СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июль 2013
7
1314
2021
2528
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.07.2013 г.

Наблюдатели комментируют сегодняшнее решение ЕСПЧ

Такие разные столбцы. Спектр мнений от Людмилы Алексеевой до Сергея Маркова.

От Людмилы Алексеевой...

Старший юрист правозащитного центра Мемориал Фуркат Тишаев о том, что в истории ЕСПЧ по российским делам был лишь один случай, когда по 18 статье (это пределы использования ограничений в отношении прав человека) нашлось нарушение:

«Это Владимир Гусинский, бывший российский медиа-магнат <…> Но там было соглашение между следствием и Гусинским, что преследование прекращается в обмен на передачу его активов».

По Европейской конвенции, найти нарушение по статье 18 практически невозможно. А если власть сама не признает политические мотивы, то их не доказать».

Финам FM, 25.07.2013

* * * 

Павел Ходорковский: «Я не могу сказать, что это решение плохое. Однако оно, конечно, написано очень аккуратно. В целом же, это очень сбалансированное и продуманное решение с точки зрения политики и политических последствий, которые оно могло за собой повлечь».

Голос Америки, 26.07.2013

* * * 

Марина Филипповна Ходорковская: «На меня оно [решение ЕСПЧ] произвело впечатление трусости и, может быть, некомпетентности. Потому что, по-моему, только слепо-глухо-немой человек не может видеть политической мотивации во всем, что произошло с ЮКОСом»

Русская служба BBC, 25.07.2013

* * * 

"ЕСПЧ по "делу "ЮКОСа": никакой политики! — Конечно, никакой! Потому как никакой политики в России нет. Есть режим", — написал Сергей Алексашенко в своем микроблоге в "Твиттере".

Росбалт, 25.07.2013

* * *

Министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер (Твиттер): "Решение ЕСПС по Ходорковскому обязывает Россию отойти от текущего курса на советизацию"

* * *

Антон Орех: «Не хочу никого обидеть, но мне процесс над Ходорковским и Лебедевым казался всегда не столько чисто политическим, сколько местью Владимира Путина Михаилу Ходорковскому. Что там между ними произошло – не знаю. Но ненависть Путина к Ходорковскому даже десять лет спустя просто бросается в глаза. Началось с личного, а уже потом к этому присоединилась и политика и все что угодно».

Эхо Москвы, 25.07.2013

* * * 

Юлия Латынина: «ЕСПЧ – это не по поводу правосудия, это по поводу соблюдения прав человека. А это такая, немножко другая, левая история, левая в прямом смысле слова, левая идеология. ЕСПЧ – это левая идеология, левая бюрократия во всей ее красе. Мы будем защищать ваши права человека. Но, вот, Ходорковский – олигарх, ну, как же мы, левые люди олигарха назовем политическим заключенным?»

Эхо Москвы, 28.07.2013

* * *

Заявление Маркуса Ленинга, федерального комиссара по правам человека: «Европейский суд по правам человека сегодня вновь вынес решение о том, что Ходорковский и Лебедев были лишены в России справедливого судебного разбирательства. Они не имели возможности воспользоваться своими правами на защиту. Поэтому, их обоих нужно немедленно освободить»

* * *

Независимый политолог Дмитрий Орешкин предлагает дождаться решения ЕСПЧ по второму делу ЮКОСа: «Один раз обвинив Ходорковского с Лебедевым в том, что они не доплатили налоги (что может быть), их же обвинили в том, что они не только не доплатили налоги, но ещё и украли всю ту самую нефть, с которой они не платили налоги. А вот здесь уже ситуация выходит за рамки здравого смысла, и по второму делу решение европейского суда вполне может быть не столь благополучным и гладким для судебных структур Российской Федерации».

Серебряный Дождь, 25.07.2013

* * * 

Глава правозащитной организации Freedom House Дэвид Крамер:

«Вердикт суда гласит, что судебное разбирательство над Ходорковским и Лебедевым было несправедливым, и что приговоры были необоснованными. В этом свете непонятно, как суд постановил, что предъявленные им обвинения были законными. Очень немногие аналитики считают, что эти обвинения не были политически мотивированными. Ходорковский продолжает оставаться для Путина врагом номер один, хотя в ближайшем будущем Алексей Навальный может вытеснить его с этого места. Весь процесс над Ходорковским и Лебедевым вопиющий; а не просто отдельные эпизоды. Прискорбно, что суд не замечает очевидного».

Голос Америки, 26.07.2013

 * * * 

Политолог Андрей Пионтковский: «Второй процесс по «делу ЮКОСа», который был еще более абсурдным, чем первый, доказал, что дело является политическим. Я уверен, что решение ЕСПЧ обрадовало Путина, который лично преследует Ходорковского»

Голос Америки, 25.07.2013

* * *

Сэр Тони Брентон был послом Великобритании в России во время первого суда над Ходорковским и Лебедевым. Сегодняшнее решение Страсбургского суда он прокомментировал так:

«Как и прежде, Суд занял очень осторожную позицию в отношении политической мотивации обвинений. Но на практическом уровне совершенно ясно, что дело Ходорковского политически мотивировано».

* * *

Член Московской Хельсинской группы Валерий Борщов:

"Думаю, что Европейский суд ориентировался лишь на формальную сторону дела - обвинения в экономических преступлениях. Он судил по правовым меркам цивилизованных стран и не учитывал особенностей нашего государства. Здесь каждому гражданину известно, что суды в России чаще всего руководствуются именно политическими мотивами".

Firstnews, 25.07.2013

* * * 

«Мы говорили, что рассматриваем Лебедева и Ходорковского как узников совести, и требовали их немедленного освобождения. И от своего мнения не откажемся», - сказал в эфире Финам FM Сергей Никитин, глава московского представительства Amnesty International.

Он также добавил, что формулировки Европейского суда и Amnesty International расходятся: первый говорил о политической мотивации, а вторая – о политическом контексте в деле.

Финам FM, 25.07.2013

* * * 

– Я считаю, что это несправедливое и трусливое решение, – прокомментировала «МК» вердикт Страсбургского суда правозащитница Людмила АЛЕКСЕЕВА, – потому что не увидеть политической подоплёки в этом деле нельзя — для этого надо попросту быть слепым! Европейские деятели пасуют перед нашими властями. Обычно Европейский суд держался мужественно, но в данном случае и они поступили, с моей точки зрения, трусливо.

Комсомольская правда 25.07.2013

* * *

Член Европейского Парламента Вернер Шульц, заместитель председателя Российско-Европейского комитета по межпарламентскому сотрудничеству:

«Европейский суд по правам человека подтвердил, что суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым был несправедливым и поэтому проходил с нарушением базовых фундаментальных прав. Я призываю Россию принять решение ЕСПЧ, отменить приговоры Ходорковскому и Лебедеву и немедленно выпустить их обоих»

* * *

"Пока провластные СМИ радуются, что ЕСПЧ не признал политическое преследование в решении ЕСПЧ по Ходорковскому и Лебедеву, хочу сообщить, что радоваться им нечему. ЕСПЧ максимально убрал политику, чтобы осталось главное — нарушение ст.6 ч.1 и ст.6 ч.3 пунктов "c" и "d" Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это дает право на отмену приговора в порядке ст.ст.413, 415 УПК РФ", — пишет адвокат Дмитрий Аграновский в своем блоге в ЖЖ.

Росбалт, 25.07.2013

* * * 

Глава СПЧ Михаил Федотов:

"Хорошо, что Европейский суд наконец-то вынес свое решение по этой жалобе. Мы видим, что на это потребовалось довольно много времени, которое исчисляется годами. Решение неоднозначное, в нем есть довольно много различных юридических позиций. В чем-то Европейский суд согласился с доводами жалобы, в чем-то не согласился. Отсюда следует только одно, что придется к этому делу возвращаться еще российским судебным инстанциям"

РИА НОВОСТИ 25.07.2013

* * * 

Александр Рыклин, главред «Еж»: «Формулировка [комментария Минюста к решению ЕСПЧ] обтекаемая – может быть возобновлено, а может, не возобновлено. Потом, я не очень понимаю, «возобновлено» - это, что такое? Это, что – будут отменены результаты аукциона по "Юганскнефтегазу"? Вот, эта вся «Байкалфинансгруп" – вот, эта вся история? Как-то это все будет установлено, активы вернут хозяевам, да? Что-то я в это мало верю».

Эхо Москвы, 25.07.2013

* * * 

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин о возможном пересмотре мещанского приговора:

"Это очень непростой вопрос. Это вопрос, связанный с очень сложной проблемой субсидиарности, проблемой отношений между решениями Европейского суда и наших судов высшей инстанции. В отдельных случаях такие решения принимались, в других - не пересматривались. Это дискуссионная проблема"

В то же время Владимир Лукин выразил мнение, что "время обвинения и оправданий в этом деле прошло", и пора просто подумать о гуманности. По мнению Лукина, "это был бы лучший способ комментария со стороны России на решение Европейского суда".

Deutsche Welle, 25.07.2013

* * * 

«Я почти уверен, что правительство России обжалует сегодняшнее решение в Большую палату, и не будет торопиться с этим, — говорит Павел Чиков глава «Агоры». — Скорее всего, в передаче дела Большой палате откажут, и через три месяца решение вступит в силу»… «А дальше у нас уже есть такая порочная практика, что после решения Европейского суда приговор российского суда формально отменяется и формально пересматривается, но все остается в силе».

Русская планета, 25.07

* * * 

Александр Подрабинек: «Михаил Ходорковский стал политическим заключенным не потому, что он был оппонентом власти, а потому что власть использовала политическую волю и административный ресурс для решения собственных проблем.

Доказать в суде это трудно. <…>Когда-нибудь из архивов кремлевской администрации извлекут документы, подтверждающие, что исполнительная власть курировала процесс по делу "ЮКОСа". Но пока ни этих, ни других доказательств политической подоплеки нет».

Грани.ru, 26.07.2013

* * * 

Сергей Пархоменко: «Можно сколько угодно говорить про то, выиграл Ходорковский это дело, проиграл Ходорковский это дело вместе с Лебедевым, но только вот есть 5 пунктов, по которым установлено Европейским судом по правам человека нарушение положений конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении его дела судом РФ. Это уже случилось.

Что в этой ситуации происходит? В этой ситуации происходит то, что описывает эта же самая статья 413. Вступивший в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены, и производство по уголовному делу возобновлено ввиду этих самых новых обстоятельств».

Эхо Москвы, 26.07.2013

До Сергея Маркова...

Руководитель Департамента политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков: " Ходорковский и Лебедев - обычные уголовники, и Европа с этим полностью согласна. <…>Похоже, что либеральная оппозиция в России рискует оказаться в идеологической изоляции от своих западных партнёров, для которых делать ставку на откровенный криминалитет становится как-то не к лицу. Особенно на фоне существенного укрепления позиций России на международной арене после избрания Владимира Путина президентом в 2012 году».

Regnum, 25.07.2013

* * * 

Директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов: «Данное решение вполне естественно, объективно. В этом деле есть решение российского суда, которое соответствует всем параметрам и канонам, принятым в мире. Ни о каком политическом процессе речь не может идти в силу того, что это, по сути, обычный уголовный процесс. <…>Если даже этот орган <ЕСПЧ> принимает подобного рода решения, которые можно трактовать как фактический отказ истцам и поддержку российской судебной системы, это лишний раз свидетельствует о том, что был совершенно чистый, объективный процесс. То есть, нет никаких причин считать решение российского суда нарушающим права или необъективным.

Полит.ру, 25.07.2013

* * * 

"Мы удовлетворены решением ЕСПЧ",— заявил "Ъ" глава аппарата уполномоченного РФ при ЕСПЧ Андрей Федоров. Самое важное, по его словам, что "ЕСПЧ, как и раньше, отказался признать политизированность в этом деле, а также не согласился с тем, что примененное в нем налоговое законодательство не было ясным и предсказуемым, что поставило бы под удар федеральные нормативно-правовые акты".

Коммерсант, 26.07.2013

* * * 

- Меня, честно говоря, такое решение нисколько не удивило, - сказал «КП» политолог Виталий Третьяков. - То, что поводом для возбуждения дела против Ходорковского было его активное вмешательство в политику, очевидно. Но и то, что его осудили за чистую экономику, тоже несомненно. Такие состояния не делаются за три года честным путем. Для этого нужно сто лет - от первого доллара до первого миллиарда. Думаю, такие же скелеты в шкафу есть и у многих других наших олигархов. И то, что Европа, в свое время так мощно возмущавшаяся по поводу политической мотивированности дела, разобравшись, обнаружила в нем только экономику, закономерно.

«Комсомлольска правда», 25.07.2013

* *  * 

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин:

«Это решение Европейского суда по правам человека очень важно, и также важно то, что оно подтверждает предыдущее решение по этому вопросу. <…> Это решение делает еще более рельефным противоречие между восприятием прав человека в правовом смысле этого слова, в котором принимаются решения судебными органами, и тем пониманием прав человека и политических и гражданских свобод, которое утвердилось среди российской оппозиции».

Infox.ru, 25.07.2013

* * * 

Председатель совета Российского общественного института избирательного права, член СПЧ Игорь Борисов: «ЕСПЧ четко указал, что российская судебная система работает строго в соответствии с законом и с провозглашенными международными принципами реализации и защиты прав и свобод человека. Этим решением ЕСПЧ указал, что не зависимо от политического статуса, если ты преступник, то ты таковым и должен называться и не прикрываться политической мотивированностью действий властей относительно преследования преступлений».

PolitOnLine.Ru, 25.07.2013

* * * 

Исполнительный директор Общественного комитета «За открытость правосудия», член Общественной палаты РФ Денис Дворников:

«Мягко говоря, они <ЕСПЧ> с радостью использовали бы любую возможность поддеть Россию по такому чувствительному делу, которое раскручено на весь мир. Тем не менее эти люди, эти профессионалы, эти судьи, которые имеют свое международное признание как специалисты высшего уровня, они вынесли такое решение и тем более во второй раз. Я думаю, что это решение должно поставить точку во всех разговорах вокруг политических моментов».

PolitOnLine.Ru, 25.07.2013

* * * 

Доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский. "На мой взгляд, подобное решение ЕСПЧ лишний раз подтвердило правосудность решения российских судов по "делам ЮКОС".

PolitOnLine.Ru, 25.07.2013

* * * 

Директор «Московского бюро по правам человека», член Совета при президенте по развитию гражданского общества правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод:

 «Конечно, у адвокатов есть возможности снова обращаться за пересмотром этого дела, но, я думаю, что Европейский суд достаточно квалифицированный, профессиональный, независимый. Зная, что Совет Европы и другие европейские структуры достаточно жёстко, критично относятся к Российской Федерации, постоянно упрекают нас в нарушении прав человека, тем не менее данное повторное решение ЕСПЧ заставляет убедиться в правоте этого вердикта».

РСН, 25.07.2013

* * * 

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

«Первое дело тоже не было признано политическим. Понятно, что с точки зрения инвестиционной привлекательности для РФ это будет положительно в большей степени, ввиду того, что это могло рассматриваться как сдерживающий фактор инвестиционной активности. Сейчас же, после решения, фактически, политическая составляющая в меньшей степени будет превалировать».

РСН, 25.07.2013

* * * 

Заведующий кафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов: «Это решение разбивает один из мифов, который используется в России. Известно, что значительная часть либерального лагеря очень активно продвигает мысль о том, что Путин пытался расправиться со своим политическим конкурентом. Хотя на самом деле, ничего политического там не было. И в этом плане с вердиктом ЕСПЧ я согласен на 100%. <…> В деле Ходорковского не было политической подоплёки, там, конечно, была борьба за собственность, политику накрутили уже потом».

РСН, 25.07.2013

* * * 

Журналист, политолог Павел Данилин: «Суд признавал, что Лебедев не имеет никакого отношения к политическому заключению ещё в 2007 году. В 2011 году суд признавал также, что банкротство ЮКОСа тоже не имеет никаких политических корней, а носит абсолютно нормальный фискальный характер, что нужно было банально налоги платить. И сейчас очередное решение, что Ходорковский и Лебедев не являются никакими политзэками. Смириться пора уже, мне кажется».

РСН, 25.07.2013

* * * 

Член Общественной палаты Сергей Марков также заметил, что "это очень серьезная победа российской власти, российской правовой системы".

"В принципе, "дело Ходорковского" политизировано, но не судом, а его /Ходорковского/ представителями, которым он платит деньги. Поэтому чем больше дело будет политизировано, тем больше выгоды будет адвокатам", - считает собеседник агентства.

ИТАР-ТАСС, 25.07.2013

* * * 

Комментарий заместителя председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, члена фракции «Единая Россия» Александра Ремезкова.

«Европейский суд по правам человека продемонстрировал, что политической составляющей в деле Михаила Ходорковского нет. Данное уголовное дело было связано лишь с нарушением законодательства России», - отметил Ремезков, добавив, что прокуратура, Следственный комитет не совершали нарушений во время работы над данным уголовным делом.

Официальный сайт партии Единая Россия, 25.07.2013

* * * 

Комменарий заместителя председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, члена фракции «Единая Россия» Дмитрия Вяткина

«Решение Европейского суда по правам человека не подтверждает тезис о политическом характере дела. Это действительно дело о неуплате налогов, о хищениях. <…> А весь якобы политический шум был раздут с одной целью – избежать наказания. Из них стали делать «узников совести» только для того, чтобы оказать давление на российский суд».

Официальный сайт партии Единая Россия, 25.07.2013

* * * 

В том, что в Деле Ходорковского нет политической составляющей, не сомневается и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В интервью "Эху Москвы" он объяснил, почему Европейский суд не мог прийти к другому выводу по Делу ЮКОСа.

Жириновский добавил, что ЛДПР не поддержала бизнес-амнистию, чтобы, цитирую, такие как Ходорковский оставались в заключении.

Эхо Москвы, 25.07.2013

* * * 

Сопредседатель Координационного совета МГЕР, член Генсовета «Единой России» Екатерина Стенякина:

«Мы видим редкий пример того, как один из самых авторитетных правовых институтов Европы выносит взвешенное решение по делу, которое, казалось бы, получило окончательную негативную оценку со стороны западных политиков. <…>Решение ЕСПЧ по данному резонансному делу – это стратегическая победа России, поскольку долгие годы мы не могли добиться от Европы самого простого, а именно – признания правды. Теперь, когда справедливость восторжествовала, российским «правозащитникам» и «белоленточным» оппозиционерам придется кардинально пересмотреть свою точку зрения и, вслед за своими западными координаторами, согласиться с очевидным».

Молодая Гвардия, 25.07.2013

* * *

Максим Григорьев, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ:

Чтение более чем 200-страничного постановления ЕСПЧ по делу "Ходорковский и Лебедев против России" нельзя назвать легким. Однако если разобраться в особенностях европейской юриспруденции, легко увидеть, что основное значение решения суда состоит в одной выверенной фразе: "Суд не нашел, что Статья 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод была нарушена".

Комсомольская правда, 30.07.2013




Комментарии
father | Валентин Бедеров | 26.07.2013 00:47
Это отнюдь не конец, это новое начало! И основание для отмены приговора!
Petr | Петр | 28.07.2013 15:34
Карина Москаленко подвела итог разнузданному шабашу провластных идиотов, возбудившихя от ЕСПЧ и продемонстрировавших миру запасенные помои:

"Холуи от юриспруденции в очередной раз пытаются успокоить своих хозяев. Но поскольку они прибегли к этому приемчику во второй раз - не работает.
Ложь в кричащих заголовках может просуществовать сколько угодно часов или даже дней - пусть упиваются этим и собственной способностью использовать административные рычаги для тиражирования своей лжи".

Вот антислоган для этих говнюков: Холуи от юриспруденции
lavsel | Сергей | 26.07.2013 01:04
Огромное количество проправительственных СМИ и организаций неимоверно обрадованы тем, что в тексте решения ЕСПЧ нет указания о политической мотивированности. Радость буквально перехлёстывает!
На самом же деле это только самый первый этап всей истории разорения и разграбления ЮКОСа.
Кроме этой радости, отсутствия слов о "политической мотивации", в этом решении перечисляется такое огромное количество замечаний о жесточайших нарушениях судебных процедур, что здравый смысл говорит об отсутствии в России нормального справедливого суда.
Этой-то стороны старательно не замечают сторонники нынешней власти, поспешно заявляющие о "международном признании" российского правосудия!
Но всё ещё впереди!!!
Сергей Львович.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 26.07.2013 01:20
На самом деле, в уголовном деле нет ни слова о политике. всё только о "преступлении" экономического характера. Упор должен быть на это, и не нужно уводить юристов в другую сторону. Рич Ричмонд
lldmkp | Леонид Лихолат | 26.07.2013 12:29
Когда я слушаю маркова - я стараюсь не дышать, чтобы ничего не пропустить. И всегда за ним хочется записывать, записывать, записывать.
Неважно, что в потоке сознания этой человекообразной обезьяны все кажется горячечным бредом. Все равно. Ничего не должно пропасть. Все перлы этого бывшего чекиста, потом американского шпиона - сотрудника, старшего научного консультанта Национального демократического Института (США), стажера университета Висконсин — Мэдисон (США), научного сотрудника Фонда Карнеги должны быть задокументированы и подшиты.
Все его научные открытия и донесения, все патриотические лекции о том, как нам сирым и убогим, в лаптях и по паркету родину любить.
С началом нулевых это будет специальный раздел в его доблестном жизненном пути. Его банкет продолжился, просто у другого буфета: член Общественной палатки, Государственная Дура, партия «Единая Россия», комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
А как убедителен он был, как ярко было его крысиное, но доверенное лицо кандидата в Президенты РФ.
Особую надежду вызывают неоднократные попытки марковых и зорькиных наплевать на ЕСПЧ что автоматически означает выход России из Совета Европы. При всей отвратности этих попыток я вижу в этом единственную положительную сторону - в случае выхода из Совета Европы, Россия сможет тут же отменить мораторий на смертную казнь за государственные преступления, преступления против правосудия, измену Родине в форме захвата власти.
И в этом случае накопленный записаный материал, в папках, прошитый и пронумерованный можно будет использовать по прямому назначению. Сложенные в стопочку, эти материалы символично заменят табуретку.
Табуретку под виселицей...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.07.2013 16:02
Спасибо, Леонид, за блистательный комментарий! С такой характеристикой при нынешнем режиме подлецу и негодяю маркову не остаётся ничего другого, как стать президентом рф.
В.С.
rutstenli | juliya golan | 30.07.2013 21:11
vO GLAVE gOSUDARSTVA,DOLJEN STOYAT XOROSHIY EKONOMIST,A POTOM POLITIK!tAKIM CELOVEKOM YAVLAETSA xODORKOVSKIY!PUTIN BOITSA EGO,KAK KONKURENTA,MOLODOGO,INTELLEKTUALNOGO..VSPOMINAYU *anjelika i korol*,I VIJU ISTORIYU XODORKOVSKOGO.POZOR PUTINU!NIKOGDA EMU NE ZASLUJIT UVAJENIYA I AVTORITETA XODORKOVSKOGO! KOZEL!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru