СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Апрель 2012
      
78
14
2122
2829
30      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.04.2012 г.

Жизнь или кошелек?

«Новая газета», Вера Челищева, 27.04.2012

Арест с имущества покойного Алексаняна по-прежнему не снимают: прокуратура хочет услышать мнение потерпевших, а они в суд все никак не приходят

Симоновский суд Москвы сегодня не стал снимать арест с имущества бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, скончавшегося 3 октября 2011 года. Суд сослался на то обстоятельство, что не все потерпевшие по уголовному делу, по которому когда-то проходил покойный Алексанян, извещены об этом заседании...

Напомним, предыстория вокруг этого вопроса такова: как известно, уголовное дело в отношении бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, тогда еще живого, было прекращено два года назад — за истечением сроков давности. Все заявленные к Алексаняну гражданские иски якобы потерпевших Симоновский суд Москвы оставил без рассмотрения. Решение никто из потерпевших не обжаловал. То есть арест с имущества Алексаняна должен быть снят автоматически, ведь дело прекращено. Симоновский суд в декабре 2011-го так и поступил – снял ареста по ходатайству защиты. Но прокуратура приняла это решение в штыки и пошла жаловаться в Мосгорсуд. Там прокуратуру услышали. А мотивация прокурорских такова: «рассмотрение ходатайства о снятии ареста без участия потерпевших невозможно, поскольку «существенно нарушает их права». Хотя потерпевших не может быть по определению, так как дело прекращено и приговора не было. Еще прокуратура заявляла, что надо доказывать родство Алексаняна с его отцом, потом обосновывать, «является ли он наследником по закону». Хотя отец принес в суд справку, подтверждающую факт подачи нотариусу заявления о принятии наследства, а также свидетельство о рождении сына, из которого следует, что Георгий Алексанян, действительно отец Василия Алексаняна, а значит, наследник первой очереди по закону…Тогда у прокуратуры был новый аргумент: арест на имущество Алексаняна должен сохраняться так как «уголовное дело в отношении Алексаняна В.Г. выделено в производство из другого уголовного дела и в настоящее время имеются иные уголовные дела, по которым (к Алексаняну) могут возникнуть исковые требования со стороны потерпевших», и, возможно, еще возникнут «новые подозрения или обвинения»…Все это прокуратурой говорилось, когда Алексаняна уже не было в живых. Что, конечно, выглядело абсурдом во всех смыслах, поскольку ни до своей смерти, ни после ни по каким «иным уголовным делам», кроме того, которое было прекращено в 2010 году, Алексанян не имел, не имеет и уже никогда не будет иметь статуса подозреваемого или обвиняемого, приговор в отношении него невозможен. В противном случае, над ним тогда надо устраивать заочный процесс, как того хотят в случае с Магнитским.

22 февраля этого года Мосгорсуд, куда пошли жаловаться прокурорские, отказался снять арест с имущества Алексаняна и направил дело на новое рассмотрение опять в Симоновский суд. И вот сегодня, 27 апреля, судья этого суда Гуров, послушав защиту (которая снова напоминала, что прекращение дела влечет за собой снятие ареста с имущества в независимости от позиции потерпевших - их уже по определению не может быть), послушав прокурора («необходимо дождаться потерпевших, без потерпевших никак»), встал на сторону последнего. Без потерпевших, по мнению господина Гурова, действительно никак. Правда, вот незадача: ни один потерпевший за все эти месяцы – ни в Мосгорсуда, ни в Симоновский суд не является. А ведь этих потерпевших, как говорит прокуратура, целых семь штук. Но не приходят они даже по повесткам. То есть они уведомляют суд, что получили повестки, но не являются. А некоторые и вовсе не уведомляют. В общем, безобразие.

«Потерпевший у нас не явился?», - спросил перед началом заседания сегодня судья Гуров. – Из вас, - обратился он к сидящим в зале журналистам, - никто не является потерпевшим?».

Немногочисленные журналисты отрицательно качнули головами. А представитель прокуратуры сообщил, что на сегодня пришли извещения шести из семи потерпевших и «поскольку процесс оповещения запущен и шестеро точно извещены, целесообразно дождаться оповещения всех».

- Из буквы закона следует, что участие потерпевших необязательно – дело прекращено. Соберите хоть всех потерпевших страны, пусть они все скажут, что арест снимать не надо, но их мнение не имеет никакой роли и никак не может влиять на решение суда… - говорил адвокат Алексаняна Геворг Дангян.

- Если бы было все так просто… - заметил ему судья Гуров. - Мы не можем в отсутствии потерпевших рассматривать. Грубо говоря, не для протокола, - судья обратился к адвокату, - Вам зачем еще одна отмена решения?

И господин Гуров постановил приступить к рассмотрению дела лишь тогда, когда получит уведомление о получении повестки от последнего - седьмого потерпевшего. «В целях ускорения процесса» суд даже отправит ему телеграмму. Заседание перенесено на три недели – до 14 мая.

* * *

«Московские новости», Марина Лепина, 28.04.2012

«Как вернуть то, чего уже нет»

Арестованное имущество после закрытия уголовных дел могут не вернуть их владельцам. Заложниками следователей становятся даже родственники умерших обвиняемых. Сейчас близкие скончавшегося полгода назад экс-сотрудника ЮКОСа Василия Алексаняна пытаются через суд вернуть дом и машины.

Опрошенные «МН» эксперты подтверждают: такое происходит «сплошь и рядом». Имущество, говорят они, используется следователями или попросту пропадает, но система своих не выдает.

27 апреля родственники Алексаняна в очередной раз пришли в Симоновский райсуд Москвы, чтобы попытаться снять арест с имущества умершего, на которое претендуют наследники и потерпевшие. Тяжба длится с конца прошлого года. В октябре 2011-го, напомним, Алексанян, обвиняемый в хищении имущества «Томскнефти» и акций нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний ВНК, скончался в результате тяжелых заболеваний. Его родственникам вернули только залог в 50 млн руб., а дом и несколько автомобилей так и остались под арестом. Как пояснил адвокат семьи Алексаняна Геворг Дангян, его доверители могут пользоваться домом, но совершать с ним любые юридические действия, в том числе и вступать в наследство, запрещено. Машины также остаются в собственности умершего и поэтому не могут пройти техосмотр. «В итоге они стоят у дома и гниют», - констатировал Дангян.

Сначала семье Алексаняна повезло - в декабре прошлого года Симоновский суд снял арест с имущества. Но потом вмешался Мосгорсуд и отменил это решение, так как «не были приняты меры по извещению потерпевших». «Несколько потерпевших - физические и юридические лица - заявляли гражданские иски. Но дело закрыто, приговор не вынесен, и теперь никаких потерпевших нет, иски оставлены без рассмотрения, - объяснял «МН» адвокат Геворг Дангян. - Арест был обеспечительной мерой в ходе расследования дела, но теперь-то он что обеспечивает?»

Всего в деле Алексаняна семь потерпевших, и сейчас Симоновский суд уведомляет их о факте слушаний - шестеро уже получили повестки, осталось оповестить седьмого. Правда, и эти шестеро на суд не пришли, из-за чего заседание отложили на 14 мая.

Подобные случаи происходят сплошь и рядом «либо из-за коррупционной составляющей, либо из-за нерадивости следователей», считает адвокат Владимир Жеребенков. «В любом случае начинается хождение по мукам в попытках получить имущество назад», - сказал он «МН». В практике Жеребенкова подобные проблемы возникали часто. «Деньги в качестве арестованного имущества прокручиваются, - рассказал он. - Например, финансы одного моего клиента были вложены в строительство здания, крутились, и кто-то заработал солидный куш. А изъятую машину другого клиента мы с боем получили назад только через три года после закрытия дела, и она была уже вся изъезженная. Ее фактически использовали как дежурную - на ней ездили следователи, оперативники». Адвокат отметил, что десятки жалоб и попыток возбудить уголовные дела ни к чему не привели. А прокуратура, надзорные функции которой ослаблены, говорит Жеребенков, не помогает гражданам бороться с этим нарушением закона.

Незаконное удержание имущества происходит, «когда речь идет о больших ценностях», делится опытом адвокат Генрих Падва. «Часть разворовывается, и, конечно, как вернуть потом то, чего уже нет», - рассуждал он в беседе с «МН». Вице-президенту компании «Алтын» Антонине Бабосюк, подзащитной Падвы, пока не удалось вернуть себе изъятые у нее личные вещи. Ее дело о контрабанде было прекращено в декабре 2011 года в связи с декриминализацией этой статьи УК. А личное имущество Бабосюк, а также 1,5 тонны ювелирных украшений и 40 тонн золота, изъятых в магазинах и на границе, остались под арестом - «вещдоками по общему делу «Алтына»».

Такие же «вещдоки», только в виде машин и нескольких тонн кофе, растворились в ходе следствия у бизнесмена Николая Куделко («МН» подробно писали о нем в номере от 2 марта 2012 года). Сейчас за продажу одной из его машин судят двух сотрудников ГИБДД и одного «штатного понятого», а следы кофе до сих пор не обнаружены.

Однако правовые основания не отдавать имущество владельцам далее после прекращения уголовных дел все же могут быть, считает Александр Гриненко, доктор юридических наук, профессор МГИМО, член научно-консультативного совета при Верховном суде РФ. «После прекращения уголовного дела имущество действительно должно быть освобождено из-под ареста, - сказал он «МН». - Но если при закрытии дела было указано, что претензии потерпевших должны разрешаться в гражданском судопроизводстве, то, возможно, продолжающийся арест имущества объясняется этим».




Комментарии
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 28.04.2012 16:16
как всё это грустно и грязно(((((((((((((((((((((((( и ЭТО В НАШЕЙ В ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ???
Anita | Valentina | 29.04.2012 00:39
Гнусно, а не грустно!!! И черно-грязно. И неведомо, когда это кончится. Жуть! МАразм!
uglevv | Углев Владимир | 29.04.2012 22:39
С чего это наша родина великая, если только по числу ворья при Законе и в за законе?!
YuliaD | Юлия Д. | 02.05.2012 15:39
"Великой"... Это слово нам навязали еще во времена Советского Союза, и по сей день, видать, никак не искоренится из нашего сознания.
Если уж и "велика" наша Роисся, то только своим размером, и то бестолковым.
А в последнее время еще и беспредел добавился, тоже "великий" и безграничный, аккурат как наша родина.
OLGA-KOROLEVA | Ольга В. | 02.05.2012 23:05
Игорь, вот хочется узнать, что следует относить к великости? Великие негодяи или, например, великое беззаконие, творимое этими великими негодяями? А еще - великое долготерпение и великое безразличие великого большинства? Грустно ли это? Это - невыносимо.... Ольга, Подмосковье
Dravert2011 | Vas.Iv.Dravert | 28.04.2012 16:57
Что-то у следователей уж очень просто - 7 потерпевших и дождаться явки 7-го потерпевшего. А слабо им признать потерпевшими все население страны и требовать дождаться явки каждого из потерпевших. Такая постановка вопроса помогла бы им не возвращать имущество ни когда, и решить его судьбу иначе. Ставить надо, невыполнимые задачи. Как в старых сказках.
Tonic | Антон | 28.04.2012 16:59
Ну, если дом стоит на месте, а автомобили - рядом с ним, то по крайней мере их хотя бы не использует прокуратура в своих целях.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 28.04.2012 17:23
М-да... Василия Алексаняна сгноили в тюрьме. Коллекция швейцарских часов куда-то исчезла при аресте, наличные в сумме 15 тысяч долларов растворились. Всё им мало. Теперь и несовершеннолетнего сына хотят обокрасть и лишить дома. Где обмундсен Астахов? Не видит у себя под носом, что нагло попирают права ребёнка.
sssmac | sssmac | 30.04.2012 10:30
Астахов такой же мерзкий тип как и те кто его назначил. Пишешь ему о правах детей, а ему пофиг -- даже ответа не удостаиваешься. А вот по заграницам ездить и пиарить себя на ТВ это у него хорошо получается. И сынок его пьяным по Москве разъезжает, видимо научился у папы, что приближенным к телу можно все. Законы же -- это для быдла, то есть для нас с вами.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 30.04.2012 14:51
Да, Вы правы. Я уже как-то писала на сайт Астахову о нарушении прав малолетних детей (о Маше Лебедевой). Ни ответа, ни привета.
Ellen26 | Ellen Vetur | 28.04.2012 17:27
какой ужас...
nkaterli | Нина Катерли | 28.04.2012 17:48
Да противно им в ТАКОЙ суд приходить.Вот и не приходят!(((((
gang7777 | Гурген | 28.04.2012 17:51
Одно определение всему этому- беспредел. А всем этим - моральные уроды
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.04.2012 18:06
медведев: "свобода лучше, чем несвобода".
Вот она, на деле, свобода путинской судебной машины от совести.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 28.04.2012 19:36
Раз умер, то и имущество можно не возвращать. А до вдовы и маленького ребёнка прокурорам дела нет. Видимо такая установка вертикали, обирать до последней нитки, шакалить так шакалить, на то прокуроры и мародёры. Рич Ричмонд
MarinMir | Марина | 28.04.2012 20:01
Бедные родные Алексаняна... Оказывается, еще не все круги ада прошли... (((
Anita | Valentina | 29.04.2012 00:41
Точно!
azarovann | Азарова NN | 28.04.2012 23:59
Мы наблюдаем демонстративное публичное глумление стряпчих от юстиции-инквизиции над памятью убитого и его близкими в особо циничной, извращённой форме.
У Эрнеста Хемингуэя существует короткое определение фашизма: "Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами". И если сотворённое и по сей день творящееся вокруг Василия Алексаняна, Сергея Магнитского, ЮКОСа в целом - не фашизм, то что?
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.04.2012 11:40
!!!!!
OLGA-KOROLEVA | Ольга В. | 02.05.2012 23:06
А есть еще такое: чем можно измерять власть? - власть можно измерять количеством безнаказанно совершенных преступлений...
uglevv | Углев Владимир | 29.04.2012 22:37
Воры... и мытьём и катаньем...
bui | Игорь | 29.04.2012 23:04
Приходит на ум притча про Ходжу Насредина и тонущего в пруду ростовщика. У этих господ с трясущимися от жадности руками, слова отдать нет в словарном запасе, так же как нет слов честь, справедливость, гуманность и многих других. Родственники похоже остаются в статусе врагов народа.
bui | Игорь | 29.04.2012 23:09
P.S. гос. медведеву могу посоветовать добавить к сказанному свобода лучше, чем несвобода дембельский аккорд, сын за отца не отвечает.
leningrad | Сергей | 30.04.2012 02:18
Идиотизм и маразм!Правительство и его окружение,они не боятся, БОГА?Валентина
nina | нина | 01.05.2012 03:32
Эти голубые в звездах ничем не гнушаются. Им все равно у кого забирать. Добрались и до мертвых. Вот она "ВЕЛИКАЯ" страна. Президент бывший (а может его и не было вовсе?) вот она "свобода лучше чем не свобода". А может наоборот?
Sasha | Александр | 12.05.2012 22:09
Хочу сказать, что ДЮН, профессор и наверное хороший мужик Гриненко Александр не прав. Я понимаю, что надо защищать права граждан, принимать своевременно обеспечительные меры по иску, но это надо делать на основании закона. В данном случае законом не предусмотрено не отменять арест при прекращении уголовного дела. Очевидно, что есть необходимость законодательного урегулирования вопроса об оставлении ареста на имущество при прекращении уголовного дела. Вот, чем надо Гриненко заняться.
Sasha | Александр | 12.05.2012 22:24
P.S.
Часть 9 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит, что наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Пункт 8 части 2 статья 213 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает на то, что в постановлении о прекращении уголовного дела и уголовного преследования указывается решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров.

Ну, и о чем еще можно говорить, если в законе черным по белому написано, что при прекращении дела должно быть принято решение об отмене наложения ареста на имущество.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru