а вот г-н Пу..чувствует явно свою..... :)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
30.05.2012 г.
«Накануне инаугурации Путина была дана команда не миндальничать, не церемониться с демонстрантами»Французское международное радио RFI, 29.05.2012 Интервью Ярослава Горбаневского с Юрием Шмидтом Российский адвокат о праве и правоприменительной практике, о необходимости выяснить, соответствую ли события на Болотной статье о «массовых беспорядках», о решимости власти на жесткий сценарий накануне инаугурации Путина, о разрушении первых плодов независимой судебной системы и о возможности нормального правосознания в России. В России наблюдается дрейф в сторону белорусского развития событий. Появилось дело о массовых беспорядках - речь идет о событиях 6 мая на Болотной площади в Москве. Хотелось бы правовой оценки. С нами российский юрист, адвокат, общественный деятель Юрий Шмидт. RFI: Что это за дело о массовых беспорядках? Для начала хотелось бы понять, какое конкретное содержание у этих массовых беспорядков. Юрий Шмидт: Содержание массовых беспорядков описано в статье 212 Уголовного кодекса. Собственно, само понятие "массовых беспорядков" особенно и не раскрывается. Там написано так: "организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Это общая диспозиция статьи, которая имеет несколько частей, все они с точки зрения законодателя отличаются только разной степенью общественной опасности. RFI: Насколько я понимаю, из того что вы перечислили, на Болотной площади было какое-то сопротивление, насилие. Причем, в основном, по-моему, было насилие со стороны сотрудников правоохранительных органов, со стороны ОМОНа в отношении демонстрантов. Но и, видимо, все таки когда люди сталкиваются, то и со стороны демонстрантов - в отношении ОМОНа. Юрий Шмидт: Похоже, что это было. RFI: Что говорит право в такой ситуации? Автоматически любой омоновец в такой ситуации прав, а любой демонстрант неправ? Юрий Шмидт: По факту правоприменительной практики в России - именно так. По закону, естественно, нет. Потому что по закону и неповиновение сотруднику милиции карается только в том случае, когда требование сотрудника не только милиции, правоохранительных органов, когда эти требования были законными. Я полагаю, что в данном случае есть много оснований считать, что омоновцы практически начали первыми незаконные действия, и демонстранты оказали, действительно, активное сопротивление. Но говорить о том, что это сопротивление было за пределами самозащиты гражданских прав, я пока не могу. Потому что нам показывали довольно много разных кадров по телевидению, возбуждено уголовное дело, сегодня сообщали о первых задержанных по этому делу. Для меня, как для профессионала, еще все-таки маловато материала, чтобы дать свою окончательную оценку. Ясно одно - что накануне инаугурации Путина была дана команда не миндальничать, не церемониться с демонстрантами, а при первой же возможности применять силу и жесткость. Об этом, кстати говоря, свидетельствовало то, что омоновцы, как говорят люди, принимающие участие в подобных акциях постоянно, впервые были в полной боевой форме, форма номер четыре, кажется, это называется. То есть, они явно готовились к действиям, выходящим за обычное сдерживание. RFI: Первой задержанной по обвинению в массовых беспорядках, в участии в массовых беспорядках, была 18-летняя активистка Александра Духанина. По словам ее адвоката, "на очной ставке сотрудник ОМОНа заявил, что опознает в девушке человека, бросившего кусок асфальта в цепь полицейских". В такой юридической ситуации, когда сотрудник ОМОНа дает свидетельское показание о том, что активист нарушил закон. А активист на это говорит, что он не нарушил закон, и наоборот, говорит, что омоновцы нарушили закон. То есть свидетельство одного - против свидетельства другого. Как это юридически разрешается? Юрий Шмидт: Конечно, хорошо бы иметь какие-то другие доказательства - и видеозапись, и, может быть, показания свидетелей, желательно, объективных. Но наша правоприменительная практика, в отличие от цивилизованной практики современного мира, как раз демонстрирует совершенно иное. У нас показания сотрудника полиции и, вообще, официального лица всегда считаются выше, чем показания гражданина. То есть, презумпция невиновности, как таковая, отсутствует. И стандартные выражения приговоров в таких случаях: "у такого-то сотрудника имя рек нет оснований оговаривать", соответственно, подсудимого или задержанного в зависимости от характера уголовного дела. И это уже устоявшаяся практика. Точно также, если совершается какое-то другое административное нарушение, инспектор говорит: "ты нарушил правила дорожного движения", я говорю: "я не нарушил", вера будет инспектору, а не тому человеку, который подозревается в этом нарушении. RFI: В интернете появились видеоролики, в частности, видеоролик, на котором девушка, похожая на Духанину, кидает камень в оцепление ОМОНа на Болотной площади. То есть, вполне возможно, что кто-то из демонстрантов действительно нарушил закон. Хотя возможно, что, если серьезно это рассмотреть, оно не подходит под статью о "массовых беспорядках". Юрий Шмидт: Совершенно правильно. Это первый вопрос, который возникает. RFI: Создается такое ощущение, что (возвращаясь к вашему примеру об инспекторе и водителе машины) в настоящий момент российские власти, ссылаясь на то, что один из водителей проехал на красный свет, хотят вообще запретить автомобильное движение. То есть, в данном случае - запретить массовые демонстрации гражданских активистов. Правильно я оцениваю это или я преувеличиваю стремление властей вообще запретить гражданскую активность? Юрий Шмидт: Я думаю, если вы говорите о том, что у них на уме и чего они хотели бы, вы совершенно правы. Другой вопрос - могут ли они это сделать? У меня создалось твердое ощущение, что сейчас они этого сделать уже не могут. И даже если они будут принимать по-настоящему жесткие меры, народ будет выходить на улицы. Потому что "джин вышел из бутылки", чаша терпения, долготерпения была переполнена последними... ну не последними, а сентябрьскими оскорблениями, которые были нанесены народу, когда Путин и Медведев сообщили о своей рокировочке, и что они давно договорились сделать именно таким образом. Вот это было как раз той последней каплей, которая переполнила чашу терпения. И то, что власть, конечно, хотела бы все вернуть, ну... может быть, к редким "митингам несогласных", к спокойствию и относительному малолюдию участников таких акций. Но ей это сделать, с моей точки зрения, уже не удастся. RFI: В интернете появляются кадры, на которых можно видеть здоровых омоновцев, которые жестоко скручивают молодых девушек. Такие кадры во Франции в 68 году, в ходе студенческих волнений, были очень частыми. Причем, молодые и хрупкие студентки вполне могли кидать во французских омоновцев, в CRS, булыжники, которые были выворочены из парижских мостовых. Насколько, по вашему мнению, это сравнение того студенческого движения мая 1968 года во Франции, которое тоже требовало больше свободы, можно сравнить с тем, что происходит сегодня в России? Юрий Шмидт: Вы знаете, в нашей сегодняшней публицистике это сравнение проводится постоянно. Даже лидеров типа Кон-Бендита пытаются сравнивать, и пытаются найти ему какую-то аналогию среди наших сегодняшних руководителей. Таких ярко выраженных лидеров много, но такого одного явно нет. Я не берусь, я все-таки не историк. Я много читал о движении во Франции и в Германии в конце 60-х годов. Мне кажется, что ситуация в России с точки зрения ее идеологической сути значительно более серьезное. Значительно более серьезное, потому что недовольство властью, которое проявляется сегодня в России, оно глубже, чем те претензии, которые высказывала французская молодежь и студенчество своей власти. И, кстати говоря, насколько я понимаю, тогда никаких поползновений свергнуть власть, изменить политический строй Французской Республики, явно не было. А сегодня лозунгов, носящих не только умеренный, но и достаточно экстремистский характер, в России - более чем достаточно. RFI: В конце хотелось бы вернуться к вопросу о праве. Когда я вам задал вопрос о массовых беспорядках, о статье УК, вы мне сказали, что, с одной стороны, есть право, то есть правовые принципы, законы, тексты, а с другой стороны, есть правоприменительная практика, которая нередко в России отличается от них, даже идет вразрез с правовыми принципами. Иногда, когда следишь за событиями в России, просто берет отчаяние. Создается ощущение, что правосознания, как такового, в России не существует. Иногда даже может прийти мысль, что России вообще это не суждено. Ну вот не получается, нету такого в России. Есть ли основания у такого чувства, или все-таки российские народы, как любые другие, вполне способны к нормальному правосознанию? Юрий Шмидт: Оснований для такого чувства, может быть, достаточно. Но в принципе я не так пессимистично настроен, как вы. Я хорошо помню конец 80-х, начало-середину 90-х годов, да вообще все 90-е годы, которые нынешняя власть так старательно проклинает, пытаясь всячески установить свою якобы непричастность к тем реформам, которые тогда проводились. Дело в том, что тогда впервые я почувствовал, что в России появляется независимая судебная система. Может быть, еще не система, а только отдельные ее представители, но было ощущение, как у судей буквально распрямляются плечи, вообще выпрямляется позвоночник, и они начинают сознавать высокую суть своей профессии - судить, решать судьбы чужих людей. То есть, и отношение судебного корпуса (а независимость суда - это вообще важнейшее условие нормального демократического общества), и отношение населения к суду, к органам правопорядка было совершенно другим. Это за последнее десятилетие власть убила и придавила только начавшие пробиваться ростки. Так что в принципе в народе это живет. Но это находится сегодня в очень подавленном состоянии. И пока это так, действительно, ни о каком соответствии права и применительной практики говорить не приходится. RFI: Насколько я вас понимаю, и сами судьи - те самые судьи, которые выносят часто (по крайней мере с точки зрения здравого смысла) неправедные приговоры, неправильные приговоры, политически мотивированные приговоры, они и сами согнуты и, может быть, им самим хотелось бы распрямиться и стать людьми с человеческим достоинство? Юрий Шмидт: Абсолютно верно. Я, например, лично убежден, несколько месяцев просидев в зале суда над Ходорковским, я абсолютно убежден, что судье Данилкину было не просто тяжело вынести такой приговор, какой ему в итоге пришлось вынести, ему было в какие-то минуты просто нестерпимо заниматься этим делом. Но что поделать - человек слаб. Чувство страха, чувство преимущества, в одном случае, и чувства потери в случае выпадения из системы дают тот самый перевес, с которым мы чаще всего и сталкиваемся.
Комментарии
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 30.05.2012 14:19
спасибо за интервью - столько достоинства, столько веры, столько профессионализма!!!! ..а вот г-н Пу..чувствует явно свою..... :)
lavsel | Сергей | 30.05.2012 14:29
Болотная 6 мая, первое действо такого масштаба, на котором мне не удалось присутствовать по состоянию здоровья. Тем более внимательно отслеживал я всю картину этого события, складывая её из тех лоскутов, которые удавалось отсмотреть по ТВ, отследить по радио, по впечатлениям присутствовавших на месте...Позднее появились ролики в интернете, фотоотчёты... Сложилась вполне отчётливая картина грандиозной, заранее спланированной провокации. Присутствовавшие там высокие чины МВД и ФСБ имели полную информацию об огромной массе людей, двигавшейся к Болотной площади, и выставили на её пути мощнейшую первую стенку-плотину, образовав невероятно узкое горлышко вдоль набережной. То, что они не представляли всей картины, полная чушь,- они имели полный обзор всего пространства сверху, с вертолёта. И нежелание сдвинуть первый заслон вглубь площади и открыть доступ в сквер, говорит только о запрограммированности на самый жестокий вариант действий. И они получили то, что и было ими задумано! Чёткий анализ Юрия Марковича по этому поводу только убеждает в том, что власть, напуганная пробудившимся гражданским обществом судорожно цепляется за использование самых грязных и подлых приёмов, стараясь удержаться у руля. Она не желает и не может внять голосу разума, вернуть страну на демократические рельсы... А возвращаться всё-же придётся! Сергей Львович.
Suwan48 | Александр | 30.05.2012 15:00
Ногами били в профиль, портили анфас Был странный сон, меня он озадачил, И напугал, и возмутил, а как еще иначе? Мы были в белом - трое было нас - Ногами били в профиль и портили анфас. Во сне опасно было есть и, даже, пить, Запрет был на: читать, писать и говорить, Улыбка или смех – так, против власти ты, Закрыты для прогулки были все мосты. Запрещено бежать и медленно ходить, Не стоило летать и честью дорожить, Дружить нельзя и крепко обниматься, Знакомиться нельзя и даже целоваться. Нельзя к бульварам близко подходить, Запрещено в кафе сидеть и кофе пить. Не надо рассуждать, а также возмущаться, Но можно власть лизать и ею восхищаться. А, если весел ты, то, стало быть, опасен: Зачем ты не грустишь на похоронах власти, Но можно говорить, что власть я одобряю. Что можно и нельзя - уже не понимаю… _______________________________________ Понятно, почему я сильно озадачен? И что я удивлен? А как еще иначе? Я больше не хочу такие видеть сны, Чего бы не желал всем жителям страны
Suwan48 | Александр | 30.05.2012 15:01
Подумаю, а есть в спасенье толк?Однажды волк завяз в лесном болоте, Не сильно, только яйца обмочил, Но страшно стало, смотрит он напротив: Вот, берег рядом - выбраться нет сил. Шакалов стая мимо пробегала, Волк им кричит: - Спасите, я тону! Шакалы волку: - Как достать не знаем, Боимся мы с тобой уйти ко дну. - Я вам за то, что вы меня спасете,- Волк даже верил в то, что говорил, - Отдам все то, что блеет и пасется Весь лес отдам, спасите, нету сил! Тогда, шакалы волку: - Обещаешь? Весь лес отдать, баранов и козлов? А ты, как раньше, правда, не обманешь? Мы не получим уши от ослов? - Я даже вас включу в семейство псовых: - И волк добавил: - Рощи и поля, - Я честное даю вам волчье слово, И землю б съел, была бы тут земля. Поверили шакалы в волчье слово, Уж очень им хотелось сытно жрать, Они ж теперь свои в семействе псовых, И дружно принялись его спасать. Спасенный волк, всем телом отряхнулся, Потом присел и начал говорить, При этом зло и хитро ухмыльнулся: - В болото я зашел помыться и попить. Тащили вы меня, конечно же специально, Что бы была возможность унижать, Я заявляю тут же - официально, Что обещал, не стану выполнять. __________________________________ Когда я мимо волка пробегаю, И вижу, что в болоте тонет волк, И слышу слово волчье: ОБЕЩАЮ! Подумаю, а есть в спасенье толк?
tan-nik | Людмила | 30.05.2012 20:29
Браво ! Людмила, Ростов
Suwan48 | Александр | 12.07.2012 10:43
Спасибо большое
lldmkp | Леонид Лихолат | 30.05.2012 16:16
В последнее время путинско-геббельсовский агитпроп из кожи вон лезет, чтобы продвинуть идею - «а у них там при демократиях тоже бьют палками, у них тоже штрафы высокие» и т.д. и т.п.Нынешний министр МВД тоже в этом деле большой знаток. Помниться он озвучил, что во Франции штраф за несанкционированный митинг – 10 тыс. Евро. Как обычно – наглое вранье. Вообще этот общий посыл восхищает: "А вы сами там на Западе такие!" И точно. Были издевательства в Гуантанамо? Были. Самый не гуманный американский суд признал их пытками. Начальник тюрьмы уволен, надсмотрщики получили реальные сроки. А что же сами пытки? Че, тоже бутылки совали, почки отбивали, медпомощь как Магницкому не оказывали? Не. У них пострашнее было – в обвинительном заключении было, что заключенным очень громко включали музыку Элвиса Пресли, чем оскорбляли национальные чувства заключенных. Во изверги! Господин доктор Рошаль у Познера недавно заявил, что «лично видел, какая у них полиция жестокая, особенно в Греции». Не знаю какой Рошаль доктор, но в быту он слаб. К тому же с тех пор как он связался с Михал Иванычем, Гангреной и Тужуркой он стал какой-то косноязычный. Причем не он один я заметил. Зараза что ли от них какя идет? Инфекция для челюстно-лицевой системы? Ну, доктору виднее. Только доктор ничего не сказал про выборы у «них» и у нас. Что у «них», даже странно, демонстранты не знают фамилию победившего кандидата за полгода до голосования. Что ж до жестокости греческой полиции, доктор стыдливо не сообщил мелкие детали. Демонстранты-экстремисты, например, закрыли дверь банковского офиса в центре Афин и бросили туда «коктейль Молотова». 8 человек сгорело заживо. Полиция ответила соответственно ситуации. В Лондоне – аналогично. Может доктор упреждает события у нас ? Тогда мудро... Хотелось бы доктору так же напомнить две истории двух американских президентов. Одного президента заподозрили (ничего не доказав) что он БЫЛ В КУРСЕ, что его однопартийцы, подумать только, установили в отеле «Уотергейт» подслушивающие жучки. Президенту пришлось досрочно уносить ноги из Белого дома, чтобы не оказаться в доме казенном. Вы уже представили себе как из-за прослушек Немцова Михал Иваныча снимают с выборов? Второй президент, которому залезли в трусы, чтобы не рушить семью, соврал что не занимался сексом в рабочее время с практиканткой. И чуть не сгорел как свечка. Доктор Рошаль сильно удивиться, но американских избирателей совершенно не заинтересовал факт каким именно сексом – вагинальным, оральным или анальным, г. Клинтон занимался с практиканткой М. Левински. Их, избирателей, совершенно потряс тот факт, что их Президент им СОВРАЛ. Спасло его чудо. Подвожу итог. Можно и дальше сравнивать как у «них» бесчеловечно и как у «нас» правильно. Можно. И доктор Рошаль и другие члены «списка поддержки 499» могут и дальше считать всех нас идиотами. Только кончится это неважно. И для членов списка поддержки, и для тех, кого они поддерживают, и, что меня больше всего печалит, для нас всех. Потому что среди многих плакатов, флэшмобов, инсталляций, которые остроумно сочиняет молодежь все чаще появляются предложения вот таких инсталляций: - Развесить на фонарных столбах пустые веревки с табличками в петлях: Михал Иваныч, Айфончик, Тужурка, Солдат, Гангрена и далее по списку...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 30.05.2012 17:21
Как всегда, Леонид, "в десятку"!В.С.
lana | alexandra | 04.06.2012 12:30
!!!!А Клинтон,кстати, врал и почти плакал,потому что понимал,что так просто он из этого не вывернется. А этот врал,что "руки по локоть в крови",караулова нанял и любимых деятелей культуры для поддержки, и... все сделали вид,что он этого не говорил и опять выбрали главным паханом.Думаю точно для стабильности.
Andrew_1962 | Андрей | 30.05.2012 16:19
Здесь речь не о конкретике.Не об абстрактных законах. И не о горбатой, грязной практике их применения. Здесь речь о Совести, Порядочности и Чести. Ну, что, Держитесь, мужики! Вы - Мужики!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 30.05.2012 17:13
Распад государства начинается с беззакония власти. Путинский опричный режим ведёт к распаду России.
uglevv | Углев Владимир | 30.05.2012 17:25
Если коротко, то у нас в России у кого больше прав, тот и прав. У власть предержащих все права, у них палка - ОМОН...
novenkii | Novenkii | 31.05.2012 02:31
Шмидт действительно умница и прекрасный человек. Меня всегда интересовала его родословная. Он часом не сын того самого Шмидта? Полярника.
Grrub | Grrub | 31.05.2012 07:38
Тот был Отто Юльевич... Но родословная Юрия Марковича все равно вызывает уважение.
Nataliya | Наталья | 31.05.2012 10:45
Я принимала участие в митинге на Болотной 6 мая, приехав из Волгограда. Правильно, сначала было многотысячное шествие до площади, сверху всё время летали вертолёты, обозревая нас. Потом, когда дошли до болотной - выступил со сцены Немцов, сказал,что митинг отменён, Удальцов и Навальный задержаны. На каком основании отменён митинг, ведь он же санкционирован?! - У всех на устах был этот вопрос. Поэтому люди решили сесть на асфальт и сидеть до утра, некоторые ставили палатки. Что в этом криминального? Однако омоновцы стали стягивать свои силы и давить на людей, как бы выдавливая их с занятого пространства. Началась буквально давка, реальная давка, а ведь это опасно для жизни! Под давлением толпы я упала, подумала, что пропаду. Но спасибо, товарищи подхватили меня и помогли подняться. Постепенно нас оттеснили на разные улицы за мостами. Возникают правомерные вопросы: почему был отменён санкционированный митинг, на каком основании людей силой начали выдавливать с площади?! Сейчас я читаю книги, которые напечатала "Новая газета": "Факультет ненужных вещей", "Империя зла" - там всё отчётливо написано: какой беспредел творился и в судебной системе и в жизни вообще в сталинское время, каким был сам Сталин - для него личная власть была главной целью жизни, ради которой он был готов уничтожать людей, творить любые беззакония. Похоже, подобная ситуация повторяется и сейчас, вместо Сталина - Путин. Мы не должны этого допустить.
Viola | Виолетта | 03.06.2012 20:09
Я давно говорю, что пуйсамец, прийдя к власти, уствоит 37 год, а потом 30-33(выкачка золота для индустриализации, когда на золото в магазинах можно было купит все, а на деньги ничего и народ умирал от голода), наобещал пуйсамец с три короба для деревянных голов, нараздавал по 500-1000 руб за приход на митинг, оплатил консультации американского агенства по политтехнологиям для разработки работающей программы победы на выборах, а теперь вся страна дружно будет образовавшиеся дыры латать, затягивая потуже пояса. По мерзапакостности и коварству пуйсамец оставил позади всех правителей России, сравнивать его можно только с африканскими вождями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вот здесь как раз очень наглядно просматривается коррупция. Власть заставляет судей принимать неправовые решения в нужных ей случаях. И потому эта власть не может требовать от судей правовых решений и в иных случаях. А в результате посмотрите, как живут в России судейские... За какие шиши?!!
Но что поделать - человек слаб. Чувство страха, чувство преимущества, в одном случае, и чувства потери в случае выпадения из системы дают тот самый перевес, с которым мы чаще всего и сталкиваемся".
Это, действительно, так. Как живут судьи, не знаю, но совесть-то где?
Адвокату спасибо.