| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
19.07.2012 г.
Модернизация из кунсткамерыВ июльском номере исторического журнала "Дилетант" в рубрике "параллели" Михаил Ходорковский пишет об эпохе Петра I, "когда идея вертикали власти была доведена до предела". Бумажная версия журнала поступит в продажу в ближайшую пятницу, электронная версия статьи Михаила Ходорковского доступна уже сейчас на сайте Diletant.ru. Михаил Ходорковский, журнал "Дилетант", июль 2012 Выдержки из статьи: Успехи Петра в построении вертикали власти хорошо известны - именно он создал современную российскую бюрократию, и изменений за 300 лет произошло до смешного мало. <...> Окружение Петра руководствовалось традиционной системой ценностей: безудержным стремлением к чинам, богатству, казнокрадству и злоупотреблениям. <...> Анализ результатов петровского правления показывает: вертикаль оказалась эффективной только для ведения войны...Достижения же экономики при непредвзятом сравнении являлись весьма скромными. <...> Ключевский очень точно написал: "Деятельность Петра была скорее потрясением, чем переворотом...Рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина". <...> Со времен петровских реформ прошло 300 лет. Вместо пеньки, леса, зерна и железа мы торгуем нефтью, газом...лесом, зерном и железом. <...> Царей с жесткой рукой за 300 лет нам хватило, только вот результат прежний.
Комментарии
asklepion | Растислав | 19.07.2012 13:20
Как всегда умно по Ходорковски. Браво.
nkaterli | Нина Катерли | 19.07.2012 14:39
Браво! Умно и точно.
Grrub | Grrub | 19.07.2012 13:21
У Типуна, когда ему доложат об этой статье, сделается расстройство внутренник органов. Он так старался сгноить и урыть, а этму гаду хоть бы что, он себе статьи интеллигентские пописывает с ехидными аллюзиями и в ус не дует, в то время как бедный галерник неусыпно трудится на благо...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 19.07.2012 13:28
Михаил Ходорковский: "Успехи Петра в построении вертикали власти хорошо известны - именно он создал современную российскую бюрократию, и изменений за 300 лет произошло до смешного мало".Властная вертикаль (т.е. власть бюрократов) не может существовать без диктатора. Диктатор не может существовать без беззакония. Беззаконие рано или поздно погубит страну. Продукт под названием "суверенной демократии" - а на деле феодального устройства России,- обеспечивающий корыстные интересы узкой группы захвативших власть лиц, давно уже прогнил и кроме смертельного отравления нашего государства ничего принести не может. Каждый день путинского режима - это очередной шаг вспять.
lavsel | Сергей | 19.07.2012 14:50
Пётр построил гигантскую бюрократическую вертикаль, эффективную только на период войн...Большевики ни капли не изменили суть системы.Солженицын, предвидя её крах, пророчил, что выбираться придётся "из-под глыб". Не удалось нам это после монополии КПСС, снова наследники-чекисты выстроили вертикаль власти, только уже не простую, а свою, специфически ГБворовскую... Только теперь уже предстоит думать, как выбираться не из-под глыб, а из-под куч зловонного дерьма и мусора. Сергей Львович.
vladimir_SPB | Владимир | 19.07.2012 14:12
Ну из той же серии:Современные ученые выяснили, что рабам, строившим египетские пирамиды, давали ровно столько еды, чтобы они могли продолжать работать. За прошедшие 4 000 лет подход к фонду оплаты труда не изменился.
Grrub | Grrub | 19.07.2012 15:03
Дополню своим двугривенным. Почти все "реформы Петра" на самом деле начал проводить в жизнь его отец, Алексей Михайлович Тишайший. Тут и регулярная армия, и приглашение иностранцев для освоения передовых по тем временам методов ведения бизнеса (Лефорта он выписал, между прочим)... Тишайший, однако, таким и был -- хотел медленно, без потрясений. В отличие от Петра. А последняя петровская "реформа" -- отмена прежнего порядка престолонаследия без назначения нового -- обошлась России в серию взбалмашных баб на престоле с фаворитизмом, и прочей бироновщиной.
Petr | Петр | 19.07.2012 17:41
Появляются признаки развала режима. Огромное число недоумков, попавших наверх. Везде воруют и берут взятки. Остервенело власть кидается на протестующих. Чего стоит поддержка таких режимов, как в Сирии. Закручивание гаек проводится бездарно. Чего стоит дело Магнитского. Оно отвращает от власти многих из тех, кто ее поддерживал. Спустить бы на тормозах дело Pussy. Не хватает ума, чтобы понять , что РПЦ не тот конек, который принесет стабильность. Зазвучали со старославянским акцентом бредовые инквизиторские посылки средневековья. Делается ставка на прогнившие суды вместо реформирования этой отсталой системы. Потешные законы принимает Дума. Думают, что эти бутафории, что-то решат. Резко падает авторитет первых лиц. Они уже прячутся по темным углам и о их "подвигах" практически ничего не слышно. Посмотрите на бывшего ныне премьера Медведева. Он, видимо, приобрел шапку невидимку. То, что он делал потихоньку отменяется. Хотя бы отмена закона о клевете. А что Петр? Было время. Рубил головы стрельцам, и боярам, стриг бороды, поощрял прогрессивных, как-то мешал явных ворам, когда доставали,воевал. Ему и памятник в СПБ. А нынешним что? Памятник им смотрится в виде ернического сортира и чреды катастроф. Или я не прав?
lavsel | Сергей | 19.07.2012 18:18
+ 100000!C.Л.
viktork | виктор | 19.07.2012 18:24
К сожалению, правы. И с хорошим стилем. "Потешные законы" - это крепко, крепко.
nsamko | Наталья | 19.07.2012 19:01
Правы, Петр, Вы правы!!!Они - действительно "стойло" недоумков или олигофренов попросту. Похоже и дети у них такие же, так что надежды на то, что кто-нибудь их образумит, нет никакой. Их даже не хватает на то, чтобы понять, как омерзительны они в глазах неспившегося человека и что сами себе "роют яму", причем ускоренными темпами. Надо же быть до ТАКОЙ степени хамугами и "недоумками"!
meteo594 | Алла Николаевна | 20.07.2012 01:46
Прав! Прав! Прав на 100%!
goldalen11 | Елена Борисовна | 22.07.2012 11:41
у власти "реальные пацаны". О морали они и слыхом не слыхивали. Живут по понятиям, как в тюрьме, но почему мы должны подчиняться этим законам? Как сказал Уильям Блейк: Законы соблюдать он весь свой век старался - в итоге в дураках тот дуралей остался. Хотим ли мы остаться в дураках?.. В общем, я с Вами Пётр, Вы совершенно правы.
Stanislav | Станислав | 23.07.2012 12:17
Путин вышел из бандитского Петербурга и бандитизировал всё государство.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 19.07.2012 17:17
Великолепно. Еще можно добавить, что именно Петр 1 окончательно поработил народ, закрепив крепостное право. Понадобтлось 150 лет, что б отменить крепостное право. Но ..., у большинства народа до сих пор осталось рабское сознание.
viktork | виктор | 19.07.2012 18:19
Не видно причин.1 Формация как тип, схема классовых отношений (советское рабство, сегодня - криминальный феодализм) может реализоваться в любое время. 2 Отставшее от мирового прогресса общество приходится вырывать из отсталости силой. На естественное развитие нет времени, ушедшие вперед соседи легко сожрут. Социальная цена таких рывков огромна и не всегда оправдывается, тем более при агрессии соседей. Пример - СССР. Итого: Эпоха Петра очень неоднозначна и одной краской не пишется. Прим. Ключевский конечно же прав, но откуда возьмется "гражданин" в рабовладельческой формации? Да и сейчас мало чем лучше..
kolleoner | Леонид Коломенский | 19.07.2012 19:07
Если б Петр 1 не разбил шведов под Полтавой, может мы б тогда в Швеции жили?
bui | Игорь | 19.07.2012 19:30
А мне так кажется, недотягивает наш упырь даже до Петра, и очень сильно.
albert_2010 | Albert | 19.07.2012 20:03
To viktork | виктор | 19.07.2012 18:19*****2 Отставшее от мирового прогресса общество приходится вырывать из отсталости силой. На естественное развитие нет времени, ушедшие вперед соседи легко сожрут***** А нужно ли "СИЛОЙ" ??!! 1/ Сегодня уже ХХ1 век !!! И одной из особенностей развития цивилизации /может быть самой существенной ! ИМХО/--является ГЛОБАЛИЗАЦИЯ /экономическая,информационная, образовательная, возможно и культурная/. 2/ Та цель, которую провозглашали большевики всего 100 лет назад! /точнее 95/ об установлении всемирного коммунизма /если отбросить пропагандистские штампы---общество всеобщей справедливости/ успешно реализуется и глобализуется !!! в самых "продвинутых" западных цивилизациях.... 3/В идеологическом /теоретическом/ смысле самым ОПТИМАЛЬНЫМ методом дальнейшего прогресса человечества является ставка НЕ на СИЛУ и военное противостояние,а на глобализацию передовых достижений экономики. /Помните как у "штирлица"----"если у каждого будет домик в горах,никто не захочет воевать"/ 4/ Если бы сегодня дипломаты пришли к насущному пониманию сокращения военных расходов, особенно диктаторские режимы, то экономический РЕАЛЬНЫЙ прогресс для большинства стал бы мощной пружиной ОБЩЕГО прогресса человечества. 5/ Сегодня именно НАЦИОНАЛЬНЫЕ диктаторские режимы, ориентирующиеся на тупую СИЛУ являются тормозом всемирного ПРОГРЕССА.
Mishenina | Irina | 19.07.2012 21:16
ВЕЛИКОЛЕПНО!!!!! Не перестаю поражаться Михаилу Борисовичу, его эрудиции, знаниям, умениям, но самое поразительное - это смелость и желание донести до россиян, и не только россиян, понимание ситуации сегодняшнего дня. А именно, чтоб все мы с вами, находящиеся на практической свободе не бездумно прожигали день за днем в суете будней и редких праздников, а осмысленно задумывались над тем, что не мы, народ - слуги для властных чиновников, а наоборот - они слуги народа и должны работать на БЛАГОСОСТОЯНИЕ нашего народа, на укрепление нашего государства. Михаил Борисович напоминает нам, что, несмотря на то, что вроде бы день, месяц по продолжительности длинны, но годы летят очень быстро - пройдут/пролетят эти годы и оглянувшись назад мы поймем, что оставляем следующему поколению ослабленную страну,в которой разрушена экономка, отсутствует нормальная система образования и бесплатного мед.обеспечения. Почему? да потому, что все, и каждый из нас, сегодня занят чем то своим личным, а до общего или руки не доходят, или нет желания, или (что чаще всего и бывает) нет понимания у каждого из нас - как и что можно/нужно делать. Михаил Борисович как тот маяк, своими публикациями освещает нам путь, указывая/обнажаю острые моменты каждого конкретного периода. За что ему огромное спасибо!!!! С уважением, Ирина М.
LER062 | LER062 | 19.07.2012 23:20
похвальба в каждом коменте . кому это надо и уж точно не Михаилу ! При Сталине вертикаль власти стала АБСОЛЮТНОЙ . То что мы видим сейчас - зарвавшийся пахан никем не коронованный и не знающий ни правил ни понятий , но пытающийся рулить по понятиям , парадоксы времени . Вовремя никто не остановил и ловите результат . Кто следующий президент ??????????
goldalen11 | Елена | 19.07.2012 23:28
Михаил Борисович, а с чего Вы, собственно, взяли, что кто-то ждёт(мечтает о) помощи? Дело в том, что мечта - это и есть цель (по моему разумению). Человек мечтает, стремится к своей мечте, разрабатывает стратегию, может быть медленнее, чем хотелось бы. Но иногда, собственно, не понимает, чего от него хотят? Изменить свою природу не так уж просто, тем более, если ты раб генетически. И тем более, если раб сам хочет быть рабом, привыкшим, что за него всё решают. Воспитывать в человеке личность, а не раба - привилегия настоящего учителя. Итак, всё достаточно просто - начни с себя. Стань профессионалом, не будь дилетантом (но для этого потребуется время - сразу не получится). И если каждый в своём деле будет профессионалом(даже дворник), как следствие - профессиональное государство (примером может служить Германия). А ли я не права?
meteo594 | Алла Николаевна | 20.07.2012 01:56
Какой аналитический ум, поражаюсь каждый раз, читая статьи Михаила Борисовича. А ведь он знает как эту "российскую бюрократию" укротить и заставить работать, а не заниматься "писульками". Господи, ты видишь все. Дай возможность этому человеку созидать для людей и во имя людей!
m-e-gera | Мария Герасимова | 22.07.2012 10:39
Давно нет по поводу Петра 1 сомнений....гордыня неуёмная-он хотел всё быстро и сразу..для этого пол России сгноил в болоте..когда хожу по старому Питеру-часто думаю.стоило ли всё это человеческих жизней...да нет конечно!!!
novenkii | Novenkii | 23.07.2012 18:40
На самом деле, все еще более грустно. Потому что лет сто пятьдесят назад, вертикаль власти работала! Вспомните того же Гоголя с его городничим. Как боялся он инспектора из столицы! Как местный чиновный люд дрожжал! Власть из центра могла контролировать местную, ей же назначенную.А теперь? Свежий пример Краснодарского края. Губернатора, только за то, что он фотографировался с Цапком, продвигал его, крышевал, можно было десять раз турнуть! Но он снова продемонстрировал полную профнепригодность, не только допустив невиданное наводнение, но и нагло заявив, что "на мог же он ходить к каждому и предупреждать его о грозящей гибели!". А как ведет себя "вертикаль" по отношению к кадыровщине?Нет, петровская вертикаль, была - ВЕРТИКАЛЬ. А путинская - мелочь пузатая. Только на то и годится, чтоб прикрыть озерных друзей, да спрятать по тюрьмам свободных и честных.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 23.07.2012 23:04
"Дилетант" слабо представлен, что меня огорчает, прошу всех присутствующих на сайте вывесить баннер данного издания на всех своих страницах. И ещё, надеюсь, что всё, что печатается и пишется в прессе, собирается для истории... Рич Ричмонд
AlexanderDS | Alexander DS | 24.07.2012 09:01
Со времен Петра претерпела изменения только система наказания - такого цинизма, который сейчас, не видел доселе никто....
f74770 | Владимир | 24.07.2012 20:33
Ну,и что? Какое же авторское резюме. Каком результат имеет в виду Господин Ходорковский?
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 25.07.2012 01:05
Приорёл журнал, один по просьбе выслал в другой регион. Михаил Борисович, спасибо за диалог, единственное, чего пожелаю, так это более глубже раскрывать проблемы Вами поднимаемые. Тем более, что Вы о бюрократии и строительстве государственного устройства России начали с Петра Первого, как с отправной точки, что совершенно верно. Есть некоторые вопросы, на которых мне хочется остановиться. Для начала, это то, что весь исторический период Петра Первого я бы попробовал разделить на три этапа: 1.Детство-юность. 2. Становление. 3. Начало и остановка прогресса - застой. Но, не забывая и о том, что именно Пётр стал прорывом из дремучести Российской к последующему Золотому веку Екатерины. Само же его правление было трамплином к большим преобразованиям Екатерининского пути. Рич Ричмонд
Mishenina | Irina | 01.08.2012 22:38
Рич, БЛАГОДАРЮ за журнал!!!!!!!!!
nina | нина | 25.07.2012 01:44
Михаил Борисович, все правильно Вы говорите. Я восхищаюсь Вашим мужеством и терпением. Все те кто не доволен "успехами" вертикали власти,и находятся на свободе, говорят тоже самое. Ну а что дальше? Одна говорильня!!! А жизнь все труднее и труднее.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 26.07.2012 20:24
Я, конечно, ждал более развёрнутые комментарии к статье Михаила Борисовича Ходорковского. Тема не просто разговор с читателем, а самое больное в сегодняшним (и вчерашнем и позавчЁрачшем) , с чем многие приходили на мирные митинги... Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 27.07.2012 15:55
Модернизация в России давно назрела, и была жизненно важна, прежде всего, для сохранения территориальной целостности Российского государства. В любой стране, на любом этапе развития государства в период модернизации вертикаль играет важную рол исключительно для более успешного продвижения прогресса. Конечно, при условии, что вертикаль на определённом этапе трансформируется в демократический процесс, чем даст очередной толчок развитию и гражданскому обществу. Пётр Первый с детства привык руководить всеми без исключения процессами, что у него между прочим хорошо получалось. Пётр Первый приглашал в свою команду самых разных людей – от простолюдина до иностранца-учёного, что было вполне разумно. Тут я хочу сказать, что в этом плане сам Пётр в этом видел некий прогресс (я об управлении) Свою юность он провёл в ребяческих забавах, играх в военную флотилию, что и послужило толчком в развитии всего российского флота. Но, на каком-то этапе ему не хватило мудрости (на мой взгляд) при уже созданной инфраструктуре строительства российского флота, набрать команду профессионалов-менеджеров, оставив весь процесс руководства себе и своим чиновникам-друзьям юности, кои уже погрязли в коррупции и бюрократии. У Петра были все механизмы и инструменты для решения любо вопроса, но не управления системой взаимоотношений в обществе, и в первую очередь в экономике. Да, результаты положительные есть, флот стал сильнее, развитие пошло, но база для взаимодействия предпринимателей с государством, между чиновником и бизнесменом не была, не предложена, не выстроена. Игра в войну, помогла в продолжительной войне (21-н год) но на управлении внутренними процессами в России сказалась негативно. Вчерашние полковники и генералы назначались в губернаторы, наместники в губернии, в коих никогда не были, не знают ни укладов жизни, ни местных обычаев, короче – всё через колено… именно в этот период началось отторжение практически всего, что предлагалось центром, верховной властью, даже положительного, в знак протеста. Ошибочным считаю то обстоятельство, что в России до сих пор регионам навязывают совершенно чужого человека, приезжего, не родившегося, не прожившего, не познанного и не ведающего, какой культурой живёт та или иная общность данного территория. Это период, когда по культурно-этническому и духовному миру регионов стали наноситься удары, один за другим… причём, самым разными способами. Россия пошла на ать-два, ать-два, солдафоны не вылезая из голенища стали править Россией, уничтожая ту здоровую идею модернизации, предложенную Петром Первым, отдаляя всё дальше и дальше Россию от дороги развития и продвижения вперёд. Процесс это продолжался вплоть до вступления на престол Екатерины II и начала золотого века Екатерины. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 28.07.2012 12:12
Территориальное устройство России формировалось на протяжении всей истории государства Российского. Впрочем, оно продолжается и сейчас. Яма, из которой Россия никак не может вылезти – территориальное деление, формы, принципы, по которым это устройство должно сформироваться государство российского. В мировой истории есть много примеров, на которые я бы обратил своё внимание, и в первую очередь на Соединённое королевство Великобританию. США – тоже умудрились сформироваться, и на протяжении вот уже более 200-х сот лет жить в согласии со штатами, многообразие которых чем-то напоминает Россию, разумеется, что Россия намного многообразнее и краше во всех отношениях. Здесь я уделяю должное тому, что нигде в мире Церковь не являлась институтом против которого государство устроило прямой террор. Православная Россия подверглась со времён Петра Первого гонению, в угоду государственным задачам, что было совершенно неумно, а по большому счёту - преступно. Военно-полевой образ жизни не вписывался в духовную жизнь России и уклад русского образа жизни со всеми присущим ему традиционным укладом, в том числе и старообрядчеством. Исторические события, происходившие в России при Петре Первом, его непродуманные некоторые его новшества раскололи церковный мир, что в последующем усугубляло неприязнь ко всему, что делала верховная власть. Анализ результатов петровского правления показывает: вертикаль оказалась эффективной только для ведения войны...Достижения же экономики при непредвзятом сравнении являлись весьма скромными. Ошибки истории власть никогда не изучала, не делала должных выводов и никаких уроков не извлекала… Видимо страсть к граблям, бьющим в лоб – стала некой потребностью… со всеми присущими кровавыми событиями в отношении граждан России. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 01.08.2012 23:48
Хотел бы все предыдущие экземпляры Дилетанта иметь у себя. Буду признателен за подарок. Рич Ричмонд (Это можно не публиковать)
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 01.08.2012 23:57
Да, и ещё - Дилетант, ты хорошим учеником оказался. Для роста всё есть, в добрый путь. Рич Ричмонд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||