СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2010
67
813
2021
2427
31    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
24.03.2010 г.

«Страна без закона и справедливого суда просто не может долго существовать»

«Handelsblatt» (Германия), Интервью с Михаилом Ходорковским, 24.03.2010 (Пресс-центр публикует оригинальную русскую версию ответов).

- Господин Ходорковский, после обвинений в налоговых преступлениях теперь против Вас возбуждено дело о хищении нефти. Вам понятно, как все эти обвинения стыкуются друг с другом?

Совсем не стыкуются. Я не признаю вины по первому процессу. Но какая-то логика и последовательность в обвинениях все-таки должна быть. И если вы обвиняете человека, что под его руководством компания платила недостаточно налогов, то обвинять его же, что он украл у этой же компании всю продукцию, вы не можете. Если ЮКОС платил налоги, то значит, он продавал нефть. Стало быть, нефть не может быть украдена. А именно в хищении всей (!) нефти ЮКОСа я сейчас обвиняюсь.

- Каковы обвинения против Вас?

Как я уже сказал, меня обвиняют в хищении всей добытой (и даже немного больше) ЮКОСом нефти за 1998-2003 годы, а также легализации похищенного. Совершенно очевидно, что физически похитить 350 млн. тонн нефти, причем так, чтобы компания этого совершенно не заметила и продолжала работать и приносить прибыль, невозможно. Именно поэтому никто в зале суда и за его пределами не может мне ответить на вопросы: кто и когда обнаружил недостачу нефти? из каких средств компании платила налоги, заработную плату, осуществляла инвестиции, если вся продукция была похищена? каким именно способом я мог похитить 350 млн. тонн нефти? Ответов на эти вопросы не существует в принципе, как не существует и самого факта преступления и, соответственно, моего участия в нем.

- Какое самое тяжёлое наказание могут Вам назначить?

В соответствии с уголовным кодексом России предъявленные мне обвинения в несуществующих преступления в совокупности могут «потянуть» на 22 1/5 года заключения.

- В чём, по Вашему мнению, причина возбуждения нового дела?

Я считаю, что таким образом некоторые чиновники, нажившиеся на разграблении моего имущества, стараются отсрочить момент моего выхода на свободу. Они предполагают, что по окончании всех уголовных разбирательств им придется отвечать за грабеж ЮКОСа, Фонда Открытая Россия и других. Я говорю о не самых высокопоставленных чиновниках, но о достаточно крупных суммах похищенного. Примечательно, что эти чиновники второго-третьего эшелона власти могут принудить государство предпринимать шаги, прямо противоречащие интересам страны.

- Как Вы готовитесь к новому делу?

Несмотря на то, что обвинение очевидно вымышленное и абсурдное, я отношусь к суду с полной серьезностью. Я не хочу, чтобы хоть у кого-то оставались сомнения в моей невиновности. Поэтому к каждому заседанию, к каждому свидетелю я готовлюсь очень тщательно. Думаю, такой подход срабатывает, и у всех следящих за процессом иллюзий относительно обоснованности обвинения уже не осталось.

- У Вас остаётся надежда выйти из тюрьмы через некоторое время?

Я живой человек, не фанатик, не подвижник. У меня есть семья, друзья, интересы, увлечения. Конечно, я хочу выйти из тюрьмы и надеюсь на это. В то же время я реалист. Я понимаю, что большие усилия брошены на то, чтобы вопреки закону и здравому смыслу оставить меня за решеткой. Я надеюсь, что в какой-то момент интересы страны возобладают над меркантильными интересами средней руки бюрократов и силовиков.

- К сожалению, у журналистов сейчас нет возможности встретиться с Вами для беседы лично, поэтому приходится общаться письменно. Не могли бы Вы описать условия, в которых Вам приходится существовать в данный момент? Как строится Ваш день?

Тот факт, что я нахожусь в тюрьме и почти ежедневно участвую в судебном процессе, не позволяет моему графику быть особенно разнообразным. Подъем, завтрак, поездка в суд в железном ящике, смонтированном в микроавтобусе, по московским пробкам. С 10-30 до 18-00 заседание. Затем обратно в образцовый, но предельно строгий следственный изолятор. Ужин, немного времени на подготовку к следующему судебному дню и отбой. Некоторое разнообразие вносят дни свиданий и выходные. В бытовом плане у меня нет никаких претензий. Условия содержания - в рамках закона и не хуже, чем у многих других заключенных.

- Как изменилась Ваша жизнь со дня Вашего ареста 25 октября 2003 года?

Бессмысленно сравнивать условия жизни до и после. Конечно, жизнь в заключении отличается от свободы. Если же говорить о внутренних изменениях, то основное из них – я стал менее наивен и идеалистичен. Например, раньше мне казалось, что если я ничего не совершал, то мне ничего не грозит. Суд восстановит справедливость. Теперь я не так в этом уверен.

- В настоящий момент Европейский Суд по правам человека рассматривает иск акционеров ЮКОСА к России. Насколько Вы поддерживаете обвинителей в Страсбурге?

Я не являюсь ни акционером, ни менеджером компании ЮКОС. Соответственно, я не являюсь стороной в этом деле. Для меня в этом процессе, прежде всего, интересна позиция Российской Федерации, поскольку обстоятельства иска соотносятся с предъявленными мне обвинениями. В Страсбурге Россия доказывает, что ЮКОС производил, продавал нефть. Что компания имела выручку и прибыль, платила налоги, но недостаточно. То есть в Европейском суде Российская Федерация прямо опровергает обвинение, слушающееся в то же самое время в суде Хамовническом.

- Чем, по Вашему мнению, завершится этот процесс?

Я не настолько подробно знаком со всеми обстоятельствами дела, чтобы делать прогнозы. Конечно, надеюсь на восстановление справедливости.

- Допустим, судьи в Страсбурге примут решение в пользу истцов. Верите ли Вы, что это решение инициирует в России пересмотр Ваших дел и приведёт к Вашему освобождению?

Единство судебной системы в России пока только пожелание. Если бы оно существовало в действительности, то в тот момент, когда представитель России огласил бы свою позицию, процесс в Хамовническом суде завершился бы моим полным оправданием.

- Сможет ли решение страсбургского суда иметь политическое влияние на соблюдение законности в России?

Думаю, что решение этой проблемы лежит внутри страны. Никто не может заставить страну соблюдать законность. Понимание необходимости этого должно придти к самим россиянам. Думаю, что этот момент не за горами. Страна без закона и справедливого суда просто не может долго существовать.

- Разрешите задать Вам общий вопрос: почему в России с таким трудом строятся правовые и демократические структуры?

К сожалению, для строительства таких структур нужно время. Россия за очень короткий период проходит тот отрезок истории, на который другие страны потратили столетия. Но, думаю, Россия придет к тем же результатам, что и весь мир.

- Президент Дмитрий Медведев при любой возможности говорит пламенные речи по теме модернизации. Верите ли Вы ему?

Пока нет никаких свидетельств обратного, я исхожу из того, что это искренняя позиция Дмитрия Медведева. И думаю, что общество, элита должны помочь своему Президенту поддержкой, а не вялым созерцанием. Я со своей стороны внес лепту – мои соображения на эту тему отображены, например, в статье «Поколение М».

- Каковы, на ваш взгляд, структурные проблемы, которыми больна Россия в 21 веке?

Российская экономика и система управления застыли в середине 20 века. Индустриальность экономики и предельная централизованность управления не эффективны в современном обществе. Поэтому экономика России проигрывает конкурентную борьбу на мировой арене.

- Чем Вы займётесь, выйдя однажды на свободу?

Прежде всего, своей семьей. Дети выросли без меня, свою новорожденную внучку я даже не видел. Если же говорить о профессиональной деятельности, то меня волнуют проблемы альтернативной энергетики, современного образования. Я знаю, чем я точно не займусь по выходу на свободу. Нефтяной бизнес для меня – перевернутая страница.

Господин Ходорковский, мы желаем Вам всего наилучшего в Вашем будущем!

* * *




Комментарии
Алексей | 24.03.2010 10:23
Альтернативное правительство, где Михаил Борисович был бы премьером, для России сегодня, актуальнее даже альтернативной энергетики. Тогда и до альтернативной энергетики бы руки дошли и силиконовую долину не пришлось бы насильственно внедрять, сама бы появилась.
евгений староверов | 24.03.2010 16:59
Силиконовые долины у нас уже возводились, например Академгород под Новосибирском, Зеленоград и другие. Что с ними сейчас происходит, думаю многим известно. А Михаилу и Платону желаю скорейшего освобождения. На свободе он сможет принести России гораздо больше пользы чем серые временщики присосавшиеся к власти.
мамука | 24.03.2010 11:01
Желаю здоровья,любви и силы,что бы выдержать весь этот натиск невежества и лжи,который несется в Ваш и Платона адресс,все плохое рано или поздно уходит и я знаю,что смех, любовь и поцелую близких будут скоро!!!!!!!!! Храни Вас БОГ!!!
Тамара | 24.03.2010 11:12
Автору Евгений

"Жалко, но боюсь..."
У Творца этого мира свой сценарий. У него вариантов на будущее больше чем два. Мы ещё пойдем "за ним в любое дело!"
Ольга Исаева | 24.03.2010 11:49
"Господин Ходорковский, мы желаем Вам всего наилучшего в Вашем будущем!"
Присоединяюсь к пожеланиям!
vecrek | 24.03.2010 12:40
Хорошее интервью.
Марк | 24.03.2010 14:19
Как всегда,Михаил Борисович великолепен! Мы не перестаем вами восхищаться!
Александр | 24.03.2010 15:16
Уважаемый Михаил Борисович! Как всегда очень сильное интервью! Надеюсь, также, как и Вы, на скорейшее прекращение этого абсурда.
Татьяна | 24.03.2010 15:49
Каждый день не свободы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева откатывает Россию в пропасть ни кто
не будет сотрудничать с такой страной
где главенствует произвол кто ответит
за такое дорогостоящее удовольствие
путина Татьяна
Ахмад | 24.03.2010 15:54
Господин Ходорковский, Вы достойны лучшего!Я жду вас на свободе!
Тамара | 24.03.2010 16:00
"кто ответит за такое дорогостоящее удовольствие путина"
Мы уже отвечаем за его удовольствие, сегодня и сейчас. Разрушенными судьбами и семьями, разбитыми городами и исчезнувшими селами, умершими и не рожденными.
Tanya | 24.03.2010 16:26
Верю, что скоро кончится этот кошмар. Михаил и Платон обязательно выйдут на свободу, надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем. Держитесь!
raisa | 24.03.2010 17:07
Ходорковскому следует заняться инновациями вместо Чубайса или Вексельберга тогда можно ждать от этой затеи отдачи.
Тамара | 24.03.2010 18:41
Готовы ли выйти на акцию протеста в своем городе?

Результаты голосования в сети:
да, готов: 2044 (71.5%)
нет, не готов: 681 (23.8%)
затрудняюсь ответить: 134

Результаты голосования по телефону:
да, готов: 544 (87.3%)
нет, не готов: 79 (12.7%)

http://www.echo.msk.ru/polls/665696-echo/result.html
Natalie | 24.03.2010 19:32
Мы все ждем Вас, нас много. Держитесь!
Marina | 26.03.2010 05:31
Prisoedinays
Joerg Hesse | 24.03.2010 19:49
Увы, немецкий перевод "хромает".
Так что радуйтесь все, кому доступен русский оригинал. Правда надо также сказать, что наряду с интервью Handelsblatt сегодня опубликовал длинную статью о Ходорковском и ЮКОСе. В ней очень четко показывают, что процесс в Хамсуде является политическим. Поэтому сам процесс оценивается как сам по себе риск для любых капиталовложений в России для всего - в том числе западного - бизнеса.

Если учесть, что целевой аудиторией Handelsblatt является именно бизнес, что газета читается как "must read" во всех (!) крупных фирмах и в федеральных учреждениях (если они хоть малость связаны с экономикой) – то подобные публикации эффективнее, чем даже некоторые телепередачи в полночь :-)))
Антонова Яна | 24.03.2010 20:28
МБХ, Вы, как всегда, во всём правы. За семь лет помню только один случай, когда Вы ошиблись. После первого процесса Вы сказали, что понимали, что очень богатый человек с еврейскими корнями не может быть очень популяен в России. Я вспомнила Сталина... Думаю, что Вы будете очень популярны в России и очень скоро.
Natali | 24.03.2010 22:07
Минфин вспомнил о холдингах
Понятие «холдинг», которым так любят оперировать в отношении своего бизнеса многие предприниматели, в законодательстве по-прежнему отсутствует. И к чему это иногда приводит, все мы знаем

Рискну предстать наивным человеком и даже навлечь своей наивностью гнев. Но если бы в России существовал один закон, то ЮРИДИЧЕСКИ (другой повод при желании, конечно, нашелся бы) налогового дела против «Юкоса» не могло быть.
http://slon.ru/blogs/hodorovsky/post/340862/
Тамара | 24.03.2010 23:10
Автору Антонова Яна
Не догоняю, объясните пожалуйста, где связь "человек с еврейскими корнями не может быть очень популярен в России. Я вспомнила Сталина..."
Антонова Яна | 28.03.2010 18:57
Дорогая Тамара, чтобы объяснить, советую прочесть на www.putinavotstavku.ru комментарий № 14542. Пенсионер пишет, наш с Кубани. Очень грубо сказано, поэтому здесь повторять не буду, тем более сама не согласна. Но - вот так меняется мнение у представителей старшего поколения!
"Буду рад поддержать на любых выборах" - надеюсь этому человеку представиться такая возможность.
denisoff.sergey2010 | 25.03.2010 12:37
У сил зла. нет ни одного шанса!зло обречено. С.И.Х.!!!
denisoff.sergey2010 | 25.03.2010 12:40
Желаю здоровья, ЛЮБВИ и сил!
iren | 25.03.2010 13:27
-
Ни на 0.0000000001
долю секунды не сомневайтесь!
Вы внесли огромный вклад ещё тогда, показывая своим примером какой может быть жизнь при ином обустройстве. Тогда, ещё в далёкие 80-ые, закладывая фундамент в образовательную систуму наших детей, а не в виллы, дачи и острова.
Почему-то мы не не задумывались тогда, даже имя ваше не запомнили. Сейчас,сопоставляя факты, понимаю,
что инноватором №1 тех.прогресса 20 лет назад являлись вы, со всеми вытекающими последствиями. Это потом придумали это слово и придали ему окраску.
Вы не занимались говорильней, как принято сейчас, а просто брались за самое неотложное - это образование, детей, т.к. уже понимали, что только новое поколение с новым мировоззрением может идти вперёд.

Как вы могли так опережить время!
И вот она благодарность за всё!
Вот уж правда:
Эволюцию делают единицы, остальные почивают на лаврах.
-
Alina | 25.03.2010 23:17
Михаил, Бог и народ на Вашей стороне, а значит победа будет за нами.
Не отчаивайтесь.
Законы жизни определяет сам народ.
Указывать ему на место все равно, что указывать когда солнцу вставать.
Все будет хорошо.
bui | 26.03.2010 03:39
"Примечательно, что эти чиновники второго-третьего эшелона власти могут принудить государство предпринимать шаги, прямо противоречащие интересам страны".
Как тактично! А мы уже давно поняли из какой головы, тойсть места у этого процеса ноги растут.
Петр | 26.03.2010 08:22
Вызов в суд Путина в качестве свидетеля.
Обзор высказываний известных авторитетов

Законного иммунитета нет. Пусть не врут.
Юргенс оправдывается тем, что не юрист.
Мартынов - адвокат считает, что иммунитет есть.
Падва - об иммунитете ни слова.
Пионтоковский - прямо подтверждает отсутствие иммунитета.
Мухин - пугает тем, что если Путина вызовут в суд, то экономике будет вред.

Так мыслит элита.

Есть иммунитет или нет иммунитета это не вопрос - вопрос в том, что у многих в России нет совести, что и отмечает Сенат США в своей формулировке о мелочной подлости высокопоставленных чиновников.

Придет Путин в суд уже решен, т.к. приход Геринга на Лейпцигский процесс, как исторический факт, apriori исключает такой поступок премьера в России.
izabela | 26.03.2010 21:34
Sehr geehrter Herr Hodorowskij,

ich bin sehr von Ihnen ,Ihren Geist , Ihre Einstellung , Ihre Überzeugung und Ihre Arbeit begeistert .
Sagen Sie mir bitte , ob ich Irgendetwas für Sie tun kann , damit Sie aus dem Gefengniss entlassen werden können...
Ich bin davon überzeugt , dass Sie unschuldig von der Welt gesperrt sind !!!
Vielleicht gibt es hier in Deutschland welche Organisation , die sich für Sie einsetzt...da möchte ich gerne hin...

Bitte , bitte geben Sie nicht auf !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Sie sind nicht allein !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Kopf hoch , ich glaube an Sie und die Gerichtigkeit.

Wsjewo choroschewo

Izabela Warkentin
izabela | 26.03.2010 21:35
Sehr geehrter Herr Hodorowskij,

ich bin sehr von Ihnen ,Ihren Geist , Ihre Einstellung , Ihre Überzeugung und Ihre Arbeit begeistert .
Sagen Sie mir bitte , ob ich Irgendetwas für Sie tun kann , damit Sie aus dem Gefengniss entlassen werden können...
Ich bin davon überzeugt , dass Sie unschuldig von der Welt gesperrt sind !!!
Vielleicht gibt es hier in Deutschland welche Organisation , die sich für Sie einsetzt...da möchte ich gerne hin...

Bitte , bitte geben Sie nicht auf !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Sie sind nicht allein !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Kopf hoch , ich glaube an Sie und die Gerichtigkeit.

Wsjewo choroschewo

Izabela Warkentin
izabela | 26.03.2010 21:41
Ja choczu wam skozat , szto my z wami !!!
Nie poddowajtjes !!1
Jesli jest wozmoznost stoby wam pomoc , skozytje!!! !!Gdje i kok , ja wsjegdo budu wsjo djelot , sztoby was otpustili s tjurmy
Izabela Warkentin
izabela | 26.03.2010 21:44
"Михаил, Бог и народ на Вашей стороне, а значит победа будет за нами.
Не отчаивайтесь.
Законы жизни определяет сам народ.
Указывать ему на место все равно, что указывать когда солнцу вставать.
Все будет хорошо."
Alina
Izabela Warkentin
Тамара | 26.03.2010 21:51
Der Autor: izabela
Sehr geehrter Isabella, wir sehen Ihren Brief im Band der Briefe, es ist genügend, 1 Mal abzusenden. Auf die Webseite wird der Verwalter die Presse des Zentrums später stellen. Danke Ihnen für das Mitfühlen.
Тамара | 26.03.2010 21:56
Der Autor: izabela
Sie können auf einer beliebigen Sprache schreiben. Wir verstehen Sie. Wenn Sie der Russe wissen, kann man transguß- benutzen.
Тамара | 26.03.2010 22:08
Автору: Антонова Яна
"Сталин был популярным лидером." Это бесстыжая пропаганда своей вертикали. Этот популярный лидер 30 миллионов своих граждан погубил. А восхищается тот, кто в СМЕРШе служил. Тот, кто в спины наступающим из автомата стрелял, когда те шли в атаку с трехлинеечками 1897 г выпуска.
нина | 27.03.2010 06:02
Уважаемый, Михаил Борисович! Желаюм Вам силы духа. Не устаю повторять, что Вы являетесь примером для подражания здравомыслящих Россиян. Вашему уму, стойкости, порядочности и честности, завидуют даже Ваши враги.
"Разгребать" завалы и навести такой порядок в стране, такой какой был в ЮКОСе- только ВАМ. Удачи, крепкого здоровья. Да храни Вас БОГ!
Петр | 27.03.2010 06:40
Антоновой Яне.
Вы затронули вопрос популярности.

"Сталин был популярным лидером..."
И Ленин.
Их популярность связана с тем, что они выражали интересы самых низов, которые пытались двигаться вверх. Из деревни в город, занимать те места, которые раньше занимала буржуазия, включая жилье. Эти политики четко понимали, что они выражали интересы определенных слоев, на которые эпоха разделила страну. Они играли на противоречиях.
Это лидеры расслоенного общества.
Наследство досталось тяжелое. Путин продолжает близкую политику игры на
сторонах расколотого общества. Но это когда то нужно прекратить, т.к. война не созидание. Война это отсталость или, как теперь говорят, "стабилизация".
Наступает другая эпоха.
Мы снова в эпохе перемен, в которой так опасаются жить китайские древние мудрецы.
Одной из черт этой эпохи перемен и является процесс Ходорковского - Лебедева. В конечном итоге, Кобы и Вовы должны остаться в своей эпохе.
Для России же эта эпоха может оказаться критической и выход из нее
пока не ясен ни по срокам ни по результатам.
Время, когда ход истории начнет определяться идеей, разумом, а не противоборством, еще не наступил.
Отсюда и истекает вся мерзость происходящего временного состояния.
Т.И.Трудова | 27.03.2010 12:48
Vsem edinomishlennikam iz Volgograda naznachaju vstrechu u Vechnogo ognja kashduju subbotu v 18-00. U meja v rukax budet bukva "X"
Marina | 29.03.2010 05:33
Tamara dorogaya,

Vsezelo Vas poddregivay iz Toronto.

s yvageniem,

marina
xodganasreddin1 | 28.03.2010 19:29
Антоновой Яне
Смирнов С.И. Подписант № 14542.
Нормально и ярко пишет мужик. Значит еще не перевелись на Руси умные люди. С чем тут можно не соглашаться? Антисемиты за Ходорковского? Ну. и что? Перегнули палку в 17-м и потом и теперь. Нам не нужно смотреть в паспорт, не в графу, а нужно смотреть в глаза. Приветствуется грамотность, честность, ум, талант, деловитость.
Не приветствуется серость, подлость,
безнравственность. Выбор очевиден.
Не в пользу любителей рисовать навозом на граните, мочить, топить, вешать.
Приветствую Смирнова С.И. Поклон.
xodganasreddin1 | 29.03.2010 07:17
Тамаре
"Пенсионер 14542."

Куда только не заводит нас обывательская логика. Для Смирнова в его древнем возрасте, да еще 10 лет назад, Ходорковский, конечно, мальчишка - еврей.
А у коренных антисемитов важным является не мама,как в Израиле, а процент еврейской крови. Поэтому Ходорковский еврей и в этом мы, как антисемиты ничем не отличаемся ни от Рейха, ни от совковой идеологии.
В Рейхе это была официальная политика, а в совке неофициальная - лицемерная. Поэтому еверейские корни т.н. Ленина (простите коммунисты) тщательно скрывались.
Учитывая дурную наследственность, тем не менее, мой низкий поклон Смирнову С.И., который хоть и поздно, но начал понимать, что ценить нужно не по национальности, а по порядочности и другим качествам.
То, что все это не преодолено и сегодня и лицемерие въелось в плоть и нынешних руководителей, сомнения не вызывает.
izabela | 28.03.2010 23:22
Eврей eto не национальность , только bepa !!!

Und ich glaube ,
dass Herr Михаил Ходорковский
am meisten an die Menschen und
die Gerechtigkeit glaubt !!!

God bless you Михаил Ходорковский

Izabela Warkentin
tm | 29.03.2010 11:55
Тамара: "У евреев национальность определяетя по маме".

Дам небольшой комментарий как человек, занимавшийся палеоэтнографией.
Так вот, существует два понимания "национальности" - бытовое (распространенное) и научное.
На бытовом уровне вы правы (как, кстати, и комментатор на сайте "Путина в отставку"). Но с научной точки зрения Ходорковский русский не только потому что у него русская мама, но и потому что он не владеет ни одним из семитских языков и не исповедует иудаизм (евреи сложились как нация именно на религиозной основе, иудаизм объединил множество племен самого разного происхождения - в основном, конечно, семитского, преобладающего в Передней Азии).
Вообще выявить национальную принадлежность по большому счету можно только по языку. Хотя народы, изгнанные с прародин и образовавшие диаспоры, пытаются сохранить единство и по другим признакам. Но, например, генетический анализ евреев-ашкенази показывает, что они ничем не отличаются от коренного населения стран, где живут.
Итальянцы несколько лет назад пришли в шок, так как выяснилось, что они вообще-то генетически куда больше евреи, чем евреи - выходцы из России или Англии )) А якобы "коренные европейцы" албанцы оказались довольно недавними выходцами из Африки. И т.д.
Если кому интересно, посмотрите материалы по гаплогруппам. Это все расставляет по местам и вылечивает от этнической ограниченности ))

Ну и закруглюсь: у нас в Академии художеств, где антисемитизма не было вообще, один парень шутил так - "У меня папа поляк, мама армянка, по паспорту я русский, а вообще еврей" :)))
Там, где люди заняты серьезным делом, где все зависит от личных талантов (в науке, искусстве и пр.), такой ерунде места нет.
Serafim1410 | 29.07.2010 00:48
tm
"Там, где люди заняты серьезным делом, где все зависит от личных талантов (в науке, искусстве и пр.), такой ерунде места нет."
Я согласна с Вами.
Ирина
Тамара | 29.03.2010 12:06
Автору: xodganasreddin1
"Пенсионер 14542"
Лично меня совершенно не волнует сколько капель еврейской крови у Ходорковского. Я просто горжусь таким гражданином страны, как Ходорковский. Я счастлива, что могу практически он-лайн читать его "мысли вслух". Для антисемитов могу уточнить, еврей это не национальность. Еврей это образ жизни. Так что к Михаилу Ходорковскому можете не испытывать вашего "праведного гнева".
Олег | 31.03.2010 12:06
Исходя из абсурдности этого процесса, возникает вопрос - неужели какие-то "не самые высокопоставленные чиновники" могут так серьезно влиять на ход разбирательства. Неужели мы именно к этому шли с 1991 года. Не хочу проводить параллели, но даже к Руцкому А.В., обвиняемому при первом президенте в государственном перевороте, относились с большим уважением и достоинством. Если мы в конце концов после всех проб и ошибок построили такую правовую организацию, на которую можно влиять извне каким-то чиновникам, то действительно становится жалко это государство.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru