СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2011
 6
81213
181920
2627
   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
18.03.2011 г.

«Чтобы не вести с человеком дискуссию, его посадили в тюрьму»

Русская редакция радиостанции RFI (Франция), 17.01.2011 (по ссылке можно выйти на аудиоверсию интервью).

Российские деятели культуры, журналисты и ученые написали письмо, в котором они призывают организацию «Международная Амнистия» признать Ходорковского узником совести. «Чтобы не вести с человеком дискуссию, его посадили в тюрьму», сказала в интервью RFI писательница Людмила Улицкая, чья подпись стоит под этим документом, получившим название «Письмо 45-ти».

«Письмо 45-ти» появилось после недавно опубликованного «Призыва 55-ти», в котором второй процесс по делу ЮКОСа был назван фоном «информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации».

«Письмо 45» в поддержку Михаила Ходорковского подписали писатели Борис Акунин, Людмила Улицкая и Борис Стругацкий, актеры Лия Ахеджакова, Наталья Фатеева, Михаил Козаков, Сергей Юрский, режиссер Эльдар Рязанов, журналисты Владимир Познер, Леонид Парфенов, Дмитрий Муратов, Виктор Шендерович и другие.

Людмила Улицкая рассказывает, почему она решила подписать это обращение.

RFI: Итак, письмо с призывом признать Михаила Ходорковского узником совести. Не только Михаила Ходорковского, но и его подельника Платона Лебедева. А зачем, собственно, признавать их узниками совести?

Людмила Улицкая: Вы знаете, я не очень люблю выражение «узник совести» и предпочла бы, чтобы речь шла о «политзаключенных». Я полагаю, что речь идет, конечно, о том, чтобы признать их политзаключенными, и к этому есть очень много оснований.

RFI: Какие же это основания? Российский суд объявляет их заключенными по экономическим причинам.

Людмила Улицкая: Да, да. Совершенно верно. Дело в том, что, если в течение первого процесса еще можно было сомневаться по этому поводу и считать, что это действительно было экономическое преступление, то в ходе процесса суд вел себя столь неубедительно, и никаких доказательств представлено не было. Полученный срок они почти завершили, когда начался второй процесс.

По сути дела все, кто хоть частично вник в происходящее, поняли, что никаких новых обвинений там нет. Просто еще раз пытаются сымитировать ту же самую ситуацию, которая не очень хорошо удалась на предыдущем процессе. На этот раз дали 14 лет.

Это огромный срок. Это совершенно противозаконно, как свидетельствуют об этом все независимые юристы. И таким образом, надо искать какие-то иные мотивы для этого процесса, чем экономические.

К сожалению, сейчас ходят очень настойчивые слухи (и даже были уже в прессе какие-то заявления) о том, что готовится третий процесс. Вся эта ситуация оставляет такое ощущение, что безусловно это был политический процесс. Подоплека этого дела – политическая.

RFI: Политическим это дело может быть по двум причинам: по причине политической деятельности осужденного или по причине политической к нему ненависти власть предержащих. О политической деятельности Михаила Ходорковского как-то немного известно. То есть, видимо, политическое в этом деле – это отношение к нему властей?

Людмила Улицкая: Вы знаете, я думаю, что здесь имеют значение оба фактора. Связано это было и с самой деятельностью Ходорковского, которая не соответствовала, что называется, «заданию». Всё-таки надо сказать, что мы живем в очень послушном обществе, и категория тех людей, которых сегодня называют «олигархами», они, может быть, наиболее послушные.

Позиция же Ходорковского несколько отличалась. Его поведение было достаточно независимым, он много занимался благотворительной деятельностью, он много денег давал на то, что мы сейчас называем «строительством гражданского общества». Всё это явно вызывало неудовольствие.

Что же касается другого аспекта, дело в том, что он, уже сидя в тюрьме… «У человека появилось много свободного времени»… он написал довольно много статей. И это – публицистика уже совершенно другого уровня, чем то, что он делал до своей посадки. Это весьма концептуальные проекты относительно экономической перестройки в России. Я должна сразу сказать, что я не являюсь поклонником Ходорковского как экономического деятеля. Не по той причине, что мне это не нравится, а по той причине, что я слишком плохо в этом понимаю, чтобы иметь какое-то суждение.

Но совершенно ясно, что он находится в зоне «дискуссионной», скажем так, и вот – чтобы не вести с человеком дискуссию, его посадили в тюрьму. Это очень сильный шаг со стороны властей. И, действительно, человек, который сидит за решеткой, вряд ли может развивать свои идеи, вряд ли может их реализовывать. А они у него, безусловно, есть.

RFI: Но при этом каждое слово Ходорковского, которое проникает на свободу, привлекает гораздо больше внимания. То есть, власти достигли прямо обратного эффекта.

Людмила Улицкая: Да, совершенно верно. Так, как в свое время говорила Анна Андреевна Ахматова о Бродском, после того, как начался его процесс: «Какую биографию сделали рыжему»... Вы знаете, это одно из поразительных качеств власти. Она удивительно недальновидна. И поведение власти, в особенности, в этом процессе поражает своим абсурдом, поражает нелогичностью и полной растерянностью.

Мы никогда не считали, что тайная полиция и органы управления общественным мнением – самая сильная часть нашей культуры. Но то, что мы сейчас видим, это, конечно, просто убийственно, смехотворно и, между прочим, всё-таки страшно… Потому что это всё говорит о том, что завтра ситуация может развернуться в том самом направлении, в котором очень не хотелось бы видеть развитие событий.

RFI: Хотелось бы вернуться к вашему письму, к письму, одним из подписантов которого вы являетесь. Оно требует признать Ходорковского политическим заключенным. Ну вот, признают его политическим заключенным. И что из этого? Ведь, по опыту последних лет, кажется, все обращения общественности по поводу Ходорковского остаются совершенно безрезультатными. Какую конкретную пользу вы хотите извлечь из этого послания?

Людмила Улицкая: Никакой. Есть ситуации, когда необходимо высказывать свое мнение, необходимо что-то делать. Лягушка, которая лапами не шевелит, как известно, комка масла не сбивает, чтобы спастись.

При этом есть стойкое ощущение, что надо говорить, надо делать, надо писать. Даже, может быть, не для того, чтобы достичь цели освобождения. Но хотя бы чтобы снять с себя это поношение.

Мы всё-таки граждане этой страны. Мы бы хотели, чтобы она была лучше.

RFI: В заключение я хотел бы, чтобы вы буквально в двух словах ответили на вопрос, который мне задают многие собеседники, когда я говорю с ними о Ходорковском. Они мне говорят: Россия – большая страна. В ней происходит множество событий. А говорят только о Ходорковском. Не загораживает ли Ходорковский вообще все реалии этой страны?

Людмила Улицкая: Это аргумент, который может быть рассмотрен. Но дело в том, что сам процесс Ходорковского превратился в знаковый. И конечно, чрезвычайно важно, чтобы дело было закрыто, и мне кажется, что тогда в стране будет немножко легче дышать.

Да, да… у нас очень много проблем. Колоссальных проблем, не связанных с судьбой отдельных двух людей, а с целыми огромными социальными группами, которые находятся в ужасном положении, - наши сироты, наши уличные дети, наши старики, наши инвалиды, наши военнослужащие. Это всё огромные проблемы, с которыми необходимо разбираться… и Ходорковский здесь тоже имеет значение, про это тоже нельзя забывать.




Комментарии
vnukrusskix | Святослав Абрамов | 18.03.2011 16:20
Признание МБХ и ПЛЛ политзаключенными, на мой взгляд, заставит задуматься какую то часть ныне равнодушных людей
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 18.03.2011 16:34
Да! Да! Нельзя молчать.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.03.2011 17:24
Людмила Улицкая: "...процесс Ходорковского превратился в знаковый. И конечно, чрезвычайно важно, чтобы дело было закрыто, и мне кажется, что тогда в стране будет немножко легче дышать".

Именно так. Пока руководители ЮКОСа и не предавшие их соратники, как и десятки других политзаключённых, находятся в путинских застенках, дышать в этом угаре беззакония - всё зримее принимающего очертания сталинской диктатуры, - становиться всё тяжелее. Именно поэтому невозможно
переоценить роль моральной поддержки, которую оказывают Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву известные в стране и мире представители российской творческой и научной интеллигенции, обладающие к тому же в нашей стране высочайшим моральным авторитетом.
Пользуясь случаем, хочу выразить неподдельное восхищение творчеством блистательной Людмилы Улицкой, её умом, душой и сердцем. Желаю ей здоровья и бодрости и многих радостей.
nkaterli | Нина Катерли | 18.03.2011 18:16
Дело в том, что признание кого бы то ни было политзаключенным приносит меньше пользы, чем признание его узником совести, узников совести обычно требуют немедленно освободить, насколько мне известно. А политзаключенных-нет. Если, конечно, я не ошибаюсь.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 18.03.2011 21:01
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/03/110315_amnesty_k­hodorkovsky_conscience.shtml
zaya | Зарема | 18.03.2011 19:22
ПОЛНОСТЬЮ ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К МНЕНИЮ БЕЗМЕРНО УВАЖАЕМОЙ ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ И ВСЕХ ПОДПИСАНТОВ "ПИСЬМА 45"!!! УЖЕ НЕВОЗМОЖНО ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ КАЖДОМУ ПОРЯДОЧНОМУ, ЧЕСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ!
vmu | vladimir | 18.03.2011 19:39
Власть не может выпустить Ходорковского и Лебедева. Давят, сажают не только их.
У МБХ и ПЛЛ есть фундамент, на котором они стоят, общие цели, общая идеология, да и личные - талант, мужество, порядочность. Эти цели отличаются от целей и идеологии захватившей власть корпорации.
Стратегия «ЮКОСА», включающая попытку выскочить из порочного коррупционного круга, создание крупнейшей в стране ПРОЗРАЧНОЙ ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ, для нынешнего режима НЕПРИЕМЛЕМО АБСОЛЮТНО!
У МБХ и ПЛЛ есть за что держаться кроме материальных богатств, которые у них отобрали.
Сегодня власть предлагает каждому: наши правила, включающие «беспредел», «по понятиям», коррупции и т.д., тогда остаёшься в стране и на свободе. Даже часть бизнеса тебе оставим. На время. Иначе, убирайся вон или в тюрьму.
Поддерживать именно МБХ и ПЛЛ означает поддерживать надежду на будущую политическую и экономическую свободу, вообще на будущее России!
Дорогая Людмила, Вам спасибо за искренность. При Вашей завидной писательской успешности могли бы и отсидеться в кустах. Ан нет!
МБХ и ПЛЛ – держитесь!
2107 | галина | 18.03.2011 20:08
Ощущение, что как только Ходорковский с Лебедевым выйдут на свободу, мы будем жить в другой стране: красивой , светлой, процветающей... и постепенно будут решаться проблемы с детями-сиротами (будут создаваться, например, прообразы лицея - интерната "Подмосковный"), проблемы безработицы, алкоголизма, наркомании, которые сплелись в один клубок - невозможно разъединить. Господи! Помоги этому свершиться!
grannyt | Тамара | 18.03.2011 21:32
Галина, вряд ли страна наша одномоментно станет процветающей, но действительно хочется доверять ИЗБРАННОЙ власти, в том, что она реально борется с коррупцией, реально заботится о с/х производителе, а не навязывает ему нереальные кредиты, честно проводит аукционы для размещения госзаказа и пр. А Ходорковский и Лебедев - не боги, а люди, хотя и редкостного качества. Пока - здоровья им и сил.
vmu | vladimir | 18.03.2011 22:39
Дорогая Людмила, если Вы не иронизируете, то всё верно. МБХ и ПЛЛ, как теперь говорят, «подставились», а Л.Улицкая зачем-то тратит на «бизнесменов-неудачников» своё драгоценное писательское время не зря!
Другую страну нужно ещё строить и строить. В экономическом плане, обладая такими ресурсами, как Россия, существенное улучшение материального положения может быть достигнуто довольно быстро. Кто жил при социализме, а тем более «в светлое» сталинское время, когда «был порядок», не может не ценить улучшения жизни, достигнутые во время хрущёвской оттепели, да и в результате гайдаровских реформ в «наше не простое время». Однако корпорация (по А.Илларионову), захватившая власть, предпочитает душить нашу с Вами Родину в СВОИХ объятьях. Ясно, что Медвепутин и Ко очень любят Россию! Выпустить на свободу МБХ и ПЛЛ означает хоть чуть-чуть, но ослабить объятья любящей корпорации.
Конечно, возникает вопрос: почему любители жизни так крепко держатся за власть? Почему они боятся сделать великодушный шаг? Да просто отстать от МБХ и ПЛЛ? Не потому ли, что понимают, да и просто видят: вчера ЮМЛ (Лужков) имел и власть, и высокий рейтинг, и богатство, и друзей. Да что там рейтинг. Москвичи просто, ну вот только что, как любили нашего дорогого мэра! Где это всё?
Эти похитрее, чем ЮМЛ. Этих много. У них корпорация. Правда, старые люди, читавшие когда то Евангелие, используют другой термин. Похоже, Вы знаете? В Евангелии они сами себя называют «легион» (Лк.8.30).
vmu | vladimir | 20.03.2011 23:30
Внимание. Ошибка.Выше следует читать не "Дорогая Людмила", а Дорогая Галина.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 18.03.2011 20:14
Да, все верно, спасибо Людмиле за СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ, СПАСИБО ЗА МНЕНИЕ И ПОДПИСЬ, возможно процесс не самый главный ..для кого то, НО ОН ЗНАКОВЫЙ И ОН "ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА" того, настолько мы все ГРАЖДАНИ СВОЕЙ СТРАНЫ, Господи , ДАЙ СИЛ МБХ И ПЛЛ!!!
ecolog | Мария | 18.03.2011 23:44
Людмила Улицкая - одна из лучших современных писательниц. Кто читает ее произведения прекрасно понимает, что нет, не могла такая женщина "отсидеться в кустах и отмолчаться".
Преклоняюсь перед ее литературным талантом (особенно по части рассказов, как мне кажется), а также глубокой порядочностью и человечностью. На таких людях мир держится.
lelya | Yevgenia | 19.03.2011 05:36
Не хочу умолять достоинства Л.Улицкой. Но почему каждый нормальный человеческий жест должен рассматриваться как что-то невероятно из рук вон выходящее? Разве не должен человек быть порядочным и приличным, всегда встающим на защиту несправедливо наказанных? Письмо 45ти как раз это и доказывает. Просто элементарно порядочные и нормальные люди встали на защиту Ходорковского и Лебедева. Так и должно быть! Или на фоне этих ничтожеств из 55ти все становятся до такой степени героями?
lavsel | Сергей | 19.03.2011 10:46
Огромное спасибо за Ваше неравнодушие! Мне неоднократно приходилось находиться рядом с Вами, на скамьях зала №7 в Хамсуде, на этом процессе. Всегда после заседания и увода подсудимых, я испытывал чувство острой, преступной несправедливости...И в то же время, чувство гордости, что есть достойные НЕСЛОМЛЕННЫЕ ЛЮДИ, противостоящие системному хамству и лживости нынешней власти... Власти мелкопакостных шулеров, волею случая оседлавших огромную, "не доросшую до демократии", страну...
На мой взгляд, процесс этот - осевой, поворотный! Поскольку освобождение Ходорковского и Лебедева - это сигнал к протрезвлению российской интеллигенции и активной части населения России. Это признак ограничения всевластия охамевших силовиков, раздавивших российское общество. Признак выздоровления...
С глубоким уважением и признательностью,
Лавринович Сергей Львович.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 19.03.2011 16:33
Людмила, я с вами согласен в том, что Михаил Ходорковский политический заключённый лишённый свободы по сфабрикованному уголовному делу. Нет ничего проще, чем использовать свою абсолютную власть для достижения собственных грязных целей. Михаил Борисович нисколько не замарался этой грязью, больше, он стал символом свободного убеждения. Не стал он преклоняться перед серыми людьми, поддакивая всем и во всём. В России граждане России уже осознали, что произошло, поэтому общественная экспертиза должна раскрыть весь преступный замысел. Мы обязаны расследовать это преступление века в отношении человеческой личности и независимости. Ведь "экономические преступления" стали предметом посредством которых власть стала бороться в России с инакомыслием и свободными и независимыми политическими убеждением. Это и есть демократия, которую нам насаждают. Я против такой "демократии. Ричмонд Рич Джонотан
populer | Алла Петровна Пугачёва | 20.03.2011 00:56
== Лягушка, которая лапами не шевелит, как известно, комка масла не сбивает, чтобы спастись.==

Лягушке повезло, она в сметану попала,
а мы в д*ерьме, из него "комок" не собьёшь.
И всё же, всё же, всё же!!!
Права Людмила Улицкая, ответившая на вопрос:

--конкретную пользу вы хотите извлечь из этого послания?

Людмила Улицкая: Никакой. Есть ситуации, когда необходимо высказывать
свое мнение, необходимо что-то делать. ==

Я тоже так считаю.
Необходимо не стоять в стороне, хотя бы для того,
чтобы с чистой совестью смотреть
в СВОИ (!!)глаза.
.
Ada_38 | Ада | 20.03.2011 01:23
Спасибо Людмиле Евгеньевне за интервью.. и это и все другие.. за то, что она не плывет по течению.. за ее замечательные книги.
Спасибо большое...Спасибо за литературный дар.. за человечность.
COO8TAY | Саяна | 20.03.2011 02:47
Чем дольше Ходорковского и Лебедева удерживают в тюрьме, тем больше ОЧЕВИДНА ПРЕСТУПНОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ.
На каждую неделю пребывания в неволе МБХ и ЛПЛ, "выскакивает" очередной дворец ввп.
Вселенная сама "взвешивает",цену даёт, вопросы задаёт:" А кто ты без власти? -Что представляешь из себя? Что можешь, кроме разрушения творить?

А нам гражданам кто полезнее? МБХ и ЛПЛ или их обозлённые "заказчики".
Конечно, ЮКОСовцев УЗНИКАМИ СОВЕСТИ ПРИЗНАТЬ!
Не дать "заказчикам" издеваться и потешаться могуществом украденной у народа власти.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru