СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2011
   34
1011
17
24
28  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.09.2011 г.

«Защищать Ходорковского для меня - честь»

Международное французское радио RFI, интервью Анны Строгановой с адвокатом Юрием Шмидтом, 27.09.2011

Адвокат заключенного № 1 в России о том, что значит для Михаила Ходорковского выдвижение российского премьера на третий президентский срок, о Путине-везунчике, российской системе правосудия, долготерпении русского народа, которому приходит конец, и литературных пристрастиях своего подзащитного, который не устает его удивлять.

Юрий Шмидт приехал в Париж буквально на два дня: представить только что вышедшую на французском, в издательстве Fayard, книгу Михаила Ходорковского «Статьи. Диалоги. Интервью».

Интервью с Юрием Шмидтом
(34:23)

RFI: В субботу 24 сентября, разрешилась главная политическая интрига, если для кого-то она таковой была: Владимир Путин сообщил о своем намерении выдвигаться на третий срок. Каким образом это решение может отразиться на судьбе Михаила Борисовича Ходорковского?

Юрий Шмидт: Если вы позволите, я вас немного поправлю в вопросе. Не Владимир Путин сообщил о своем решении, а Дмитрий Медведев сообщил о решении Владимира Путина баллотироваться на третий срок. Путин слишком хитер, ему было очень важно, чтобы об этом заявил кто-то другой, и не просто другой, а именно действующий президент.

Да, это событие, которого все ожидали, свершилось. Вы спрашиваете, как это может отразиться на судьбе Ходорковского? Думаю, что самым печальным образом. Потому что все четыре года, которые формально первым лицом в нашей стране был Медведев, а по сути, продолжал руководить и занимать командную высоту Владимир Путин, мы сохраняли надежду, что власти Медведева и его амбиций хватит, по крайней мере, на то, чтобы дело Ходорковского, которое было одновременно делом Путина, не унаследовать во всей его неприглядной красе, что Медведев решится, наконец, либо на прекращение, либо, в крайнем случае, на помилование.

Судя по всему, власть Медведева была еще меньше, чем мы себе представляли, и, хотя дело Ходорковского доставляло ему безусловные неудобства, особенно в международном общении, смелости и решимости на то, чтобы разрубить этот гордиев узел одним ударом, у него не хватило. Теперь все и формально будет в руках Путина. Что решит Путин – сказать достаточно сложно. Во всяком случае, ничего хорошего от него мы не ждем.

RFI: Вы неоднократно говорили о том, что Владимир Путин испытывает личную ненависть по отношению к Ходорковскому. Сейчас многие эксперты склонны считать, что Владимир Путин останется еще на два президентских срока, то есть будет у власти в России до 2024 года. Я напомню, что срок заключения Ходорковского – до 2016 года. Можно ли, в таком случае, говорить о возможности третьего дела для Михаила Ходорковского?

Юрий Шмидт: В России можно говорить обо всем, включая и то, что будет третье, а за ним может быть и четвертое дело. Это зависит от куража господина Путина и от того, не насытился ли он уже теми муками, которые испытывает Ходорковский и его семья, включая родителей и детей.

Я полагаю, что злобности и мстительности господина Путина нет пределов, поэтому предсказывать ничего не берусь.

Мне совершенно ясно, что, когда Медведев заявлял о том, что президентский срок следует увеличить до шести лет, он действовал не для себя, а именно для Путина, и в план, который они согласовали с самого начала, входило и то, что Путин в последующие двенадцать лет будет и формальным главой государства тоже.

Путин не скрывает того, что он – человек злопамятный. Я это знаю лично, потому что имел «удовольствие» общаться с ним, когда он был вице-мэром Петербурга. Я почувствовал, что в этом человеке есть масса комплексов неполноценности и какая-то неутолимая злость и зависть по отношению к людям, которые его превосходят. А если учесть, что Ходорковский превосходит его во всем: и в красоте, и в уме, и в силе характера и в интеллекте, - то я не удивлюсь, если Путин будет мстить, пока они оба живут на этой земле.

RFI: Вы лично как расценили это решение Путина вновь стать президентом и было ли оно для вас неожиданностью?

Юрий Шмидт: Нет, оно было абсолютно предсказуемым, хотя, может быть, в глубине души жила надежда, что за четыре года, которые Медведев находился у власти, в нем проснулись здоровые человеческие амбиции и элементарное чувство собственного достоинства, и ему не захочется войти в историю местоблюстителем, этаким Симеоном Бекбулатовичем, который был поставлен в качестве марионетки и свою роль марионетки четыре года послушно играл. Вот на это был определенный расчет.

Откровенно говоря, сам я человек достаточно политически и в общественном плане активный, но все эти четыре года никто из нашей команды защитников Ходорковского, и я в том числе, не позволял себе негативных высказываний о Медведеве, просто для того, чтобы сохранять какую-то его, по крайней мере, толерантность по отношению к Ходорковскому и ко всей нашей команде, не раздражать его, не ставить на одну доску с Путиным. Но я вижу, что мы были очень наивными людьми и, несмотря на все наше внешнее достаточно уважительное отношение к Медведеву, это не сыграло ни малейшей роли и сыграть не могло.

В условия, на которых Путин на время передал формальное исполнение обязанностей главы государства Медведеву, никак не входило облегчение судьбы Ходорковскому.

RFI: Вы сказали, что вы, команда защитников Ходорковского, проявляли толерантность по отношению к Медведеву. Кажется, в 2005 году вас уже пытались лишить адвокатского статуса. Не боитесь ли вы, что вашей команде теперь могут угрожать новые преследования?

Юрий Шмидт: Вы знаете, я и значительно моложе был, не очень боялся, а сейчас мне даже смешно это слышать. Нет, я ничего не боюсь. За более молодых членов нашей команды я ничего не могу сказать, хотя все они показали себя достаточно смелыми людьми. Но любые репрессии в отношении себя самого я буду считать наградой со стороны этой власти.

RFI: Как вы расцениваете решение ЕСПЧ по рекордному, 98-миллиардному иску ЮКОСа против России?

Юрий Шмидт: Для начала я должен повторить то, что вам, вероятно, известно. Это иск, который был инициирован не Ходорковским, не Лебедевым и не нашей командой, и о котором мы узнали уже после того, как он был подан в Европейский суд по правам человека. Расцениваю я это решение, как не самое плохое, но далеко и не самое хорошее.

Я не буду сейчас вдаваться в существо вопроса. Да, какие-то нарушения со стороны и фискальных органов и органов следствия ЕСПЧ признал. Но в Европейской конвенции существуют две статьи, 14-я и 18-я, которые обязывают судей реагировать на факты преследования по иным мотивам, чем реально указанные в обвинении, то есть, грубо говоря, как мы все понимаем, учитывать политические мотивы при применении репрессивных мер в отношении того или иного лица. Если эти статьи существуют, то Европейскому суду надо руководствоваться конвенцией в защиту прав человека и основных свобод в полном объеме, не прятать голову в песок, а называть вещи своими именами.

Весь мир, все политические деятели, которые так или иначе информированы об этом деле, вся политическая элита России, вся интеллигенция и, безусловно, все политическое окружение Путина прекрасно знают о том, что это дело является политическим, и именно политические и личные мотивы (но если эти личные мотивы имеются у главы государства, то их можно приравнять к мотивам политическим) явились основанием преследования Ходорковского. Говорить, что у суда нет доказательств о наличии этих самых мотивов – это значит, по меньшей мере, не видеть дальше собственного носа.

Не случайно представители российской власти больше всего радовались именно тому, что Европейский суд не признал наличия политических мотивов. Есть русская пословица: «знает кошка чье мясо съела». Все прекрасно знают о том, что это дело политическое, и радуются не тому, что с России не взыскали несколько десятков миллиардов долларов, а тому, что не признали политические мотивы, то есть черное назвали белым. Конечно, в этой части, высказывать свое удовлетворение решением Европейского суда я не могу, а даже продолжу – я глубоко возмущен этим решением.

Мне бы хотелось, чтобы судьи Европейского суда внимательно проследили за тем, что происходило на последнем съезде «Единой России». У меня есть друг, который в начале 90-х годов уехал в Германию. На эти дни он в первый раз случайно приехал в Россию. Он мне звонит по телефону и говорит: «Куда я попал? Это 25-й съезд КПСС! Эта радость на лицах! Эти постоянные овации! Это единогласное голосование! Что происходит? Куда вернулась Россия?» А Россия вернулась в худшие годы Советского Союза.

RFI: С чем этом связано?

Юрий Шмидт: Это связано именно с правлением Путина и правлением КГБ, которое вместе с ним пришло к власти. Это связано с тем, что эти люди не хотят эту власть никому отдавать. Они, в отличие от советских руководителей, используют эту власть не только как источник влияния на людей, на судьбы большой страны, а то и всего мира, но и как источник личного обогащения, чем они еще в худшую сторону отличаются от деятелей советского периода. Делиться с кем-то такими возможностями они не хотят.

Те, кто устраивал бурные овации в связи с неожиданным якобы решением Путина пойти на новый срок – это люди либо глубоко лично заинтересованные в своем большинстве, либо люди запуганные или обманутые. Вот три категории людей.
И личная заинтересованность, и испуг и обман – это следствиетех 12 лет, которые Путин уже находится у власти, прямой результат его единоличного правления.

RFI: Полагаете ли вы, в таком случае, что можно рассчитывать на все растущее давление со стороны гражданского общества в России, на то, что в какой-то момент этот пузырь лопнет?

Юрий Шмидт: Конечно, когда-нибудь этот пузырь лопнет. История показывает, что долготерпению народа когда-то приходит предел. Но, чтобы вывести народ из спячки, нужны, вероятно, какие-то внешние раздражители.

Дело в том, что Путин от природы оказался везунчиком. Когда он пришел к власти, самый тяжелый период постсоветская Россия уже прошла. Реформы Гайдара, жесткое в какой-то период правление Ельцина, приватизация, появление хозяев, энергичных, умных и талантливых людей типа Ходорковского и Лебедева, помогли, по крайней мере, заложить основы новой экономики. Это Путин унаследовал.

Как только Путин пришел к власти, как по какому-то дьявольскому мановению, цены на нефть и газ – основной источник доходов России – стали бешено расти. Я считаю, что Путин, действительно, получил какой-то дьявольский подарок. С одной стороны, экономика уже частично заработала, с другой стороны, эти цены на нефть, которые поддержали возможность ее развития, возможность как личного обогащения тех, кто очень быстро наложил на это руку, так и возможность какие-то крохи бросать народу.

Конечно, народу стало жить легче, и люди, которые плохо способны увязывать причины со следствиями, в значительной степени были уверены в том, что это результат мудрого правления Путина. Так как народ все время получал небольшие подачки, он и успокоился и погрузился в некоторую спячку.

Я полагаю, что впереди такого счастья у Путина больше не будет. С трудностями стране придется столкнуться, и, может быть, это будет толчком, который разбудит народ.

RFI: Вы уже больше 50 лет занимаетесь адвокатской деятельностью, больше 20 лет занимаетесь политическими делами, 7,5 лет занимаетесь делом Ходорковского. Как за то время, что Путин стоит у власти меняется российская система правосудия?

Юрий Шмидт: Вы знаете, мне повезло. Я принимал участие, вероятно, в самом громком деле последнего десятилетия прошлого века и также принимаю участие в самом громком и также политически значимом деле первого десятилетия XXI века. Я имею в виду дело капитана Александра Никитина, которого я защищал с 96-го по 2000-й год. Никитин был первым подсудимым за все советское и постсоветское время, который был полностью оправдан по обвинению в государственной измене. До него и после него лиц оправданных, да еще так, чтобы приговор вступил в законную силу, не было.

Я хорошо помню, как в конце 90-х годов судьи почувствовали, что они могут судить по закону и по совести. У многих расправились плечи и выросли крылья.

Я знаю, что на судью, которая слушала дело Никитина, ФСБ пыталось оказывать давление, но администрация президента и другие властные структуры были нейтральны. Ельцин во время своего визита в Норвегию пообещал, что не будет оказывать давления на рассмотрение этого дела и он свое слова сдержал.

Вообще-то, судьи хотят быть независимыми. Независимость – это не просто условие правосудия, это условие самоуважения судьи. Им совсем не хочется быть послушными пешками, встроенными во властную вертикаль (любимое слово Путина).

Тем не менее, ситуация очень сильно изменилась, потому что Путин с самого начала своего правления понял, что полной монополизации власти препятствуют независимые СМИ и независимый суд и сделал все, чтобы встроить и то и другое в вертикаль. По крайней мере, те СМИ, которые оказывают больше всего влияния на общество, я имею в виду, в первую очередь, телевидение, и суды, да не обязательно каждого судью, а судебную систему в целом, внутри которой существуют разные люди, но смысл заключается в том, чтобы нужное дело попало нужному судье, управляемому судье. Таких достаточно везде.

Долго могу рассказывать о системе воздействия на судей по делам, имеющим политическое наследие, но в этом нет необходимости. Факт в том, что за все время правления Путина, проколов практически не было.

Один раз Валентина Данилова, обвиняемого тоже в государственной измене, оправдал суд присяжных в Красноярске, но приговор был очень быстро отменен, и специально подобранное жюри присяжных единогласно признало его виновным.
С тех пор стали внимательнее следить за тем, кто рассматривает дела, личная ответственность председателей судов всех уровней, начиная с районных, кончая председателем Верховного суда, или в обратном порядке – и с независимостью судов покончено.

RFI: Ваш коллега Вадим Клювгант говорил о том, что еще осталась надежда на Верховный суд. Буквально на днях Верховный суд отменил приговор в отношении предпринимателя Алексея Козлова. Это совершенно другое дело, но, в любом случае, эта отмена приговора прозвучала довольно громко для российского общества. По-вашему, можно еще надеяться на Верховный суд России?

Юрий Шмидт: Отмена приговора в отношении Козлова звучала, как тихий шепот, можно сказать – разговор на ухо. Знали о нем только читатели «Новой газеты» и журнала « The New Times ». Сравнить его, даже уподобить по несопоставимому масштабу с делом Ходорковского просто невозможно. Такие случаи у нас бывали. В деле Козлова был задействован интерес некой политической фигуры – бывшего сенатора Слуцкера, но сравнить влияние этого господина и этого интереса с влиянием президента, первого лица страны, абсолютно невозможно.

Если господин Клювгант выражал надежду на Верховный суд, то эта надежда может быть реализована только в одном случае: если Путину кто-то скажет однажды по-дружески (если у него есть люди, которые могут ему так сказать): «Достаточно, Ходорковский уже наказан». Если будет прямой импульс, указание, исходящее от Путина лично или переданное через других людей, в этом случае Верховный суд может что-то изменить.

По своей инициативе, даже если он еще раз убедится, что никакого обвинения вообще, в принципе, нет, никаких доказательств не существует, Верховный суд никогда ничего не сделает.

RFI: На какой стадии находится рассмотрение об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского? Чем конкретно вы сейчас занимаетесь?

Юрий Шмидт: Когда суд города Вельска Архангельской области отказал в условно-досрочном освобождении Платона Лебедева, я как раз был на свидании у Ходорковского в карельской колонии, и он сразу сказал мне: «Мы подавать на УДО не будем».

Я, вроде бы, уговорил его подождать до рассмотрения кассационной жалобы Лебедева Архангельским областным судом. Я говорю: «Давайте, Михаил Борисович, не будем принимать решения – тут вы не связаны никакими сроками – это не то, что 7 дней, в которые нужно подать жалобу, и других вариантов нет». Он, вроде, со мной согласился, не сказал ни «да», ни «нет». Но, по крайней мере, мы ничего не объявляли вслух.

Сейчас Михаил Борисович, когда я с ним заговорил на эту тему – как раз неделю назад я у него был в колонии – он отказался говорить вообще. Я говорю: «Михаил Борисович, но меня же будут спрашивать журналисты». Он ответил: «Вы скажите, что этот вопрос нами не обсуждался». Вот я вам так и отвечаю.

Из этого вы можете сами сделать вывод, что, по крайней мере, на повестке дня в плане действий ближайшего времени подача ходатайства об условно-досрочном освобождении не стоит.

Теперь, не ссылаясь на него, выскажу свое мнение. По этому вопросу есть две точки зрения. Все мы понимаем, что, если отказали Лебедеву, то, тем более, откажут Ходорковскому. Одни говорят: ну и что? Пусть откажут. Знаете, есть история, мудрость про двух лягушек, которые попали в банку со сметаной, одна поняла, что ей не выбраться и утонула, а другая долго сучила лапками и, в конце концов, сбила эту сметану в масло. Пусть это будет вторая лягушка, которая, понимая, в каком положении находится… Это будет иметь определенное пиар-значение, это лишний раз покажет истинную суть нашей судебной системы.

Но моя точка зрения такова, что, если не изменятся какие-то внешние обстоятельства, подавать такое ходатайство бессмысленно. Издержки будут больше, чем приобретения. А уж чего не скажешь о Ходорковском, меньше всего он годится на роль шута, который на потеху этим людям, сидящим в Кремле и в Белом доме, дергается и показывает надежду на то, на что надеяться нет никакого резона.

RFI: Вы сказали, что недавно навещали его в колонии. Как часто вы его навещаете? Как он себя чувствовал, когда вы его навещали в последний раз?

Юрий Шмидт: Последний раз я у него был чуть больше недели назад, в прошлые выходные дни. Благо в колонии разрешают посещения в субботу и в воскресенье.

Ходорковский относится к числу людей, которые никогда ни на что не жалуются. Вопросы о том, как он себя чувствует, я ему не задаю, потому что знаю ответ заранее, и вам понятно, какой это ответ. Жалобы на содержание он тоже не высказывает никогда и никогда не требует для себя каких-то преференций по отношению к остальным заключенным.

Иногда возникают какие-то конкретные вопросы уж очень откровенного и запредельного давления, которые мы решаем в установленном законом порядке. Если, скажем, ему объявляют незаконное взыскание, подаем в суд. Это рутинная работа, основанная на положениях закона.

А так он просит не выделять его из массы всех остальных заключенных. Хотя я-то понимаю, что давление на него – это я лично свое мнение высказываю – давление на него, безусловно, сильнее, чем на всех остальных. Внимание к нему проявляется значительно большее, и малейший повод для того, чтобы объявить взыскание, применить какие-то штрафные санкции, и даже отсутствие всякого повода, если администрация понимает, что это надо сделать для того, чтобы создать хотя бы формальный повод для отказа в досрочном освобождении – это все применяется мгновенно.

Личной злости, насколько я понимаю, администрация этой колонии к нему не испытывает, и если бы поступил какой-то сигнал с горних высей - из Москвы – о том, что Ходорковского не надо ни прижимать, ни давить, и наоборот, не выделять его из числа других заключенных…

Кому можно представить себе, что может быть объявлен выговор, если человек угостил сигаретой своего товарища по несчастью? Никому и никогда, потому что это - норма поведения в лагере, и начальство это знает. Ходорковский получает выговор за то, что он поделился сигаретами с соседом по бараку. Это же вообще ни в какие рамки не лезет! И так делается во многих других случаях.

Если вообще не к чему придраться, то можно провести пальцем по бачку для питьевой воды и сказать: «А бачок сегодня не был вымыт». Такое он получал в колонии в Краснокаменске взыскание.

Вот такая ситуация. Но он к этому привык, он человек сильный и мужественный, на такие вещи жалоб никогда не высказывает.

RFI: Он по-прежнему продолжает много писать? Буквально несколько недель назад он начал сотрудничество с журналом « The New Times », теперь у него регулярно выходят колонки…

Юрий Шмидт: Ходорковский – человек, который не может проводить время в праздности. Каждую свободную минуту он чем-то занят: либо он читает...А читает он огромное количество и периодической литературы, и специальной литературы, и художественной, которую либо не успел прочесть, либо перечитывает свои любимые вещи. Он очень любит фантастику, надо сказать. Литературу по философии читает. Либо пишет. Но его интеллект, его мозг постоянно в работе. Такова его выдающаяся натура. Я считаю, что это абсолютно незаурядная личность. И позор стране, в которой такие люди, вместо того, чтобы сидеть в правительстве, сидят в тюрьме.

RFI: Ваш визит в Париж связан с выходом на французском языке в издательстве Fayard книги Михаила Ходорковского «Статьи, диалоги, интервью». В эту книгу вошла переписка Ходорковского с российскими писателями: с Людмилой Улицкой, с Борисом Акуниным, со Стругацким. Что для вас эта книга?

Юрий Шмидт: Ходорковский, несмотря на то, что мы с ним общаемся более 7,5 лет, не перестает меня удивлять. Честно говоря, я думал, что узнал этого человека уже во всех его проявлениях, и всю его глубину почувствовал. Но раз от раза я убеждаюсь, что я где-то только нахожусь на самом верху познания, не проникнув в глубину. Я помню, как он писал первые свои статьи «Левый поворот», «Левый поворот-2», «Собственность и свобода»… Я еще имел наглость вступать с ним в спор, давать какие-то советы. Ну, он мне, вообще-то, в сыновья годится по возрасту, и мой жизненный опыт и мое диссидентское прошлое и многое другое как бы позволяли мне достаточно безапелляционно судить о некоторых вещах, за которые он брался как начинающий писатель.

Но, чем дальше – тем больше я начинал понимать, что он понимает и оценивает настоящее и даже ближайшее прошлое лучше меня. И стал во многом смотреть на происходившие и происходящие сейчас в нашей истории события, в какой-то степени, его глазами.

Пожалуй почти никому, может быть, кроме моего отца – старого зека, просидевшего 26 лет в советских лагерях и тюрьмах, не удавалось оказывать на меня такого влияния, как Михаилу Ходорковскому.

RFI: Вы сказали, что знаете его уже 7,5 лет. Вы сказали, что эти 7,5 лет он каждый раз чем-нибудь вас удивляет. Кем он для вас за эти 7,5 лет для вас стал?

Юрий Шмидт: Один довольно мерзкий человек – он чиновник, в прошлом адвокат, имеет свою передачу на «Эхо Москвы» - когда-то сказал: «Да, Юрий Маркович Шмидт – очень хороший адвокат, он замечательно защищает Ходорковского, с моей точки зрения, несколько фанатично».

Я даже не стал ему возражать. Я настолько очарован и восхищен этим человеком, что, возможно, в моей профессиональной деятельности профессиональное немного смешивается с личным. Он для меня стал человеком, с одной стороны, почти что родным, а с другой стороны, мало кто, как я, понимает значение этой фигуры, глубину его ума. При этом я имею счастливую возможность постоянно ощущать его редкое обаяние и прямое эмоциональное воздействие.

Поэтому, конечно, для меня – это не простой подзащитный и не простой политзаключенный. Как вы правильно сказали в начале, я последние 20 лет веду практически только политические дела или политически значимые дела.

Для меня это великая честь и великая ответственность. Я закончил свое выступление в суде словами (уж не помню, в каком суде какой инстанции) что для меня это – великая честь защищать такого человека, как Ходорковский.

И я скажу, может быть, лишнее: я перенес очень тяжелую операцию без малого 3 года назад - у меня серьезное онкологическое заболевание с нехорошими прогнозами (вот и сейчас я, приехав сюда, прохожу одновременно курс химеотерапии после облучения), но я сказал Михаилу Борисовичу, что я не привык умирать с неисполненным чувством долга и поблагодарил его за то, что он меня «держит». Он, действительно, «держит» меня. Я хочу дождаться его выхода на свободу.




Комментарии
maximpakhomov | Максим | 28.09.2011 11:30
Великий адвокат современной России. Мнение же поп-юриста Барщевского никого, кроме него самого, не интересует.
t_s | Tanja | 28.09.2011 13:33
Я тоже сразу поняла, что это речь о Барщевском, никогда не слушаю его в Особом мнении, противно! А ответы Шмидта читать было одно удовольствие и гордость, что есть еще такие люди!
nkaterli | Нина Катерли | 28.09.2011 11:40
Спасибо, Юрий Маркович! Интервью блестящее. Ваше отношение к Михаилу Борисовичу поможет Вам. Вы дождетесь его освобождения обязательно.И это освобождение станет праздником для всех порядочных людей.
MarinMir | Марина | 28.09.2011 11:44
Мне казалось, что еще больше уважать Юрия Марковича, чем я его уважаю, уже невозможно. Но после этого его интервью, я просто преклоняюсь перед ним.
Спасибо Вам, Юрий Маркович! И нам всем обязательно надо дожить до освобождения Михаила Ходорковского.
wladimir9 | Владимир | 28.09.2011 11:57
Склоняю голову, перед достойнейшим Человеком - Юрием Марковичем Шмитом.
eduard123321 | Эдуард | 28.09.2011 12:20
Юрий Маркович,спасибо ВАМ огромное за ВАШУ РАБОТУ, за то,что ВЫ есть и за то, чтобы ВЫ были ВСЕГДА! Спасибо ВАШИМ
РОДИТЕЛЯМ за то,что родили и воспитали такго сына.Здоровья ВАМ на долгие годы и положительного результата в деле М.Б. ХО-
ДОРКОВСКОГО.
70UK | Alina | 28.09.2011 12:28
Какая потрясающая сила интеллекта, какая широта души! Я горжусь, что живу с Вами в одно время. Разрешите выразить Вам глубочайшее уважение.
Natkarh | Natasha | 16.10.2011 08:45
Боже! Вы так восхищены! Что вас потрясло особеннее всего? Неужеди интеллигентнее и душевней Вы не встречали людей? Не сотворите себе кумира.
Tatiana | Татьяна Романова | 16.10.2011 23:56
Наталья, а можете поделиться, кем из современников вы восхищаетесь? И так ли уж плохо выражать человеку свое восхищение? Неужели лучше мочить людей в сортирах и гноить по тюрьмам?
Natkarh | Natasha | 09.11.2011 07:32
Я восхищаюсь своими бабушками, прабабушкой, мамой и папой, первой учительницей, друзьями.. Я не могу воскищать юристом, которым 110% восхищаются без единого замечания. Я не верю. Это лицемерие, цель которого мне не известна. По поводу слов Путина: иногда и некоторых лучше мочить и гноить. Я наивна и доверчива, но не на столько, чтобы отличить - эта персона для страны старается или только для своего кармана.
Tatiana | Татьяна Романова | 09.11.2011 16:32
Наташа, это ваше законное право верить или не верить. Я думаю, дело в том, что вы, возможно, впервые прочитали об этом человеке, а здесь много восторженных отзывов о нем тех людей, которые давно следят за ходом дела Юкоса и за работой адвокатов, и давно уже испытывают искреннее чувство восхищения и благодарности за мужество, гражданскую позицию и личную симпатию Ю.Шмидта.
Agnessa | Ирина, Одесса | 28.09.2011 12:43
Юрий Маркович, спасибо Вам и Анне Строгановой за этот разговор - открытый, непростой и очень нужный. Юрий Маркович, Вы не сказали "лишнее", совсем даже наоборот... Здоровья Вам!!! А Михаил Ходорковский и нас всех держит, "заставив" на многое посмотреть другими глазами. ...Может показаться, что он из тех людей, о которых говорят, что они опередили свое время. Но нет... Он-то пришел вовремя...

"RFI: Вы неоднократно говорили о том, что Владимир Путин испытывает личную ненависть по отношению к Ходорковскому. Сейчас многие эксперты склонны считать, что Владимир Путин останется еще на два президентских срока, то есть будет у власти в России до 2024 года. Я напомню, что срок заключения Ходорковского – до 2016 года. Можно ли, в таком случае, говорить о возможности третьего дела для Михаила Ходорковского?
Юрий Шмидт: В России можно говорить обо всем, включая и то, что будет третье, а за ним может быть и четвертое дело. Это зависит от куража господина Путина и от того, не насытился ли он уже теми муками, которые испытывает Ходорковский и его семья, включая родителей и детей.
Я полагаю, что злобности и мстительности господина Путина нет пределов, поэтому предсказывать ничего не берусь".

...Иногда, часто - в самый нужный момент, в земной расклад вмешивается Провидение. Не будем исключать и этой возможности.
И вспоминаются слова Адама Михника из интервью, представленного здесь же, на сайте: "Россия - такая страна, в которой возможно все, даже изменения к лучшему".
SVA1968 | Владимир Степанов | 28.09.2011 12:43
"Я хорошо помню, как в конце 90-х судьи почувствовали, что могут судить по закону" - да, я тоже помню, было такое... Но недолго, и все время не оставляло сознание того, что это "можно" - лишь милость просвещенной власти, благая прихоть либерально настроенного самодержца. Свободного от страха перед властью суда - совершенно недостаточно, требуется живущая в вечном страхе перед судом власть.
YuRN | ЮРН | 28.09.2011 12:47
При всей практической бесполезности и рискуя показаться не очень тактичным, не могу не выразить глубокого уважения г.Шмидту - Адвокату политзэков, потомственному противнику уголовно-политических преступлений и преступников во Власти, а также пожеланий ему дождаться/добиться еще одной победы над мерзостью убогих юристов во главе действующей власти и в ее "обслуге", к числу которой я отношу и "довольно мерзкого человека" (согласен с г.Шмидтом - по крайней мере в отношении дела ЮКОСа г.Барщевский именно так себя и проявил).
COO8TAY | Саяна | 28.09.2011 12:55
ЮРИЙ МАРКОВИЧ:Вы настоящий АДВОКАТ! Вы и вся команда АДВОКАТОВ, защищающих ЮКОС, дали пример всем адвокатам,тщательно разбирать каждое слово и словосочетание "напёрсточников". Вы наперёд видите куда клонит след-прок-суд. Приятно осознавать, что такие адвокаты действительно заинтересованы в выигрыше дела и в представлении суду праведному истины, которую "хунта" пытается оболгать, не имея знаний.

Конечно, плохие эмоции, ложь, подставы, ВСЕХ ЛЮДЕЙ ВЫМАТЫВАЮТ.
Но не все люди ВИДЯТ ВЫХОД из безвыходного положения, А ВЫ ВИДИТЕ СРАЗУ ДВА ВЫХОДА!
Поэтому,у Вас есть гарантия исцеления!
057123 | Александр Сорокин | 28.09.2011 13:01
Только международное давление, причем не на комплексующего главаря, а на его шоблу, может способствовать освобождению МБХ. Мстительность нельзя изменить, но можно заставить от нее отказаться ради благополучия дружков. Такие возможности у цивилизованного мира есть, посмотрите, какой вой поднялся из-за списка Магницкого, даже при том, что в списке имена только мелких шавок.
Юрию Марковичу - низкий поклон.
fursvet | Светлана Фурман | 29.09.2011 18:45
Присоединяюсь к Вашему коментарию.
sfurman
Galina80 | Галина | 28.09.2011 13:16
Спасибо Юрий Маркович. Галя, Одесса.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.09.2011 13:26
Юрий Маркович, Вы меня очень расстроили завершением этого интересного письма о себе и Михаиле Борисовиче. Я желаю Вам прежде, выстоять и преодолеть невзгоды выпавшими на Вас - болезнь, худшее, что может сопровождать человека в жизни. берегите себя и старайтесь меньше нагрузок брать. Я желаю, чтоб Вы дождались всех политических заключённых на свободу. С уважением Рич Ричмонд
sergey1 | Сергей | 28.09.2011 13:28
Низкий поклон Вам, Юрий Маркович.
И ЗДОРОВЬЯ,ЗДОРОВЬЯ,ЗДОРОВЬЯ.
Alkaev | Александр Алкаев | 28.09.2011 13:32
Мне больно, что кроме писанины в комментариях, я НЕ ЗНАЮ, чем я могу помочь. Я готов. Но чем ?
lelya | Yevgenia | 28.09.2011 13:36
Дорогой Юрий Маркович! Берегите себя. Потому что Ваша безграничная преданность Михаилу Борисовичу не может не помочь ему. Прекрасное интервью, вы прекрасный человек. Спасибо Вам большое.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.09.2011 13:39
Юрий Шмидт: "Я полагаю, что злобности и мстительности господина Путина нет пределов, поэтому предсказывать ничего не берусь".

Целиком разделяем это мнение выдающегося адвоката и мужественного Человека. Трудно перередать словами наши чувства при виде жестокосердного, циничного, не умеющего прощать безбожника, осеняющего себя крестами в Храме Господнем. Большего надругательства над заповедями нашего Отца Небесного, призывающего к любви, прощению и милосердию, трудно себе представить. Будем надеяться на Бога и молиться за здоровье и благополучие рабов божьих Михаила, Платона, их родных и близких и всех невинно пострадавших, чьи судьбы искорёжены нынешней бесовской властью.
Семья Демченко из Казани.
mamalinam | lina | 28.09.2011 22:07
Я присоединяюсь к Вашему комментарию, и хотела бы добавить, к надежде на Бога необходимо приложить желание народа избавиться от узурпаторов во власти, творящих беспредел.
lavsel | Сергей | 29.09.2011 15:55
После прочтения этого интервью хочется взвыть от собственного бессилия в этой стране, несчастной России! За что такие наказания её народу?
Скорее всего, за равнодушие или за долготерпение... Сколько же лучших людей эта земля по собственной дурости или лени сама уничтожила или бездарно потеряла!!!
Прочитал интервью со слезами на глазах, словно вновь оказался в зале Хамовнического суда, где провёл много месяцев, наблюдая этот изуверский "сериал", где с одной стороны - порядочность и честь, а с другой - властный беспредел, подлость и ложь...
Где мог воочию наблюдать и Михаила Борисовича с Платоном Леонидовичем, и потрясающую бригаду адвокатов, противостоящих тупым косноязычным и самоуверенным позёрам, украшенным прокурорскими погонами...
Присутствие Юрия Марковича в зале суда всегда заостряло ощущение дикой абсурдности процесса...

Дорогой Владимир Сергеевич, здесь надеждой на Бога и молитвами не поможешь! Эти Ироды, хоть и стоят со свечками по праздникам в Храмах, ничего такого не боятся, их бог - это КГБ и прочие карательные органы, обеспечивающие доступ к бездонной кормушке. Их молитва,- это ложь по каналам ТВ и в прессе. Их прислужки, это сладкоголосые говоруны из Думы, из Едроссии и НарФронтии...Кровь в их жилах, это результат нефтеперегонки в доллары...
Только избавление от этой мерзкой нечисти, вновь оседлавшей Россию, позволит глубоко и свободно вздохнуть!!!
И глубочайшая признательность дорогому Юрию Марковичу за его НАСТОЯЩЕЕ МУЖЕСТВО, с пожеланиями здоровья на благо его подзащитным!!!
Лавринович Сергей Львович.
akb | Хаджи | 28.09.2011 14:44
по моему этот адвокат и чиновник который назвал преданность своему делу фанатизмом,по моему Макаров,нет?
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.09.2011 20:33
Хаджи.
Это известный понтярщик и самопиарщик г.борщевский.
akb | Хаджи | 28.09.2011 14:49
по моему лучше быть фанатично преданным своему делу и своему подзащитному чем продавать своих подзащитных,и советовать им признаться в преступлении которые и не совершал ваш подзащитный ,
tania | Tatiana | 28.09.2011 14:50
Как же ...... смотрится наша власть на фоне таких великих Людей! Юрий Маркович, берегите себя!
Kamdent | elvira | 28.09.2011 15:00
Дорогой Юрий Маркович! У меня нет слов, чтобы выразить Вам свою благодарность и восхищение от имени всей нашей семьи. Ваша жизнь и Ваша деятельность сравнима с чистой родниковой водой на фоне такой грязи в которой мы вынуждены жить в этот самый недостойный, преступный период правления путина! Он запомнится в истории как период умирания России. Только такие люди, как Вы и Ваши коллеги, и Ваши подзащитные, за которых мы все болеем, - только это примиряет нас с жизнью в России и оставляет надежду на будущее. Низкий Вам поклон!
anatoliy_pipa | Анатолий | 28.09.2011 15:21
Огромное спасибо Анне Строгановой за это замечательное интервью! Юрий Маркович, сил вам, здоровья и главное дождаться выхода на свободу ЧЕЛОВЕЧИЩА - Михаила Борисовича Ходорковского!
golubika88 | Наталья | 28.09.2011 15:30
Спасибо, Юрий Маркович, за то что Вы есть, за Ваш Профессионализм, Благородство и Честь.
Che | Юлия Ч. | 28.09.2011 16:22
СПАСИБО.
gorod2222 | Наталия | 28.09.2011 17:07
СПАСИБО ВАМ! ЗДОРОВЬЯ и еще раз ЗДОРОВЬЯ!!!
fsv | Сергей Фищенко | 28.09.2011 17:37
Замечательно интервью замечательного человека. И это потрясающе трогательное "лишнее". Спаси Вас Господь, Юрий Маркович.
fsv | Сергей Фищенко | 29.09.2011 13:23
И еще хочу добавить - как мне видится, Юрию Марковичу удалось показать, что в деле МБ и ПЛ не только и не столько защищаются их гражданские и конституционные права, сколько наше общее право на жизнь в человеческом обществе, а не в обществе скотоподобных и их разномасной обслуги, интересы которых ограничены высотой желудка. Мы все вместе защищаем приоритет простого человеческого достоинства над любыми "практическими" соображениями, ибо в противном случае мы ничем не будем отличаться от животных, лишь по недоразумению обретших разум. Мы отстаиваем ту точку зрения, что в сто крат хуже осудить невиновного, нежели чем отпустить преступника. Просто потому, что и в том, и в другом случаях преступник оставляется без должного воздаяния, но в первом случае еще и сотворяется одно из величайших зол под названием "несправедливость". Это же элементарная логика, увы, абсолютно недоступная пониманию скотоподобных, поскольку последние живут исключительно животными эгоистичными инстинктами (пожрать, поспать, потр...ться, защитить помеченную альфа-самцом территорию, отхватить себе кусок "про запас" и т.п.) и просто не способны задумываються над общим будущим. И, хотя наши усилия направлены на, казалось бы, абсолютно "беспользительную" вещь - ну какая может быть "прямая выгода" от освобождения политзеков? - я считаю, что сейчас у нас всех нет более важной работы. Если мы себя считаем людьми, конечно.
Простите мой пафос, коллеги, но после слов Юрия Марковича как-то "попроще" не думается и не пишется.
И еще раз - спаси Вас Господь за все, что Вы сделали и еще сделаете, Юрий Маркович.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 28.09.2011 17:42
Великолепные ответы!
npower | natasha | 28.09.2011 18:13
Thank you for a nice interview!
elena_r | Елена | 28.09.2011 18:43
Низкий Вам поклон, Юрий Маркович!
AliyaLM | Алия | 28.09.2011 18:59
Крепкого здоровья Вам, Юрий Маркович!
viola8 | Арма | 28.09.2011 19:06
Уважаемый Юрий Маркович ,Вы мужественный человек и высокий профессионал.Здоровья Вам и полной победы.
Grrub | Grrub | 28.09.2011 19:12
Присоединяюсь ко всем поклонам Юрию Марковичу. Замечательный человек.

А главная позиция в его интервью, на мой взгляд, -- это отказ Михаила Борисовича обсуждать УДО. Этим Ходорковский сразу поставил на место людей, которые мнят себя вершителями его судьбы.
alena | Алёна | 28.09.2011 19:27
Здоровья Вам, замечательный ЧЕЛОВЕК! И - дождаться!
19_iva_41 | Igor | 28.09.2011 19:28
"...я не удивлюсь, если Путин будет мстить, пока они оба живут на этой земле".
Все названо абсолютно своими именами. Теперь началась открытая битва за честь и достоинство МБХ и ПЛЛ, без всяких масок злодея!
HZEJNQxK | Татьяна | 28.09.2011 19:39
Уважаемый Юрий Маркович как хорошо,что ГОСПОДЬ БОГ послал Михаилу Борисовичу
такого АДВОКАТА как ВЫ,уверена вы дождетесь освобождения Ходорковского Михаила
Борисовича и всех пострадавших ЮКОСОВцев, я уверена сантехнику сортиров не долго
стоять у руля.Здоровья ВАМ и низкий поклон. Татьяна
svetilsa | Светлана | 28.09.2011 19:50
Юрий Маркович! Живите долго! Такие люди необходимы нашей стране! Мир Вам, здоровья, благополучия родным и близким. И огромное Вам СПАСИБО!
bella_leyfer | Bella Leyfer | 28.09.2011 20:00
глубочайшее уважение Адвокату
alt | Ольга | 28.09.2011 20:15
Выражаю Вам глубокое уважение. Спасибо Вам. Здоровья Вам. Пусть Госбодь Бог Вам помогает во всем.
Lelik21 | Lelik21-Leonid | 28.09.2011 20:31
Как бывший ленинградский инженер склоняю голову перед Вами, уважаемый Юрий Маркович. Будьте здоровы и удачи Вам.
ecolog | Мария | 28.09.2011 21:00
Юрий Маркович Шмидт - необыкновенный человек! Именно поэтому он в состоянии оценить Михаила Борисовича как очень незаурядную личность. Боже мой, какие кристаллы! Пишу это без пафоса, так и есть. Россия всегда была богата такими выдающимися натурами, и почти всегда они были гонимы властью. До слез больно было читать правдивое и умное интервью. Все это горькая правда.
Только очень тонкой души человек мог написать: "Я еще имел наглость с ним вступать в спор".
Я тоже очень надеюсь, что Юрий Маркович и Михаил Борисович победят все-таки. Желаю им обоим крепкого здоровья! Это настоящие мужчины! Жаль, что многим из нас не доводится с такими общаться.
mamalinam | lina | 28.09.2011 22:01
Желаю Юрию Шмидту не только дожить до освобождения Михаила Борисовича (а значит и до изменения политической обстановки в стране), но и торжественно отмечать это событие совместно с семьей Ходорковских многие годы! Будьте здоровы, настоящий Человек!
gas1945 | Гена | 28.09.2011 22:39
Здоровья Вам, Юрий Маркович. Желаю Вам и всем нам "дождаться его выхода на свободу".
prusskaya | Нелли | 28.09.2011 23:13
Спасибо,Юрий Маркович!Крепкого Вам здоровья и успехов в Вашем благородном деле.Всё что Вы сказали-совершенно очевидно для любого здравомыслящего человека.
bob | Борис | 28.09.2011 23:16
Уважаемый Юрий Маркович!Я внимательно следил за тем,что происходило с компанией Юкос. Несомненно,что Вы великолепный профессионал в своём деле.Но,к сожалению,находящееся у власти быдло оказалось сильнее закона и конституции РФ. А народ,как всегда,безмолвствует. В стране нет законов.ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
а это говорит о деградации населения страны. Я думаю, что ещё 12 лет правления путина доведёт страну до полного развала.Уже сегодня видно,что Россия не нуждается в профессионалах. Ценятся только ..опализы. За 96 лет полностью разрушен генофонд страны.О чём говорить,если до сих пор символом страны считается мумифицированный бандит.
michruk | Антонова Яна | 28.09.2011 23:59
«Путин не скрывает того, что он – человек злопамятный. Я это знаю лично, потому что имел «удовольствие» общаться с ним, когда он был вице-мэром Петербурга. Я почувствовал, что в этом человеке есть масса комплексов неполноценности и какая-то неутолимая злость и зависть по отношению к людям, которые его превосходят. А если учесть, что Ходорковский превосходит его во всем: и в красоте, и в уме, и в силе характера и в интеллекте, - то я не удивлюсь, если Путин будет мстить, пока они оба живут на этой земле».

Рискну заступиться за Владимира Владимировича и сказать что держит Ходорковского в тюрьме не из личной ненависти - ликвидировать можно и на воле - а как заложника своих финансовых интересов. Стрый как мир институт заложничества. Если бы его советники предложили ему иной способ гарантировать финансовые интересы, он может быть завтра его бы и отпустил. Ну не завтра – это слишком по-доброму, а через годик.
simonovana | Наталья | 29.09.2011 00:03
Спасибо, Юрий Маркович!!! Слава Богу, что есть ВЫ, ЮРИЙ МАРКОВИЧ, на этом свете. Храни Вас Господь и многая Вам лета. А что церковь наша молчит? Ведь и Христа без вины судили и распяли... Послал нам Бог умных талантливых людей, а их в тюрьмах держат. Много доброго для людей сделал Михаил Борисович за недолгий срок руководства кампанией и это скажут все, кого с ним сводила Судьба.
bui | Игорь | 29.09.2011 00:30
Присоединяюсь, замечательные слова, искренние от чистого сердца. путинские марионетки так никогда не смогут ни по собственному желанию, ни за деньги. Даст бог, увидим скоро, как встретят Ходорковского аплодисментами и проводят путина плевками.
104rus | роман | 29.09.2011 00:41
Уважаемый ЮРИЙ МАРКОВИЧ,спасибо вам за то,что вы есть у МИХАИЛА БОРИСОВИЧА!
denreme | Денис Шестаков | 29.09.2011 01:38
Bravo.
sandiegan | Александр | 29.09.2011 03:02
Низкий Вам поклон, уважаемый Юрий Маркович! Здоровья и победы!
akb | Хаджи | 29.09.2011 08:35
согласен Владимир Сергеевич,это общеизвестно,и ещё он был всегда ближе к власти,справедлива власть или нет для него значения не имеет,скорее законно действует власть или не законнно,для него особой разницы нет,справедливость это понятие к власти не подходит совсем,у власти кто у нас,в основном лицемеры все.
tti | Т.И.Трудова | 29.09.2011 09:12
Юрий Маркович! Вы делаете большое. нужное всем нам дело. Защищая М.Б., Вы защищаете всех нас. И Вы должны знать,что за Вашей спиной незримой стеной стоим мы. Мы за Вас, мы с Вами всегда. Сил Вам! Здоровья! Наша поддержка будет до самого конца. Нам жизненно необходима победа! Здоровья - Вам! Свободу - узникам совести! Передавайте приветы и самые добрые пожелания М.Б.
kantor2606 | Эдуард | 29.09.2011 10:21
Бесподобное интервью великого адвоката. Юрий Маркович, здоровья и долгих лет вам. Ну а а поп юристам, "журналистам" и попрыгунчикам по сцене позор и забвение.
m-e-gera | Мария Герасимова | 29.09.2011 10:32
Спасибо Вам ! И для меня честь писать на этом сайте :)
Tonic | Антон | 29.09.2011 10:57
Было приятно почитать интервью с таким уважаемым человеком, как Юрий Маркович Шмидт. Жаль, что не у всех несправедливо осуждённых есть возможность работать с адвокатом такого уровня.
akk67 | Asya | 29.09.2011 11:39
Держитесь, Юрий Маркович. Дай бог Вам выздороветь. И вы сами выдающийся человек и нужны нам всем.
SAR1951 | Татьяна Суханова | 29.09.2011 11:57
"И позор стране, в которой такие люди, вместо того, чтобы сидеть в правительстве, сидят в тюрьме"...а такие люди, как путин, сидят в правительстве, вместо того, чтобы сидеть в тюрьме.
Спасибо Вам огромное, Юрий Маркович!
Olgica | Ольгица | 29.09.2011 12:55
Как замечательно, что такой уважаемый человек и прекрасный адвокат Юрий Маркович Шмидт практически теми же словами озвучивает то, что я говорю в кругу своих друзей и знакомых.
На самом деле у меня много знакомых, которые разделяют точку зрения Юрия Марковича.
Одно жаль, что мой круг общения не репрезентативен для России.
Очень ещё много спящих и благодушных, не способных сложить два и два.
nkaterli | Нина Катерли | 29.09.2011 18:50
Что великий-то великий. Только сам он не отдает себе в этом отчета. Бывают тщеславные люди, вроде того же Борщевского. А Юрий Шмидт этого тщеславия, даже честолюбия начисто лишен.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 29.09.2011 21:29
Боже! Как изящно и как ДОСТОЙНО! вои-истину - "Притяжение пропорционально СУДЬБАМ!"ПРосто - БЕЗМЕРНО ГОРД И СПАСИБО ОГРОМНОЕ!
yushmidt | Юрий Шмидт | 29.09.2011 23:54
Н. Катерли
Уважаемая Нина Семеновна, Большое Вам спасибо за добрые слова, но Вы знаете, что я не люблю преувеличений, на которые Вы столь щедры. В то же время не могу согласиться с Вами в том, что у меня отсутствует честолюбие. По-моему, никакого человека это не красит. Возможно, Вы имели в виду что-то другое...
Одновременно хочу поблагодарить всех авторов комментариев за высокую оценку моего скромного труда и глубоко тронувшие меня пожелания.
Юрий Шмидт.
Tatiana | Татьяна Романова | 30.09.2011 10:48
Замечательное интервью! Спасибо!
Tatiana | Татьяна Романова | 30.09.2011 10:51
Дай Бог Вам здоровья, Юрий Маркович!
simonovana | Наталья | 30.09.2011 12:40
Юрий Маркович, еще раз спасибо (спаси Вас Бог), за столь замечательное интервью. Желаю здоровья Вам, долгих лет жизни. Простите меня, но хочу написать Вам рецепт, который в свое время, продлил жизнь моему дедушке и рада буду, если и Вам поможет. У него был рак. Огромная опухоль на границе желудка и пищевода. Метастазы по всему организму. Врачи сказали, что жить ему осталось полторы недели, максимум - месяц. Мы готовили ему следующее: на 3-и литра кипяченой воды 3-и лимона (с кожей), 3-и головки чеснока. Лимоны и чеснок пропустить через мясорубку. Добавить 3-и столовые ложки сахарного песку. Пить по 0,5 стакана 3-и раза в день за 20-ть минут до еды.
Мой дедушка прожил еще 2-а года. Цвет лица стал обычным, естественным. Полностью восстановились силы и он пошел устраиваться на работу. А потом сложились такая жизненная ситуация, которой он не смог вынести. Действительно, Бог забирает человека в самый удобный для него момент жизни...
Господи, как хочется, чтоб Вы были всегда...
И еще хочу обратить внимание на биографию Виктора Ивановича Илюхина. Там написано его высказывание о Путине: " 10 февраля 2011 года выступил главным обвинителем на военном трибунале возглавляемого им Общероссийского офицерского собрания, который вынес решение, согласно которому «Владимир Путин в годы своего президентства допустил ряд действий, подпадающих под признаки измены родине»[7][8], там же он отмечал: «Многие из тех, кто хорошо знает В. Путина, были с ним в сложных ситуациях отмечают в нем жесткость, переходящую в жестокость, определенную мстительность и его злую память, способность «карабкаться наверх», не стесняясь в выборе средств для достижения цели».
2 марта 2011 года решение трибунала было направлено Илюхиным начальнику следственного управления ФСБ В. М. Терехову[10] и президенту Д. А. Медведеву[11].

Автор нескольких книг, в том числе «Дело М. Горбачёва» (1993), «Вожди и оборотни» (1993), «Спасти Россию» (1995), «Обвиняется Ельцин» (1999), Путин. Правда, которую лучше не знать (2011)."

И еще. Книги о М.Б.Ходорковском можно купить в мигазине Библио-Глобус на Мясницкой ул.
Anita | Valentina | 01.10.2011 07:31
Юрий Маркович, НАстоящий, Потрясающий Человечище! Берегите, себя! Да хранит Вас Господь!
Сглубоким уважением, Валентина, Калгари
akk67 | Asya | 02.10.2011 14:32
Вы - наш Плевако, Юрий Маркович и выдающийся человек. Держитесь!
viktork | viktork | 02.10.2011 23:57
Какая печаль! Уходит цвет поколения, цвет нации. Какие люди! Юрий Шмидт, борец не в одном поколении, уже стоит рядом с Ходорковским, они оба - люди высшей пробы, и не сказать, кто краше. О высокие, примите и мой поклон, и мою благодарность, и печаль.
lana | alexandra | 14.10.2011 21:31
Монстр,который захватил власть,прекрасно понимает,что потеряв ее,сразу же попадет под суд и понимает,что его защищать некому,кроме Барщевского.
Рассчитывать на защиту такого ВЕЛИКОГО АДВОКАТА И ТАКОГО ПОТРЯСАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ,как Юрий Маркович он не может ,вот и творит то,что творит.

Глубоко уважаемый Юрий Маркович! Главное будьте здоровы! Мы обязательно дождемся освобождения Михаила Борисовича.Спасибо Вам за ваш титанический труд!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 14.10.2011 21:38
Юрий Маркович, Бог дай Вам здравия и духа. мы обязательно одолеем этого ненавистного врага России. Победа будет за нами. Рич Ричмонд
Natkarh | Natasha | 16.10.2011 08:42
Обьясните, пожалуйста, почему тут только восхищённые комментарии? Жёсткая модерация? Или теория вероятности в отношении Шмидта не работает? Или я попала на междусобойчик?
Не понимаю, чем Ходорковский лучше остальный осуждённых? Простите, если сказала что-то не так...
Tatiana | Татьяна Романова | 16.10.2011 23:51
Вы, наверное, ничего не читали об этом деле ("Комсомольская правда" не считается), доверяете федеральным каналам, где путин до вердикта суда выносит приговор Ходорковскому на всю страну: "руки по локоть в крови", поэтому и не понимаете. Попробуйте хотя бы задуматься, как возможна такая ситуация, когда т.н. "нацлидер" (юрист, на минуточку) позволяет себе такую непозволительную выходку. И при этом - никакого дела о причастности Ходорковского к убийствам даже не открыто.
Natkarh | Natasha | 09.11.2011 07:39
Знаете, Татьяна, когда я сомневаюсь, я задаю вопросы, а не прошу меня нравоучать. Комсомолку не видела уже несколько лет. "Про по локоть в крови" - не видела цитату. Моё переживание по поводу лицемерия не растаяло после ваших "пояснений", уж простите. Вы мне ответили в духе всех 110% постов - ничего принципиального. Это именно то, чо меня смутило на этой странице. У меня нет пока мнения по поводу вины или нет Ходорковского, я, по-этому, и пришла сюда. Но Вы убедили меня в том, что здесь - нет искренности.
Tatiana | Татьяна Романова | 09.11.2011 16:48
Здесь есть модераторы, которые не позволяют превратить это место в помойку. А в остальном - у вас есть возможность почитать все материалы и составить свое личное мнение. Про искренность, если честно, я не поняла... Мне Вашингтон что ли платит за написание восторженных комментариев?
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru