СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2014
     12
789
101416
212223
27  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
10.02.2014 г.

От чего отказывается Михаил Ходорковский

Счастливое освобождение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сделало приличным вопрос: а много ли денег осталось у бывших владельцев ЮКОСа?

"Ведомости", Ринат Сагдиев, 10.02.2014


Михаил Ходорковский (на заднем плане) утверждает, что Леонид Невзлин (на переднем), которому он передал свою долю в Group Menatep, ничего ему не должен
Фото: Brennan Linsley / AP

Поиски денег ЮКОСа и его акционеров — трудная задача. Государство разгромило ЮКОС, но этот разгром не был игрой в одни ворота. Компания сопротивлялась — за активы развернулась настоящая война. Оружием государства была сила, оружием компании — хитрость: ведь чтобы отобрать что-то, это нужно сначала найти. Итог этой войны в общем виде можно подвести так: в России победила «Роснефть», которой достались основные добывающие и перерабатывающие компании — они все на виду, а на Западе — менеджеры ЮКОСа, которым удалось так запрятать ряд активов, что, даже отыскав их, «Роснефть» не может к ним подступиться — суды не дают.

Основные владельцы — Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин и др. — контролировали ЮКОС через Group Menatep (сейчас она называется GML), у которой был 61% нефтяной компании. ЮКОС был главным, но не единственным активом GML. Когда началась война, GML распродала свои российские активы, а что не распродала — тоже запрятала подальше.

Конкурсный управляющий Эдуард Ребгун, который провел банкротство ЮКОСа, оценивал его зарубежные активы в $9,6 млрд. Эта цифра была основана на «отрывочных данных», признает он сейчас: «Всю документацию, связанную с зарубежными активами, вывезли менеджеры ЮКОСа, и я не знал, что там за активы и сколько они стоят». Ребгун говорит, что искал эти активы не очень настойчиво: времени было мало, к тому же он «увидел, что вырученных от конкурсного производства средств хватает для расчета со всеми кредиторами, а все, что сверху, по закону уходит к акционерам». Странно было бы тратить время и средства на поиск и возврат зарубежных активов ЮКОСа, чтобы отдать их бенефициарам компании, заключает он.

«Понимание г-ном Эдуардом Ребгуном основ арифметики на примере дела ЮКОСа представляется достаточно своеобразным и является его личной проблемой» — так комментирует слова управляющего пресс-секретарь Ходорковского и Лебедева Ольга Писпанен.

«Ведомости» попробовали отыскать если не сами зарубежные активы, то хотя бы их следы — в материалах судов и связанных с ЮКОСом и GML компаний.

Мифические миллиарды

С марта по август 2007 г. имущество ЮКОСа распродавалось на конкурсных торгах. Крупнейший покупатель, «Роснефть», среди прочего приобрел за $1 млн 100%-ную «дочку» ЮКОСа — армянскую компанию Yukos CIS Investments. Сама по себе она интереса не представляла, но могла стать ключом к зарубежной собственности ЮКОСа. Через эту «дочку» ЮКОС управлял сложной офшорной структурой, через которую шел денежный поток холдинга.

Как работала схема, описано в заключении Лоры Хардин из FTI Consulting, подготовленном по просьбе адвокатов Ходорковского для суда по делу ЮКОСа. На одном конце цепочки располагалось российское ОАО «НК ЮКОС», на другом — два российских трейдера: «Ратибор» и «Фаргойл». Они покупали нефть у добывающих компаний и продавали ее НК ЮКОС. Прибыль, полученную от разницы в цене, компании пускали в виде дивидендов по офшорной цепочке — сначала на Кипр, оттуда на Британские Виргинские острова. Так деньги добирались до Brill Management; по оценке Хардин, в 2002-2003 гг. эта компания получила $3,5 млрд дивидендов.

Следующая юкосовская компания — Brittany Assets владела только 10% Brill, 90% было у гибралтарского Stefen Trust, бенефициарами которого в то время значились швейцарская Международная организация Красного Креста и Seaweed Holdings Limited. Но Brittany владела обыкновенными акциями Brill и получала почти все ее дивиденды (например, в I квартале 2004 г. — $6,8 млрд), а Stefen Trust — привилегированными, и ему из дивидендов доставалось только $2250 в год (5% от уставного капитала). К июню 2004 г. активы Brittany составляли $7,2 млрд — такие данные обнаружили следователи по делу Ходорковского и Лебедева в переписке аудиторов PwС, обслуживавших ЮКОС.

Юкосовцы объясняют, что по этой офшорной цепочке ходили оборотные средства, которые потом возвращались в компанию. Brittany получала дивиденды от всей офшорной организационной структуры ЮКОСа, эти средства потом использовались для финансирования группы ЮКОС — через займы, выдававшиеся люксембургской Yukos Capital S.a.r.l., рассказывал суду британский налоговый консультант Стивен Уилсон, работавший с 2002 г. директором по международному налогообложению ЮКОСа. В частности, из $7,2 млрд активов Brittany на июнь 2004 г. $2,6 млрд составлял кредит Yukos Capital.

Ходорковский на суде тоже говорил: «Это Brittany Assets Limited, на котором сторона обвинения умудрилась 8 млрд наглядеть денежных средств. Там их, конечно, не было». А Лебедев даже говорил, что только на суде узнал, что ЮКОС работал по такой схеме. Их пресс-секретарь Писпанен предложила «Ведомостям» «ознакомиться с материалами уголовного дела… или посчитать цифры самостоятельно, чтобы не повторять выдумки про мифические миллиарды: путать несвернутые обороты с реальными активами непрофессионально». Но конечно, посчитать что-то тут может только тот, кто разворачивал и сворачивал эти обороты.

Реальные миллиарды

«Роснефть» в отличие от управляющего Ребгуна не пожалела времени на поиски зарубежных активов ЮКОСа — суды за них идут до сих пор и непонятно, когда закончатся. Сосредоточены они в основном вокруг двух компаний. Одна — уже названная армянская Yukos CIS Investments, которая ведет к «мифическим миллиардам» Brittany, — приобретена «Роснефтью». Другую — голландскую Yukos Finance — на конкурсных торгах примерно за $300 млн купила бывшая структура «Роснефти» «Промнефтьстрой». Крупнейшими активами Yukos Finance были контрольный пакет литовской Mazeikiu nafta (нефтепереработка) и почти половина словацкой Transpetrol (нефтепровод).

Но ни армянская, ни голландская компания не открыли перед своими новыми владельцами дорогу к зарубежным миллиардам ЮКОСа. Потому что юкосовцы к тому времени нашли защиту. Активы этих компаний были внесены в два так называемых штихтинга (stichting), а компании получили взамен депозитарные расписки. Штихтинг — это голландская разновидность траста, у него чаще всего нет собственников, а только уставные цели и директора, которые отвечают за их достижение. Уставные цели обоих штихтингов — собрать все остатки ЮКОСа, чтобы рассчитаться с акционерами и кредиторами компании. Обоими штихтингами управляет команда из пяти директоров, три из них — бывшие менеджеры ЮКОСа.

Много ли денег в этих штихтингах?

$1,8 млрд им принесла продажа Mazeikiu nafta, Transpetrol и еще одного небольшого актива — британской Davy Process Technology (производство катализаторов и химической продукции).

Другой источник дохода — взыскание денег с бывших юкосовских компаний, которые сейчас стали частью «Роснефти». Российские добывающие компании ЮКОСа получали займы от его зарубежных компаний. В частности, упомянутая выше Yukos Capital выдала «Самаранефтегазу» 2,4 млрд руб., «Юганскнефтегазу» — 11,23 млрд руб., «Томскнефти» — 4,35 млрд руб.

Представитель штихтингов Клэр Дэвидсон говорит, что взыскать пока удалось $485 млн по долгу «Юганскнефтегаза» (исполненное решение британского суда) и $160 млн по долгу «Самаранефтегаза» (решение американского суда, которое сейчас исполняется). Процессы продолжаются, потенциально штихтинги могут отсудить по этим внутригрупповым (когда-то) ссудам до $2,5 млрд, написал недавно Forbes, сославшись на Дэвидсон.

Сложив то, что получено от продаж и от судов, получаем, что в штихтингах может быть не меньше $2,445 млрд. Плюс «мифические миллиарды». Минус расходы на судебные процессы, число которых измеряется десятками.

Миллиарды GML

Когда началось наступление на ЮКОС, его основной владелец — GML устроила распродажу остальных своих активов. За банки «Траст» и «Менатеп-СПб», страховую компанию «Прогресс-гарант», производителя удобрений «Фосагро» и телекоммуникационные активы бенефициары GML могли выручить не менее $700 млн, подсчитывал Forbes.

Судя по рассказу бывшего сотрудника ЮКОСа, речь шла о более крупных суммах. Когда начался разгром ЮКОСа, дивиденды GML стали стремительно расти, утверждает он. Если в 2002 г. это были десятки миллионов долларов, то потом сотни миллионов, а к 2005 г. миллиарды. Но последние дивиденды бенефициары уже не получили, знает он: владельцы к тому времени стали резидентами Израиля и США и им пришлось бы платить большие налоги. Поэтому дивиденды даже не дошли до бенефициаров, а сразу вернулись в виде займа GML. Такая схема позволяет вложить деньги в активы и уже с них оплачивать все текущие нужды бенефициаров группы, объясняет собеседник «Ведомостей». По его данным, распродали отнюдь не все: к 2006 г. у GML оставалось ликвидных активов на $4-5 млрд. Это различные финансовые инструменты, небольшие доли в различных российских компаниях по $100-200 млн, долговые обязательства, недвижимость.

В открытых источниках упоминалась, например, инвесткомпания Pecunia Universal Ltd. Когда в 2004 г. по просьбе России швейцарские прокуроры арестовали ее счета, у Pecunia оказалось $1,6 млрд. Арест скоро был снят, о судьбе этих денег не сообщалось.

Еще одна инвесткомпания, до сих пор принадлежащая GML, — GM Investment & Co в начале 2000 г. инвестировала $160 млн в фонды под управлением AIG Capital Partners, Blackstone Group, Global Asset Management и The Carlyle Group.

Были и мелочи: самолет, яхта, за которые GML могла выручить десятки миллионов долларов (см. врез).

Самый грандиозный венчурный проект GML — суд с Россией на $100 млрд. Истцы, представляющие бенефициаров ЮКОСа, пытаются доказать в Постоянной палате третейского международного суда в Гааге, что Россия нарушила пункт договора к Энергетической хартии, предусматривающий защиту прав инвесторов и выплату компенсаций в случае экспроприации их активов. И хотя Россия не ратифицировала договор, на момент подачи иска он был подписан, поэтому суд признал за бывшими акционерами ЮКОСа право требовать компенсации. Окончательное решение по этому делу суд должен вынести этим летом. Если требования хотя бы частично будут признаны, истцы получат право требовать ареста российских активов за границей.

Благотворительные миллионы

Через два месяца после ареста Ходорковского, в декабре 2003 г., в Англии был создан благотворительный Khodorkovsky Foundation на $500 млн. Ходорковский, его структуры или его представители не входят ни в число учредителей, ни в число руководителей фонда, но деньги были перечислены от Ходорковского, сообщил «Ведомостям» трасти Khodorkovsky Foundation Алистер Таллок. На доходы фонда поддерживается созданный Ходорковским подмосковный лицей-интернат «Кораллово», а также образовательный фонд Oxford Russia.

Еще 13,5 млн фунтов стерлингов «от Ходорковского» в 2001 г. получил другой фонд — Hill Foundation, рассказал Таллок. Среди трасти и директоров Hill Foundation до 2009 г. была Ирина Невзлина, дочь совладельца GML. Лично Ходорковский имел отношение еще к одному фонду — Future of Russia Foundation (до декабря 2004 г. Open Russia Foundation). В этом фонде Ходорковский был директором вместе с экс-госсекретарем США Генри Киссинджером и руководителем Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Пожертвования в этот фонд составили 10 млн фунтов.

Все фонды, согласно их отчетам, инвестируют свой капитал, а прибыль направляют на поддержку учащихся. Большей частью средств Khodorkovsky Foundation управляют инвестиционные менеджеры из лондонских офисов Morgan Stanley & Co International Limited и Black Rock. Из-за кризиса 2008 г. инвестиционный портфель фонда подешевел почти на $150 млн, но к концу 2013 г. управляющим удалось нарастить его до $453 млн.

Ни сам Ходорковский, ни связанные с ним лица не участвуют в управлении этими фондами, говорит Писпанен.

Несуществующие миллиарды

В недавнем интервью израильскому «9 каналу» Невзлин вспомнил про $3 млрд, которые, возможно, остался должен ЮКОСу бизнесмен Роман Абрамович: «Я не хочу обвинять сейчас никого, потому что у меня нет юридического заключения — должен был Абрамович вернуть, не должен… Мы будем разбираться в этом вопросе».

Речь идет о не состоявшемся в 2003 г. объединении ЮКОСа и «Сибнефти». Тогда ЮКОС выкупил у подконтрольных Абрамовичу офшоров 20% «Сибнефти» за $3 млрд и еще 72% выменял на 26% своих акций. Но когда у ЮКОСа возникли проблемы, Абрамович отказался от слияния, а его структуры через Арбитражный суд Чукотского АО смогли вернуть 72% «Сибнефти». Разворачивать сделку с оставшимися 20% Абрамович не стал. В 2004 г. ЮКОС подал иск в Лондонский международный арбитраж, потребовав от Millhouse, управляющей активами Абрамовича, вернуть $3 млрд в обмен на акции и выплатить $1 млрд неустойки.

В интервью Невзлин косвенно обвинил и бывшего конкурсного управляющего ЮКОСа Ребгуна в том, что тот не потребовал от «Сибнефти» вернуть в конкурсную массу $3 млрд. Ребгун не согласен: «Все говорят о глупостях, что я Роману Абрамовичу простил $3 млрд. Это полный бред. Акции “Сибнефти” тогда были арестованы. А потом я пришел в ЮКОС, снял все аресты. Дальше акции были оценены и проданы на торгах [в итоге они достались “Газпрому”]». После чего ЮКОС (которым управлял Ребгун) и Millhouse в 2007 г. подписали в Лондонском арбитраже мировое соглашение. «Помимо спора о $3 млрд там были взаимные претензии о штрафах-пенях, поэтому мы решили подписать мировое», — объясняет Ребгун.

Ходорковскому ничего не надо

Ходорковский после освобождения рассказал, что его не интересует судьба активов ЮКОСа (он написал об этом в письме президенту Путину), а также судебные процессы его акционеров.

«Деньги, принадлежащие акционерам ЮКОСа, меня не интересуют. Я не говорю, что у меня нет собственных денег, — конечно, они есть», — объяснил он в интервью Ксении Собчак.

После ареста Ходорковского и начала судебных процессов против него и ЮКОСа он отказался от своих 9,5% GML в пользу партнеров по группе, чтобы они не получили в качестве наследника государство, а управление 49,99% перешло к Невзлину безвозвратно и безвозмездно в соответствии с уставными документами, напоминает Писпанен. Никаких перерасчетов с 2004 г. не производилось. Никаких претензий у Ходорковского по перераспределению долей не имеется. Он не претендует на деньги, которые после 2004 г. получила или может получить GML по результатам судебных споров, заключает она. О том, что происходит в GML после 2004 г., Писпанен рекомендует спросить Невзлина.

В интервью «9 каналу» Невзлин рассказывал примерно то же самое — никаких денег Ходорковскому не положено: «Все, что было до момента выхода Ходорковского из бизнеса, — оно находится в распоряжении Ходорковского. Сколько у него денег — я не знаю, как он их тратит — я не знаю».

«Ведомостям» Невзлин написал, что комментарии по группе не дает, и перенаправил к директору GML Тиму Осборну, который оказался в отпуске.

--------

Самолет и яхта на $85 млн

В своем последнем отчете за 2002 г. Menatep упоминает, что среди ее активов были также яхта и самолет марки Gulfstream V.
Последние фотографии Gulfstream V Menatep, которые удалось найти в интернете, датируются 2003 г. Не исключено, что он был продан. По данным сайта «Деловая авиация», стоимость нового Gulfstream V в стандартной комплектации составляет $29,5 млн, а в VIP-комплектации — $35 млн.
Яхта Menatep всплыла в 2007 г., когда кипрская Dolco Investments подала в суд Нью-Йорка иск к Moonriver Development и GML. Dolco требовала заплатить за обслуживание и управление яхтой M/V Constellation. 88,5-метровое судно, построенное в 2002 г., в материалах дела оценено в $50 млн. В 2007 г. яхту выкупила монакская компания Liveras Yachts, которая после ремонта переименовала Constellation в Lauren L и в 2010 г. перепродала ее. По данным Superyacht Times, продавцы просили за яхту 65 млн евро.

* * *

Куда инвестирует GML

Вот несколько проектов, в которые GML инвестировала уже после разгрома ЮКОСа. Масштаб не впечатляет.

Нефть и газ

Британская Zeta Petroleum Plc. создана в 2005 г. для разработки газовых и нефтяных месторождений в Восточной Европе. Крупнейший учредитель (36%) — «дочка» GML, GM Investment & Co. Получила три лицензии в Румынии. В 2012 г. компания провела IPO на австралийской бирже, ее капитализация превысила $25 млн. Сейчас она упала до $1,8 млн.

Zeta Petroleum не хватало денег на самостоятельную разведку и разработку месторождений, поэтому ее владельцы начали поиск партнеров. В 2012 г. компания подписала договор о совместной разведке нефтяного месторождения в области Тимиш с сербской NIS Gazpromneft, «дочкой» российской «Газпром нефти». По договору «Газпром нефть» получит право на 51% найденной нефти. Инвестиции GML в румынский нефтегазовый проект могут превышать $3 млн.

Нефтехимия

В 2005 г. компания Alder B.V., подконтрольная GML, приобрела 26,8% компании Modgal — контролирующего собственника крупного холдинга Israel Petrochemicals Enterprise. По данным израильского информагентства Cursorinfo, сумма сделки составила 150 млн шекелей — около $35 млн. Еще на $100 млн компания Невзлина выдала кредиты под залог контрольного пакета Modgal.

Появление в нефтяном бизнесе россиян, в отношении которых в России расследовалось уголовное дело, не понравилось властям Израиля, сообщали местные СМИ: когда через два года Israel Petrochemicals с партнерами выиграла аукцион по приватизации НПЗ в Хайфе, им не разрешили управлять этим активом. В 2008 г. Alder вынуждена была продать долю в Modgal другим совладельцам этой компании.

Топливные элементы

Британская Intelligent Energy Holdings Plc специализируется на разработке топливных элементов. В 2001 и 2004 гг. подконтрольная GML компания Yukos International UK B.V. во время частного размещения консолидировала 26% Intelligent Energy. В результате последнего размещения, проведенного осенью 2013 г., доля Yukos в Intelligent Energy сократилась до 11%. В конце 2004 г. ЮКОС указывал, что продаст долю в Intelligent Energy только в случае IPO, когда можно будет выручить $18-27 млн. Однако Intelligent Energy пока не планирует становиться публичной.

Лизинг контейнеров

Люксембургская Cronos Group сдает в лизинг оборудование для контейнерных перевозок, сама она оценивает это оборудование в $2,5 млрд. К 2007 г. «дочка» GML, GM Investment & Co, собрала на NASDAQ 9,6% компании. В том же году менеджмент Cronos вместе со структурами Fortis Bank выкупил акции компании и провел делистинг. Пакет GML тогда стоил около $10 млн.

Ветряная энергетика

Британская Blue H Group Technologies была создана GML в 2004 г. для разработки глубоководных плавучих ветряных электростанций. Судя по отчетам компании, проект пока приносит убытки: чистые активы компании уменьшились с 8,5 млн фунтов в 2010 г. до минус 2,2 млн фунтов на декабрь 2012 г.




Комментарии
RAW | Raissa | 10.02.2014 14:04
Считать чужие деньги - безнравственно!
lavsel | Сергей | 10.02.2014 14:31
Откровенно говоря, для меня все эти операции очень напоминают художественный туман, который периодически покрывал арену стадиона в Сочи, во время торжественного открытия Олимпиады 2014...
И точно так же, как в этом искусственном тумане скрадывались самые неблаговидные повороты в театрализованной истории России, так и здесь, полагаю, вожди наши, напустив воровского тумана при разграблении "ЮКОСа", заблудились сами.
Теперь им очень хочется ещё раз спустить шкуру с бывших соотечественников, но вряд ли кто в мире посочувствует нашему руководству. Ну, кроме Венесуэлы...
Хотя, конечно, все понимают, что российские власти капитально поиздержались на уникальной сочинской игрушке.
И мне кажется, после завершения Олимпиады придётся нам, простым россиянам. здорово затянуть пояса, покрывая эти затраты...
Сергей Львович.
pifiya_kassandra | Галина из Петербурга | 11.02.2014 22:29
"И мне кажется, после завершения Олимпиады придётся нам, простым россиянам. здорово затянуть пояса, покрывая эти затраты...
Сергей Львович".
Так ведь это "славная традиция", как любили говорить на партсъездах в СССР.
После окончания Московской Олимпиады "весь советский народ"... ну, за весь не отвечу, а все сотрудники нашего Ленинградского НИИ с большим подъёмом и огромным воодушевлением совершенно "добровольно" пожертвовали квартальную премию, не помню, как это называлось, но по смыслу - для латания дыр от сорванной Олимпиады, ведь из-за бойкота вместо прибыли были сплошные убытки.
1938 | alla | 10.02.2014 15:30
Я думаю не стоит считать, обсуждать, кличество денег имеющихся у М. Ходорковского, посчитайте деньги абрамовичей, сечиных, ребгуных и др.....это будет интересно, честно посчитайте.Алла Москва
golubika88 | Наталья | 10.02.2014 17:37
Согласна с Аллой, лучше бы посчитали деньги у "абрамовичей, сечиных..."
Rusal | Руслан | 11.02.2014 11:06
Все молодцы... Одни мы в ж...! Бегали на баррикады непонятно за чью демократию и свободу, за чье благополучие...
Ельцин раздал за бесценок госимущество небольшой группке "избранных", особо талантливым строителям сначала коммунизма, потом капитализма. Жалко, что "по десяточке" отмотали только юкосовцы. Остальные либо отказались от своей собственности в обмен на свободу, либо согласились прилюдно приспустить штаны, чтобы не отняли результаты "успешной" приватизации.
Все молодцы...
Alexandre | Александр Митрофанов | 10.02.2014 16:59
"...к тому же он (Конкурсный управляющий Эдуард Ребгун) «увидел, что вырученных от конкурсного производства средств хватает для расчета со всеми кредиторами..."
------------------------------------------------------------­-----------------------------------
Спрашивается, откуда взялся долг 17 млрд. если средств ЮКОСа хватило для уплаты всех налогов...
SVA1968 | Владимир Степанов | 11.02.2014 13:39
Юганскнефтегаз - дочка Юкоса - заплатил 17 миллиардов налогов векселями. Это было названо, во-первых, неуплатой налога самим ЮНГ; во-вторых, неуплатой налога Юкосом вцелом; в-третьих, ущербом, нанесённым государству Ходорковским и Лебедевым, как руководителями Юкоса. Соответственно, три решения - и три долга по 17 млрд. Обычно это нормально - пострадавший ищет свои деньги везде где только можно, суд идёт ему навстречу, с тем однако, чтобы получил он только один раз - где получится: после этого, остальные должники освобождаются. А тут даже не одна, а две ненормальности:

Во-первых, государство получило свои деньги по векселям, которыми был уплачен налог. Пусть уплата векселем ненормальна - но тогда надо вернуть векселя и потребовать деньги. Или во всяком случае переквалифицировать полученные по ыекселям деньги как уплату налога - пусть и несвоевременную уплату. Во всяком случае, невозможно одновременно и признать незаконным передачу векселя - и законным получение денег по нему. Одно из двух. Если вексель получен государством незаконно - значит, и деньги по этому вескелю получены государством незаконно. На самом же деле, двухходовка "утром весель, веером деньги" - есть уплата налога конечно же. Но не смотря на то, что по векселям государство деньги получило - оно всё равно в ходе банкротства взыскало эти 17 млрд якобы неуплаченных налогов с Юкоса второй раз. ВЗЫСКАЛО - полностью. Содрав вторую шкуру с овцы. Это - первая ненормальность.

Во-вторых, уже взыскав несуществующую "задолженность" с Юкоса (повторно тот же налог), суд... НЕ отменил взыскание "ущерба" (во-первых, не существующего, а во-вторых, погашенного не взирая на фиктивный характер) с Ходорковского и Лебедева! То есть - настаивает на получении этой суммы в бюджет В ТРЕТИЙ РАЗ! То есть - хочет содрать с овцы третью шкуру. Это - вторая ненормальностью Которая тем более вопиющий характер носит, что... суд ОСВОБОДИЛ ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ от обязанности платить этот налог повторно, то есть отказался от четвёртой шкуры) - именно на том основании, что налог УЖЕ уплачен! Правда, суд это сделал только после того, как Юганскнефтегаз был за копейки куплен Роснефтью - за копейки, потому что был обременён этим долгом :) Таким образом, для Роснефти долг Юганскнефтегаза погашен и потому ЮГ не должен - а для Ходорковского не погашен и потому МБХ должен. Вот такие вот двойные стандарты у нашего правосудия. Для своих - законность и справедливость, для чужих - нет ни законности ни справедливости.
fatall_error | Svetlana | 11.02.2014 19:38
Спасибо, доходчиво объяснили.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.02.2014 17:25
Счастливое освобождение россиян от воровского режима, который олицетворяет путин,
сделает не только приличным, но и весьма актуальны вопрос: а много ли денег "заработали" члены кооператива "Озеро", многочисленная придворная шелупень и сам Байкалфинансгруппенфюрер? То-то все мы удивимся!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.02.2014 17:55
Это обычная для наших дней, типично российская бухгалтерия: властные бандиты с помощью силы и государственного беспредела украли у законных владельцев и акционеров ЮКОСа более ста миллиардов долларов (с учётом упущенных выгод), а теперь эти бандиты проявляют живой интерес к тому, что удалось ограбленным всё-таки утаить от грабителей? Их интерес понятен: серьёзные активы бывших владельцев ЮКОСа сулят российским жуликам большие неприятности.
Интересно, к слову, сколько украденных юкосовских денег было вложено через "Роснефть" и абрамовича в сочинскую Олимпиаду? Вот что надо посчитать! Уверен, что счёт идёт на миллиарды. Так что в какой-то мере ЮКОС является видным (но невидимым) спонсором Олимпиады.
1938 | alla | 11.02.2014 14:25
Вот я и говорю, уважаемый Владимир Сергеевич, честно пусть посчитают, только кто это сегодня сделает???? Алла Москва
akk67 | Asya | 10.02.2014 18:01
Михаил Ходорковский сидел не из-за нечестно полученных денег, а потому что оппонировал Путину - хотел сделать свой бизнес прозрачным, финансировал оппозицию и т.д. Пусть смелые "Ведомости" озаботятся количеством денег у Путина и законностью их приобретения.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.02.2014 18:10
//Государство разгромило ЮКОС, но этот разгром не был игрой в одни ворота.//

Подобное утверждение или добросовестное заблуждение или сознательная ложь. Как говорят спортсмены "игра шла в одну калитку". Мало того, что силы государства и одной частной, хотя и крупной, компании были абсолютно несопоставимы, так ещё и многочисленные судьи безбожно подсуживали "своим" бандюкам. Такая вот была смертельная "игра" "Роснефть" - ЮКОС с заведомо предсказуемым результатом.
baltika903 | Бэла | 10.02.2014 21:12
Читаю и еще раз убеждаюсь насколько талантлив МБХ и вся его команда, сумевшая воплотить в жизнь такую непростую схему и реально создавшая (в России 90-х !!!) самую успешную и процветающую частную компанию.....Таких людей надо очень беречь и у них надо учиться...
wasteros | wasteros | 11.02.2014 11:14
Вы абсолютно правы!
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 10.02.2014 22:16
Кому-то, конечно, будет интересно разобраться в любезно приведённой схеме. Но, не мне. Известный инвестор в, так сказать, олимпиаду, Олег Владимирович, точно назвал состояние, так сказать, национальной экономической политики: "ИЗВРАЩЁННАЯ", так сказать... "Мне за ДЕРЖАВУ ОБИДНО"
NYNCK | nick | 10.02.2014 22:20
Интересно бы узнать, что имеет "Роснефть" на Британских Виргинских островах, Кипре и прочем Люксембурге...
SSA | Schefer S A | 10.02.2014 23:13
Ведомости - лукавят, говоря о существовании повода для получения приличия, шариться в любом частном кармане никогда не станет приличным, как и никогда не станет достоверным.

Миссия четвертой ветви власти - контроль за использованием налогов граждан, а не исследование содержимого карманов людей.
mbkol | Михаил | 10.02.2014 23:29
Это частные финансовые операции. Посмотреть бы операции наших госкорпораций... какие махинации они крутят в личных целях...
nina | нина | 11.02.2014 01:09
Мне кажется не очень правильно на этом сайте публиковать такого рода информацию. Зачем? Мне совсем не интересно знать где в каком кармане сколько денег. Каждый в свой карман пусть заглядывает.
Rusal | Руслан | 11.02.2014 11:12
Сначала, нас не спрашивая, влезли к нам в карман. Все вынесли из него. А нам да, неприлично заглядывать в чужой, конечно... В результате нехитрых трюков далеко не каждому уже имеет смысл заглядывать себе в карман в нашей стране - результат заведомо известен...ноль!
vladimir_SPB | Владимир | 11.02.2014 08:32
"Ребгун говорит, что искал эти активы не очень настойчиво: времени было мало, к тому же он «увидел, что вырученных от конкурсного производства средств хватает для расчета со всеми кредиторами, а все, что сверху, по закону уходит к акционерам». Странно было бы тратить время и средства на поиск и возврат зарубежных активов ЮКОСа, чтобы отдать их бенефициарам компании, заключает он." - ЕСЛИ ИМЕЮЩЕГОСЯ В НАЛИЧИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА, ДАЖЕ ПРОДАВАЕМОГО АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ПО СМЕШНЫМ ЦЕНАМ, ХВАТАЕТ ДЛЯ ПЛАТЕЖЕЙ ВСЕМ КРЕДИТОРАМ, И ЧТО-ТО ОСТАЕТСЯ АКЦИОНЕРАМ - КОМПАНИЯ НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ БАНКРОТОМ. А слова Ребгуна - признак глупости, непрофессионализма и бесстыдства.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.02.2014 12:00
В ТОЧКУ!
В.С.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.02.2014 12:22
В ТОЧКУ!
Только Ваше утверждение, уважаемый Владимир, что "слова Ребгуна - признак глупости, непрофессионализма и бесстыдства" не вполне правомерно. Эти слова - ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ члена банды властных чиновников и силовиков, ограбивших ЮКОС.
В.С.
SVA1968 | Владимир Степанов | 11.02.2014 15:06
Не совсем верно. Лицо признаётся банкротом, если оно неспособно СВОЕВРЕМЕННО исполнять свои обязательства. При этом, ликвидационная стоимость имущества может превышать объём задолженностей.
vladimir_SPB | Владимир | 12.02.2014 16:27
Владимир, если в ходе конкурсного производства всем кредиторам заплатили, то конкурсное производство следует прекратить, а оснований для банкротства, по большому счету, не было.
На все, что осталось от имущества должника, государство претендовать не может. Про невозможность своевременно исполнять обязательства - это признак банкротства и основание для начала дела о банкротстве. Не все такие дела заканчиваются признанием должника банкротом.
jivi | Любовь | 11.02.2014 09:40
То,что сумели не отдать на растерзание,молодцы.Кому бы досталось? Народу? Загубили Россию коррупцией, взятками, откатами. Процветают мошеники, да правители. Рыба гниет с головы.О народе и подумать некогда, да и незачем, им Россия не нужна. В конституции все правильно и хорошо сказано, только не исполняется в соответствии. Когда же туман-то рассеется? Потому и процветают сечины и абрамовичи,поделились.Кто будет баррикады строить?
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 11.02.2014 14:55
Честное слово, стыдно становится, когда понимаешь, что до сих пор находятся люди, которые говорят о том, что у Ходорковского денег и сегодня миллиарды!Вот уж действительно, безнравственно считать чужие деньги! Да какое вам всем дело до Его миллиардов? Человек, у которого украли лучшие годы, заработал эти деньги САМ! и Его право сегодня не отчитываться, перед кем бы то ни было! Господи, вместо того, чтобы еще раз порадоваться фантастическому стечению обстоятельств, позволивших выбраться Ему из застенков путинской неволи, мы теперь будем выискивать детали, как Он нажил их и почему и куда делись миллиарды. Да пусть их! Не деньги делают нас счастливыми, вернее не всех, хотя согласна, что с ними чувствуешь себя свободной. Но когда это советский человек чувствовал себя свободным?! Да никогда! Мы вечно жили в ожидании будущих достижений, ждали, что жить станет лучше и веселей, но только в будущем. Моя молодость прошла, как и у миллионов сограждан, в скудной повседневности, в поисках пропитания, одежды, хоть какой-то мебели, самой примитивной, нам не во что было обуть и одеть маленьких детей, кроме как невыносимо уродливых советских товаров повседневного спроса.Сегодня страну наводнили товары китайского ширпотреба, но мы счастливей от этого не стали. А почему? Да все потому, что стали еще беднее, постыдно беднее! Во всех сферах нашей жизни! Есть- что купить, а нет - на что купить! Чувствуете? А вот после олимпийских игрищ нам и вовсе мало не покажется! Разумеется,ведь это наши карманы оскудеют еще больше. При нашей нищете патологическое богатство абрамовичей, сечиных, и иже с ними, усугубляет пропасть между слоями общества в стране, отсюда и ненависть к ним.А единственный человек, который хотел видеть свою страну процветающей, а народ здоровым и оптимистичным, образованным, и делал для этого все, что мог, попал в жернова гнетущей воли нездорового человека! Поплатился за свою честность, открытость, благородство и мощный природный ум, унаследованный от Родителей(Пошли им Бог здоровья на сто лет!) Поплатился за алчность власть имущих, поплатился за подлость и вероломство власть имущих, поплатился за желание изменить жизнь к лучшему. Пусть судьба накажет этих уродов неминуемой расплатой за содеянное! Пусть они в полной мере испытают на своих шкурах те страдания, что выпали на долю Родителей Михаила, Платона, Алексея и всех Юкосовцев. И как же хочется дожить до того дня, когда климат в стране радикально изменится и у власти встанут настоящие люди, которые будут любить не столько себя, сколько заботиться о благе и процветании измученной страны! А Михаил Борисович и Платон Леонидович пусть набираются здоровья, наслаждаются любовью родных, близких и далеких, знакомых и незнакомых! Пусть каждый день сторицей возвращает Им утраченные радости, пусть сладкие ручки ребятишек, согревающих сердца, обвивают их души, а дела пусть подождут немного, ведь прошло совсем немного времени, и пусть они вернут себе радость жизни, пусть улыбаются просто так, потому что трава зеленая, потому что небо голубое, потому что свобода - это счастье каждого мгновения! Бэла Харитоновна.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 11.02.2014 17:23
Браво, дорогая Бела Харитоновна! (Как, впрочем, всегда).
Теперь будем вместе молиться о скором освобождении Алексея Пучугина. Пока Алексей Владимирович в неволе (точнее является заложником путина) покоя на душе не будет.
Искренне Ваш,
Владимир Демченко.
Rusal | Руслан | 12.02.2014 11:13
1. "Не деньги делают нас счастливыми, вернее не всех, хотя согласна, что с ними чувствуешь себя свободной..." (сами себе противоречите! Свобода и финансовая независимость, в частности(!), и есть конечная цель миллионов людей!)
2. "При нашей нищете патологическое богатство абрамовичей, сечиных, и иже с ними, усугубляет пропасть между слоями общества в стране, отсюда и ненависть к ним." (Список можно продолжать и продолжать! И если вместо сечина была бы фамилия ходорковский, либо вместо шувалова - лебедев, нам-то какая разница?!)
3. "Поплатился за алчность власть имущих, поплатился за подлость и вероломство власть имущих, поплатился за желание изменить жизнь к лучшему." (Михаил Борисович сам был власть имущим, подлость получил от своих же "коллег". Все "они" одинаково алчны, красноречивы, и т.д.)
4. "И как же хочется дожить до того дня, когда климат в стране радикально изменится и у власти встанут настоящие люди, которые будут любить не столько себя, сколько заботиться о благе и процветании измученной страны!" (Никогда! Утопия! Кто-то придет и все сделает для нас и за нас!))) Михаил Борисович, кстати, во многом такой же государственник, как и Путин... его слова после освобождения)

Нам не следует походить на религиозных фанатиков, которые "долдонят" прописанные в Евангелие, Торе, Коране и пр. Святых книгах истины, не понимая их сути, извращая часто их смысл. Но при этом считают, что несут некое просветление в массы. "Рядовых" ЮКОСовцев жалко и их поступки вызывают огромное уважение. Радоваться тому, что кого-то посадили? Ходорковского или Лебедева? Конечно, это форма уродства, которое развивается в обществе из-за огромной несправедливой разницы в уровне жизни и доходов горстки людей и всех остальных. Что создали в нашей стране олигархи, в чем их заслуга? Распределили между собой САМИ все недра и успешные советские предприятия - вот, в принципе, и все! Кучу людей, которые полегли за право обладания "халявой" опустим...знали, за что убиваются, прости, Господи!

5. "А Михаил Борисович и Платон Леонидович пусть набираются здоровья, наслаждаются любовью родных, близких и далеких, знакомых и незнакомых! Пусть каждый день сторицей возвращает Им утраченные радости, пусть сладкие ручки ребятишек, согревающих сердца, обвивают их души, а дела пусть подождут немного, ведь прошло совсем немного времени, и пусть они вернут себе радость жизни, пусть улыбаются просто так, потому что трава зеленая, потому что небо голубое, потому что свобода - это счастье каждого мгновения!" - 100% согласен! Кто бы спорил... Дурачить только нас не надо, Бела Харитовна.
lavsel | Сергей | 12.02.2014 13:36
Дорогая Бэла Харитоновна!
Присоединяюсь к вашим словам.
И не обращайте внимания на хамов, расплодившихся не только в жизни, но и проникших на этот, объединивший нас сайт!
Всем им, не наблюдавшим весь этот беспардонный процесс вблизи, очень хочется отметиться своей маргинальной невежественностью и грубостью.
Как говорится, Бог им судья!
А вам спасибо!!!
Сергей Львович.
SVETSVET | Светлана | 11.02.2014 18:07
Спасибо Бела! Полностью согласна с Вашими словами. И ДОЖИТЬ бы...
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 12.02.2014 12:25
Уважаемый Руслан, не думайте, что Ваша тирада, словно ушат холодной воды. Ничего подобного! Ваши словеса обычное брюзжание - по поводу и без оного! Категорически не согласна с тем, чтобы ставить на один уровень Сечина, Шувалова и МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО! Я предлагаю Вам зайти на сайт Лицея-интерната в Кораллово и Вы поймете, что задачи, каждый из них ставил перед собой диаметрально противоположные! Михаил Борисович, еще в 1994 году создал этот оазис добра, истинной любви к людям и совершенно бескорыстно, понимаете, БЕСКОРЫСТНО, вбухал миллионы или даже миллиард, в то, чтобы дети-сироты, оставшиеся без попечительства родных, почувствовали, что они нужны и не потеряны для жизни! Да! Они, действительно, нужны по сей день Родителям Михаила, которые в течение долгих десяти лет отсутствия Михаила(это Вам не десять месяцев поработать в колхозе на картошке.Вы бы, вероятно, завопили, что трудно, скучно, невыносимо и т.д), слышите, ДЕСЯТИ лет, опекали и продолжают творить добро, во имя Чести, Благородства и Достоинства! А Вы! "...сам был власть имущим!". Да что Вы о нем знаете, сударь?! Да ничего абсолютно, так, нахватались поверхностных слухов. Рекомендую очень, прочтите книгу Наталии Геворкян "Тюрьма и воля" и тогда мы еще поспорим с Вами - кто есть кто! А что касается того, что Вас кто-то дурачит - это Ваша проблема - не моя! Я живу по абсолютным правилам чести и порядочности и мне даже в голову бы не пришло заниматься словоблудием. Если хотите, еще в 98 году, увидев Михаила на экране телевизора,с изумлением поняла, что знаю Его(Такое было абсолютное убеждение и как я плакала, когда Его арестовали, а надо мной смеялись мои друзья, говоря "олигарх, наворовался вдоволь - откупится...с этими людьми я не общаюсь все эти годы") Я никогда не видела воочию Михаила, знакома лишь с Его Родителями и знаете, я горжусь тем, что судьба подарила мне встречу с НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ! А Михаил - САМОРОДОК! Именно САМОРОДОК! Потому что Ему не нужно богатство, как таковое, а нужно лишь для того, чтобы сделать жизнь лучше не для себя, а для людей! Свидетельство тому - пребывание в застенках путинского гулага и Его , в высшей степени, достойное поведение!!! Согласна, что олигархи, действительно, ничего не создали, лишь обогащались сами, строили замки, покупали яхты, машины и прочую дребедень, но ни гроша не дали ни одному детскому дому, не спасли ни одну жизнь, не сделали счастливым ни одного человека. И только Михаил Борисович жил и живет по законам не зверей, а по законам совести! Одно то, что сибирские нефтяники до сих пор ходят в зимнем обмундировании(с учетом сибирских морозов), закупленном лично Им, а их тысячи - не два десятка человек - и это тоже большие деньги, если Вы умеете считать, то сопоставьте - кто же олигарх и кто порядочный бизнесмен! Сечину почему-то в голову не приходит обновить одежду рабочих...много бы я еще написала Вам, но некогда, меня ждут дела. Лично Вам я желаю только добра, доброты, уважения к людям и великодушия! Будьте здоровы! ХБХ.
Rusal | Руслан | 12.02.2014 16:23
Дорогая Бэла Харитоновна! Если администратор сайта позволит, хотелось бы Вам все же ответить...
Во-первых, тирадой такого рода я "отличился" на этом сайте впервые за все время его существования. Тому причиной Ваша, простите, демагогия.
Во-вторых, книгу "Тюрьма и воля" я прочел, получив ее на свой день рождения от очень уважаемого мной человека, поскольку с самого начала неравнодушен был к судьбе МБХ и ПЛЛ. Мне было непонятно, почему только их...
В-третьих, посмотрите на приведенную в статье схему движения денежных средств компании ЮКОС. Очевидно, что сия "простенькая" схема разрабатывалась специально для того, чтобы увести подальше от глаз и из страны деньги, вырученные с продажи ЕЁ полезных ископаемых. Или Вы опять не согласны? А украсть миллиард, чтобы потом "типа подарить" своим жертвам миллион - это ли не цинизм? Откуда Вы знаете, может, сечин сейчас тоже благотворительностью за счет государства занимается? А почему нет? Ночью-то всем спать поспокойнее хочется...
Ну и по поводу САМОРОДКА... Если бы в России не было такого вот рода самородков, как Вы выражаетесь, у нас сейчас был бы средний класс. Во всех развитых странах - это главный источник роста ВВП, рабочих мест и уровня общего благосостояния нации. Но олигархи-самородки и чиновники хорошо понимали, что это опасно для них. Зачем создавать равные условия для всех? Зачем нам нужен средний класс? Это же реально свободные, решительные люди - опасно... Там, глядишь, действительно САМОРОДКИ начнут появляться и мешать воровать на "законных" основаниях, разнесут всю воровскую шайку к чертям собачьим! Разве в 90-е было не так? И кто ответит за жертвы 90-х? А это миллионы жертв различных преступных группировок и мусоров. А кого было им грабить? Олигархов-самородков? Так только их государство и оберегало! Они "работали" в связке - чиновники и олигархи! По крупному... Еще и кредиты в МВФ брали, чтобы на будущие поколения повесить!
Еще учтите, что Михаил Борисович того образца и нынешний - это разные люди.
Рад, что Вы общаетесь с родителями МБХ. Низкий им поклон, пожилым уже людям. Но это их семейная драма, сочувствую. Так же как и сотням тысяч нищих и обездоленных стариков по всему бывшему СССР...
Михаил Борисович, при всем уважении к его умению стремительно ориентироваться в окружающей обстановке, на роль иконы не подходит. У нас в России достаточно умных людей, возможно, не столь "вёртких".
Так что, оставьте свои нравоучения для другой публики. Простите.
vladimir_SPB | Владимир | 14.02.2014 13:36
Руслан, а схема такая (или не совсем такая) с чего появилась? Просто из любви в искусству или по необходимости что-то защитить от определенных рисков, снизить "до нормального" уровня огромные налоги в РФ (которые все равно в значительной мере расходуются "неэффективно", к вящей выгоде чиновников и их приближенных)? И не только ЮКОС этим занимался. Большинство крупных компаний организовывали сложные схемы. Зачем? Просто если бы не было в этом смысла, никто бы не нес таких трансакционных издержек. А Вы забыли про масштаб типа государственных офшоров? Они-то с чего организованы? и вот еще пример: как только появился бюджетный кодекс, определяющий порядок расходования бюджетных средств, сразу организованы госкорпорации и пр. госконторы, на которые он и не распространяется. Зачем? И по вопросу "увести и скрыть... деньги". Скрыть, как я понимаю, цели не было. Источник информации о всей компании - публичная отчетность компании ЮКОС.
milakamenewa | Людмила | 03.03.2014 15:28
Именно поэтому и пострадал Михаил. В нашей стране бьют,наказывают,как правило, людей талантливых, гуманитарно-добрых,порядочных.И инициируют этот процесс не столько власти, сколько сами граждане своей завистью, леностью, клеветой. Если бы народ умел защищать таких, как эти ребята, разве так бы жила страна?
ftor | юрий | 12.02.2014 18:27
Предлагаю ведомостям провести другое, гораздо более актуальное и показательное расследование. Какой золотой дождь пролился на расеян после разгрома супербанды мошенников под названием юкос? Скоко налогов стал платить сечин со товарищи заместо МБХ с подельниками? Юкос вроде платил больше всех, включая газмяс. А скоко щас? Наскоко эффективней роснефть юкоса, проще говоря? Вот самый главный вопрос. Лично я вижу со своей колокольни странную картину: при МБХ юкосовские заправки росли как грибы, качество обслуживания было лучшим, везде продавались юкосовские масла, тосолы и прочая автохимия при очень хорошем соотношении цена/качество. За последние 10 лет ни одной новой заправки роснефти я не увидел, автохимия пропала. Да и залоговые аукционы по сравнению с пивной "бокалфаянсгруп" были просто образцами честности
vladimir_SPB | Владимир | 14.02.2014 13:39
Юрий, Вы как-то правду написали. "Какой золотой дождь пролился на расеян .... ". Вот прикольный образ "золотой дождь" ( в терминологии извращенцев - сами понимаете что). Скоро еще и "коричневый камнепад" от власти гражданам предстоит.
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 14.02.2014 14:27
Знаете Руслан, не хотела больше отвечать на Ваши желчные выпады в адрес Михаила, но все же прочту Вам небольшое наставление. Прежде, чем оценивать деятельность МБХ в качестве "олигарха", все же подумайте, какой же Он олигарх? У него нет и не было личного самолета, у него нет и не было многомиллиардной яхты, Он не был замечен в сомнительных прогулках в Коктебеле с длинноногими нимфами, Он оставался ЧЕЛОВЕКОМ МЫСЛЯЩИМ в те годы, когда другие, осатанев от ненасытности, хватали(если не сказать более грубо) все, что плохо лежит. Я не знаю более серьезного аргумента для себя лично, чем Его детище в Кораллово! Мне достаточно было узнать в свое время об этом уникальном лицее, чтобы понять - Михаил Борисович самый благородный и самый правильный человек нашего времени! А Вы можете думать все, что угодно, по поводу олигарха Ходорковского, а я думаю, что к Нему Ваша обидная позиция не имеет ровно никакого отношения и бросьте свои инсинуации! Они не для сайта, на котором нет места злобным измышлениям по поводу "САМОРОДКА" и среднего класса. Примите мои уверения в совершеннейшем к Вам почтении, Руссслан!...ХБХ.
Rusal | Руслан | 15.02.2014 15:27
Судя по шипению, я прав...
milakamenewa | Людмила | 03.03.2014 15:47
Желчных выпадов в адрес М.Х из текста Руслана я не нашла. Это его мнение, с которым нужно считаться, а потому "шипеть" по его адресу как и по какому-либо другому, неприлично. Не будучи личным участником в делах "Юкоса" очень сложно правильно освещать их,потому у людей могут быть совершенно различные точки зрения. Главное-слушать,анализировать,но... не обижать!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru