СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
18
30     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
30.12.2013 г.

«Освобождение Ходорковского – это факт, который не означает тенденции либерализации»

Политолог Лилия Шевцова полагает, что, освобождая Михаила Ходорковского, Владимир Путин реализовывал план по собственному «выживанию на ближайшее будущее». 

Радио Свобода, программа «Лицом к событию», 27.12.2013

Гость в студии: политолог, ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова.

<…>

Елена Рыковцева: Я думаю, что наши слушатели будут очень огорчены, если вы не расскажете своего видения этой истории с Ходорковским. Какие договоренности сыграли свою роль в этом? Все-таки это было сделано для страны или для Запада, конкретно освобождение Михаила Ходорковского? Действительно ли роль Германии оказалась ключевой? А это значит в свою очередь, что небезразличен Владимир Путин все еще к западному мнению. Значит, как нечто регулирующее все еще можно воспринимать Запад, какую-то регулирующую роль он еще несет в себе?

Лилия Шевцова: Несколько пунктов. Во-первых, я очень рада, что Михаил Ходорковский на свободе.

Елена Рыковцева:  Это даже не обсуждается.

Лилия Шевцова: Я хочу, чтобы мы с вами это подчеркнули еще раз. И в условиях деморализации, в условиях лакейской атмосферы в наших элитах и в нашем собственном сообществе этот человек, несомненно, с его достоинством и мужеством является эталоном поведения. Вот это самое важное. Что же касается роли Запада во всей этой истории, я не уверена, что когда-нибудь в ближайшее время мы с вами будем иметь информацию для того, чтобы сделать совершенно очевидный, точный анализ того, что произошло. Но как мне представляется из той картинки западного поведения и того, что в последнее время происходит в Берлине, и того, как на Запад смотрит Владимир Путин, я думаю, что роль Запада в освобождении Ходорковского, прежде всего роль Германии не была решающей, скажем так. Роль Германии, а именно конкретных лиц, которые участвовали в спецоперации  “вывоз Ходорковского в Берлин”, роль Германии скорее всего была технической, вспомогательной. Немецкая сторона помогла для Путина решить проблему Ходорковского так, как хотел ее решить Путин. И самое главное здесь, будем избегать всяких понятий типа милосердие и прочее, то, что произошло с Михаилом Ходорковским, та же амнистия, которая осуществлена в отношении других политических заключенных, прежде всего  Pussy Riot, это просто тактические жесты Владимира Путина в целях осуществления вполне прагматических его задач выживания. Вот он сейчас экспериментирует с собственным механизмом выживания на ближайшее будущее, на текущую ситуацию.  Освобождение Ходорковского вполне укладывалось в механизм выживания в понимании Путина. Освобождение Ходорковского, произведенное таким образом, означало выталкивание Ходорковского за пределы России – это нужно иметь в виду. Выталкивание Ходорковского, именно такой личности за пределы России по сути дела очень сужает возможности его влияния на страну и даже возможности стать значимой общественной фигурой. Я думаю, все, что делает Владимир Путин, включая освобождение Ходорковского, нацелено, возможно, на определенную коррекцию имиджа в связи с Олимпийскими играми, но в большей степени даже с “восьмеркой”, которую Путин собирается проводить в Сочи в следующем году. Но это не по поводу коррекции имиджа, потому что по большому счету давайте зададим себе вопрос: Ходорковский был освобожден тогда, когда было ясно, что ни один серьезный политический лидер, за исключением возможно Меркель, под вопросом, в Сочи не приедет. Имидж по поводу сочинских игр и по поводу самого Путина был ясен и за короткое время исправить его невозможно. Запад перестал давить на Россию по поводу Ходорковского и всех других политических заключенных, тем более Германия. Меркель находилась в этот период в очень мучительном, тяжелом процессе формирования собственного правительства. Не думаю, что у нее хватало времени на Ходорковского, у нее не хватало времени на Украину. Следовательно, нельзя включать фактор давления, влияния Запада, к которому очень скептически Путин относится, более того, вспомните, 12 лет правления Путина он доказывал нам с вами и Западу, что он не делает решения, по поводу которого на него давят. И он терпеть не может давления Запада. Поэтому включать влияние, давление Запада как важнейший фактор в истории Ходорковского было бы наивностью, ошибкой, заблуждением.

Елена Рыковцева: Но тогда мы должны радоваться еще одному обстоятельству, если говорить о том, чему радоваться, что Путин, как вы сказали, условием своего выживания в его понимании все-таки видит либерализацию.

Лилия Шевцова: Я не думаю, что освобождение Ходорковского – это факт кремлевской игры в покер, один факт, который не означает и никогда не будет означать тенденции либерализации. Потому что почти одновременно с освобождением Ходорковского у нас продолжаются политические процессы. Даниил Константинов, националист, политический заключенный, его все же содержат в тюрьме и его не освободили.

Елена Рыковцева:   Он под амнистию никак не попадает с таким обвинением.

Лилия Шевцова: Значительная часть “узников Болотной” содержится в тюрьме. В тюрьму садят дополнительно людей. Человек покрасил забор Ткачеву – он в тюрьме. Садят других, садят членов “Другой России” – они в тюрьме и по поводу их освобождения не было речи. То есть репрессивный каток законодательства продолжает работать. Это блокирование сайтов по глупым поводам. Угроза призывов встретиться около памятника Ленину, если встречаются три человека, – это уже повод для закрытия сайта. Более того, силовики получили право разбираться с налоговыми поступлениями, получили доступ к приватизации. Масса других законов, которые говорят о том, что у нас политика является бобслеем. Путин и Кремль в принципе в этих санях, и они несутся, они не могут выпрыгнуть. Выпрыгнуть они, во-первых, физически не могут,  они уже заложники этой логики. И любая либерализация в ситуации, когда экономическая ситуация становится тяжелой, когда экономика переживает стагнацию и  кризис, она бы была опасна для власти. Это самоубийственно. Неужели Путин похож на самоубийцу? Поэтому да, Ходорковский – один из элементов в игре Путина. Слава богу, что Ходорковский свободен. Но не будем делать из освобождения Ходорковского, либо   Pussi Riot тенденцию, которая будет лишь оправдывать попытки тех, кто хочет остаться при власти, остаться при ней.




Комментарии
YuRN | ЮРН | 30.12.2013 15:20
Абсолютно согласен: освобождение МБХ - это решение Путина, которое он принял, исходя из совокупности СОБСТВЕННЫХ интересов. Да, именно всякие там Олимпийские игры, личные и "служебные" международные контакты безусловно учитывались при формулировании ЛИЧНОГО интереса в вопросе освобождения МБХ, а обстоятельства (болезнь Марии Филипповны) и письмо МБХ помогли ему, выпустив МБХ, "сохранить лицо" и даже, в глазах некоторых, "покрасить" щечки в милосердно-гуманные тона.
Ну так ведь именно так, на основе ВЗАИМОВЫГОДНОСТИ/приелемости и решаются обычно проблемы у, усл., серьезных людей: ведь и МБХ - на свободе, и у ПЛЛ улучшились перспективы ускорения освобождения, а это, конечно, не отмена приговоров, но все же совсем не пустяки. Просто желательно для адекватности восприятия событий поверхностную красочку-штукатурку "по случаю/ситуации" не путать с "начинкой", которая определяет ОБЩИЙ курс "оштукатуренного".
3ermila6 | Илья Корнеев | 30.12.2013 15:50
Всегда с удовольствием и доверием читаю анализы Л.Шевцовой. Она - специалист сбалансированный, корректный, знающий и принципиальный. С Новым годом, уважаемая Лилия! А свобода МБХ - это замечательно!
lavsel | Сергей | 30.12.2013 17:28
До чего же откровенные слова Лилии Шевцовой противоречат подобострастным воплям единороссов и всяческих "думцев", воспевающих "демократизм" нашего "всенародно избранного президента"!

..." западная политика попустительства путинской власти, попустительства Кремлю по сути дела стала одним из самых мощных факторов выживания российского самодержавия."

"САМОДЕРЖАВИЕ", ни больше, ни меньше!
И с этим нельзя не согласиться.
Кстати, почти всегда "самодержавие" в российской истории сопрягается с "самодурством", с "самоуправством", с "самовластьем"...
Как говорится, от чего ушли сто лет назад, к тому и пришли!
Правда, потратив целое столетие и многие-многие миллионы жизней на эту "мёртвую историческую петлю".
Ну как же быстро вывел нас нынешний сверх-долгоиграющий "самодержец-президент" на исходную точку столетней давности!
Сергей Львович.
yra-nik | юрий | 30.12.2013 20:45
Полностью согласен с Лидией Шевцовой.
У режима наступает период острого проявления основного инстинкта - самосохранения. Все эмоции уходят и мозг работает в одном направлении - выжить.
И довести его (ИХ) до этого состояния подвигнули многие факторы. И как то остался в тени список Магницкого. А ведь это не только те люди, которых в них включили. И потенциально не только санкции США. Это мостик и предвестник нерукопожатности самого. Для него стать изгоем не приемлемо. Да и не дурак же он. Понимает, что движение в этом направлении готовит ему предателей в своем логове. Он чекист, а значит никому не верит. Список навевает нехорошие предчувствия и (думаю) не спокойный сон для паханата.
Пусть этот процесс продолжится.
ЮСН
svetilsa | Светлана | 03.01.2014 16:53
Все так, сомнений в действиях президента нет, но главное, радует, что МБХ на свободе! Лилии Швецовой самые добрые пожелания в Новом году!
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 03.01.2014 18:20
Интересное, смелое, а главное, справедливое мнение. Вспоминается филателистический блок 1970 года, на котором вождь мирового пролетариата выступает с трибуны с пламенной речью на фоне знамени. На знамени можно прочитать "РЕВОЛЮЦИЯ", но часть букв закрыта головой вождя и читается слово "АГОНИЯ".
prusskaya | Нелли | 03.01.2014 21:00
А я не согласна с Лилией Шевцовой и считаю влияние и давление Запада РЕШАЮЩИМ в "Деле Юкоса". Те немногочисленные голоса соотечественников в защиту юкосовцев всеръёз никто не принимал. Дело стряпалось вкозь и вкривь. Никто не был озабочен тем, чтобы придать всему хоть какой-то мало мальски законный вид. Плевать... Против бандерлогов вся государственная мощь. Где деньги, где полицейская дубинка. Тогда Путину внутри страны бояться было некого. Тогда... И без Запада "Дело Юкоса" было бы предано забвению, вплоть до физического устранения. И здесь бы никто не пикнул. Мне смешны рассуждения политолога о том, как Путин не считается с Западом. Да, мы ядерная держава! И у власти безответственные люди. С нами корректны. Но те меры, которые Запад предпринимает очень даже действенны. И слава Богу, что мы не одиноки, что народ России не один на один со своей властью. И, что есть цивилизованный мир, который хоть в каких-то рамках держит обнаглевшую, построенную на лжи и воровстве, власть России.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 04.01.2014 17:14
Уважаемая Нелли, я не нашёл однозначного мнения в Вашем комментарии, как и в интервью с Лилией Шевцовой. РЕШАЮЩИМ в конкретной ситуации стал многоуровневый кризис, зимние игры на самом юге страны и погода в мировом масштабе. Назовите, пожалуйста, сферу, где у нас нет проблем, и страну совсем без проблем. Разве что КНДР, где единственную недавнюю проблему решили, отдав несколько высоких чинов голодным собакам, как сообщили СМИ КНР. Наши «несогласные» завязли в «болоте», хотя если поменять «б» на «з», получится, что это о «согласных». Причём, и у тех, и у других нет перспективного лидера. Потенциальный Лидер отбывал срок длиною в 10 лет за то, что находил лазейки в недоделанных законах, как и все без исключения, а потом сам у себя всё украл. Продлевать срок ещё уже не хотели больше вторые, так как тот самый металл у них вне страны. Но избавиться от Лидера надо было с умом «освобождать», так чтобы он оказался не на ВОЛЕ. Поздравляя с 41-летием, я писал, что ОН более свободен, чем те, кто вне зоны. После этого прошла акция «20 слов о СВОБОДЕ». Более 600 мнений. Очень интересно было прочитать, целая книжка получилась. С нами - либералами обещано расправиться прямо с экрана, и это уже не проблема. Так что «те немногочисленные голоса соотечественников в защиту юкосовцев всеръёз» пришлось принять. Потому что прозвучали они на верху вертухали. Спецоперацией «Ходор» прихлопнули махом дюжину зайчиков. Даже больше. Западу давно не до нас. А сегодня своих проблем выше крыши. Вопрос дня - Где деньги? На носу, я бы сказал «уже в носу», игры. Как игры сыграются - три варианта: 1-й вариант, 2-й вариант и неизвестный мне 3-й. Трамплин достроит Греф «бесплатно» и захочет сатисфакции. А он крутой рыночник, так как единственный во всём мире считает положительным факт старения сограждан. Правительство не трогают до игр, чтобы было с кого спрашивать. А куда им деваться? Мы должны твёрдо заявить: «Не дать ИМ уйти!». Ещё руководитель мероприятия, будучи прокурором в Питере, прикрывал воров в обкоме. А они воровали не танки, фотоаппараты или троллейбусы, а углекислоту. Умные были. Сейчас уже без денег достроят объекты, проложат дороги, вывезут мусор и надо будет снег завезти, наверное, из США, а они без денег снегу зимой не дадут. Придётся все виды переводить на колёса. Конечно, трассы обкатаны тандемом, но им надо было ещё и в боб забраться. Как говорил Гоголь: «Мы у Бога не получились, и теперь Ему не до нас»…
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru