СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июль 2013
7
101314
2021
28
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
10.07.2013 г.

«Не прошло и часа, как Ходорковский был у меня в мастерской – с этими двумя холстами»

История, рассказанная художником Николаем Эстисом.

Николай Эстис, "Независимая газета", 10.07.2013

Об авторе: Николай Александрович Эстис – член Союза художников России и Союза художников Германии.

С избирательностью воспоминаний бороться трудно. И вряд ли надо. Фрагменты, почему-либо оттесненные в глубины памяти, выплывают сами, без очевидного повода или наоборот. Их толкование – дело интересное. К тому же сулящее острые ощущения от вроде бы нечаянных совпадений.

До сих пор (хотя за десятилетия со времени первой покупки продано множество работ) я чувствую уязвимость всякий раз, когда дело доходит до продажи картин частным лицам. Легче и приятнее подарить работу по движению души. С одной стороны, я заинтересован в покупателе и показываю все, включая лучшее. Но как только покупатель решает, что купить, становится безумно жалко расставаться именно с этой работой. И кроме того, я оказываюсь несостоятельным в оценке собственной работы. Получается неловкая и непрофессиональная ситуация.

Я оцениваю свою работу субъективно – что она значит для меня сейчас, что значит для меня время, когда я ее делал. И значимость измеряется не деньгами. Продается не плоскость с изображением, а пространство и время, которое заключено внутри и которым я уже не владею. Это пространство и это время невоспроизводимы. Иногда продажа для меня равносильна предательству.

Я отношусь к работам не как к товару. В данном случае я – только посредник. Конечно, в буквальном смысле это сделал, сработал я. Но в метафизическом смысле нет ощущения, что это моя работа, мое изделие. Ее метафизическая ценность – не моя заслуга. Поэтому и не мне оценивать. И вместе с тем я понимаю, что с продажей работы замыкается некий круг, достигается эффект завершенного действия. У меня как бы не хватает сил на итоговый жест.

Меня спрашивали, почему или для чего я храню большинство работ. На стеллажах моих мастерских в Москве и Гамбурге стоят сотни листов и холстов, и возникают огромные сложности с их хранением. У меня есть не объяснение, но ощущение. Наступит момент, когда придет некто (возможно, самый главный зритель) и спросит: «Кто ты есть? Что собой представляешь?» И тогда я выставлю все, что сделал, и скажу: «Я вот кто». А вдруг не хватит той самой работы…

В 1996 году (перед моим отъездом в Германию) Третьяковка решила купить две мои работы. Но я их не отдал. Подумал: там лежат 13 моих работ, их никто не видит; будет еще две, это ничего не изменит, но я их лишусь.

Искусствовед Елена Жукова заметила по этому поводу: «Вы хотите соорудить саркофаг из собственных работ». Но, может, саркофаг из холстов и листов – не так уж плохо? Может, для меня это защитный слой. Я не веду «тетрадь убытия работ». Иногда по ночам пытаюсь вспомнить, в какой части света оказалась та или иная работа. Охватывает острая тоска от потери.

В Германии мои добрые знакомые как-то пригласили меня в гости. Хозяйка дома распахнула дверь комнаты и направила мой взгляд на стену. Я увидел свою работу в замечательной раме, со специальным освещением и т.п. Вероятно, хозяева дома ждали реакции на то, как хорошо они устроили мой холст, но услышали совершенно неожиданное: «Как? Он у вас?» В моем представлении холст стоял в углу мастерской. То есть я пережил момент продажи, а потом зачеркнул это событие. Сделал не бывшим.

В течение многих лет я наблюдал, как легко расстается с работами моя жена, замечательная художница Лида Шульгина. Она радовалась, когда работы уходили. Говорила: «Значит, они будут жить». Однажды на Кунстмессе в Киле посетитель выставки попросил Лиду продать ему работу сразу после развески. Лида согласилась. Посетитель снял работу со стены, прижал к себе и спросил: «А тут нет ошибки с нулями?» Ошибки не было. Лида часто называла заведомо низкие цены.

Я и сам часто сознательно занижал стоимость своих работ. В годы перестройки у меня появились покупатели из очередной волны эмиграции. Мои зрители, как правило, были небогатыми. Но тогда некоторые, уезжая за границу, распродавали, что имели, и получали возможность покупать давно полюбившиеся картины. Я продавал им свои работы дешево. Мне казалось, что так я напутствую уезжавших.

А в самом конце 1980-х или в начале 1990-х кто-то из искусствоведов (к сожалению, не помню, кто именно) привел ко мне в мастерскую, которая находилась рядом с Домом кино в Москве на Васильевской улице, Михаила Ходорковского. Он тогда приобретал работы художников то ли для своей коллекции, то ли для какой-то выставки в США.

После просмотра Ходорковский отобрал несколько работ. Тут же были оформлены все необходимые документы. И работы увезли.

Среди увезенных оказались два холста, висевшие на стене в мастерской. Холстов этого же «семейства» было 10, я написал их в доме творчества Союза художников «Сенеж» осенью 1984 года. На освободившуюся стену я тут же после ухода Ходорковского повесил два холста из этого же «помета». Замена поначалу почти не ощущалась. Однако в течение ближайших дней я чувствовал себя в мастерской неуютно – было беспокойно и не работалось.

Вечером третьего дня, уходя из мастерской и взглянув на стену, я понял причину тревоги – мне не хватало тех самых двух холстов. Они покинули меня, я их продал.

Рано утром следующего дня я позвонил Ходорковскому и, извинившись, сказал: «Понимаю, что прав на эти работы у меня уже нет, что поступаю не по-деловому и не по правилам… Но я очень прошу вернуть мне два холста из купленных вами, потому что не могу без них жить».

Ходорковский сказал, что акты оформлены на общее количество и уже ушли на оплату, что трудно что-либо изменить.

Тем не менее не прошло и часа, как Ходорковский был у меня в мастерской – с этими двумя холстами.

По моим представлениям о ценностях, это – поступок, проявление высокого благородства и признания за художником каких-то других, может быть, не формулируемых прав, помимо права собственности.

В моей московской мастерской с тех пор побывали сотни замечательных людей из разных городов и стран. И всякий раз, когда доходит очередь до показа тех самых работ, я говорю: «А вот – холсты Ходорковского». И в ответ на вопросы рассказываю (да простит мне Михаил, что делаю это без его разрешения) историю возвращения холстов.

Холсты эти ждут Михаила в моей московской мастерской. Он может ими распорядиться хоть сейчас. Теперь я – только их хранитель. Холсты перешли к Михаилу сами собой.

Гамбург




Комментарии
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 10.07.2013 13:28
Странно, но в истории из жизни художников в мире - это второй случай. Первый произошёл почти 500 лет назад. Правда о нём почти ничего не известно. Я об этом узнал в одном королевском музее, трогательная сцена предстала в моих глазах.

Есть в этом, что-то такое, описать парой фраз вряд ли удастся. Дело в том, что на такой поступок способен лишь обладающий высочайшей этикой, нравственными категориями мыслящий, и самое важное - видящий поэтическую и романтическую, трогательную и ранимую душу творца - художника.

Николай Эстис не рассказал ещё пару моментов, думаю, что это будет позже. А пока это - загадкой пусть остаётся.

Рич Ричмонд
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.07.2013 14:25
Замечательный комментарий, уважаемый Рич Ричмонд!
В.С.
eprstu | Антон Непутин | 10.07.2013 19:32
Думал что Вы -сухарь Рич, простите - ошибался! Совсем нет!
... Ходорковский просто ...хорошо воспитан родителями, тут нет ничего сверхъестественного.
Кроме того , что он СТОЙКО выносит издевательства "власти", дает всем нам силы ( сам того не подозревая) и вселяет во всех нас уверенность в торжестве справедливости, оставаясь хорошо воспитанным Человеком ... ничего сверхъестественного в Ходорковском ( вроде ) нет .
С нетерпением жду "других" историй, или хотя бы Вашу историю ( 500 летней давности ) .
Спасибо.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 10.07.2013 23:32
Антон, я всё в этом мире. Каждый думает и говорит, согласно своему воспитанию. А что до ошибок, не знаю я счёта ударов по голове своей от всё время ошибающихся людей. А сколько ушибов у России, народа русского, один или два человека ошибаются, страдают десятки миллионов. Ошибались так, что одному Господу известно, как мне выжить удалось. Потом узнаю, что добрые люди ошиблись. Это Вам, Антон от "сухаря". Дивное исполнение Ave Maria Caccini. http://www.youtube.com/audio?v=wb21QjDi1R4&feature=vm
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 11.07.2013 01:22
Впервые, кода я прочитал Евангелие, а это было в 18 лет, утро для меня было кровавым, ибо я такого неба никогда не видел. В глазах образ Марии, матери распятого Иисуса. Я не видел никогда сцены этих событий на экране, но то, что в этот день было в глазах, с точностью совпало во многих театральных и конопостановках. Сражающая мать за своего сына, вытирающая кровь Его после казни, глаза полные скорби, это в этом музыкальном ролике можно увидеть. Я много слышал самых разных откровений Ave Maria. Это меня больше всего разволновало. Знаю, что Марина Филипповна будет читать эти строки, кланяюсь низко ей за мужество, с которым она сражается за своего сына. Господи, услышь меня...
eprstu | Антон Непутин | 11.07.2013 03:08
Ссылка не открылась , не проверите ли еще раз , пожалуйста, Уважаемый Рич.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 11.07.2013 12:56
https://www.youtube.com/watch?v=wb21QjDi1R4
eprstu | Антон Непутин | 11.07.2013 23:15
СПАСИБО РИЧ за ссылку- эта сработала..Вы правы- очень сильно впечатляет!
Замечательно!
Спасибо Вам еще раз , уж простите меня за редкую...резкость ( в Ваш адрес в частности ) - не сдержан с детства ( но борюсь ) , что и "пожинаю" иногда...
Антон
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 12.07.2013 01:30
Антон, ничего, бывает, я сам иногда не могу сдерживаться, хотя стараюсь.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.07.2013 14:16
Николай Эстис: "По моим представлениям о ценностях, это – поступок, проявление высокого благородства и признания за художником каких-то других, может быть, не формулируемых прав, помимо права собственности. ...Холсты эти ждут Михаила (Ходорковского) в моей московской мастерской. Он может ими распорядиться хоть сейчас. Теперь я – только их хранитель. Холсты перешли к Михаилу сами собой".

Потрясающий рассказ... Наворачиваются слёзы... За эти последние годы я немало прочёл о Михаиле Борисович, но это документальное свидетельство такого вроде "мелкого факта" просто потрясло меня. Теперь понятно, почему многие из нас буквально прикипели душой к Михаилу Ходорковскому. Для него нет мелочей в отношениях с людьми - самое важное качество человека. Некоторые нелюди (в частности палачи МБХ и многих других своих оппонентов) убеждены, что души у человека не существует. Именно поэтому эти бездушные так легко калечат жизни людей и так охотно и с садистским наслаждением их мучают. А душа есть! И лишнее тому подтверждение - удивительно светлый и трогательный рассказ замечательного русского художника Николая Эстиса.
tti | Т.И.Трудова | 12.07.2013 09:09
Очень точно сказано: "..буквально прикипели душой к Михаилу Ходорковском". Это так.
tania | Tatiana | 10.07.2013 15:24
Спасибо Николай Александрович за этот рассказ.
eduard123321 | Эдуард | 10.07.2013 15:35
Отдаю должное и присоединяюсь с ВАШЕГО позволения к ВАШЕМУ комментарию.С глубочайшим уважением к
БОЛЬШОМУ ХУДОЖНИКУ НИКОЛАЮ ЭСТИСУ. Первая фраза относится к комментарию Владимира Сергеевича
Демченко.
lavsel | Сергей | 10.07.2013 16:01
Из разных миров!
Почему же, после этого коротенького рассказа, сразу встали в воображении два момента из жизни людей!
Первый, тот что так тонко и по-человечески описан Николаем Эстисом, и второй, в котором кроме колючей проволоки на фоне закатного неба ничего не увидишь; кроме шмона и отупляющего подневольного труда, - нет событий!!!
...Пейзаж в достойном обрамлении и серая пустота в дощатой раме!
Думаю, что каждый человек, причастный к настоящему творчеству, всегда остро переживает расставание с результатами своего труда и души.
И то, как понял и воспринял этот момент молодой МБХ, - это говорит о несомненном "созвучии" этих людей из, казалось бы, разных миров!
А всё дело в том, что они оба, - люди с "творческим началом", с творческой душой, с эмоциональным созидательным "полётом"...

И сразу же возвращает память к нынешним "хозяевам жизни", которые кроме шулерских схем на выборах, кроме рейдерских афёр типа "было ваше, стало наше", кроме шулерского позёрства перед камерами ТВ с пластмассовой искренностью во взоре, - не имеют ничего!
У них тоже могут быть "переживания" при расставании, но это носит другое название: тупая жестокая жадность, злобная корысть бездарей, лишённых души и интеллекта.
Два разных мира...
Сергей Львович.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 10.07.2013 16:08
Вообще, роль художника в мире весьма важна. Это, как в муравейнике, или в улие. Стоит только нарушить гармонию, всё меняется, зачастую ломается, а это уже дисгармония, созданная Богом.

Однажды, я тоже увидел в одном учреждении дивную картину - весенний букет сирени в вазе, стоявшей на столе. Цветы были настолько красивы, свежи, что от картины исходил аромат сирени, ну, прямо после дождя. Имя художника я запамятовал. Картина стоила тогда скромные деньги. И я было хотел приобрести её, и почти это сделал, но не оплатил её стоимость лишь потому, что место, где она была размещена, оскудела своим внутренним интерьером. На стенах были и другие полотна, разных художников, и весьма интересных. Но, без сирени всё было бы намного другим.

Человек, занимающийся реализацией выставленных работ, мне несколько раз проводил лекции по многим работам, и приобрести именно сирень.

Не знаю, как сегодня в этом здании с атмосферой, какие там нынче ароматы, и какова судьба ароматной сирени.

Много лет прошло, а я время от времени вспоминаю эти дни, когда запахи картин меня вдохновляли, люди думали и говорили с таким трепетом о культуре, о цветах, и художников, коих мы не видим, не знаем, и даже не догадываемся о том, что среди нас живут посланники Бога, рисующие этом мир вновь и вновь, после очередного или наводнения, или разрушения, в том числе и руками человека, так и научившегося ценить прекрасное.

Многим ранее, я хотел об этом написать, но посчитал, что признание о душе должен сделать сам маэстро, рисующий мир, в котором я живу.

Рич Ричмонд
vladimir_SPB | Владимир | 11.07.2013 09:14
Достойный поступок предпринимателя по отношению к художнику. Понимают оба, что не все определяется деньгами. И ведь МБХ понимал это до тюрьмы. Редкость это.
yra-nik | юрий | 11.07.2013 10:24
Самые главные творческие "произведения" это люди.
И как же радостно видеть и слышать именно их красоту. Красоту их внутреннего мира.
Читал и любовался.
И через прекрасного человека просветилась еще одна "алмазная" грань МБХ. Его человечность и чуткость к живому человеку. И это было уже в начале 90-х. Спасибо Николаю Сергеевичу за прекрасные краски..
Красивые и чистые люди сами очень хорошо видят красоту других.
Символически Души ограняются ч\з испытания. Есть алмазы, есть бриллианты, есть еще не ограненные заготовки. Каждому свое время.
И как не больно по человечески, но Россия это огромная мастерская (наверное одна из главных в данной эпохе),в которой порода просеивается и происходит духовная алхимия рождения благородных металлов и кристаллов.
Но есть и другая сторона этого процесса. Это выявление внутреннего дерьма в человеке. Что мы и наблюдаем. Причем после 17, вновь процесс вышел на поверхность в 91. Пока это дерьмо притягивается к себе подобным и концентрируется в Кремле, на Охотном ряду, на калужской площади, рядом с зачинщиком этого смрада.
Хочу дожить до времени ассенизации и проветривания.
Чего и всем желаю.
ЮСН
mila51 | Людмила | 11.07.2013 15:00
Или здесь
http://www.youtube.com/watch?v=vXw3Hj6vRoc
Если на душе плохо-слушайте божественную музыку или читайте книгу,н-р, Д.Браун"Код да Винчи"Мне, лично, помогает.
wladimir9 | Владимир | 11.07.2013 15:32
Чистейшая история, достойная фильма.
akk67 | Asya | 11.07.2013 23:03
А я тоже написала портрет Ходорковского в суде и предпочла бы, конечно, написать его портрет на свободе. Надеюсь, такое время наступит.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 12.07.2013 00:27
Жизнь каждого человека - это и фильм, и спектакль, и рассказы и повести. В данном случае, история художника, его картины и человека, зашедшего в мастерскую, встретившего бедного художника.

Я видел эти холсты, скажу больше, просидел подле них несколько часов. Сами работы стали бесценными, их стоимость - жизнь двух светлых живых душ. Я знаю, что самые именитые музеи мира посчитали бы за честь иметь в своих коллекциях эти полотна. Ну а пока, с удовольствием буду ждать следующих откровений из жизни Ходорковского Михаила Борисовича. Таких, или подобных этой истории было предостаточно.

Рич Ричмонд
kovlarr | Лариса | 12.07.2013 16:15
Невероятно красивая история.
baltika903 | Бэла | 13.07.2013 01:45
Чем больше читаю о Михаиле, тем больше убеждаюсь в исключительности этого человека.....В высокой степени его культуры и тонкости его души......
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru