СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Январь 2011
     
59
1015
172223
2930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
17.01.2011 г.

«Неправый суд сильно изменил отношение людей»

"The New Times", 17.01.2011

«Ампутинация». Писатель Борис Акунин, автор популярных детективных романов об Эрасте Фандорине, через несколько дней после объявления 14-летнего срока Ходорковскому и Лебедеву призвал общество «выражать свое возмущение всеми доступными средствами, ибо возмущение — уже форма сопротивления». Писатель ответил на вопросы The New Times

В своем блоге вы задаете вопрос: что нужно для того, чтобы Ходорковский и Лебедев вышли на свободу? И отвечаете: «Ампутинация страны». Как вы себе представляете этот процесс?

Никак не представляю. Во всяком случае, не берусь об этом рассуждать. С моей стороны это было бы фанфаронством, ведь я не политик и не политолог, а речь идет о проблеме болезненной и чрезвычайно сложной. Мне ясно лишь, что этот политический деятель превратился в тормоз, не дающий стране двигаться вперед.

Один из возможных способов освобождения Ходорковского и Лебедева — помилование их президентом Медведевым. Для этого вы предлагаете собрать подписи у людей всенародно известных. Вы полагаете, что очередная «челобитная» возымеет действие?

Это должна быть не челобитная, а требование к президенту применить конституционное право помилования, чтобы спасти страну от усугубляющейся внутренней дискордии (в римской мифологии богиня раздора, спутница богини войны Беллоны). и дальнейшего падения мировой репутации. Да и сам процесс сбора подписей — кто подпишет, кто откажется — будет интересен для наблюдения и важен в общественном смысле.

За два года судебного процесса по второму «делу ЮКОСа» удалось собрать всего 30 тыс. подписей под схожим письмом за освобождение МБХ и Лебедева…

Неправый и жестокий суд сильно изменил отношение людей — в том числе тех, кто раньше был нейтрален или даже враждебен. Я слежу за тем, какими темпами идет сбор подписей. Если быть точным, за два года там набралось 27 тыс. А за одну последнюю неделю прибавилось 8 тыс. Притом что было каникулярное затишье. Посмотрим, что будет дальше.

Еще пару лет назад в интервью одной западной газете вы говорили, что в России развивается культура и искусство, и не делали никаких политических заявлений. Что изменило вашу позицию? Почему вы подписали поручительство в защиту Василия Алексаняна? Письмо в защиту Светланы Бахминой?

Я действительно редко высказывался по политическим вопросам, потому что я не правозащитник и даже не публицист, а автор массовой литературы. Но я никогда не уходил от ответов на политические вопросы, если мне их задавали в ходе какого-нибудь интервью. Так было еще со времен разгона НТВ или «Норд-Оста». Поручителем за Василия Алексаняна я выступил, потому что меня об этом попросили, я вник в суть дела и понял, что отказать не имею права. Участие в кампании за освобождение Бахминой было естественным продолжением. Как, впрочем, и все последующее.

И до декабрьского приговора Ходорковскому в российских судах выносились неправосудные приговоры. Почему именно этот приговор, по вашему мнению, должен вызвать в обществе возмущение?

Мне в последнее время часто задают этот вопрос. В том числе агрессивным тоном: «Что это вы заступаетесь за Ходорковского, когда в стране происходит то-то, то-то и то-то?» Это похоже вот на какую ситуацию. Стоишь на берегу реки, видишь много тонущих, кидаешься спасать одного из них, а тебе вслед кричат: «Что ж это ты спасаешь именно его? А остальные, значит, для тебя уже не люди?» Ну что тут скажешь. «Я спасаю этого, ты спасай еще кого-нибудь, не стой столбом. Давай не мешать, а помогать друг другу». А дело Ходорковского, не будем забывать, кроме гуманитарного аспекта, имеет еще и общественный: речь идет о том, будет ли в стране независимый суд и настоящее правосудие. Это касается нас всех.

Судя по вашей реакции, вы рассчитывали на то, что судья Данилкин если и не оправдает подсудимых, то вынесет более мягкий приговор. На чем основывались ваши надежды?

Я всегда априори подозреваю людей в лучшем, а не в худшем.

Почему, как вам кажется, этого не произошло? Мариэтта Чудакова, например, считает, что Данилкину, возможно, угрожали: не вынесешь приговор, который нужно, могут пострадать твои дети.

Судья недаром имеет право на обращение «ваша честь». Слаб или труслив — не ходи в судьи.

Вы пишете о том, что общество должно выражать возмущение всеми доступными средствами, ибо возмущение есть форма сопротивления. После того как вы опубликовали ваш план, получили ли вы какие-то конкретные предложения от своих коллег по цеху?

Да, много. Просто нужен некий инициативный центр, который возьмет на себя оргработу.

Есть ли у общества сегодня ресурсы к сопротивлению или ваш план рассчитан на долгие годы?

По-моему, с ресурсом все в порядке. Последние действия власти (жесткий приговор Данилкина, бессовестные новогодние аресты) говорят о том, что у них там сейчас верх взяли «ястребы», которые сделали ставку на устрашение общества. Нужно, чтобы эти неумные люди поняли: во-первых, никого они не испугали, а только разозлили; во-вторых, недовольство режимом куда сильнее и шире, чем им воображается; и в-третьих, что подобная политика лишь обостряет конфронтацию в обществе, и так уже нешуточную.

Из блога Бориса Акунина:

«<…>Что нужно сделать, чтобы Ходорковский и Лебедев вышли на свободу?

Ну, многим уже ясно, что самый действенный способ — ампутинация. Чем раньше и чем цивилизованнее страна произведет эту исторически неизбежную операцию, тем скорее сдвинется с места решение множества трудных проблем: и с коррупцией, и с Кавказом, и с инвестициями, и с модернизацией, и с международным престижем, а уж Ходорковский окажется на свободе прямо на следующий день. Но смена режима — задача макрополитическая, не писательской «плепорции». Другое дело — задача гуманитарная: милость призывать. Это для российских литераторов работа давняя и привычная.

Я бы предложил действовать следующим образом (лишь суммируя то, о чем все пишут и говорят).

Во-первых, выражать свое возмущение всеми доступными средствами, ибо возмущение — уже форма сопротивления. Говорите про это, пишите в блогах. Не забывайте наших заключенных. Без нас, без поддержки они погибнут <…>

Во-вторых, давайте не забывать и негодяев. Было бы неплохо, чтобы кто-нибудь открыл сайт, посвященный неправедным судьям — с персональными страничками, где будет портрет, биография, место работы и подробное, документированное описание содеянной гнусности. Надо чтобы сервильные судьи боялись общественного осуждения больше, чем они боятся начальства, тогда и вести себя они будут по-другому. Вот на днях вслед за Данилкиным появился новый претендент на место у позорного столба — мадам Боровкова из Тверского суда города Москвы. Прошу любить и жаловать.

В-третьих, давайте развернем мощную интернет-кампанию по сбору подписей. Она уже идет, вот здесь, но там пока лишь 30 тыс. подписавшихся. Два года назад, чтобы добиться освобождения Светланы Бахминой, понадобилось собрать 100 тыс. подписей. Сейчас перед нами задача потруднее, и подписей должно быть много больше.

В-четвертых, нужно, чтобы деятели культуры обратились к президенту. Под письмом должны стоять имена всенародно известные, и их должно быть так много, чтобы и обществу, и человеку, наделенному правом помилования, стало ясно: вся российская культура на этой стороне».




Комментарии
Max20110 | БОГАТЫРЕВ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ | 17.01.2011 19:47
ПОДДЕРЖИВАЮ!!!СВОБОДУ ВСЕМ НЕВИННО ОСУЖДЕННЫМ!!!
kit | Борис Кононенко | 17.01.2011 19:48
Все сказано.
GERZ | Lev | 17.01.2011 20:20
Негодяев к ответу.
nkaterli | Нина Катерли | 17.01.2011 20:22
Все так, со всем согласна. Вот только не верю, что Медведев помилует Ходорковского И Лебедева, кто бы к нему ни обращался, сколько бы подписей и каких людей ни стояло под обращением. Потому что он давно уже мог произвести ампутинацию: просто уволить Путина, на это он имеет право как президент. Ельцин менял премьеров и Медведев может. И тогда ему не нужно было бы проявлять милость к людям, которые, как он понимает, должны быть оправданы.Просто уволить Путина и все. И Мосгорсуд удовлетворит кассационную жалобу, и оба они выйдут на свободу.Но увы... Ни того, ни другого он сделать не помеет.И тем не менее, писать и подписывать, и выступать, где можно, и спориьть с теми, кто воображает под давлением прокремлевских СМИ, что Ходорковский и Лебедев преступники - все это нужно, нужно. Иначе - кто мы такие? Как можем терпеть произвол? И "позорный столб" посторить необходимо. Кстати, нечто подобное уже делает газета "Ведомости".Ей нужно помогать. А Запад уже начал такое строительство и обещал не давать негодяям, висящим на столбе, въездных виз. Главное: это тот случай, когда совесть не позволяет сидеть, сложа руки.Никому.
ABF_36 | Boris | 19.01.2011 03:30
Как можно сравнивать Медведева и Ельцина, первого выбрал/назначил альфа-самец, а второго избирало население, хотя в полседний раз с применением политтехнологий. Есть небольшая надежда, что наш зитц-президент, опираясь на многие сотни тысяч подписей убедит своего босса не игнорировать такой протест против беззакония. Хотя, вероятнее всего, решать будет этот альфа-дог, а принудить его может открытый массовый митинговый протест или реальная опасность стать невыездным и получить блокировку банковских счетов его ближайших опричников!
vlrn17 | valeryan | 17.01.2011 20:27
"Держиморды" российской реалии своими действиями показали собственную, быть может, неохоту следовать популистским заявлениям. Складывается впечатление, Россию не желают отпускать в "рост": дитятко 20-летней демократии пока зависимо от отчей воли. Складывается впечатление, после тупика 20века, смертельной отрыжки последнего 20-летия, - "дворяне" вдруг очнулись, что теряют страну
G1c3I_ | Илья Корнеев | 17.01.2011 20:38
С Борисом Акуниным всё в порядке. А вот многие иные достойные деятели искусства помалкивают в тряпочку: Табаков, Любимов, Герман, Данелия...да можно долго перечислять. Почему? Финансирование срежут? Грант не дадут? К юбилею не повесят какую-нибудь железку?
lelya | Yevgenia | 19.01.2011 17:43
Совершенно согласна с Вами. Список можно сделать огромным. Михалков мог бы въехать на белом коне в Кремль и потребовать! Деятелей культуры очень много и никого...Горстка мужественных актеров у здания суда- Фатеева, Ахеджакова и Юселович. А что остальные? Трусость не доводит до добра
barcan | Андрей | 20.01.2011 10:04
Михалков - потребовать???!!! Женечка, Вы о чем?! Холуи у бар не требуют, а клянчат. Причем, для себя, любимых, для родного человечка - теплого местечка. Чего ради сынку гимнописца за Михаила и Платона впрягаться? Вот дань собирать с каждого проданного CD - это дело...
goljuk | иван | 17.01.2011 22:18
Новейшая история России приняла определенно-четкий политический окрас:от красно-коричневого к черному.Её символы:вертикаль власти-кущевка,путин-пахан, символ безнравствености и политического плутовства,маниакальной жестокости и подлости."Мессия-демократ" не просто стал отцом российской мафии-любимцем негодяев-олигархов друг".Медведев -полицией,госдума-опричниками пахана,прокуратура-следователями дегенератами,население страны-электоратным стадом.В зловонной, наэлектризованной, удушающей атмосфере витает пугающий власть вирус-стремление к гражданским свободам,очищению власти от паразитов.
z-family | Сергей | 17.01.2011 23:00
Президент России Медведев Дмитрий Анатольевич! Увольте премьер-министра, как уволили Лужкова, с примерно такой формулировкой: в связи с шокирующим повсеместно размахом коррупции, в связи с пробками по всей стране, в связи с ухудшением уровня жизни россиян, в связи с ухудшением имиджа России во всем цивилизованном мире, в связи с развалом и гонением малого и среднего предпринимательства в стране, в связи с загубленными десятками тысяч гектаров леса, в связи со стремительным ухудшением уровня жизни людей, в связи с ужасающим положением в сферах ЖКХ, дорожных, транспортных и других ведомствах, за работу которых отвечает премьер-министр, за стремительно растущее ему недоверие россиян и т.д, и т.п. ... разве этого мало для увольнение по статьям: за профнепригодность, за многочисленные злоупотребления служебным положением и т.д.? Не бойтесь, народ Вас в этом поддержит!!!
Arhangel | tarasova | 20.01.2011 21:17
Президент России Медведев Дмитрий Анатольевич! Увольте премьер-министра, как уволили Лужкова, с примерно такой формулировкой: в связи с шокирующим повсеместно размахом коррупции, в связи с пробками по всей стране, в связи с ухудшением уровня жизни россиян, в связи с ухудшением имиджа России во всем цивилизованном мире, в связи с развалом и гонением малого и среднего предпринимательства в стране, в связи с загубленными десятками тысяч гектаров леса, в связи со стремительным ухудшением уровня жизни людей, в связи с ужасающим положением в сферах ЖКХ, дорожных, транспортных и других ведомствах, за работу которых отвечает премьер-министр, за стремительно растущее ему недоверие россиян и т.д, и т.п. ... разве этого мало для увольнение по статьям: за профнепригодность, за многочисленные злоупотребления служебным положением и т.д.? Не бойтесь, народ Вас в этом поддержит!!!Тарасова Татьяна.
eshunko | Evgeny | 17.01.2011 23:42
Если альянс Роснефти и ВР (Бритишь Петролиум) для разработки Арктической нефти состоится, эти люди (Путин как - то назвал их “энергетиками”) вообще не будут нуждаться в населении России и его мнении о них - так они по крайней мере думают, предполагая, что незначительые подачки населению могут его вполне умиротворить. Так что сбор подписей деятелей культуры мог бы быть чрезвычайно полезен как для Российской власти, так и для самих деятелей культуры. У меня, вообще говоря, возникло подозрение, что Процесс 2 мог кончится иначе - значительно мягче для Михаила Борисовича и Платона Леонидовича - на это намекало течение процесса. Однако, когда “энергетикам” стало ясно, что заключение альянса Роснефти с ВР состоится, они потребовали, чтобы Приговор был преписан в соответствии с текстом Обвинительного Заключения, предложенного Прокуратурой. Не исключено, что именно поэтому Приговор был практически скоропалительно скопирован с самой первой неоткорректированной версии ОЗ. Такой, и только такой Приговор, мог устроить ВР, для того, чтобы альянс с Роснефтью выглядел политически корректным и тем самым приемлемым.
Евгений Шунько
flora | Флора | 18.01.2011 00:05
Это очень хорошая идея, особенно сохздание сайта "А судьи кто?" Целиком и полностью за!
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 18.01.2011 00:09
спасибо, за Ваш гражданский и человеческий поступок ХОТЯ "ДОБРО - ПО ОПРДЕЛЕНИЮ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ САМИМ СОБОЙ" (МЕРАБ МАМАРДАШВИЛИ) , знаю Мераб бы подписался ...
m-e-gera | Мария Герасимова | 18.01.2011 00:39
"Подобная политика лишь обостряет конфрортацию в обществе, и так уже нешуточную"-эти неумные люди забыли что земля вертится.И как стрелки часов ее назад не повернешь.1911 год СОРОКИ-информацию не остановишь,не перекроешь.Все станет явным,скрыть ничего не удастся.А знание-сила.У Медведева вариантов других нет-МБХ,это его спасательный круг."Решение Хамовнического суда-провал судебной системы России,выставляющий модернизационную программу Медведева на посмешище "(глава подкомитета Европарламента).Мне все же кажется,что ДАМу компания Юрия Щевчука намного приятней (посещение Российских рокеров).Где то внутри этого человека есть человек.И если этот человек есть,то он один.Наше дело требовать и информировать.А тандем рассорится.Но всему свое время.
nina | нина | 18.01.2011 01:54
Согласна с тем, что нужно ампутировать политический член, который тормозит развитию страны и как можно скорее.
olushka05 | Ольга Б. | 18.01.2011 03:11
Вон в Тунисе - порвали на части представителя власти, а еще совсем недавно была абсолютная поддержка общества. Это предостережение, и история знала немало подобных событий.
Наши власти ничего не видят. Ведь в момент может все измениться. А ненависти в людях, ранее совершенно спокойных, появилось очень много.
Сегодня довелось побывать в гостях у знакомого юриста. Взвешенный интеллигентнейший человек, демократических взглядов, спокойный, осторожный и т.д. и т.п.
Но мужик выпил виски (снимал напряжение от судебного процесса) и, как на грех, по телевизору сообщение о желании Лужкова получить латвийское гражданство... да я еще про отсутствие протоколов на дату оглашения приговоров вопрос задала (а у него, оказывается, были аналогичные ситуации, в частности подробно рассказал про невинно осужденного за мошенничество года четыре назад в Кузьминском суде тоже при отсутствии протоколов вообще)...
Такого мата-перемата я давно не слышала. Мой знакомый расправился со всеми: поименно - с каждым. Каждого подвесил за разные места, пытал каленым железом, прилюдно. С трудом удалось уговорить его не совершать такие процедуры прилюдно, и все-таки не вершить самосуд. Сказал, что суда в нашей стране нет и он сам готов превратиться в Вышинского в отношении сегодняшних власть придержащих, а также представителей карающей власти (сюда была отнесена и судебная власть) - никого не пощадил!
Это надо такую ненависть в народе породить!!! Если такое слышишь от интеллигентного человека, от которого слова плохого никогда не слышала, что же от других ждать? Сегодня кто-то между собой выясняет отношения, а скоро люди пойдут в общем направлении и не факт, что это направление будет совпадать с указанным властями.
Власть бесконечно уговаривает нас, что все хорошо, докладывает о благополучии. Чиновники, порой, такой бред несут, пытаясь выслужится перед вышестоящим по вертикали... создали для себя виртуальный мир, очень далекий от жизни...
Ненависть культивируется в наших сердцах, маховик запущен!
Вот и Борис Акунин, ранее нейтральный интеллигентный гражданин, сегодня активнейшим образом вовлечен уже в политику.
dm2008 | Dmitry | 18.01.2011 03:23
"....Во-вторых, давайте не забывать и негодяев. Было бы неплохо, чтобы кто-нибудь открыл сайт, посвященный неправедным судьям — с персональными страничками, где будет портрет, биография, место работы и подробное, документированное описание содеянной гнусности. ...." Такой сайт уже есть: http://shpik.info/
samzudov | Семён Зудов | 18.01.2011 04:22
Слона можно поднять мизинцем, если: мизинцев тысячи, и они организованы - вокруг слона, ко времени и цели.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 18.01.2011 04:55
Я вообще предлагаю всем, кто неравнодушен к тому, что на сайтах "ИноСМИ", "Лента.РУ" и др. после любой объективной и реалистической публикации о положении дел в нашей стране (об "несогласных", об узниках, об Ходорковском и Лебедеве, о незаконных арестах), раздается такое тявканье одних и тех же, что нормальные комменты среди них как дерево в пустыне. Я предлагаю всем здравомыслящим постоянно оставлять свои комменты, что б нас было больше. Поскольку спорить с ними бесполезно, они тут же обзываются, оскорбляют вся и всех, на инх не обращать внимания, а делать свои комменты. Так хоть большинством перебороть этих (даже не знаю как их назвать). Борису Акунину большое спасибо.
masha | маша | 18.01.2011 05:22
... к упрекам, "почему вступаетесь за одного Ходорковского": речь идет о конкретной личности, об очень масштабной личности. Мимо него вообще пройти сложно. Как мимо какого-то крупного явления. Уж извините. Все-таки, М.Х. - явление. Его выпустят - всем будет лучше. А, выпустят - куда им деться. В этом году.
Anita | Valentina | 18.01.2011 08:51
Огромное спасибо Борису Акунину за его порядочность, за четкую гражданскую позицию. Согласана с мнениями всех формчан.
Где же центр, который обьединит нас?

Валентина
Rich_Richmond | Rich | 18.01.2011 14:06
С момента ареста Михаила Борисовича Ходорковского Россия осознала, что скольких бы не закрыли граждан России, арестовав, сшив по приказу белошвейками-прокурорами уголовное дело, Россия будет в любом случае Открытой Россией. Никому и никогда больше не удастся глумиться над личностью. Рич Джонотан Ричмонд
kuzia | Наталья | 18.01.2011 15:35
"Боже, как грустна еаша Россия!" И ничего-то не меняется!
Действительно, нужны именно согласованные действия.
kovlarr | Лариса | 18.01.2011 17:40
А еще необходим список всех несправедливо обвиненных по делу ЮКОСа. Бахмина, Алексанян - слышали все. Но ведь их больше! Я безумно сочувствую Михаилу Борисовичу, его родителям, жене, детям. Но я не хочу говорить - "дело Ходорковского". Для меня это - дело ЮКОСа. Свобода и справедливость - для всех
pifiya_kassandra | Галина из Петербурга | 18.01.2011 18:01
Где они, мастера культуры?! Они нынче сыты, в тепле и обласканы. К сожалению, не больше дюжины имён одних и тех же деятелей культуры можно увидеть в числе тех, кто не может молчать, созерцая падение в пропасть страны, многие граждане которой, встав с колен, покорно пали на четвереньки. В том числе, и иные деятели культуры.
61-33 | Раиса | 18.01.2011 20:50
В неравной борьбе между властью и Ходорковским пока что выигрывает власть. Власть использует не только силовые методы воздействия на судебную систему, но и не чистоплотные методы воздействия на доверчивую общественность. Защита Ходорковского и Лебедева имеет возможность открыть глаза общественности на истинные причины нарушений, их истинных виновников, разваливших экономику страны и нравственность русского народа. Для этого нужно всего лишь сравнить методы организации исполнения закона о налоге на прибыль нынешней властью с методами специалистов советской системы управления. Окажется, что специалисты советской системы управления разрабатывали правила, методы и требования для предотвращения нарушений, нынешняя власть, наоборот, для того, чтобы нарушать закон.
lelya | Yevgenia | 19.01.2011 03:03
Браво, Борис Акунин.
Честно и прямо.
392 | Сергей из Ярика | 19.01.2011 09:04
Поддерживаю.Жуликам не должно стоять у руля России.
barcan | Андрей | 20.01.2011 09:58
"Ампутинация" - это, конечно хорошо. В качестве удачного каламбура, не более. Но ампутинация - это удаление ногтя, пораженного грибком, на ноге, пораженной гангреной по самое колено. Необходимо вспомнить заповедь самого радикального диссидента - сантехника Васи: "Нет, ребята, тут не вентиль, тут всю систему менять надо!" Не было у нас своего Нюрнбергского процесса, не было декоммунизации, не было покаяния перед всем человечеством за эту чуму, люстрации, запрета на профессии. Вот и правят страной те же, что и 30 лет назад (что, Путин или Медведев в КПСС не состояли), преступные организации не были запрещены (КПСС, КГБ и пр.). И бОльшая часть населения (обществом не называю, это не общество) до сих пор пропитано коммунизмом по самые гланды. У многих коммунистическое мировоззрение успешно модифицируется в фашистское, благо разница чисто внешняя. Нужен Нюрнберг. В противном случае "Третий Рим" ждет участь первых двух.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru