| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
28.03.2011 г.
Просить нельзя помиловатьЕлена Лукьянова, "Власть", 28.03.2011 21 марта группа правозащитников и писателей направила президенту России обращение, в котором, в частности, призвала помиловать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Свою точку зрения по вопросу помилования изложила "Власти" адвокат Ходорковского Елена Лукьянова. "В Кремле считают: для того чтобы президент мог кого-нибудь помиловать, осужденный должен признать вину и подать прошение. Потому что еще в 2001 году президент Владимир Путин указом утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. В нем написано, что помилование осуществляется путем издания президентского указа на основании соответствующего ходатайства осужденного" — это цитата из газеты "Ведомости". Начитавшись за последние месяцы подобных публикаций, мне захотелось включить в учебник по конституционному праву России задание: сравните пункт "в" статьи 89 Конституции Российской Федерации ("Президент Российской Федерации... осуществляет помилование") и часть 3 статьи 50 ("Каждый осужденный за преступление имеет право... просить о помиловании или смягчении наказания"). Найдите сходства и различия. Или, как говорится, почувствуйте разницу. Итак, и то и другое относится к помилованию. И то и другое является правом, имеющим юридическую силу Основного закона. И то и другое может привести к освобождению осужденного от наказания или смягчению ему меры наказания. Это сходство. И этим сходства исчерпываются. Все остальное разное. Право миловать и право просить о помиловании — это два разных права. У них разная история, разные субъекты, разная сущность, разные условия и процедуры. Теперь по порядку. Разная история Право главы государства дарить милость — полностью или частично освобождать осужденного от наказания или смягчать его — намного старше права просить о помиловании. Одни считают, что право амнистии и помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII век до н. э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Есть сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте еще на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX веке до н. э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием "Рассказ Синухе". И только с середины XX века понятие помилования стало рассматриваться шире. Законодательство постепенно стало отходить от чрезмерной суровости наказания и начало проникаться гуманным отношением к осужденному. В связи с этим в большинстве конституций современных государств было закреплено право осужденного просить о помиловании. Разные субъекты Право даровать милость признается исключительной прерогативой верховной власти. Оно принадлежит президентам во Франции, Греции, Италии, Польше, Латвии, Индии, Казахстане и т. д. Монархам — в Великобритании, Испании, Дании. В Советском Союзе правом миловать обладал коллегиальный глава государства — Президиум Верховного совета СССР. Помилование является исключительным полномочием не просто государства — верховной государственной власти. Поэтому полномочия по осуществлению помилования, как правило, не могут быть делегированы другим органам или должностным лицам. Хотя бывали — и сейчас бывают — исключения. Например, по дореволюционному российскому законодательству правом помилования кроме государя императора в военное время был наделен главнокомандующий. В Германии по делам, рассматривавшимся в Верховном суде, помиловать мог император; в свободных городах, таких как Гамбург и Бремен, акт помилования выдавался сенатами, а помиловать совершивших незначительные преступления могли главы отдельных земель. Что касается права просить о помиловании, то его субъектом является любой осужденный (независимо от гражданства). Хотя на практике круг субъектов права-ходатайства, безусловно, шире. Мысль о реализации помилования зачастую формировалась у суверенов под влиянием самых разных ходатаев. Но такие ходатаи не обладали специальным универсальным правом и либо просто просили о милости, либо получали от суверена однократное право прошения о помиловании в качестве поощрения. "В Конституции действительно прописано право осужденного на помилование,— убежден доктор юридических наук Юрий Голик.— Но там нет и не может быть никаких правил по поводу того, кто должен с этим обращаться. И это значит, что это может быть кто угодно — сам осужденный, его адвокат, родственники. Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании вне зависимости от того, признана или нет вина самим лицом, в отношении которого эта процедура инициируется. В юридической практике немало случаев, когда за осужденного просили и ближайшие родственники, и его соседи, и вовсе сторонние люди и организации, сельский сход например. Все остальное — различные указы, положения и прочее — от лукавого". Есть в истории и обратные примеры — ходатайство против помилования. Наиболее известный из них — взаимоотношения прокуратора Иудеи Понтия Пилата и синедриона (совета старейшин в древней Иудее) перед казнью Христа. Разные условия и процедуры Право миловать является исключительным правом-полномочием. При его осуществлении глава государства не связан какими-либо законодательными рамками и имеет право принять или не принять во внимание любые обстоятельства: характер преступления, личность осужденного, ход процесса, мнение общественности и т. д. Именно так было сформулировано это право в законодательстве царской России. Статья 165 Уложения о наказаниях 1845-1885 годов гласила: "Помилование и прощение виновных лиц ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия". Точно таким же образом охарактеризовал его Конституционный суд Российской Федерации: "Осуществление помилования является закрепленной непосредственно в Конституции Российской Федерации исключительной прерогативой президента Российской Федерации как главы государства. Акт о помиловании действует самостоятельно, не требует для своего исполнения принятия какого-либо судебного решения, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам". Более того, президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса и просьбы осужденного, которая выступает всего лишь факультативным основанием помилования. Не связан президент и процедурой осуществления помилования, которая устанавливается его же указом. Статья 89 Конституции не связывает осуществление права помилования с определенными условиями или предпосылками и не обязывает законодателя их урегулировать, равно как и не открывает возможности для какого-либо ограничения. Это исключительное право может быть ограничено только конституционно. Например, конституция Дании наделяет короля правом помилования и амнистии, однако помилование осужденных Высоким судом королевства возможно только с согласия фолькетинга. Акт помилования может издаваться без ходатайства, без согласия, без одобрения и даже вопреки воле осужденного. Помилование вообще не может ставиться в зависимость от воли милуемого, поскольку является актом милосердия. Так, 8 марта 2003 года президентом России были помилованы 97 женщин, кандидатура ни одной из которых не рассматривалась в региональных комиссиях по помилованию. Этот указ начинается словами: "Руководствуясь принципами гуманности, постановляю помиловать..." Не ограничивает право миловать и положение части 2 статьи 85 УК, из которого следует, что помилование применяется только к осужденному. Поскольку в уже упоминавшемся определении Конституционного суда четко сказано: "Акт о помиловании... реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам". Поэтому право миловать может быть использовано на любой стадии уголовного процесса: 1) до судебного приговора, 2) после приговора, но до приведения его в исполнение, 3) во время отбытия наказания. Другое дело — право-ходатайство. Оно реализуется осужденным в особом, специально установленном порядке. Для рассмотрения ходатайств о помиловании в России, как и в некоторых других государствах, существуют особые учреждения (во Франции и Швейцарии, например,— специальные комиссии при президенте). В России правила реализации права просить о снисхождении установлены Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, которое утверждено указом президента N 1500. Согласно этому документу, прошение о помиловании должен подавать сам осужденный в письменной форме. Далее оно попадает в региональную комиссию, которая в установленные сроки обязана подготовить рекомендации о целесообразности помилования в каждом конкретном случае. Такая процедура крайне забюрократизирована и потенциально коррупциогенна. Заблокировать прошение может любая инстанция из длинной цепочки причастных ведомств, которые передают друг другу ходатайство. То есть вопреки части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации эта процедура является явным препятствием нормальной реализации конституционного права. Именно поэтому судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова убеждена, что указ Путина N 1500 неконституционен. Примечательно, что в интерпретации кремлевских комментаторов положения этого указа дополняются еще одним пунктом, которого в реальности нет. Зачастую утверждается, что для запуска процедуры помилования необходимо, чтобы осужденный признал свою вину. Видимо, подразумевается, что в случае нежелания этого делать упомянутая региональная комиссия просто не найдет достаточных оснований для признания ходатайства целесообразным. Результат налицо: за последние десять лет число помилований в России резко сократилось. Если в 2000 году было помиловано 13 тыс. человек, то в 2002-м — всего 183 человека, в 2003-м — 283, в 2004-м — 72, в 2005-м — 42, в 2006-м — 9 человек, а в 2007 году — ни одного. В 2009 году сообщалось о 48 помилованных. Всего за два срока своего президентства Владимир Путин помиловал 590 человек. Дмитрий Медведев с мая 2008 по март 2011 года помиловал 162 осужденных. А теперь я попробую поработать переводчиком самой себя, сделав простой вывод из сложных юридических изысканий. Есть два разных права помилования, предусмотренных двумя разными статьями из разных глав Конституции. Для одного из них — права-полномочия (пункт "в" статьи 89) не требуется никакой иной процедуры и никаких иных ограничений, кроме непосредственной воли президента. Президент может помиловать сам того, кого считает нужным, независимо ни от чего. Правила, установленные Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, относятся к другому конституционному праву — праву осужденного просить о милости (часть 3 статьи 50). Хотя само содержание этих правил сомнительно конституционно, поскольку оно неоправданно усложняет реализацию этого права. Вот, собственно, и все. Но чиновники в Кремле считают иначе: президент может миловать только тогда, когда осужденный признал вину и подал прошение... Только их мнение не имеет никакого отношения ни к праву, ни к Конституции, ни к правам человека. Как, впрочем, и их мнение по многим другим вопросам. И если президент России вопреки всей мировой практике и современному праву считает возможным помиловать только того, кто его об этом попросил, да еще и непременно "раскаялся", то он может ссылаться лишь на собственное понимание своего полномочия, но никак не на требования Конституции и закона.
Комментарии
Agnessa | Ирина, Одесса | 28.03.2011 12:10
То есть, Основной закон открывает президенту "зеленую улицу", без оглядки на указы и прочие волеизъявления чиновников? То есть, никаких препятствий на пути президента к тому, чтобы "Руководствуясь принципами гуманности, постановляю помиловать..." - нет?
Valter | Валерий | 28.03.2011 12:35
Указ Путина от 2001 года - прямое продолжение чекистских традиций. Им всегда было мало уничтожить человека физически, им надо было еще и растоптать его морально.. Ты покайся, сознайся в надежде на помилование, а потом мы поулюлюкаем и повеселимся...Это нравы подворотни...
Dravert2011 | Vas.Iv.Dravert | 28.03.2011 16:47
Да, нравы из подворотни похожи. В задворках государственной власти игнорирование законов - высшее проявление власти (по понятиям). По их нравам если все по правилам (Конституция, Законы), то незачем рваться к власти. У подворотни же другой масштаб злодейства и по ее понятиям всему есть предел.
gubin | Дмитрий Губин | 30.01.2012 13:36
Ни чего чекистского в этом указе нет. Там всего лишь описана процедура действий при написании осужденным ходатайства о помиловании. И такой указ обязан быть, ведь в случае его отсутствия администрация колонии просто выкинет ходатайство осужденного не имея инструкций как с ним поступить.Вопрос в том почему господа путин и медведев считают, что помилование осуществляется ТОЛЬКО на основании этого указа? Ведь в нем только инструкция как быть с ходатайствами и нет ни слова о том, что это единственный вариант для получения помилования. Если бы такая оговорка была уже давно бы подали в конституционный суд о признании данного указа противоречащим конституции. Жаль, что слова руководителей страны нельзя оспорить в конституционном суде.
immoruss | Евгений | 28.03.2011 12:41
Ну и умница. Для обывателя это правильно понимать Конституцию РФ.Спасибо. Неужели у Президента безграмотный юридический отдел? Это разъяснение необходимо послать в Администрацию Президента. Пусть конкретный чиновник Даст ответ (фамилия чиновника , а не ссылка Администрация Президента)
prv | раиса | 28.03.2011 12:41
Хотелось бы знать,что об этом думает сам Ходорковский? Возмущает всё это до глубины души.Вместо того,чтобы признать свою вину,власть ищет лазейку,чтобы невиновных оставить виноватыми.Это власть должна нести ответственность,что у людей отняты годы полноценной жизни,здоровье,навешаны ярлыки воров и т.д За то,что творится в стране,правительству давно пора в отставку.
Valter | Валерий | 28.03.2011 12:44
Ради удобства Путина в сибирском заповеднике варварски отловили снежного барса...Ища воли и бросаясь на железную сетку, ирбис разбил себе морду... В неволе он пробыл неделю - с 13 по 19 марта, а 18 - к приезду Путина - его еще и обездвижили. Если бы целью поимки было то, что заявлено официально, то это заняло бы от силы полчаса, и снежного барса, снабженного ошейником, немедленно бы отпустили. http://www.newsru.ru/russia/28mar2011/irbis.html Что-то мне это напоминает.. Аналогия... Очень хочется в последнее время хряпнуть известного "дзюдоиста" мордой о татами.
gorod2222 | Наталия | 28.03.2011 13:08
ДА.... "дзюдоист" -"любитель" животных. Лучше бы сидел и никуда не ездил. Пользы было бы куда больше.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 28.03.2011 19:12
Глядя на образ жизни Путина понимаешь,что живёт он в своё удовольствие. Ведёт образ жизни любознательного туриста.А страна оплачивает эту любознательность.
Tatiana | Татьяна Романова | 28.03.2011 20:15
Показушники... Начались предвыборные заигрывания с "простым народом": утю-тюшки со звериками, про пенсию что-нибудь сурово скажет или даже на несколько копеек поднимет, какой-нибудь семье домик "построит", потом голый торс продемонстрирует...
lana | alexandra | 29.03.2011 03:12
"Очень хочется в последнее время хряпнуть известного "дзюдоиста" мордой о татами." Ох,если бы это было возможно,представляете себе,сколько вопросов решились бы сразу.!!!Спасибо большое за разъяснение о процедуре помилования. Но неужели кто-нибудь в это верит. Эти с...чи скорей Цапков помилуют, потому что родственные души. По поводу издевателства над ирбисом в другой стране уже были бы демонстрации.
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 04:14
Прав Валерий. А думается ещё, чем обычно хвастаются дети.(пиарятся взрослые)тем, чего не имеют или первый раз в руки взяли. Порулить "автопилотом" на пожаре...да и всей показухой начиная от ЗАВЕДОМО ЛЖИВЫХ РЕЧЕЙ, и обещаний, которые не выполнены! Бедные животные!Дикие люди!
gorod2222 | Наталия | 28.03.2011 12:58
Да знает наш президент, что он может это сделать. Только он этого никогда не сделает, из-за путина и всей его своры. Вот если бы признали вину, тогда другое дело. Поэтому остается надеяться, что обязательно вмешается ЧУДО во все это дерьмо.
Miraz | Мира | 28.03.2011 16:11
Абсолютно верно. Наш президент, как "свадебный генерал", только присутствует и говорит, не более того.
Vera1603 | Вера Григорьевна | 28.03.2011 13:16
Да, закон позволяет. Но на такое наш так называемый президентик ни за что не решится! Ему по силам зимнее время отменить, часовые пояса сократить. Ну, поиграться в айфончик. Не более. Из-за этого и поставлен. Временно.
grannyt | Тамара | 28.03.2011 15:45
Да еще лампочки на всю страну заменить. Не до пустяков (типа Конституции).
bui | Игорь | 28.03.2011 13:18
Похоже, что наш главный юрист и гарант, Конституцию не читал.
nkaterli | Нина Катерли | 28.03.2011 13:20
Большое спасибо за разъяснение. Потому что просить о помиловании и каяться осужденные, которых нужно не миловать, а оправдать, разумеется не будут.Кроме того, даже если кто-то и попросит его об этом, Медведев, будет слушать не общественность, а Путина, который публично заявил еще до второго суда, что М.Б. Ходорковский виновен, и МЕдведев (юрист!) никак на это не реагировал. И не воспользовался своим правом помиловать во время процесса, хотя и тогда понимал, КТО процесс инициировал и давил на прокуроров и судей.Вот так у нас власть относится и к Конституции, и к Закону. К нашему общему несчастью. Так что у меня надежд на помилование людей, которые ни в чем не виновны, увы, очень мало. А Вам еще раз- Большое спасибо.
vas | nina | 28.03.2011 13:20
Меня захлестывало возмущение, когда Барщевские убеждали нас, что обязательным условием помилования должно быть прошение о помиловании. Я, хоть и не юрист, но представляла себе, что Указ Путина от 2001 года описывает процедуру, которая должна быть соблюдена, ЕСЛИ осужденный САМ обратиться с просьбой о помиловании. А Президент, согласно Конституции, может помиловать любого, кого захочет и никаких обращений и каких-либо процедур для этого не требуется. Спасибо г-же Лукьяновой, что она публично высказала свое авторитетное мнение. Г-н Президент, раньше к различным датам, объявлялись амнистии. Не хотите ли Вы руководствуясь принципами гуманности помиловать к 3-х летию избрания Вас президентом всех осужденных по так называемому делу Юкоса.
fsv | Сергей Фищенко | 28.03.2011 14:34
nina, строго говоря, объявление амнистии является прерогативой парламента, а не президента. На какую степень милосердия способен наш парламентик, Вы можете усмотреть из текста прошлогодней "широчайшей" амнистии (к знаковой "круглой" дате!) http://marchenko.su/publ/12-1-0-22 Особенно обратите на п.7. я так и не понял, из каких таки высоких соображений депутатики на всех живущих ветеранов бросили тень маньяков-педофилов? Но им, разумеется, виднее. Президент, ка можно усмотреть из факта подписания им этой мерзости, с ними вполне согласен. Надо думать, они себе такое вполне могут представить. Я, например, не могу.С уважением, Сергей.
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 04:21
Барщевские на Эхо пытались нас убедить, в неконституционной Конституции РФ. Егорова даже вспомнила, как одного мальчика спасла от тюрьмы... За 28 лет маловато. А пиарили друг друга..., что лучше и справедливее нет "напёрсточников", а хорошие адвокаты не идут в МГС работать. -Зачем им нужен позор этого мосгорштампа?
akb | Хаджи | 28.03.2011 14:07
Получается что Путин как и всегда врал,отвечая на вопрос об помиловании Ходорковского и Лебедева,что они должны признать вину,из всего прочитанного в этой статье я понял как бы что президент может помиловать их,ну и лицемер же он
Alexander_Apatin | Александр Апатин | 28.03.2011 14:46
Уважаемый Хаджи, чтобы помиловать нужно быть президентом. А где он, этот президент? Кстати - в случае ЮКОСа помилование - лишь инструмент, позволяющий исправить несправедливость, не более того. Но даже этим инструментом воспользоваться боятся, зная что ждёт их самих, когда засуженные сотрудники ЮКОСа начнут выходить на свободу. Вот и держат их за решеткой, сколько могут. Милосердие стучится не в те сердца. Может там и стучаться некуда?
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 28.03.2011 15:03
Всё очень просто. Мало того, что чиновниками государственной власти совершено тягчайшее преступление, совершены хищнические действия, в результате мести и преступных действий погибли политические заключённые, теперь "они" заставляют унижаться, признавать вину, которой нет, тем самым совершать грех по православному обычаю, терять своё лицо, но просить и быть покорным. Иисус был распят в том числе и потому, что не считал себя виновным, они принял все грехи за за всех нас. Неужели это и есть Понтий Пилат в мантии и без неё, так быстро вознёсшийся на мнимой славе и мародёрски награбленном чужом имуществе? Куда мы пришли граждане России? Завтра "они" будут требовать расправы в тюрьме над политическими заключёнными, чтоб вообще эта тему закрыть. Сколько нужно уничтожить живых душ, чтоб стать Президентом? Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я вас знаю довольно давно, со стороны и по вашей работе. Может не нужно допускать такой низости по отношению к родителям и дедам по отношению к детям? Или это и есть моё и наше будущее, будущее наших детей? Я нищий, но моя душа чиста перед богом и самим собой, мне не стыдно моим друзьям и знакомым смотреть в лицо, с ними разговаривать. Никакие материальные блага меня не заставят и не подкупят измениться в сторону Иуды. Завтра все стены и заборы будут исписаны "Не библейскими истинами о сегодняшней России детьми, в них вы увидите в действительности, о чём пишут и говорят дети" Мне стыдно смотреть на все эти глумления над личностью не одного человека, а над будущим моей страны, моей России. Я требую Вашего личного ответа. Ричмонд Рич Джонотан.
akb | Хаджи | 28.03.2011 15:08
да уважаемый Александр его и не видно прикрывается что суд всё прояснить что приговор должен вступить в силу,когда он так говорит я вспоминаю стихотворения Быкова который читал Ефремов,тут на сайте был он стихотворение о том что в России с яйцами Ходорковский и Лебедев,ну дальше можешь понять Александр что у остальных их нет в том числе и у президента
ir_nik | Irina | 28.03.2011 15:25
Какой же "ПуМе" юрист,если не знает Основной Закон страны!!!По-моему, ИМ главное поставить МБХ на колени...Вот ИХ главная задача! Не получается пока...На мой взгляд и не получится! Наилучшие пожелания МБХ и ПЛЛ :)
2107 | галина | 28.03.2011 15:36
И о себе, любимом, наш с трудом дослужившийся до подполковника, точнее до майора (подполковником его отправили в отставку- такой реверанс в армии есть), проще говоря, наш штурмбаннфюрер сразу же позаботился: законодательно закрепил свою неприкосновенность от любых злодеяний: знал свою сущность, что способен на любые злодейства, подстелил себе соломки. Но забыл он, что в нашем государстве закон - что дышло: куда повернешь - туда и вышло. Отольются кошке Мишкины слезы.
akb | Хаджи | 28.03.2011 16:16
что щас прочитал на сайте одном,конечно понятно почему вновь избрали этого начальника лохотрона под названием (Выборы),главного лохотронщика Чурова,ведь на мартовских выборах они Путин и Единая Россия получили при таком админ.ресурсе меньше 45%,задача то была не меньше 60%
Artemiy | Артем | 28.03.2011 16:23
Перевоплощение Пиноккио в человека требует внутреннего убеждения, воли и решительности. К сожалению, за 2 года мы этого так и не дождались. Если кукловод признает за собой всю вину перед страной за ту навозную яму, в которой оказался наш народ, тогда можно будет говорить о совести. Пока говорящие куклы, управляемые кукловодами, будут править страной, нам надеяться на защиту ОТ государства не стоит. Почему мы должны защищаться от власти, от законов, которые должны служить правде и совести, свободе живущего в стране народа? Все трактуется с целью манипулирования законами и свободой нации.
Irina | Serafim1410 | 28.03.2011 17:24
Огромное спасибо адвокату Михаила Борисовича Елене Лукьяновой за профессионально-грамотное и обстоятельное объяснение по волнующих очень многих людей (и меня в том числе) теме. Всё- таки знание- это СИЛА. Особо ценная информация о том, что "То есть вопреки части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации эта процедура является явным препятствием нормальной реализации конституционного права. Именно поэтому судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова убеждена, что указ Путина N 1500 НЕКОНСТИТУЦИОНЕН." - В очередной раз и Президент РФ и премьер-министр пытаются всех ввести в заблуждение трактуя законы в свою пользу. Очень жаль.Ещё раз хочу выразить адвокату свою признательность. Удачи Вам, Елена Анатольевна!!!!
yulika | Юлия | 28.03.2011 17:56
Но чиновники в Кремле считают иначе: президент может миловать только тогда, когда осужденный признал вину и подал прошение... Только их мнение не имеет никакого отношения ни к праву, ни к Конституции, ни к правам человека. Как не имеет никакого отношения ни к праву, ни к закону, ни к правам человека весь этот "процесс". Как не имеют никакого отношения ни к совести, ни к чести, ни к человечности, ни к правде его участники (за исключением обвиняемой стороны, конечно).
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 28.03.2011 18:36
В нашем репрессивно-трусливом правосудии нет места состраданию и душевной доброты. Ведь была общественная комиссия по помилованию при президенте, возглавляемая покойным Анатолием Приставкиным. Так роспуск её был из первых актов попрания правосудия и свобод преемником Ельцина Путиным.
YuRN | ЮРН | 28.03.2011 18:50
Бредовость (логическая и правовая несостоятельность) "редакции" Путиными/Барщевскими ОЧЕНЬ ПОДРОБНО обсуждалась/доказывалась недавно (первая половина февраля с.г.) и журналистом-аналитиком Борисом Вишневским в его дискуссии с г.Барщевским, которую комментрировали в том числе и многочисленные посетители сайта "Эхо Москвы" и блога журналиста. Но и без детальных выкладок/обсуждений абсурдность позиции П/Б, согласно которой, в частности, конституционное право Президента на помилование фактически ограничено Осужденным (!!!, ведь, по П/Б, оно не может быть реализовано без письменного обращения Осужденного к Президенту), абсолютно очевидна, полагаю, любому грамотному и способному к элементарному логическому анализу человеку. Однако похоже, что для серьезно мотивированных на не правовой бред персон типа П/Б все-таки требуется разъяснение Конституционного Суда. М.б. имеет смысл запросить его (КС) официального разъяснения? Пусть г.Зорькин выскажется?
Maruha-100 | Марина | 28.03.2011 19:06
Мне вот ещё одно место понравилось-"Акт помилования может издаваться без ходатайства, без согласия, без одобрения и даже вопреки воле осужденного".Вопреки воли осужденного Михаила Ходорковского и осужденного Платона Лебедева,взял и осбовободил бы их...не хотят они быть помилованными,а он бы им назло,насолить лишний раз,проявил акт милосердия...логично было бы!
grannyt | Тамара | 28.03.2011 23:27
Как это по-женски сказано! Присоединяюсь!!! :)
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.03.2011 19:12
"Разбор полётов" нынешнего российского института помилования, квалифицированно осуществлённый адвокатом Еленой Лукьяновой, подтверждает, увы, позорную очевидность того, что главным Законом страны у нас по-прежнему является прихоть чиновника. Именно неряшливость законодательной базы позволяет чиновникам трактовать практически любой закон по своему усмотрению. Это и есть феодализм.
ecolog | Мария | 28.03.2011 20:37
Хоть многие и понимают, что президент может помиловать и без прошения о помиловании, но я думаю, что очень хорошо, что такая статься появилась.Как же это человек (люди), который (е) невиновны должны просить о помиловании? Насколько я сумела понять характер Михаила Борисовича Ходорковского, то не подаст он такого прошения. Именно стойкостью, твердостью и чистотой своих убеждений он приобрел столько сторонников. Он показал, что интеллигент в России тоже может быть сильным, бороться и выигрывать. Президент просто обязан принять волевое решение и подчиниться здравому смыслу и предоставленному ему такому великому праву как помилование. Главное, чтобы он это понял не слишеом для него поздно.
fsv | Сергей Фищенко | 28.03.2011 20:42
Полностью согласен с позицией уважаемой адвокатессы. В развитие темы позволю себе напомнить уважаемому собранию, что наш twitter-президент, конечно, не мог не отметиться на этой благородной ниве милосердия и издал 19 мая 2009 г. указ N 567, "модернизирующий" указ его предшественника № 1500. В основном, "модернизация" коснулась тех, кто впервые осужден по статьям небольшой и средней тяжести - т.е. тех, кого, по-хорошему, вообще сажать не стоит. Так что из 162 помилованных преемником большиство - именно такие (хотя есть, конечно и Игорь Сутягин, но это - отдельный и очень интересный разговор) "первоходы" по легким и средним "делам" (которых если процентов 5-10 от общей массы "первоходов" будет, и то - хорошо). Так что, коллеги, я бы не слишком уповал на милосердие нынешнего президента-"гуманизатора". С уважением, Сергей.
michruk | Антонова Яна | 28.03.2011 20:51
Статья – восторг!«Помилование вообще не может ставиться в зависимость от воли милуемого, поскольку является актом милосердия». Чтобы проявить милосердие нужно обладать высокими духовными качествами. Это ещё вопрос – есть ли эти качества у Дмитрия Анатольевича Медведева? Повторяя при всяком удобном случае, что помиловать Ходорковского можно только при условии признания им вины, президент тем самым как бы снимает с себя ответственность за происходящее с Ходорковским. Но ответственность эта – выбор миловать или нет – должна быть на него возложена. Ходорковский должен написать прошение о помиловании без признания вины при вступлении нового приговора в силу. Должен своим десятилетним сыновьям. И пусть вся тяжесть выбора падёт на Медведева.
Ludmilla | ЛЕВ | 28.03.2011 20:52
Неправда, что Цапки всея Руси и их люмпен-холопы в судах "не милуют". Милуют, да ещё как! Как самоё себя. Люди дорогие, прочитайте в "Ежедневном журнале" (www.ej.ru) статью Юлии Латыниной "Хорошо быть членом "Единой России". Беззаконие в стране достигло своего апогея. Государства с именем Российская Федерация просто не существует. Это надо признать как факт. Есть только "малиновый звон" в рамках географической территории с надписью Россия. Задаю себе вопросы: Интересно, господа звонари читают публикации о себе в СМИ, в интернете? Отдают ли они себе отчёт в том, куда загнали страну? Неужели не страшно? Или они пребывают в полной уверенности, что они обречены вечно трудиться "на золотых галерах"? Понимают ли они, как ненавистны они - в том числе и как личности - сотням тысяч людей,осознающих вакханалию беззакония, преступной власти и гибель государственности? Ответ напрашивается сам собой: Звонари не умеют думать и анализировать происходящее. Они умеют лишь топорно провоцировать и топорно вербовать - как учили. Больно...
2107 | галина | 28.03.2011 23:06
А еще, Владимир Сергеевич, в ущерб себе они не издали ни одного закона. Они, родимые, нашим законопослушании озабочены. А у них вполне заслуженно, на их взгляд, есть мигалки, чтоб от всех норм марали отсвистываться.
791698 | Людмила | 29.03.2011 00:01
791698Людмила/28.03.2011 Спасибо уважаемой Елене Лукьяновой за ее профессиональное разъяснение по этому вопросу.Так что иллюзий по поводу нашего презедента-юриста не должно быть ни у кого.
solis47 | Lyudmyla | 29.03.2011 00:15
Почему-то думаю, что временщик ДАМ не помилует Платона Леонидовича и Михаила Борисовича - кишка у него тонка. Президент, вроде бы голова, но премьер - шея. Как захочет, так эту голову и вертит, к сожалению. Периодические одёргивания Медведевым Путина - работа на публику, пиар добрый-злой. Они два сапога - пара. Если и были какие-то надежды на вменяемость Медведева, то после декабрьского приговора окончательно исчезли. Но так хочется надеяться на лучшее!
Lelik21 | Lelik21-Leonid | 29.03.2011 02:27
Спасибо, Е.А.Лукьянова, за детально данные разъяснения. Два последних абзаца свидетельствуют, что Президента-юриста кремлёвские слуги Путина сознательно вводят в заблуждение, либо, что он всё понимает и знает, но по прежнему не самостоятелен в принятии серьёзных решений, то есть - кукла.
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 02:57
В России прекрасная Конституция! Но её НАДО ЗНАТЬ И ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ! ЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, единственный, генетический Конституционалист! "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОМИЛОВАНИЯ, является закреплённой непосредственно в КОНСТИТУЦИИ РФ исключительной прерогативой ПРЕЗИДЕНТА РФ,как главы государства. АКТ О ПОМИЛОВАНИИ действует самостоятельно, не требует для своего исполнения принятия какого-либо судебного решения, реализуется вне рамок отправления правосудия по Уголовным делам." Это является КЛЮЧОМ к письму! ПРЕЗИДЕНТ, будьте ПРЕЗИДЕНТОМ! ПОМИЛУЙТЕ ХОДОРКОВСКОГО М.Б. и ЛЕБЕДЕВА П.Л. КОНСТИТУЦИЯ ВАС ПОДДЕРЖИВАЕТ!
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 03:06
" ПОМИЛОВАНИЕ и прощение виновных лиц, ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верхов самодержавной власти и и может быть лишь действием МОНАРШЕГО МИЛОСЕРДИЯ".Вот вам и привет из царской России, от царя освободителя! Может это Д.А.Медведев? Президент, ПОМИЛУЙТЕ ХОДОРКОВСКОГО М.Б, и ЛЕБЕДЕВА П.Л. Даже царь освободитель "ЗА"!
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 03:20
"ПРЕЗИДЕНТ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПОМИЛОВАНИЕ НЕЗАВИСИМО ОТ СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА и от просьбы осужденного, которая выступает всего лишь факультативным ОСНОВАНИЕМ ПОМИЛОВАНИЯ. Не связан ПРЕЗИДЕНТ и процедурой осуществления ПОМИЛОВАНИЯ, которая УСТАНОВЛЕНА ЕГО ЖЕ УКАЗОМ" "Руководствуясь принципами гуманности ПОСТАНОВЛЯЮ ПОМИЛОВАТЬ" - ХОДОРКОВСКОГО М.Б. и ЛЕБЕДЕВА П,Л.. И всего-то! Этим АКТОМ ПОМИЛОВАНИЯ снимется напряжение даже в ЗЕМНОЙ КОРЕ!
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 03:31
Всё познаётся в сравнении."В истории есть и обратные примеры ходатайства против ПОМИЛОВАНИЯ. Наиболее известный из них - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ прокуратора Иудеи Понтия Пилата и синедриона(СОВЕТА СТАРЕЙШИН) перед казнью Христа. Но у Понтия Пилата очень голова болела от немилости его "умыл руки"...
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 03:53
Даже Президент не вправе нарушать Конституцию РФ. Поэтому,УКАЗ Путина №1500, вопреки части 2 ст.55 КОНСТИТУЦИИ РФ, этот указ НЕКОНСТИТУЦИОНЕН! Этот указ о ПОМИЛОВАНИИ, забюрократизирован и потенциально коррупциогенен, т.к.может быть заблокирован на любом участке цепочки причастных ведомств. Для чего нагорожено так?
COO8TAY | Саяна | 29.03.2011 04:07
Чиновники в Кремле, считают, что президент может миловать, когда осужденный признал вину и подал прошение...Только их мнение не имеет никакого отношения НИ К ПРАВУ, НИ К КОНСТИТУЦИИ, НИ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА! Это от тог, что "кремлёвские дорвались и ещё не надышались властью", "вседозволенностью","куда хочу, туда ворочу". Желание души ломать! А граждане не уполномочивали президента "гайки закручивать" и усложнять им жизнь... ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ЛУКЬЯНОВА и ТАМАРА МОРЩАКОВА стоят на СТРАЖЕ КОНСТИТУЦИИ. СПАСИБО за толкование КОНСТИТУЦИИ!
Arushaiman | Алексей Иман | 29.03.2011 06:12
Мнения адвоката Ходорковского, конечно, представляет интерес. Есть отсылки к нормам права, к истории юриспруденции, статистике и историческим прецедентам. Однако, мой вопрос о прекращении актом помилования права осуждённого (обвиняемого, подсудимого) на пересмотр уголовного дела судом и отмену приговора по реабилитирующим основаниям ОСТАЛСЯ БЕЗ ОТВЕТА.------- Сам я все эти нормы Конституции, Конституционного Суда, Указов президента, УК, УПК, УИК и т.д. воспринимаю иначе. Считаю, что ЗАЯВИТЕЛЬ ОБЯЗАН ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ВИНОВНОСТИ. Это является одним из оцениваемых обстоятельств и при помиловании. Однако, заявитель вправе НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬ СВОЮ ВИНУ. Насчёт признания/непризнания вины. Это требование-подмена обязательности высказывания подсудимого относительно своей вины на требование обязательного признания своей вины укоренился не только в кремлёвских "юристах". Это требование прежде всего бытует на всех уровнях ФСИН и жёстко вдалбливается всем заключённым. В виде воспитательных норм, типовых правил, образцов заявлений и т.п. Адвокаты защиты, как и гос.обвинение-исполнение, тоже однобоко воспринимают требования ФСИН, судов и президентов, только как требование: ЗАЯВИТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИЗНАТЬ ВИНУ. Нет не обязан! Вправе сказать: Прошу помиловать, вину я не признавал и не признаю, и это моя твёрдая позиция. Никто и ни при каких обстоятельствах, на любой стадии процесса или в любых обстоятельствах вокруг него, не вправе требовать от обвиняемого признания своей вины. Косвенно могу подтвердить тем, что подав своё заявление на УДО указал, что вину не признавал и не признаю, никаких оснований к изменению своей позиции у меня нет. Суд удовлетворил моё заявление, освободив на 1,5 года раньше 5-лет приговора.
fsv | Сергей Фищенко | 29.03.2011 11:59
Алексей, позволю себе некоторое уточнение.1. "Заявитель" уже в ходе судебного процесса высказывает свое отношение к "вине" (если таковая вообще имеется) и это фиксируется в приговоре. Дополнительно спрашивать осужденного об этом считаю избыточным и неконституционным. Он МОЖЕТ сообщить об ИЗМЕНЕНИИ своего отношения к "вине", но это дело - исключительно добровольное. 2. Подтверждаю, что во ФСИНе существует установка на "признании вины" и "раскаянии" в ходе воспитательной работы, но лишь в "связке" с вопросами ОУС и УДО. Жесткого требования "раскаяться" не встречалось - и, что очень характерно, ничего не слышал о какой-либо отчетности по этому вопросу. А Вы же знаете, если нет отчетности (типа %% признавших вину), то и рвения у адмиристрации нет. НО ОУС, УДО действительно идут "легче", если "вину признал и раскаялся". Хотя жесткой установки даже у судов-прокуроров все-таки нет - и Вы сами тому пример :-) (но, наверное, получилось не с первого раза?) 3. В вопросах помилования я вообще не вижу места таким критериям, как "оценка личности осужденного", "степень его исправления" и тому подобное. Со стороны власти это может быть чистым (ничем не обусловленным) актом милосердия, а со стороны зека - просьба о прощении при натсуплении исключительных личных обстоятельств. Во всех остальных случаях это должно быть УДО, замена более мягким наказанием или амнистия. С уважением, Сергей.
Arushaiman | Алексей Иман | 30.03.2011 12:17
Сергей, 1). Адвокат Елена Лукьянова совершенно верно указала, что помилование идёт вне процесса и возможно на любой стадии уг.дела (включая, до приговора). Понятно, что если ещё на суде "признал вину", то особой нужды повторяться нет. Но если вину не признавал и признавать не собираешься, то очень важно для сохранения своего права полноценно обжаловать приговор по существу, подтвердить "Вину не признавал и не признаю". Понятно, что высказыванием своего отношения к вине является и фраза: "От высказывания о своей виновности отказываюсь". Где Вы обнаружили у меня утверждение, что вариантов отношения к виновности (вине) только два: да/нет? 2). Я от системы ФСИН остался далёк. Ни до, ни после никаких контактов и пересечений с другими ИК нет. Более-менее наблюдал только ИК-8 г.Челябинск. Полагаю правда, что это одна из образцово-экспериментальных площадок. Ну, и территориальное управление - одно из самых одиозных "красных" (или коричневых?). Поэтому рассуждать или спорить о "всеобщности" моих представлений о внутренних установках ФСИН не могу. Образцы заявлений на помилование, УДО и любые прочие обращения заключённых висели перед глазами. С какой целью это вталкивали в головы новобранцев и малообразованных граждан я не знаю. Самым главным рвением администрации было получение "гуманитарной помощи", а никак не отчётность по воспитательным мерам и количеству вновь признавших вину, раскаявшихся, осознавших и исправившихся досрочно. Количество полученной "гуманитарной помощи" - вот это точно было в отчетности ФСИН и в показателях, которые требовалось наращивать и соревноваться с другими учреждениями главка и всей страны. Возможно, самым главным показателем(!). Примечание: ушёл по УДО с первого раза. Характеристика от ИК была отрицательной, "гуманитарку" никогда не таскал, а на должности был чуть дольше месяца. По исп.листу сам никогда не платил, но приставы взыскали ~5%. Ну и своё отношение к вине не менял. Никаких мотивов, кроме непризнания за собой вины, даже и не приводил. По приговору я в качестве главного бухгалтера ООО в течение 2-х лет регулярно и неоднократно похищал 90% всей выручки предприятия. Может в этом причина? 3. Ничем не обусловленный акт милосердия вовсе не исключает "оценку личности", "исправленности", "возмещения ущерба", "состояния здоровья", "семейных обстоятельств". Потому что я хочу наблюдать за президентом и проверять его акты о помиловании: не помиловал ли он своих подельников и корешей? Критерии существуют не для самого по себе помилования, а для общества. Иначе, произвол авторитарной власти будет миловать всех коррумпированных чиновников и силовиков. Как сейчас им "венценосным" и "с мигалками" уже можно давить нас на дорогах, убивать, насиловать и etc., а "виновными" в ДТП с нашим смертельным исходом окажемся мы сами.
fsv | Сергей Фищенко | 30.03.2011 15:08
Интересный случай :))) и чего только не встретишь в наших широтах! Сейчас УДО с отрицательной характеристикой, непризнанием вины и остутствием платежей по исп. листу представить себе просто не могу.Понимаю Вашу позицию по помилованию, но остаюсь при своем мнении: неспособная к милосердию власть всяческим образом пытается оправдать свое бездействие - отсюда и дурацкие требования к заявлению, и идиотский порядок рассмотрения обращений и многое другое. С искренним уважением, Сергей.
Arushaiman | Алексей Иман | 31.03.2011 06:50
В сентябре 2007г. из ИК-8 г.Челябинск "УДО с отрицательной характеристикой, непризнанием вины и отсутствием платежей по исп. листу представить" тоже совсем невозможно. И по вопросам помилования действовал тот же самый Указ президента №1500 от 28.12.2001г. http://base.garant.ru/12125251/ Комиссия ИК по УДО подняла меня на смех. И все там думали, что мне откажут и рассчитывали, что просижу "до звонка". Уникальность события стала вероятной потому, что всегда придерживался собственной оценки ситуации и делал самостоятельные выводы. То есть буквально: не принял ни "воровскую", ни "ментовскую", никакую иную точку зрения, кроме своей. Наблюдал и думал. Можно было бы спеть себе осанну или сослаться на жизненный и профессиональный опыт 35-летнего главного бухгалтера, или сравнить себя с кем-нибудь, но логического объяснения данному факту (моему УДО) нет. И меня это раздражает так же, как и приговор. События нет, ни события преступления, ни события исправления. Решение суда вступлением в законную силу определило бытиё. Будто судья бог - ему достаточно сказать "будь" и оно бывает))) В общем призываю попросту критично воспринимать мнения всех и все без исключения. Критерии (требования к заявлению и раскрытию информации в решении о помиловании), путь и дурацкие, НУЖНЫ и ВАЖНЫ. Хотя бы для того, чтобы критика власти и государства была конкретной и предметной.
fsv | Сергей Фищенко | 31.03.2011 15:25
В общем, я что-то в этом роде - имею в виду Вашу историю про УДО - подозревал. Более того, такие случаи - пусть и очень редкие - действительно показывают КТО настоящий Судья всему. Сказал "будь" - оно и появилось :)))) Я сейчас говорю абсолютно серьезно - опыт "другого" бытия дает несколько бОльший вес законам духовного мира в нашем восприятии, правда? И совершенно с Вами согласен относительно важности собственной оценки происходящего.Другое дело - я действительно считаю, что помилование должно отражать "милость к падшим" в чистом виде. И единственная мотивация для применения помилования - жалость (и любовь?). И пусть власть милует даже и своих друзей. Пусть их - все равно никто из нас (и их :-) ) не минует настоящего Суда - но лишь бы появилась у власти привычка "миловать падших". Критерии (и ихбезусловное и прозрачное применение)очень важны для "регулярного" способа сокращения наказания - УДО и замена более мягким видом. А милость пусть остается отблеском Благодати. Благодать ведь ничем не обусловлена - она просто есть, а без не ничего не было бы :-) Власть мы покритикуем на других примерах, коим несть числа :-))) С братским приветом, Сергей.
Arushaiman | Алексей Иман | 30.03.2011 13:46
P.S.: Мне интересно, что думают адвокаты Ходорковского-Лебедева по существу оспаривания несправедливых, незаконных и необоснованных обвинений после принятия президентом акта о помиловании. Неужели наивно полагают, что суд любой инстанции имеет право пересмотреть ранее принятые решения по уголовному делу после помилования? И почему бы адвокатам внятно не произнести: Мы хотим сохранить лицо или сохранить право обжалования приговора и т.д., поэтому и отстаиваем право общества требовать, а президента принимать, акт о помиловании Ходорковскому-Лебедеву?.. [arushaiman.livejournal.com]
akb | Хаджи | 29.03.2011 09:16
конечно это сказки что М.Б.Ходорковский должен признать вину,а то что власти у президента России больше чем у царя,ген.сека и монголо-татаров вместе взятых об этом молчок,не зря сперва Ельцин потом Путин щас начинает Медведев всё больше и больше полнамочий дают себе любимым(тьфу изверги),скажу своё мнение,думаю что они хотят чтоб М.Б.Х и П.Л.Л признали вину чтоб узаконить своё преступление по разграблению и уничтожению Юкоса,если они признают свою вину,значит правы грабители не зря появилось второе дело,щас и на подходе третье,они хотят сломить их наших ГероевДЕРЖИТЕСЬ МУЖИКИ РОССИЯ С ВАМИ(имею виду истинных граждан нашей страны,коих много это можно понять по постам которые пишутся на сайте,да и тех кто не дружит с инетом много ваших сторонников)
akb | Хаджи | 31.03.2011 13:55
прекрасная новость,Сечина отстраняют из совета директоров Роснефтиhttp://www.rosbalt.ru/business/2011/03/31/834435.html
Mabel | Елена | 01.04.2011 19:56
Я думаю, многовековая традиция помилования, причем помилования именно верховным правителем, происходит от древнего представления о божественной природе власти и о царе как наместнике бога на земле. Как божество снисходит до грешного и недостойного внимания человека, чтобы кардинально преобразить его жизнь, так властитель дарует жизнь и свободу преступнику, уже приготовившемуся к смерти или каторге. К сожалению, природа российской властной верхушки такова, что за одиннадцать лет помиловано меньше тысячи человек, а пресловутый Указ №1500 совершенно уничтожил сакральный смысл института помилования.
Krizis | Николай из СПб | 03.04.2011 13:14
Наверное,Ходорковского никак не помилуют,кто бы там не просил за него,даже если Медведеву от этого будет огромная политическая выгода.Путин этого недопустит!Потому что освобождение МБХ повлечёт закат его власти.Последствия помилования будут губительны для благоденствия и самого премьера,и состоятельности тех,кто способствовал прежде и содействует ныне ему в достижении могущества правителя быть на страже интересов коррупционеров.Думается,что единственный верный путь на свободу для политического узника- сверхчеловеческое терпение в ожидании положительных результатов борьбы общественности России за верховенство закона и независимости судей.Есть смысл верить,что протесты населения против преступного характера силовых методов,применяемых путинскими вельможами для избавления от неугодных,вскоре вынудят Кремль на добрые шаги к справедливым изменениям в жизни российских граждан. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||