В Хамовнический районный суд г. Москвы
от защиты Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.
ХОДАТАЙСТВО
о приобщении и исследовании дополнительных доказательств
Ходорковский М.Б. и Лебедев П.Л. обвиняются не только в хищении нефти, но и в хищении нефтепродуктов (ОЗ, т. 175, стр. 143, 2-й абзац сверху).
Кроме того, по версии следствия «…дальнейшая реализация нефтепродуктов представляла собой одну из форм сбыта похищенной нефти и извлечения при этом членами организованной группы необоснованного дохода» (ОЗ, т. 175, стр. 61, 2-й абзац снизу; стр. 91, 1-й абзац сверху).
В обвинительном заключении также содержатся данные о «средней стоимости нефтепереработки» и «себестоимости 1 тонны нефтепродуктов» (ОЗ, т. 175, стр. 83, 1-й абзац сверху; стр. 90, 3-й абзац сверху).
В «Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях» (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371; с изменениями от 12.10.1999) содержится обязательная для нефтеперерабатывающих заводов регламентация их деятельности.
Так в части второй Инструкции «Порядок учета и формирования затрат при производстве нефтепродуктов из «давальческого нефтесырья» (процессинг). I. Общие положения» сказано:
«…1.2. Доставка нефти до нефтеперерабатывающего предприятия-"Переработчика" осуществляется Акционерной компанией по транспорту нефти "Транснефть" (АК "Транснефть"). Все взаимоотношения с АК "Транснефть" по доставке нефти, а именно: выпуск ресурсной телеграммы, оплата тарифа по транспортировке, выпуск маршрутной телеграммы осуществляет "Поставщик".
1.3. Учет количества сданной "Поставщиком" и принятой "Переработчиком" нефти производится по показаниям узла учета АК "Транснефть" (оговоренного в договоре). Документом, подтверждающим объем и дату поставки нефти, является Акт приема-сдачи нефти, подписанный представителем АК "Транснефть" и "Переработчика" на узле учета с пометкой: "Давальческая нефть".
1.4. Стоимость услуг по переработке "Давальческой нефти" (процессинга) слагается из затрат по переработке и прибыли (рентабельности). В целях создания условий для экономического стимулирования нефтеперерабатывающих предприятий в увеличении использования мощностей технологических установок за счет переработки "Давальческой нефти", обеспечения выполнения подпрограммы "Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности", предусмотренной в "Федеральной целевой программе "Топливо и энергия" на 1996 – 2000 годы", в стоимость услуг по переработке "Давальческой нефти" (процессинга) должна включаться прибыль в размере, не превышающем получаемую нефтеперерабатывающим предприятием прибыль при переработке 1 тонны собственной (покупной) нефти.
…2.1. Состав затрат, включаемых в услуги по переработке "Давальческой нефти", тот же, что и при переработке собственной (покупной) нефти (см. раздел II первой части настоящей инструкции), за исключением стоимости "Давальческой нефти" и расходов на реализацию полученной из нее готовой продукции, которые не включаются в услуги по переработке "Давальческой нефти".
2.5. При определении плановых (расчетных) и фактических затрат на переработку "Давальческой нефти" в соответствии с Вариантом 2 ее поставки необходимо исходить из следующих основных положений:
а) коммерческие расходы в целом по нефтеперерабатывающему предприятию распределяются на 1 тонну "Давальческой нефти" пропорционально (равномерно);
б) поскольку нефтеперерабатывающее предприятие не покупает нефть и, следовательно, не является ее собственником, стоимость топлива (газа, мазута), вырабатываемого и потребляемого на предприятии на технологические цели, в затратах и, следовательно, в стоимости услуг по переработке "Давальческой нефти" (процессинга) не учитывается…».
В части третьей Инструкции «Формирование затрат и калькулирование себестоимости продукции переработки нефти в нефтяных компаниях с вертикально-интегрированной структурой. I. Общие положения» говорится:
«1.1. Требования нового экономического механизма деятельности хозяйствующих субъектов на стадии перехода к рыночным отношениям, актуальность управления снижением издержек на всех стадиях производства, принципиально новый характер внутренних экономических отношений между производственно-хозяйственными звеньями, сформировавшимися в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях, обусловили необходимость разработки новой методической основы формирования затрат и калькулирования себестоимости продукции переработки нефти.
1.2. Нефтяная компания как производственно-коммерческая фирма вертикально-интегрированной структуры объединяет совокупность предприятий-участников, осуществляющих добычу, переработку нефти и реализацию нефтепродуктов конечным потребителям.
1.3. Предприятия, входящие в организационную структуру нефтяной компании, объединены с целью обеспечения наиболее эффективного хозяйствования в условиях рыночной экономики, при котором обеспечивается более жесткий контроль за формированием издержек и цен по всем стадиям от добычи нефти до реализации нефтепродуктов.
1.4. В условиях функционирования вертикально-интегрированных нефтяных компаний входящие в них предприятия могут передавать часть своих функций одному из участников производственного цикла, например, непосредственно нефтяной компании или ее дочерней структуре. В этом случае эти предприятия становятся внутрикорпоративными структурами, с которыми нефтяная компания заключает договоры:
а) с нефтегазодобывающими предприятиями – на покупку нефти;
б) с нефтеперерабатывающими предприятиями – на услуги по переработке нефти;
в) с предприятиями нефтепродуктообеспечения – на услуги по реализации нефтепродуктов конечным потребителям.
1.5. Одновременно нефтяная компания оплачивает транспортные расходы АО "Транснефть" и других поставщиков по доставке нефти от нефтегазодобывающих до нефтеперерабатывающих предприятий.
1.6. Исходя из сложившейся схемы хозяйственных взаимоотношений между нефтеперерабатывающим предприятием и нефтяной компанией, следует говорить об услугах по переработке давальческой нефти. В широком смысле под давальческой нефтью понимается нефть, переданная нефтяной компанией, самостоятельным нефтедобывающим предприятием или посредником на переработку для получения определенного ассортимента нефтепродуктов в объемах, предусмотренных договором.
1.7. Структура и объемы производства нефтепродуктов, предусмотренные договором, должны определяться прежде всего технологическими возможностями нефтеперерабатывающих предприятий, коммерческими интересами нефтяной компании, государственными интересами в области надежного обеспечения нефтепродуктами отдельных регионов страны, предотвращения кризисных ситуаций, вызываемых дефицитом нефтепродуктов определенного вида на предприятиях жизненно важных отраслей народного хозяйства России (энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс).
1.8. В связи с образованием вертикально-интегрированных нефтяных компаний произошли принципиальные изменения в условиях формирования затрат на производство нефтепродуктов.
Нефтеперерабатывающие предприятия как звенья единой хозяйственной системы уже не осуществляют расчет полной себестоимости, а также каждой единицы вырабатываемой продукции. Они учитывают лишь затраты по переработке нефти, являющиеся основной составной частью суммарной величины услуг по переработке нефти (процессинга), которые оплачивает нефтеперерабатывающему предприятию нефтяная компания.
1.9. Затраты по переработке давальческой нефти определяются непосредственно нефтеперерабатывающим предприятием в соответствии с методикой, изложенной во второй части инструкции.
1.10. Рентабельность оказания услуг по переработке давальческой нефти определяется на договорной основе между нефтеперерабатывающим предприятием и нефтяной компанией. При этом должны учитываться:
а) состояние рынка и конъюнктура цен на нефтепродукты в зоне размещения нефтеперерабатывающих предприятий, а также в других регионах;
б) сезонные колебания спроса на определенные виды нефтепродуктов: увеличение в зимний период спроса на зимнее дизельное топливо и котельное топливо (мазут) и в летний – на автомобильный бензин, топливо для реактивных двигателей и нефтяной битум;
в) общая стратегия нефтяной компании в тот или иной период в части концентрации финансовых ресурсов и последующего наиболее эффективного их распределения между хозяйственными субъектами компании».
Данный подзаконный нормативный акт официально опубликован не был (размещен в справочно-правовой системе «Гарант») и известен лишь специалистам в нефтегазовой отрасли.
Инструкция имеет непосредственное отношение к предъявленному обвинению и необходима при допросе свидетелей, в том числе при допросе Санникова Александра Леонидовича, бывшего генерального директора ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод ВНК».
Уголовное судопроизводство в Российской Федерации должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3, Конституции РФ; статья 15 УПК РФ), что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов, включая возможность представления доказательств, без каких-либо изъятий и дискриминации (части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый «при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое… разбирательство дела… независимым и беспристрастным судом».
Европейский Суд по правам человека указал, что принцип состязательности и равенства сторон, который является одним из признаков более широкого понятия справедливого судебного разбирательства, означает, что каждая сторона должна «представлять свое дело в условиях, которые не ставят его в существенно неблагоприятное положение в отношении противной стороны» (Постановление Европейского Суда от 03.03.2000 по делу «Крчмарж и другие против Чехии» (Krcmar и Others v. Czech Republic), жалоба № 35376/97, § 39; Постановление Европейского Суда от 27.10.1993 по делу «Домбо Бехер Б.В. против Нидерландов» (Dombo Beheer B.V. v. Netherlands), Series A, № 274, § 33; см. также тот же принцип: Постановление Европейского Суда по правам человека от 09.10.2008 дело «Моисеев (Moiseyev) против Российской Федерации» (жалоба № 62936/00) (Первая Секция) § 203; Постановление Европейского Суда по правам человека от 14.02.2008 дело «Сидорова (Адукевич) (Sidorova (Adukevich) против Российской Федерации» (жалоба № 4537/04) (Первая Секция) § 24; Постановление Европейского Суда по правам человека от 18.10.2007 дело «Стадухин (Stadukhin) против Российской Федерации» (жалоба № 6857/02) (Третья секция) § 28; Постановление Европейского Суда по правам человека от 22.06.2006 дело «Метелица (Metelitsa) против Российской Федерации» (жалоба № 33132/02) (Первая секция) § 29).
При этом «судебное разбирательство не будет справедливым, если оно будет проходить в условиях, способных необоснованно поставить обвиняемого в менее благоприятное положение» (Delcourt, 34; тот же принцип, Monnell et Morris, 62).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 21.12.2004 № 467-O и от 04.04.2006 № 100-О: «…уголовно-процессуальный закон (часть третья статьи 15, часть вторая статьи 159, статья 274 УПК Российской Федерации) исключает возможность произвольного отказа… в приобщении к материалам уголовного дела и исследовании представленных ею доказательств. По смыслу названных нормативных предписаний во взаимосвязи с положениями статей 45, 46 (часть 1), 50 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, такой отказ возможен лишь в случаях, когда соответствующее доказательство не имеет отношения к уголовному делу, по которому ведется расследование, и не способно подтверждать наличие (или отсутствие) события преступления, виновность (или невиновность) лица в его совершении, иные обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовному делу, а также когда доказательство, как не соответствующее требованиям закона, является недопустимым либо когда обстоятельство, которое призвано подтвердить указанное в ходатайстве стороны доказательство, уже установлено на основе достаточной совокупности других доказательств. Принимаемое при этом решение во всяком случае должно быть обосновано ссылками на конкретные доводы, подтверждающие неприемлемость доказательства, об истребовании и исследовании которого заявляет сторона защиты».
Органы следствия представили в настоящее уголовное дело все материалы, которые сочли нужными. Однако в приобщении доказательств защиты следствием, при одобрении прокуратуры, под надуманными предлогами, типа: «сторона защиты не вправе собирать доказательства», «вина Ходорковского М.Б. в инкриминируемых преступлениях полностью доказана», «следствием собранные по делу доказательства… признаны достаточными для разрешения уголовного дела», было отказано, (см., например, т. 167, л.д. 216; т. 168, л.д. 200; т. 138 л.д. 161; т. 142 л.д. 262).
В ходе судебного разбирательства сторона обвинения продолжает предпринимать всё мыслимое и немыслимое для того, чтобы оправдывающие доказательства не были приобщены к уголовному делу.
Объективный и независимый суд обязан обеспечить реальную состязательность и равноправие сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 16, 53, 56, 120, 271 УПК РФ,
ПРОСИМ:
Приобщить и исследовать:
Приказ Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371 «Об утверждении Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях»;
«Инструкцию по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях» (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371; с изменениями от 12.10.1999).
Приложения:
1. Приказ Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371 «Об утверждении Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях» (на 1 листе).
2. «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях» (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 № 371; с изменениями от 12.10.1999) (на 49-и листах).
28.06.2010
Защитники
Интересно, а следователи и эксперты, а за ними и прокуроры, предпринимали попытки при формировании обвинения ознакомиться с нормативными документами, регулирующими деятельность нефтяной компании?
Похоже, что нет!
А ведь получается, что подсудимых обвиняют в том, что контролируемые ими компании выполняли ведомственный нормативный акт!
Или это к делу не относится, как обычно?
У них к делу относится только словоблудие, оформленное противоречивыми бумажками.
Кстати, известно, что следствие по многим экономическим делам не утруждает себя знакомством с нормативными документами, по которым работали подследственные - так, надергают отдельных документов, остальное домыслят и слепят нужную конфигурацию.