СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2011
   34
71011
121718
2324
 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
12.12.2011 г.

Тюремные люди. Свидетель

Михаил Ходорковский, "The New Times", 12.12.2011

Часто мысленно возвращаюсь к вопросу: что такое совесть? Как мы определяем, что такое «хорошо», и чего стыдимся всю жизнь? Когда совесть побеждает страх, а когда страх – совесть? В истории, которую я расскажу, как обычно изменены имя человека и некоторые детали событий.

Леша Бадаев – обычный бурятский паренек из далекого села. Широкое, круглое лицо, черные, будто постоянно прищуренные глаза. Родителей не помнит, жил с теткой. В школу ходил 2 класса, потом работал пастухом общественного стада.

В несчастливый день сцепился с вором, пытавшимся украсть барана, - кинул в него камнем и попал в голову. Но вор оказался мужиком крепким и быстро очухался. Подбежавший Леша испугался, запаниковал и совершил непоправимое – ударил камнем еще раз. Потом – еще раз.

Поняв, что произошло, - бросил стадо и удрал.

Поймали его случайно, спустя несколько месяцев, за тысячу километров от дома, когда он пытался украсть еду.

Суд, приговор за убийство – 6,5 лет. Справедливый, с учетом всех обстоятельств. Колония для несовершеннолетних и вот – «взрослая» тюрьма.

Немая сцена

Я встретился с Лешей на швейном производстве, где он нашел себе пристанище. Работящий парень, молчаливый, незаметный.

Спустя некоторое время мне объявили взыскание, и я подал на администрацию в суд. Неожиданно узнаю, что Лешу вызывают свидетелем. Сомнений у меня нет – скажет то, что от него потребуют. В лагере много способов «убеждения».

И вот – суд. Собрались все «главные люди»: начальник лагеря, начальник оперативного отдела, замы. Заседание ведет председатель городского суда.

Вызывают Лешу. Он явно растерян и испуган, говорит запинаясь, но правду! Мы переглядываемся с адвокатом, ничего не понимая. Напротив нас также переглядываются наши оппоненты.

Судья отпускает Лешу, он выходит за дверь и тут же возвращается.

- Он, - Леша показывает на начальника оперотдела, - дал мне две пачки сигарет и сказал, чтобы я врал.

Смотрю на сидящих напротив. Опер внешне спокоен, начальник медленно багровеет.

- Но я врать не стал, сказал правду. А сигареты – вот они.

И отдает судье пачку LM, признаваясь:

- А вторую я скурил. У меня таких сигарет никогда не было.

Как говорится, «немая сцена».

- Ну я пойду или еще что-то надо?

-Иди, иди, ты уже все сказал, - раздается голос начальника.

Леша выходит, «немая сцена» продолжается. Наконец, председатель суда произносит:

- Все в протоколе. Если с этим парнем что-то случится – дам ход протоколу.

После суда подхожу к Леше.

- Зачем ты так поступил? Знаешь же, будут проблемы.

Он поднимает свои прищуренные глаза:

- Вы мне ничего плохого не сделали. Я так не могу.

И уходит.

С кем торгуемся?

Потом были лагерная жизнь и неизбежная расплата. Иногда, выходя из карцера, я узнавал, что там же – Леша. С производства его сняли. Но при случайных встречах Леша улыбался: «Все нормально!»

Конечно, произошедшее стало в подробностях известно всему лагерю. И когда я попросил сообщить мне немедленно, если все-таки Лешу попытается кто-то бить (такие методы достаточно обычны), ответом мне было удивленное: «А кто решится? Администрация боится, зэки теперь уважают…»

Через полгода меня увезли в другую тюрьму. Лешин срок давно закончился. Что с ним стало? Не знаю и не хочу выяснять, чтобы не создать проблем человеку. Но очень надеюсь, что он идет по жизни без страха и с достоинством.

Сделка с совестью – соврать, смолчать, «не заметить» ради своего спокойствия, прикрываясь интересами своей семьи. Успокоить себя, что «такое время», что «все такие».

С кем мы торгуемся на самом деле? Как узнаем, что «та сторона» - наша совесть – от сделки отказалась? Когда сами окажемся один на один с бедой?

Или потом, на краю, подводя окончательный итог своей жизни, мучительно осознавая, что «бег между струйками» окончен и остается только память? Но уже ничего не изменишь?

Михаил Ходорковский, ИК-7, Сегежа, Карелия.

* * *


What is a conscience?

By Mikhail Khodorkovsky
Translation from The New Times column originally published December 13, 2011
(This piece reverted back to the intellectual property of Khodorkovsky on January 27, 2012.)

I often find my thoughts coming back to the question: what is a conscience?

How do we determine what is “good” and which things we are ashamed of for our whole lives? When does conscience defeat fear, and when does fear defeat conscience? One of my experiences in prison underscores this point in a very stark and moving way. (In the story I am about to tell, the name of the person and certain details of the events have been changed as usual.)

Lyosha is an ordinary young fellow from a far-off village with a broad, round face, black eyes that seem to be perpetually squinting. He does not remember his parents; he was raised by an aunt. He had two grades of schooling and then worked as a shepherd tending the communal flock.

One ill-fated day he tangled with a thief who was attempting to steal a sheep. Lyosha threw a rock at him and hit his head. But the thief turned out to be a robust man and quickly came to. Lyosha, who had just run towards him, panicked and did something that could not be undone: he hit him with the rock again. And again. And again.

Having understood what had happened, he abandoned the flock and ran away. He was caught by chance several months later, a thousand kilometers from home, when he was attempting to steal food. A trial followed, with a conviction for homicide. A six-and-half-year sentence. A just sentence, taking all the circumstances into account.

He was first sent to a colony for minors and then transferred to a “grownup” jail, where I met him in the sewing workshop. He was a hardworking fellow, not talkative, inconspicuous.

After some time the prison administration issued me a reprimand, and I filed suit against the administration. Unexpectedly, I found out that they intended to call Lyosha as a witness. I had no doubt that he was going to say whatever they demanded of him, for in camp there are many methods of “persuading.”

At the trial all of the usual suspects appear: the chief of the prison camp, the chief of the “operatives” (essentially thugs in uniform) and their deputies. The hearing was presided over by the chairman of the city court.

They call Lyosha to the stand. Obviously confused and scared, he stammers. But he speaks the truth!

My lawyer and I exchange glances, not understanding what’s going on. Across from us our opponents are likewise exchanging glances with one another. The judge dismisses Lyosha, but the former star witness returns a moment later. He points at the chief of the operative department and says, “He gave me two packs of cigarettes and told me to lie.”

I look at those sitting across from me. The operative is calm and composed on the outside, but the chief is slowly turning a shade of purple.

“I wasn't going to lie,” Lyosha says. “I told the truth. And the cigarettes? Here they are.” And he hands the judge a pack of L&Ms, admitting that he smoked the second pack, adding, “I've never had cigarettes like these before.”

Silence envelops the courtroom. Finally, Lyosha speaks up. “Well, I'm going to go, or do you need anything else?”

“Go, go, you've already said everything,” the voice of the chief booms out.

Lyosha leaves as the stunned silence returns to the courtroom. Finally, the chairman of the court pronounces:

“Everything is in the trial record. If anything happens with this fellow, I’ll make sure the record goes public.”

After the trial I approach Lyosha. “Why on earth did you do that?” I ask. “You know perfectly well there will be problems.”

He lifts up his squinting eyes. “You haven’t done anything bad to me,” he says. “I couldn’t do it,” he mumbles, and goes away.

Then came camp life and the inevitable payback. Sometimes, coming out of the cold dark dungeon, I would learn that Lyosha is there, too. They took him off of production in the sewing shop. But during chance encounters Lyosha smiled. “Everything's normal!” he’d say.

Of course, what happened in the courtroom became known to the whole camp in detail.

When I asked to be informed promptly if someone attempted to beat up Lyosha, as such methods are commonplace, the reply was an astonished, “And who's going to have the guts to do that? The administration is afraid. The zeks (prisoners) now respect him.”

In half a year they moved me to another jail.

Lyosha's term has ended a long time ago. What became of him? I don't know, and I don't want to inquire so as not to create any problems for him. But I very much hope that he is going through life with dignity and without fear.

It’s not hard to make a deal with your conscience – to lie, to keep your mouth shut, not to notice for the sake of your own peace and tranquility, hiding behind your own interests. To mollify yourself by saying, “That's the kind of times we live in” and “everybody’s like that.”

Who are we really negotiating with when we strike such a deal? And how do we find out when the other party – our conscience – has refused to make this deal?

Is it when we find ourselves face-to-face with adversity? Or is it later, when we are tallying up our life’s deeds, agonizingly aware that the rat race is over and only memory remains?

But at that point, isn’t it too late to change anything?




Комментарии
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 12.12.2011 11:15
Что такое совесть?
"Я только знаю, что совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго!"
Ю.Ким "Диалог о совести"
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.12.2011 11:20
Михаил Борисович, дорогой Платон - боец с Большой буквы, Алексей Пичугин, друзья, сегодня сон приснился, как я проснулся в первую ночь после того, как меня отправили в гнившей одежде, в которой я пробыл в подвале 2,5 месяца в городе, где я стал изгоем. Первое, что я увидел тюремное окно, куда баландёры ангидрит подают (это такой растворитель из гнилой квашенной капусты, после которого жога, твой главный желудочный спутник) и зэки, воюющие с бельевыми вшами, первое слово, которое говорят всем: "Живой?" Я отвечаю, Да, немного, и начинаю, как все чесаться. Эх, есть о чём вспомнить. Рич Ричмонд
anatoliy_pipa | Анатолий | 12.12.2011 11:22
Возвращайтесь к нам скорее. Пожалуйста! Михаил Борисович, надеюсь к Вам доходят сообщения с московских площадей? Берегите себя! Всех политических заключённых ждём с нетерпением на воле.
12345678krym | Роман | 19.12.2011 00:06
и что вы будете делать все на месте власти?будете зарабатывать!!!!
linen | Елена | 06.02.2012 23:33
абрамович?
Swettlana | Swettlana | 12.12.2011 11:32
Потрясающе. Слезы сами на глаза наворачиваются.
Спасибо, Михаил Борисович. Как все просто на самом деле...
deputat | Павел Вислогузов | 16.12.2011 20:28
Я надеюсь, Ходорковскому доходят наши посты - немного улыбки:Читаю пост Светтланы,и вспоминаю Высоцкого \он сейчас поёт у меня в наушниках, закладка на Одноклассниках параллельно с написанием текста\:Я пишу!А слёзы - душат! И капают! \письмо в деревню передовика производства\.
Надеюсь Вы с пониманием воспринимаете наши слова.Мне жаль времени проведеного в неволе Вами,рядом с людьми,убившими за барана человека.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.12.2011 11:36
Господи, сколько детишек власть не заметила, прошла мимо них горя. А сколько их ещё по белу свету скитается, одному Господу известно. Я читаю это повествование и думаю;Михаил Борисович, что нужно живой душе, чтоб быть зрячим? Наверное, доброта и человечность, родительские внимание и любовь к ближнему. Мы стали бельбом у мародёров именно потому, что наша доброта им стала ненавистна. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.12.2011 11:42
Про слёзы не стал писать, само собой, они появились и не от того, что произошло, а от голоса, который слышу, от того, что чувствую сердцем. Неизвестный Ходорковский и его душа, наполненная добром, которым всю свою жизнь делится с нуждающимися. Об этом будет отдельное кино, как я думаю. Рич Ричмонд
deputat | Павел Вислогузов | 16.12.2011 20:20
Коллега \я тоже пытаюсь в Сети что-то хорошее делать\ - в русском языке словосочетание "отдельное к и н о" звучит в имеющемся контексте издевательством над адресатом.Нужен хороший консультант-стилист для переводов на русский,иначе - царапает восприятие...С уважением,Павел.
Gutman | Любовь | 12.12.2011 11:56
«Жить не по лжи!» — снова актуально (Александр Солженицын)
aist11 | Вячеслав | 12.12.2011 11:58
Замечательная зарисовка. Спасибо Михаил Борисович.
Valter | Валерий | 12.12.2011 12:10
Совесть (она же чувство собственного достоинства) - это врожденное качество. Оно не зависит ни от уровня образования, ни от материального состояния, ни от каких-либо иных факторов. Поэтому мы на одних и тех же нарах, рядышком, можем наблюдать и безграмотного бурятского парня, который не смог сподличать пусть даже в таком "пустяковом" деле, и высокобразованного топ-менеджера, который мог в свое время не возвращаться в страну, но зачем-то вернулся...

Одно только вот гложет и бередит душу... Что этот пример элементарного проявления человеческой совести привел к тому, что теперь "администрация боится, а зэки уважают.."
Может пора поменять их местами? Ведь так хочется... и должно быть, чтобы было наоборот...
shut_nik | Евгений | 12.12.2011 12:20
Люди истосковались по ПРАВДЕ... 10-го в Москве это особенно ощущалось! Волны в разных местах, но такие схожие...
fsv | Сергей Фищенко | 12.12.2011 12:21
МБ не расшифровывает в рассказе, чем действительно пожертвовал Леша ради своей совести.
Из Лешиной биографии видно, что практически никакой поддержки от своей родни он не получал и работа для него являлась самым важным (если не единственным) источником дохода, который можно потратить на себя в ларьке - на те же сигареты, "глюкозу", бытовые предметы. Кроме того, "работяги" более легко шли на УДО. Очевидно, именно этим - угрозой лишить и дохода, и близкой свободы и "прихватил" опер Лешу. Две пачухи LM были лишь "десертом" в их торге. И вот все это - и свободу, и деньги - убийца Леша в своей душе взвесил против в общем, не очень крупной подлости, и решил, что спокойная совесть дороже. Потрясающе. Леша с двумя классами образования понимает, что за все придется ответить, и за мелкую подлость по отношению к практически незнакомому человеку - тоже. И не может поступить не по совести. Теряет, казалось бы, все - и счастлив. Уверен, Бог его не оставит - такие поступки "просто так" не проходят.
И у чурова его подлости "просто так" не пройдут. В сети появился материа со статистическим анализом официальных результатов выборов ( например http://www.gazeta.ru/science/2011/12/10_a_3922390.shtml ). Это абсолютно неопровержимое свидетельство одновременно двух фактов - на выборах 2003, 2004, 2007, 2008, 2011
1) В промышленных масштабах за е.енороссов и их "презика" вбрасывались бюллетени или "подправлялялись" итоги - наиболее ярко это проявляется на диаграмме "явка-результат" и в аномальных "пиках" вокруг "круглых" цифр е.енороссии;
2) У остальных партий результат также систематически занижался - слишком "толсто" в низких значениях результата и слишком "тонко" в высоких.
Это неопровержимый факт и его невозможно ни скрыть, ни чем-либо иначе проинтерпретировать, кроме ка гигансткой, в масшабах всей страны, состоявшейся фальсификации. чуров и его шайка совершили чудовищную подлость по отношению к десяткам миллионов своих соотечественников - это теперь можно считать установленным. И они спят спокойно - даже шутки "про волшебников" шутят. Если мы позволим им и дальше так "спать спокойно" из-за нашей лени, страхов, гордыни или чего-нибудь еще - то мы и мизинца Лешиного стоить не будем. Нам и так до него далеко - но хоть постараться-то надо?
И напоследок рискну предположить, что мы всегда знаем, с кем мы торгуемся, пытаясь действовать не по-совести. Просто нам иногда кажется, что оно того стоит, и приобретения будут больше, чем потери. И мы всегда знаем, что совесть никогда на неправедную сделку согласия не давала и не даст - и тем не менее пытаемся что-то выкружить, проскользнуть между струйками. Это все признаки одержимости. Каждого из нас. Это никуда не исчезнет - но пытаться-то вырваться из этого безумия надо! Тогда не очень стыдно будет в оконцовке - да, не получилось, но хоть пытался!
Прекрасный рассказ - и просто восхитительный язык.
Спаси Вас Господь, Михаил Борисович.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.12.2011 23:44
Не пожертвовал, а проявил мужской характер. арень знает, что такое предательство, тем более, что он детдомовский. У нас немного другие представления о жизни, мы звёзд с неба не хватаем. В любом случае, эта история о том, что простой детдомовский парнишка не сломлен мародёрами.
fsv | Сергей Фищенко | 13.12.2011 14:52
Ну мы тоже - не из графьев :-)
Для меня все же более важно в этом рассказе состоит в том, что первоначально согнутый Леша (согласился ведь!) нашел в себе душевную силу распрямиться. Причем знал ведь, что поплатится всем -и близкой свободой и деньгами - и все равно не пошел пртив своей совести. Как там данилочкин мяукнул: "этот приговор будет со мной до конца жизни"? Золотые слова, в точку попал. Именно - до конца жизни его подлость будет с ним. Пока не покается.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 13.12.2011 16:11
Лёшу пригласили быть свидетелем, свидетелем правды. Это важно, А вот то, что Лёша не испугался Кума, и поступило по-мужски, делает ему честь.
SVA1968 | Владимир Степанов | 12.12.2011 12:28
Господи, в которого я не верю - как я хочу, чтобы Ты - был, и чтобы каждый получил то чего он достоин - хотя бы там, за чертой...
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 16:07
нет правды на земле,
но правды нет и выше...(с)
увы.....
fsv | Сергей Фищенко | 12.12.2011 17:02
Не соглашусь с Вами, уважаемая Алла Петровна. И с Сальери, из уст которого исходит эта цитата, я не согласен. И Пушкин, очевидно, с Сальери не соглашался :-) ( а с Моцартом - очень даже соглашался). Это типичная "отмазка" циников.
Правда на земле есть - но она не где-нибудь "вне", а "внутри". Называется она "голос совести". Он никогда не молчит и никогда ни у кого не ошибается. Можно, конечно, научиться его не слышать какое-то время, но все равно рано или поздно приходится ему отвечать. В рассказе МБ Леша именного его - голоса своей совести - и испугался больше, чем всех оперов, всех судей и всех хозяек, вместе взятых. Чистый Моцарт :-)
С уважением, Сергей.
deputat | Павел Вислогузов | 17.12.2011 19:39
Т а м ,за чертой каждый получит с в о ё точно.Николай Александрович Романов получил в свой последний приют на Коптевской дороге бутыль с серной кислотой...Нынешние ,надеюсь,до э т о г о страну не доведут.
mbkol | Михаил | 12.12.2011 12:29
Думаю, что "наши лжесвидетили" врятли понимают слово совесть, так как живут животными инстинктами.
Политическая лень нашего народа пораждает таких "опервертухаев". Молчание - это предательство? Да, если молчать всегда. И потом уже, ничего не изменишь...
lavsel | Сергей | 12.12.2011 12:33
Прекрасный сюжет! Очень ко времени, хотя это сюжет классический, "на все времена".
Очень хотелось, чтобы его прочли председатели и члены избирательных комиссий, многие из которых по всей стране творили своё грязное дело фальсификации "выборов". Эти чуровские "чудеса"!
Огромное число этих людей оказались причастны к самому настоящему ВОРОВСТВУ!
Они попросту обворовали миллионы простых сограждан, выслуживаясь перед своим начальством! Они поучаствовали в нравственном растлении своих сослуживцев, своих детей, показывая, что ВСЁ продаётся и покупается! И в первую очередь СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО.
И, что самое потрясающее,- это не в условиях СИЗО или ИТК, не в условиях голода или пыток, а в совершенно обыденной жизни!!! Продажность и предательство, лживость и трусость, теперь это наши будни!
Именно это- оборотная сторона той "стабильности", которую нам с таким усердием втюхивали тандемщики взамен наших прав и свобод!
До героя этого рассказа им так далеко, ведь этот Лёша - ЧЕЛОВЕК, пусть и лишённый свободы!
А они, простите за прямолинейность, просто ДЕРЬМО, хотя и преуспевающее на свободе. А дерьмо, как известно, не тонет! Но от этого оно не перестаёт быть дерьмом!!!
Но что ещё хочу добавить, после прошедшего грандиознейшего митинга в столице и других городах...
К великому сожалению, очень многие до сих пор ещё считают, что не участвуя в жизни своего народа, отсиживая задницу на диване, они проявляют свою "мудрость", "индивидуальность" или "протест против обмана"...
Это самоопускание до уровня маргинальных алкашей или записных придурков и нахлебников, ставит их на уровень личностей, о которых Дмитрий Быков замечательно сказал:
"Говно ведь сроду ни во что не верит,
Как только в то, что всё кругом говно".
А потому, выйдем ещё и ещё раз, доказывая, что мы ЛЮДИ!
Пока Власть не услышит нас!
Пока не будут выпущены политзеки, пока не пройдут нормальные выборы,.....................................................­..............

Сергей Львович.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 16:04
Уважаемый Сергей Львович,
пользуясь случаем позаолю себе спросить у Вас:
-допустим отменят результаты выборов и считать станут без подтсовок.
И ЧТО?
В Думе окажется больше коммунистов, лдпээровцев и справедливоросов?
Что изменится?
Может быть надо начинать не с конца - подсчёта голосов,
а с начала - с пересмотра участников ?
А?
Звучали ли эти требования на площядях, или только с чуровым боролись?

Вспоминается русская сказка о вершках и корешках.....
не пытаемся ли "искоренять вершки",
а не "зреть в корень", а?
kazur0 | Казак Уральский | 12.12.2011 17:21
Звучали. А также требование свободы всем политзаключенным.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 23:30
Спасибо, порадовали!!!
deputat | Павел Вислогузов | 17.12.2011 19:34
Сегодня прочёл в "Ъ" что Европейский суд не признал Ходорковского политзаключённым.Читаю Прохорова о "помиловании" Ходорковского \ в разных изданиях\ - не вижу ожесточения политической риторики,так - " ...сходим в политику,посмотрим что там...".Ещё раз - почему мне интересен Ходорковский:власть со мной,как с ним поступает. Пока Лебедев будет Председателем Верховного суда Рф,пока Чайка будет Генеральным Прокурором России - всё будет по-прежнему у м е н я \и у Ходорковского т о ж е\. Господи,вразуми правителей,пусть уйдут,пока у м е н я \и у Ходорковского\ есть время прощать их ошибки.
lavsel | Сергей | 12.12.2011 17:42
Дорогая Алла Петровна! Я упомянул только о паре шагов, все пункты резолюции митинга можно найти в НГ, в сайтах, посвящённых этому событию, их немного, но они полностью связаны и охватывают все наши
первостепенные проблемы на сей день!
А дальше, дальше надо продолжать отстаивать шаг за шагом свои права!
Приглашайте своих друзей на следующий митинг...Слово, высказанное НАРОДОМ должно дойти до тугих ушей коррумпированной власти, присосавшейся к штурвалу золотой галеры.

С уважением,
Сергей Львович.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 23:36
Ув. Сергей Львович,
спасибо, категорически с Вами согласна:
в91м мы доверились своим вождям, оставили их "без присмотра, без надзора",
и были обмануты во многом.
надеюсь, урок пошёл впрок.

".... не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладоней со лба..." (с)
ikrabtri | Ирина К. | 12.12.2011 19:12
закон - это не вершки, а основа любого цивилизованного общества. Остальное прилагается.
Milla | Milla | 13.12.2011 15:15
Вы озвучили мою мысль.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 15.12.2011 01:46
ИринаК., Milla,
во-первых, вы (мн.ч.) меня не поняли,
ну да ладно, даже не стоит говорить,
(всё равно не поймёте...)
;
во-вторых есть вещи, которые ВЫШЕ Закона,
это МИЛОСЕРДИЕ,
(вчера по ТВ рассказали, как по Закону арестовали банковский счёт
(и сняли с него детские пособия) матери 3х детей - инвалидов,
кот. задолжала банку.
И всё - по Закону...
блиннн)
ikrabtri | Ирина К. | 15.12.2011 23:50
закон не отменяет общечеловеческие ценности, а их защищает. Они (ценности) в основе законов цивилизованного общества. Когда законы соблюдаются частично, то получаем то, что имеем: всем заключенным можно друг друга угощать сигаретами, а Ходорковскому - нет. Не случайно Европарламент порекомендовал России учредить независимый суд. PS По поводу милосердия... Точнее формулируйте и будет Вам счастье: не надо требовать милосердия от закона. Просите его у судьи, Президента, людей. Чем цивилизованней страна - тем меньше об этом приходится просить. Но для этого власть не только должна соблюдать закон, но и создавать условия для его соблюдения.
veve | veve | 12.12.2011 12:40
А почему бы не найти того Лешу.. Может ему помощь нужна, какя не мудрящая. Может к стоматологу приличному отвести чтоб гнилые корни выдернул, или училке денег дать чтоб читать и считать мужика научила... Сказка бы реальность приобрела...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 12.12.2011 14:43
Вы совершенно правы, уважаемая veve. Благородство тоже нуждается в поощрении.
В.С.
osen925 | Оксана | 12.12.2011 12:44
....Еще один урок... честности и порядочности... Дай Бог, чтобы таких людей было гораздо больше, таких как Леша, таких как Василий Алексанян, как Алексей Пичугин, которые не сломались несмотря ни на что...
Здоровья Вам крепкого Михаил Борисович, Платон Леонидович, Алексей Пичугини все.. все.. все.. кто пострадал от этого выдуманного безумия.
Добро обязательно победит зло!!! И очень скоро!!!
ikrabtri | Ирина К. | 12.12.2011 19:16
)особенно, если добрые люди будут этому способствовать
nkaterli | Нина Катерли | 12.12.2011 13:35
Спасибо, МИхаил Борисович! Совесть вликая вещь. Бессовестных не бывает.Это то, что называют духом Божиим. Если эти люди глухи и совести своей не слышат, их накажет жизнь.
LZ320 | Людмила | 12.12.2011 13:47
Дочитывала "СВИДЕТЕЛЯ"-спазм, комок в горле! СПАСИБО МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ! Не все, даже в заключении, живут ПО ПОНЯТИЯМ!Сколько не старалась гбшная вороватая циничнаяи подлая путинская свора серых бесчестных людишек ввести в России жизнь по понятиям! Преклоняюсь перед личностью ХОДОРКОВСКОГО!!! 10.12. мой сын и 2 внука были на МИТИНГЕ. Наконец россияне восстали против унижения и беспросветной путинской подлости и лжи. У меня появилась надежда дожить до РОССИИ БЕЗБАНДЫ ПУТИНА!!!
yelena_ya | Елена | 12.12.2011 13:47
Уважаю таких людей, они настоящие!
Rpo | Роман Поликарпов | 12.12.2011 13:50
Уверен, что правда и ложь, честность и обман - это важнейший водораздел добра и зла.
Сегодня в фейсбуке решил поделиться с окружением своими мыслями на эту же тему. И чуть позже увидел Ваш текст. Делюсь своими мыслями с Вами.

Стремление человека обмануть приводит к тому, что выдающиеся полезные общественные идеи обращаются против нас.
Биржа. Первоначальная идея прекрасна – создать инструмент для общественных инвестиций и создать рынок, где встречаются покупатели и продавцы. Ложь исказила первоначальную идею до неузнаваемости. Биржа служит местом, где владельцы крупных капиталов отнимают деньги у мелких инвесторов и, в итоге, разоряют их. Прибыли инвестору не гарантируются.
Выборы. Первоначальная идея – создать инструмент, с помощью которого граждане, выражая свое самостоятельное мнение, выбирают наиболее подходящего (сильного, умного, талантливого, нравственного) представителя из всего сообщества. Ложь искажает эту процедуру до такой степени, что избиратели не знают истинные качества кандидата, а если и знают, то их голоса воруются, не засчитываются. В результате выборы превращаются в фарс и дискредитацию идеи честного, здорового общества.
Капитализм. Первоначальная идея – производить продукты, которые делают жизнь общества легче, интереснее, открывают перед обществом новые возможности. Эта идея делает осмысленными науку, производство, творчество, искусство. Все сферы нашей жизни должны становиться лучше с каждым днем. Но ложь и обман дискредитирую капитализм, подменяя истинные ценности банальным обладанием деньгами. Сила концентрируется не в знаниях, а в деньгах. Формируется культура не знаний, а денег. Смещается акцент в ценостях. Качество товаров падает, появляются псевдо продукты, псевдо лекарства, псевдо искусство. Кстати, социализм – это идея о том, как преодолеть культуру денег, и вернуться к развитию в человеке знания, профессионализма, творчества. Но и эта идея пала из-за преобладания лжи над правдой. Желание выиграть на обмане рождается в головах отдельных людей, и, в случае успешного обмана, разрастается в обществе как раковая опухоль. Когда мы все говорим одно, а делаем другое, общество начинает задыхаться и умирать.
Все вдохновляющие идеи рождены правдой. Но что происходит с ними потом? Эти идеи начинает съедать изнутри, как плесень, ложь. И уничтожает все. Сегодня мы это видим повсюду. В образовании. В медицине. В правосудии. В искусстве. В науке. В семье. Почти во всех общественных сферах жизни человека. Похоже, мы, как общество, больны. Болезнь эта вызвана идеей-вирусом, который надо искоренить. Эта мем звучит просто: «Если я обману, я выиграю!» Этот выигрыш – Пиррова победа. В долгосрочном плане мы проиграем все вместе.
Можно ли с этим бороться? Я думаю, что можно. Водораздел правды и лжи находится внутри человека, в его ценностях. Что делать? Для начала надо перестать лгать самим себе и своим близким. Не надо никого обвинять. Сражение происходит не вовне, а внутри нас. Надо научить не лгать своих детей. Затем искоренить ложь из общественной жизни. Представьте, что наше общество через несколько поколений кропотливого и ежедневного труда создает культуру, в которой люди делают то, что говорят. Где честность – неотъемлемое качество гражданина, где говорить правду и жить по правде – это привычка, правило, такая же, как чистить зубы. Это будет безопасное, сильное, умное общество. Это –здоровый способ развития. Чтобы этого достичь, надо начать «держать планку» внутри себя.
В Краснодаре на днях поставили памятник Александру Невскому. На нем я прочитал слова: «Бог не в силе, Бог в правде!»
fsv | Сергей Фищенко | 12.12.2011 18:37
Роман, искренне рекомендую Вам, если до этого не читали, прочесть "Братьев Карамазовых". И "Дневник писателя" в части, относящейся к периоду написания "Братьев.."
Там найдете очень многое, созвучное вашим мыслям.
С уважением, Сергей.
Rpo | Роман Поликарпов | 13.12.2011 12:41
Спасибо, Сергей!
"Братьев Карамазовых" перечитаю. Не помню их совсем. Школьные уроки литературы в свое время отбили охоту читать Достоевского. Люблю этого писателя только за "Дневники", которые читал уже в зрелом возрасте.
Роман.
fsv | Сергей Фищенко | 13.12.2011 17:35
Тогда я Вам завидую - переоткроете для себя великого и необычного гения и пророка.
Сам перечитал ФМ лишь три года назад - и был потрясен его светлой верой и глубиной и силой пророчеств. Причем после "Братьев..." уже перечитываешь и переоткрываешь абсолютно всего Достоевского.
Сергей.
novenkii | Novenkii | 13.12.2011 02:16
Смотрю я на человека, стоящего рядом и говорю ему красивые слова о жизни, земных радостях, просто о пустяках, ласкающих слух, а сам думаю: да, старик, ну и сдал же ты за последний год. Смотри какие у тебя отеки под глазами, как небрежно ты одет, в уголке рта остались следы утреннего ёогурта. Похоже ты сдался. Как считаете, я должен все это ему вывалить? Резать правду-матку? Если у человека глаза потухли и ты начинаешь ему об этом же талдычить, поскольку - прадолюб.... Увольте. Я думаю иначе. Правда хорошо, а милосердие - выше. Ваше правило дало течь. Нет незыблемых правил, а истина - одна: сначала было Слово. Мы должны вспомнить кто мы, откуда и как возникли. Для чего созданы, камо грядёши? Истина в том, что жить надо, по Б-жески. В этом проблема. Народ отвратили от главного. Мы забыли, что нас создали по образу и подобию. И когда мы ломаем подобие, ставя жизненной целью материальные блага, непременно возникает ложь, а вместе с ней все прелести зла. Когда марксизм провозгласил, что бытие определяет сознание, он обрек человечество на горе-горькое. К сожелению, Россиия оказалась в эпицентре этих событий. С радостью принялась она строить новый мир. "Строили мы строили, и наконец, построили."
Rpo | Роман Поликарпов | 13.12.2011 12:37
Не сказать правду и солгать - это разные вещи. Когда вы своей правдой причините боль человеку - вам решать, говорить ее или нет. Согласен, что из-за милосердия лучше помолчать о том, что вы думаете. А лгать человеку, какой он прекрасный и воодушевляющий, когда вы так в действительности не думаете - это вред. И вам, и ему. Я говорю о лжи. О подмене истиных понятий ложными в угоду своих целей.
tintoret | Alexander | 14.12.2011 11:51
"Когда марксизм провозгласил, что бытие определяет сознание, он обрек человечество на горе-горькое. К сожалению, Россиия оказалась в эпицентре этих событий. С радостью принялась она строить новый мир. "Строили мы строили, и наконец, построили.""
А до того, как марксизм сделал это, была полная гармония... Во всех мировых проблемах на протяжении тысячелетий виноват марксизм? Что-то тут с причинно-следственоой связью не то... Не находите?
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 15.12.2011 11:44
Ну что вы за народ такой, которого так легко можно отвратить от главного. Вы, novenkiе, может и забыли, а мы, старичьё, ещё кое-что помним (кто в маразм не впал, конечно). И теперь пытаемся перестроить то, что вы "наконец, построили". Может поможете? Хватит ныть. Присоединяйтесь.
novenkii | Novenkii | 15.12.2011 22:35
Уважаемая Марина. Перестроить можно только то, что имеет добротный фундамент. Если вы помните, то "построили", предварительно разрушив до основания. На новом фундаменте, на теории Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Видите, я тоже кое-что помню. Возможно потому что мне 72. Так вот перестраивать светлое здание, 70 лет строившего себя развитого социализма, мне кажется, не надо. А надо строить каждому себя, по меркам, как вы правильно поняли, заданых Создателем. Это, самое трудное для четвертого поколения агрессивных атеистов. А ведь все беды именно отсюда. Хлеба и зрелищ, требует "народ", вместо того, чтобы спросить себя в чем смысл жизни. Не надо спешить с ответом и ломиться в открытую дверь. Надо начать думать до того, как вы сумели открыть банковский счет.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 16.12.2011 09:19
Уважаемый Novenkii!
Я и сама всегда с удовольствием принимаю участие в хорошей игре. Но только до тех пор, пока она не переходит ту грань, за которой начинается использование административного ресурса для сведения личных счётов. Я-то, наивная, считала, что эта грань должна быть хорошо известна вам, "ходорковцам".
Надо начать думать до того, как ломиться в открытую дверь. Вот с этим я абсолютно согласна.
С уважением.
Марина
aist11 | Вячеслав | 16.12.2011 16:52
Уважаемая Марина, нам "ходорковцам", а Вам ...?
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 12.12.2011 13:51
За Любовь и Совесть - спасибо не говорят - они вообще - надприродные и загадочные вещи)) НО ЗА РАССКАЗ СПАСИБО И ХРАНИ ГОСПОДЬ ВАС, МИХАИЛ БОРИСОВИЧ И ЭТОГО ТАКОГО СВЕТЛОГО МАЛЬЧИКА!! за рассказ - СПАСИБО БОЛЬШОЕ)
arkadi | лариса | 12.12.2011 13:51
Даже не знаю ,что писать ,а когда читала муражки бегали,хоть кто нибудь понимает ,что есть люди простые ,но с чувством собственного достоинства,порядочные и честные.Михаил ,я ничего не могу для Вас сделать,но молюсь за Вас как могу,мне жаль ,что так у Вас сложилось.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 15:51
Согласна с Вами, Лариса,
чувство собственного достоинства -это Дар Божий.
Хорошо, что одарили малограмотного "сына степей",
но почему не высокообразованного профессорского сына,
ДАМа.????
Понимаю,это риторический вопрос.....
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 12.12.2011 13:53
Прочёл комментарий и ВСЕМ СЕРДЦЕМ ПОДДЕРЖИВАЮ :veve | veve | 12.12.2011 12:40
А почему бы не найти того Лешу.. Может ему помощь нужна, какя не мудрящая. Может к стоматологу приличному отвести чтоб гнилые корни выдернул, или училке денег дать чтоб читать и считать мужика научила... Сказка бы реальность приобрела... ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ КАК? НАЙТИ И ПОМОЧЬ - ПРОСТО В СВЕТЕ НАБЛИЖАЮЩЕГОСЯ РОЖДЕСТВА))??
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 12.12.2011 14:35
Комок в горле. И сразу ощущаешь, как по всей бесовской вертикали от самого главного беса на самом верху до последнего вертухая идёт страшная безжалостная волна, разрушающая божественное начало в человеке - его честь и совесть. Герою очерка и его автору низкий поклон. Бесовской системе презрение и ненависть.
Хочется надеяться, что Михаил Ходорковский будет удостоен премии имени выдающегося правозащитника Андрея Сахарова.
lavsel | Сергей | 13.12.2011 18:12
Дорогой Владимир Сергеевич!
Читая этот крохотный сюжетик про Лёшу, так защемило сердце, как при первом прочтении Солженицынского "Матрёниного двора"! Тот же крайне высокий камертон непритязательной, глубинно-народной совестливости, чистоты и сострадания...

И вот ещё одна мысль, прозвучавшая в этом обсуждении...
Высказала её молодая,по сравнению с нами, стариками
gkhisametdinova | Гузаль | (12.12.2011 19:34):
"...Глубоко уверена, что если бы в том самом 2003 году М.Б. не вернулся бы добровольно под арест, сегодня он был бы трусом, дав Путину в этой истории сиять нимбом своей «непорочной» репутации. Сегодня для меня поступок Ходорковского вызывает уважение и подпитывает мое гражданское сознание. Сегодня я хочу другой власти, которая не будет решать свои мужские терки сибирской ссылкой..."
Очень точное наблюдение, и если его развить дальше, то именно мужественное и самоотверженное поведение Ходорковского позволило всем нам вскрыть истинное "личико" мстительного "хозяйчика" России, которое сегодня, в свете последних событий (и на Болотной площади), уже окончательно омерзительно и нетерпимо!
Таким образом, МБХ принадлежит приоритет в разоблачении этого скользкого и увёртливого строителя воровского-ГБшного режима, имитирующего Государство "РОССИЯ"...
Причём для этого, Михаилу Борисовичу и его соратникам пришлось пожертвовать собственной свободой, здоровьем, а некоторым, и жизнью!
Так не забудем же этого ни 24-го декабря,
ни потом, когда встретим их уже на свободе!!!
Я верю в это!

С огромным уважением,
Сергей Львович.
korneeva1960 | Ольга | 12.12.2011 14:44
Мальчику надо помочь,только каким образом мы не знаем даже настоящего имени,надо связываться с адвокатами Михаила Ходорковского,что бы помогли выйти на этого мальчика
Y2kota1sobaka | Igor | 17.12.2011 22:34
Таких "Лешь" много в России и если есть возможность помочь-оглядитесь вокруг и помогите кому сможете.А добро не пропадет и дойдет до Леши.И добра в мире прибавится.)))
Alexander_Apatin | Александр Апатин | 12.12.2011 16:27
Узнать бы фамилию председателя: будет аргументом за то, что Судьи ещё не все перевелись.
Stanislav | Станислав | 12.12.2011 16:44
Если бы хоть раз России повезло с руководством за 1000 лет. А то какие-то гоголевские карикатуры - такие же бездушные, но с обменом веществ. Всё скоро будет иначе.
Всем сердцем желаю скорейшего освобождения, дорогой Михаил Борисович.
inbor | boris | 12.12.2011 17:18
Спасибо огромное,Михаил Борисович!Ваши статьи нужны и нам чтобы задуматься о грехах собственных
Будьте здоровы.Мы вас ждем и надеемся.
Melekhina | Мелехина Н. | 12.12.2011 17:32
Спасибо, Михаил Борисович!
До слёз...
Wolf | Wolf | 12.12.2011 17:55
Не въедет ли - таки ВВП в историю на плечах МБХ? Как ничтожный правитель времен Писателя Ходорковского
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 23:49
Вот, вот,
именно этого я и опасаюсь!
Уже поднялась вся королевская рать,
уже любимый Говорухин "шагает впереди" этой рати,
уже любимый певец солирует в хоре этой рати....
Люди, будем бдительны!!! (с)
fdnjhexrf | Елена | 12.12.2011 18:19
Утром в 9 утра в понедельник после выборов я набрала на компе - итоги выборов в Госдуму, и по всей видимости попала в систему Гасвыборов, где были зафиксированы в голосах и процентах поступления из каждого района по стране. Мы семьёй посмотрели Московскую область - по всем районам - там победили коммунисты 29%! 27%было у ЕДРО, но 10% было у Яблока. Вчера вечером по нашему ТВ объявили результаты по Московской области, где первенство отдали ЕДРО, но у ЯБЛОКА сообщили 0%!!!
Также мы видели очень прыгающие , но впечатляющие результаты от 10% до 40% и 50% у Яблока по МОСКВЕ и ПИТЕРУ - т.е., в итоге должно было быть прилично. Как жаль, что мы не скопировали эти данные! Такая чудовищная фальсификация в результате. Может, нам требовать, чтобы свои голоса относить своей партии? Понимаю, что прав был Б.Немцов, призывая испортить бюллетени.Хотя и такой путь не гарантирует защиту от фальсификаций. Может, устроить бойкот выборов ВВП - никого не пускать к ящикам, чтобы он снял кандидатуру.Вот такой диалог с совестью.
Irina | Serafim1410 | 12.12.2011 19:07
СПАСИБО!!!!!!!
Конечно, совесть каждого - это то, с чем человек остается один на один всегда. И если человек прежде всего состоявшаяся Личность, вне зависимости от полученного воспитания, образования, то ему не страшно остаться с ней один на один, ему легко, он не в конфликте сам с собой. Это очень важно.
Ещё раз благодарю Михаила Борисовича, за его умение показать истинные ценности в жизни каждого на реальном примере; за его умение расставить акценты на том, что активно замалчивается на центральных телеканалах, видимо с тем чтобы не было у нас нравственно здорового молодого поколения.
Желаю Здравия Михаилу Борисовичу, Платону Леонидовичу и скорейшего освобождения!!!!!
С уважением, Мишенина Ирина
gennadij-pavlov | gennadij-pavlov | 12.12.2011 19:23
я просто удивлен...так получилось я тоже просидел 4.5 лет строгого режима с июля 1998 года...по сентябрь 2002 года...были голодные годы в зоне... больные осужденные умирали от гриппа и туберкулеза... лекарств в медсанчасти не было... страшно... про сигарет и чая вообще нечего говорить... всегда давал другим осужденным чай и сигареты... и никому за это не давали наказаний... когда читаю что Ходорковского наказали просто удивлен! я тоже предприниматель был хороший бизнес и все потерял... стал другим человеком...Я уважаю Ходорковского что он не сломался...потому что многие ломаются...Они оба с Лебевым молодцы...Дай бог им здоровья и терпенья...Самое главное здоровья -Родителям и членам их семей...
gkhisametdinova | Гузаль | 12.12.2011 19:34
В 2003 я училась на первом курсе института, и мое сознание не было готово здраво рассуждать на тему политики. События тех лет прошли мимо меня, хотя о Ходорковском я слышала. Сегодня в возрасте 27 лет, будучи сознательным гражданином своей Родины я понимаю, что судьба страны и моя собственная судьба первостепенны.
В 2003 году арест Ходорковского был для меня освещенным в СМИ событием, не более того. Сегодня, для меня это история глубокого переосмысления судьбы человека, история путинского правления, мое пребывание в этой истории.
Добровольно и сознательно я попала на просмотр фильма, снятого про Ходорковского. Пожалуй, этот документально дилетантский, без особо острых моментов и без шокирующей истории фильм, произвел на меня неожиданно глубокое впечатление.
В фильме каждый дающий интервью, находится в страхе своих собственных высказываний. Вот и возникает вопрос: страх перед собственной совестью? К сегодняшней статье М.Б. Ходорковского, в фильме есть важный момент про сокамерника, который стал перед выбором: лжесвидетельство и семья рядом или уничтожающая правда, лишающая жизни. Несколько дней мысли невольно возвращают меня к этой истории, и я задаюсь вопросом: А как бы поступила я? Давать оценку и судить о принятом решении того самого сокамерника, просто не имею права, но сегодня высказываю свое оппозиционное мнение против путинской реформы, которая конкретно в истории с Ходорковским, к сожалению, губит судьбы многих людей.
Глубоко уверена, что если бы в том самом 2003 году М.Б. не вернулся бы добровольно под арест, сегодня он был бы трусом, дав Путину в этой истории сиять нимбом своей «непорочной» репутации. Сегодня для меня поступок Ходорковского вызывает уважение и подпитывает мое гражданское сознание. Сегодня я хочу другой власти, которая не будет решать свои мужские терки сибирской ссылкой.

Благодарна режиссеру фильма Кириллу Туши за смелость и за мою неожиданную симпатию к Ходорковскому.

С уважением,
Гузаль
fsv | Сергей Фищенко | 14.12.2011 13:26
История МБ поразительна. Она поразительна настолько же, если не более, чем история с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. В обеих этих историях есть один общий корень - как добившийся невероятно многого, принятый и обласканный властью человек нравственных соображений из-за безнравственности власти отказывается от всего "вещного" - и в конце концов именно его позиция побеждает. Он не изменяет своим принципам, а власть вынуждена измениться. Чистая победа духа над материей. Эти истории ставят большой и жирный крест на всяких соображениях типа "один в поле не воин". Если за дело, да еще и с нравственно безупречной позиции (не за себя ввязываешься в бой, а за других!), то и один - воин, да еще и какой воин! Непобедимый. И крест на всяких рассуждениях типа "большинство всегда право". Ничего подобного, большиство априори сильнее, это да, но право, как правило, как раз меньшинство. Вообще, именно такие одиночки, к которым относится и МБ, и являются истинными "делателями истории".
И конечно, Вы правы - если бы не было именно таких МБ и ПЛ, самец вполне мог продолжать казаться приличным человеком. Но грязь заметнее на свету, и чем он ярче, тем она заметнее.
Я просто не представляю себе, зачем он дальше лезет к президентству? Ну, допустим, они с чуровым навбрасывали, нарисовали - и добились своего. Дальше что? Репутация и внутри страны, и за ее пределами испорчена уже безнадежно. Куда ни придешь - либо освистают, либо отвернутся. Жить только в окружении холуев и никуда не вылазить, как батька? Ни денег легально не потратить (а нелегально - кому интересно?), ни пообщаться с интересными людьми (брезговать будут, уже начали). Ради чего все это? Ради того, чтобы проплаченные особи обоих полов "осанну" непрерывно пели? Но ведь будет он же сам знать цену этой "осанны", в буквальном смысле с точностью до копейки. Кому нужна такая жизнь - загадка...
С уважением, Сергей.
Che | Юлия Ч. | 14.12.2011 15:53
Замечательно сказали! Только эти люди, похоже, не ощущают своей ущербности. Они духовно мертвы. Так бывает. Хорошо, если я ошибаюсь.
fsv | Сергей Фищенко | 14.12.2011 17:48
Спаси Господь, Юлия.
И все же я не верю, чтобы человек мог умереть духовно и продолжать жить телесно. Такое вряд ли возможно. Даже наш "герой" собачку свою, похоже, любит. Вот жену - точно нет.
А вообще это очень жутко - быть нравственно очерствевшим. Вы только представьте себе эту его ежедневную пытку. Вот затра он соберет "аудиторию" и станет врать - и будет ежесекундно бояться что вдруг кто-нибудь "не сработает" и ему зададут неприятный вопрос. Почему неприятный - а потому, что и он знает на него ответ, и знает, что другие тоже знают, и даже знают, что он знает, но не скажет правду. Он же в таких случаях "плывет" сразу, начинает истерить, речь убыстряется, тон повышается. В такие минуты ему больше всего хочется, по-моему, исчезнуть, спрятаться - а надо будет продолжать. И так каждый день.
И теперь вспомним, что завтра, возможно (очень надеюсь!) МБ станет лауреатом премии А.Д. Сахарова. И нафантазируем, что он выступает при получении премии и после - отвечает на вопросы. Страшно ему будет? :-) Только оказаться недостойным уровня А.Д. (бесстрашного гуманиста и гениального физика). Будут ли для него какие-либо вопросы неприятными? Конечно, нет. Трудными - да, сложными - да, но - неприятными? Вряд ли.
Думаете, самец не понимает всего этого? Уверен, что понимает и - страшно завидует. Это и есть его персональная личная кара себя самого. И никуда ему от этого не деться. И помочь ему никто не сможет - это не покупается ни за какие деньги. И не одалживается.
Есть и еще одно, духовное измерение происходящего, в котором все выглядит абсолютно логичным и абсолютно неизбежным. Например, вот сейчас все считают, что Болотная - чудо. Это правда. Ведь что, люди не знали, что выборы "подправляются"? - знали, конечно! Да это особенно никогда и не скрывалось. Почему же четыре года назад чуровские шалости не вызывали омерзения, а в этом году вызвали? Да так, что мы сами удивляемяся? Можно много говорить и искать рациональные объяснения, но для меня совершенно очевидна одна из причин (я считаю ее основной). Накануне выборов в Москву привезли ковчег с Поясом Богородицы. И сотни тысяч людей совершили пусть маленький, но подвиг паломничества и прикоснулись к святыне. Такое всегда и у всех заканчивается одним - внутренним очищением, при котором ложь (порождение беса) становится просто физически неприемлемой. Нравственная атмосфера изменилась, и чуровские бесовские ухмылки и ужимки стали настолько неуместными в ней, что людей буквально выбросило на улицу - не можем такое терпеть! Я повторю, вышесказанное - моя личная теория и несогласных с ней прошу громить лично меня :-)
Вот из этого измерения со всей очевидностью следует, что МБ весьма скоро выйдет (он нам очень нужен и не только) и ничего с этим никакой самец сделать не сможет (он не по тому "ведомству" числится, что МБ :-) ).
Извините, если моя болтовня показалась Вам неуместной.
Сергей.
Che | Юлия Ч. | 15.12.2011 11:28
Знаете, мне кажется, что наш "всё" в последнее время стал в немалой степени заложником ситуации и своего окружения. Не сомневаюсь, что на него аккуратно давят. Он даже отступного мог бы еще дать, это вполне возможно грамотно срежиссировать (тем более им не привыкать), но кто ж ему позволит! Сколько "денежных мешков" за его широкой спиной толпится?.. Что касается возможного чуда, нам на службе сообщили, что на Афоне прозрели особо трудные времена, которые ждут Россию, и в связи с этим решили привезти Пояс. Ни одна другая страна этого не удостоилась. Жаль, много двусмысленностей было сказано и совершено по этому поводу, но не афонские монахи в нашем цинизме виноваты...
fsv | Сергей Фищенко | 15.12.2011 13:37
Конечно, вы правы - сам по себе он вполне ничтожная закомплексованная личность и целиком и полностью находится под влиянием своего окружения. Он сделал их баснословно богатыми и рассчитывает, что "в случае чего" у них "хватит сил" справиться и они за него всегда готовы "вмазаться". Тщетные и наивные надежды, конечно. Игнорировать волю народа, к тому же постоянно оскорбляя его еще никому и никогда не удавалось надолго. В лучшем случае это заканчивается изгнанием, в худшем - как у каддафи (очень близкого по "духу" к нашему "красавцу").
С Поясом вообще все очень непросто. Например, спросим себя, а почему его привезли в октябре, а не в сентябре, скажем? Я практически уверен, что инициатива о времени визита исходила от администрации президента - без согласования с ней всех вопросов визита просто бы не было. Читается все очень легко - выборы в этом году попали на 4 декабря, это Праздник введения в Храм Богородицы. Поэтому приход Пояса в страну, освещение всего этого накануне выборов при успехе ер (в чем еще летом абсолютно никто не сомневался!) на выборах в Богородичен праздник создало бы отличный повод пропеть властям вместе с не особо разборчивыми служителями РПЦ "осанну" чуть ли не про освященность Богородицей "народного выбора". Если это так - а я практически уверен в этом - то сама идея таким образом "использовать" Пояс сильно попахивает кощунством. Но Господь попираем не бывает - и планирумое посещение Пояса Россией состоялось, но дало немного иной эффект, нежели чем тот, на который могли рассчитываить "политтехнологи" :-) К таким святыням ни с каким, кроме благоговения, подходом нельзя ни относиться, ни даже приближаться. Это не предмет, который можно использовать в своих целях, прости Господи! И двусмысленности, о которых Вы говорите, - и разнообразный атеистический бред, который вообще не буду комментировать, и "вип-подход" к ковчегу в обход очереди паломников, и обычный уровень цинизма власти - никак не отразились на отношении народа к Богородице, но сами сделались отвратительно-нетерпимыми.
А афонцы конечно не виноваты в наших грехах, хотя они сами считают иначе. Глаза у них поразительные - лучистые, светятся изнутри.
Smershmen | Анатолий | 18.12.2011 18:12
Коментарий Ваш мне пришелся по душе...Но то что Вы называете правильным добровольное времяпровождение на нарах в концлагере...по другому называть тюрьмы России, язык не поворачивается я с Вами категорически не согласен.На свободе Михаил мог бы сделать гораздо больше хотя бы для тех которые его не предали.Знаете ли Вы Гузаль о Печугине например...человек сидит пожизненный срок не за что его вина состоит в том что он не предал Михаила а ведь мог и уже давно бы был дома....Не выход сидеть закрытым и добиваться правды.Михаилу нужно выходить от туда любым способом пока не поздно.
ikrabtri | Ирина К. | 12.12.2011 19:55
Символические "двадцать табачных единиц в потребительской упаковке" в контексте личной истории МБХ (сюжет с сигаретами у всех в памяти) благодаря таланту автора легко превращаются в предмет для притчи. )Гениально, Михаил Борисович.
xodganasreddin1 | xodganasreddin1 | 12.12.2011 20:07
Тот же механизм, при котором держиморда за 2 пачки сигарет пытается достичь подлого результата, имеет место, как всеобщий механизм. Так что удивляться тому, что происходило на выборах не нужно. И пусть Песков, Медведев и Путин понимают, что встанет парень из народа, который этой подлости не переносит и расскажет, как благообразные подонки при галстуках лгали, воровали и подличали.
И что они лично оказались причастны к этому, т.к. не воспротивились и не были порядочными людьми. И когда 100тыс. народу говорит, что вы, господа, пьяны, то следует заткнуться и идти спать. Хотя для этого правила не нужно 100тыс. , а достаточно двоих.
ikrabtri | Ирина К. | 12.12.2011 22:08
тогда уж: "вы, господа, пьяницы", ну соответственно не "спать", а "лечиться"(
daria_kh | daria_kh | 12.12.2011 20:54
Мы ждём Вас на свободе, Михаил Борисович! Терпения и здорвья Вам! Вернетесь - всё наверстаем вместе!
ecolog | Мария | 12.12.2011 21:52
Еще одна история надломанной жизни...
Как же замечательно пишет Михаил Борисович!
simonovana | Наталья | 12.12.2011 23:20
Замечательный рассказ. Спасибо, Михаил Борисович! Скорее бы Вас освободили. В Москве митинги, люди не довольны. Требуют отмены выборов, освобождения полит. заключенных, новых выборов с участием всех партий и т.д., а ЛИДЕРА НЕТ. Так же было и в 1991-м году: коммунистов сменили бандиты. А что будет сейчас? Кто придет к власти...? Где те, которые могут, действительно, управлять страной по совести и чести? В тюрьмах. Потому, что их боятся. Как же Вас, Платона и других не хватает... Так хочется открыть ворота тюрем, чтоб все вы вышли. Берегите себя. Ждем Вас с нетерпением. Храни Вас и всех невинноосужденных Господь и Матерь Божия.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 23:52
«А кто решится? Администрация боится, зэки теперь уважают…»

Хорошие зэки, однако,понимают чтО уважения достойно,
даже лучше многих незэков. ;)
populer | Алла Петровна Пугачёва | 12.12.2011 23:59
==Сделка с совестью – соврать, смолчать, «не заметить» ради своего спокойствия, прикрываясь интересами своей семьи. Успокоить себя, что «такое время», что «все такие».==

.... а ведь Марк Твен советовал:
совесть надо воспитывать,
нельзя дать ей сесть себе на шею",
некоторые, видимо, поняли это буквально
и стали хорошими "воспитателями"
Это те и только те,
у кого совесть одинока, без поддержки чувством собственного достоинства.
Мне так кажется (с)
novenkii | Novenkii | 13.12.2011 01:23
Вот! Отличный рассказ. Хорош. Но я бы убрал мораль. Она и так видна. Не надо жевать. А история хороша!
masha | маша | 13.12.2011 02:04
Вот,Ходорковский. С чувством величайшего удовлетворения поддержала бы Вас в президенты. Но, наверно, не захотите. (И правильно, наверно. )
Ходорковский раньше Навального заговорил о коррупции.
И от Ходорковского весь клубок разматывается. Поэтому, на мой взгляд, все "проблемы" этой власти можно назвать одним словом: "ходорковский".
Milla | Milla | 13.12.2011 15:18
Если есть у него совесть,то захочет балотироваться в президенты.Если не наплевать на Россию,если считает что сидел зря,то как раз и захочет.Я бы тоже потдержала.
masha | маша | 13.12.2011 21:44
...а хорошо бы, да)? Вот бесспорный, на мой взгляд, кандидат. (Правда, ему вначале "выйти" надо.( ))Он бы "вцепляться в кресло" мертвой хваткой точно бы не стал.
Che | Юлия Ч. | 13.12.2011 08:14
"Или потом, на краю, подводя окончательный итог своей жизни, мучительно осознавая, что «бег между струйками» окончен и остается только память? Но уже ничего не изменишь?"
Остается добавить - "Помни о смерти, и вовек не согрешишь". Спасибо за Ваши размышления, Михаил Борисович, они сегодня очень ценны.И Вы - тоже...
lldmkp | Леонид Лихолат | 13.12.2011 11:36
Я читаю это и прислушиваюсь к себе. Поразительная вешь - убийца, пусть и по неосторожности, явно не "семи пядей", одно слово - не академик и вот испытываешь к нему безграничную симпатию, сочувствие и надежду, что в его жизни наступит светлая полоса. И параллельно в мозгу эта бригада упырей, официально никого не убивших, гладко говорящих, политых классным парфюмом. Вот как их стряпчий Зорькин, тихий и вкрадчивый, и камнем ни в кого не кидающий. Или холеный внучек Славы Молотова - Слава Никонов, рассудительный и важный. Вот бы в Германии внучек Риббентропа так из зомбоящика народ учил разумному, доброму, вечному. И звериная ненависть к ним просто застилает разум. Ко всем этим убийцам всего нормального, ясного, честного и справедливого. К убийцам будуюшего наших детей и внуков. Будьте вы, суки, все прокляты ! Чтоб и памяти от вас не осталось на земле.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 15.12.2011 17:04
Леонид, а Вы сейчас из-за этой мрази берёте грех на свою душу. Бог не фраер (простите меня, Сергей Фищенко, за такое кощунство). Сам разберётся. Да и память лучше пусть останется. В назидание детям и внукам.
lesia | Александра | 13.12.2011 13:47
Спасибо!Равнодушным этот рассказ не оставит никого,уверена.Пусть Господь поможет Вам быстрее быть на свободе!Я буду просить за Вас небо.Сил Вам,здоровья,мудрости желаю.
Grrub | Grrub | 13.12.2011 15:15
Автор fsv (Сергей Фищенко) пишет:
"...первоначально согнутый Леша (согласился ведь!) нашел в себе душевную силу распрямиться."

Ну, тут, уважаемый Сергей, я не был бы так уверен. Может быть, этот Леша человек необразованный, но и не совсем глупый. Согласился, чтобы не продолжали гнуть-прогибать натихую, а потом отрекся громко. Наказали, конечно, за такое "коварство", но теперь уже отстанут навсегда... Не факт, конечно, но такой вариант вполне возможен. Учтем еще, что того, кто раз прогнулся, наверняка продолжат "употреблять" и дальше и скаждым разом отбиваться будет все труднее...
fsv | Сергей Фищенко | 13.12.2011 18:02
Конечно, вполне может быть и такое - но вот я не видел подобных тонкостей. На зоне все намного проще - и страшнее. И Лешиного поступка эти хитрости никак не умаляют. И последствий тоже - сиди "до звонка" и ешь голую баланду. Поверьте, это очень непросто, это не просто работу на воле потерять и лишить себя скоромного.
С уважением, Сергей.
Grrub | Grrub | 13.12.2011 22:13
Да конечно же по-любому Леша достоин всяческого уважения, неважно, просчитал он ситуацию, или действовал по порыву. Просто я, как водится, попытался мысленно подставить себя на его место...
admiralsib | admiralsib | 13.12.2011 16:59
Послезавтра в Красноярске в одном из кинотеатров покажут фильм Кирилла Туши. А завтра состоится внеочередная сессия Красноярского городского Совета, где будет принята отставка мэра города,"правившего 15 лет", в связи с тем, что он по списку "Единой России" стал депутатом ГД. Депутаты собираются присвоить ему звание "Почетного гражданина г. Красноярска". Интересно, хотя бы одного из этих депутатов я встречу послезавтра на премьере фильма "Ходорковский"?
michruk | Антонова Яна | 13.12.2011 23:54
МБХ. Скоро у нас президентские выборы. Вашей фамилии не будет в бюллетене. Я её там напишу.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 15.12.2011 01:34
Яна, браво!!!
А ведь и верно, вдруг нас будет несколько миллионов, А?
Seldon | Seldon | 16.12.2011 08:50
Да хоть Иисуса напишите. Не понимаю, чего вы этим добиваетесь.
michruk | Антонова Яна | 16.12.2011 15:39
Я не вижу достойных, кроме МБХ, и иначе поступить не могу.
Seldon | Seldon | 18.12.2011 10:58
А ещё кроме него кого-то видите, или в достойности дело? :)
michruk | Антонова Яна | 18.12.2011 22:08
Президент должен иметь заслуги перед страной, обладать опытом управления и железной волей, вызывать доверие и уважение.
Где же нам взять такого человека? Назовите кого-нибудь, кроме МБХ.
Seldon | Seldon | 19.12.2011 07:40
Что вы, простите, несете? Вы сначала дождитесь, пока прекратится монополия Путина, в стране настанет демократия, будут честные выборы, тогда глядишь и ещё достойные найдутся. Ну и Михаил Борисович пусть дсперва выйдет из тюрьмы, некоторое время освоится на воле (или вы его сразу в президентское кресло загоните? :)), а так же заявит он о себе как кандидат в президенты или нет. Вы его спросили хоть? :)
Сейчас за него галки ставить не имеет никакого смысла. А может, ему же хуже делать. Хотя вон адвокат чувствует, что он выйдет. Но в выборах уже не участвует и так, и сяк.
michruk | Антонова Яна | 21.12.2011 00:54
"Вы сначала дождитесь, пока прекратится монополия Путина, в стране настанет демократия, будут честные выборы"

Дожидайтесь Вы. И сколько ждать планируете - лет двенадцать?
Что касается Вашего довода "ему же хуже", то восемь лет терпеливой веры то в Путина, то в Медведева лучше не сделали. И нет никаких гарантий, что после нового избрания Путина, с Ходорковским ничего не случится. Эти галки могли бы показать уровень поддержки. А это уже немало.
nataliya_dv | Наташа | 14.12.2011 06:11
Читаю и словно уже читала что то похожее по силе.По тому КАК меня это задевает.Вспомнила. Тополь.
"Часто мысленно возвращаюсь к вопросу: что такое совесть? Как мы определяем, что такое «хорошо», и чего стыдимся всю жизнь? Когда совесть побеждает страх, а когда страх – совесть?" Очень сильно и очень актуально! Спасибо Михаил Борисович!
d-111 | Дина | 14.12.2011 17:52
На вашем сайте написано, что отправлять посылки в колонию на имя Михаил Ходорковского нежелательно, т.к. лимит на посылки строго ограничен. Но может быть, мы могли бы отправить что-то таким заключенным, как Лёша, которым никто не помогает. Ведь люди будут все-равно что-то отправлять! Так пусть лучше это выражение поддержки попадает к конкретным заключенным. Опубликуйте, пожалуйста, имена и фамилии заключенных из ИК-7, которым можно что-то отправить. И список того, что можно (и нужно) посылать.
fsv | Сергей Фищенко | 15.12.2011 11:23
Единственная возможность, которая приходит на ум - отправлять посылки в качестве гуманитарной помощи на адрес храма св. прп. Моисея Мурина. Но надо предварительно заручиться разрешением администрации ( http://ufsin.karelia.ru/agencies/3546.html ). Как правило, такими вопросами занимается заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе, но решение принимает начальник, так что обращаться надо к немум. Обычно администрация не возражает. В обход разрешения нельзя сделать ничего - и не стоит даже пытаться, так можно только навредить. С администрацией нужно согласовать и состав посылок. Самое необходимое - чай, курево, литература художественная и духовная, художественные и документальные фильмы, консервы. Если посылка придет на адрес храма, можно быть практически уверенным, что она попадет к таким вот Лешам (в любом ином случаен возможны нежелательные варианты). Опять же, все можно предварительно проговорить с настоятелем храма - обычно священники охотно откликаются на такие обращения и контролируют их исполнения. Помощь в храме получают абсолютно все нуждающиеся, независимо от их воцерковленности, вероисповедания или отношения к каким-либо особым группам з/к. Распределением помощи занимается обычно староста храма из числа зеков - потом будете в письмах общаться с ним и он подскажет, что именно нужно.
Успехов Вам в Вашем замечательном движении.
С глубоким уважением, Сергей.
otec | Alexandr Berezenko | 14.12.2011 21:10
Хочу провести историческую парралель бесовщины. В истории был такой Распутин, с чего, по моему мнению, началось крушение России, ДваПутин закончит, если мы ему дадим, начатое. Александр Б.
nesha | галина | 15.12.2011 09:05
Я несколько дней хожу под впечатлением,как прочла рассказ,так обнадеживающе тепло на душе.Когда мне было 14 лет,папа мне сказал-надо поступать по отношению к другим людям так,как бы ты хотела,чтобы они поступали по отношению к тебе.Я всю жизнь помню его слова,а это,оказывается одна из заповедей всех религий,все так просто,вот только совесть у человека дожна быть рядом всегда.Михаил Борисович,Платон Леонидович,Алексей Владимирович!Я верю,что вы скоро будете свободны!Очень хочется,чтобы это скорее произошло!
deputat | Павел Вислогузов | 16.12.2011 20:14
Тува,или республика Алтай?Не помню... Семья московского корреспондента с двумя детьми едет на иномаркеОстановились попить воды из речки.Местный житель,возраст - юнный, из винтовки убил мужа и добил о с т а л ь н ы х,за иномарку,на которой уехал...Человека - за барана, э т о вообще за пределом разума человеческого. Какой можно вывод сделать из истории с Алексеем? Евтушенко,поэт:Страданья, мальчик,делают добрее...Я помню как обкомовец свердловский Есенина читал нам "про берёзки" - и я стыдился прежних слов о нём!
sbe | Павел | 17.12.2011 18:13
Пускай я не герой...все равно я встану....можно только стОя ЖИТЬ..
akk67 | Asya | 17.12.2011 18:23
Прекрасно написано! Очень трогает судьба паренька с такой искалеченной судьбой, но с чувством совести. Ходорковский стал настоящим писателем. Меня очень тронула эта история. Скорее бы Михаил Борисович освободился! Будем все этого ждать с нетерпением. Он заслуживает литературной премии, а не тюрьмы. А Путин - пожизненного срока, чего я искренне ему желаю, и тоже поскорее. Ася, дочь правозащитника.
Smershmen | Анатолий | 18.12.2011 17:46
Эх Михаил, Михаил нельзя шутить с этими людьми, нужно любым способом выходить из этого концлагеря куда Вас упекли...в России тюрем нет, есть концлагеря где по щелчку пальцев человека превротят в пыль, а Вы очень нужны России, нужны людям которые в Вас верят....Вы нужны им ЖИВОЙ.Поймите это наконец.Вы давно уже всем все доказали...Но ведь хрен Вы послушаете...кто я Вам такой.....Если есть Бог на свете пусть он Вас сохранит.Вы очень достойный человек и такими же людьми окружили себя....Лебедев, Пичугин, Алексанян, Бахмина и другие.Вам нужно сражаться, но сражаться нужно на воле......
Anatoliy_123 | анатолий | 18.12.2011 23:05
ЛЕША! ...ГОВОРИТ запинаясь, но ПРАВДУ!
ОБЫЧНЫЙ бурятский ПАРЕНЕК из далекого села ... СТАВИТ НА МЕСТО всех «главных людей»: начальника лагеря, начальника оперативного отдела, замов. РАСПОЛОГАЕТ к себе председателя городского суда. Зеки УВАЖАЮТ!
И не ради выгоды, а просто так! Не жалея в последствии! Запинаясь, сказал правду!
svettt | Светлана | 26.12.2011 13:27
Дай Вам Бог, Михаил Борисович, чтобы это испытание поскорее закончилось... Дай Бог Вам здоровья, терпения и скорейшего возвращения домой. Очень много людей переживают за Вас. И еще - побольше бы таких людей - интеллигентных и мужественных...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru