| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
28.08.2011 г.
«Считаю ЮКОС своим лучшим проектом…»«Новости Хельсинки» стараются уделять достаточное внимание бизнесу, как местному, так и международному. Поэтому решили задать несколько вопросов человеку, который являлся главой одного из самых преуспевающих предприятий России - Михаилу Ходорковскому. Вы считаете себя успешным бизнесменом? Я, несомненно, успешный бизнесмен, поскольку все задачи, поставленные перед собой, как перед бизнесменом, мною решены. Нерешенными остались вопросы вне бизнеса, за пределами бизнес-парадигмы: вопросы построения гражданского общества, демократического государства. Но работа продолжается, только в других условиях и, соответственно, другими методами. Почему вы вообще решили заняться собственным бизнесом? Чтобы быть самому себе хозяином, ни от кого не зависеть? Или были какие-то еще причины? Всегда, с раннего детства, хотел быть директором завода. Весь мой путь в бизнесе с 1987 года был подготовкой. Я знал – именно это место мне необходимо для самореализации. Считаете ли вы ЮКОС делом своей жизни? Или, если бы у вас изначально было много денег, занялись бы чем-нибудь еще? Считаю ЮКОС своим лучшим проектом. Проектом, в рамках которого мне удалось реализовать все свои навыки и способности. Именно подобный, крупный объект мне и был необходим. Но прежде нужно было пройти длинную школу, подготовку, обрести опыт. Конечно, таким объектом мог бы стать и не ЮКОС, а иное производственное объединение, связанное с химическим производством, то есть то, чему я учился и к чему готовился всю жизнь. Если бы вы остались наемным работником, то какую область деятельности предпочли бы? И что вас больше привлекает - быть фрилансером или трудиться за гарантированную зарплату? Мне было достаточно безразлично, работать ли наемным работником или в качестве совладельца. В то же время важным является вопрос полномочий – на своем участке работы мне необходимо быть человеком, принимающим окончательные решения по кадровым и производственным проблемам. Интриги, бюрократические игры – не для меня. Прошлым летом, когда Москва задыхалась от жары и смога, я слушала в Хельсинки по Интернету «Эхо Москвы». Подавляющее большинство звонков в прямой эфир были примерно такого содержания «Доползаешь до работы, кондиционеры не работают, духота, шеф сидит с полотенцем на лбу, все сотрудники тоже. Клиентов нет, делать никто ничего не может. Но с десяти утра до семи вечера все продолжают мучиться. В отпуск не уйти». Вы тоже были так безжалостны к своим работникам? Я считал своих сотрудников бизнес-партнерами, обязанными, как и я, выполнять контракт. Условия контракта могут меняться по взаимной договоренности, но, будучи согласованными, они должны исполняться. Это - дело чести. Гибкость же, уважение к интересам партнера – необходимое условие эффективной совместной работы. Может ли руководитель такой крупной корпорации быть в курсе всех событий, происходящих в компании? Или в какой-то момент вы поняли, что механизм и так работает, все «колеса» крутятся и особо вникать уже ни во что не нужно? Руководитель крупной структуры, стремящийся быть в курсе всех событий, согласовывать все решения – неумеха, который приведет компанию к краху. Тот, кто вообще не вникает в происходящее, а лишь представительствует, лентяй. Впрочем, такая ситуация может быть устойчивой некоторое время, пока не изменятся рыночные условия. Я же лучше всего проявляюсь в кризисных ситуациях, на этапе масштабных реформ. В иные моменты вполне можно подобрать иного руководителя, который будет «дешевле», но не менее успешен. Можно ли считать «жестокость» отличительной чертой успешного бизнесмена? То есть, когда интересы дела - прежде всего? Никогда не считал, что какой–то один показатель, например, «производственная эффективность», является определяющим. В современном бизнесе человек - и цель, и главное средство. А человек – существо многомерное. Сводить его к чему–то одному - недопустимое упрощение. Другое дело, что в бизнес–коллектив собираются люди для решения конкретной, совместной задачи. И в то время, которое они отвели в своей жизни для ее решения, эта задача является основной. Но именно в этих конкретных, граничных условиях. Считаете ли вы верным утверждение « цель оправдывает средства»? Я являюсь сторонником философской концепции о принципиальной недостижимости цели. То есть, поскольку цель – нечто стратегическое, отдаленное, то за время достижения происходит изменение внешних условий, и цель меняется, оставаясь недостигнутой. Таким образом, главным является то, что мы делаем, а не то, к чему мы будто бы стремимся. Именно поэтому не «цель оправдывает средства», а «моральность средств обеспечивает моральность достижений». Как вы считаете, какими качествами должен обладать бизнесмен? Чтобы ответить на вопрос о качествах личности предпринимателя, надо понять, о каком виде предпринимательства мы говорим? Если речь идет об управленце – руководителе крупного предприятия, ему необходимы одни свойства, если имеется в виду брокер – свойства совсем другие. Если же подразумевается классический тип – человек, способный видеть новые возможности и использовать их для получения прибыли, то главное свойство – это способность видеть такие возможности. Для всего остального можно подобрать команду. А готовность к риску в некоторых видах бизнеса напрочь противопоказана. Например, в области бухгалтерского обслуживания. Может ли хороший бизнесмен быть искренне верующим человеком? Все-таки религия, в частности, христианская, предполагает, что человек полагается «на божью волю». А бизнесмен рассчитывает только на себя. Нет ли в этом противоречий и притворства? Не согласен, что хороший христианин – тот, кто, сложа руки, полагается «на волю Божию». Бог помогает идущему. Бог нас создал по своему образу и подобию, наделив свободой воли и способности к творчеству. Отказываясь принимать ответственность за свою судьбу на себя, мы идем против Божьего замысла, а значит, - закрываем себе дорогу к настоящему счастью. У меня маленькая фирма, у вас - огромная корпорация. Но бизнес - ситуации, наверное, бывают одинаковые, хоть и в разных масштабах. Например, взаимоотношения с партнерами. Ваше правило - изначально доверять людям? Или строить отношения, предполагая возможный обман? Невозможно заниматься делом, заведомо не доверяя своим партнерам. Даже с практической точки зрения – пытаться заключить и исполнить контракт без взаимного доверия слишком тяжело. И на 500 страницах невозможно предусмотреть все возникающие варианты. Труд юристов обойдется в сумму, сравнимую с прибылью. А если учесть, что арбитражные процедуры растягиваются на годы, то бизнес в таких условиях заведомо обречен. По своему опыту могу сказать – если не ставить человека в безвыходное или очень тяжелое положение – абсолютное большинство поведет себя честно. Часто ли вас «кидали»? И что вы предпочитали делать в таких ситуациях? Наплевать, забыть и идти дальше или…? Кидали. Не часто, но бывало. Я лично предпочитаю «наплевать и забыть», а в будущем не иметь дело с таким человеком. Считаю, что мое время стоит дороже возможного судебного выигрыша. Впрочем, среди моих друзей есть люди, готовые судиться из принципиальных соображений, просто чтобы не позволить себя безнаказанно обмануть. Что вы испытывали, когда в начале карьеры встречались с высокими государственными чиновниками? Трепет и благоговение? Просто необходимость таких встреч ради дела? Я начинал свою карьеру в эпоху перемен, и, возможно, поэтому не испытывал особого страха перед высокопоставленными людьми. А возможно - это моя семья и школа моего ректора Г.А.Ягодина, который был весьма демократичен по отношению к своим студентам, даже став министром. Впрочем, не скрою, ко многим таким людям я испытывал искренний интерес. Мне было любопытно познакомиться с теми, кто принимал значимые решения. Судьба свела меня с Горбачевым М.С., с Ельциным Б.Н. С огромным интересом я познакомился с Маргарет Тэтчер, Джорджем Бушем, Уорреном Баффетом и другими подобными людьми. Возможно, эти встречи позволили мне лучше понять жизнь. Как вы думаете, почему большинство людей в России начинают обожествлять человека, занимающего высокий пост? Это так исторически сложилось? Или причина в том, что практически все руководители государства на протяжении веков «держали дистанцию» и к народу особо близко не приближались? А издалека недостатки не так видны? Это не совсем так. Люди в России, как правило, с пиететом относятся к первым лицам, к тому, кого считают хозяином в стране, в городе, в компании. Замечу - подобное свойственно не только россиянам, но и немцам, итальянцам и так далее. Другое дело, что в демократическом обществе «хозяина страны» не бывает. Россия же - страна с авторитарным политическим режимом. Почему такое отношение к тому, кого считают «хозяином»? Полагаю, - «синдром заложника». Человек, находящийся в подчиненно-незащищенном положении пытается психологически защититься, воображая рационально-позитивные основания действий того, от кого он полностью зависит. Говорят, что «власть делает великого человека еще более великим, а ничтожного - еще более ничтожным». Это правда, как вы считаете? Я так не считаю. Я вообще не люблю абсолютизации по отношению к человеку. Люди разные и ситуации разные. Великий, святой отшельник может быть чудовищным правителем, а ничтожная личность, подкрепленная окружением, неожиданно станет символом прекрасного правителя. Власть – это работа, профессия. Можно быть талантливым или бесталанным управленцем. Можно получить соответствующее образование, опыт, а можно взяться за «рычаги», не имея необходимых навыков. Можно попасть в ситуации, когда все надо создавать с нуля, а можно встроиться в систему существующих, прекрасно работающих институтов. Жизнь очень разнообразна. Вы были одним из самых богатых людей. А сколько денег вы тратили, например, в месяц на свои личные и семейные нужды? Моя семья - очень своеобразная с этой точки зрения. За всю жизнь моя жена только однажды попросила меня купить ей колечко с камнем, да и то с небольшим. Я ей пытался что-то дорогое дарить. Благодарит, и не носит. Носит бижутерию. Одевается просто. И дочь приучила к тому же. Так что если мы тратили больше, чем семья обычного управленца среднего уровня, то только на охрану, когда она была необходимой, и на мои перелеты по работе. Я их частенько оплачивал из своего кармана, когда брал с собой семью в командировки. Ни яхты, ни дворца, к сожалению для прокурорских работников, у меня не нашлось. Потребности не испытывали. К чему вам, человеку обеспеченному и привыкшему, наверное, выполнять большинство своих пожеланий, тяжелее всего привыкать в условиях несвободы? В условиях тюрьмы тяжелее всего переносится разлука с семьей. Во-вторых, – отсутствие доступа к информации. Остальное – физические неудобства, с которыми вполне можно справиться. Гораздо страшнее моральное давление, попытки принизить человеческое достоинство, но здесь все зависит от тебя самого: что ты готов терпеть, и до какой степени способен противостоять. Богатый, бедный – вторично. Речь идет о свойствах личности. В свое время я в качестве репортера уголовной хроники посещала и российские тюрьмы, и СИЗО. И, честно говоря, я бы там сломалась. Хотя бы из-за невозможности пойти в душ, когда тебе этого хочется. И из-за отсутствия чашки кофе и хорошей сигареты по утрам. Что помогает вам так держаться? И что для вас труднее всего? Не наговаривайте на себя. Человек способен выдержать многое. Надо просто воспринимать происходящее, как испытание, и стремиться пройти его с честью. Если же давят совсем жестко, то даже проще, - начинаешь воспринимать оппонентов не как людей, а как фашистов. И ощущения, как на войне – иные… Если бы сейчас была возможность вернуться в сентябрь 2003 года, зная все, что вы знаете сейчас, что бы вы сделали? Никогда не занимаюсь бесплодным, ретроспективным самокопанием. Что сделано - то сделано, и надо идти дальше. C вашими средствами и связями, наверное, можно было бы «откупиться», договориться… Словом, сделать что-нибудь, чтобы не попасть по арест. Почему вы никаких подобных действий не предприняли? Потому, «что лучше умереть стоя, чем жить на коленях»? Или были другие причины? Я сделал то, что было возможно с учетом сложившейся ситуации. Собираетесь ли вы снова заняться бизнесом, когда окажетесь на свободе? Если да, то каким именно? И в какой стране? Нет. Мне не интересно. Что конкретно для вас значит понятие «родина»? Вам действительно небезразлично, где жить? Я люблю Россию, мне не безразличен мой народ, наша культура. Но в конечном итоге я связываю понятие Родины с семьей и друзьями. Вопросы задавала Ирина Табакова Источник: http://www.novosti-helsinki.com/mnenie/118-schitayu-yukos-svoim-luchshim-proektom.html
Комментарии
Ina | Инна | 28.08.2011 16:49
Слушайте!!! http://www.youtube.com/watch?v=mwZfDkLERWI&feature=related Вася просто МОЛОДЕЦ!!! Дошла бы эта песня до МБХ и ПЛЛ!
Ina | Инна | 28.08.2011 16:49
Вот это тоже, просто клас!!! http://www.youtube.com/watch?v=7Js8v7-0UP4&feature=relatedПоскорей бы у людей глаза открылись!!! Россияне просыпайтесь!!!
ecolog | Мария | 28.08.2011 23:54
Понравилось!!!
azarovann | Азарова NN | 29.08.2011 02:58
К сожалению, не могу разделить с Вами, уважаемая Инна, интеллектуально-эстетический восторг. С Noize МС, всё же, на мой взгляд, Вася Обломов даже рядом не стоит. Хотя - с ходу оговариваюсь - о вкусах не спорят. Что же касается собственно интервью и вопросов, заданных корреспондентом - они хорошие и, я бы сказала, очень добросовестные. Но в авторских статьях, опять же на мой персональный взгляд, и мыслительно, и по-человечески Михаил Борисович раскрывается гораздо ярче.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.08.2011 17:09
После того, как огромная и неэффективная страна распалась, экономика ещё оставалась общей, экономические связи работали, но и они уже стремительно распадались. Новое поколение реформаторов и предпринимателей создавали практически на голом поле без каких либо законов и правил совершенно новую российскую экономику. Власть, которая искала новые формы организации этих условий не в состоянии была собраться и выработать законы, механизмы и правила для работы бизнеса. Останавливаться было подобно смерти всей стране и ответственные предприниматели и бизнесмены это прекрасно понимали. Политиканы делали своё отравляющее дело, бизнес рождался и старался не ждать пока власть что-то придумает для них, это прежде касается законов, правил и новый требований. Власть все времена волокла свои нога позади предприимчивого человека и с осторожностью, а зачастую с необоснованным недоверием, чиня всякого рода препоны. Никогда и нигде средства производства не появляются в таком количестве у одного или группы людей. В России эти средства производства появлялись в результате революций, воин и иных насильственных действий. То, как это произошло в 90-е годы, я могу только приветствовать потому, что учитывая мировой опыт, у нас это произошло без революций и гражданских войн. К 2000-му году основной процесс приватизации был завершён, с приходом к власти нового президента в 2000-м году вроде бы им социальные недовольства были позади. Экономика России стала расти, и бизнес более менее стал развиваться. В это время от власти требовалось единственное, перелопатить российское законодательство и выработать новые, помогающие развиваться бизнесу законы правила. Но, что в верхушке власти были люди или группа граждан, которые так и не успокоились и по старинке продолжали не жить, а рушить всё, что созидается, что развивается, что и кто делает нашу страну сильнее, богаче. И этому есть объяснение, чем хуже в стране, тем больше бедных, тем проще ими, как стадом управлять. Нищета и низкий уровень жизни - главные условия для для деятельности мародёрствующей кучки жуликов. Рич Ричмонд
alena | Алёна | 28.08.2011 17:15
"в конечном итоге я связываю понятие Родины с семьей и друзьями" - что это значит? Что Михаил Борисович готов был бы покинуть Россию в случае освобождения?
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.08.2011 17:20
Далее всё было предельно ясно, что и как, а за что, так придумать не трудно, тем более, что прокуроры этим занимаются всё время и продолжают заниматься. Но это мы и так знаем, что именно хотели сделать те, кто организовывал гонения не на "Юкос" а на самого Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, что в них власть увидела такого, что дошла до того, чтоб всё начисто разрушать, уничтожать, прибегая к самым бесчеловечным методам вплоть до убийства? Начинать нужно именно с этого с мотива преступления против личности, предпринимательства, против частной собственности против человеческой природы, против разума, уничтожая целый уклад российской жизни, образ бытия русского человека. Рич Ричмонд
michruk | Антонова Яна | 28.08.2011 17:28
"Но в конечном итоге я связываю понятие Родины с семьей и друзьями".Уважаемые Михаил Борисович, тысячи людей в России гордятся тем, что у них есть такой соотечетсвенник.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.08.2011 17:47
Что-же такого натворил Михаил Ходорковский и его команда, чтоб вызвать такую ненависть у власти, чтоб навлечь такую беду на себя и на весь поистине творческий в бизнесе и многих общественных, гуманитарных, социальных и культурных сферах России? С появлением "Юкос" в России стал вырисовываться образец, да, именно образец, лучший и пака на это время единственный прототип будущего российского бизнеса. С этим никто не спорит и в этом никто не сомневается, за исключением тех, кто совершал тяжкие преступления против развивающей России и нового российского общества, самого человека. Надвигающая благоприятная внешняя конъюнктура сделала своё дело и развязала руки преступникам, они поняли, что за счёт больших доходов от нефтегазового рынка смогут замазать всем глаза и сделать то, что сделали. Хотя, могли просто создавать условия для развития таких компаний, как "Юкос", усовершенствовать российское законодательство и создавать благоприятные условия для всего бизнеса. Начиная с 2002 -го года, коррупция окружила власть и стала совершать то, что делали в период "НЕПа" и революции; отбирать и делить, красть и убивать, бороться и уничтожать светлое. Расстреляв Царя и его семью бандиты, стали уничтожать следы своих чудовищных преступлений, до сих пор мы точно не ведаем, как они поступили после расстрела со всеми членами царской семьи и приближёнными им людьми. "Юкос" не стал в стороне, тоже самое после арестов и незаконных обвинений, мародёры стали грабить имущество компании, а потом, когда это стало уже наглядно, они придумали банкротство, искусственно создавая условия для нужного им судебного решения продажными судьями. Никто не имел права запрещать брать деньги и выдавать заработную плату, это было незаконным решением суда, но суд вынес именно такое решение, деньги можно было брать на погашение предъявленной задолженности и и заработной платы, при этом позволять далее работать организации. Гитлер 10 лет боролся с инакомыслием, чем это закончилось всем известно. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.08.2011 17:59
Михаил Ходорковский создал впервые за последние 100 лет после бандитского переворота лучшую бизнес - компанию с коллективом в 140 000 тысяч человек. При этом уже являясь меценатом и крупным спонсором многих и многих гуманитарных проектов, за которые платил деньгами личными и "Юкос", и не требовал максимальной финансовой отдачи, предпочитая больше именно результат гуманитарный. В России появилось, родилось новое лица ответственного российского бизнеса. Эти лица, как солнце слепили глаза глупым и недалёким людям, практически обманным путём вошедших во власть. В российской власти стали появляться тишайшие пескари, получавшие за воё тишайство высшие награды государства, за потакание и кивание головой за всё, что делает стая воронья. Рич Ричмонд
prv | раиса | 28.08.2011 18:07
Уважаю и восхищаюсь этим человеком! И чем больше узнаю, тем больше восхищаюсь,несмотря ни на что.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 28.08.2011 18:14
Ответы Михаила Борисовича еще раз раскрывают его как неординарную личность. Поражаюсь недальновидностью нынешнего хранителя преемнического президентского места. Свободу Ходорковскому, Лебедеву и всем преследуемым и незаконно осужденным!
bella_leyfer | Bella Leyfer | 28.08.2011 19:08
прекрасное интервью....Умнейший и достойнейший человек,все мы сотни раз пишем это на нашем сайте.Озадачиваю себя вопросом-как бы по- корректнее высказаться о традиционном обожествлении первых лиц государства в России...НЕНАВИЖУ г-д Путина ,Медведева и к,НЕНАВИЖУ .Бог мой,до чего только можно дойти от алчности ,беспринципности ,вседозволенности ...Сколько нужно-то человеку добра и власти?Почему не увековечить себя добрыми делами,властью ,употребленной на благо страны ,что собственно и подразумевается под функцией первых лиц...Страх.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.08.2011 19:26
Ответственность Бизнесмена Михаила Ходорковского к 2000-му году просто поражала. Количество гуманитарных и духовных проектов, благотворительная помощь уже была на устах почти всего молодого поколения россиян. Молодые люди тянулись у нему, как к человеку, который сумел достигнуть больших успехов, стать открытым для всех, вывести свою компанию на первое место среди российских частных компаний. Этого не удавалось ещё никому. Учебно-просветительские программы велись на всей территории России. Михаила Ходорковского интересовало абсолютно всё и здоровье граждан и образование и стремление гражданина (особенно молодого человека) стать участником развивающего процесса в России. Разумеется, это многим серым людишкам было не по душе. Позже, когда Михаил Борисович Ходорковский скажет (совершенно открыто) о том, что бизнес стал ему интересен менее, чем настоящая общественная деятельность, это испугало кучку мародёров, проглатывающих мелкий бизнес, не насыщаясь по причине своей ненасытности.А тут проекты, выработанные, организованные и созданные, ожидавшие отмашки кремля, вовсе привели в полное отупение. Решение было принято на одной из встреч трёх человек, первого, главного мародёра и предателя Михаила Ходорковского, в одно время друга. Те, кто скрипел зубами и синел от того, как развивается по всей России бизнес класс, как становится силой и определяющей силой развития среднего и малого бизнеса, всеми руками и своими тупыми мозгами сказали, что "Да" всё сделаем, что прикажете. Устный приказ был отдан и до сих пор отдаются. Предложенная мародёрами модель развития России разрушает Россию, ведёт к гибели всего народа. Этот процесс необходимо немедленно остановить. И мы это обязаны сделать. Рич Ричмонд
valerii_58 | valerii | 28.08.2011 19:43
Очень аккуратно и как всегда умно. Симптоматично, что никакой политики, никаких прогнозов, никаких вызовов. Ура, Михаил Борисович. Ждем Вас на воле.
azarovann | Азарова NN | 29.08.2011 15:06
На всякий случай, здравствуйте, Валерий.Вот уж где не чаяла с Вами встретиться. Устремления наши, как оказалось, во многом всё-таки общие. Всяческих Вам благ. И, главное, скорейшего освобождения Михаилу с Платоном, а за ними всем остальным юкосовским невольникам.
blagonull | evgenii | 28.08.2011 20:48
НЕЖЕЛАНИЕ заниматься бизнесом понятно. Родина это семья -тоже понятно.А куда деть обиду нанесенную незаслуженно кучкой мерзавцев? 100 000 держателей мелких акций смотрят на МБХ как на мессию ,который восстановит справедливость в отношении компании самой лучшей на то время.Пенсионеры ,которые проработали всю жизнь в нефтепереработке и остались у "РАЗБИТОГО КОРЫТА". Разумные просвещенные люди понимают юридический абсурд всего "судопроизводства".ТЕМ более на фоне АБРАМОВИЧЕЙ,ТИМЧЕНКОВ и всей остальной олигархии которая "ПРИХВАТИЛА" всю РОССИЮ вместе с населением /в качестве рабов/.
azarovann | Азарова NN | 29.08.2011 04:02
Резануло меня, уважаемый Евгений, Ваше: "100 000 держателей мелких акций смотрят на МБХ как на мессию ,который восстановит справедливость в отношении компании самой лучшей на то время.Пенсионеры ,которые проработали всю жизнь в нефтепереработке и остались у "РАЗБИТОГО КОРЫТА"". Мне давно уже хочется спросить: "Где же они, все эти сто тысяч "держателей мелких акций" и прочих пенсионеров? Где их совесть? Где их гражданское самоуважение?!". Я сейчас не говорю об иностранных миноритарных акционерах - те хоть как-то в международных судах пытаются спорить с правительством РФ. Но которые живут и работают здесь, бывшие коллеги, сотрудники Ходорковского и Лебедева - почему за исключением Кондаурова и Осовцова, да ещё И.Ясиной, никого не видно и не слышно? Почему их достойнейших профессиональных руководителей защищают - в большинстве своём - посторонние люди? Ведь если бы только все они, ждущие и жаждущие восстановления своих имущественных и профессиональных прав, потрудились поставить свои подписи хотя бы под призывом, размещённым на этом сайте, этих подписей могло быть сейчас, как минимум, в три раза больше. Что, каждому из бывших рядовых сотрудников ЮКОСа, а теперь в большой мере Роснефти, тоже грозит многолетний тюремный срок? Может быть общество пребывает в неведении относительно этих невидимые миру угроз? Тогда почему они не придают эти угрозы гласности? Где их человеческая солидарность? Или они предпочитают, подобно г-ну Гололобову, предъявлять счета в части негативных перемен своей финансово-статусной участи, исключительно к Ходорковскому, к его уровню государственного мышления, которое идёт вровень с XXI-м веком, а не проваливается в век ХХ-й, а то и в XIX-й, подобно мышлению господ из кооператива "Озеро" с "Посейдоном" Путиным во главе? Я действительно с недоумением думаю порой о молчании всех тех из ЮКОСа, кого не коснулись непосредственно или косвенно репрессии - неужели они не испытывают дискомфорта от своего постыдного безучастия в судьбе политзеков, дававших им хорошую работу; неужели они не желают ИМ свободы? Я не пытаюсь сейчас кого-то осуждать - не уполномочена. Но недоумённые эти вопросы остаются.
ecolog | Мария | 29.08.2011 20:37
Признаться, меня тоже покоробило это ожидание "держателей мелких акций, которые смотрят на МБХ как на мессию". Конечно, понимаю, что никакие параллели неуместны, но ведь на него тоже смотрели многие с желанием обогатиться, а когда поняли, что он просто любовь и мир всем предлагает, через неделю кричали: "распни его, распни".
Irina | Serafim1410 | 28.08.2011 20:55
Михаилу Борисовичу спасибо за это интервью. Прочитала с большим интересом. Грустно, что всё так складывается. Что вся эта несправедливость пока ещё торжествует. Желаю Михаилу Борисовичу всех благ и УДАЧИ!!!!! Ангела Хранителя! С уважением, Ирина М.
VVSh | VADYM51 | 28.08.2011 20:59
Очень хорошее интервью с умным, талантливым человеком и гражданином России, Михаилом Борисовичем Ходорковским.Точные и искренние ответы, без самолюбования причитаний и "глубокомыслимых" поучений, так присущих нашим "вождям". Спасибо!
npower | natasha | 28.08.2011 22:56
Very nice and interesting Q&A. Thank you to Irina and MBX!
Asja | Asja | 28.08.2011 23:08
Не скажу Михаил что мне вас жаль. Совсем нет. Жалеют слабых а вы всё больше и больше заставляете вас уважать.)))Огромное вам спасибо за подаренную народу надежду, отобранную у него уже много много лет назад!!!
Asja | Asja | 29.08.2011 00:09
Я конечно не поэт,но кое что получилось:Во дворце Всевышнего забыли Распутин тёмный был человек Коммунисты не упустили Царя,семью его убили Народ утонул в грязи и гнили За годы много крови пролили Интеллигенцию утопили Несогласных искоренили Но Горбачёв пришёл Остановиться долгом счёл Смутьяны не допустили Танками,армией пригрозили Против грязи и гнили Возразить вы решили... Посадили... Но не став президентом Вы уже победили!
lavsel | Сергей | 28.08.2011 23:35
Эталон поведения свободного человека в условиях полнейшей и унизительнейшей несвободы.Какой контраст с поведением наглого самоуверенного временщика, компенсирующего своё ничтожество возможностью беззаконно вершить судьбы других людей и народов! Пройдёт немного времени и этот мыльный пузырь лопнет, и все дружно ахнут: а король-то голый! И вы не найдёте того, кто гордо скажет, что голосовал за это "чудо в перьях"... А пока мы вынуждены наблюдать бесстыдство коррупционной власти, вершащей беспредел в разоряемой ею России. Лишённые самых минимальных элементов демократии мы оказались заложниками в своей стране. Долго это продлиться не может! Сергей Львович.
ecolog | Мария | 28.08.2011 23:49
Михаил Борисович - кремень! Как приятно знать, что он все также настроен. Ведь все происходящее последние месяцы, начиная с их поспешного этапирования - уже какое-то агонизирующее беззаконие, и у многих бы "упали руки". Просто нет предела восхищению такому нордическому в хорошем смысле характеру! Настоящий борец!В этой ситуации только очень сочувствую близким, которые должны жертвовать любимым человеком ради того, чтобы другие хоть о чем-то задумались. Недавно прочитала здесь в пресс-центре комментарий, что не стоят эти 60000 человек (которые оставили подписи в его поддержку) таких мук и лишений. Сперва тоже так подумала. Но, видимо он сам так не считает, да и не смог бы по-другому поступить. За что ему огромное человеческое спасибо и низкий поклон.
Asja | Asja | 29.08.2011 00:14
60 000 это миф. На самом деле симпатизирующих ему людей очень много. Народ затравлен. Люди боятся лишний раз что-то против власти сказать. В России почти всегда так,сначала терпят до немогу а потом революция.
kovlarr | Лариса | 29.08.2011 00:23
Ну какая умничка! Так интересно читать все его ответы. Чувствуется (и светится) интерес к жизни, нестандартный ход мысли и внутренняя дисциплина.Держитесь, Михаил Борисович. Вас так здесь ждут.
Agnessa | Ирина, Одесса | 29.08.2011 00:29
Судьба Михаила Ходорковского до известного момента складывалась удивительно гармонично, и то, что в известный момент он поступил именно так, а не иначе, абсолютно естественно для него. Михаил Борисович, как и все Ваши сторонники, рада вновь слышать Ваш голос. Голос человека умного, благородного, великодушного... Храни Вас Господь и вся сила нашей любви и поддержки.
eduard123321 | Эдуард | 29.08.2011 00:49
Глубочайшее уважение за столь содержательное интервью МИХАИЛУ БОРИСОВИЧУ. Здоровья ВАМ,ВАШЕЙ СЕМЬЕ,всем,кто ВАМ дорог и БОЛЬШОЙ УДАЧИ-СВОБОДЫ
lelya | Yevgenia | 29.08.2011 11:15
Сколько чести и достоинства, ума и благородства.Уважаю ВАС и восхищаюсь. Скорее выходите на свободу! Ваше место здесь!!!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 29.08.2011 11:20
Раз уж решились на откровенный диалог пойти с народом, загоняя его в онф, давайте говорить на чистоту. Не нужно мне рассказывать о том, что те ил иные первые тройки в списке этого фронта лучшие из лучших, по каждой тройке давно уже должны работать прокурору. Разработанную идею, созданную и выстроенную модель новой России украли у Михаила Ходорковского, отобрали его и у других бизнес, получили фантастические средства, но так и ничего не смогли сделать. Всё изувечили и превратили в полную разруху. Селигер превратили в сборище, предварительно загоняя туда всех с улицы, а не просто открывая двери перед всеми молодыми людьми, кто желает самореализоваться и сделать свой выбор в этой жизни. Вы посмотрите на эти селигеровские скопища, это чистой воды сумасшествие, такое ощущение, что организаторы никогда не общались с детьми и молодёжью. Ничего умного, развивающего и растущего для самой личности эти сборы не дают. В них одно есть, портреты вождей и песни во славу серых консулов. Всё, что было раньше, когда раболепствовавание было одним из способов продвигаться по каменной лестнице туда, где нет ничего святого. Я совершенно случайно встретился в парнем, который мне рассказывал, что он присутствовал на одной из встреч (Лекций) с Михаилом Ходорковским. Попросил его рассказать, что интересного там он услышал и что для себя открыл, зачем пошёл на эту лекцию и что двигало тобой, когда ты шёл на неё? Ответ был настолько простым, что далее я задал всего один вопрос. Мне этот человек ответил, что после выхода из вуза (факультет экономики и права) ему недоставало чего-то такого, что так необходимо каждому молодому специалисту, желающему строить свою жизнь, жизнь, которую он сам построит и будет в ней жить. Далее мне он сказал, что совершенно случайно по ТВ услышал несколько интервью Михаила Ходорковского и задался вопросом, почему в вузе ничего этого он не слышал, более того, об этом никто вообще ничего не говорил. Я спрашиваю, о чём это он, он мне отвечает, О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ. Не знаю, по потом, я услышал то, что меня не поразило, а наоборот утвердило в моей правоте. Сергей сказал, что будет ездить и стараться слушать выступления Михаила Ходорковского потому, что - это знания, которых ему не достаёт. Я задаю второй вопрос, зачем тебе это, всё и так понятно, об этом можно прочитать в книгах? Ответ был ещё короче, Сергей сказал, мне нужен Лидер. Далее, мы говорили о том, что происходило все эти 8-мь лет и что произошло в жизни Сергея? Отдельный разговор, российского толка. Не нужно стесняться и скрывать. Михаила Ходорковского банда оборотней испугалась, как Лидера, нового масштабного с государственным мышлением человека. В этом вся причина всей этой кровавой мародёрской разборке по понятиям и без них. Венец этой бойни труппы политических заключённых и тысячи томящихся тех, о ком мы ещё ничего не знаем. Мы должны остановить уничтожение умных людей и прекратить геноцид русского народа. Дмитрий Анатольевич, у нас одна жизнь, каждая смерть невинного - ваша личная ответственность и слабость перед бандой мародёров. Вы обязаны прекратить этот разгром России. Рич Ричмонд
m_khachaturyan | Михаил Хачатурян | 29.08.2011 15:21
То, что Ходорковский грамотнее всего нынешнего Кремля вместе взятого - это и ежу понятно, это лишний раз подтвердил Геращенко в последнем интервью. По моим подсчётам Ходорковский лет на 7 - 10 (минимальный совокупный показатель по реализации крупных проектов) думает быстрее путина (намеренно с маленькой буквы, потому что это слово скоро станет именем нарицательным, обозначающим всякую дрянь, тварь и т.д., примеры: вопрос:"Ты что, путин что ли?" или "Ты что себя ведёшь, как последний путин?" или утверждение:"Да ты, чистый путин!") и лет на 50-60 умнее его. Михаил Борисович, крепкого Вам здоровья! Ждём Вас на свободе, Вы нам нужны.P.S.: Простите за эти лирические отступления, просто этот путин уже задолбал, пусть уходит... Вася Обломов про путина поёт... С уважением Михаил Хачатурян.
Che | Юлия Ч. | 29.08.2011 15:46
Очень порадовало интервью. Какой же Вы все-таки хороший, Михаил Борисович!Больше ничего и говорить-то пока не хочется.Просто думать.
HZEJNQxK | Татьяна | 29.08.2011 19:19
Уважаемый Михаил Борисович всегда восхищаюсь вами.Здоровья ВАМ и скорейшегоосвобождения.Молюсь за ВАС. Татьяна
Anita | Valentina | 30.08.2011 06:55
Присоединюсь ко всем выше сказанным замечательным словам. Вам, Михаил Борисович, мое Искреннее восхишение Вашей внутренней силой и благородством. Ума ПАЛАТА! Одного Вашего ОПЫТА - на все правительство хватит. Уже давно Россия двигалась бы в нужном направлении. Храни Вас Господь! Берегите себя. Вы нужны ВСЕМРоссиянам! И слепым, и зрячим.С глубоким уважением, Валентина, Канада
vkochetov | Владимир | 30.08.2011 17:48
Михаил Борисович! Уверен, миллионы людей Вас благодарят за реальные уроки стойкости и мужества, а также за надежду.
glove | Сусанна Аpутюнян | 30.08.2011 23:42
Дорогой Михаил Борисович, огромное Вам спасибо за все! Бесконечно горжусь и восхищаюсь Вами . Пусть Бог хранит Вас и Ваших близких.
Viola | Виолетта | 31.08.2011 12:40
Михаил Борисович ...Это человек с Большой буквы, когда думаешь о нем, то понимаешь, что действительно были такие люди как Джордано Бруно, А когда думаешь, что инквизицию основали два подлеца, то становиться страшно
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 01.09.2011 13:10
В продолжение дела Михаила Ходорковского, которое стало лучшим его проектом в его жизни: Юридически и фактически бывшая "народная собственность" страны была приватизирована, никаких претензий к уже завершившемуся процессу ни у кого не было, тем более у многотысячного коллектива компании "Юкос", который работал под руководством Михаила Борисовича Ходорковского. Так-же хочу заметить, что у тогдашнего премьера путина не было никаких ни сигналов ни претензий к компании, выплачивающей самые большие налоги в Российский бюджет частной компании, более того, были тесные связи, как экономические, так и государственные в плане работы компании на Российском рынке нефтегазового комплекса. А восстановив всю историю компании "Юкос", мы увидим, как весь коллектив лучшей частной компании в России практически участвовал в развитии своего поистине дела. Ведь Михаил Ходорковский стал первым предпринимателем в России начавшим выстраивать совершенно новые экономические отношения, вести международного образца финансовую отчётность, при которой всё видно любому (подчёркиваю) грамотному человеку, сведущему в бухгалтерском учёте, зная вообще термин "Учётная политика предприятия". Уж кто-кто, а западные партнёры весьма щепетильны в том, чтоб на упустить ни одного рубля работая в России, да и у себя дома. Никогда никто не жаловался на то, что "Юкос" не доплатил кому-то, хоть что-то. Это означает, что вырвали здоровый зуб (Это я о мародёрах) взамен кровоточащая рана - дыра. И потом сколько таких здоровых зубов выдрали у российского бизнеса, одному мародёрствующему племени известно, но то, что Россия стала совершенно беззубой, это факт. Сегодня, "Юкос" жив, большая часть живых душ верит в Победу разума, и пусть кто-бы там, что ни думал, но ни время, ни кто-то другой, а только мы сами обязаны эту нашу общую Победу завоевать. У нас нет другого выбора, на нас смотрят наши дети, родные и близкие погибших в застенках концлагерей XXI-го века, будущие поколения, которым жить в той стране, которую мы для них построим, без мародёров, без насилия и грабежей, без нетерпимости и расовой ненависти.Как-то Михаил Ходорковский сказал, что миром правит Любовь и Труд, и я с ним полностью согласен. Да будет так. Ричмонд Рич Джонотан
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 02.09.2011 03:04
Очень хорошие вопросы и очень интересные ответы, раскрывающие понимание сути ведения бизнеса в постсоветской России умным и достойным человеком, думающем о своей стране.
mtv-spb | Татьяна | 02.09.2011 16:32
МБХ не просто не сломлен, он от интервью к интервью проявляет все более четкие признаки силы, мудрости, прозорливости. Вот пример, когда человек даже в гибельной, казалось бы, ситуации находит для себя почву для развития и роста. Особенно это ценный пример для тех, кто жалуется на обстоятельства.
disbelief | Vlad Kalmykov | 06.09.2011 04:51
Влад Одно слово - ДОСТОИНСТВО!
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 11.10.2011 12:01
вопросы...слабоваты и многие заданы-перезаданны, НО ОТВЕТЫ - МЫСЛИТЕЛЯ И ГРАЖДАНИНА ВСЕЛЕНОЙ! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||