СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2006
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
02.08.2006 г.

Радиопортрет Михаила Ходорковского

глазами немецкой журналистки Элфи Зигель.

Ведущий: До осени 2003 года Михаил Ходорковский был главой второго по величине российского нефтяного концерна ЮКОС и самым богатым человеком в стране. Затем его арестовали, обвинили в многочисленных экономических преступлениях и приговорили к восьми годам колонии. В октябре прошлого года он был этапирован в исправительный лагерь на китайской границе в пяти тысяче километров от Москвы. Московские правозащитники считают Ходорковского политическим заключенным, поплатившимся за активное участие в политической жизни страны. Он создавал общественные организации и финансировал оппозиционные партии. Президент Путин видел в нем опасного соперника. О Ходорковском и его судьбе слушайте в репортаже Эльфи Зигль (Elfie Siegl).

Siegl: Теплым осенним вечером 2003 года семья Михаила Ходорковского собралась в саду. Младшие близнецы Глеб и Илья наблюдают, как отец жарит шашлыки. Дочка Настя помогает матери накрывать на стол. Дедушка напевает под гитару. Сейчас он снова начинает ездить по регионам, в которых работает ЮКОС, говорит Ходорковский телевизионному репортеру, которому позволено снимать эту редкостную семейную идиллию. Командировка будет очень долгой. Когда она закончится, как раз придет время справлять Новый год в тесном семейном кругу. Однако закончиться ей было суждено гораздо раньше. 25 октября 2003 года отряд специального назначения ФСБ взял штурмом самолет Ходорковского в Новосибирске. Олигарха арестовали и доставили в московский изолятор. Ходорковский знал, что ему угрожает. Бизнесмена неоднократно пытались запугать, чтобы он покинул страну. В начале октября 2003 года вооруженные люди оцепили его загородный дом, в интернате ЮКОСа для детей-сирот прошел обыск. Ходорковский прокомментировал эти события на встрече с журналистами:

Михаил Ходорковский: «Почему меня надо запугивать через детей, не понимаю. Если у прокуратуры есть ко мне вопросы, я в их распоряжении, в мои планы не входит становиться политическим эмигрантом. Если меня хотят выпихнуть из страны или посадить, то надо сажать, потому что политэмигрантом я не буду. Почему по отношению ко мне применяются подобные методы, я совершенно не понимаю».

Siegl: В феврале 2003 Ходорковскому стало понятно, что над ним сгущаются тучи. На встрече президента Путина с промышленниками и предпринимателями он выступил с разгромной речью. Ходорковский рассказал о колоссальном росте коррупции в стране, упрекнул чиновников высших эшелонов власти в воровстве и призвал Путина избавиться от сомнительных личностей в своем ближайшем окружении. Это был уже перебор. Путин принял вызов и в свою очередь напомнил Ходорковскому о проблемах ЮКОСа с законом.

Владимир Путин: «Некоторым нашим госкомпаниям не хватает запасов, а у ЮКОСа их переизбыток. Как это получилось - это вопрос, который лежит в рамках обсуждаемой сегодня темы. Другой вопрос это уплата или неуплата налогов, об этом мы уже говорили недавно. У вашего концерна были проблемы с налогами. Но вы смогли договориться с налоговиками и их решить. Я возвращаю вам шайбу. Михаил Ходорковский совершенно верно заметил, что бизнес, как и общество в целом, несет ответственность за то положение, в котором сегодня находится страна. И мы все понимаем, что это мешает нормальному развитию страны и бизнеса».

Siegl: Несмотря на благостные речи, налоговые проверки ЮКОСа ужесточились. Летом 2003 Ходорковский вместе с семьей выехал в США. Наблюдатели утверждали, что на родину он больше не вернется. Но он вернулся. Ходорковский предупредил Кремль о возможных последствиях политики оспаривания приватизационных сделок в отношении крупных компаний и предостерег власть от соблазна переписать задним числом те законы, в соответствии с которыми проводилась приватизация.

Михаил Ходорковский: «В результате многие западные инвесторы отвернутся от России, хотя у нас и пытаются говорить об этом как об исключении. Пока еще есть возможность отступить и свести риски к минимуму. И мы сделаем все от нас зависящее, чтобы инвестиционный климат не пострадал. Но это дело уже нанесло стране огромный ущерб. К концу года он может составить миллиард, если не десятки миллиардов долларов».

<…>

Siegl: В 2003 году ЮКОС становится заметным игроком на мировом энергетическом рынке, его капитализацию оценивают в 40 миллиардов долларов. Главе компании как раз исполнилось 40, с 17 миллиардами долларов состояния он становится самым богатым человеком в России. Известный петербургский юрист Юрий Шмидт, который входит в команду адвокатов Ходорковского и регулярно посещает его в колонии, видит причину стремительного карьерного взлета своего подзащитного в его выдающихся личных качествах.

Юрий Шмидт: «У меня к нему особенное чувство – уважение, смешанное с восхищением. Это личность огромного масштаба. Он не только гениальный финансист и управленец, но и высокоинтеллектуальный, очень интересный, очень многосторонний и во всех отношениях необычный человек. Его качества не перестают меня удивлять. Он все схватывает на лету. У меня тоже неплохая реакция, я хорошо знаю свое дело и умею общаться с разными людьми. Но с ним это трудно, я чувствую его подавляющий интеллект и выдающиеся личные качества. Поэтому я очень за него переживаю».

Михаил Ходорковский: «Каждый день жизни бросает нам новый вызов. Я могу создать лучший банк, а потом лучшую компанию, каждый раз это вызов. Это интересно. Когда ты занимаешься любимым делом, когда добиваешься чего-то, деньги появляются сами собой – не важно сколько. С деньгами у меня все получается. Я зарабатываю их не только для себя, но и для других людей, которые называются акционерами».

Siegl: За несколько месяцев до ареста Ходорковский неоднократно заявлял о своем желании полностью уйти из бизнеса. Его все больше занимают проблемы России. Он хочет активно способствовать тому, чтобы отсталая во многих отношениях страна превратилась в современное информационное общество. Это возможно только в том случае, если молодежь будет получать хорошее образование. В 2001 году Ходорковский создает благотворительный фонд «Открытая Россия», призванный финансировать проекты в области культуры и образования. Подозрение власти к нему начинает усиливаться, говорит Ольга Крыштановская:

Ольга Крыштановская: «Для них очень важно, чтобы бизнес был лоялен и делал все, что ему прикажут. Ходорковский начинает заниматься благотворительностью, помогает сельским библиотекам. Власти это не нравится. Только когда они скажут, что бизнесмены должны помогать деревенским библиотекам, это будет хорошо. Кремль терпеть не может самостоятельности. От некоторых кремлевских чиновников я даже слышала, будто бизнесмен Ходорковский хотел создать в стране параллельную государственную структуру, с развитой партийной сетью, общественными институтами, институтами гражданского общества».

Siegl: Крупный предприниматель, настолько богатый, чтобы скупить Россию на корню и завести в ней все по своему усмотрению? Ходорковский бы над этим только посмеялся. Его действия носили локальный характер. Компьютерные классы для школ, лицей под Москвой, финансирование общественных организаций и небольших партий. Летом 2003 года, выступая в детском лагере ЮКОСа «Новая цивилизация», он объяснил мотивы своих действий. Основная задача, которую предстоит решить России – это оздоровление общества. Для этого надо дать молодым людям возможности для образования и карьеры.

Михаил Ходорковский: «В этом году мы начали финансировать Московский государственный гуманитарный университет. Он выпускает историков, социологов и специалистов других гуманитарных профессий. У нас много подобных образовательных программ, среди них даже интернет-образование. Главная проблема в нашей стране сегодня не деньги – деньги есть. Главная проблема это люди, которые готовы инвестировать эти деньги в руки и головы. Нам не хватает светлых голов и квалифицированных рук. Так что все надежды на вас».

Siegl: С октября 2005 года Ходорковский находится в колонии ЯГ 14/10 в Читинской области. По восемь часов в сутки он сшивает и распарывает две тряпочки. Быт заключенного полон унижений и оскорблений. Адвокаты борются за соблюдение установленных правил в отношении их подзащитного, но это больше похоже на войну с ветряными мельницами. Ходорковский полностью изолирован от внешнего мира, он не получает никакой информации. Раз в три месяца в колонии его навещает супруга. Путешествие на самолете, поезде и машине длится от двух до трех дней. Его родители слишком больны, чтобы к нему поехать, а дети еще совсем маленькие. Адвокат Юрий Шмидт боится за жизнь своего подзащитного. Он говорит, что в основе дела лежит не политическая месть, скорее это результат резкой взаимной неприязни между Ходорковским и Путиным. Ольга Крыштановская, известная московская исследовательница политических элит, которая работает над книгой о Ходорковском, также убеждена, что личные мотивы имели решающее значение в деле Ходорковского.

Ольга Крыштановская: «Один знакомый Путина рассказывал мне, что президент был страшно разозлен, когда Ходорковский пришел однажды в Кремль без галстука. Но Ходорковский часто ходит без галстука, это его стиль. Но Путин воспринял это как знак неуважения к его персоне. Мне кажется, что между Ходорковским и Путиным была своеобразная психологическая дуэль. Они оба лидеры, но в человеческом и политическом отношении представляют собой две полные противоположности. Возможно, со стороны Путина свою роль сыграла зависть. Путин фантастически успешный человек, но Ходорковский к тому же фантастически богат. Ходорковский прямой человек, а Путин не очень».

Siegl: В московских книжных магазинах на самых заметных местах выставлена биография Ходорковского. «Узник тишины» написано на обложке. Адвокаты очень боятся, что общественность может забыть о Ходорковском. В этот момент враги олигарха, ставшего мучеником, достигнут своей цели.

(SUEDWESTRUNDFUNK (SWR), 02.08.2006)




Комментарии
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru