«Financial Times Deutschland», 9.07.2010 (Пресс-центр публикует оригинальный русский текст ответов Михаила Ходорковского)
Президент России отреагировал достаточно быстро на Вашу голодовку в середине мая. Наблюдете ли Вы изменение позиции Кремля в отношении Вашего дела?
Мой протест не касался изменения моей личной ситуации. Требование заключалось в информировании Президента о неисполнении судами новых президентских поправок в законодательство.
Я полагал, что нельзя допускать создания прецедента игнорирования закона, тем более в громком процессе. Это стало бы поощрением коррумпированных бюрократов к злоупотреблению властью в менее открытых делах.
Президент России и Председатель Верховного Суда РФ продемонстрировали высокую степень информационной открытости и оперативную реакцию на мое заявление, поддержанное многими представителями гражданского общества. А уже 10 июня Верховный Суд РФ выпустил официальное разъяснение, полностью соответствующее изначальному духу закона.
Что же касается позиции Кремля по моему конкретному делу, то ее мы, несомненно, узнаем, поскольку с юридической стороны процесс уже очевидно развалился. Об абсурдности обвинений заявили суду бывший премьер РФ, бывший Председатель Центрального Банка РФ – он же бывший Председатель Совета директоров ЮКОСа, редактор крупнейшей деловой газеты, освещавшей деятельность компании, бывший член Совета директоров ЮКОСа, Председатель комитета по аудиту, бывший заместитель министра внешней торговли Франции. Использованные ими выражения были более чем сильными и вполне определёнными. Основные утверждения обвинения отвергли бывший ключевой министр экономического блока, а ныне - Президент Сбербанка РФ Герман Греф и бывший заместитель Председателя Правительства РФ, который в настоящее время является действующим министром путинского Правительства – Виктор Христенко.
Суд постановил вызвать Христенко и Грефа в качестве свидетелей защиты. Есть ли вероятность того, что процесс превратится в справедливое судебное разбирательство?
Несомненно, вызов указанных свидетелей – позитивный факт, хотя и не сенсация: в действительности любой гражданин может и должен свидетельствовать перед судом, если его не освобождает от этой обязанности закон. И Виктор Христенко, и Герман Греф не только занимали высокие позиции в Правительстве РФ, прямо связанные с контролем за деятельностью ЮКОСа, но и руководили Советом директоров «Транснефти». Т.е. той организации, которая, по утверждению всех свидетелей, на самом деле забирала всю нефть, которую обвинение вопреки фактам и здравому смыслу называет похищенной.
Однако, по-прежнему суд отказывает защите в приобщении важнейших документов, изъятых следствием, но скрытых от суда, в вызове таких ключевых свидетелей, как Владимир Путин, Игорь Сечин, Алексей Кудрин, знающих, например, где доходы от «псевдопропавшей» нефти, где находится так называемое «похищенное имущство», отказывает в допросе специалистов по международной отчетности компании.
Самое возмутительное – суд продолжает процесс, несмотря на отказ прокуратуры предоставить суду документы, подтверждающие сам факт пропажи нефти, что при подобном обвинении является обязательным по российским законам.
Всем очевидно – прокуратура не может их представить, т.к. нефть не пропадала, обвинения сфальсифицированы, у процесса нет ни материальных, ни правовых оснований, но он продолжается.
В списке свидетелей есть и бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Однако крайне маловероятно, что он будет вызван в суд для дачи показаний. Почему он так важен для Вашего дела? Что такого он мог бы рассказать, что поможет Вам доказать свою невиновность?
Нам известно, в том числе из его публичных выступлений, что г-н Путин сообщал ему о причинах моего преследования и ареста. Эти причины противоречат предъявленным мне обвинениям. Кроме того, он знает о судьбе важных активов ЮКОСа, которые считаются «похищенными».
Некоторые европейские парламенты (в том числе парламент Германии) официально заявили о своей поддержке Вашего дела. Полезно ли это или Вы считаете, что должно быть сделано нечто большее?
Глубоко благодарен всем за поддержку. Она важна для меня и моих товарищей в моральном плане. Одновременно международная поддержка остужает некоторые «горячие головы», желающие закончить мое дело в совсем уж малоцивилизованном ключе.
Однако, несомненно, ключ к справедливому и законному решению находится в России. Моя задача – такого решения добиться.
Ожидаете ли Вы дополнительной поддержки со стороны консервативно-либерального правительства Германии - которое, как считается, настроено менее дружелюбно по отношению к руководству России, нежели предыдущее правительство?
Я получаю поддержку от представителей всех немецких политических партий. Она не является оппозицией поддержке Медведева в его планах по модернизации страны. В то же время факт отсутствия верховенства закона и независимого суда, проявляющийся как в моем деле, так и в ряде других ситуаций, не может замалчиваться настоящими друзьями России. Закрывать глаза на вопиющие несоответствия фактов декларируемым принципам – не есть помощь в конструктивных изменениях. Настоящее долгосрочное партнерство, достойное 21 века должно базироваться, в первую очередь, на общих ценностях, а не циничном прагматизме. История предшествующего столетия дала нам немало печальных примеров партнерств, основанных исключительно на ложно понимаемом прагматизме.
Что бы Вы сделали в плане общественной деятельности, если бы выйти из тюрьмы? В плане бизнеса? Политики? Благотворительности? Хотели бы Вы остаться в России?
Во-первых, у меня есть семья, которая ждет меня уже много лет. Я даже никогда не видел свою внучку. Очень надеюсь, что не буду второй раз поставлен перед альтернативой: уехать или остаться в тюрьме.
Относительно профессиональной деятельности могу сказать: нефтяной бизнес для меня - перевернутая страница.
Президент США Барак Обама подвергся критике со стороны таких людей, как Вацлав Гавел и Лех Валенса, за ведение неправильной политики по отношению к России. Является ли, с Вашей точки зрения, американская стратегия кнопки «перезагрузки» по отношению к России, правильным решением?
Многие люди недооценивают важность стратегических взаимоотношений между Россией и США, как для самих наших стран, так и для человечества в целом. В мире происходят тектонические изменения, но совсем немного важных игроков, чье будущее глобальное положение настолько неочевидно, как российское. Многие в США и России совершенно ошибочно приравнивают взаимную значимость к цифре нынешнего товарооборота. История и здравый смысл говорят об обратном.
Модернизационные усилия Президента Медведева нуждаются в серьезной поддержке и заслуживают ее.
Не менее важной является твердая линия увязки практического следования декларируемым (демократическим) ценностям, со степенью доверия в вопросах международного сотрудничества.
Благие пожелания вне поддержки реально функционирующих демократических институтов – здание, стоящее на песке.
Всем очевидно – прокуратура не может их представить, т.к. нефть не пропадала, обвинения сфальсифицированы, у процесса нет ни материальных, ни правовых оснований, но ОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ."
ЭТО САМОЕ (!!!!) ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ. Откровенно, никого не стесняясь, творится БЕЗЗАКОНИЕ в стенах суда, а за стенами говорим о великой перестройке в нашем государстве, называемое сегодня "модернизацией".
Хочу вернуться к истокам. Что есть государство?
"Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным АППАТРАТОМ УПРАВЛЕНИЯ, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом."
Одним из признаков Государства является наличие руководства (АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ):
- президент;
- правительство;
- парламент;
- СУД".
Такой СУД над гражданами нашей страны,который творится повсеместно, где во главу угла ставятся НЕ исполнение норм Закона, а исполнение воли Заказчика в лице..., такой СУД, по моему мнению, находится ВНЕ Государства, живет сам по себе и сам по себе является орудием для угнетения одного класса другим.
Ирина.
Правда, господин Данилкин В.Н.?
Ирина.
Всё, что в кавычках, сегодня я скопировала из Википедии.