СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июнь 2013
     2
78
13141516
23
2930
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
14.06.2013 г.

«Мы и в тюрьме останемся сильными»

Кто бы мог подумать 10 лет назад, что Михаил Ходорковский станет самым известным карельским сидельцем. Тогда дело ЮКОСа только началось. Прокуратура и ФСБ сформировали специальную группу по «делу Ходорковского». Ходорковский собрал региональных журналистов и признался, что будет драться, и не готов идти на политические уступки власти. Глава ЮКОСа был уверен, что если дело дойдет до суда, приговор будет оправдательным. А еще — что только с олигархами страна станет счастливой. Читаем, просил ли Ходорковский Путина вмешаться в его дело.

Наталья Захарчук, «Карельская Губерния», 30.07.2003

Нужно отдать должное Ходорковскому. Михаил Борисович, так много потерявший в течение последних недель, держится молодцом. В легкой клетчатой рубашке, как всегда без галстука, замечательно подтянутый и несуетливый. Таким он предстал перед членами «Клуба региональной журналистики». В аудитории собрались «свои люди» — журналисты, неоднократно участвовавшие в семинарах, организованных фондом «Открытая Россия» при финансовой поддержке ЮКОСа. С ними, воспитанными в духе либерализма, и разговор откровеннее.

Конечно, Ходорковский изменился. Стал мрачнее и решительнее. Почти не улыбается и, что уж совсем на него не похоже, вставляет в речь эмоциональные словечки, взять хотя бы «вампиров, сосущих живую кровь», «стадо баранов» или «гребаную Стрельню».

Первая половина встречи — под запись диктофонов и камер, вторая — не для печати. Понятно, что самое интересное случилось под занавес. Тогда Михаил Борисович назвал публике не только исполнителей, но и конкретных заказчиков атаки на ЮКОС, а также цели, которые, как ему кажется, преследуют его политические противники. Впрочем, и официальной части хватило на то, чтобы понять: сдаваться Ходорковский не собирается, менять свои политические пристрастия ради компромисса с властью — тоже.

«Я знал обо всем заранее...»

— Михаил Борисович, правда ли, что Вы знали о формировании межведомственной группы по «делу Ходорковского» еще весной?

— Мне было известно о том, что прокуратура и ФСБ формируют специальную группу по мне лично. В этой ситуации могло быть много решений. Я предупредил своих коллег, что им необходимо определиться: либо они уезжают из страны, либо готовятся к тому, что драка может быть очень жесткой, не исключается тюремное заключение. Мои коллеги приняли для себя гражданское решение: мы не имеем права прятаться — будем драться.

— Как Вы относитесь к тому, что Ходорковским занимается та же бригада силовиков, что когда-то вела дела Гусинского и Березовского? Что эти процессы объединяет?

— Это говорит только о том, что не так много в нашей стране людей, которые могут согласиться на такое «задание». Мне известно, что два прокурора, которым было предложено вести дело ЮКОСа, отказались, потому что посчитали его заказным. То же самое сделали некоторые представители отдельных подразделений ФСБ. Я знаю, что, скорее всего, эти люди поплатятся за свой отказ карьерой, но одно только их существование вселяет оптимизм.

— Представим, что за дело ЮКОСа взялись независимые международные эксперты и суд. Вы уверены, что приговор будет оправдательным?

— Абсолютно. Я готов к тому, чтобы любое из уголовных дел, возбужденных против ЮКОСа, рассматривалось в международном суде. С юридической точки зрения, у меня есть стопроцентная уверенность: в этих делах ничего противоправного ни мной, ни моими коллегами не совершалось. Почему я в этом так уверен? Потому что, начиная с 1999 года, мы все сделки, которые бы могли вызвать сомнение, подчистили. Кому-то заплатили деньги, кому-то вернули акции, с кем-то урегулировали споры, отдали долги. В общем, последние три года, прежде чем сказать, что ЮКОС — открытая, прозрачная компания, мы провели большую работу по зачистке. Это не значит, что против ЮКОСа вообще ничего нельзя найти. Наверное, можно. Но не из того, что инкриминируется сейчас.

«Прокуратура врет президенту...»

— Вы верите, что атака Генеральной прокуратуры на ЮКОС ведется без ведома президента?

— В том, что все это делается не по поручению Путина, я абсолютно уверен. Мало того, я считаю, что прокуратура по делам ЮКОСа врет президенту. Также я уверен, что окончательное решение по урегулированию конфликта в конечном счете придется принимать Владимиру Владимировичу. Сегодня перед президентом стоит выбор. Либо сохранить в стране пусть не совсем эффективный, пусть несовершенный режим, при котором существуют олигархи, коммунисты, Жириновский и есть зачатки гражданского общества. Либо отдать все на откуп спецслужбам. Тогда в России установится военный режим, при котором командованию уже наплевать на жертвы. Можно много говорить о том, какие плохие олигархи. Но на олигархах, извините, нет крови массовых умышленных убийств. А на руках государства и спецслужб такая кровь есть. Вспомним репрессии.

— Вы пробовали вести переговоры с президентом?

— Мне бы не хотелось этот вопрос комментировать. Но вы сами знаете, что другие высокопоставленные люди к нему заходили и высказывали свою позицию по ЮКОСу. А причины, по которым президент пока не хочет вмешиваться в ситуацию, — это тема отдельного разговора.

— Какие цели, по Вашему мнению, преследуют силовики, оказывая давление на ЮКОС?

— Силовики не меня хотят напугать. Они вас хотят напугать. ЮКОС — это символический жест, пример, который наглядно показывает: если удается победить сильного, так что говорить о слабом? Физически с каждым человеком в стране разобраться невозможно. Но можно напугать одним только делом ЮКОСа и после уже обращаться с остальными, как с бараньим стадом. К власти пришли люди, которые любого могут ни за что посадить в тюрьму. В нашем случае действуют генерал-полковники и генерал-лейтенанты. А для простого человека, у которого своя лавочка на рынке или квартира приватизированная, найдется какой-нибудь сержант. Их же много, голодных. Понравится ему ваша квартира — и окажетесь... Помните историю, 37-й год? Кто в первую очередь пострадал? Тот, у кого квартира была. Мой дед, который работал в министерстве машиностроения, избежал тюрьмы только потому, что жилья отдельного не имел. Не на что было позариться.

— Может, виной всему Ваши заявления по поводу финансирования ЮКОСом оппозиционных СПС и «Яблока»? А если бы Ходорковский лично симпатизировал «Единой России», ничего бы не случилось?

— Начнем с того, что СПС и «Яблоко» для президента не являются политическими противниками. Когда у меня с Путиным на эту тему был разговор, мне кажется, мы достигли взаимопонимания. Вы что думаете, я только эти партии финансирую? Думаете, я на «Единую Россию» денег не даю?! Тогда вы очень ошибаетесь. Вы думаете, я на Стрельню денег не давал? Давал.

— После Ходорковского прокуратура наведалась к Дерипаске. Означает ли это, что началась война против олигархов и дело идет к глобальному пересмотру итогов приватизации?

— Никого поодиночке давить не будут. У многих людей почему-то доминирует мнение, что у нас в стране существует некая система, вертикаль власти, которая продуманно совершает значимые поступки. Нет, есть стая, которая пытается деморализовать население.

«Не нас, себя защищайте»

— Сегодня много говорят о том, что в трудный момент крупный бизнес не проявил чувства солидарности. Вас не разочаровывает реакция российской бизнес-элиты на ситуацию в ЮКОСе?

— Я прекрасно понимаю, что люди боятся, и ничего не требую. Когда я выступал на заседании РСПП, я посоветовал: не надо обращаться с просьбами к Генпрокуратуре. Там не может быть ни гуманности, ни правосудия. Поэтому и обращаться не стоит, только унижаться. Но то, что письмо, которое в итоге вручили Путину, было согласовано всеми, в том числе руководителями «Газпрома», которым уж совсем не просто было подписать этот документ, — уже говорит о многом. В наших рядах на сегодняшний день только один человек играет на руку прокуратуре. Это глава «Роснефти» Сергей Богданчиков («Роснефть» во всей этой истории играет вспомогательную роль). Вот — серьезное свидетельство о зрелости крупного бизнеса и о его понимании, что они не меня защищают (они бы меня одного, может, и не стали защищать), а самих себя. Они понимают, что конкуренция — это уже вторично. А первично то, что, раз напившись живой крови, вампиры не останавливаются.

— Вы понимаете, что при всем желании не сможете опереться на поддержку широкого общественного мнения? В России большинство скажет: «Так им и надо, давно пора раскулачить»...

— Тогда я скажу лишь одно: не надо нас защищать, себя защищайте. Потому что мы по сравнению со всей страной защищены лучше. Никто не сочувствует олигархам. Да и что нам сочувствовать?! Мы — сильные люди. Мы и в тюрьме останемся сильными. Конечно, общественная поддержка нам нужна. Я очень много общался в последнее время с губернаторами, чиновниками, политиками. Кто-то боится больше, кто-то меньше, но общий рефрен звучит: мужики, держитесь, мы понимаем, что если вы обломитесь, то всем достанется! Наша ответственность не в том, чтобы отстоять себя. Мы — пример для огромной массы людей в погонах, которые либо останутся в казармах, либо бросятся на общество. По всем нашим региональным представительствам уже сегодня ведется прокурорская работа. Если мы сломаемся, то органы на местах, даже без отмашки из Москвы, воспримут это как команду действовать.

— Атака на ЮКОС сильно подмочила репутацию России на мировом уровне?

— Последствия скажутся в самое ближайшее время. Мы с вами уже 15 лет строим нормальную страну. И недавно создалось ощущение, что мы уже живем в нормальной стране. Весь мир в течение 2003 года утверждал, что везде — стагнация, а Россия развивается. К нам пошли серьезные деньги — по миллиарду в месяц. Такого никогда не бывало. Мы вот-вот, в 2004 году, после президентских выборов, должны были получить инвестиционный рейтинг. Что это такое? Это вместо 5-10 миллиардов долларов иностранных инвестиций в год — 30-50 миллиардов. Все! Теперь — забыли! 2006 год — в лучшем случае! 50-60 миллиардов мы уже выкинули в помойку, и это в том случае, если никаких дополнительных катаклизмов не произойдет. А если цена на нефть упадет? А если экономический подъем в мире начнется и деньги можно будет вкладывать в Америку и в Европу? И все — мы упустили шанс еще на 5-10 лет. И ради чего?

— Вы опасаетесь за жизнь и здоровье своих ближайших коллег?

— Платон Лебедев не совсем здоровый человек, ему и его родным сейчас очень тяжело. У него ребенку месяц исполнился, почти все это время Платон просидел в тюрьме. Теперь добавилось беспокойство за Пичугина. Происходящее не дает надежды на то, что он сможет сохранить свое здоровье, а может, и жизнь.

«ЮКОС — устоит!»

— Вас удовлетворяет реакция политических партий на события в ЮКОСе?

— Позиции, которые занимают на сегодняшний день политические партии, для них удивительно смелые. Они вообще удивительно смелые для нашего общества, потерявшего миллионы в годы репрессий. Я считаю, что для людей, в семьях которых есть репрессированные, убитые спецслужбами, выступления в нашу поддержку — шаг большого гражданского мужества.

— Как Вы расцениваете свое нынешнее политическое влияние?

— Тем, кто месяца три назад рассуждал о политической власти Ходорковского, я говорил: у нас есть один бог, один царь — государство, и мы все этому богу кладем на жертвенник свои жизни, жизни своих детей и радуемся, когда он их жрет. И я оказался прав. Я никогда не говорил, что большой бизнес должен находиться вне политики. И точно так же, как и любой гражданин страны, крупный предприниматель имеет право и, на мой взгляд, обязан быть частью политической жизни. В противном случае нашу жизнь будут определять прокуроры. Термин «олигарх» — легенда для России. Это человек, который слил в единое целое политическую власть и финансовые возможности и на базе этого зафиксировал свою возможность управлять вместе с подобными людьми целой страной. Я должен сказать, что если бы это было так, мы с вами были бы счастливой страной. Не надейтесь, мы еще не живем в такой олигархической стране.




Комментарии
Shubkina | Анна Шубкина | 14.06.2013 18:14
Как молоды мы были... как верили в себя
kovlarr | Лариса | 15.06.2013 16:31
Точно. И у меня это была первая мысль...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.06.2013 18:28
Потрясающий текст! Как в воду глядел Михаил Борисович. Его интуиция и талант глубокого и жёсткого аналитика позволили Михаилу Ходорковскому едва ли не первому из российской политической и экономической элиты ясно осознать, какую угрозу нарождающейся российской демократии несёт красно-коричневый путинский режим. Тем большего восхищение заслуживает вся последующая жизнь и борьба узника совести - он не согнулся, не струсил, не отступил. Он сознательно принял неравный бой с людоедской сталинской системой, которая даже в виде путинской отрыжки была по прежнему безумна, беззаконна и беспощадна.
Только отчаянным правдолюбцам говорить правду легко и приятно. Но порой даже слушать её невыносимо тяжело.
Мы с Вами, дорогой Михаил Борисович! Слава Богу, что Вы есть у России и у нас.
elena_r | Елена | 15.06.2013 00:22
Мы с Вами, дорогой Михаил Борисович!Слава Богу, что Вы есть у России и у нас.
lavsel | Сергей | 14.06.2013 18:34
Сильнейшее интервью!
Особенно значимо звучит оно сейчас, когда мы с вами знаем результат, итоги намечавшегося десять лет назад процесса!
Насколько проницателен, и в то же самое время наивен был Михаил Борисович!
Тот самый ВВП, на трезвый ум и патриотизм которого рассчитывал Ходорковский,
оказался "патриотом", но только той самой организации, которая "вскормила и выпестовала" его, которая ничему не научила, кроме коварства, недоверия и подозрительности...
Что же, "ошибочка вышла".
И теперь мы пожинаем плоды нашей доверчивости и, простите, апатичности российского народа, не сумевшего рассмотреть, кого же он тогда, по рекомендации Бориса Ельцына, "пригрел на груди".
И сразу вспоминается: - Так вот где таилась погибель моя...
И ещё одна, пусть пафосная мысль: насколько же цельная, по настоящему героическая личность, - наш современник, настоящий ГРАЖДАНИН РОССИИ, - Михаил Борисович Ходорковский!
Россия должна и обязательно будет гордиться таким сыном!!!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.06.2013 22:56
Читаешь статьи Михаила Борисовича Ходорковского, наблюдаешь за ним и начинаешь постигать значение слов: СИЛА - В ПРАВДЕ.
goljuk | иван | 15.06.2013 00:41
Быть может Господь послал нам Михаила Борисовича только для того,что бы через его страдания мы наконец-то прозрели,очистили свои сердца от накипи равнодушия?
И почему Общество так равнодушно к несправедливости даже тогда,когда она повторяется в судьбе этого одного человека.Несправедливость творится из-за нашего равнодушия....Кем будет гордиться Михаил Борисович,кроме членов своей семьи и друзей? Когда же мы наконец-то научимся уважать сами себя,свое человеческое достоинство,заставим власть слышать голос совести и правды,доколе будем сторонними наблюдателями расправы?Кто следующий за Ходорковским?-Навальный? ...и так по алфавиту,пока не дойдет очередь до каждого из нас? Ведь этот урок истории уже пройден,а нас ведут по второму кругу...
korneeva1960 | Ольга | 14.06.2013 19:31
Марина Салье писала о двух Питерских мошенниках Собчак и Путине.а когда сделали Путина примъером то она тогда сказала Путин -это надолго.Никто из политической элиты не задумывался о последствиях, допустивших к власти, чекистских вампиров на теле нашей России.
father | Валентин Бедеров | 14.06.2013 20:40
Потрясающе! Проницательность и наивность...
step777 | Степан | 14.06.2013 21:01
Сильнейшее интервью! Поддерживаю все коментарии
MarinMir | Марина | 14.06.2013 21:05
Сейчас, когда мы все знаем, чем обернулся этот "символический жест" власти, читать это интервью - невероятно интересно! И так тяжело одновременно. Заглядываешь в прошлое. Когда МБХ еще не знал, что его ждет. И как держался на пороге этой пропасти, которую он, конечно, ощущал!
"Физически с каждым человеком в стране разобраться невозможно. Но можно напугать одним только делом ЮКОСа и после уже обращаться с остальными, как с бараньим стадом. К власти пришли люди, которые любого могут ни за что посадить в тюрьму. В нашем случае действуют генерал-полковники и генерал-лейтенанты. А для простого человека, у которого своя лавочка на рынке или квартира приватизированная, найдется какой-нибудь сержант. Их же много, голодных. Понравится ему ваша квартира — и окажетесь... Помните историю, 37-й год?" - ведь это как-будто сейчас сказано. Всё так и есть...
И вот это: "...не надо нас защищать, себя защищайте. Потому что мы по сравнению со всей страной защищены лучше. Никто не сочувствует олигархам. Да и что нам сочувствовать?! Мы — сильные люди. Мы и в тюрьме останемся сильными." И он остался сильным, и еще каким сильным!!! Невозможно осознать, будучи на свободе, что и как переживает человек там, в застенках. И еще труднее представить себе, как, каким образом Михаил Борисович остается гораздо более свободным, чем очень и очень многие из нас!
Марина Мирлина.
ABF_36 | Boris | 15.06.2013 04:30
Огромное спасибо Пресс-Центру за публикацию этого интервью!!! Совершенно ОЧЕВИДНО, что МБХ был провидцем и знал всё на что он идёт и что его ожидает, и, к глубокому сожалению, оказался прав на все 100 процентов. По политическим соображениям он заявил здесь, что ВВП введён в заблуждение прокурорами. По сути МБХ давал шанс президенту направить страну на путь развития! Но у того были свои планы: закрепить свою власть, для чего надо было устранить потенциальных соперников, и запугать всё общество. В личном плане ему удалось реализовать свой план и страна стремительно скатывается в непроходимое болото абсолютизма без какого-либо будущего для страны в её нынешнем составе. Очнутся ли россияне от нефте-газовой халявы, чтобы предотвратить гибель страны?
СВОБОДУ ВСЕМ НЕПРАВЕДНО ОСУЖДЁННЫМ РОССИЯНАМ!!!!!!!!
Vladimirnn | Vladimirnn | 18.06.2013 15:24
Очень наивно Михаил полагал, что Путин тут не причем.
swift | swift | 26.06.2013 19:34
Когда нацисты забрали коммунистов,
Я молчал —
Я ведь не коммунист.

Когда они посадили всех левых,
Я молчал —
Я ведь не левый.

Когда они забрали всех профсоюзных деятелей,
Я не протестовал —
Я ведь не профсоюзный.

Когда они забрали всех евреев,
Я молчал —
Я ведь не еврей.

Когда они забрали меня,
Некому было протестовать.

Мартин Нимёллер
spring | Любовь | 30.06.2013 15:30
Супер.
Читала интервью и аж слёзы в глазах стояли, так четко сказал, не лукавит не прогибается ... Дай Бог ему здоровья. И пусть правит страной... Стране нужен грамотный президент! Михаил Борисович, мы Вас ждем!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru