СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2012
67
1214
172021
242728
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
12.10.2012 г.

«Я не надеялась увидеть книгу на русском»

В пятницу один из соавторов "Тюрьмы и воли" Наталия Геворкян встретилась со своими читателями в столичном книжном магазине "Библио-Глобус". Число читателей, кстати, таково, что издательство "Говард Рорк", распродав за месяц с небольшим первоначальный 20-тысячный тираж книги, напечатало и выложило на прилавки дополнительный 30-тысячный тираж.    

Ни Наталия Геворкян, ни Михаил Ходорковский писать книгу вовсе не собирались, идея принадлежит литературному агенту.

Н. Геворкян: «Как многие журналисты, я не люблю писать книги. Мне бы 45 строк – и больше ничего не надо. Я люблю короткую форму и мне это близко. Я отказалась. Потом, во время <Хамовнического> суда, я послала Ходорковскому записку, чтобы узнать, как он к этой идее относится. Его первая реакция тоже была негативная. Я сказала тем лучше: и он не хочет, и я не хочу, не будем писать книжку. А потом прошло полтора-два месяца процесса и он говорит: "А может, попробуем все-таки"».    

Название для книги в каждой стране издатели придумывают свое, поэтому россияне читают "Тюрьму и волю", а, например, французы "Узника Путина". Структуру книги, когда нечетные главы пишет Ходорковский, а четные Геворкян, придумала Наталия.

Н. Геворкян: «Кому неинтересно читать мои главы, можно их просто пролистывать и переходить от одной его главы к другой, тогда получится как бы его книжка. Мои главы я хотела устроить как пьесу, то есть мне хотелось, чтобы там меня практически не было, чтобы там были голоса тех людей, которые помимо семьи и близких знали его лучше всего. И единственная возможность так устроить, чтобы были и они, и он, и все вместе, была вот такая структура глав. Это первая книга, где в большей или меньшей степени говорят все акционеры ЮКОСа, которые обычно были фигурами довольно закрытыми, а некоторые из них никогда не давали интервью вовсе. Там есть один из акционеров, который выступал свидетелем в суде против Ходорковского, я была уверена, что он не ответит на мои вопросы, он ответил (имеется в виду Алексей Голубович. - ПЦ)».

В главах, написанных Ходорковским, Наталия не изменила ни слова, ни запятой.

Н.Геворкян: «Все цитаты людей, которые рассказывают о Ходорковском, тоже в неизменном состоянии. Некоторые на меня обиделись: они считали, что надо было редактировать. Но я хочу, чтобы вы читали и как будто слышали запись. Как будто человек говорит при вас, вам, со своими интонациями, со своей манерой. Так интереснее, мне кажется».

Н.Геворкян: «Я не надеялась увидеть книгу на русском. Мне казалось, что никто не решится, но потом пришло предложение, и у меня до сих пор внутри все дрожит от радости, что это случилось. Я думаю, что для Ходорковского очень важно, чтобы книга была на русском. Чтобы дети могли читать тоже. Мне кажется, для них для всех (кто давал интервью для книжки. - ПЦ) важно, чтобы дети смогли прочесть. Что бы им ни рассказывал отец, мама, когда ты можешь прочесть книжку и подумать сам, это какая-то другая ситуация».

А потом была автограф-сессия. Люди подходили с книгами и со словами: «Спасибо, что вы нам, молодежи, рассказали эту правду »; «У вас получился замечательный дуэт, очень гармоничный»; «Просто проглатываешь книгу»; «Михаилу Борисовичу привет из Стрежевого Томской области. Михаил Борисович столько всего сделал для области…»; «Я привык фильтровать информацию. Эта книга – чистый фильтр».

Вопросы Пресс-центра:

Наталия, восприятие вашей книги иностранным читателем и российским сильно разнится?

Конечно, иностранцам надо больше разжевывать. «Вы общались по имейлу?» - спрашивают они у меня. Объясняю. «А, ну тогда вы поехали к нему в тюрьму и поговорили, - уточняют они дальше. – А почему вы не поехали? А почему в тюрьму нельзя? А почему по имейлу и по телефону нельзя?» Они этого просто не понимают.

Если бы вы подписывали книжку Путину, что бы написали?

Я бы не стала просить, не стала бы писать «Отпусти». Думаю, я ему вообще бы не подписала. Михаил Борисович, если хочет, пусть ему подписывает, а я не буду.

Что вы можете сказать о последних высказываниях президента о Ходорковском? Когда речь шла о прошении о помиловании, об отсутствии "кровожадных настроений" и т.д.

Я не знаю, зачем он одно и то же повторяет сто пятьдесят тысяч раз. Это малоприлично для президента. Он прекрасно знает, что Ходорковскому ничего просить <по закону> не надо – захочет помиловать помилует. Я не знаю, как Ходорковский к этому относится, я же воспринимаю это как прямое издевательство, игра на нервах. Вот сидит он, развалившись в своем лимузине, и говорит: «Ну если попросит, мы (!) не агрессивные, мы доброжелательно рассмотрим». Он же прекрасно понимает, что всякий раз он ставит его перед этим невыносимым выбором, который он вроде бы уже сделал, сказав: «Не буду просить, я сижу». И вот снова этот выбор. «Ты попроси, а вдруг», - говорит тебе Путин. А тут семья, дети... Это абсолютная пытка.

Как по вашему, что в будущем Ходорковского точно случится, а чего в его будущем точно не окажется?

После того как он выйдет (если он выйдет), у него, я думаю, будет некая судьба. В пылу всех этих непонятных политических процессов он странным образом сохранен. Сохранен в тюрьме. Я думаю, что у него будет будущее. Я, кстати, вполне допускаю, что сам он хочет просто жизни с семьей. Я его прекрасно понимаю. Но думаю, что судьба его уже как-то выбрала. Не знаю кем и чем, но он, безусловно, будет лидером.

Теперь о том, чего не будет. Может быть, у него уже не будет такого уровня бизнеса. Хотя, если бы он решил заниматься бизнесом, он бы его сделал. Я не знаю, какой он сейчас, я в книге написала, что никто из нас сейчас его не знает. И я не понимаю, что он передумал за эти годы, что бы он точно оставил в прошлом навсегда.

Читатель Владимир Переверзин.

Книга в продаже на Озон.ру.




Комментарии
ecolog | Мария | 13.10.2012 00:21
Очень понравились ответы Натальи Геворкян, особенно: "Михаил Борисович, если хочет, пусть ему подписывает, а я не буду."
Tamara40_40 | Тамара | 13.10.2012 11:49
А мне еще понравилось "малоприлично для президента".Наталия большая умница.
ecolog | Мария | 13.10.2012 20:19
Да, безусловно!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 13.10.2012 00:32
Какая КНИГА!
Какие АВТОРЫ!
Какие ЧИТАТЕЛИ! (Те, которые по душе, а не по службе...)
Всё здорово!
nkaterli | Нина Катерли | 13.10.2012 12:31
ВСе прекрасно. И авторы, и читатели.
svetilsa | Светлана | 13.10.2012 17:03
Ура! Только что получила книгу, которую ждала с нетерпением. Я в предвкушении интересного чтения. Спасибо!
Ellen26 | Елена Рохлина | 13.10.2012 01:57
хорошее дело,жалко что книга дороговато...для многих не очень доступна..
Zinovyev | Александр Зиновьев | 13.10.2012 12:15
Моих пенсионерских - в ОЗОНЕ заказывал - 770 кажется рублей встало!
ecolog | Мария | 13.10.2012 20:18
На ОЗОНе книга стоит 348 рублей. Мне кажется, это приемлемая цена, учитывая качество.
Ellen26 | Елена Рохлина | 14.10.2012 00:32
ну тогда куплю на Озоне...проблема в том,что она многим протестникам не доступна,как правило этот народ не может позволить себе книги по 500 и выше..
Cart_son | Михаил | 13.10.2012 13:39
Елена, ради такой КНИГИ никаких денег не жалко!
Nicksher | Никшер | 13.10.2012 02:17
Ходорковский

Конечно, Михаил Борисович много сделал для нас с вами, но, все-таки он осколок коммунизма, Совдепии, увы. «Остался в прошлом он одной ногою».
lavsel | Сергей | 14.10.2012 17:29
Дорогой Nicksher !
Я думаю, что и Вы в таком случае, тоже осколок коммунизма...
Только Ходорковский сумел двумя ногами встать и подняться во весь рост, стряхнув с себя и своих соратников идеологическую коросту комчванства. Сумел не только сам увидеть свет в конце тоннеля, но и нам показать пример самоотверженности и высочайшей порядочности в отстаивании своего доброго имени.
А уж то, что мы все родом из прошлого, так это однозначно, только некоторые норовят вернуться туда, да и остальных за собой утащить!
Похоже, нынешний стерховодитель норовит вместе с патриархом вообще вернуть нас в замшелое средневековье....
Сергей Львович.
vic_letunovskiy | Виктор | 13.10.2012 11:56
Получил сегодня на почте книгу. Спасибо. Через годик - другой можно будет выдвигать Вас, Наталия и Михаила Борисовича на Нобелевскую премию в области литературы. Китайцы отдыхают!
Zinovyev | Александр Зиновьев | 13.10.2012 12:14
В народе говорят, что вот если ВСЕМ вместе помолится, то может произойти то, что в принципе не может и быть!
Нас, болеющих душой за Михаила уже много - может помолимся?
Книга "Тюрьма и воля" (вариант у французов "Узник Путина") скорее всего будут некоторое время настольной книгой, как до неё лежала замечательная в некотором отношении книга Юрия Богомолова "Игры в людей по-крупному и на интерес".
Но ПОМОЛИМСЯ!?!
YuRN | ЮРН | 13.10.2012 14:05
Как показала, на мой читательский взгляд, практика (а она ведь, как говорят, критерий истины), идея "парного" формата книги оказалась очень удачной. Надо полагать, что это обусловлено наличием/участием именно ИНОСТРАННОГО (ведь так?) агента: внутрироссийский "креатив" (творческий и технический/"реализационный") из отчасти понятной осторожности и/или холуйских соображений на подобные идеи/проекты, пожалуй, не был, да и по сей день не очень способен. Конечно идею еще нужно было качественно реализовать в "структуре" и тексте, что, на мой взгляд, вполне удалось: книга получилась очень информативной не только по фактологии (о ней многое было известно тем, кто следил за делом ЮКОСа), но и в плане информации о формировании индивидуального мировоззрения и психологии дееспособных/активных, но в меру интеллектуальных (в общекультурном и образовательном отношении) МОДОДЫХ людей, попавших из советской реальности (с ее менталитетом и т.п.) в "переходный" период жизни страны. Какими же разными были выбранные ими пути! Или - как по-разному их, молодых и активных, выбрали открывшиеся вдруг многочисленные пути/возможности!
lavsel | Сергей | 13.10.2012 14:48
Дорогой Владимир! Побывал я вчера в "Библио-Глобус", что против мрачного "доме-комода",- здания КГБ с андроповским барельефом.
Там проходила встреча с Натальей Геворкян, соавтором "Тюрьмы и воли".
Ещё и ещё раз огромное спасибо ей, прекрасному журналисту, за её работу в этой теме.
Так уж случилось, что много-много раз я видел её среди посетителей зала №7 Хамовнического суда.
Люди, мало знакомые между собой, мы были тогда объединены одним ощущением невероятной абсурдности происходящего, фантастическим зрелищем произвола, творящегося от имени Закона Российского государства. Полный бред, упакованный в косноязычные речи прокуроров, безропотно заглатываемый "судьёй" Данилкиным, вылился в конце-концов в столь же идиотское "решение суда".
Любому, кто следил непосредственно за этим процессом, очень быстро становилось ясно, откуда идёт "заказ" на это, честно говоря, дикое, преступное действо, почему-то называемое "судом"...
И огромное спасибо за эту книгу, которая, надеюсь, приблизит момент освобождения прекрасных людей, оболганных в "самом справедливом суде".

Получил я на своём экземпляре автограф Натальи Геворкян, предусмотрительно оставив место для главного соавтора, виновника написания "Тюрьмы и Воли".
Надеюсь, Михаил Борисович присоединит и свою подпись.
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 13.10.2012 18:44
Спасибо за отчёт, Сергей! (Завидую Вам белой завистью...)
Если вспомните "вкусную" деталь этой встречи - поделитесь, пожалуйста.
Обнимаю,
В.С.
lavsel | Сергей | 14.10.2012 14:38
Дорогой Владимир!
Что касается самОй этой встречи, то прошла она без каких-то особых "завихрений и дискуссий". Объясняется всё просто,- пришли на неё люди заинтересованные и подготовленные, знающие саму суть дела. Не было людей с идиотскими вопросами, основанными на "изречениях" президента, премьера, или других картонно-безликих особ.
Но вот что меня "заело", и я высказал свою мысль Наталье Геворкян, так это различие судеб личностей творческих, как нынче говорят "креативных",- в нашей стране и в странах т.наз. "свободного мира"!
Если "ТАМ" такие люди, применившие последние технические наработки для создания, например ИНТЕРНЕТа или ФЕЙСБУКа, становились фигурами первого ряда, приобретали за счёт этого уважение и состояния, то в условиях нынешней России (а до этого СССР), такие люди были обречены.
Это касалось не только людей науки, производства, но и всех сфер культуры. Редкими исключениями могли стать только разработчики оружия, да и то не всегда!
И вот сегодня, на примере Марка Цукерберга, который именно внедрил в обиход Фейсбук и стал фигурой №1 в мире, мы можем просмотреть судьбу нашего земляка, Михаила Ходорковского, внедрившего на нашей земле самую передовую систему организации производства и продажи в нефтяном бизнесе. Создал самую прозрачную, самую прибыльную в России компанию "ЮКОС"...
Дальше вы знаете...

Попробовал бы американский президент направить своих ближайших друзей на раздербанивание, разграбление империи "Фейсбук"!!!
А вот окажись Марк Цукерберг со своей инициативой на нашей самой-самой богоспасаемой и справедливой земле, сидеть бы ему вместе с другими "креативщиками", рядом с уголовниками, где либо в местах, не столь отдалённых...
Вот такая история, дорогой Владимир Сергеевич...
Ваш Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.10.2012 19:34
Печальные нынче у нас праздники встреч с писателями...
Ещё раз спасибо!
В.С.
Anita | Valentina | 13.10.2012 23:12
Завидую!!!
Rita | татьяна | 13.10.2012 16:43
Ещё раз хочется поблагодарить Наталию Павловну за книгу, за гражданскую позицию, за неравнодушие к судьбе Михаила Борисовича. А судьба его выбрала давно, Вы правы...Книга написана легко, доступно, отпечатана на хорошей бумаге и снабжена небольшой подборкой фотографий, в том числе и семейных. Как прекрасны родители на них, какая артистично красивая молодая мама и как счастлив на них Миша... Господи, дай им всем силы и добра! И низкий им поклон.
Anita | Valentina | 13.10.2012 23:13
Присоединяюсь!
Anita | Valentina | 13.10.2012 23:09
Дорогая, несравненная Наталья! Вы - Глыбища! Никто так,как Вы, не подошел к этой страшной, обрывной, не постижимой человеческим разумом ситуации с Юкосом и его командой! Все, что Вы сказали и написали - не в бровь, а в глаз! Смело, честно, прямо и без утайки, не подстраиваясь! Огромное Вам Человеческое Спасибо за Ваш Благородный Труд! Особенно для молодых! Вы оказываете им Неоценимую помощь для того, чтобы разобраться кто есть кто и что делать дальше!

Понравилось в интерью про барина в кресле, вершашего судьбы людей. Поганец. Слова "малоприлично для президента" - особенно. Но это не из его лексикона. Этого ему не дано. Поганец, одним словом.

Валентина, Канада
vladimir_SPB | Владимир | 15.10.2012 09:26
Последняя глава этой книги - наиболее внятная, честная и народная программа. ПЖиВ со своими декларациями и прочие болтуны на ее фоне смотрятся очень бледно и глупо.
albert_2010 | Albert | 15.10.2012 20:07
"Тюрьма и ВОЛЯ" --- и о СУДЬБЕ и доле
И о "железной" непреклонной ВОЛЕ
О несогнувшейся в неволе
О ЧЕСТИ , ГОРДОСТИ ,
О жертвах,сильных духом
И о жене, семье ,
Что победят разлуку
Melekhina | Мелехина Н. | 17.10.2012 19:15
Уважаемая Наталья Павловна!
Приезжайте в Кораллово в субботу 20 октября на День рождения Лицея "Подмосковный"! Я уверена, Вы будете дорогим гостем! Как добраться - можно узнать на сайте Лицея.
С уважением - Мелехина Н.
olly_al | Олеся | 18.10.2012 21:01
Мне очень понравилась книга. Спасибо Наталии, Спасибо Михаилу Борисовичу! Тяжелая информация для обычного человека. После прочтения книги я собирала информацию по этому делу, где-то отдельные фразы, интервью в разное время показали мне, что я очень сильно и слепо верила в то, что народу целенаправленно пытаются вдолбить... Дикая ситуация... Родителям сказала, что пожалела, что проголосовала на выборах в марте...Они не согласились со мной...А таких как они, много. Но я очень желаю, чтобы книга издавалась уже на 20000-30000 экземпляров, а в разы больше!!! УСПЕХОВ ВАМ!!!
lugov99 | Елена | 23.11.2012 22:00
Огромное спасибо за книгу. Очень удивило, что она появилась на полках. Как оказалось "книжники" не такие пугливые, как "кинопрокатчики".
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru