СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2010
     12
34689
1516
2223
282930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.05.2010 г.

«Мое дело важно не само по себе, а как символ происходящего в России»

Интервью Михаила Ходорковского итальянской La Repubblica. Пресс-центр публикует оригинальный русский текст ответов

Как вы себя чувствуете после стольких лет жизни в условиях ограниченной свободы?

Тюрьма вообще, а российская тюрьма в особенности, - совсем не санаторий (постоянно находиться в закрытой маленькой комнате – удовольствие небольшое). Но самое тяжелое – семья. (За эти годы я только «по переписке» стал дедом, проводил младших сыновей в школу, дочь – в университет. 7 лет ждет дома жена, родители.) Тем не менее, именно их поддержка помогает сохранять решимость отстаивать свое доброе имя, свои принципы.

Впервые за весь этот вымышленный процесс, вы получили возможность публично высказаться, открыть правду, представить обвинения. Как бы вы описали свою линию защиты? О чем вам не удалось рассказать?

Моя линия защиты строится с учетом глубокого недоверия суду. Суд был обязан прекратить процесс еще год назад, когда прокурор не смог ответить: кто обнаружил сам факт преступления и где документы об этом? С тех пор я год говорю одно и то же. Скажите, кто придумал этот бред, будто 350 млн. тонн нефти украдены? Никто не сознается. Но суд, похожий на фарс, продолжается.

Ваша ситуация видится сугубо личным разбирательством между вами и Путиным. Президент Медведев держится на расстоянии от этого спорного и публичного процесса. Можно ли ожидать каких-то положительных изменений, исходящих из Кремля?

Не может быть сугубо личным дело, за которым 7 лет следит вся юридическая общественность страны и почти половина наиболее образованной, активной части населения. Именно этот процесс формирует правовую реальность, в которой существует бизнес России. И создает общеизвестный прецедент правового нигилизма верховной власти, далее многократно тиражируемый. Подчинит ли себя российская власть закону? Не знаю. Надеюсь.

Из газет можно сделать вывод, что разногласия между Медведевым и Путиным существуют почти по всем главным вопросам: от места и роли политической оппозиции до экономических реформ. Их подчиненные [Президента и Премьера] склонны воспринимать эти разногласия всерьез, и в свою очередь, расходиться во мнениях друг с другом. Это на самом деле расхождение во взглядах или всего лишь игра?

Полагаю, что различия между Медведевым и Путиным носят сугубо стилистический характер. Путин предпочитает во взаимоотношениях с обществом стиль спецопераций, Медведев – стиль сотрудничества и открытости. Я пока не имел возможности оценить Медведева как независимого политика, но хотя бы его стиль больше соответствует веку.

Путин уже высказал свое намерение баллотироваться на пост Президента в 2012. По Вашему мнению, Медведев станет новым Премьер Министром либо будет заменен другой кандидатурой?

Думаю, что даже Путин и Медведев не имеют сейчас окончательного плана относительно 2012 года.

Тем не менее, можно говорить о переменах происходящих здесь и сейчас. Демонстрации 31 числа каждого месяца приобретают растущую популярность, как и обвинения в коррупции, предъявляемые органам милиции. В этом отношении, кажется что ограничения спали – можно дебатировать и приглашать. Является ли это, пусть и незначительным, но, все же, шагом вперед?

Несомненно, Медведев не только говорит. Изменения заметны даже из-за решетки. Общество, пусть медленно, но оживает. Обнаглевшая от полной бесконтрольности бюрократия ощутила хоть какие-то берега (ограничители). Сейчас очень непростой момент: общество еще очень слабо, а чиновники, особенно силовые, уже недовольны наступлением на свое всевластие. (Налицо и простой саботаж, и даже откровенная нелояльность инициативам Президента.) Любое развитие ситуации возможно.

Вы всегда считали, что оппозиция играет важнейшую роль в политической системе. Если бы вы были на свободе, стали бы строить новую оппозицию? Либо она уже существует, в скрытой форме, и нуждается в поддержке для того чтобы полноценно функционировать?

Независимая, влиятельная, ответственная оппозиция – один из ключевых элементов любого механизма демократического государства, начиная от законодательных, и заканчивая контрольными. Без нее эти механизмы заведомо неэффективны, что мы и наблюдаем в нашей стране. Бюрократия мешала и продолжает мешать сформироваться нормальной оппозиции, тем самым, она, с одной стороны, подрывает основу современного государственного управления, а с другой, - стимулирует радикализм, популизм и коррупцию. В такой «игре» я своего места не вижу.

В последние годы общественное мнение за рубежом было однозначно в вашу пользу. Не опасаетесь ли вы, что уровень интереса снизится именно сейчас, когда вам грозит 22 года тюремного заключения в связи с новым процессом? Если это так, то почему?

Я благодарен СМИ и общественности за внимание и поддержку. Мое дело важно не само по себе, а как символ происходящего в России. То есть, пока будет надежда на позитивные изменения, - внимание гарантировано. Мне было бы очень печально, если бы надежды угасли.

Вы сказали, что впервые услышали об Обаме как о сенаторе, который официально выразил вам поддержку в Конгрессе США в 2005 году. Похоже, что в данный момент Президент усиленно работает над улучшением Российско-Американских отношений. Как по вашему, он о вас забыл?

Я не страдаю манией величия и не предполагаю возможность того, чтобы моя фигура встала в центр международных взаимоотношений России. Более того, полагаю, что именно российский суд должен быть способен выносить законные и беспристрастные решения. Нормальная судебная система нужна, прежде всего, моей стране. В то же время, я благодарен г-ну Обаме за то участие, которое он высказал, будучи сенатором, и внимание, которое он уделяет моей ситуации сейчас.

К вопросу о вашем судебном процессе. Объясните: как страна, так часто находящаяся в центре внимания мировой общественности, может продолжать предъявлять вам обвинения, которые с ваших слов являются совершенно необоснованными?

Утрата качественной «обратной связи» - беда любого авторитарного режима. Многие российские чиновники действительно убеждены, что международная общественность. СМИ, российские правозащитники куплены либо мной, либо собственными правительствами для борьбы с Россией. И наоборот – российские бюрократы, подписавшие чушь, названную обвинением, - честные профессионалы. Посмотрите российские государственные новостные каналы, почитайте проправительственных аналитиков – сами в это поверите. Что такое Интернет, у нас во власти действительно понимает, похоже, только Медведев и его команда.

Задумывались ли вы об ошибках, больших или маленьких, которые вы, возможно, совершили в период своего экономического и политического успеха?

Я жалею, что поздно понял свою личную ответственность в деле построения гражданского общества. «Открытую Россию» нужно было создавать раньше, а не надеяться на то, что и другие бизнесмены поймут необходимость помогать людям. Вообще же ошибок было много. Больших и маленьких. Но я – не сторонник рефлексии. Делать ошибки, исправлять их, идти дальше – нормально для человека. Итог подведут потомки.

Ваш процесс воспринимается на Западе как символ борьбы Путина с непокорными олигархами, остатками Ельцинских либеральных реформ. Это был нелегкий период в жизни Россиян, когда незначительная часть населения резко обогатилась, усилив общий разрыв в доходах. Согласны ли вы с тем, что эти перемены, пусть произведенные другими методами, были все-таки необходимы?

За последние 10 лет количество сверхбогатых людей в России возросло. Гораздо больше их стало и среди чиновников. Конечно, независимую оппозицию они теперь не поддерживают. Нужны ли были стране именно такие перемены? – Не уверен, хотя и осуждать никого не хочу.

Расскажите о своем невероятном подъеме как предпринимателя, сначала в Советской России, затем после ее развала?

Слишком долгий путь для одного вопроса. Если коротко: торговля - банковский бизнес – промышленность – нефтяной бизнес. Причем на каждом этапе я готов ответить за происхождение любой части моего капитала. Собственно, прокуратура потратила 7 лет на «раскопки». Результат общеизвестен.
Если серьезно – мой рецепт: отличная команда, хорошая стратегия, большая удача. И еще – 15 лет упорной работы.

Кто преуспел за счет вашего исчезновения? Известны ли вам конкретные имена?

Список «приобретателей» имущества ЮКОСа известен. Кто стоит за ними – тоже.

Все ваши интервью, данные в тюрьме, излучают несомненный оптимизм и настойчивость. Не боитесь ли вы потерпеть поражение? Вы по-прежнему полны сил или постепенно начинаете поддаваться давлению?

Люди, которые для меня важны, меня поддерживают. Это моя семья, это наиболее активная, образованная и информированная часть российского общества, это многие порядочные люди за рубежом. Подвести всех их я не способен.

* * *




Комментарии
Alexander DS | 28.05.2010 20:08
"Подвести всех их я не способен"

7 лет назад я просто восхищался Ходорковским М. Б. как руководителем. Сейчас восхищен Личностью!
Анатолий | 28.05.2010 20:16
Честный и откровенный разговор!
Петр | 28.05.2010 21:11
Президент США Барак Обама передал соболезнования матери юриста Сергея Магнитского, умершего в СИЗО "Матросская тишина" в ноябре 2009 года. Об этом сообщает "Интерфакс".
А в России? Упыри..
Евгений Шек | 08.06.2010 05:24
Интересно, а наш гарант что нибудь выражал поэтому поводу?
Александров | 28.05.2010 21:21
Сейчас в Финляндии депортируют русскую бабушку-инвалида,которая незаконно осталась жить 20 лет у своей дочери,которая вышла замуж за финского гражданина.Все суды и Высший признали -её нужно отправить в Россию.СМИ,религиозные деятели,медики,Президент Финляндии просили суды не принимать решения о депортации. НЕТ! Судебная система в Финляндии независима.И никто даже Президент не может отменить решение суда. По финским законам нарушено эмиграционное законодательство и к тому же мать не может быть членом семьи.
Вот как в Европе работают суды!
У нас в России суды часто не выполняют Законов -это раз. Во вторых,решения судов отменяют те же суды Верхнего эшелона!Ну а в третьих- лица из числа судов что нарушили Закон не подвергаются наказанию!Образно говоря судью нельзя посадить в тюрьму за то, что он нарушил закон!
Ну и в -четвёртых, наши суды бояться властьимующих.Даже в свидетели боятся приглашать.
Нашему Президенту нужно что-то делать с судебной системой в России!
shhapow | 28.05.2010 21:23
shhapow. Как всегда, в высшей степени логично, изящно и блестяще. Что делает в тюрьме этот умный, интеллигентный и замечательный человек? Насколько велик он и его товарищ по трагическому несчастью П.Лебедев, настолько мелки и ничтожны их преследователи. Удивительная всё-таки штука, жизнь людей! Всё пройдёт, а память останется о НИХ, несгибаемых и сильных духом, но не о нынешних мастерах заплечных дел, место которых в помойке истории..
Антонова Яна | 28.05.2010 22:20
"Подчинит ли себя российская власть закону? Не знаю. Надеюсь".

Дорогой Михаил Борисович, к сожалению, не могу разделить Ваших надежд, что наша нынешняя власть в её нынешних персоналиях, когда-либо подчинит себя закону. Они слишком привыкли быть над ним! Но если соблюдение закона будет понято народом как благо, то будет другая власть, которая подчинит себя закону. Думаю, что это так и произойдёт, вопрос только во времени и в тех тяжёлых, а может быть и трагических переменах, которые подтолкнут Россию на этот путь.
С уважением, Яна Антонова.
Nikita Kayurov | 28.05.2010 23:58
Михаил Борисович, желаю Вам поскорее выйти на свободу!

В стране достаточно нормальных людей, чтобы мы могли надеяться на достойное будущее для нее, не по сценарию Зимбабве.

Этот фарс изживет себя сам. Постарайтесь только не давать этим прокурорским и судье передышки. Пусть каждое процессуальное нарушение судьи будет выявлено и откомментировано Вами или Вашими адвокатами. Данилкин должен чувствовать что каждый его шаг подвергается глубокому анализу и не остается незамеченным - виртуально он должен ощущать себя "на сковородке", когда каждая его попытка играть на стороне обвинения становится явной и очевидной. Не важно сможет ли судья найти в себе духа проштамповать обвинительное заключение, как это сделала судья Колесникова в предыдущем процессе. Важно то, что чем меньше темных пятен остается в этом деле, чем очевиднее абсурдность обвинения, тем больше шансов у страны вернуться к построению правового государства. А лишь это поможет Вам выйти на свободу.

Для каждой диктатуры, есть свое событие, которое приводит к коллапсу ее молчаливой поддержки обществом, и поворотной точкой в преобразовании страны в нормальное государство. Ваш процесс имеет все шансы стать ею для путинской России. Не так много в стране людей, которые способны противостоять настолько эффективно всей машине авторитарного государства. Вы, защищая себя, вынуждены защищать интересы многих граждан этой страны попавшей в репрессивные жернова ее коррумпированных "правозащитных" органов.
proc | 29.05.2010 00:03
И не вздумай подвести, Михаил Борисович! Одним своим мужеством ты вселяешь в нас самих надежду и веру в светлое будущее!
Ирина | 29.05.2010 00:08
"Тюрьма вообще, а российская тюрьма в особенности, — совсем не санаторий (постоянно находиться в закрытой маленькой комнате – удовольствие небольшое). Но самое тяжелое – СЕМЬЯ. (За эти годы я только «по переписке» СТАЛ дедом, ПРОВОДИЛ младших сыновей в школу, дочь – (ПРОВОДИЛ -И.М.) в университет. 7 лет ЖДЕТ (ЖДУТ – И.М.) дома жена, родители.) Тем не менее, именно их поддержка помогает СОХРАНЯТЬ решимость ОТСТАИВАТЬ свое доброе имя, свои принципы.»
Михаил Борисович, только одно это существительное и шесть глаголов – ВСЕГО СЕМЬ СЛОВ, которые для меня являются тем двигателем, чтобы, что- то читать и писать на данном сайте. Вы сейчас обобщили для меня ответ на довольно часто задаваемый мне вопрос другими, даже хорошо знающими меня людьми: «Зачем тебе ЭТО надо?» . Я сначала реагировала, пыталась, что то объяснить – бесполезно, не пробиваемые. Потом стала отсылать на этот сайт – людям лень, у них и так много дел. Сейчас я просто молюсь, а на подобные вопросы отвечаю, что время всё расставит на свои места.
С глубоким уважением, Ирина М.
Антонова Яна | 29.05.2010 09:22
Дорогой, Михаил Борисович, когда вы говорите, что Вас поддерживает наиболее активная, информированная и образованная часть нашего общества, Вы немного ошибаетесь – не только она одна. Приведу пример. Краснодар, зима пятого года, иду по городскому вещевому рынку, и вдруг слышу, как молодой парень из торговцев убеждает женщин, своих соседок по прилавку, что «Ходорковский назначен представителем президента по Краснодарскому краю», и сейчас с делегацией приедет инспектировать этот самый вещевой рынок, который местные власти давно хотят перенести в другое место.
- Ты серьёзно? – спросила одна из торговок.
- Серьезнее некуда, с утра по радио объявляли.
Они поверили, и одна из них попеняла парню, что он не сообщил им о Вашем приезде раньше, так как она хотела бы принарядиться для такого случая.
Когда правда открылась, женщины пожалели о том, что Вы находитесь в тюрьме, а вовсе не назначены представителем президента по нашему краю: «Где он теперь? О нём ничего не слышно».
Наше дорогое правительство совершенно осознанно не пускает информацию о Хамовническом суде на центральные телеканалы. Знают, что делают, знают, что никогда бы эти женщины и этот парень не одобрили бы второго суда и требования осудить на двадцать лет человека, который уже семь лет отсидел. Простые русские люди может быть не самые образованные и информированные, но они обладают прекрасным качеством – добротой.
С уважением, Яна Антонова.
Анатолий | 29.05.2010 13:13
И вот ещё один из многих символов происходящего в России. http://www.vedomosti.ru/video/17_517
Zana | 29.05.2010 13:16
Михаил и Платон, а также все ваши родные и близкие, пожалуйста, ДЕРЖИТЕСЬ!!!!!
Это нелегко, но,теперь это важно всем нам. Наблюдая вашу несломленность и силу духа, придаёт нам силы и уверенность в том, что зло победимо. Вы свободнее многих, находящихся на свободе. Ещё раз - сил физических и моральных! Мы с вами!
Хаджи | 29.05.2010 15:19
да поражаюсь ответами Михаил Борисовича,его силе воли,его мужеству,7л человек за решёткой и он не сломлен,его "доброжелатели"наверно думали что он сломается,но они ошиблись крупно затеяв весь этот балаган,Михаил Борисович здоровья вам,мужества вам желать не надо более мужественного человека среди ныне живущих и не найти,чтоб встреча с семьёй была как можно раньше чтоб быстрее освободились от этой каторги,удачи вам.
sergey | 29.05.2010 16:29
Михаил Борисович!
Восхищён Вашим интервью,все ответы чётки и лаконичны,с большой долей дипломатии. Как не хватает Вас на свободе, чтобы возглавить оппозицию в борьбе за то,чтобы нынешняя власть подчинялась конституции и законам.
Верю и надеюсь,что скоро настанет время,когда Вас освободят и Вы примените весь Ваш интелектуальный потенциал для спасения России. Готовьтесь ....
xodganasreddin1 | 29.05.2010 19:25
Чем более наглые нарушения Закона происходят в данном процессе, чем более низкие поступки исходят от обвинения, включая последнюю оскорбительную истрику г.Лахтина при допросе главреда Лысовой, тем с большей очевидностью для большинства сомневающихся вырисуется невиновность обвиняемых Ходорковского и Лебедева.
Так беспардонно не оставить даже пятна синего цвета на мундире - означает демонстрировать всему миру
заказной политический характер процесса и совершенную тупость медных лбов исполнителей.
Лахтину осталось с кулаками ворваться в аквариум, но из этого ничего путного не получится, кроме тощего ощипанного петуха.
Ирина | 29.05.2010 19:37
Диалог между двумя совершенно разными уровнями сознания. Замечательно, что на такие глупые, практически "желтые" вопросы, М.Б. нашел такие умные, "золотые" ответы. Спасибо!
Marina Kobyljanski | 30.05.2010 00:24
Да, Михаил, не подведите нас - мы в вас верим! Редкий человек обладает такой силой духа, как вы.
Ирина | 30.05.2010 08:39
Доброе утро всем. С Праздником! (православным).
Вот новый ветерок ПЕРЕМЕН. В недавней статье одной из свободных СМИ рассказывалось об инициативе представителей высших эшелонов власти об установлении цензуры в Интернете. Ответ Президента РФ не замедлил себя ждать: «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ГРЯДЕТ ЭПОХА ВОЗВРАЩЕНИЯ в известной степени от представительской демократии к ДЕМОКРАТИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ, ПРЯМОЙ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРНЕТА» (Медведев Д.А. Встреча с активом «Единой России», посвященной вопросам модернизации. НОВОСТИ@mail.ru Вести.Ru 28 мая с.г. 17:33) . Ура, товарищи! Мы остаёмся в Интернете! Дмитрий Анатольевич, я с Вами СОГЛАСНА.
С уважением, Ирина М.
P. S. Михаил Борисович, Платон Леонидович, Адвокаты, Ангела Хранителя Вам. Хороших выходных. С новыми Силами с понедельника в бой.
Азарова Наталья | 02.06.2010 12:59
Ирина, простите, а можно узнать сколько Вам лет. Мне - 50.
С уважением, Наталья А.
yulia | 30.05.2010 09:11
Уважаемый Михаил Борисович,
Вы очень последовательны, убедительны и искренни в своих публикациях. Пусть сбудутся Ваши планы! Сил Вам и здоровья!
светлана | 31.05.2010 02:09
Потрясающая у нас страна - ее с колен пытается поднять ЧЕЛОВЕК из тюрьмы.... ОН подает нам Руку помощи и сквозь зоновские решетки нам светит как луч Надежды...Заглушая лай лагерных собак, топот вертухаев, лязг чугунных замков, истерические вопли иуды-прокурора, к нам доносятся ЕГО СЛОВА.... в которые так хочется верить! Верить и надеяться, что страна наша заживет когда нибудь счастливой,а главное СВОБОДНОЙ жизнью. Без страха и стыда перед потомками.
Profi222 | 31.05.2010 02:36
Михаил Борисович, Платон Леонидович, а также вся команда защиты. Держитесь! Дубай с вами!(прогрессивная часть русскоязычной общины. У нас даже отдельная тема о вас есть.) И весь Capella University передаёт вам привет!
светлана | 31.05.2010 16:44
Михаил Борисович,Платон Леонидович город Ростов НА Дону с Вами.Чести и мужества у ВАС с избытком.Сил Вам и здоровья.
Smit | 01.06.2010 12:21
Спасибо вам за вашу, не побоюсь этого слова, борьбу, Михаил Борисович. Спасибо всем ЮКОСовцам.
Александр | 01.06.2010 19:49
Михаил Борисович,вы во многих своих интервью отмечаете,что большую роль играет образованная часть нашего общества. 2 вопроса.
1.Какая тогда часть общества препровадила вас в места лишения свободы
2.Какую тогда роль играет простой народ,тот которого мордой по асфальту тащат в автозаки,избивают дубинками и сажают по выдуманным нарушениям?
ludmila | 04.06.2010 11:06
Уважаемый Михаил Борисович! Как обнадеживает, что есть порядочные, честные патриоты в России. Это -ВЫ. Благодарю за Вашу преданность нам всем и нашей стране. Очень ждем и надеемся на лучшие перемены в Вашей судьбе и семьи Вашей и нашей общей России. Восхищаюсь светлым, понятным каждому образу Ваших мыслей. Все больше и больше людей поддерживают Вас и готовы к новым изменениям во всем. Все будет хорошо!
KITT | 10.06.2010 10:03
Прочитав очень много исторических книг о России я могу обоснованно сказать (как это ни печально) - никогда в России не было и вряд ли будет справедливости. Есть сила и изворотливость отдельных личностей. И если ты можешь себя подстроить под их дудку (при этом постоянно пребывая во вражде со своими взглядами) - то ты - молодец. Если не сможешь - то изгой. "Инквизиция 21 века" - я бы так назвал нынешнюю судебную, правовую, силовую и другие системы в России.
Несмотря на все это - я поддерживаю МБХ и желаю ему все-таки выйти победителем из сложившейся ситуации!
RuslanX | 27.06.2010 01:55
«Мое дело важно не само по себе, а как символ происходящего в России»
Люди, которые для меня важны, меня поддерживают. Это моя семья, это наиболее активная, образованная и информированная часть российского общества, это многие порядочные люди за рубежом. Подвести всех их я не способен.

Вы нас не подведете. А для уверенности вашей задам вам вопрос, на который мне не нужен ответ, он нужен вам. Почему происходит в России так, что героями в истории становятся массовые убийцы, а не те кто учил людей любви и уважении к друг другу?
С уважением Руслан
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru