждениях очередных симуляций спущенных сверху..
Irina | Serafim1410 | 30.01.2012 18:49
Спасибо, отличнейшее интервью. На очень многие вещи услышала для себя ответы. Как хочется, чтоб на центральных телеканалах были программы в которых целиком прочитывались бы такие интервью, статьи Михаила Борисовича, чтобы не только какая то относительно небольшая группа людей могли услышать истину. Часто слышу такое замечание - не знаешь кому верить, каждый хвалит себя. А здесь Михаил Борисович своим взглядом со стороны описывает ситуацию абсолютно понятным любому обывателю языком, никого не расхваливая, а только абсолютно точно расставляя акценты. Да, путин очень недооценивает нарастающее протестное движение в России, и в этом его ошибка. И ещё, мне непонятно когда путин говорит, что -да, мы не доработали, ещё много надо сделать и в экономике и в других областях. После этого хочется спросить, а кто вам мешал 11 лет всё то чего вы хотите сделать?? И если у вас ничего хорошего не получилось, не говорит ли это о том, что ваша, тов.путин, команда во главе с вами просто не профессионально осуществляла свои функции, и теперь за все свои промахи надо ответить перед своим народом и уступить место профессионалам. И ни о каком президентстве речи быть не может. Человек, который уже проявил себя как неэффективный управленец, менеджер, не может занимать такой высокий и ответственный пост.
Желаю Удачи Михаилу Борисовичу и очень надеюсь, что его работы будут зачитываться перед миллионной телевизионной аудиторией.
Желаю скорейшего освобождения МБХ, ПЛЛ, тем более, что для этого есть все основания отмеченные в Докладе независимых экспертов.
gennadij-pavlov | gennadij-pavlov | 30.01.2012 18:56
Я все больше и больше уважаю МБХ. Приятно читать его комментария.Да человек не согнулся перед властью; перед системой...Держитесь...Полностью с Вами согласен Михаил Борисович!
cst | саша | 30.01.2012 22:19
«Начало безгневия есть молчание уст при смущении души, середина – молчание сердца при тонком смущении души, а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров».
Иоанн Лествичник
meteo594 | Алла Николаевна | 30.01.2012 22:22
Мальчик играет в игрушки, не предчувствуя приближения момента, когда нужно будет сразу стать взрослым и серьезно задуматься.
yurybbb | Yury Bekker | 30.01.2012 22:26
УмнО,высокоморально,кратко и ясно-КАК ВСЕГДА!!!
Ни в какой степени не сравнимо с жалким бормотанием перепуганного "дуче",под
которым чуть качнулся трон.Верить ему-это, как верить клятвам наркомана или
пьяницы,что-"С завтрашнего дня...." "Чёрного кобеля не отмоешь добела!"
nkosm | Нина | 30.01.2012 23:04
Мощный мужик.
JURICH | Андрей | 31.01.2012 01:07
До часа X осталося почти месяц. Либо Путин уходит, и тогда все решается мирным путем. И тогда я уверен в скором освобождении Михаила Борисовича и его товарищей. Либо - ситуация примет непрдесказуемый оборот. Усидеть 6 лет, а тем более 12 - Путин не сможет, ибо уже его аура разрушена. Вряд ли Кремль сможет сделать из России Кубу или Белоруссию, даже если хочется - Путин трусоват для этого. No Pasaran!
nikola | Nikola | 31.01.2012 06:31
Да, теплилась надежда что "семья" одумается и ради спасения капиталов поменяет пукина на кого нибудь другого. Но чуда не произошло, видно они и сами испугались и им стало страшно его пытаться уговаривать. Понимают, что кто первый начнет такой разговор не сносит головы. Случайная смерть и все такое. Почему то вспомнилась странная, быстрая смерть жены Мамута, неск. лет назад(его отец писал Ельцину Конституцию, по которой мы сейчас живем) в цкб за неделю, от инфекции. Понятно , все мы под богом ходим и пути господни не исповедимы. Но пукин не уйдет. Не может. Свои тогда его завалят. А так он еще пару лет перекантуется, а там может и китай укроет, благо нефть юкосовскую 50 млн тонн еще не выбрали по $18 за барелль (знатоки знают точно, поправят) Либо к япошкам, если курилы толкнет на чуровском референдуме. А больше то и не к кому. Никому он не нужен, никто его не любит. Каждый заслуживает то что имеет. Странно что вообще о пукине так долго говорили всерьез..Он этого не заслужил. Понятно, консенсус элит и все такое, но такой бездарь? правда злопамятный и мстительный, видно для России этого достаточно.
o-schmidt2008 | Ольга | 31.01.2012 03:04
Простите мне, Михаил Борисович, «неправильную» мысль, возникшую, когда читала Ваши понятные и сильно понравившиеся мне высказывания. Мысль такова: если б Вас не посадили, мы бы этого не прочитали, а Вы, может быть, все это так не осмыслили. Цена, конечно, очень высока. Верю – заплачена не напрасно.
JURICH | Андрей | 31.01.2012 11:37
Да, ничего не бывает зря. 8 лет незаконного заключения - теперь часть биографии Михаила Ходорковского.Но это не трагическая часть биографии, потому что сам Михаил Борисович в силу своих качеств не сделал ее таковой. Это - протестная часть биографии. Борьба против власти Диктатора и ему подобных халдеев. Уверен: послевыхода на свободу, эта сложившаяся биография откроет перед Ходорковский любые перспективы. А ведь жизнь после российской тюрьмы только начинается.
novenkii | Novenkii | 31.01.2012 03:17
Тюрьма, то место, где человек получает возможность успокоится от дел сиюминутных, хлопот о текущем, забот о личном. И тогда мозги, если они есть конечно, начинают работу по обобщению нажитого опыта, анализу ошибок и достижений, неспешного определения своего места и роли в мире. Это то, что я увидел за строками текста Михаила Ходорковского. Можно радоваться совпалению взглядов или огорчаться нестыковкой своего и его понимания, но главное - он дает пищу для размышлений о будущем страны. Сейчас это самое важное - найти дорогу, определить вектор движения общества. Кто мне скажет, что в этом есть полная ясность? Кто скажет, что он-то уж точно знает куда и как надо идти? Ходорковский это понимает, мне кажется и не дает простых ответов на эти вопросы. Вряд ли сегодня есть кто-то, кто со 100% гарантией дпст картину маслом нашего будущего. А как было бы хорошо это и просто! Впрочем, что касается меня, я только одно знаю: не так важна цель, как средства ее достижения. И вот тут я вмжу, что МБХ того же мнения. Что радует.
nikola | Nikola | 31.01.2012 05:56
В последние шесть лет у меня появился моральный лидер, к каждому слову которого я чутко прислушивался, и в итоге брал на веру. Это Михаил Борисович Ходорковский. И от этой статьи, сложной, вымученной собственными переживаниями я ждал многого. Однако такое мнение на вопрос-

"Когда, по моему мнению, никакое сотрудничество с властью недопустимо? В случае поддержки властью нелегитимного насилия. Какое насилие нелегитимно? То, которое противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Что касается переговоров, то они допустимы всегда."
Конечно, 99% здравомыслящих людей согласны с этим тезисом, однако хочется заметить что власть не настолько глупа, что бы открыто проявлять свое насилие. Однако если сейчас оглянуться по сторонам и посмотреть кому же отдать свое предпочтение, мы таких фигур не найдем. И вообще Фигур. Их уничтожили. Всех в свое время. Лебедь, Старовойтова, Юшенков, Щекочихин, Литвиненко, М.Евдокимов, Трошев.. это только те , которые на слуху за последние 10 лет. Появятся новые- их так же не станет в следующие десять. Безотносительно к вышеуказанным персонам -они имели вес в обществе. Общество не замечает данного насилия, сколько в мире случайных смертей, автоаварии, отравления и тому подобного. Сейчас посчитали голоса на выборах. Не было никакого насилия. Однако подавляющее большинство руководителей ТИКов или УИКов завели в протоколах цифры отличные от действительности. Их никто не осудил. И в прямом и в переносном смысле. И кстати их можно понять. Они хотят ЖИТЬ и кормить своих детей. Так же все произойдет и на президентских выборах. Поэтому про нелегитимное насилие, это все таки про страну где каждый ОТВЕТИТ за насилие. Или про буддистов, где на берегах уже черным-черно от желающих посмотреть на то, когда река пронесет тело его врага. Но время идет, а как то странно взрываются самолеты, (только за прошедший год их 15(7 самолетов и 8 вертолетов)!! тут все понятно, год то предвыборный, следующие катастрофы ждать через 6 лет), тонут пароходы. Сотни в каждой катострофе, а в итоге тысячи безвинных жертв ложатся на алтарь нашей импотенции взять на себя ответственность за будущее. Нелегитимного насилия от власти не будет. Они хотят зарабатывать и на запад отгружать. А "свои" ребята все обустроят.
Так же странное желание МБХ взять на себя функцию Всевышнего, Бога. Желание судить. То есть странная попытка судить от невинно осужденного.-
-"Попробую проиллюстрировать на примере, как я понимаю то, о чем говорил выше: вынес колбасу с комбината — ворюга, конечно, но не подонок. Упер ту же колбасу из сумки у старухи — гнида. Руки не подам, за стол рядом по своей воле не сяду".
Варианты различны, и последний батон колбасы на комбинате может стать для кого то последним, трагичным, фатальным и из сумки жирной, хитрой старухи-воровки. Меру для каждого, выносим в итоге не мы. Как бы кому то не хотелось. Это место занято.
Так же странно про грань, которую общество вроде не переступило. То есть, непонятная война 080808, с сотнями убитыми с каждой стороны, несколько лет готовившаяся, подготовленная и спрвоцированная пукиным, осуществившаяся воланчиком и абсолютно никому не нужная, вредящая России до сих пор не только в этическом и моральном плане, но и экономическом (поправка Веника, ограничивающая поставки высокотехнологичного оборудования из США которая должна была быть снята при вступлении в ВТО и т.д)-
"Так вот, наша власть в целом пока эту грань не переступила. Во всяком случае, в тех своих действиях, которые мне достоверно известны. Ее отдельные представители — переступили, но это другой разговор. Именно поэтому взаимодействие с властью в целом, как с институтом, сегодня, на мой взгляд, допустимо"
Странно как то это все, -взаимодействие с шулером, как с институтом допустимы??. Если ты с ним играешь, то когда проиграешь- спрос с тебя. И никто за тебя не заступится. В любом коллективе это понятно, а на зоне тем более.
Так же странное ощущение МБХ по поводу его бывших активов..-
"Возможно, если бы созданное мной непосредственно было использовано властью для того, чтобы подавлять молодую российскую демократию, ломать судьбы десяткам и сотням тысяч людей, мне было бы намного тяжелее. Все тот же вопрос непосредственности ущерба…"
Естественно, компания и деньги отобранные у него сейчас кормят всяких якименок, демидовых, нижнетагильских холманских. А нет ничего страшнее чем дармовые щи. А уж назвался груздем- полезай в кузов. Этих груздей- тысячи и они "непосредственно были использованы властью" и еще много раз будут.
Короче какое то странное послание от МБХ. Не хочется верить что мой кумир спустился с небес. Может и не он все это написал. Так же помню одну из 10 заповедей: не сотвори себе кумира!
На митинге 4 февраля будем требовать освобождения из застенков всех узников режима. Особенно МБХ и ПЛЛ, делом и словом доказавших свое право войти учебники по истории страны. От оккупации в 2000-ом "Воблоглазого и Семьи" к демократии 2012-го. И ГЛАВНОЕ уважаемыми, целостными, мужественными людьми с жизнеутверждающими и оптимистическими подходами к жизни. Храни Вас Господь!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 31.01.2012 12:19
Присоединяюсь.
В.С.
zvg13 | Василий | 31.01.2012 09:25
Очень зрело и мудро! Такие размышления заставляют каждого из нас задуматься и обновить свое понимание о принципах и целях в жизни. Спасибо за проникновение в мою душу:)
meteo594 | Алла Николаевна | 31.01.2012 10:55
Блеск ума, глубокое логическое понимание того, что происходит. И, конечно, понимание того, что может произойти, но об этом пока лучше не говорить. Человек, безусловно, лидер и лидер, который нужен именно в настоящий период. И какой потенциал политического деятеля. У них такого нет и им он даже и не снился, их вид вызывает жалость и презрение.
vladimir_SPB | Владимир | 31.01.2012 11:11
Для серьезного отношения ВВП к "новой оппозиции" необходимо, чтобы она включила инстинкт самосохранения нашего "дорогого вождя". Акции оппозиции были массовыми. Пока на улицу выходит менее 10% населения, власти митинги не опасны и потому для нее несущественны.
Anita | Valentina | 01.02.2012 08:31
Какой все-таки Михаил Борисович Человечище! Какое благородство, какая человеческая порядочность и честность! Без позерства и самолюбования! КАких Людей держит в тюрьмах эта гнидо-крысиная власть! Какая дикая несправедливость!

Эх, Россия!... Как же из этого дерьма вылезти. Поскорее...
nut7 | Немезида | 01.02.2012 09:37
Отличное интервью! Взвешенная и обоснованная позиция достойного человека, который не боится брать на себя ответственность за свои слова и поступки. Спасибо!
budyakovskiy | Будяковский Михаил | 01.02.2012 17:47
да уж
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru