СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2014
     12
789
1416
18212223
27  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
18.02.2014 г.

«Ходорковский не тот архетип»

Нежелание Михаила Ходорковского вовлекаться после выхода из тюрьмы в политику не удивило Ирину Хакамаду. 

Журнал «Итоги», Валерия Сычева, 17.02.2014

Из интервью с Ириной Хакамадой

<…>

— Думаете, истинной подоплекой ареста Михаила Ходорковского были политические мотивы?

— Это загадка. Рассказов и версий на сей счет много. Думаю, тут все переплелось… С Ходорковским мы познакомились в 1995 году. Он помог мне финансово как одномандатнику. Маленькие денежки, но дал. Когда мы вели переговоры на эту тему, единственным его условием было отсутствие попыток с нашей стороны смести Ельцина. В остальном — полная свобода рук. Я как раз придерживалась тех же взглядов. Последний раз я встречалась с Михаилом где-то месяца за три до его ареста. Он сказал, что его топят, но он готов бороться за «ЮКОС» до конца. Идти на все, вплоть до тюрьмы. Я ему возражала: тюрьма, мол, не лучшее место, кроме того, у него много гуманитарных проектов, и он больше принесет пользы, если продолжит их финансировать. Но он сказал нет.

Моя версия случившегося такова. Путин стал президентом через институт преемничества, не пройдя политической борьбы, поэтому у него не было ни своих финансов, ни группы товарищей. Придя к власти, он почувствовал, что его поддавливают, потому что при Борисе Ельцине сложилась олигархическая система — смешение большого бизнеса и большой политики, и в этой полуфеодальной системе власти Путин оказался чужим. Думаю, первое, что он начал делать, — это создавать пул единомышленников на основе спецслужб, потому что других не знал, и свой финансовый пул. Как раз в этот момент такие, как Ходорковский, наступили ему на мозоль. Ведь Ходорковский был финансовым гигантом, у него было огромное предприятие. К тому же он требовал льгот, пятого, двадцатого, демонстрируя полную независимость.

— Что думаете о его досрочном освобождении?

— Что называется, мужики разобрались. Каждый доказал себе и другим то, что хотел, и после этого они наконец разошлись.

— Есть ли у Ходорковского политические перспективы?

— У любого сидельца они есть.

— Но он вроде бы вежливо открестился от «болотных».

— Нет, я внимательно слушала все его интервью: он не открестился — он их поддержал. Но от политики ушел, и это неудивительно. Ходорковский по большому счету политикой никогда не увлекался. Но он создал огроменный нефтяной бизнес, который в России не может существовать вне политики. Конечно, ему нужно было лоббистское влияние в парламенте. Поэтому он поддерживал либералов, коммунистов, обеспечивая голоса. То есть занимался лоббированием. Реально же Ходорковский увлекался большим бизнесом и гуманитарными проектами. И сейчас намекнул, что хочет продолжать этим заниматься. Когда та же Евгения Альбац со товарищи мне говорила, что Ходорковский — это будущий президент, я скромно молчала, потому что понимала: возражать бесполезно. Но это не так. Ходорковский не тот архетип. Кроме того, условия выживания в тюрьме в течение десяти лет делают из любого человека мудреца. А мудрец все про себя понимает. Но авторитет у Ходорковского будет большой, поэтому к его мнению будут всегда прислушиваться. Думаю, его это вполне устраивает.

<…>




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.02.2014 11:56
Пути Господни неисповедимы. И НА КАКОМ МЕСТЕ мы увидим завтра МБХ сказать трудно. Однако, как мне кажется, Михаил Борисович из тех людей, в которых чрезвычайно сильно развито чувство ответственности за окружающую жизнь и ответственности за страну. Кроме того, Михаил Ходорковский - последовательный и убеждённый противник путинского, авторитарного метода управления государством. Поэтому он осмотрится после неволи, соберёт и проанализирует нужную информацию и обязательно начнёт работу в той сфере, где его деятельность по развитию и демократизации России будет - по его разумению - наиболее эффективной. Однако в любом случае в кустах он отсиживаться не будет, а значит от политики никуда не уйдёт. Не тот человек.
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 14:16
Да уж!Патриотизм так и прёт из всех радетелей за Россию,но увы не за её народ.Несчастные изгнаники,преобретают города и веси.Я уже приводил примеры,когда становится обидно за народ-это когда тебя рылом окунают в общее корыто,в котором уже всё съедено.
Anita | Valentina | 24.02.2014 05:24
Правильно, точно так же думаю, нужно время, а не дергание туда-сюда, жизнь не бесконечна. Плюс товарищи в тюрьме. Ускорить их освобождение - главное сейчас.
katutti | Екатерина | 23.03.2014 14:02
Владимир! Читать ваши комментарии - чистое удовольствие. Логика, объективность, отсутствие пафоса и трезвый взгляд на ситуацию. Браво!
moskovit1930 | Полежаев Вячеслав Москва | 18.02.2014 11:57
Хоть на время оставьте МБХ в покое. Дайте человеку прийти в себя.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 18.02.2014 14:22
Конечно, пусть слегка отдохнёт. Не на курорте же был 10 лет. Не в Сочи. Кстати, учитывая особенности природы и времени года, туман на Олимпиаде-2014 может продлиться ещё недели две. Поэтому предлагаю провести соревнования по биатлону в формате "танковый", так как наши танки соответствующими прицелами снабжены. Наш биатлон станет новым олимпийским видом.
Anita | Valentina | 24.02.2014 05:25
!!!!!!!!!!
lavsel | Сергей | 18.02.2014 11:59
Насчёт того, что МБХ стал действительно за годы заключения значительно мудрее, это совершенно очевидно.
Хорошо ли это? Надеюсь, что хорошо.
В области гуманитарных проектов такая личность просто необходима. Иначе общество будет намертво захлёстнуто волной тупой пропаганды, стиля Дмитрия Киселёва, отмеченного за верноподданность сегодня новеньким орденком...
Но ведь для развития страны нужны образованные и честные люди, а не зомбированные тупые и преданные болванчики.
Пожалуй, Ирина Хакамада права и в своём анализе расклада сил при заходе во власть Путина.
Только опора на силовиков, прошнурованных вездесущей ФСБ, могла обеспечить его существование на вершине власти. Она же обеспечивает и сегодняшнее его благоденствие.
Только вот чего не хватает ему, да и всем нам, в нынешнем состоянии, так это грамотного, ответственного взгляда в будущее самой России. На её перспективу.
А вот для этого и нужна мудрость человека, умеющего смотреть далеко вперёд, не цепляясь за своё нынешнее высокое кресло...
Потому-то и хочется слышать слова Михаила Ходорковского, умеющего масштабно и системно мыслить, не завязанного на сиюминутные личные интересы.
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.02.2014 12:56
Четвёртая - самая низкая - степень падения лжеца кисилёва отмечена путинским орденом.
Bobbyboy87 | Igor G.T. | 19.02.2014 03:29
Уважаемый Сергей Львович и все те кто поддерживал все эти годы МБХ,
...никакой мудрец не поможет,пока в стране большинство людей быдло (именно это слово) огромное кол-во народа,... уйдет как минимум 3 поколения.Как это не горько, быстрее не получится.И МБХ ато понимает как никто другой.
А 10 лет ему было достаточно для того,что бы понять,что он будет делать после выхода из тюрьмы.
lavsel | Сергей | 20.02.2014 22:39
Игорь, вы предлагаете лечь на диван и ждать, пока пройдут "три поколения"?
Сразу после войны мы, советские пацаны, считали всяких "немцев и япошек" тупыми, трусливыми, бестолковыми, никчёмными людишками.
А как же: ведь "МЫ ПОБЕДИЛИ ИХ ВСЕХ!"
Прошли годы. Школа. Работа..Мы старательно строили "коммунизм"...
И вдруг, сквозь треск победных газетных рапортов, краем уха слышим, что лучшие бытовые приборы, авто, шмотки, жратву, - всё это делают те самые, которых мы...
И чем дальше...а мы всё строим коммунизм, и клянём вредителей, тунеядцев и шпионов...
А наши "кондовые" промтовары, как ни хвали их, всё дальше и дальше от "ихних"...И сколько ни уговаривали себя, что "советское - значит отличное", а всё в ж..у!
Так вот, поколений прошло у нас одинаково, только "ОНИ" трепыхались и работали, а "МЫ" строили "светлое будущее всего человечества", охаивали их, а сами топтались на месте, обучая других, как строить "коммунизьм" и бороться с "капитализьмой"...
Время-то прошло одинаковое..."три поколения".
А мы всё воюем... с собой!
С.Л.
YuRN | ЮРН | 23.02.2014 14:33
И что самое неприятное - перспектива все та же. Об этом вполне внятно свидетельствую комментарии на всевозможных сайтах к эпизодам, усл., Шендеровича, Толоконниковой-Алехиной, Украины-"майдана", "болотного" беззакония и т.д., и т.п. И не так уж важно, называть/связывать ли этот феномен с исторически обусловленным/рабским агрессивным "быдлячеством" значительной части народонаселения или тем с же самым, по-существу/последствиям, холуйским ситауционным/повседневным быдлячеством общества снизу и до самого !!!"элитного"!!! верха. И м.б. даже не так уж важно в каждом случае конкретного россиянина , лежать ли на диване или ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО действовать. Более того, во многих случаях кажется, что лучше бы этого "целесообразно обусловленного" действия или даже "сотрясений воздуха" речами/писАниями конкретных персон самых противоположных взглядов и "крайних" общественных положений не было вовсе. Но так не бывает, а потому, как очень давно было сказано китайскими мудрецами, "совершенномудрый бездействует" (с расшифровкой типа "исполнители, усл., "быдло" все равно все переврут и извратят до неузнаваемости). Слава Богу, что в промежутке между, усл., господствующим "быдлом" и, опять усл., "совершенномудрыми" есть "зазор" человеческих свойств - все-таки не так мерзко наблюдать происходящее в путиноидной России. Однако же людям/россиянам из "зазора" с индивидуальной общественной "жилкой" (в том числе, ест., МБХ, а м.б. - и ПЛЛ) лично я могу только посочувствовать.
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 12:27
Какая политика?Игра на бабки,а там где играют по крупному,не редко оканчивается кровью.Мише повезло,десятка за нефть,которая в равной мере пренадлежит и мне и моему народу,но в одночасье стала его.Я будучи антисоветчиком,отсидел 30 лет и вернулся к тем же берегам,где меня крепко обидели.Мишу обидели не шибко,коли сдулся не пустым.Сейчас он станет радеть за бедных,безпризорных,за сидельцев.Во время перестроек,у нас в Волгограде посадили комиссара милиции генерала Иванова,так вот в его бытность,в области раскрываемость преступлений была выше,чем 100%и вот отбыв6 лет из десяти отмерянных-он стал бороться за права заключённых и помогать материально.Чурбанов,так же,пытался оказать мат помощь.Им срока пошли на пользу и Мише тоже.Когда вы пишите о несчастном,который может стать президентом,то не так он и несчастен,напротив,насобирал очков,как Ленин,Сталин,Котовский,Камо,Свердлов и мН.др.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 18.02.2014 12:29
Умная Она - Ирина Хакамада! Только не согласен я, что "мужики разобрались". Не было "мужика" с той стороны. И ещё: не из "любого человека мудреца" делают 10 лет тюрьмы. Но это - мелочи. О ситуации с Михаилом Борисовичем, который в эти дни находится в изгнании, высказались известные нам представители общественности. Подождём ещё интервью и статей по теме. Но, не пора бы уже САМОМУ сказать нам СЛОВО? Вы про кого подумали? Года два тому я предложил ТВ100 провести передачу на тему "Механизм формирования элиты в сегодняшней России". После скорого интереса наступило молчание. СТРАШНО...
eprstu | Антон Непутин | 18.02.2014 12:43
Почти поддержу это мнение...
Единственное что меня как то задевает , что "мужики то разобрались" а мы все ( НАРОД ) - еще пока что нет.
"Дело Ходорковского" это не только "его личное " дело , это давно уже "дело всей России"!
И даже в случае "примирения" ( если так можно назвать освобождение трусливым и бессовестным человеком умного и сильного ) ... невозможно "убирать в архив" преступления самого путина!
Почему то в России путин может делать все "что он хочет" , в то время , как сам он был бы признан преступником в любом суде мира ( в любом - цивилизованном и действительно независимом)!
Почему то в России все молча смотрят на те преступления , которые совершает власть . Все мы молча созерцаем - как власть куражится над народом , при чем - совершенно по преступному и по бессовестному.
Пока народ будет боятся преступников во власти , пока нас мало - мы так и будем "обсасывать" вместе с Хакамадой темы "разборок по мужски"...
Досадно!
gapankis | Gala | 20.02.2014 21:16
По поводу "преступлений, которые совершает власть", нельзя ли по-конкретнее? Откройте глаза "быдлу".
eprstu | Антон Непутин | 22.02.2014 00:59
Конечно тебе открою ( ничего что на =ты=?) :

http://www.svoboda.org/content/article/25208961.html

http://www.sovsekretno.ru/articles/id/514
http://www.svoboda.org/content/article/24700076.html
http://www.svoboda.org/content/article/25183494.html
http://www.svoboda.org/content/article/24490369.html
http://www.svoboda.org/content/feature/2243444.html
Ну а так же - смотри в сети " дело Марины Салье"..там много интересного про путина [...]
1938 | alla | 18.02.2014 12:46
Думаю, пока открестился... Слишком не ординарная личность. Таких сегодня в любого уровня нашей власти просто нет, это не заурядного склада ума, образованности, честности, интелегентности, человека чести и совести, просто нет. Только бы сам М. Ходорковский понял, как народ ему доверяет и как хочет, что бы он был у власти. Есть колосальное количество народа, который проголосует за М. Ходорковского. Алла Москва
alena | Алёна | 18.02.2014 20:08
Алла, не обольщайтесь. Количество "народа" который хочет, чтобы у власти был Ходорковский, на сегодняшний день в России ничтожно, к сожалению. Народ спит и выбирает Путина, и слушает Киселёва. Тьма, наоборот, сгущается, и сам Ходорковский это прекрасно понимает, говоря о 60% тех, кто готов доверить свою судьбу любому правителю.
Bobbyboy87 | Igor G.T. | 19.02.2014 03:32
Это то о чем я сказал выше.
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 12:55
Меня поражает Ваша близорукость и совсем не верится в то,о чём Вы говорите.Неужто вы впрямь так считаете?
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 13:02
Мне кажется,что Вы лукавите,самым непостижимым образом.Ког вы можете назвать сегодня честным в России?Увы,господа,кто честен,тот беден.Вы либо поздно родились,либо качаете нефть и думать Вам совершенно не за чем
valievrh | Руслан Валиев | 18.02.2014 13:29
Жду от Михаила Борисовича проявления деятельности. А пока он, по-видимому, отдыхает
Anita | Valentina | 24.02.2014 05:30
Да уж, отдыхает, ну и слово подобрал!
svetilsa | Светлана | 18.02.2014 14:05
Михаил Борисович - архетип человека - высокоинтеллектуального, мужественного, сдержанного, много переосмышлевшего, способного на глубокий анализ, - России такой архетип не нужен? Почему он в изгнании? Что касается того, что "мужики разобрались" я не согласна, потому что "мужики" на сегодня с разным багажом: 10 лет тюрьмы у одного, более 10 лет царствования, у другого. И разве речь может идти о досрочном освобождении Ходорковского, когда осталось до окончания срока несколько месяцев.
Что касается награждения Киселева орденком, - это ничто иное, как позор. За какие такие заслуги? Скорее всего, за услуги! Позор!
vladimir_SPB | Владимир | 18.02.2014 14:34
Вот давайте не будем говорить про МБХ и политику. Он сам все уже сказал. И государство от него еще не отвязалось: из-за решетки выпустили, а имущественные санкции остались. Приедешь в РФ - останешься...А еще - судимость, пока она не снята - никакой возможности свою кандидатуру выставить. В общем, все законные возможности участия в конкретной политике в этих условиях для МБХ надолго закрыты.
Но такие личности не приходят к власти на выборах. И держат свое слово. Может, в условиях жесткого кризиса очередной "вождь" призовет к себе такого управленца-государственника?
tintoret | Alexander | 18.02.2014 16:00
На примере Ходорковского Путин показал всем, кто в доме хозяин. И прокурорским, и судейским, и олигархам он дал сигнал, что выше никого нет: ни законов, ни совести, ни морали. Ему надо было удержать страну в удилах: этими удилами и стал Ходорковский, а возжами были прокурорские и судейские.
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 16:08
Не понятно,чем,так вас очаровал Ходорковский? Тот же мироед,что и березовский Абрамович,Гусинский,Прохоров,Потанин,Дерипаски и все остальные.Пока он не сидел,он был многим по барабану,за исключением тех,кого они доели.Нашли Робингуда,МБХ
wasteros | wasteros | 18.02.2014 17:33
При всём уважении к Ирине абсолютно не согласна,что 'мужики разобрались'.Этим она поставила их...рядом,т.е.сравняла.Но даже если вынести за скобки знаки +(МБХ) и -(ВВП),они не могут быть равны!Ирина,Вы...ушли от ответа,надеюсь, не по причине осторожности.Ходорковский навсегда останется в истории как ОБРАЗЕЦ мужества,достоинства и чести.Чего никакими ухищрениями не достичь его...мстительному противнику.
Marsa | Марина | 18.02.2014 20:37
Мужики разобрались - понравилось. Женский взгляд на мужские разборки. Бизнес - это мужское дело, как в прочем и политика. Так принято считать, но это не так. Точно не так. И Ирина сама может доказать это своей жизнью в политике и бизнесе.
NYNCK | nick | 18.02.2014 21:30
"Нам нужны не умненькие, нам нужны послушненькие!"
В России было сказано! Лет скоро 200 тому будет. А наш воз и ныне там...
Ar17081948 | Александр | 18.02.2014 21:32
Если я Вас правильно понял,то Вы видите Ходорковского,этаким Данко? Но пардон,он не единственный кому мы обязаны,хлебом подсоленым слезами.Мне не очень понятна Ваша позиция,но на мой взгляд,что МБХ,что ВВП,что БАБ и мн.мн. др.Одного пошиба ибо борьба не взглядов,а игра на бабки и очень хорошии
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 19.02.2014 00:03
А я считаю, что Ходорковский именно тот архетип, из которого получится прекрасный президент!
NYNCK | nick | 19.02.2014 19:11
Получиться-то получится, но никто его не получит...
Ar17081948 | Александр | 19.02.2014 05:40
Президентом,готов стать каждый(МБХ,В том числе)Страна ,миллиардеров и потенциальных вождей,шутов-политиков,мэров и губернаторов. Все они из народа,но почему то не с ним.Вы не находите?
kireliha | Арина | 20.02.2014 06:27
Вы вообще как на этот сайт попали? Я бы на вас даже трех слов пожалела бы, вы здесь видимо на работе, а народ с вами в полемику какую то вступает. В детстве, таким как вы мы устраивали темную. Мне вас жаль.
kireliha | Арина | 19.02.2014 19:30
Хакамада со своими психотерминами "архитипы" не в масть. Ходорковский человек, у которого произошла переоценка некоторых вещей. Но основные ценности у него остались. И на мой взгляд, он будет очень значимым человеком в России, а каким надо подождать.
pashenko-ecolog | Pashenko-ecolog | 20.02.2014 09:12
голосим не выйдя на просторы
каждый у компьютера мудрец,
Господи, скажи ты мне на ушко
ну когда наступит нам пипец?
ну когда устанут деньги мылить,
глубоко засовывая в зад,
хочется, как хочется, старушку
Хакамадкой ласково назвать...
Anita | Valentina | 24.02.2014 05:36
Класс!
jazz2010 | Ольга | 20.02.2014 09:03
Присоединяюсь к желающим услышать от самого Михаила Борисовича о дальнейших жизненных планах, и его взгляде на российскую так сказать экономику.
akk67 | Asya | 20.02.2014 23:10
Очень хорошее интервью. Спасибо!
321uim | Ваня Иванов | 21.02.2014 21:03
Мне думается, что Ирина Хакамада не тот "архетип", который способен объективно, без банального женского "саморисования" и напоминания о своей политической важности оценивать типажность незаурядной и несравненно бОльшей во много раз, чем она, личность... Мне думается, ей надо быть скромнее и больше обращаться к анализу собственной Судьбы, собственной Истории, чтобы правильно осознать свой уровень "эксперта" в общественном пространстве...
Anita | Valentina | 24.02.2014 05:44
Присоединяюсь к каждому слову. Спасибо. Все правильно про важную политическую фигуру с высоким уровнем женского "саморисования" и даму необыкновенной скромности. Кривляка. Жонглирует принадлежностью к политике и околополитике... Пошленько. Меленько.
Petr72 | Петр Анисимов | 23.02.2014 13:00
Ходорковский будет Президентом РФ!
milakamenewa | Людмила | 24.02.2014 19:32
Этих профессиональных ребят странно было видеть арестованными, так как они неопасны обществу. Для какой цели нужно было отнимать у них 10 лет жизни? Влиять на правовую их деятельность можно не отрывая их от работы. Неловко за власть, которая так себя ведет.Должны были сесть в тюрьму те, кто дурно контролировал,то есть прокуроры.
irisiay | Раиса | 24.02.2014 22:35
Лидер, организатор, умнейший человек, хозяйственник, с обширным жизненным опытом и прирожденной харизмой. Как раз в таком президенте и нуждается сейчас современная Россия. Совсем не зря боялся и боится ВВ Путин.
akk67 | Asya | 25.02.2014 10:36
Раиса, согласна с Вами на 100%.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru