СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2011
   34
1011
1718
24
  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
18.09.2011 г.

«Власть давит на меня постоянно. Тюрьмой»

Сегодня агентство Reuters публикует интервью с Михаилом Ходорковским. Ниже приведена оригинальная русская версия ответов МБХ.

Когда Вы впервые поняли, что Ваш бизнес находится под атакой?

Сегодня это выглядит наивно, но изначально, до конца 2003 г., ничто не предвещало, что атака будет обращена именно на ЮКОС. Даже поводы для ареста Платона Лебедева были выбраны, не связанные с ЮКОСом: в частности, дело о приватизации химической компании «Апатит» Только демонстративные повторные налоговые проверки (заведомо противозаконно, избирательно применившие Налоговый кодекс, вопреки сложившейся практике и выводам только что закончившихся плановых проверок) показали, что главным призом будет ЮКОС. Но и тогда трудно было вообразить разрушение прекрасно работающей компании.

Как Вы думаете, почему Вы и Платон были арестованы?

Ясно, что основной мишенью для удара был я, но власти долго не решались посадить меня в тюрьму, и решили «выдавить в эмиграцию. Платон был арестован, как заложник, как прямой сигнал мне – «черная метка». Они были уверены, что после этого я точно эмигрирую. Ждали почти 4 месяца. Когда же поняли, что я никуда не уеду, - приняли решение об аресте, поскольку, находясь в России и на воле, я лишал их необходимой свободы действий. Целью же – помимо сказанного выше - являлась демонстрация готовности власти жестко пресекать несанкционированную оппозиционную активность бизнеса.

Кто стоит за нападением на Вас? Почему был атакован ЮКОС и Ходорковский, а не другие олигархи? Они хотели украсть у Вас бизнес, или там есть политическая подоплека?

Я был наиболее заметным (первое место в списке русского Forbes) и, в политическом смысле, - наиболее независимым из оставшихся в России крупных предпринимателей. Я на протяжении нескольких лет, предшествовавших моему аресту, поддерживал парламентскую оппозицию и никогда не скрывал свою точку зрения по значимым общественно-политическим вопросам. Но главным призом для рейдеров все равно был ЮКОС.

Обидели ли Вы Путина лично? Заключалась ли проблема в том, что Вы не носили галстук, открыто проявляя неуважение, или в трубопроводе в Китай? Какая же на самом деле была причина атаки на ЮКОС? Вы обсуждали атаку на ЮКОС с каким-либо высокопоставленным чиновником, прежде чем Вы были арестованы?

Никто из высокопоставленных чиновников, с кем я обсуждал вопрос атаки на меня и моих партнеров, не говорил про какую-то сугубо личную подоплеку конфликта. Хотя, соглашусь, последующие события и высказывания показали наличие именно личных мотивов. Все остальное (галстуки и т.п.) – откровенная ересь. Впрочем…

Вы сожалеете, что не уехали из России летом 2003? Вам не говорили уехать? Кто? Когда? Предлагали ли Вам какие-либо сделки? Какие именно?

Как гражданин России, и общественный деятель, я не жалею, что остался в России. Как бизнесмен – жалею о том, что была разрушена самая эффективная нефтяная компания постсоветской России. Не просто поменяла собственника, а именно была разрушена, как стабильно работающий механизм. Как сын, муж и отец – конечно, сожалею о тех страданиях, которые из-за моего тюремного заключения выпали на долю моих близких.

Никаких сделок после ареста мне не предлагали.

ЮКОС, некогда самая большая нефтяная компания, была разрушена, и имущество – распродано, оказавшись, в конце концов, у Роснефти и Газпрома. Было ли это истинной причиной атаки?

В тюрьме я повстречал множество людей, чей бизнес был разрушен и отнят аналогичным образом. Причем, жадность проявлялась государственными рейдерами просто потрясающая. Мне всегда сложно было поверить, что из-за сугубо корыстных соображений «государственные люди» способны на такое. Однако, это реальность. Институты государства во всех подобных случаях использовались как инструменты обогащения частных лиц. Потому об «огосударствлении», «национализации» в классическом значении этих терминов, как об истинной причине атаки, даже говорить не приходится.

Многие государственные руководители стали очень влиятельными при Путине. Это городские олигархи? Кто они (имена и компании)? Как они отличаются от олигархов 90-х, таких, как Вы, Фридман, Березовский, Гусинский, Потанин и другие?

Мне трудно оценить качества нынешних, реальных олигархов, совместивших бизнес и государственную власть. Когда я работал с ними, они были госчиновниками. Умными и не очень, сильными и «так себе», жадными или щедрыми. Они были разные. То, что фактически имеет место сегодня, мне кажется губительным для страны и неправильным с точки зрения морали, которой, как мне казалось, они придерживались. Возможно, в изменившихся условиях они сочли более безопасным стать «как все». Впрочем, все-таки не все стали такими.

Что Вы думаете про Игоря Сечина? Он талантливый «государственный олигарх»? А что Вы думаете про Тимченко, Ковальчука? Вы лично знакомы с Сечиным? Когда и как Вы познакомились? Каким он был?

Я не могу думать о Сечине хорошо. Он – организатор и вдохновитель той вакханалии государственного рейдерства, которая, уничтожив ЮКОС, расползлась по всей стране. Хотел ли он этого, или решал локальную задачу? Не знаю, но он воспользовался государственной властью, сделав то, что сделал. Нам всем – миллионам граждан России, всей стране в целом, - предстоит разгребать последствия его действий долгие годы. На его совести – десятки тысяч человеческих судеб, сломанных если не им лично, то его последователями.

Что Вы думаете об обвинениях, вынесенных против Вас (на обоих судах)?

Грустно и смешно наблюдать беспомощные попытки оправдать абсолютно бессовестное и беззаконное использование авторитета суда для расправы над оппонентами. Самое страшное, - организаторы «действа» даже не заботились о его правдоподобности. Они старались соблюсти лишь внешнюю форму процесса. Это какой-то «пунктик» у наших властителей, со времен СССР, – соблюсти форму. Сталин еще обязательно требовал добиться признания вины. Ради этого пытали, издевались над семьями.

Сегодня, к счастью, методы не столь бесчеловечные. Но такое же презрение к целям, к сути правосудия. Однако, свобода информации, Интернет множат число тех, кто до этой сути докапывается.

Думаю, мнение независимых экспертов мы скоро снова услышим. Теперь в рамках инициативы президентского Совета по правам человека.

Что произойдет, если Путин а) вернется к президентству в 2012, или б) останется основным лидером в России?

Думаю, у многих исчезнет надежда на внутреннее реформирование существующей системы власти. Резко ускорится эмиграция социально и интеллектуально активных россиян.

Будут ли выборы 2012-го честными? Какой выбор у России есть в 2012 году?

Вопрос стоит иначе: будут ли выборы выглядеть честными, чтобы легитимность избранного президента оказалась достаточной, когда придет кризис. Глубину и существо кризиса я сейчас предвидеть не могу, но он неизбежен вскоре после 2015 года.

Кто будет президентом после выборов в 2012 году?

Тот, кого назначит Кремль.

Почему идет отток капитала из России?

Очевидно, что соотношение риск/выгода сейчас оценивается, как неблагоприятное. Выгода – «притормозила» из-за «выполаживания» роста цен на нефть.  Продолжается постоянный передел собственности с использованием властных возможностей, прежде всего, силовой бюрократии. А это – игра без правил. Т.е. с высоким риском.

Что Вы думаете о бюджете, определяемом исключительно ценой на нефть (URALS) в $118 в 2011, $124,6 в 2012, $125,2 в 2013, $126,7 в 2014? Возможно, что Россия совершает ту же ошибку, что и Советский Союз в 1980?

Нефть и газ прямо и опосредовано определяют более 30% российских бюджетных поступлений. Прирост цены на нефть, с учетом инфляции, ниже 12% в год не позволяет обеспечивать (не прибегая к резервам) необходимый для общественного спокойствия 4% рост поступлений.

Если не возникает новых источников, перекрывающих инфляцию издержек (а она составляет не менее 8%).

Таким образом, рост цен на нефть в номинальных долларовых ценах менее 20% в год будет требовать задействования резервов, или бить по доверию к власти. Некачественное госуправление не позволит балансировать экономику при темпах роста поступлений ниже 4%. Главная опасность для системы в этом случае – возникновение множественных локальных очагов нестабильности по образцу города Пикалево 2008 года. В режиме ручного управления все эти проблемы не решить. Необходимо реформирование системы в целом.

Многие боятся, что производство нефти в России перестанет повышаться. Почему? Что Вы думаете по этому поводу?

Производство нефти в России (без учета арктического шельфа) возможно долгие годы на уровне 450-500 млн. тн. в год (при соответствующих инвестициях и технологиях). Добыча 600-650 млн. тн. в год возможна, но экономически неоправданна, поскольку возникнет необходимость в избыточной инфраструктуре, которую придется строить, а потом выводить из эксплуатации в связи с исчерпанием месторождений региона.

Станете ли Вы баллотироваться в президенты, если Вас выпустят из тюрьмы? Что Вы будете делать, когда выйдете из тюрьмы?

Президентом России я быть не собираюсь. У меня другие приоритеты – семья и общественная деятельность. Если мне дадут возможность этим заниматься – спасибо. Не знаю, правда, кому.

Вас когда-нибудь выпустят, если Путин останется у власти?

Не знаю.

О чем Вы больше всего сожалеете в этой ситуации?

Что страдают мои близкие и друзья, бывшие коллеги.

Что Вы посоветуете иностранным инвесторам, которые привлечены экономикой в $1,5 триллиона, и с самым большим в мире запасом энергии?

Оценивать риски, не обманывая себя, и продумывать стратегию выхода, если бизнес окажется успешным и привлекательным для рейдеров.

Вы стали одним из самых богатых людей в 1990х, покупая активы супердержавы дешево. Может быть, это послужило поводом для атаки Путина на олигархов, как Вы? Вы сожалеете о чем-то из того периода (1989-2000)? О чем?

Несомненно, Путин играл на подобных чувствах бывших советских людей. Но еще более печально, что люди, родившиеся при капитализме, повторяют миф про «активы, купленные дешево». Некоторые уважаемые иностранные инвесторы покупали гораздо дешевле – и в России, и в Восточной Германии, и в Латинской Америке. Могу привести немало примеров. Актив стоит столько, сколько за него готовы заплатить в это время и в этом месте. Замечу: некоторые инвесторы получили акции ЮКОСа и частей ЮКОСа дешевле, чем мы. Я уж не говорю о позорной истории покупки краденого после разрушения компании. А в период 1989-2000 гг., имей я нынешний опыт, я бы больше занимался построением гражданского общества, а не тратил все время на восстановление промышленности.

Многие говорят, что в начале Вашей карьеры Вам помогли люди из КГБ и высокопоставленные коммунистические чиновники. Вы могли бы подробней рассказать про то, как Вы начали свой бизнес? Откуда пришли первые деньги? Каков был Ваш первый успех?

Существует множество людей, с кем я начинал, и они не скрывают свои воспоминания. В такой ситуации выдумки про «деньги партии» - свидетельство непрофессионализма. В ближайшее время выйдет еще одна книга, где я и некоторые мои коллеги рассказываем подробности.

Должно быть, это тяжело – быть отцом, мужем, сыном, когда Вы не видите своей семьи. Как часто Вы видите Вашу семью с тех пор, как Вас арестовали?

Через стекло – месяц назад. «Вживую» - 5 лет прошло.

Вы опасаетесь за свою жизнь? Кто-то угрожал Вашей жизни (с 2000 г. по настоящее время)?

Я не боюсь за свою жизнь. Хотя не исключаю, что основания для опасений подобного рода имеются.

Вы читаете в тюрьме? Назовите своих любимых авторов. Как Вы справляетесь с изоляцией?

Читаю и пишу. Любимыми авторами остаются братья Стругацкие, но читаю много всего: книги, газеты, журналы.

Вы все еще миллиардер? Сколько денег у Вас за границей?

Смешной вопрос. Спросите прокуроров. Они знают всё. Мне тоже интересно услышать.

Некоторые бизнесмены говорят, что Вы никогда не простите людей, которые разрушили Вашу бизнес-империю. Вы простите им, или будете их преследовать, когда выйдете на свободу?

Простить – сомневаюсь. Но тратить время на месть? Я слишком прагматичен.

Вы отвечали на эти вопросы без какого-либо давления от властей?

Власть давит на меня постоянно. Тюрьмой. Однако, что мне писать и как, - никто не указывает. В этом – преимущество моего положения. Впрочем, позже вполне могут отомстить. Они обидчивы.

Можем ли мы встретиться, когда Вы будете освобождены?

Можем.




Комментарии
anatoliy_pipa | Анатолий | 18.09.2011 16:01
"Можем ли мы встретиться, когда Вы будете освобождены?
Можем".
Поскорее бы.
19_iva_41 | Igor | 19.09.2011 15:14
Многое и от нас зависит. В наших руках мощная информационная система - Интернет, а по сему нужно приумножать число информированных сторонников демократической России!
Irina | Serafim1410 | 18.09.2011 16:38
СПАСИБО!!!!!! Замечательное интервью.
Желаю скорейшей Свободы Михаилу Борисовичу, Платону Леонидовичу!!!!
Желаю чтобы никаких обид-давления со стороны власти впредь не было никогда.
Здравия и сил для продолжения борьбы.
Желаю Вам Победы!
С уважением, Ирина М.
yurybbb | Yury Bekker | 18.09.2011 16:45
"ЭКИЙ МАТЁРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ"-сказал,или ему приписывается,ВИЛ
о Л.Толстом.Не помню точно, т.к.мне пошёл 8-ой десяток,
вполне подходит к МБХ,скорого ЕМУ освобождения и долгих,
счастливых лет жизни.Такие как ОН люди украшают Землю!
vladimir_SPB | Владимир | 19.09.2011 14:22
Это он про М.Горького.
В.И - Н.К.:
-Наденька, вели не пускать ходоков в Кремль, они опять нас"гали на газоне!
- Так Это же Алексей Максимович Горький заходил...
-Экая глыбина, какой матерый человечище!
February03 | Marina | 25.12.2011 19:54
100%
123456 | Вася Иванов | 18.09.2011 16:56
Восхищаюсь Вашим мужеством.
Vera1603 | Вера Григорьевна | 18.09.2011 17:07
Достойные ответы.
bella_leyfer | Bella Leyfer | 18.09.2011 17:37
прекрасно
nkaterli | Нина Катерли | 18.09.2011 17:41
Большое спасибо, Михаил Борисович, за это тинтервью и за все предыдущие. Дай Вам Бог (или Судьба?)- на ФСИН надежды мало, больше писать, а нам - читать.
Только что видела Бориса Натановича Стругацкого. Он передает Вам привет и благодарность за все, что Вы делаете, пишеье и говорите. Удачи!
Realist | Алексей | 18.09.2011 17:50
Михаил Борисович, Вы очень правильно отметили, что мотивы действий чиновников далеко не всегда являются политическими. Часто, а, может быть, в подавляющем количестве случаев, главным мотивом является жадность, стремление к наживе. И методы действий, как и риторика, являются чисто бандитскими.
У нас в стране нет разделения на государственную и частную собственность. У нас есть разделение на собственность, принадлежащую и управляемую НЕчиновниками и собственность, управляемую чиновниками. И в том и в другом случае собственность используется в личных целях. Но НЕчиновники рискуют своим, а чиновники не рискуют ни чем. НЕчиновники для развития своих предприятий должны заниматься эффективным управлением, а чиновники могут просто влить деньжат из бюджета в управляемую ими собственность (которую они считают своей). Из этого мировоззрения чиновников и нужно исходить.
То, что Вам отдельные чиновники (не могу назвать их политиками) предъявляют голословные обвинения в жутких преступлениях ("руки по локоть в крови" и т.п.) говорит лишь о том, что они используют именно такие методы и автоматически транслируют свое мировоззрение на конкурентов и противников.
Rondo | Rondo | 18.09.2011 18:20
Тоска и грусть беспросветная... Когда же прекратится этот кошмарный театр? В стране обосновалась жалкая позорная банда!
goljuk | иван | 18.09.2011 18:30
Михаил Борисович со своей командой останется в ИСТОРИИ, как создатель ЮКОСа-самой мощной и прозрачной частной компании РОССИИ.
Жертва политического преследования системы под названием -ПУТИНИЗМ!
Путин-,используя конституционное право в корысных интересах,-стал главныи рейдером,разрушителем и могильщиком развития частной собственности в РОССИИ,остановивший развитие экономики на десятилетия,тромбом в кровеносной системе экономики,законодателем и примером лицемерия,цинизма,равнодушия;возвел в ранг государственной внутренней политики и собственной идеологии культивацию человеческих пороков главными из которых являются алчность и коррупция.По сути Путин стал отцом российской мафии-паханом всея Руси.Свое окружение-воровской общак,которому позволено распоряжаться не только Бюджетом страны,но и судьбами тех,кто не согласен с его политикой,кто имеет другое мнение,кто не хочет жить в стране ,в которой государство выступает в роли главного бандита,-ожидает либо тюрьма,либо чай с полонием...
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 18.09.2011 18:33
Ответы свободного человека. Браво!
Nicksher | Никшер | 18.09.2011 18:33
2015 год, это очень далеко - я не согласен.
Che | Юлия Ч. | 19.09.2011 15:28
И я! 2012-13.
mihroz38 | Михаил | 18.09.2011 18:45
mihroz38\Михаил\18.09.2011.18:17
Судьба Ходорковского - судьба России.Но он сопротивляется ,а Россия...покорно ждёт судьбы Ходорковского?...
nick | Никита Андреевич Каюров | 24.09.2011 00:13
Россия не ждет, она - разъезжается.
golubika88 | Наталья | 18.09.2011 18:57
Долгие восемь лет тюрьмы... А сколько было бы сделано для России во благо такими людьми, как Ходорковский (это просто вредительство)
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.09.2011 19:30
Спасибо, уважаемый Михаил Борисович, за Ваши бесценные уроки мужества и чести. Во время трусливого и подлого безвременья честь и гордость с особенной цене.
Вроде бы абсолютно всё известно. А ком в горле стоит. Не сомневаюсь, что из сотен крупных и мелких ошибок и десятков больших и малых преступлений, совершённым путиным и его камарильей, самой крупной ошибкой и самым большим преступлением будущие историки несомненно назовут ДЕЛО ЮКОСА. Именно оно стало трагическим развилком России, вернувшим её в преступную по сути и форме коммуно-чекистскую коллею. Всех этих негодяев ждёт неизбежный суд.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 18.09.2011 20:26
Дорогие друзья, единомышленники, Юковцы. Теперь время настало делать выводы с учётом того происходило со многими бизнесменами ненасытными мародёрами. Налоговая проверка, в частности внеочередная, тем более, что после недавно состоявшейся на твоём предприятии. Это лучший способ, для начала хищнического налёта предварительно подготовив почву.
В самом начале мародёрсвующей банды, шакалы этой самой внеочередной проверкой нарушили действующее законодательство, приняв за первый ничтожный документ за начало выдуманного компромата против самой поистине светлой компании "ЮКОС". Но это был предлог повлиять на Михаила Ходорковского, и на его активную гражданскую позицию, которая у него давно уже прослеживалась властью и коррупцией.
Тогдашняя власть понимала, что любые активные действия Михаила Ходорковского могут раскрыть обществу глаза на всё происходящее вокруг самой власти и показать всем гражданам, что на самом деле происходит в стране.
Сама власть весьма убого и непрофессионально своей государственной собственностью распоряжалась всегда. Но на фоне первой частной прозрачной и самой чистой компании России управление государственной собственностью выглядело, по меньшей мере, безнравственной и в высшей степени непрофессиональной, о том, что это попросту было преступное сообщество глупых чиновников и воров, говорить не буду, чтоб не раздражать их. Они до сих пор разваливают всё то, что государство им доверило.
Ой, как же это власть манило, а мозг самовыносился от того, что 150 000 –ный коллектив «Юкос» живёт по законам рынка, вообще по законам российского законодательства, по совести и просто по человечески. Есть одна прелестная фраза случайно или нет, но обронённая Сечиным, «он» (Михаил Ходорковский) «нам» (сечинской банде) мешает.
Что и требовалось доказать и что было предлогом начать массированную атаку на Михаила Ходорковского, но не зная того, Путин не собирался воровать, я в этом уверен, это его окружение уже истекало слюной от предвкушения добычи. Рич Ричмонд
father | Валентин Бедеров | 18.09.2011 20:31
Замечательное интервью!
Сил Вам, дорогой Михаил Борисович!
Stanislav | Станислав | 18.09.2011 20:34
2003-2005: не взирая на 2 место после Газпрома по уплате налогов с добытой нефти, втюхали многомиллиардные допналоги, выросшие как из под земли.
2007-2010: вся нефть украдена путём зачисления на баланс. А как же налоги?
2011: штаны, пачка сигарет, динамика поведения...
А вам не кажется, что ОПГ ОАО "Россия" впадает в маразм? И наш дутый мачо, даром, что ныряет за амфорами из музея, выглядит с такой динамикой маразма (смотреть выше), что Леонид Ильич с Константином Устиновичем, даже на траурных катафалках, выглядят недостижимой интеллектуальной величиной по сравнению с ЭТИМИ?
Д. Медведев, говорите, "свобода лучше,чем несвобода"? Ну-ну. Говорите, диплом юриста имеете? Вам этот факт не кажется странным? Или деваться некуда от дедовщины? Вы, видимо, уже знаете, что многие (цифры в социологических опросах) вам не доверяют. Зачем так позориться?
СВОБОДУ ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ!!!
COO8TAY | Саяна | 29.09.2011 00:12
В десятку! А по амфоре, так прямо в очко!
Stanislav | Станислав | 29.09.2011 17:51
Впрочем, весь самый главный позор будет неделей позже, когда на съезде "е..ной России" Президент Российской Федерации поцелует ручку крестному отцу. Да, блин... Пауза. И слов то нет...
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 18.09.2011 20:47
Теперь по поводу выдавливания, это вообще процесс похлещи любой психической атаки, и вынести это самое выдавливание может не каждый. Меня выдавливали самыми милыми способами, устанавливали растяжки перед калиткой, гаи отбирало права по самым невинным причинам, запах одеколона признавали, как за употребление оного во внутрь и соответственно делали свои грязные дела.
Точно также производили проверки налоговых органов, затем полиции, возбуждали уголовные дела, которые затем прекращались, с мотивировкой, как возбужденные необоснованно. Но документы изымались, работа страдала, бухгалтерии не могла работать и вновь проверки. Но были и иные методы, то которых не хочется и писать. Когда люди живут подлостью, поверьте мне, они умеют эти подлости делать. А если учитывать, что я беспризорник, став человеком для всей этой стаи был бельмом в глазах, это вообще их выводило из себя. "Юкос" Михаил Ходорковский Платон Лебедев содержали задолго до гонений создали мир детства и добра, солнца и милосердия (Я об этом пишу с особым чувством, так, как знаю, что такое никогда не видеть родителей, иногда зная, что они где-то живут, но почему-то мы не вместе) Вся положительность Михаила Ходорковского ослепляла глаза бандитов ворвавшихся во власть.
Рич Ричмонд
zyxrik22 | Зохраб | 18.09.2011 20:48
1.Неприкосновенность Личности.
2.Неприкосновенность Собственности.
3.Свобода Совести и выбора Идеологии.
4.Свобода перемещения(отмена института прописки-регистрации как такового)
5.Запрет на совмещение коммерческой и административной деятельности.(в т.ч. и членов семей)
6.Выборность губернаторов и мэров крупных субъектов Р.Ф.
7.Детализация доходов-расходов чиновников в СМИ.
8.Отмена привилегий(мигалки,корочки,спец.сигналы)
9.Коммерческая ротация гос.имущества(дворцы-дачи должны использоваться рационально,нужно приехал,оплатил за казённый счёт-провёл совещание и уехал)
10.Реальная уголовная ответственность за вмешательство в деятельность судов и СМИ.
Это мои 10 заповедей...Добавляйте.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 20.09.2011 07:28
11.Конституционное оформление парламентско-президентской республики и резкое ограничение президентской власти, которая сама по себе есть важнейшая предпосылка для распространения и углубления масштабной коррупции, поразившей в наши дни Россию с ног до головы (тезис Михаила Ходорковского).
12.Сокращение сроков пребывания на посту президента до 4 лет, максимум 2 срока с законодательны запретом возвращения на этот пост.
albert_2010 | Albert | 18.09.2011 20:49
to vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.09.2011 19:30
"Всех этих негодяев ждёт неизбежный суд."
Ответы мужественного и достойного -- подонкам и бандитам Но это два непересекающихся множества "Им не понять " ,как давно еще написал "великий пролетарский писатель" Уважаемый , Владимир Сергеевич Демченко ! Разделяю Вашу уверенность и очень надеюсь дожить до этого знаменательного события
utjkjubz | Татьяна | 18.09.2011 21:01
Как бы хотелось, чтобы Вашей семье встретить Вас скоро и полным сил, оптимизма. Основное - родители, правильные, мужественные. Дай им Бог! А Вам - выдержать весь этот бред.
meteo594 | Алла Николаевна | 18.09.2011 21:46
Спасибо. Мужество, честь, гордость, порядочность и грамотность - это здорово, что мы можем это читать и чувствовать в сегодняшней ситуации.
Свободы, радости встречи с семьей!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 18.09.2011 21:56
Про внешний вид. мне лично высказывали своё недовольство нынешние лидеры вечной партии за то, что у меня удлинённые волосы, галстук и костюм не надеваю (Ну не могу я тот вид одежды носить)
Саша Ткачёв сквозь пальцы смотрел на всё это, он бесился от того, что есть собственники и те, кто контролирует своё производство. На одном из совещаний директоров грубо высказался про меня и Петра Георгиевича Созданова директора сочинского молкомбината, пригрозил даже.
На этот момент в моём городе никого не осталось из тех, кто был свободным и не прогибался перед прокурорами, и судьями, а власть поправлял, когда считал нужным. Я был единственным, кто словно белая ворона среди воронья, уничтожавшего такой прекрасный район и переработку в том числе и мою.
Судья Ермаков просто сказал в глаза, чтоб я берёг свою шкуру, и уезжал, но я не уехал, да и никогда за шкуру не держался, на кой она мне, если душа есть. ..
Меня посадили быстро, так быстро, что через 2 часа этот самый Ермаков выступал по местному ТВ и всему району рассказывал, какой я не хороший человек. Запись этого эфира была сделана заранее.
Шёл 2000-й год, М.Ходорковский по подобному сценарию сел через три года. Воистину, это мир придуман не нами.
Рич Ричмонд
ksb | Хайкин Сергей | 18.09.2011 21:59
Несгибаемый человек. Масштаб - не сопоставим с главным тюремщиком. Не то что "не сопоставим" - даже сравнивать глупо.
ecolog | Мария | 18.09.2011 22:33
Здорово вновь услышать "голос" Михаила Борисовича!
Конечно, найдется немало тех, кто найдет подвох в каждом его слове (читала комменты на "Эхе"), но он так достойно и последовательно отстаивает свою позицию, что все эти злопыхания становятся абсолютно ничтожными! Молодец, что не молчит.
Я так понимаю, это идиотское распоряжение о выборе между свиданиями с родными и встречами с журналистами снято?
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 18.09.2011 23:16
Собственно говоря, у меня тоже отношения с силовиками и простыми сотрудниками были вполне нормальными, за исключением таких, какие походили на сечина и устинова (устинов ранее работал 7 месяцев у меня в районе, я помню это аморфное туловище, с отвратительным взглядом и вечно голодного человека)
После того, как меня изгнали из города, всё рэйдерски отобрали, уничтожили впоследствии предприятие, обманули работников моего завода, мне необоснованно вновь возбужденное уголовное дело повесили, даже два, чем испортили жизнь до основания. В результате чего отняли и имя и голос.
Я, после того, как стал понимать обречённость «Юкос» думал, как поступит Михаил Борисович Ходорковский, что он будет делать, насколько его хватит? Всё просто, как и я, молча работал, всё делал по закону, не боялся и взгляда не отводит.
Верил в разум (не понимая, что предо мной шакалы) сзади тоже самое.
Рич Ричмонд
February03 | Marina | 18.09.2011 23:30
Хорошая статья!
Желаю Вам Свободы и Платону Леонидовичу!
С уважением,
Marina
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 19.09.2011 00:09
Я согласен с термином «государственные люди» (разумеется, в кавычках) ибо вся их «государственность» сводилась к тому, чтоб изымать частную собственность и обогащаться за счёт принудительно изымаемого имущества у думающих и работающих граждан.
По сути дела, начиная с 2000-го года, как только к власти пришёл товарищ из органов к власти, и которому все мы поверили (голосовал я за другого кандидата) в России начался процесс масштабного изымания частной собственности в пользу мародёрствующих чиновников и силовиков. Процесс этот касался в первую очередь неугодных власти, а затем, чья частная собственность мозолила глазам трутням и бездельникам, в основном это были чиновники и оборотни в погонах.
Кто сопротивлялся, по типичному сценарию садился в тюрьму, а имущество выбивалось силой, иногда у родственников, если собственник погибал от рук мародёров. Таких примеров масса.
Добрая часть мародёров становилась членами вечной партии, и партия их потом прикрывала, была крышей, так вроде будет понятнее.
Рич Ричмонд
olga-voldman-anikina | Olga Voldman-Anikina | 19.09.2011 00:27
Спасибо, Михаил Борисович! "Простить" им - никогда, пусть им будут уготованы проклятия России, как Сталину!И Вы совершенно правы, мстить не стои - слишком по-путински и по-сталински это будет А с этими выродками рода человеческого лучше ничего общего не иметь - противно!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 19.09.2011 00:43
Наступил миллениум – время мародёров – разрушителей и губителей всего живого на моей земле России.
Сечины, как грибы поганки стали появляться повсюду, ибо благодатное время для мародёрствующей своры настало. Десятки тысяч собственников стали жертвой «государственных бандитов». Силовики и суды стали идти у них на поводу и принимать участие в «мародёрстве-грабеже» бизнесменов, институт частной собственности по сути перестал существовать, осталась его декларативная часть. За 10 лет около миллиона граждан России и иностранцев подверглись этому бандитскому набегу «государственных» чиновников, около 100 000 (Ста тысяч) человек сидят в тюрьмах. ГУЛАГ заработал, семьи разрушены, детство у детей отнято, женщины страдают без мужчин.
Рич Ричмонд
k_cold | Константин Холодный | 19.09.2011 01:58
"...Но тратить время на месть? Я слишком прагматичен."

Оставить зло ненаказанным?
Есть такое выражение:"Чтобы другим неповадно было".
Михаил Борисович, есть достаточно Ваших сторонников, чтобы взять это на себя.
m-e-gera | Мария Герасимова | 19.09.2011 09:25
Удивляет то,что огромное число людей остаются настолько слепы. Белое это белое,черное-черное. Сколько можно быть лохами и верить в бесконечные властные мифы.
Очень хорошие ответы,просто и гениально.Я за свободу,за победу разума!
Конечно,в истории у создателя Юкоса будет очень приличное место.Но нееет-до истории еще далеко!!
Joseph | Иосиф Хейфец | 19.09.2011 11:44
Создается впечатление, что над Россией висит проклятие. Кто бы не приходил во власть делает все возможное, чтоб втоптать ее в грязь. Безусловно, это выгодно каждому очередному царьку. Со стадом черни легко справляться. А, вырвавшись из грязи, каждый очередной правитель, даже если он случайный, не применет насладиться собственным могуществом. Лучшего примера, чем Д.Медведев найти невозможно. У этого юриста было 4 года, чтоб, все забросив, заняться, в широком смысле, судебной реформой. Это был единственный шанс изменить судьбу страны и возвестись на пьедестал. Более того, его неоднократно к этому призывали. Но он упивался собственным величием и насладился властью в полной мере. Так будет всегда.
Я не считаю Вас, Михаил Борисович, умным человеком и гражданином. Заботится нужно ТОЛЬКО о собственной семье. В этом счастье и благополучие любой страны, даже той, над которой висит проклятие.
Swettlana | Swettlana | 19.09.2011 16:29
А я уверена, что Михаил Борисович в первую очередь всегда заботился о своей семье. Вспомните, как прекрасно о нем говорила жена в интервью, как его любят дети, как трепетно относятся к нему родители! А потом он начал расчищать пространство вокруг семьи, чтобы семья жила не как на изолированном острове, боясь ступить в грязь и ужас за его пределами, а в современной свободной стране. Почему честных, благородных, великодушных, справедливых людей мои очаровательные соотечественники традиционно не считают умными? Для меня это загадка. То есть, если ты готов, пардон, нагадить всем окружающим на голову ради благополучия исключительно собственной семьи - значит, ты умный, ты молодец. Извините, мне такая мещанская идеология не близка. Она близка путинско-сечинской банде, они этим успешно занимаются уже столько лет. Вот они, по-вашему, умные?
С уважением, Светлана.
uritru | Юрий | 19.09.2011 11:47
Спасибо Вам Михаил Борисович что несете крест за нас Россиян, но не уверен что мы этого заслуживаем раз до сих пор терпим эту банду у власти и только уповаем на суд истории.
Мужества Вам, здоровья.
Swettlana | Swettlana | 19.09.2011 16:29
+1000
gorod2222 | Наталия | 19.09.2011 14:46
Спасибо ВАМ, Михаил Борисович! Не проходящая душевная боль от всего, что Вы рассказываете. Каждый раз содрогаюсь и думаю, когда же эти ублюдки понесут заслуженное наказание? Желаю Вам сил и здоровья для дальнейшей борьбы. Сегодня с Вами очень много друзей и единомышленников, и с каждым днем их становится больше. Я верю, что скоро Вы будете на свободе!!!!
azrilev | Майя | 19.09.2011 17:58
"Михаил Борисович со своей командой останется в ИСТОРИИ, как создатель ЮКОСа-самой мощной и прозрачной частной компании РОССИИ.
Жертва политического преследования системы под названием -ПУТИНИЗМ!"
Эти слова из комментария полностью поддерживаю. Желаю стойкости, несгибаемости, оптимизма, а главное - здоровья, здоровья и еще раз здоровья, чтобы не дать этим сатрапам радоваться Вашим горестям. Очень ждем Вас и Платона Леонидовича на воле.
lavsel | Сергей | 19.09.2011 22:21
Эталонное мужество! Вот так, изо дня в день, из года в год, не просто терпеть это, как Иван Денисович у Солженицына, а вести непрестанную борьбу с подлостью и беспредельной наглостью системы.
И это находясь в условиях тюрьмы и зоны!
Идиотская власть выращивает эффект Нельсона Манделы на российской земле...
Власть запуталась в своей лжи окончательно и бесповоротно, на обозрение всего цивилизованного мира.
Какой позор!!!
Сергей Львович.
Tatiana | Татьяна Романова | 19.09.2011 23:38
Недавно где-то слышала, как писатель Сорокин сказал, что в России сейчас национальная идея - ПОДВОРОТНЯ. Так и есть... Страну захватили, грабят и насилуют люди из подворотни.
COO8TAY | Саяна | 19.09.2011 23:38
"Будут ли выборы выглядеть честными, чтобы легитимность избранного президента оказалась достаточной, когда придёт кризис?"
О! Как точно сказано Ходорковским! Видимо, всё к этому и строгается, чтоб за кризис отвечал народ, который избрал "чуровых". -"Сами доверили, разве не поняли из прежнего опыта?"
ВЫБОРОВ БЕЗ ОППОЗИЦИИ НЕ БЫВАЕТ!!!
COO8TAY | Саяна | 19.09.2011 23:50
О,как будут посрамлены алчущие!
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ, СИЛ ВАМ И ВДОХНОВЕННОГО УМОНАСТРОЕНИЯ.
СВОБОДА И ВСЕ МЫ РЯДОМ!
tintoret | Alexander | 20.09.2011 18:27
Пока жив Путин, Ходорковский и Лебедев освобождены не будут! Это мое глубокое убеждение.
Восхищен стойкостью Михаила! Для Путина он стал еще опасней чем был ранее, до посадки. Поэтому сидеть ему долго, если что-нибудь не случиться...
Anita | Valentina | 22.09.2011 04:09
Свободу всем незаконно осужденным!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 25.09.2011 17:29
Кандалы, тюрьма - лучшее решение для решения меркантильных вопросов мародёров во власти. Так было всегда. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 29.09.2011 22:57
Россия на пороге большого противостояния со всем западным миром. Всё идёт к этому. Я свой выбор не сделал, мне такой возможности никто не предоставил, моя Конституция под пятой сумасшедших, в очередной раз назначивших себя властителями России. Как дальше жить, пока не ведаю. Гражданское общество России немое, слепо и глухо. Стадное мышление взяло верх, молодое поколение отравлено, мы больны. Рич Ричмонд
Che | Юлия Ч. | 30.09.2011 06:55
Согласна. Когда я услышала про совместные военные учения с Северной Кореей,то ушам своим не поверила.Наша страна превращается в окончательного международного отщепенца. При этом расходы на оборонку они не сдадут ни под каким видом, пусть хоть все бюджетники и пенсионеры перемрут!Стало ясно, куда мы катимся и с кем теперь дружим.Удовлетворяем за свой счет амбиции безумных сатрапов.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 01.10.2011 23:42
СПАСИБО ГОСПОДИ!!!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 03.10.2011 20:08
А раньше на давила власть на Вас тюрьмой? Дорогие Михаил Борисович и Платон Леонидович, я знаю истинную причину, по которой вы сидите в тюрьме. Причина веская, раньше за это расстреливали. По-настоящему об этом никто и ничего не говорил. Истинная причина вашей тюремной жизни, кроется за тем, что никто ещё не озвучил честно и открыто. Обещаю чуть позже, на днях раскрыть эту тайну, которую боятся озвучить честные журналисты, а может попросту не в состоянии этого сделать. Рич Ричмонд
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru