СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Ноябрь 2011
 56
1213
1920
26
28    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.11.2011 г.

Страна перед развилкой

Михаил Ходорковский, "The New Times", 28.11.2011

Избирательные кампании — что парламентские, что президентские — это отнюдь не только соревнование политических амбиций, но и возможность общественной дискуссии о том, в какую сторону должна двигаться страна.

Hаша сегодняшняя Россия производит около 3% мирового ВВП, составляя по численности населения около 2%. Одним словом, средняя, по уровню развития, страна. Собственно, отсюда проистекает и тот уровень жизни, которым мы можем «похвастаться» в настоящее время. Из этой, не очень радостной, точки есть три вероятных пути.

Меж Китаем и Африкой

Итак, первый путь: согласиться с ныне занимаемой позицией. Расти в той мере, в которой будет происходить мировой рост.

Вряд ли подобное нас может устроить, поскольку основная часть населения Земли живет отнюдь не на Западе, серединка — местечко между Китаем, Индией и Африкой, причем заметно ухудшенное. В связи с нашими суровыми природно-климатическими условиями и африканской коррупцией нам приходится нести несопоставимо большие расходы на транспорт и обогрев своих жилищ. Сегодня Россия находится в середине шестого десятка стран по показателю ВВП на душу населения (и по номинальному курсу рубля, и по паритету покупательной способности). И если российская экономика будет расти нынешним темпом, 3,5%–4% в год, то вряд ли нам удастся подняться выше — «в спину дышат» растущие быстрее Бразилия, Казахстан, Мексика.

России нужно расти опережающими темпами, иначе разрыв с развитыми странами по уровню и качеству жизни будет только увеличиваться год от года. Ведь их рост, даже медленный, идет от гораздо более высокой «базы».

Не нефтью единой

Второй путь: добиться перераспределения глобального ВВП в свою пользу, рассчитывая на продолжение роста мировых цен на сырье, в основном энергетическое. Увы, сделать это затруднительно.

Во-первых, динамика цен на энергоносители от нас не очень зависит. То есть она является для России внешним фактором, на который мы не в состоянии существенным образом или качественно влиять. А строить долгосрочную экономическую стратегию страны (любой) на факторах, которые находятся вне зоны разумного национального контроля, мягко говоря, не очень дальновидно.

Во-вторых, доля России в мировом производстве энергоносителей ограничена 10%, и перспектив значительного прироста не существует. Даже для поддержания текущего уровня добычи нефти и газа с каждым годом будет требоваться тратить все большие средства. А гигантские вложения в освоение Штокмановского месторождения, в строительство «Северного потока» и прочих газопроводов через 3–4 года могут оказаться весьма и весьма долго окупаемыми, особенно если производство сжиженного и сланцевого газа в мире будет расти в соответствии с имеющимися планами.

В-третьих, потребный для заметного улучшения положения дел в России рост цен на нефть (до 200$ за баррель к 2015 году), если он произойдет, даст мощнейший толчок к внедрению уже разработанных программ энергосбережения и производства энергии из альтернативных источников. Энергетическая стратегия Северной Европы, направленная на вытеснение углеводородного сырья уже в обозримой перспективе, — впечатляет.

Ну и, наконец, экономическая модель Кувейта или Саудовской Аравии, чье благополучие целиком основано на нефти и газе, вряд ли применима для России — нас слишком много, чтобы всем хорошо жилось только за счет доходов от экспорта сырьевых ресурсов, которые, к тому же, не самые дешевые в добыче.

Экономика умных

Третий возможный путь из нынешнего состояния — «индустриальный прорыв», рост российского производства. Только не надо сразу пугать себя тем, что наше отставание по производительности труда от развитых стран весьма значительно. Это означает лишь то, что у нашей страны есть существенные потенциальные возможности.

Любой разумный путь развития России может быть назван индустриальным. Именно внутри этого широкого понятия содержатся, упрощенно говоря, два варианта: традиционная индустриализация («массовое производство») и «экономика знаний» — индустриализация индивидуальных продуктов и вновь создаваемых технологий.

Убежден — традиционный путь — «развитие массового производства» — был бы для России чудовищной ошибкой. Несомненно, мы можем, вложив значительную часть имеющихся у нас финансовых ресурсов и потенциала страны, импортировать значительное количество сравнительно современных производств и даже наладить на них выпуск соответствующей массовой продукции — автомобилей, одежды, каких-то станков и тому подобного. Мы сможем обеспечить этой продукцией себя и даже что-то предложить на экспорт. Однако, пойдя таким путем, мы исчерпаем имеющиеся сегодня возможности и останемся отброшенными на десятилетия от передовых стран. Производить все виды современных товаров для самообеспечения Россия не может — наш внутренний рынок хотя и большой, но не настолько, чтобы обеспечить достаточный спрос для многих производств. Более того, сегодня в мире по этому пути не идет практически ни одна страна. Значит, заведомо необходимо ориентироваться на международную экономическую интеграцию, а следовательно, нужно искать и опираться на свои конкурентные преимущества. Конкурентных преимуществ для организации подавляющей части массовых производств у нас нет. Нет сотен миллионов сравнительно дешевых рабочих рук, привычных к постоянному монотонному труду (как в Китае). Нет (для большей части страны) преимуществ приморского расположения.

Наши коммуникации растянуты по суше на тысячи километров, а значит, транспортные издержки гораздо выше, чем у многих стран-конкурентов. Наш климат заставляет вести бльшую часть работ в отапливаемых помещениях, и наконец, стабильное конвейерное производство не очень соответствует российским культурным традициям. Нам больше свойственны способность к разовым, «пиковым» усилиям, к творческому осмыслению технологических процессов. Все это не годится для конвейера.

Конечно, культурные традиции, привычки можно сломать, можно изменить системы образования и воспитания, что лет через 30–50 сделает нас похожими на немцев или, напротив, — на китайцев. Для этого требуются несколько десятилетий тоталитаризма, чего мы вряд ли хотим, а главное — не сможем вынести. И зачем? Намного лучше воспользоваться традиционно сильными сторонами народа, коих немало.

Самое интересное — они удивительно подходят для экономики знаний, для «поточной» разработки и запуска новых технологий, для производства индивидуальных продуктов с высокой интеллектуальной составляющей, для всего, что требует креативного мышления, стремления к новому, к необычному, пусть и рискованному.

Россия, наш народ будто специально созданы для такого пути.

Однако он тоже не прост и предъявляет высочайшие требования к системе образования, к инфраструктуре и государственным институтам. Творческие, высокообразованные люди — главная ценность современного мира.

Российская мечта

Переманивать их к нам в страну простой «зарплатой» — невозможно. Они везде могут неплохо зарабатывать, и дополнительные деньги не являются серьезной мотивацией. Главное для них — возможность творческой самореализации, существующая лишь в открытом, демократическом обществе, с качественными, работающими структурами — государственными и гражданскими. То, что до сих пор предоставляет Америка, являясь в полной мере страной с современной экономикой, ориентированной на привлечение мозгов со всего мира.

К счастью, мест на этом «Олимпе» стран больше, чем одно. Так устроены люди — не все хотят жить в США, да и мы сегодня можем, воспользовавшись американским опытом, не повторять их ошибок с утрированной политкорректностью, с чересчур громоздкой правовой системой и прочими издержками «американской мечты».

А в целом мы похожи на американцев. Похожи кипучей энергией, желанием двигаться вперед, рисковать, выдумывать. Это — наше.

Когда был век великих географических открытий — они шли на Запад. Мы — на Восток. И мы, и они оставили позади эпоху массовой индустриализации, строительства гигантских заводов, выпуска бесчисленного множества одинаковых вещей. Нужных и не очень. Хороших и так себе.

Мы вместе создали этот мир. Мир одноразовой посуды, мир конкурентной борьбы за минимальные издержки, мир одинаковости. Но теперь надо идти вперед, к новым знаниям, технологиям, продукции. Американцы уже там. А мы отстали и топчемся уже 30 лет на одной и той же развилке. Не пора ли уже сдвинуться вперед?




Комментарии
lavsel | Сергей | 28.11.2011 10:40
Точно и глубоко, логически выверено...
Хоть что-либо подобное можно ожидать от тандемщиков-перевёртышей?
Они, взгромоздившись на вершину власти, изображают из себя спасителей нации...
И, окружённые армией хлопальщиков-Едросников и крикунов-НАШИСТОВ, уверенно ведут свою галеру на скалы. Неизбежное крушение спишут на оппозицию и на "врагов с Запада".
Вариант проверенный...
Гнусно!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.11.2011 10:43
Правильно заметил Дмитрий Быков о нашем коленопреклонном народе "...То красный пояс душит их, то черный пояс".
Михаил Борисович безусловно прав, но пока мы не освободимся от столетней коммуно-чекистской удавки нормальной жизни в России не будет. О каком развитии можно говорить, если в стране нет независимого суда, если беззаконно сидят в тюрьмах узники совести и если в этих же тюрьмах силовики сознательно убивают разоблачителей властного жулья.
fsv | Сергей Фищенко | 28.11.2011 10:51
Давно пора, Михаил Борисович, давно уже нам всем пора вспомнить притчу о талантах.
Как отвечать-то будем на настоящем Суде на вопрос о том, почему все имели и почти ничего не сделали? Тем что таракашечку сильно испужалися? Боюсь, такой ответ там "не прокатит".
А вот науку без свободы не сделаешь. И без примерного наказания тех, кто в 2000-е сажал по нелепым шпи-ен-ским бредням оставшихся в стране ученых (которые до сих пор сидят!). Так что мыслится так - сначала народ очухивается и проводит свободные выборы без сурковско-чуровских чудачеств, а затем уже - и наука не замедлит выпереть. Народ-то талантлив без всякой меры. Но боится не Бога, а таракашечку. За то и страдает бессмысленно.
А с анализом целиком и полностью согласен. От себя добавлю - наивысший расцвет по научному потенциалу, новым идеям, технологиям в СССР, по-моему, пришелся на поздние 50-е - ранние 70-е, т.е. до "большой нефти" и до "нефтяной иглы" бюджета. Так что отнюдь не в рабском труде и не в углеводородах состоит наше простое русское счастье, а в свободном богобоязненном творчестве свободных людей.
vladimir_SPB | Владимир | 28.11.2011 11:51
В принципе правильно, только без "богобоязненности"
fsv | Сергей Фищенко | 28.11.2011 13:52
А все равно будем бояться - если не Бога, то какого-нибудь упыря. Так что лучше уж бояться Бога - особенного того, который принял страдания за человеческую свободу.
В творчестве, особенно научном, "богобоязненность" как нравственный критерий внутренней честности и ответственности, по-моему, вообще обязательна. Не "за бабки" же открытия делаются :-)
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 28.11.2011 17:04
Предлагаю компромисс: то, что Сергей называет "богобоязненностью", Владимир может называть "совестью", или "нравственностью", или "порядочностью". Владимир, какое слово Вам больше нравится? А может у Вас уже есть какое-то своё? Может поделитесь?
70UK | Alina | 28.11.2011 19:03
Могу поделиться: посмотрите Фромма "Искусство любить", он там замечательно описывает подмену свода моральных норм понятием бога. Не хочу задеть чувства верующих и понимаю невозможность окончания той дискуссии, которая тут предлагается уважаемыми комментаторами, но Фромм, пожалуй, сделал самую успешную попытку примирить непримиримое.
Tatiana | Татьяна Романова | 08.12.2011 14:55
Как вы это правильно сказали про сочетание свободы, богобоязненности и творчества! Очень! "Богобоязненность" в переводе на современные термины это совесть, моральные заповеди, порядочность. Для тех, кто боится упоминания Бога, вспомнила одну цитату: "Какая разница, есть Бог или нету Его - все равно надо жить так, как будто Он есть"...
sisenkovasn | Сисенкова Светлана Николаевна | 28.11.2011 11:11
«Третий возможный путь из нынешнего состояния — «индустриальный прорыв», рост российского производства.»

Безусловно все бы желали идти по третьему пути. Мы сейчас вышли на финишную прямую. Осталось несколько дней до решающего дня. Хотелось бы подвести итоги, но кто их будет подводить.
Многие из нас уже считают, что выборы будут грязными (с использованием клеветы, нажима на избирателей, махинаций с избирательными бюллетенями и т.п.); и не верят в то, что выборы будут честными и законными.
При этом у нас нет сомнения, кому предоставляются явные преимущества или в чью пользу употребляется административный ресурс: Не знаю,. как в Центре, но у нас в провинции,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,Т И Ш И Н А Все СМИ говорят обо всем, только не об этом, не о самом главном, о выборах

Из достоверных источников мне стало известно, что, буквально вчера, избирательная комиссия Оренбургской области увезла из нашей частной местной типографии дополнительно ТРИ МЕШКА лишних бюллетеней. Ведь бюллетени изготовили не в Оренбурге, а в Орске, подальше от областного центра Комментировать не хочется этот факт. Административные механизмы управления настроениями и установками избирателей действуют на пределе своих возможностей.
У нас в провинции люди не верят в то, что они могут изменить картину реальной расстановки политических сил. Итак, становится ясным, что главный ресурс нынешнего режима — бедная и депрессивная провинция, живущая иллюзией, что правительство сможет вытащить людей из нужды, поскольку самостоятельно они этого сделать не могут. В противовес фальсификациям будет только одно- высокая явка избирателей более 60 процентов. Наша администрация в провинции также это понимает, поэтому всячески закрывает тему выборов во всех СМИ. Надежда сейчас на интернет.
Lukerya | Lukerya | 28.11.2011 21:33
Уважаемая Светлана Николаевна! Всегда с большим интересом читаю Ваши комментарии. По поводу предстоящих выборов. Да, судьба их решена,и власть делает все, для того чтоб победить и не отдать "ни пяди". Вы говорите мешками бюллетени. Охотно верю. Отвезут мешки эти в какую- нибудь школу сельскую и оформят все. Знакомая пенсионерка, передвигается с трудом, в прошлые выборы с трудом дошла до участка проголосовать, а ей там ответили, что она уже проголосовала, потом ей же отвечали при очередных выборах что она взяла открепительный...Нагло, нахально, глядя в глаза. Делая из пожилого человека идиота.А вы говорите провинция... У нас в большом городе, происходит тоже самое.Суть происходящего от местонахождения не меняется.
В отношении третьего пути МБХ безусловно прав, это путь наиболее привлекательный для России.И наименее вероятный...По крайней мере , пока в кресле будет сидеть Путин. Потому что третий путь подразумевает свободу. Свободу творчества, развития, мысли.
С уважением,
Лукерия.
19_iva_41 | Igor | 28.11.2011 11:41
"Россия, наш народ будто специально созданы для такого пути.
Однако он тоже не прост и предъявляет высочайшие требования к системе образования, к инфраструктуре и государственным институтам. Творческие, высокообразованные люди — главная ценность современного мира".
Именно такой у нас народ, но ради наживы и властвования верхушка и законодательные органы создали для себя виртуальный мир, мир порока и морального уничтожения страны. Этот "идеальный" мир не дееспособен и долго не сможет удерживать штурвал корабля - Россия. Разум народа, как вода обязательно найдет себе выход и чем выше будет "плотина" дряхлеющего великодержавия, тем мощнее будет прорыв. Ведь ВОДА, как символ, всегда соответствовала высоким знаниям, созидательному творчеству и реальному восприятию действительности. Поэтому серая, посредственность "полковничей хунты" никода не сомнет российский народ!
vladimir_SPB | Владимир | 28.11.2011 11:42
Сдвинуться вперед можно при наличии инвестиций, когда средства не прячут дома и за границей, а вкладывают в дело, с риском неудачи, но рассчитывая получить прибыль. Такая деятельность осуществляется в нормальных условиях, когда государство хотя бы не мешает экономике, а выполняет свои обязанности (обеспечение единства рынка, защита, поддержание порядка и т.п.) Когда коррупция минимальна,т.е. иногда чиновники берут конверты за то, что быстро делают то, что могли бы сделать не спеша. А в РФ? От одного конверта - к регулярным поборам непонятно за что, потом - лезут в долю, далее - отбирают бизнес. ЮКОС - самый известный пример. И какие тут инвестиции? Что бы ни говорила власть про поддержку инвестиций, отток капитала за границу за все время пребывания "единой россии" у власти - наглядный пример того, что политику она проводит неправильную и те, кто имеет деньги, власти не верит.
Vera1603 | Вера Григорьевна | 28.11.2011 12:02
Да... Это вам не путинско-едросиевская пустая трескотня в Лужниках! Это глубокая аналитика и дальновидный прогноз! Одним словом, диагноз стране.
meteo594 | Алла Николаевна | 28.11.2011 12:19
Читаешь, и каждое слово созвучно душе. Это то, что должно быть и не может не быть!
Как здорово, примите, Михаил Борисович, нашу благодарность за Вашу такую прогрессивную, нужную логику развития России. Спасибо, что Вы есть такой, как есть! Доживем и до Вашего освобождения (оно не за горами) и до новой России.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.11.2011 12:44
Как верно выбрано название статьи "Страна перед "развилкой", не на развилке, а перед, вот только, как, передом или задом, с чек, какими мыслями, желаниями, каким багажом и имеет ли вообще свой собственный выбор? Судя по тому, что сегодня происходит в России, скажу одно, ничего из перечисленного страна не имеет, так, как слепая курица, шарахается из стороны в сторону. Так и перемещается по загону, который сама себе выстроила. Да, уничтожив "ЮКОС" и всех основных соперников Путин предложил свою модель развития общества - террор и алчную наживу чиновников-оборотней на углеводородах. Чего скрывать, Михаил Ходорковский понимал, что если не сломить коррупцию, Россия так и будет тонуть в этом безумии алчности и воровства. Путину на ушко шептали, что цена на нефть будет большой, а неминуемый кризис сделает мародёров самыми могущественными, как в России так и в Мире, что подтверждают разного рода "форбсы". За всё это десятилетие ничего не было сделано для развития, не спланировано на долгие десятилетия вперёд, тупо сидят и перераспределяют бюджетные средства, как вздумается, при этом воруют триллионами. Россия спивается, образование в полном тупике, молодёжь практически обречена на подаяние, без какого либо будущего. Не скрою, стариков умудряются "предвыборно" поощрять, рассказывая, что это одна партия всем всё даёт. Цены на нефть и газ будут расти, могу всех успокоить, кризиса в этом плане не будет, можно не выдумывать и не строить глупых домыслов. В этом и есть моё основное переживание за будущее России, что ещё за 10-15 лет мы вскормим целую армию мародёров, которая будет ближайшие 50 лет терроризировать граждан России и уничтожать собственный народ. Сегодня в России уникальный шанс, стать не просто одной из лидирующих страной в экономике, а задавать тон всей мировой экономике в целом. При нынешней власти этого не произойдёт с такими управленцами, занимающихся грабежом собственного гражданского населения. Сегодня миру нужны мародёры, они делают Россию слабой, что позволит в будущем превращать нас в насекомых, поедаемых друг друга. Что нужно седлать для того, чтоб этого не произошло? Всё просто, заставить путина уйти и выгнать всех мародёров. Как это сделать? Тоже просто, выйти к белому дому и попросить его не собирая вещи покинуть занимаемый им пост, пока он не перекочевал в Кремль. Другого шанса у нас не будет. Бояться не нужно, решение съезда, это не решение всего гражданского населения. У каждого из нас есть что сказать путину, поверьте мне. Думать и решать нам, мы должны сделать свой выбор и выпроводить вечного "спасителя" на пенсию. Пусть на эту нищенскую пенсию и живёт себе в радость. Рич Ричмонд
4on | Чон | 28.11.2011 13:15
"утрированная политкорректность" - хорошо:)
OlgaOk | Ольга | 28.11.2011 13:31
Спасибо за статью. Очень много оптимизма.
Я уверенна, что он не без основателен, учитывая авторитет и знания автора.
Хочется надеятся, что время и смена поколений сделает свой выбор и он будет альтернативным. И мы, наконец-то, уйдем с распутья.
gragdanin | иван | 28.11.2011 14:55
всетаки кажется движемся назад к сталинизму с фашизмом и геноцидом над собственным народом!!!
Страна вымерает!!!
Che | Юлия Ч. | 28.11.2011 16:22
Бесконечно оптимистический взгляд на наш русский народ.Хотелось бы его разделить, но реальность не позволяет.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 28.11.2011 17:08
"Когда мы добьёмся, чтобы руководитель, специалист и интеллигент был одно и то же лицо, мы постараемся, чтоб он сказал нам "спасибо". (М.М.Жванецкий - хотя за точность цитаты не ручаюсь).
Интересно, сбудется мечта Михаила Михайловича или нет?
kiv | kiv | 28.11.2011 18:03
не согласен с абзацем "экономика умных". почему страна не может сама себя обеспечивать всем необходимым?
хочу работать, а вечером и на выходных попадать в отель, работающий по системе всё включено. а работать не для того, чтобы какой-то дядька имел возможность выдавать свои доходы за законные, а ради того, чтобы страна развивалась, становилась лучше, прогрессивней, чтобы наука шла вперёд, чтобы строили лунные и более удалённые базы, чтобы уровень жизни был одинаково высокий у всех и чтобы все для этого работали. я действительно думаю, что это единственный разумный вариант для всей планеты, и убеждён, что это реализуемо. не понимаю, чем тут вообще занимаются люди, если смотреть глобально в плане вообще всех жителей планеты. зачем они нужны?
tsp | tsp77 | 28.11.2011 18:54
Наверное, движение вперед произойдет, но не в этой России. Эта - обречена на развал, на бегство лучших умов, на подавление всякой разумной инициативы, на отупляющий национализм и на прочие ужасные вещи. Мне кажется, вся теперешняя жизнь под властью авторитарных воров должна пойти прахом, менять ее последовательно и постепенно уже поздно. Кончится, как всегда, революцией, а что за ней - одному богу изыестно. Хорошо бы, крови поменьше...
viktork | виктор | 28.11.2011 20:44
Согласен. Если статья закончена, то по сути повторяет идеологию Медведева, которая изначально была и осталась пустым трёпом. Зачем об этом МБХ - неясно. Конечно, если б МБХ стал во главе Сколково, толку было больше б. Но в принципе ничего не изменило. "Система" - популярное объяснение, но в чем она, никто не знает. ("...вся сила в гемоглобине"). А ведь это - формация, которая выборами не меняется, а тем более добрыми намерениями и очевидной логикой. У формации корни глубокие, и корчуется она только революцией.
nzabelina | Наталия Михайловна | 28.11.2011 19:21
Вот бы нам такого президента, который выступил бы перед Федеральным собранием и рассказал бы о путях развития России. И многие захотели бы стать умными больше, чем богатыми.Россию стали бы уважать в мире. И не надо было бы клацать оружием и угрозами! Но об этом можно только мечтать!
sisenkovasn | Сисенкова Светлана Николаевна | 28.11.2011 20:38
Жду дебаты с Соловьевым сегодня в понедельник, вместо дебатов передача про Жукова. Кто нибудь скажет, что происходит? У меня есть предположение, что после съезда нашей великой партии наступила преждевременная политическая "тишина".
michruk | Антонова Яна | 28.11.2011 22:50
«Конечно, культурные традиции, привычки можно сломать, можно изменить системы образования и воспитания, что лет через 30–50 сделает нас похожими на немцев или, напротив, — на китайцев. Для этого требуются несколько десятилетий тоталитаризма, чего мы вряд ли хотим, а главное — не сможем вынести».

Уважаемый Михаил Борисович, боюсь, что Вы ошибаетесь. Не при каких условиях из русского ребёнка, выросшего в России, не будет немца или китайца. И 30 лет тоталитаризма не помогут – Сталин уже пробовал. Существует коллективная память, память народа, существуют архетипы. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Скатерть самобранка», «По щучьему велению» - вот главное препятствие. Кто возьмётся запретить русские народные сказки? Сурков?
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 29.11.2011 06:24
Я бы только "Репку" оставила. Всё-таки нам самим выкарабкиваться придётся :-)
Хотя, если бы кто скатерть-самобранку или щуку подкинул, да ещё и забесплатно... А вдруг бесплатный сыр всё-таки бывает?
kolleoner | Леонид Коломенский | 29.11.2011 14:09
Уважаемый Михаил Борисович!
Во многом согласен с Вами, но все же не во всём. Конечно, очень важно решить, в какую сторону должна начать двигаться страна. И на деле есть много хороших сторон и направлений. Допустим, наконец, выбрали хорошее направление (а одно из таких направлений указываете Вы). Ну, выбрали. Тронулись. И сразу помчались в светлое будущее? Вы и сами понимаете, что выбор направления – это важная, но далеко не самая важная часть той работы, которую должен выполнить народ и его руководители. Ведь совсем еще не ясно, сможем ли мы пойти в нужном направлении, готов ли народ принять соответствующий поворот. Я лично считаю, что тот путь, по которому мы сейчас движемся, поддерживается широкими народными массами. Поддерживается с ворчанием, с матерной руганью, но все-таки поддерживается. Потому народ и голосует за Путина и за «единую Россию». Другого пути народ сейчас и не хочет. И чтобы страна смогла выбрать другой, более правильный путь, необходимо изменить менталитет нашего народа. Необходима морально-этическая модернизация нашего общества, необходимо воспитание в народе честности и порядочности, которых нам, увы, хронически недостает. И если это произойдет, то тогда нам, возможно, даже не придется искать наиболее целесообразного направлении, в котором должна пойти страна, нужный путь высветится перед нашими глазами сам собой.
Сожалею, но скорее всего, вы не прочтете это мое замечание к Вашей статье, но если вдруг прочтете: koleon@ya.ru . Желаю Вам здоровья и скорейшего освобождения. Леонид Коломенский.
ecolog | Мария | 29.11.2011 21:50
Статья очень интересная и, конечно, все очень правильно сказано. Поскольку Михаил Борисович человек - сильно опережающий время, можно предположить, что многое из написанного сможет воплотиться. Спорить с человеком, построившим такую империю как "ЮКОС", конечно, было бы очень самонадеянно. Но, все же хочется сказать, чтобы русский человек раскрыл все свои таланты, даже не знаю что должно произойти. Тут есть комментарии и про Емелю на печи, и скатерть-самобранку вспомнить можно. Все это так, к сожалению частенько.
Но, конечно, когда есть такой руководитель, который может увлечь идеей и не обмануть в ожиданиях, кстати и в финансовых тоже, - тогда возможно. Но, только где таких найти. Лучшие - в колониях Сегежи и Вельска...
Mabel | Елена | 01.12.2011 00:03
Я не согласна с позицией МБ, противопоставляющего «массовое производство» и «экономику знаний». Думаю, нашей стране необходимо и то, и другое. Почему наша страна должна развивать «экономику знаний», мне понятно: если Россия хочет участвовать в международном разделении труда не как сырьевой придаток, она должна развивать те отрасли, в которых имеет конкурентные преимущества перед другими странами. Но даже если произведенные в России интеллектуальные продукты и будут пользоваться спросом за рубежом, экспортной выручки от их реализации все равно не хватит на то, чтобы закупать у других стран прочие нужные населению потребительские товары плюс финансировать социальные расходы и расходы на госуправление, поскольку, во-первых, емкость мирового рынка интеллектуальных продуктов не настолько велика, чтобы потребить российские товары в таких масштабах, во-вторых, на нем существуют сильные конкуренты.

Получается, России все равно нужны отрасли, производящие товары для внутренного потребления. Например, пищевая промышленность, главным образом, животноводство. Российский производитель в ней имеет конкурентые преимущества перед иностранным, прежде всего, из-за размера территории страны: и транспортные издержки ниже, и ряд продуктов (молочные продукты, свежее мясо, хлеб) из-за рубежа не повезешь, и местная еда из – за небольшого количества химикатов и консервантов вкуснее и здоровее. А животноводство дает естественное сырье для обувной промышленности, которая всегда найдет своего покупателя, поскольку в России обувь изнашивается очень быстро.

Есть и еще одна причина развивать «массовое производство». МБ, я надеюсь, в отличие от Путина и советского Политбюро, не представляет себе идеальную модель промышленности как несколько десятков гигантских компаний. Он, надеюсь, желает, чтобы 40-60% ВВП России производил малый бизнес, как в развитых странах. Страна с развитым малым бизнесом, во-первых, более устойчива к кризисам, поскольку мелким предприятиям легче подстроиться под смену экономической конъюнтуры, во-вторых наличие собственного бизнеса развивает у людей ответственность и самоуважение, чего катастрофически не хватает нашему народу. А корпорации, производящие интеллектуальные продукты с целью экспорта, в силу понятных причин – это крупные компании, которых из-за их размера в стране не может быть много. Следовательно, если МБ желает, чтобы в России развивался малый бизнес, он должен согласиться и с тем, что в России должно развиваться «массовое производство», поскольку продукция малого бизнеса – это услуги и "массовое производство".
tsp | tsp77 | 01.12.2011 12:11
Елен, противопоставление "массового производства" и "экономики знаний" существует только при понимании каждого из этих путей как приоритетного. Понятно, что, пойдя по пути "экономики знаний", страна не перестанет добывать нефть и печь хлеб. Вопрос в том, на что будет поставлен акцент в государственной экономической политике. Массовое производство без фундаментальной интеллектуальной составляющей, развиваемой и поддерживаемой государством, несомненно выльется в закупку устаревших технологий и производство неконкурентноспособных, в конечном итоге, товаров.А при структуре экономики, предлагаемой Ходорковским, именно свое массовое производство будет первым потребителем и заказчиком интеллектуальной продукции. Вот Вам пример: именно Ходорковский, если не ошибаюсь, начал серьезную разработку технологии получения синтетического топлива из сопутствующего газа. Естественно, с его арестом разработки прекратились, именно потому, что экономическая политика государства имеет совершенно иные приоритеты (не будем о них, и так все ясно). А появись сейчас такая технология, проработанная до серийного внедрения с приемлемой себестоимостью, представляете, какую выгоду получила бы страна, да с огромной перспективой на ближайшие десятилетия? И таких примеров масса, в любой области. Поэтому, Ходорковский, конечно, прав. Жаль только, что спохватимся слишком поздно, когда страны уже не будет...
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 07.12.2011 16:35
Уважаемый Михаил Борисович, Платон Леонидович! Вчера, после выборов власть полностью раскрепостилась. Не буду рассказывать как, прост просмотрите это https://www.facebook.com/photo.php?fbid=228668227204206&set=­a.121310417939988.21367.100001830912074&type=1&theater
Иллюзии закончились. Это настоящая развилка.
Tatiana | Татьяна Романова | 08.12.2011 14:48
Как нам не хватает таких людей во власти и политике, которые бы думали о развитии страны и возможностей для людей (не только в "светлом будущем", но и сегодня живущих)! А пока - рулит одно ворьё и проходимцы!...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru