СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2011
67
121314
15192021
25
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.08.2011 г.

Милость к падшим и другие истории

Адвокат Ходорковского Генрих Падва написал мемуары

«От сумы и от тюрьмы...» — так называются воспоминания адвоката Генриха Падвы, которые скоро будут изданы отдельной книгой. Читаются мемуары юриста с более чем полувековым опытом работы покруче любого детектива. Из предисловия: «Я свидетельствую, я видел. Видел сотни тысяч мужчин и женщин в лагерях. Слышал стенания женщин, видел равнодушие к ним, жуткое, бесчеловечное равнодушие ко всем. Но особенно к оступившимся, к падшим. Милость к падшим. Слышите, к падшим!»

Сегодня в «МК» — отрывки из воспоминаний Генриха Падвы, посвященные процессу над Ходорковским.

Дело началось с ареста других лиц; в частности, до Ходорковского был арестован один из его партнеров, Платон Лебедев. После ареста Лебедева власть позволяла Ходорковскому выезжать за границу. Думаю, в надежде, что он останется там и возникший конфликт будет разрешен таким образом. Но Ходорковский каждый раз возвращался. Конечно, он поступал мужественно, честно и благородно. Он дал понять, что не может оставить Лебедева в заложниках. Но думается мне, что этот поступок объяснялся не только его моральными качествами, но и тем, что он недооценил власть, ее силу, ее коварство, ее возможность использовать любые способы и методы в борьбе с теми, кого она (власть) считает для себя опасными.

Я совсем не уверен, что Ходорковский в тот период был вовлечен в политику так же, как сейчас. Как я себе представлял, он был больше бизнесменом. Его интересовало дело, он — блистательный менеджер, жесткий, умелый, талантливый руководитель. Однако похоже, что на каком-то этапе он, на свою беду, начал заниматься политикой. И когда возникло уголовное дело, я не чувствовал его желания «взойти на Голгофу». Было все-таки, если я правильно его понимал, стремление найти разумный компромисс.

Увы, это оказалось очень трудно — и в связи с позицией властей, и в связи с тем, что вокруг Ходорковского начался шум, вмешались правозащитники, пресса, что, как мне казалось, не вполне соответствовало потребностям его защиты в тот момент. Может быть, я ошибаюсь, может, он меня и опровергнет. Но я так понимал, так чувствовал.

А в дальнейшем уже деваться было некуда. Теперь он должен был сражаться с поднятым забралом, с флагом в руке. И чем далее, тем более он становился символом борьбы за демократию и права человека.

С Ходорковским до его ареста я не был лично знаком, но знал одного из его помощников, сына моего друга Георгия Прокофьева. Прокофьев-младший два-три раза обращался ко мне по каким-то отдельным вопросам, поставленным перед ним Ходорковским, но, насколько я помню, ничего существенного я не сделал. Через некоторое время после ареста Ходорковского ко мне пришел один из его адвокатов с предложением присоединиться к команде защиты. Вначале я категорически отказывался, главным образом потому, что понимал предрешенность результата. Всем была хорошо известна политическая подоплека этого дела. Участвовать в спектакле, финал которого предсказуем, у меня не было ни малейшего желания. Однако ко мне обращались вновь и вновь.

И тогда я принял решение пойти к Михаилу Борисовичу в следственный изолятор, поговорить с ним и понять, какие задачи он хочет поставить передо мной, надеется ли он с моей помощью и с помощью моих коллег доказать свою полную невиновность и готов ли он к негативному исходу. Я хорошо помню, что сказал Михаилу Борисовичу при первой встрече:

— Понимаете ли вы, что ни я, ни все лучшие адвокаты страны, ни вся адвокатура в целом не смогут вам помочь сейчас, когда конфликт между вами и властью зашел так далеко? А если вы это понимаете, то объясните, для чего я вам нужен?

И Ходорковский, не задумываясь, ответил, что он прекрасно понимает, какой исход, скорее всего, ожидает обвиняемых. Но при этом ему важно, чтобы общество услышало правду из уст уважаемого профессионала и чтобы все фактические и юридические доводы в его защиту были высказаны и услышаны, а там уж... чем черт не шутит... На этих условиях я согласился принять его защиту.

В первые же дни нашего общения с Михаилом Борисовичем произошел эпизод, многое объясняющий и в характере этого человека, и в характере наших с ним отношений. В судебном заседании решался какой-то конкретный вопрос, и мы с моим подзащитным получили возможность предварительно обсудить его между собой. Михаил Борисович довольно твердо и уверенно высказал мне свою точку зрения и недвусмысленно дал понять, чего он хочет. Но в то же время было понятно, что он как бы наставлял меня на правильные, с его точки зрения, действия и объяснял, как нужно вести защиту. И вот, дослушав его «наставления», я с улыбкой спросил своего подзащитного:

— Михаил Борисович, я запамятовал, кто чей труд оплачивает — вы мой или я ваш?

Он мгновенно понял, о чем идет речь, улыбнулся, и наши взаимоотношения были выстроены.

Обвинения, предъявленные Ходорковскому, были, по моему глубочайшему убеждению, недоказанными, а дело изобиловало огромным количеством вопиющих и откровенных нарушений. Приведу лишь один пример, кажущийся мне характерным.

В деле был эпизод, связанный с якобы совершенным мошенничеством с пакетом акций ОАО «Апатит». Этот эпизод представляется мне показательным, поскольку по нему суд не должен был утруждать себя анализом доказательств, исследованием сложных перипетий обстоятельств, установленных следствием. Суд обязан был выполнить веление закона, прекратить дело за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, так как прошло более 10 лет со времени совершения деяний, которые обвинение считало преступными. Это объясняется вовсе не гуманностью и всепрощением, а тем, что государство теряет право привлечения к уголовной ответственности людей по истечении длительного времени. Через 10 и более лет утрачивается возможность устанавливать истину. Умирают люди, теряются документы, память живых слабеет и изменяется. Меняются и обстановка, и общественное сознание. Поэтому закон императивен. Его требования не подвергались никогда и никем сомнению. Верховный суд России неукоснительно требовал его исполнения. Об этом писали все крупнейшие юристы, начиная с председателя Верховного суда. И потому у нас было полное основание потребовать исполнения закона и по настоящему делу.

Ходорковскому казалось, что согласие на прекращение дела по признаку истечения срока давности будет неправильно понято обществом, что люди будут думать, что он виноват и хочет избежать наказания, используя формальные требования закона. Мне это казалось ошибочным. И с точки зрения юриспруденции, и с точки зрения практической, и с точки зрения справедливости. Адвокат всегда ищет любые законные возможности для облегчения участи своего подзащитного.

Конечно, прав был Михаил Борисович, что само обвинение было искусственно созданным, необоснованным. Ходорковский никогда не стремился незаконно завладеть пакетом акций «Апатита». Его действия были направлены на то, чтобы выиграть инвестиционный конкурс по продаже указанного пакета акций и получить преимущественное право на их законное возмездное приобретение (покупку), что и произошло. Указанная в договоре купли-продажи стоимость пакета акций была полностью уплачена продавцу, что делало это приобретение совершенно законным.

Все же мне удалось получить от Михаила Борисовича разрешение заявить ходатайство о прекращении дела по обвинению в мошенническом завладении 20% акций ОАО «Апатит» в связи с истечением сроков давности привлечения его к уголовной ответственности. Ходатайство суд отклонил и продолжал исследовать доказательства по этому эпизоду, допрашивать свидетелей, оглашать документы исключительно, чтобы признать вину подсудимых, заведомо зная при этом, что это противозаконно. В связи с этим нам пришлось оспаривать это обвинение и по существу. Очевидность отсутствия состава преступления в действиях Ходорковского не помешала суду и в этой части не согласиться с защитой. В результате суд нагромоздил еще одно грубейшее нарушение закона на уже допущенные.

Насколько я знаю, люди, в том числе из ближайшего окружения Ходорковского, по-разному оценили мою деятельность в его защиту. Кто-то считал, что я недостаточно высвечивал политическую составляющую дела и не слишком активно разоблачал в процессе авторов обвинения и прокуроров, другие же восторженно отозвались о моей профессиональной деятельности, о моей речи в защиту Ходорковского и о моей правовой позиции.




Комментарии
nkaterli | Нина Катерли | 25.08.2011 14:02
При всем уважении к опыту г-на Падва я тоже считаю, что он недостаточно высвечивал политическую составляющую дела М.Б. Ходорковского и не слишком активно разоблачал авторов обвинения. Он же знал и тогда, и теперь знает, что главный инициатор этого дела! И что значит "не слишком активно"? Другие защитники Ходорковского готовы жизнь положить для его оправдания.
nataliya_dv | Наташа | 25.08.2011 17:03
Уважаемая Нина Семеновна!
Я с момента ареста Михаила Борисовича прислушивалась к этому делу, но не наблюдала.На подкорке было недоверие сомнение...что то не довало покоя.. Была крайне удивлена реальным и не малым сроком.А вот когда возникло второе дело - поняла что ВСЕ очень плохо. Я к чему так долго?Паралель между моим отношением тогда и сегодня. Может быть адвокат хотел как лучше? Не навредить подзащитному? Сегодня многим понятно, что о политической составляющей нужно говорить громко и внятно. Дабы разбудить хоть какую то часть сограждан? Хотя если бы моим ТЕМ мыслям ТОГДА было подтверждение благодаря адвокатам, на сегодня большее количество людей наблюдало бы и переживало за ситуацию в стране.Ведь разгром Юкоса-это не просто разгром Юкоса.Это начало пути к катастрофе... Нужно быть гениальным шахматистом, что бы просчитывать шаги слова действия на долгосрочный результат...Сумбурно)?
Olgica | Ольгица | 26.08.2011 02:16
При всём моём уважении..
Может быть Вы просто не понимаете стратегию защиты? Что у каждого из адвокатов своя задача? Что ВСЕ действия адвокатов согласованы с их подзащитными?
Не стоит камни бросать в адвокатов.
В сторону суда и прокуратуры кидайте.
Такое впечатление, что Вы НЕ ВИДИТЕ.
Про политическую составляющую замечательно говорит к примеру Клювгант.
Падва говорит о вполне конкретных процессуальных нарушениях - а это, между прочим, не меньшая политика.
Подумайте, в процессах ЮКОСа выявилась такая масса процессуальных нарушений, просто критическая - именно это и доказывает: суд в России мёртв. Именно это и входит в т.ч. в задачу Падвы.
Доказать, что в России нет суда.
А от Вас слышать упрёки в сторону защиты по меньшей мере удивительно.
ROMEvs | Vsevolod | 31.08.2011 17:45
Уважаемая Нина Семеновна, не могу с Вами согласиться. "Высвечивать политическую составляющую" и "разоблачать авторов обвинения" - задача не адвокатов, а журналистов. Работа же адвоката состоит в том, чтобы, используя материально-правовой и процессуально-правовой инструментарий, опровергать доводы обвинения и доказывать обстоятельства, свидетельствующие в пользу подзащитного. И со своими обязанностями Генрих Павлович справлялся замечательно! Взять тот же самый "Апатит": да, по первой инстанции суд отклонил ходатайство о прекращении дела за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответствености (правомерно или нет - вопрос спорный) - но кассация-то ходатайство удовлетворила! В результате основной срок Ходорковский получил не за "Апатит", а за НИИ удобрений и инсектофунгицидов - здесь-то, на мой взгляд, и была допущена единственная, но грубая ошибка защиты.
Давайте вспомним: вменяемое Ходорковскому преступление по НИИ удобрений, как следует из материалов дела, было совершено 21 сентября 1995 года. Ходатайство о прекращении дела по НИИ удобрений за истечением сроков привлечения к ответственности Падва заявил 21 сентября 2005 года. Казалось бы, все правильно, 10 лет прошло, сроки вышли. Но дело в том, что эти 10 лет исчисляются, начиная с 21 сентября с 24.00, т.е. фактически с 0 ч. 00 мин. следующего дня! Вот и получается, что с формальной точки зрения Мосгорсуд, подтвердивший приговор по НИИ и вынесший определение 22-го сентября 2005 года за час до полуночи, прав - как это ни трагично....
Протяни защита еще два дня, выйди Г.П. с больничного не 21-го, а 23-го - все бы повернулось по другому. Чья эта ошибка - г-на Падвы, его помощников - утверждать не берусь, но то, что это - не злые козни судей, а ошибка - ФАКТ! Дьявол, как известно, в мелочах....
zyxrik22 | Зохраб | 25.08.2011 14:13
суд-это когда результат неизвестен,а когда всё предрешено-это не суд...это спектакль-где все роли расписаны и отрепетированы...чтобы путин сказал "верю",и вместо похвалы и аплодисментов-возможность "брать по чину" и власть закрывает на это глаза... Ходорковский раскололся на тысячи мелких "ходорковских" и им тоже где-то шьют дела...чтобы завладеть имуществом, должностью или женой... ощущение близости катастрофы становится явным, реальным, осязаемым и им больше не нужны будут дворцы, яхты, дорогие часы,которые отсчитывают время до расплаты... и они будут носится по свету от каддафи к чавесу,потом к лукашенко и потом в полном составе соберутся у какого-нибудь ким чен ира... весёленькая компания... Генрих Павлович-вот эти не заслуживают милости...
fatall_error | Svetlana | 25.08.2011 15:13
Г.Падва: "... вокруг Ходорковского начался шум, вмешались правозащитники, пресса, что, как мне казалось, не вполне соответствовало потребностям его защиты в тот момент..."
К сожалению меня тоже с самого начала преследует чувство вины о том, что это мы, подняв шум, не позволили прийти к компромиссу между Ходорковским и властью. И тем самым обрекли его и на второе дело и перспективу третьего.
т.е. принцип любой - не только врачебной - деятельности "не навреди" не был нами соблюден.
За все эти годы лишь 60 тысяч человек открыли глаза и высказались в поддержку Ходорковского и Лебедева. Капля в море. Стоит ли эта капля их загубленных жизней?
Petr | Петр | 25.08.2011 16:02
Мы не можем отвечать за то, что в стране временно восторжествовали мерзавцы, пришедшие на развалины СССР, которые воспользовались сложившейся ситуацией в целях личного обогащения. Те, кто поднимали шум, были бы просто подлецами, если бы молчали. Вина на тех, кто переступил через людей и через закон. Вина тех, кто должен был стойко возражать, но продался за чечевичную похлебку.
Эти люди, кто был у власти, заслуживают того, чтобы они и их потомки были проклята до 7 колена, а ни их могилах испражнялись свиньи. А они еще собираются описывать для истории свои преступления золотыми буквами.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.08.2011 12:14
Подписываюсь под каждым Вашим словом, уважаемый Пётр!
В.С.
Agnessa | Ирина, Одесса | 25.08.2011 16:05
Уважаемая Светлана, представьте на минуту, что ничего нет - ни этого сайта со всем его содержимым, включая 60 тысяч подписей, ни Открытых писем, ни акций в поддержку, ни фильмов - ничего... Дело "ЮКОСа" проходит при закрытых дверях и "народ безмолвствует"... А компромисс между Ходорковским и властью, ИМХО, после 25 октября 2003 года уже был невозможен.
zyxrik22 | Зохраб | 25.08.2011 16:58
осмелюсь вам возразить,что значит "чувство вины"-человек осознанно пошёл на эту конфронтацию,не задумываясь о том,захотите ли вы задним числом его компромиса с путиным...Нельсон Манделла тоже немало сидел,но у него была цель и он её достиг...да потерял значительную часть жизни,но в результате добился своего.как это ни банально звучит(в данном случае-цинично) "цель оправдывает средства.Вы лично не готовы на такие жертвы ради будущего страны-на то они и герои...это политические гладиаторы...мы ещё посмотрим как поведет себя путин в неволе...а за этих ребят не бойтесь...для них есть что-то поважнее денег...а эти рабы закованные своей алчностью на галере власти плывут вникуда(так вам важнее ехать или шашечки)Человек имел больше всех денег-теперь ему неинтересно сколько у него там прибавилось нуликов на счёте,а путин уйдёт и это мне дороже миллиардов.Даже я бы сказал и хорошо!!!что не договорились...а мерить загубленные жизни подписями в интернете некорректно.Это промежуточный финиш-пока ещё немногие даже слышали кто такой Ходорковский и за что он сидит.Не подними вы шума-не было бы и этих 60тысяч...Вот так-то...
nataliya_dv | Наташа | 25.08.2011 17:19
Светлана...В том то все и дело...Сложно просчитать что было бы лучше тогда? Адвокатам изначально дружно и громко заявлять о политической составляющей или правозащитникам не быть активными в конкретном деле? В детстве было проще. Предал-бойкот. Воспитателю в юбку всплакнул-ябеда.А ныне взрослые.И оппонента бойкотом не возьмешь.Ему наше неуважение...нас мало в масштабах страны! А ведь все прозрачно. Люди с реальными сроками. Компания разграблена. Правительство преступно. А воз и ныне там...Сейчас другая забава правительства отвлекает людей от проблем. Раскачивают кавказкий вопрос.В тернет хоть не заходи. Страшно от новостей.Боюсь в Москве возникнет вторая манежка.ТАК сейчас отвлекают от сообщений о дворцах, коррупции, амфор, авиа катастроф и прочего. Жизнь (по моему мнению) показала, что кричать нужно было еще тогда. Пока путин не разошелся в своей безнаказанности и бесстрашии ...
fsv | Сергей Фищенко | 25.08.2011 18:17
Не согласен с Вами, уважаемая Svetlana.
Мне видится, что создание и поддержка этого сайта как раз свидетельствуют о том, что МБ, ПЛ и их защита совсем не против "поднятия шума". Альтернативой была бы свобода для власти устраивать любые гнуснейшие провокации(пример - Кучма)в целях шантажа . Минимальная цель самца и его выводка в "деле ЮКОСА" совершенно понятна - легитимизация похищенного, и для этого публичное "раскаяние" МБ и ПЛ были бы ну оччччень желательны. Именно поэтому, а не вследствие нашего "шума" и возникла вторая "делюга".
Поэтому если и стоит нам себя винить, так это в том, что "шума" мало. До постыдного мало активных протестных манифестаций. Но, видимо, нам еще только предстоит преодолеть свой "рубеж страха" - и угрызения совести тут очень кстати. Меня она тоже мучает. А 60 тысяч - это прекрасно! Это уже очень и очень немало.
С уважением, Сергей.
npower | natasha | 25.08.2011 19:39
Dear Svetlana,
1."не навреди" means be careful, but not "don't act"
2."лишь 60 тысяч человек открыли глаза"... first of all 60K for people behind the bars is a serious number, secondly when this 60k will show up in one place, the reaction from government will be different too ...

In order to change the future - you have to treasure what you have now! but not to be upset for what was not done :)
ninuss | nina | 25.08.2011 20:11
Светлана, но мы не можем знать что случилось бы без начавшегося шума. последствия молчания могли быть более ужасными.
COO8TAY | Саяна | 25.08.2011 23:23
Нина Катерли: -А я считаю, что Защитники не должны "жизнь свою положить" для доказывания невиновности МБХ и Лебедева.
Нельзя же защитникам столько сил тратить "в борьбе с судом". Если бы суд был независим и справедлив, достаточно было бы ЗАКОННЫХ приведённых доводов, как сейчас, так и на первом суде.

ОЧЕВИДНО, что борьба идёт у властей с Законом, Конституцией, Правдой и ЗАКОННЫМИ доводами Адвокатов.
Вычисляется просто: Посчитать ОПРОВЕРЖЕНИЯ АДВОКАТОВ,основанное на Законе.
ОСТАЁТСЯ ПОЛИТИКА, ЛОЖЬ, ПОДТАСОВКИ, ВБРОСЫ, НАПЁРСТИЧНИЧЕСТВО и много того, что не относится ни делу, ни к МБХ ни ПЛЛ. (включая тапочки и робу,стыриную из коптёрки в отсутствие ПЛЛ, чтоб не допустить УДО ).
Откуда команда "фас"? Туда её и вколотить обратно!

ВЫХОД ОДИН: СРОЧНАЯ РЕФОРМА СУДА.
НЕТ СУДА - НЕТ СТРАНЫ!
VTS_888 | VTS | 26.08.2011 06:38
Суды такие, какие законы. Законы такие, какая власть. Необходимо менять власть, которая примет высокоморальные законы и назначит или выберит высокоморальных судей.
COO8TAY | Саяна | 25.08.2011 23:24
Почему 60 тысяч человек? А подписей сколько?
YuRN | ЮРН | 26.08.2011 00:08
Уважаемая Svetlana! Полагаю, что у Вас, как и у г.Падвы, нет реальных оснований преувеличивать роль общественного "шума", в целом не очень-то громкого, на развитие ситуации после того, как был произведен арест (а до него и "шума" не было). Дело все-таки прежде всего в том, что Ходорковский не мог быть иным, как не мог быть иным Путин. И их роли к началу конфликта тоже сформировались без всякого влияния ПОСЛЕДУЮЩЕГО "шума". Имело место типичное противостояние людей с совершенно разным и разнонаправленным созидательным/творческим (МБХ) и охранительно/консервативным (ВВП) потенциалом. В основе этого различия неотменяемые (заложенные с детства - родителями/школой/окружением, развившиеся и закрепившиеся в последующей самостоятельной жизни) существенные различия в предыстории, образовании, общей культуре, мировоззрении. Примеров такого противостояния полно в гитлеровской Германии, сталинской России и т.д., причем всегда примитивная, невежественная, малокультурная (все - в сопоставлении с реальной сложностью объективно сложившейся ситуации) личность, уничтожала/изгоняла оппонентов с использованием силовых методов. Детали противостояния В ОСТРОЙ ФАЗЕ НЕИЗБЕЖНОГО КОНФЛИКТА Ходорковский/Путин и влияние прочих факторов (в т.ч. "шума"), на мой взгляд, величины даже и не второго порядка малости. Принципы, основанные на фундаментальных свойствах личностей, были важнее и в частных, и в общих проявлениях, причем - для обеих сторон. Но методы противостояния наделенных властью "примитивов", как Вы знаете, обычно оказываются более эффективными. К сожалению, время их, "примитивов" торжества без активного внешнего воздействия часто сопоставимо с длительностью человеческой жизни - такова инерция/свойства масс. А суждение г.Падвы - всего лишь ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Причем, на мой взгляд, довольно поверхностное. Ну да не о нем речь (и адвокаты бывают разные). Еще раз: полагаю, тем, кто изначально публично и искренне протестовал против действий Путина и К, не в чем себя упрекнуть: как и МБХ, они не хотели без борьбы согласиться на ... Скорее, есть основания для самоупреков у тех, кто промолчал, хотя и для этого В ТО ВРЕМЯ могли в том числе вполне логичные основания. И, конечно, проблема из разряда "не навредить бы" сейчас очень даже сложная: ряд серьезных "проектов" (протестов, ходатайств и т.д.) находится "в работе" и вопрос о том, стоит ли их дополнять/разбавлять(?) чем-либо еще, даже из числа вещей, которые представляются принципиальными, совсем не ясен. По крайней мере - для меня. И, надеюсь (:-), последнее: тезис о "загубленности" жизни МБХ и ПЛЛ мне, человеку совсем не молодому, не кажется столь уж однозначным. Хотя, конечно, это гораздо виднее им самим и их близким. Утешает, что, вообще говоря, они шли СВОИМ путем, и шли/идут очень достойно. Кому такого не пожелаешь?
michruk | Антонова Яна | 26.08.2011 22:06
Уважаемый ЮРН, полностью согласна с Вами, что суждение Генриха Падвы довольно поверхностное. Не реакция прессы и правозащитников предопределили обвинительный приговор Ходорковскому, но тот соблазн, который испытал Путин при росте цен на нефть. Кто владеет нефтью, тот владеет страной. Как Вы правильно отметили, их личностные особенности привели к тому, что всё сложилось так, как сложилось.
Помните интервью, в котором Путин, отвечая на вопрос: "почему Вы загнали в угол Ходорковского?» - говорит, что никто его в угол не загонял? Как мне кажется, Владимир Владимирович совершенно искренен и прав перед собственной совестью. Он искренне считает, что ему не в чем себя упрекнуть за Ходорковского, так как он ведь предлагал ему эмиграцию. Ходорковский сам предпочёл тюрьму в России спокойной жизни где-нибудь заграницей. За все трагические последствия, к которым привёл отказ Ходорковского покинуть Родину, отвечает только Ходорковский. Он, Путин, его предупреждал. Но Владимир Владимирович не может не понимать, что с вынесением второго приговора ситуация изменилась. Ходорковский не знал, когда шёл в тюрьму в 2003, что возможно придется сидеть пожизненно. Не предупреждал его об этом Путин. Удаётся ли при этом Владимиру Владимировичу сохранить правоту в собственных глазах, судить не берусь.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.08.2011 11:28
Не слишком ли деликатно, уважаемая Яна, рассматриваете Вы психологию циничного садиста и бандита, открыто презирающего Закон и права людей на свободу, во имя каких-то абстрактых и заведомо ложных целей? путин - образчик диктатора, у которого "средства обсирают цель".
michruk | Антонова Яна | 28.08.2011 17:02
Цели у него не абстрактные, а вполне реальные – нефть, деньги, власть. Он попрал закон ради собственной выгоды. Он действует в рамках норм и правил, вложенных в него ленинградскими дворами. Подняться над ними он не может. И России не даёт.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.08.2011 15:11
Все свои претензии и подозрения к Вам, уважаемая госпожа Антонова, с удовольствием и с извинением снимаю. Добавить к Вашим справедливым словам нечего.
Всего Вам, Яна, самого доброго!
С уважением, В.С.
Che | Юлия Ч. | 28.08.2011 13:35
Да уж, такой вот неумный,выходит, Ходорковский, сам нарвался на "трагические последствия"! Простите, а "Владимир Владимирович" - это тот, с чьего негласного высочайшего позволения одна хорошо известная мне семья была когда-то почти размазана??? Может быть не только Ходорковскому, но и всем подобным бедолагам от бизнеса надо было заранее предугадывать, какие страшные тараканы бегают в голове новоявленного царька и его опричников, когда пытались у бандитов в погонах правды искать? Кстати, за этот маленький частный случай (по сравнению с делом Юкоса)"Владимиру Владимировичу" тоже не в чем себя упрекнуть, чистый он наш грядущий (чую)помазанник!
Asja | Asja | 28.08.2011 15:07
Светлана,ни на миг не сомневайтесь в своей правоте, если бы не эта шумиха,особенно заграницей, Михаила уже не было бы в живых! На тот момент было 2 пути: эмиграция или тот свет. Российское правительство другого не допустит!
Petr | Петр | 25.08.2011 15:50
Падшими на самом деле являются те, кто преследует невиновных. Список их известен. Порядочный человек не может подать руки этим людям. Тем более, что они пробрались в ряды власти, прокуратуры, следствия, судов и других структур.
Власть оказалась не легитимной. Она заслуживает судьбы Мумарака и Каддафи.
Она пока еще поддерживает Башаров Асадов. Они близки по духу. И финал их будет близок. Рано или поздно.
Они потеряли элементарный стыд. Чем они занимаются? Тот же Медведев. Он дошел до того, что приглашает одиозную бабу в председатели СФ. Он считает, что можно всё, что он пожелает. И холуи бегают, чтобы сделать вид, что эту баьу уважает народ и 100% за нее голосует. Какой позор. Господь лишил их всех разума. Последствия неотвратимы.
lavsel | Сергей | 25.08.2011 15:59
С интересом будем ждать книгу,это будет ещё одной гранью дела ЮКОСа.
Слова адвоката с безупречной репутацией дополнят тот калейдоскоп действий защиты, который выстраивался против тупой и наглой стены преступного прокурорско-судейского беспредела. Беспредела и беззакония, которые властная верхушка позволяет себе, сознавая свою полнейшую безнаказанность...
Сергей Львович.
Hrblgr | Вадим | 25.08.2011 17:59
Не понимаю, какие могут быть претензии к г-ну Падва? Его действительно долго упрашивали и, наконец, уговорили. Он вел защиту, как считал нужным, а критиковать действия защиты совершенно нецелесообразно. Если Вы профессионал, то критиковать коллегу - грубейшее нарушение профессиональной этики, а если Вы любитель, то надо четко осознавать уровень собственной подготовки, прежде чем раздавать критические замечания. Если, кто и имеет на это право, то только сам подзащитный. Но, насколько мне известно, публичной критики в адрес своих адвокатов МБХ не допускал ни разу. Так что давайте, господа, все же "спорить о вкусе апельсинов с теми, кто их ест".
ABF_36 | Boris | 25.08.2011 19:11
Удивляюсь наивности людей, полагающих, что господин Павда или кто-либо другой не доработал в деле защиты Михаила и Платона. ВВП не смущаясь объявлял деятелей фирмы- однодневки "Байкалфинансгроуп" в качестве лично ему известных уважаемых людей, а затем неоднократно приписывал МБХ и ПЛЛ участие в кровавых злодеяниях. Его помошник в те дни не побоялся объявить дело ЮКОС крупнейшей афёрой века. И что??? Надеяться, что законными методами можно доказать что-либо, покушающееся на их властные полномочия или на их "заработанные" капиталы, в суде сверхнаивно! Большая доля вины ложится в творящемся беззаконии лежит на населении России, одурманенной федеральными ТВ и убаюканное доставшимися им крохами с барского стола. До сих пор несмотря на весь стеб ВВП он пользуется поддержкой большинства российского населения! СВОБОДУ МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ, ПЛАТОНУ ЛЕБЕДЕВУ И ВСМ НЕПРАВЕДНО ОСУЖДЁННЫМ РОССИЯНАМ!!!!!!!!!!!
kalpak | Александр | 25.08.2011 19:47
Падва - профессионал высшего класса, и это бесспорно. Но Падва слишком, скажем так, осторожен. Он никогда не "полезет" в явно политическое дело, которое может навредить лично ему. Он честно об этом сказал Ходорковскому. Ходорковский не внял этому и проиграл: общество никакой правды не услышало из уст уважаемого профессионала Падвы. Падва никакой роли, вообще, не сыграл в деле Ходорковского. Обижаться здесь не на что и не на кого: один пригласил и заплатил, другой предупредил честно, что не сделает, и не сделал. Каждый остался при своих интересах, но Падва, естественно, заработал что-то.
michruk | Антонова Яна | 25.08.2011 19:49
Вызывает удивление и подозрение тот факт, что Ходорковскому до сих пор не дали свидания с семьёй. Он уже три месяца в колонии, три месяца назад приговор вступил в силу. Владимир Владимирович Путин как-то сказал, что Ходорковский обычный заключённый. Ну и относись к нему как к обычному заключённому – предоставь свидание с семьёй! Так нет же: отговариваются тем, что в колонии в Сегеже одна комната для свиданий, а заключённых много. В колонии города Краснокаменска таких проблем не было. Быть может, стоит обратиться в прокуратуру? Должны же быть какие-то подзаконные акты, определяющие долженствующее число комнат для свиданий в колонии в зависимости от количества заключённых? Каждому из них положено по одному трёхдневному свиданию в квартал. Но если комната одна, а зэков много, то её на всех не хватит, и таким образом права заключённых и их родственников будут нарушены.
Разумеется, я не верю, что истинная причина в нехватке помещений, но обратиться в прокуратуру всё – таки стоит.
Stanislav | Станислав | 25.08.2011 22:10
Быть может, вам покажется и не по делу, но вот на днях судебные приставы начали исполнительное производство. Мне пришёл конверт с кучей почтовых марок. В постановлении говорилось, что в ответ на письмо налоговой инспекции (тоже конверт, и тоже с марками) признано правомочным возбуждение исполнительного производства - слова то у них какие! Речь идёт о взыскании с меня, внимание, 24 рублей 67 копеек.
4 миллиона бездельников,отравляющих жизнь стране, плодящих такие вот бумажки. Закон есть закон, - скажете вы. Но дело в том, что эти несчастные грошики были оплачены мной накануне выписки этого постановления. Просто всё так медленно работает, а эти глисты так и пишут, и пишут бесконечные бумажки. Видимо, пока их не изгонит народ к чертовой матери со своей шеи. Я просто думаю, что степень омерзения и гнева от этой мрази совсем не зависит от сумм украденного через Байкалфинансгрупп или этих вот денег на конверты, зарплаты и т.п. Просто у человека может быть одна и та же рефлекторная реакция на этот бред. А тренд абсолютно очевиден: от тошноты к противодействию и сопротивлению. Этот колосс на глиняных ногах!
strelec | Павел | 26.08.2011 08:27
Похожая история была у меня. Но прежде чем разобрались, что долг был погашен еще до вынесения постановления, пристав успел разослать запросы в банки по всему городу. На каждый этот запрос банк обязан отвечать.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.08.2011 12:37
Как я Вас понимаю, уважаемый Станислав! За однодневное опоздание подачи сведений о численности моей фирмочки - два работника! - я попал в какой-то немыслимый по своей глупости и маразму бюрократический барабан, который бестолково вращал меня буквально четыре месяца (к сожалению, на счёте фирмы не было тогда денег, а 200-рублёвый штраф можно было заплатить только с такого счёта и никак иначе(!), т.е нужны были новые договора, новые документы и новые налоги). Были многочисленные вызовы в налог.инспекцию, были комиссии с составлением актов, были и судебные исполнители. Одних писем прислали из четырёх инстанций не меньше, чем на триста рублей. Путинская армия дармоедов и жуликов растёт изо дня в день. А началась вся эта вакханалия, главным образом, с разграбления ЮКОСа. Добром этот маразм, конечно, не кончится.
С уважением, В.С.
wladimir9 | Владимир | 25.08.2011 23:14
60 тысяч человек открыли глаза и высказались в поддержку Ходорковского и Лебедева. Капля в море. Стоит ли эта капля их загубленных жизней?...
Ну...по первых, это в четверо больше , чем большевиков в 17-м.
И что значит "подняли шум...." Шум этот, ответная реакция на действия властей, а не на оборот.
wladimir9 | Владимир | 25.08.2011 23:34
Согласен с Ниной Семеновной. Тараканы боятся света. Лучшая зашита это максимальная открытость... освещение. Может сегодня и не 60000 было а значительно больше.
Anita | Valentina | 26.08.2011 02:31
Скорее бы свершилось прозрение народа и изгнание этих глистов-паразитов, присосок-баблососов из чрева российского.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.08.2011 11:54
Хочется поблагодарить Генриха Падву за его мемуары. За суховатым изложением событий, описанных известным и уважаеиым адвокатом, чувствуется живая человеческая боль. Да это и неудивительно. Уж если нас, очень далёких от дела и судьбы ЮКОСа граждан - у нас не было акций компании, мы в ней не работали, не были лично знакомы с её руководителями и работниками - буквально захлёстывает ненависть к бандитам и палачам, укравшим блистательную компанию и ради этого лишивших свободы многих и многих талантливых и достойных людей, то можно представить себе чувства тех, кто непосредственно был и остаётся вовлечён в постыдный судебный фарс под названием "дело ЮКОСа". (Мы имеем ввиду родных и близких невинно осуждённых, их друзей и адвокатов, а не мерзавцев в прокурорских погонах и судейских мантиях, которые по приказу высокопоставленных бандитов стряпали незаконные дела и подписывали неправосудные приговоры). Поэтому каждое слово ПРАВДЫ о деле ЮКОСа - пусть крайне субьективное, лишь бы не осознанно лживое - добавляет истины в копилку этой истории, которая обязательно закончится громким судом над всеми членами ОПГ, разграбившей ЮКОС, и их пособниками.
Семья Демченко. г. Казань.
Stanislav | Станислав | 26.08.2011 19:36
Всё так, глубокоуважаемый Владимир Сергеевич. Но позволю себе усомниться только в одном прогнозе: история с Юкосом НЕ обязательно закончится громким судом над всеми членами ОПГ. И вот почему. Мы с вами живём в эпоху, когда нет единого лидера оппозиции, общество атомизировано, с этим трудно спорить. Именно поэтому я думаю, (а своей интуиции я и сам побаиваюсь, честно говоря, и не без оснований, уверяю Вас), что всё закончится большой резнёй. Гербарии нынешних правителей будут месяцами висеть на столбах по Рублевке и МКАДу. Образуются несколько центров силы. И только через какое-то время они договорятся между собой. Всё это время страна будет напоминать Лондон, но погромы будут иметь избирательный характер. Окраины постараются компенсировать годы унижения. Верхушка будет уничтожена с особой жестокостью без суда и следствия. Некоторым удастся сбежать, а неразбериха и несколько центров власти не позволят судам западных стран решить вопрос об экстрадиции их в Россию. Республики Кавказа поспешат объявить суверенитет. Поволжье будет охвачено эпидемиями давно забытых болезней. ООН даст санкцию на ввод миротворцев и помощь иностранных гуманитарных организаций. Суровая зима и накрывшаяся инфраструктура уничтожит 20% населения. Боюсь (чёрт бы побрал эту интуицию) что это будет именно так.
VTS_888 | VTS | 27.08.2011 02:48
У каждого своя интуиция, моя подсказывает, что Михаила Борисовича и Платона Леонидовича могут освободить перед выборами, в целях поднятия рейтинга.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.08.2011 11:52
Избежать нарисованной Вами, уважаемый Сианислав, апокалипсической картины (увы, всё это достаточно реально при резком снижении цены на нефть) поможет только законная, демократическая смена власти. Явных жуликов должны сменить честные и ответственные политики. Иначе, действительно, членов ОПГ неизбежно ждёт судьба чаушесу, каддафи и мубарака, а нас - ужасы хаоса и гражданской войны.
Stanislav | Станислав | 28.08.2011 10:07
Просто я думаю, что законная процедура смены власти в принципе не возможна на данном этапе оккупации, даже если кончится нефть! Отсюда и требования к демократической оппозиции - объединяйтесь! Мы встанем в строй рядовыми. Но где программа, где лидер? Сплошной нарциссизм.
Irina | Serafim1410 | 27.08.2011 13:33
Горько осознавать, что модераторы этого сайта перешли на сторону путина. А иначе ЧЕМ можно объяснить появление в разделе, где необходимо поставить подпись под заявлением "Свободу Ходорковскому и Лебедеву!" комментария -Т.Р., Москва | 26.08.2011 г.- полного возвышенных слову путину????????????????????????

Насколько я понимаю, прочитав эту надпись после отправки своего сообщения, модераторы ПРОЧИТЫВАЮТ то что публикуется.
"Ваша подпись добавлена
Она появится здесь после просмотра модератором."
main | Администратор | 27.08.2011 22:10
Ирина, а вы не обратили внимания КЕМ были сказаны хвалебные слова? Там ведь указаны авторы панегириков.
Irina | Serafim1410 | 28.08.2011 12:24
Понятно. Спасибо за пояснение. Беру свои слова обратно. Ошиблась.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.08.2011 15:47
Привет, дорогая Иришка! Рад, что моя замечательная внучка (именно поэтому я на "ты") по прежнему без устали воюет за правду и справедливость, даже если и ошибается (первый такой случай на моей памяти). Мечтаю увидиться с тобой, Ириша, с Сергеем Львовичем, с Ричем и многими другими замечательными комментаторами этого сайта на нашем общем сборе в Москве по случаю праздника освобождения наших героев.
С неизменно добрыми чувствами,
В.С.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.08.2011 18:43
Ирине Мишениной.
Ириша, простите, я забыл взять в кавычки слово "внучка" и некоторые могут подумать, что мы близкие родственники. Жалею, что это не так. Просто у нас родственные души.
Ваш В.С.
alexl | Alex | 27.08.2011 20:13
Здесь не политика а примитивная уголовщина. Получив власть, ВВП поставил во главу угла цель фантастического личного обогащения (многократное удВоение ВВП означает многократное удвоение личного состояния ВВП). ЮКОС был по-просту украден. Здесь были решены три задачи: завладение активами компании, посадка-устранение владельца-конкурента (бизнес-конкурента. Неужели можно серьезно думать,что Ходорковскому или его креатуре грозило избраться? В России?? Олигарху??), устрашение других владельцев. Как говорил батька Ангел: "Ты знаешь, что я могу с тобой исделать?".
Stanislav | Станислав | 28.08.2011 10:01
Согласен с вами: путин и его малина - рейдеры всея Руси, прожжённые настолько, что и клейма ставить не где. Вопрос в том, каким образом эта шпана потеряет власть.
Ina | Инна | 28.08.2011 13:50
Слушайте!!! http://www.youtube.com/watch?v=mwZfDkLERWI&feature=related Вася просто МОЛОДЕЦ!!! Дошла бы эта песня до МБХ и ПЛЛ!
Ina | Инна | 28.08.2011 13:52
Вот это тоже, просто клас!!! http://www.youtube.com/watch?v=7Js8v7-0UP4&feature=related
Поскорей бы у людей глаза открылись!!! Россияне просыпайтесь!!!
Asja | Asja | 28.08.2011 15:09
Ну что тут можно сказать, представить себе что на адвоката не поднажали невозможно.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 10.10.2011 22:01
Прекрасно помню ВРЕМЯ РАБОТЫ МНОГОУВАЖАЕМОГО АДВОКАТА!!!! ВСЕ ОЧЕНЬ ТАКТИЧНО, ВСЕ ПО ДЕЛУ И АРГУМЕНТИРОВАННО! СПАСИБО ЗА ПОЗИЦИЮ, ЗАЩИТУ И КНИГУ! с почтением Игорь Ильницкий
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru