СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2011
   34
1011
17
1924
  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
19.09.2011 г.

Россия, за которую меня посадили

Михаил Ходорковский, «Коммерсант-Власть», 19.09.2011 

В 2003 году, когда начиналась атака на ЮКОС, некоторые наблюдатели объясняли ее тем, что мы – я и мои партнеры – якобы разрабатывали некие секретные планы преобразования Российской Федерации в парламентскую республику и ограничения тем самым властных полномочий Владимира Путина.

На самом деле, к рейдерскому захвату ЮКОСа сюжет с «парламентской республикой» никакого отношения не имел. Те, кто сконструировали уголовные дела против меня и моих коллег, просто хотели забрать бесплатно самую процветающую нефтяную компанию страны рыночной стоимостью около $40 млрд. Все остальное могло быть поводом, но не истинной причиной наезда.

Впрочем, я и мои коллеги в 2002 – 2003 гг. действительно поддерживали некоторые независимые исследовательские структуры, которые занимались разработками в области нового дизайна российской политической системы. Мною, в том числе, была создана крупнейшая в то время независимая некоммерческая организация «Открытая Россия». Причем, в этой работе принимали участие и высокопоставленные сотрудники администрации президента РФ, депутаты Государственной Думы, сенаторы, и даже заметные разумные члены партии «Единая Россия». После моего ареста в октябре 2003 года эти влиятельные лица предпочли обо всём забыть – ну да ладно, Бог им судья.

Правда, концепция политической реформации, которая готовилась при нашем участии, не предполагала перехода к чистой парламентской республике. Речь шла, скорее, о президентско-парламентской модели. При которой всенародно избираемый президент стоит над разделением властей, выступает гарантом Конституции, единства и целостности государства и напрямую назначает ряд чиновников, прежде всего – силовиков, а также вносит в парламент кандидатуры главы Центробанка и ключевых лиц судебной системы.

Но, согласно концепции, и парламент не остается статистом на этом празднике жизни. Большинство Государственной думы превращается из сугубо арифметической величины в политическую: получает возможность предложить президенту кандидатуру главы правительства. После назначения премьера, Государственная Дума утверждает предложенных непосредственно им - премьером (а не президентом) - министров социально-экономического блока. Соответственно, правительство слагает полномочия перед новоизбранной Думой, а не вновь избранным президентом.

Кроме того, предлагалось качественно расширить полномочия законодательной власти в сфере парламентских расследований.

Естественно, конституционная реформа такого типа, даже если бы она началась в середине прошлого десятилетия, не могла завершиться ранее 2008 года, потому ограничение полномочий конкретного человека на президентском посту просто не было предметом обсуждения.

В то время я считал подобную концепцию правильной. Конституция 1993 года фактически установила в России на федеральном уровне суперпрезидентскую республику.

Причины этого более или менее понятны. С одной стороны, «отец» нынешнего Основного закона - Борис Ельцин - хотел в принципе исключить возможность повторения конституционного клинча, приведшего к кровавым событиям осени 1993-го. С другой, – построение базы нового государства со всеми его элементами и атрибутами требовало высокого уровня концентрации власти в одних руках.

Однако, к началу 2000-х ситуация в стране изменилась. Политический хаос «революционных» девяностых, со всеми их плюсами и минусами, уступил место традиционной постреволюционной стабильности. Как химик по образованию, могу охарактеризовать это как переход системы из жидкого агрегатного состояния в твердое.

И в этих условиях недостатки суперпрезидентской республики начали становиться вполне очевидными.

Недостаток № 1 – бесконтрольность президентской власти, которая сама по себе есть важнейшая предпосылка для распространения и углубления масштабной коррупции, поразившей в наши дни Россию с ног до головы.

Сейчас, оглядываясь назад, я могу констатировать: мы двигались в правильном направлении. России нужна новая политическая модель, которую условно можно назвать президентско-парламентской. И в наши дни это становится все более очевидным.

С 2003 года, когда я оказался за решеткой, президентская власть в нашей стране стала гораздо более монструозной. Президент получил фактические права назначать губернаторов, главу Счетной палаты и даже председателя Конституционного суда. Срок полномочий главы государства увеличен до 6 лет. Сформирован поистине гигантский – в пространстве и времени – комплекс полномочий. Причем действующий президент Дмитрий Медведев значительной частью этих полномочий пока не пользуется.

Выборы президента России – о самом их характере в этой статье умолчим - при такой системе превращаются в игру с нулевой суммой: победитель получает всё, проигравшие – ничего. Судьба страны оказывается целиком и полностью зависимой от одной-единственной личности - от фигуры президента, который де-факто может быть и не подотчётен никому.

Поэтому, чем ближе очередные выборы, тем громче и яростнее звучит полемика в духе «Имярек или смерть!». Постоянно приходится слышать точки зрения вроде: вот, если президентом будет А., тогда остаемся в России, а если Б. – надо бежать.

Нормальное современное демократическое государство так функционировать не может.

Суперпрезидентская республика в России привела к атрофии других важнейших политических институтов, прежде всего – парламента, лишенного реальных полномочий. В последнее время участились случаи, когда важнейшие законы, несущие стратегические последствия, принимаются по инициативе Кремля или Белого дома буквально за несколько дней, а депутаты и сенаторы даже не успевают понять: что же это было.

Деградация Федерального собрания, в свою очередь, ведет к атрофии партий, поскольку их роль в политической системе стремится к нулю. Партии не могут развиваться и укрепляться, если они не допущены к борьбе за подлинную власть.

Наконец, на грани вымирания находится российский федерализм, хотя статью 1 Конституции РФ пока еще (к счастью) никто не отменял.

Губернаторы из политических фигур и выразителей коренных интересов местных элит превращены в «регион-менеджеров», которые по типологии поведения нередко напоминают классических внешних управляющих. Приехал - что-то сделал (или не сделал) – уехал. Механизм подбора руководителей регионов – «чёрный ящик», логика функционирования которого не ясна почти никому. Не только жители, но и элиты регионов лишились сколько-нибудь действенных механизмов влияния на выбор кандидатур губернаторов.

В этом же направлении движутся и муниципалитеты, которые по Конституции и согласно европейским стандартам вообще не относятся к системе органов государственной власти: те же «сити-менеджеры» - это явная попытка заменить выборную местную власть сетью назначенцев, которые могут быть никак органически не связаны с объектом управления. В результате подрываются смысловые основы основ самого понятия «муниципальная власть».

В подобной системе вся фактическая ответственность сосредоточена в одной инстанции – президентской. И эту ответственность с главой государства никто не делит, ибо некому. На всех прочих уровнях управления воспроизводится принципиальная безответственность. Если что случится, есть только один выход - закатывать глаза и поднимать палец к небу.

Такая система может работать еще какое-то время по инерции. Но она не способна – и мировая история это доказывает – эффективно реагировать на какие-либо нештатные, тем более – чрезвычайные ситуации большого масштаба. Проще говоря, такая государственная машина может уверенно ехать вперед, что называется, «до первого милиционера».

Если президент Дмитрий Медведев хочет войти в российскую историю со знаком «плюс», то у него может быть еще целых шесть лет (2012-2018) для проведения фундаментальной политической реформы.

Да, г-н Медведев не раз заявлял, что ничего существенного в политической системе страны менять не хочет. Но жизнь диктует необходимость осознания перемен. А у нынешнего президента – предположим, что он собирается в 2012 году остаться у руля, – судя по всему, есть много источников информации и помимо официальных справок его аппарата.

России объективно - подчеркиваю, объективно, независимо от личности главы государства и тех или иных партийных либо корпоративных предпочтений, – остро необходима политическая реформа, основные компоненты которой представляют из себя:

1.      «оживление» Государственной Думы через делегирование ей права формирования костяка федерального правительства (кроме силовых структур), а также создание реального института парламентских расследований;

2.      «оживление» Совета Федерации через переход к выборам сенаторов (об этом и президент уже вспомнил, не пообещав, впрочем, никаких сроков реализации идеи);

3.      возрождение федерализма и самого института региональных элит через передачу права избрания губернаторов парламентам субъектов федерации, без участия и вмешательства федеральной власти.

К 2018 году суперпрезидентской республики в России быть не должно.

Мне, как гражданину России, не хочется всякий раз возлагать надежды на вождя-небожителя, правящего по одному ему известному алгоритму. Необходимо создать институциональные условия для того, чтобы страной управляла прозрачная команда ответственных профессионалов. Готовая уйти от власти точно так же, как и прийти к власти.

Если это получится, ЮКОС – небольшая жертва.




Комментарии
valievrh | Руслан Валиев | 19.09.2011 09:45
ЮКОС и множество других уже пали жертвами режима, сколько было загублено на стадии зачатков, сколько проектов так и остались в головах?
xodganasreddin1 | xodganasreddin1 | 20.09.2011 12:32
Россия потерпела серьезное поражение в ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ - пощечина всему списку Ходорковского во главе с Путиным и Сечиным.
lelya | Yevgenia | 19.09.2011 10:08
Боже мой! Как же они своего счастья не понимают? Как же могут такую голову держать взаперти? МХ один их немногих, кто мог бы им привести страну в порядок...вопрос - нужен ли им ТАКОЙ порядок? Сумеют ли воровать и обкрадывать народ после этого???
19_iva_41 | Igor | 19.09.2011 10:56
Они все знают, все понимают, поэтому и держат его в тюрьме, как раз для того, чтобы безраздельно властвовать, воровать и обкрадывть народ...
COO8TAY | Саяна | 23.09.2011 07:55
Держат, чтоб контраст не виделся. МБХ и ПЛЛ знающие и креативны, своей головой работают.
А альфаворы привыкли загребать чужое и помощью сворованной власти и силовиков.
На диалог ума не хватает.На подвиг - кишка тонка. А подлянка - в генах...
vladimir_SPB | Владимир | 19.09.2011 10:14
Так ведь признаки демократии - сменяемость и ответственность власти, реальное соперничество за власть и т.п.
А в России - вместо "в отставку" - в отсидку или на повышение, ответственности у власти перед народом - никакой, доверия у народа к власти тоже мало. Насаждаемая политическая система выглядит искусственно, т.к. хоть какой-то происходящий внутри нее настораживающий власть процесс сразу административно пресекается, оппозиция - кукольная.
Что же объединяет группы и стаи:
- чиновничество
- корыстные интересы
- племенные традиции (национальные объединения, диаспоры и пр. позволенные всем, кроме русских).
Вот эти три типа объединений будут в условиях масштабно-системного кризиса действовать. Но чиновничество держится на уже полученных ресурсах и существующей системе - а на нее будет основной удар, корыстные объединения существуют пока есть объединяющая "тема", а национальная принадлежность даже сейчас объединяет людей сильнее, чем гражданство нашей страны, и чем слабее власть - тем сильнее стаи. Потом - ответная реакция.
Lomonosov | Ломоносов | 19.09.2011 10:42
Вполне объективный анализ ситуации.
1938 | alla | 19.09.2011 10:49
а вот хотели оживить и государственную думу и правительство - прохоровым михаилом , так все до смерти испугались!!!!!!!1 уважаемый михаил, вы посмотрите что произошло как - как же все быстро предали прохорова, переметнулись, задрожали от страха богдановы, дунаевы, а ведь создай прохоров сегодня свое движение он будет безмерно популярен и это очевдно! только бы не отыгрались на нем как на вас алла, москва
OlgaOk | Ольга | 19.09.2011 10:54
Это хорошая предвыборная программа ответственного политика.
Политика заплатившего всеми своими благами за свои слова.
Хотелось бы, чтобы время и судьба помогли ему стать свободным и полезным всем нам.
Petr | Петр | 19.09.2011 10:55
Так называемые "первые лица" сидят и молчат. У них нет идей, кроме, как удержаться у власти. И то, что они делают служит в основном этому.Закономерный итог 20 века подрубившего генофонд и энергию народа.
Мысли о России сегодня исходят из тюрьмы.
Это значит, что Россия во мгле.
Этап разложения и ничтожества.
Процветают доморощенные философы со странным набором литературы и эллипсоидальными лицами.
Пройдет и это.
akb | Хаджи | 19.09.2011 17:23
и над этим обо ломают голову,первый как сохранить своё время припровождение у руля ещё на 6л,а второй как вернуть,утраченное,а на Россию и граждан им плевать в принципе
Tatiana | Татьяна Романова | 19.09.2011 23:48
У так называемых "первых лиц" есть идеи, как удержаться у власти. Кажется, они большую партию снайперских винтовок закупают за границей...
lana | alexandra | 19.09.2011 10:57
Все-таки не могу взять в толк. Как можно человека ТАКОГО МАСШТАБА держать в тюрьме,вместо того,чтобы его использовать. Какие же идиоты у власти в такой огромной стране!
СИЛ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ! Преклоняюсь перед вашим мужеством!
mihroz38 | Михаил | 19.09.2011 11:01
mihroz38\Михаил\19.09.2011.10:18
Да!Но какие силы это могут осуществить!Нормальные люди у власти сделали бы это сверху,но у пнас у власти Али Баба и сорок разбойников,использующих государство ,как кистень.Медведев -мираж,туман,световое шоу с надписью "ПРЕЗИДЕНТ".Его конечно,можно использовать ещё раз,как флаг,штандарт,вымпел,раз уж он там.Без осознания необходимости перемен значительной частью элиты и
критической массой народа,без мощного давления снизу и отзыва сверху ничего не изменится: под водительством ослепшего от безмерной власти "лидера нации" полуслепая толпа будет продолжать
двигаться в болото.Пора выдвигать лозунг:" Отечество в опасности".Перед самой смертью Елена Боннер
говорила,что пора вспомнить песню :"Вставай страна огромная!" Кто её услышал?!!
ppzabelinse | Евгений Семёнович | 19.09.2011 11:16
ТЫСЯЧА РАЗ БМХ МОЛОДЕЦ!!!!! ТЕБЯ И МЕРТВОГО БУДУТ БОЯТЬСЯ ЕСЛИ НА ЭТО ПОЙДУТ. РОССИЯНЕ УМНЕЮТ И ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛЯТ
meteo594 | Алла Николаевна | 19.09.2011 11:39
Не учитывают, что россияне народ мудрый. Вспомним, что Ельцин пришел в политику, находясь в опале у власти. А здесь ситуация более острая.
meteo594 | Алла Николаевна | 19.09.2011 11:34
Вот нам и предвыборная программа.
Вчера в программе Марии Ситтель обсуждалось состояние российской авиации. Приглашенными (двумя лицами из трех) применилось выражение типа "вот Ходорковский-олигарх своровал много денег и поэтому такое состояние авиации".
Очень жаль в в программе Марии Ситтель прозвучало нечто подобное. Программа, можно сказать, обсуждает очень существенные проблемы общества и лица, участвующие в ней - достойные, заслуженные и грамотные люди. И аудитория, смотрящая и слушающая эту передачу, я думаю, также достойная. А такие выражения могут только воспринимать малообеспеченные, зачастую просто по причине своей лености, люди. А на думающую публику - эти примитивные выражения не действуют. Я, работая в сфере, тесно связанной с авиацией, была свидетелем того, как разваливалась с 90-х годов авиация, как коммерция стала преобладать над безопасностью полетов, над организованной дисциплиной летного состава и руководства. Зачастую авиакомпании создавались, имея в аренде один самолет. Катастрофа за катастрофой - а министр транспорта, ответственный за организацию безопасной работы транспорта сидит на своем месте и ничего не меняется.
Che | Юлия Ч. | 19.09.2011 17:18
Я тоже слышала эти слова. Прозвучало так неубедительно! Чувствуется, стушевался чиновник от авиации, когда до главной реплики дошло. Вообще стало очень заметно, как в тв-дискуссиях всю вину за происходящее в стране снова пытаются валить на 90-е. То, что 90-е давно закончились, а главный "вор" и "виновник" всех российских бед уже 10 лет в тюрьме, их даже не смущает.Мне кажется, это просто показатель полной беспомощности реальных воров подобрать себе оправдания.Заодно дан приказ шельмовать М.Б., так как чутко узрели перекос общественного мнения в его сторону. Подобные выпады выглядят нелепо.Не знаю, на кого это рассчитано.Бесконечно далеки они от народа.:)
michruk | Антонова Яна | 20.09.2011 01:36
Дорогая Юлия, Вы правы. По ТВ организована травля. Я догадываюсь, кем именно она организована. У меня к Вам просьба: не можете ли Вы помочь отыскать в интернете давнее интервью Владислава Юрьевича Суркова?
Интервью это Владислав Юрьевич дал то ли в 97 то ли в 98 году, будучи сотрудником компании МЕНАТЕП и её главным пиарщиком, одной из московских газет. Точно помню, что в названии газеты присутствовало слово «московский» или «московская». Мне это интервью попалось на глаза после кликанья в интернете «ЮКОС + Сурков» более года назад. Оно произвело на меня глубочайшее впечатление, мне ужасно жаль, что я его не сохранила - это лучшее, что я читала у Суркова. Поводом для интервью Владислава Юрьевича стало вручение какой-то американской ассоциацией Михаилу Борисовичу Ходорковскому премии как «одному из людей, кто будет определять развитие России в двадцать первом веке». Американцы любят фанфаронство. И двадцать первый век-то ещё не начинался, два года ещё, мало ли что может случиться с этим самым Ходорковским – но вручили! По поводу вручения этой глупой и пророческой премии и давал интервью Сурков. Он долго выхваливал ЮКОС и Ходорковского в тех же самых выражениях, которыми ныне хвалит Путина и ЕР, так что я даже испугалась за Владислава Юрьевича – а сказал ли он за всю жизнь хоть одно искреннее слово? Под конец в интервью замечательная фраза: Сурков говорит, что сегодня это прозвучит дерзко, но в будущем компания ЮКОС станет одной из ведущих мировых компаний. Я цитировала это интервью то ли на этом сайте то ли на сайте «Эхо Москвы», не сохранила его и более не нашла. Неужели Владислав Юрьевич устыдился своей давней веры в ЮКОС и Михаила Ходорковского и интервью по его приказу изъяли из интернета? Прошу Вас, поищите это интервью, Вы не пожалеете!
ga426 | Андрей | 20.09.2011 10:47
не эта статья случайно? http://www.inosmi.ru/politic/20110413/168353700.html
michruk | Антонова Яна | 20.09.2011 20:45
Уважаемый Андрей, та статья, на которую Вы указываете называется "Сурков: тайный правитель Кремля" и в ней рассказывается о самом Владиславе Юрьевиче, а та, о которой говорю я, представляет собой давнее интервью Суркова о компании ЮКОС и Михаиле Ходорковском. Владислав Юрьевич там и одного слова не говорит о себе, только о Ходорковском.
mtv-spb | Татьяна | 21.09.2011 09:48
Те, кто украл ЮКОС наивно полагали, что и без Ходорковского эта компания будет мировым лидером. Однако, профессионализма не хватает даже на перенакачанный ресурсами Газпром. Менталитет высшего менеджмента от рейдеров отлично отражается в выборе их подруг - "гламурных блондинок". Они не понимают Ходорковского, поэтому и боятся панически. Он же может отказаться от свободы, но не изменит слову. Как это может понять человек, который боится потерять расположение хозяина?
Che | Юлия Ч. | 21.09.2011 12:10
Возможно,здесь- http://compromat.ru/page_20055.htm
Agnessa | Ирина, Одесса | 19.09.2011 11:38
Если это получится, ЮКОС – небольшая жертва.

Как хочется последние два слова взять в кавычки... Но именно ТАК сказал Человек, Гражданин страны, за которую его посадили, - и которую он не возненавидел, не проклял, - не предал,в конечном счете. И это после ТОГО, что произошло и происходит. Михаил Борисович... сказать, что я, как и все здесь, преклоняюсь перед Вашим мужеством, силой, умом ("государственным"), благородством и великодушием, - ничего не сказать. Храни Вас Господь...
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 19.09.2011 11:39
Подавляющая часть чиновников во власти - бараны, не имеющего своего внятного мнения, безголосые и жалкое блеяние перед мародёрами во власти
Рич Ричмонд
svn38 | сергей | 19.09.2011 11:55
Михаил Борисович, несомненно, обладает очень хорошей головой и чувством общественной нравственности высшей пробы. Обидно, что ему приходится метать бисер перед коллективом известных животных, озабоченных только задачами сохранения и поддержания собственных аппетитов и властных возможностей. Все это в Истории бывало не единожды и всегда, в итоге, заканчивалось победой ума и относительной справедливости. Так, вероятно, и будет продолжаться далее. Стыдно только, что за Свободу МБХ, ПЛЛ и их коллег выступает только немногим более 61 тыс человек!
S14566 | raisa | 19.09.2011 11:56
Как всегда, анализ того стоит.
YuRN | ЮРН | 19.09.2011 12:06
Интересно, что даже не упоминается вариант президенства Путина. Не думаю, что по мнению МБХ такого варианта не существует. Тем более, что этот вариант - наиболее реальная защита самого Путина и про-Путинской ОПГ от все более, надеюсь, реального приближения расплаты и за ЮКОС, и за установление всеобъемлющего авторитарно-коррупционного и принципиально антиправового режима функционирования всех уровней власти. Так это умолчание - от очевидности, в принципе, негативных последствий такого возвращения или - отражение желания подчеркнуть, что из двух зол следует выбирать меньшее (т.е. Медведева с его не использованным, но предполагаемым позитивным потенциалом) и не тешить себя несбыточными (а м.б. даже и вредными?) химерами о возможности радикального изменения кадрового состава и идеологии власти в относительно близкой перспективе?
lavsel | Сергей | 19.09.2011 12:42
Некое подобие взаимоотношения яркой ЛИЧНОСТИ с ВЛАСТИТЕЛЕМ было при противостоянии Мартемьяна Рютина и Сталина. Человек, мыслящий системно, самой Системе оказался чрезвычайно опасен. Чем дело окончилось, все мы помним: расстрел.
Сегодня же новый властитель (нацлидер), проявляет величайшую гуманность: гноит по ложному и идиотскому обвинению оппонента за решёткой. Ему не нужна ни историческая логика, ни здравый смысл. Логика палача и самодура ему милее всех других соображений, тем более, что бездумных подпевал и лизоблюдов в верхнем эшелоне власти он развел сверх всякой меры...

Сергей Львович.
eduard123321 | Эдуард | 19.09.2011 12:47
Agnessa (Ирина,Одесса)
Ирина! За каждое слово в Вашем комментарии я бы проголосовал миллионами рук. Но за неимением таковых голосую двумя.
С искренним уважеием к ВАМ.
Михаилу Борисовичу Ходорковскому и Платону Леонидовичу Лебедеву ЗДОРОВЬЯ, СКОРЕЙШЕЙ СВОБОДЫ и УДАЧИ ВО ВСЁМ
Agnessa | Ирина, Одесса | 19.09.2011 14:58
Спасибо, Эдуард... Верю, что наши пожелания материализуются. Только - скорее бы!
annairam | ANNAIRAM | 19.09.2011 13:01
АПЛОДИРУЮ КАЖДОМУ СЛОВУ!!!!!!!!!!!!!!!! И продолжаю молиться и надеяться, что наконец-таки победит ум и знания таких людей, как МБХ и в этой стране станет хоть немного легче жить!!!
akb | Хаджи | 19.09.2011 13:15
есть вопрос а были в нашей стране демократия в истинном значении этого слова,демократию каждый начальник понимает по своему что Горбачёв,что Ельцин,что Путин и Медведев,не знаешь даже которая демократия хуже,для каждого по разному
fsv | Сергей Фищенко | 19.09.2011 14:42
Вот, собственно, и ответ на вопрос - какими проблемами должен заниматься современный российский политик. Полностью разделяю озабоченность МБ деградацией нашей политической системы и нарастанием системных же рисков. Все очень серьезно - особенно в свете практически неизбежной и достаточно глубокой рецессии мировой экономики. А эти клоуны вместо вовлечения общества в принятие решений - и разделения отвественности за них - фиглярствуют то с фронтами какими-то, то с правым (или каким там еще?) делом. Это все очень опасно.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 19.09.2011 16:12
Статья в журнале «Коммерсант-Власть», предельно обнажает суть конфликта между человеком либеральных и демократических взглядов Михаилом Ходорковским и бывшим чекистом сталинской формации путиным. Именно нынешний институт власти в России (когда никому неизвестный чиновник средней руки, ставший по решению узкой группы лиц президентом, назначает сам себя спасителем Отечества и безконтрольно действует сообразуясь лишь своим заскорузлым взглядам на государственное строительство) и представляет сегодня для России наибольшую опасность. Ходорковский это знал и пытался этому противостоять. Новоявленный вождь это оценил и поступил так, как его учили в конторах, хорошо известных своим отношением к морали, правам человека и писанным и неписанным ЗАКОНАМ. Словом, случилось ровно то, чего так опасался и от чего предостерегал всех нас бывший олигарх, а ныне известный на весь мир российский узник совести номер один: ДИКТАТУРА.
Swettlana | Swettlana | 19.09.2011 16:43
Цитата:
"Причем, в этой работе принимали участие и высокопоставленные сотрудники администрации президента РФ, депутаты Государственной Думы, сенаторы, и даже заметные разумные члены партии «Единая Россия»."
__________________________________________________
Наверняка среди них были откровенные стукачи, которые доносили пахану о положении дел, планах на будущее, настроениях. Видимо, полученная информация постоянно подогревала личную ненависть. А в целом привела к мысли о том, что именно отсюда исходит самая опасная угроза всей банде, всей системе. Если положить на эту же чашу весов ЮКОС... стоит ли говорить, каким могло стать решение в отношении Михаила Ходорковского? Он им мешал, во всех отношениях.
Swettlana | Swettlana | 19.09.2011 16:51
Очень умная статья (впрочем можно ли было ожидать иного?) Не случайно нацлидер назван "вождем-небожителем": вожди, как известно, правят отсталыми племенами, живущими вдали от цивилизации. Небожители - оттуда же, из верований языческих племен.
А вот концовка удивила. Разве в жертву реформам был принесен ЮКОС? Разве уничтожение ЮКОСА их приблизит? По-моему, только отдалит. Я не поняла.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 19.09.2011 18:21
На сайте Сноб.ру не менее интересное интервью Павла Ходорковского Екатерине Инноченте. Почитайте.
decoirk | Владимир | 19.09.2011 19:07
Как хочется, чтобы люди такого Ума могли приносить пользу моей стране. Почему Михаил Борисович в тюрьме, а ОПГ находится у власти. Когда же мы все проснёмся и начнём реально влиять на нашу власть. Михаил Борисович, сил Вам и крепости духа. Всё равно наступит тот день, когда "темницы рухнут и свобода Вас примет радостно у входа"
n_alekhin | Николай | 19.09.2011 20:09
Умница!!! Молодец!!! Держись!!! "Взойдет она .... Россия вспрянет ото сна ..."
Николай.
Irina | Serafim1410 | 19.09.2011 21:30
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! БЛЕСК!!!!!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО, МИХАИЛ БОРИСОВИЧ!!!
ПУСТЬ ЭТИМ ЧИНОВНИКАМ СТАНЕТ СТЫДНО ПОСЛЕ СРАВНЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАСЕДАНИЯХ ГОС.ДУМЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОДОРКОВСКОГО М.Б. СОВСЕМ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ.
А я не раз видела сонные рожи депутатов в то время когда надо работать, и видела пустые залы при больших цифрах проголосовавших за принятие того о чем они даже не слышали.

СПАСИБО ВАМ!!! УДАЧИ И СИЛ ДЛЯ РАБОТЫ, БОРЬБЫ И ВСЕХ-ВСЕХ БЛАГ!!!
С уважением, Ирина М.
rJx4BN4W | Irina Veresovich | 19.09.2011 21:40
Какая умница! Вы можете себе представить человека, у которого власть в наглую отобрала всё. От концерна до свободы. От возможности жить среди семьи, друзей и близких и оставаться сыном, мужем и отцом, бизнесменом, общественным деятелем.Но он не обозлился, а наоборот понял дополнительный смысл своей жизни, свои цели, которые ещё 8 лет назад были прикрыты рукой судьбы. Человек, который не сломался, не закис, не поддался, не пал на колени перед мерзавцами. А наоборот, пытается каждый день своим скромным творческим трудом/стойким примером помочь простому гражданину РФ: советом или дельной подсказкой.Он понял, что правительство- временная вещица, а народ- вечен. И он служит ему, даже, сидя в тюрьме.
И какой ужас. Человек сидит 8 лет в ,,взаперти,, и видит невооружённым глазом сквозь стены, решётки и заволоку недостатки и позитивные качества правления власти, нашего общежития, насущных проблем народных.
Снимаю шапочку и низко кланяюсь !!!
Михаил- Вы провидец! Только- не как бабка -гадалка. А как высокоорганизованный интеллект. Способный просчитать, увидеть и предугадать позицию фигур на политическом и общественном поле событий.
Даст Бог день, даст Бог пищу. И вспомнилось, как было сказано одним монахом:,, и взойдут два Михаила на престолы в одночасье: один на царский, другой на державный,,. Дай, же Боже!
Миша! Судьба - палка о двух концах- чем больше бьёт, тем больше и ласкает.В тюрьме, да с сумой. А от тюрьмы и сумы- в политики и президенты.
ecolog | Мария | 19.09.2011 23:04
Михаил Борисович - человек, который опережает время. Все эти идеи разумеется замечательные, трезвые и конструктивные. Он вообще - созидатель. Все, к чему бы он ни прилагал свою руку и свои мозги - выше всяких похвал! И наверху об этом знают гораздо лучше нас.
Но, я даже не представляю, как можно расшевелить этих жирных котов, и еще что "гораздо хуже" думать их заставить. Их и так неплохо кормят. А куда катится страна им как говорится "сугубо фиолетово", они всех своих бабушек и собак уже вывезли туда, где все огранизовано такими как Михаил Борисович, и законы работают как полагается.
glove | Сусанна Аpутюнян | 19.09.2011 23:28
Agnessa | Ирина, Одесса | Спасибо , Ирина , лучше не скажешь. Вы как будто прочитали мои мысли. Любая страна гордилась бы такими гражданами , как Михаил Борисович и Платон Леонидович. Но только не Россия, которая нуждается в них больше всех. И все-таки , пока есть такие люди , еще не все потеряно.
yurydel | Yury | 20.09.2011 00:12
Всё верно, всё точно сказано !!! Единственное, что как мне кажется, люди даже не думают кто станет следующим президентоа : А или В , 73 процента взрослых жителей страны при появлении возможности уехать, уехали бы. У меня такая возможность была и не воспользоваться ей я посчитал бы преступлением перед своими детьми. Возможно я не такой борец как Михаил Борисович, и все мои высказывания по поводу страны, как в ней правят и к чему это приведёт, было говорено мной в самом начале 2000-х годов, всё это в той или иной степени и форме происходит. С помощью выборов эту зажравшуюся власть с трона не сбросить.....
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 20.09.2011 03:46
Еще раз тщательно перечитала, что б прочувствовать. Знаете, какого новатора и преобразователя гнобит российская власть! Уму непостижимо.
bella_leyfer | Bella Leyfer | 20.09.2011 09:37
Умно,как всегда.Вопрос в том,что пришедшие во власть люди по-детски наивно и совершенно искренне считают ,что они в праве делать все ,любые превышения их поломочий гарантированы самой их должностью,так всегда и везде.Масштабы этих превышений разные,в демократической стране можно засадить президента в тюрьму по обвиненеию в сексуальных домогательствах ,а в России... -ну,мы все знаем,ограничений просто нет и быть не может,во всяком случае на настоящий момент .В России нет действенного аппарата для контроля за властью и будет ли,кто позволит его создать.Далее,при всем моем глубочайшем уважении и радости от понимания величины личностей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева ,даже сотня -другая личностей этого масщтаба не сдвинет с места всю иннерционно-коррупционно-преступную машину российской власти .Причины-см.выше и все другие приходящие вам на ум.
kolleoner | Леонид Коломенский | 20.09.2011 13:46
Конечно, можно изменить политическую систему, но окажется ли она достаточно эффективной?
Лично я придерживаюсь мнения: что бы в России ни делали, всё равно получится автомат Калашникова. Или иначе: хотели, как лучше, получится, как всегда. Но почему именно так? Потому что у нас такой народ. При любой политической системе сохранится высокая коррупция, казнокрадство, алкоголизм, наркомания, дальше перечислять нет смысла. Если не постараться изменить сам народ, никакие политические изменения не дадут никакого эффекта. Леонид Коломенский
Tatiana | Татьяна Романова | 21.09.2011 13:39
Рыба гниет с головы. Поинтересуйтесь грузинским опытом. Он полностью опрокидывает эту вашу мысль.
Che | Юлия Ч. | 20.09.2011 16:10
Перед глазами пример Грузии. Вот чей опыт нам бы пригодился. Наличие политической воли у руководства страны - это всё! А народу первым делом надо почувствовать самоуважение и гражданскую ответственность за то, что происходит в стране. Стать требовательными к властям. Но в каком поколении это случиться? Татаро-монгольское иго терпели 300 лет.Перспективка еще та!
Peter1010 | Peter Kodzhebash | 20.09.2011 16:23
"Особенно нам приятно отметить такой факт, возможно несколько лирический, но очень яркий с точки зрения общественного признания, когда в число двухсот людей планеты, которым предстоит, как полагают, в будущем столетии влиять на мировое развитие, был выдвинут и утвержден председатель правления «Менатепа» Михаил Ходорковский."
Это из интервью Владислава Суркова по тем временам сотрудника МЕНАТЕПа. Какая же он су..
diakon1950 | руслан | 20.09.2011 19:25
читал об отношении к народу ходорковского,в лично им написанном "произведении". сколько ненависти и презрения.президентом он был бы хуже предателей нынешних.все бы от голода подохли.никакой кандидатуры в президенты нормальной не наблюдается.
mtv-spb | Татьяна | 21.09.2011 12:00
Основной аргумент властей в пользу авторитарной направленности политической системы - якобы народ не готов к ответственности. Чушь! Спивается народ от невостребованности этой самой давно созревшей ответственности. Просто нужно дать право на ошибку, если теория не окажется идеальной в практическом ее воплощении. Главное не запрещать, а думать - как разрешить. Вот это мне в идеях МБХ очень близко!
Anita | Valentina | 22.09.2011 04:57
СВОБОДУ ХОДОРКОВСКОМУ, ЛЕБЕДЕВУ, ПИЧУГИНУ И ВСЕМ НЕЗАКОННО ОСУЖДЕННЫМ!!!
Irina | Serafim1410 | 22.09.2011 19:20
Михаил Борисович, неужели Вас услышали на самом верху?!!!!!

"РОССИЯ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ПАРЛАМЕНТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ С СИЛЬНЫМ ПРЕМЬЕРОМ И "ДЕКОРАТИВНЫМ" ПРЕЗИДЕНТОМ"
http://www.echo.msk.ru/news/813957-echo.html.
rfvfkjdyf1947 | KrylovaNaK@mail.ru | 05.10.2011 05:31
Советую всем прочитать, что пишет Роберт Эринджер бывший советник князя Монако Альберта II по делам безорасности и разведки о Путине, тогда будет понятно, что Путин вор и хапуга, ему нужен был ЮКОС к тому же бесплатно!!! Он приводит такие данные о Путине, что волосы дыбом встают.(Свободная пресса.ру {http:svpressa.ru/politic/articie/41866/
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 05.10.2011 13:11
Я пробую проанализировать своим обывательским мышлением и взглядом гражданина России на всё происходящее в моей жизни. Почему в моей жизни, да потому, ВТО что происходило в ЮКОСе и происходило в моей жизни тоже, но только в меньших экономических масштабах. Всё остальное точно так, и рэейдерство и силовики-оборотни и незаконные аресты, и прямое воровство моей частной собственности. Методы воздействия на психику и давление тюрьмой на меня – Зеркало. Говорить о других гражданах России пострадавшими от всего этого преступного террора оборотней не буду. Считаю обязанностью каждого из них рассказать о себе на независимом сайте Ходорковского. но можно и видео записать. Мы - Открытая Россия, я призываю всех граждан России просыпаться. Михаил Борисович настолько скромный человек, что даже здесь он предлагает каждому из нас раскрыть свои способности и позволить глубже, и увидеть всю трагедию этого преступления XXI-го века. Я принимаю это предложение и попробую рассказать свою версию и своё видение произошедшего и продолжающего разгрома демократических ценностей в России и подавления личности, как таковой мародёрами человеческого достоинства. Буду благодарен тем, кто присоединится к этому диалогу и на страницах истории ЮКОСа начнёт рассказывать, историю денег, бизнеса и предпринимательства в России начала XXI-го века. Мы и только мы обязаны писать свою историю, а не марадёры и оборотни в погонах.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 05.10.2011 15:46
2. 2000-й год, начало XX-го века в России, рубежа веков, окончании политического противостояния и начало выстраивания на поле уже понимания, как мы хотим жить с осознанием того, как мы хотим это сделать, какими силами и при каких потерях.
Мы прошли нелёгкий путь от распада СССР с его уже отжившей идеологии, выжившей из ума экономики к новой политической и экономическим формам жизни, что было зафиксировано миллениумом.
Российское политическое устройство России было уже устойчивым, и ничего не грозило никакими ни переворотами, ни революциями, что позволяло далее развиваться России, как политически, так и экономически. При этом и дальше развивать гражданско-правовые институты, кои у нас вообще в прошлом веке не работали. А в период мучительного рождения и становления конца XX-XXI-х веков уже сегодня требовали своего дальнейшего развития.
Мы многому уже научились; и по-новому открыто мыслить, говорить и даже совершать свободные действия, что предполагает демократия и ценности демократического устройства гражданского общества. Одного мы еще не научились делать. Это формировать центробразующего звена в обществе, как общественного, демократического так и бизнесс-сообщества. Эти институты есть в любой демократической стране, где граждане формируют своё мнение, его озвучивают путём общественного диалога и представляют во всех институтах государственной власти, в том числе и законодательной.
Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 05.10.2011 16:47
3. Итак, 2001-й год, Россия избирает нового президента России, начинается совершенно новая жизнь, или так нам всем казалось по крайне мере. Первый Президент России Ельцин Борис Николаевич предложил приемника на пост президента страны, и мы, как верующие граждане, поверили и разумеется, поставили галочку туда, куда это следует. В результат этих многомиллионных галочек в квадратике, последовало то, что мы сейчас видим, а именно: развал России, уничтожение предпринимательства, разгром почти всех гражданских институтов и крах будущего, во имя которого мы все эти годы и жили и работали и штурмовали белый дом, разумеется, теряли своих граждан-патриотов. XX-й век в Росси начался с невиданного обмана и лжи от имени первого лица государства, предательства русского народа пренебрежения правом и посягательство на личность и достоинство человека, плевков в Конституцию и всего российского законодательства. Досталось и детям, самому незащищенным - этом мире, придуманном не нами.
Далее, всё было с каждым днём сквернее и пожирательнее, уничтожалось всё живое, настоящее и думающие. Это всегда делаю те, кто сам ничего и никогда не строил, не созидал, не рождал. Единственное, что «они» делали, это жадно поглощали, а замет гадили всюду, где это возможно, в душах, оставшихся в живых после чисток и зачисток, выжигания и насилия в том числе, чтоб на долгие десятилетия живые души страдали и болели.
Рич Ричмонд
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru