СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2011
 6
81213
1920
232627
   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
23.03.2011 г.

«Очень многие считали, что судят второй раз за то же самое»

Социолог Наталья Зоркая – о том, как дело ЮКОСа раскололо общество

"Радио свобода", Вероника Боде, 22.03.2011

22 марта в Москве проходит конференция "Российские альтернативы" (Седьмые Ходорковские чтения). Многие эксперты отмечают большое значение второго процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым для российского общественного сознания.

Каково сегодня отношение в обществе к экс-менеджерам ЮКОСа? Как повлиял этот обвинительный приговор на доверие россиян к судебной системе страны? Хотели бы люди, чтобы осужденные были помилованы?

Четверть россиян, по данным Левада-Центра, предпочли бы, чтобы Михаил Ходорковский был помилован в случае, если бы такое прошение было подано президенту страны. 34 процента – против. Большое количество опрошенных (41 процент) вообще не имеют мнения по этому поводу. Исследование комментирует социолог Наталья Зоркая:

– Важно отметить, что за помилование выступают наиболее как бы квалифицированная часть населения и, как ни странно, самые молодые. В группе от 18 до 24 лет их 31 процент. Среди людей с высшим образованием таких треть. А самый высокий показатель – в единственной социально-демографической подгруппе, где таких большинство относительное, – это москвичи. По данным предшествующего опроса – в январе - люди ожидали гораздо более мягкого приговора. Хотя большинство затруднялось с ответом: почти половина опрошенных, но порядка 10 процентов ждали вообще оправдательного приговора, около четверти – условного срока. Около четверти всех опрошенных ответили: выпустили бы Ходорковского и Лебедева на свободу. На протяжении двух дел против руководителей ЮКОСа значительная часть – около 40 процентов опрошенных – говорили о том, что на суд оказывается давление.

– По поводу второго приговора Ходорковскому и Лебедеву россияне разделились поровну: 28 процентов считают, что суд был справедливым и беспристрастным, и столько же - что он таковым не был. Что, на ваш взгляд, означают эти цифры?

– Действительно, довольно значительная часть людей по-прежнему считают, что Ходорковского и Лебедева есть за что судить. Хотя тут нужно говорить и о том, что из следивших за вторым делом, одна пятая не понимала вообще, о чем идет речь, за что их, собственно, судят. Очень многие считали, что судят второй раз за то же самое. То есть это, скорее, не оценка законности вынесенного приговора, а показатель отношения ко всей системе в целом, в том числе к правосудию.

– И каково оно?

– Скорее, негативное. Потому что только восемь процентов опрошенных считали, что мотивы для возбуждения второго дела против Ходорковского и Лебедева имели правовую основу и были мотивированы стремлением к торжеству закона и восстановлению справедливости. Недоверие к суду в целом растет, в том числе и по таким показателям, как зависимость суда от власти, судов низкого уровня – от высших судебных инстанций. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных считают, что в российском правосудии существуют и политические процессы, которые мотивированы экономическими интересами, а не основаны на выяснении правды и восстановлении законности.

– Изменилось ли отношение россиян к судебной системе после приговора Ходорковскому и Лебедеву?

– Напрямую сказать трудно, но в принципе мы фиксируем снижение показателей доверия к судам всех уровней. И это - косвенное влияние приговора.




Комментарии
2107 | галина | 23.03.2011 14:48
Почему москвичи и питерцы всегда локомотивят все демократические процессы? У них что, другой интернет? Россияне, просыпайтесь скорей. Проснуься от ничегоневедения и ничегонехочузнания нужно сейчас, завтра может быть поздно.
zvg13 | Василий | 24.03.2011 18:02
Те, к кому Вы обращаетесь уже "умерли" как граждане, им ничего не нужно, дайте только им урвать чуть больше и это есть их СЧАСТЬЕ. Слаще моркови не ели, уж извините, а те, кто поели быстро поняли, что всем давать не нужно, иначе они захотят все больше и сочнее, а делиться они не могут, жаба удушит, пусть сгниет, но не дам. Есть такой мультфильм у Миадзаки "Унесенные призраками", вот такие рожи видятся мне везде, где есть наше государство, в ДЭЗах, Префектурах, Собраниях, Думах, Трестах и т.д. Им хорошо так живется, их много, а совесть они давно друг другу зализали уже, и бог (у кого есть, конечно) у них свой, мордатый на золотом троне, на все их благословляет и прощает. Придут они, помолятся, он, конечно, не ответит, но они знают, что простит, и люди простят. А за что на них несчастных злиться, они ведь все заразились случайно, а кого и насильно заразили, болезнь у них такая, страшная, хуже наркомании, называется – СВОЛОЧИ БЕЗСОВЕСТНЫЕ И НЕНАСЫТНЫЕ
yahudiru | pavel | 28.03.2011 22:32
НА ВСЕ СТО ПРАВ.Но так везде......
gorod2222 | Наталия | 23.03.2011 15:44
Неужели эти цифры верны? Мне 39 лет, я Москвичка, и по данным Центра я не вхожу в 31 % группы от 18 до 24 лет. Но поверьте мне, у меня очень много знакомых и друзей, которые не москвичи, и старше меня по возрасту и они четко на сегодняшний день понимают, что такое второй приговор. Ни у кого из них нет сомненья, что это политическое дело. И что за этим стоит путин (извините, с умыслом пишу с маленькой буквы).Единственное, что стоит отметить, что все мои друзья и знакомые с высшим образованием! Мне очень жаль, что наш народ еще не проснулся! Так хочется верить, что это неверно подсчитанный процент!!! И что нас гораздо больше!!!!
Tatiana | Татьяна Романова | 24.03.2011 16:24
Это зависит от круга общения. Меня, например, наоборот потрясает, насколько много людей аполитичных, равнодушных даже к громким процессам и новостям. Особенно среди молодежи, которая прагматично думает о своем куске хлеба и не лезет туда, где опасно... Чего стоит, например, информация по взрывам домов. Казалось бы, общество должно возмутиться по поводу того, что эти факты не расследованы и итоги не доведены до общественности. На Западе на улицу с такими требованиями ВЫШЛИ БЫ ВСЕ, за исключением больных и детей. А у нас тихо... только гибнут журналисты, пытающиеся подойти к этим вопросам...
zvg13 | Василий | 24.03.2011 18:03
Давайте выйдем:)
zvg13 | Василий | 24.03.2011 18:07
он и не проснется, а разбудите, спасибо не скажет, попросит выпить и спляшет, а пока будет плясать да ломать все вокруг, пролезут те, кто во вторых рядах первым зонтики держит...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.03.2011 16:10
Учитывая полную информационную блокаду о деле ЮКОСа, более того сознательную ложь о сути обвинений руководителям ЮКОСа со стороны всех государственных СМИ и, прежде всего, главных каналов ТВ, нужно признать оглашённые цифры социологов просто поразительными. Можно только представить себе истинное отношение общества к Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву если бы воровская путинская власть не покончила с независимостью судов и со свободой СМИ. Жаль, что правда о ЮКОСе пробивается с таким трудом. Но она обязательно восторжествует.
eshunko | Evgeny | 23.03.2011 16:57
Насколько помню, Российский народ никогда не торопился менять уважение к власти на презрение (семь раз отмерь - один раз отрежь). Должно накопиться достаточно вопиющих фактов неправосудных расправ над гражданами и противозаконного использования властью правоохранительных инструментов государства против населения. Мне не кажется, что в обществе Российском произошел раскол. Произошел сдвиг в сознании наиболее образованной и наиболее информированной (Москва) части общества. Этот сдвиг породил движение в понятном направлениии, а сила трения для движущихся объектов значительно меньше, чем сила трения покоя. Учитывая, что инерция общества достаточно велика, но и памятуя, что существует положительная обратная связь: чем более критически граждане оценивают происходящее, тем больше негативных сторон жизни они способны разглядеть, мы можем заключить, что развитие этого движения имеет ускоряющийся характер. Поэтому почти внезапное осознание большинством активных гражданан страны реальности всегда застает власть врасплох. А у власти все еще сохраняется опасная иллюзия, что если сейчас, в данный момент, засадить вот этих граждан в каталажку, а этих вытолкать за границу (или убить), все еще можно вернуть: и дворцы, и богатство, и почитание толпы, и “надежные” бразды правления... Но ничего уже нельзя сделать. Любое проявление властью жестокости рассматривается (справедливо!) как притеснение народа, любые поблажки - как доказательства слабости коррумпированной и развращенной вседозволенностью власти. Таким образом, когда власть растрачивает кредиты доверия, предоставленные ей народу, уже нет механизма повернуть время и упущеные возможности вспять. Можно только оттягивать момент расплаты или возглавить революцию под “народными” знаменами.
Евгений Шунько
zvg13 | Василий | 24.03.2011 22:02
покой нам только снится:) Детей жалко...
Ludmilla | ЛЕВ | 23.03.2011 17:05
Черчиль любил говорить, что доверяет только той статистике, которую сфальсифицировал лично. Самый лживый из всех языков - это язык статистики, а уж тем более язык российской статистики. Именно поэтому я не верю ни одной цифре от Левада-Центра. Всё ложь!
HZEJNQxK | Татьяна | 23.03.2011 21:07
Господи!У нас когда нибудь народ проснется ведь нас считают за каких то идиотов.
зоркая сказала про Левада центр и все должны поверить.ГЛУПОСТЬ номер один.
Левада центр сказал.что победу одержали единоросы и мы опять должны поверить и ведь
все прекрасно знают в том числе и зоркая что это ЛОЖЬ,как и то,что на выборы в этом
году пришло больше людей чем в предыдущие выборы ну ВОПИЮЩАЯ ЛОЖЬ и этим меня
оскорбляют. Татьяна
COO8TAY | Саяна | 25.03.2011 21:53
Да, в российском суде (правосудие это не сюда), существуют "заказные политические процессы", мотивированные экономическими интересами. Отсутствует независимый и справедливый суд. Попирается КОНСТИТУЦИЯ!

В России суды существуют не для выяснения правды и восстановления законности, а для сведения счётов по "заказу".
"- Чего изволите? -Готовьте должность или "бабки"!"
Swettlana | Swettlana | 26.03.2011 23:38
Больше всего меня удручает такой факт: 10 % ожидали оправдательного приговора (т.е. понимали, что обвинение липовое), и в то же время 40 % считают, что на суд оказывалось давление, что процесс затеян по политическим мотивам (по данным других опросов - около 80 %). О чем говорят эти цифры? Значительная часть наших сограждан (от 30 до 70 %) понимает, что обвинение не основано на законе, доказательств никаких нет, но допускают при этом, что Ходорковский и Лебедев заслуживают того, чтобы их осудили - не важно, по какой статье, но фактически - за некие прегрешения ("честные люди миллионерами не становятся", "у них руки в крови", "они от налогов уходили" и другие вариации). Я сама однажды услышала подобное мнение, от одного в общем-то неглупого человека: да, обвинение - полная фигня, но посадили их правильно, все равно ведь есть, за что. Вдумайтесь: люди уверены, что можно посадить человека, не имея никаких доказательств его виновности в совершении преступления, просто потому, что он, скорее всего, так или иначе нарушал закон. А за что фактически посадили - не суть важно. Вот это страшно, это уровень правосознания. Правда, это обычно до тех пор, пока самого не коснулось. С этим надо как-то бороться.
Tatiana | Татьяна Романова | 28.03.2011 19:17
Да, это вы правильно говорите. Такова российская ментальность - ориентир не на закон, а на представление о справедливости (а у каждого оно свое).
vladimir_SPB | Владимир | 29.03.2011 17:48
Те, кто высказывается в тему "Ходорковского есть за что судить" - тем самым высказывают свое отношение к крупным собственникам вообще, т.к. конкретно не могут сформулировать, за что же МБХ судят. Поразительно, что и государственное обвинение на процессах так же похоже на обывателя.
А про то, что "отношение к МБХ раскололо общество" - ну вряд ли. Если примитивно - есть две части: подавляющее большинство, которому эта тема неинтересна совсем, и все остальные, которые в свою очередь делятся на "за" и "против". Причем возможность воздействовать на принятое властью решение - эфемерна.
COO8TAY | Саяна | 25.04.2011 05:26
До суда ЮКОСовцев, имела неосторожность думать:"Многие осужденные говорят НЕ ЗА ЧТО!

Проанализировав второй процесс, убедилась, что НЕТ НЕЗАВИСИМОГО ЗАКОННОГО СПРАВЕДЛИВОГО СУДА!
"СПАСИБО заказчикам", что открыли глаза,дали понятие, и на весь мир ПОКАЗАЛИ кто ПРАВИТ СТРАНОЙ.
Полагаю бандиты! КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВЕРИЕ К БАНДИТСКИМ СУДАМ?
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru