СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2009
     12
89
111516
2223
282930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.08.2009 г.

Роман Доброхотов: «Эта трагикомедия может закончиться полностью раздавленным правосудием»

"Грани недели" с Владимиром Кара-Мурзой, "Эхо Москвы", 28.08.2009

<...>

В.КАРА-МУРЗА: В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза, продолжаем наш выпуск. Сторонники политических заключенных, ставших фигурантами дела ЮКОСа, отмечают завершение первой и наиболее утомительной стадии процесса. Репортаж Светланы Губановой.

С.ГУБАНОВА: 27 августа, четверг, Театральная площадь, памятник Карлу Марксу, фактически напротив Государственной Думы. Здесь собралось около 30 активистов, очередной митинг-пикет в поддержку Ходорковского, Лебедева и других бизнесменов, которые по разным причинам потеряли свой бизнес. О том, что подобное может однажды коснуться и их, еще несколько лет назад многие не подозревали.

- Хватит молчать! Хватит молчать! Хватит молчать!

С.ГУБАНОВА: Изначально мероприятие планировалось провести возле здания Российского союза промышленников и предпринимателей. Но чиновники Центрального округа место акции без объяснения причины перенесли сюда, на Театральную площадь. Организаторы акции призвали именно членов РСПП, а также лично Александра Шохина обратить внимание, как тяжело бизнесу справляться с произволом чиновников и людей в погонах. Слово Роману Доброхотову, организатору акции.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Вы на многих судебных заседаниях бывали?

Р.ДОБРОХОТОВ: Ну, я был на нескольких, и, в принципе, этого было достаточно, потому что понятно, что там мало что отличается. Просто одна большая такая пьеса по заранее расписанному сценарию. И сейчас когда начинают вызывать свидетелей, тот момент, когда реально можно сцепиться за Ходорковского. Естественно, обычные люди вряд ли отреагируют на это. Ну, для них это просто некие бывшие олигархи. А, вот, для, скажем так, главы РСПП Шохина, для других крупных бизнесменов задействованных, для бывшего премьера Михаила Касьянова это момент, когда они могут дать очень ценные показания. В общем, к ним обращена эта акция.

С.ГУБАНОВА: С момента ареста Михаила Ходорковского и Платона Лебедева прошло более 6 лет, за этот период так и не сложилось нормальных условий для ведения бизнеса. Бизнесмены боятся. «Наш лозунг «Один за всех», который вы видите, - сказал Роман Доброхотов, - не должен означать, что один сидит за всех, как то происходит сейчас». Один за всех – это, должно быть, про бизнесменов, готовых вступиться друг за друга.

Р.ДОБРОХОТОВ: Один из наших слоганов здесь – «Один Шохин молчит, а другой строчит». Но, как бы, смысл в том, что пока представители бизнеса и реально влиятельные люди стараются не вмешиваться, их тогда давят по одному с помощью вот таких роботов, как прокурор Шохин – совершенно сюрреалистичная личность, не имеющая, опять же, к правосудию никакого отношения. Вот, пока эти люди боятся, они рискуют оказаться следующими.

С.ГУБАНОВА: Три месяца в Хамовническом суде федеральный судья Виктор Данилкин зачитывает материалы дела, слушает прокурорские обвинения, делает комментарии. Три месяца непонятных действий, нелогичных поступков и не имеющих отношения к обвинению документов. Из 40 ходатайств защиты удовлетворено одно. В понедельник 24 августа суд оставил без удовлетворения очередное заявление адвокатов об отводе прокурорской «четверки». Ни для кого из участников процесса это решение не стало неожиданностью. «У гособвинителей, - заявил адвокат Владимир Краснов, - есть как личная, так и корпоративная заинтересованность в заведомо неправосудном обвинительном исходе данного уголовного дела».

Чуть позже эти слова лягут в основу постановления суда, и само постановление другой адвокат Вадим Клювгант полушутя-полусерьезно назовет «очень хорошим». Хорошим потому, что суд даже не потрудился опровергнуть адвокатские аргументы – о недобросовестности, злоупотреблениях и некомпетентности прокуроров. Своим мнением о происходящем в суде делится Роман Доброхотов.

Р.ДОБРОХОТОВ: Прокуроры абсолютно не понимают смысл того, что они читают. Они просто иногда путали бумажки. И когда вроде бы как зачитывали протоколы с собрания юкосовского, они даже не замечали, что там присутствуют слова «организованная преступная группировка», «предварительный сговор». То есть они путали бумажки и читали это вслух. И судья тоже в этот момент спал, никак не реагировал. Или, там, они зачитывали, что этот документ подписан некоей Викторией, а на самом деле то вообще адрес «улица Королевы Виктории». В общем, это полнейший бред, к которому никто не относится всерьез. Разумеется, сами прокуроры к нему не относятся всерьез. Это просто такая комедия. Но как бы это трагикомедия, потому что она может закончиться полностью раздавленным правосудием. Если первый судебный процесс еще носил какие-то элементы состязательности, то сейчас видно, что... Ну, это просто такой тест на реакцию. Если люди молча будут смотреть за тем, как издеваются над правосудием и как проходит этот процесс, то, я думаю, что можно надеяться вообще на независимость суда в будущем.

С.ГУБАНОВА: Михаил Ходорковский, поддерживая заявления адвокатов об отводе, заявил, что неадекватный уровень квалификации занятых в процессе прокуроров приведет к тому, что вопреки закону формулировать обвинения придется непосредственно председательствующему. Платон Лебедев с горечью заметил: «Над вами просто издевается Прокуратура, Ваша честь».

Р.ДОБРОХОТОВ: Сейчас во время экономического кризиса, когда люди окончательно теряют веру в свое государство, веру в правосудие, это хороший момент задуматься о том, действительно имеет ли смысл бояться или пора уже заступаться за тех, кто попадает под эту государственную машину.

С.ГУБАНОВА: Показательно-конкретная акция в суде 25 августа. Платон Лебедев просит очередной раз обозреть документы. Речь идет о протоколе выемки. «Ваша честь, вас в очередной раз хотят обмануть. Там ни о каком ЮКОСе нет ни слова, там написано «ООО «ЮФК» - эта аббревиатура расшифровывается «Юридическая финансовая компания». «ЮКОСа не наблюдаю», - реагировал судья. Прокурор Валерий Лахтин снова заглянул в документ – он был вынужден признать очевидное. Слово Роману Доброхотову.

Р.ДОБРОХОТОВ: Долгие годы можно было свободно зарабатывать на дорогих нефтедолларах, и власть особенно бизнес не трогала, пока он отпиливал часть нужным чиновникам. И, в принципе, самих бизнесменов это устраивало. Но сейчас во время кризиса, когда халява кончилась, когда власти резко стали искать виноватых, сейчас момент, когда конфликт обострится. И в этот момент бизнесменам придется сделать выбор между конформизмом и совестью, между послушанием и чувством собственного достоинства.

С.ГУБАНОВА: Знаковым событием недели стала публикация в журнале «Русский Newsweek». Интервью с Михаилом Ходорковским, точнее, его неозвученные в суде показания. Ходорковского спрашивают, представляет ли он себя подающим прошение о помиловании? Ходорковский отвечает: «Признавать вину в несуществующих преступлениях для него не приемлемо». Понятное и объективное решение по 2-му дело могло бы улучшить репутацию судебной системы, но, увы, похоже, России полноценной судебной реформы не избежать.

В журнале версии своих показаний Ходорковский сосредотачивается на ключевом обвинении – это хищение 100% добытой ЮКОСом нефти. Как руководитель ЮКОСа, он, конечно, сталкивался с фактами незаконного изъятия нефти, и он хорошо знает, что изъять нефть у нефтекомпании можно, только сделав незаконную врезку в трубу или устроив незаконный налив цистерн или бойлеров. Теперь же прокуроры из месяца в месяц читают свои доказательства и из них до сих пор непонятно главное – как именно подсудимые похищали нефть. Слово организатору акции в поддержку Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Роману Доброхотову.

Р.ДОБРОХОТОВ: Любой чиновник, любой бизнесмен, который в тот момент был частью системы, он сейчас может дать показания. В принципе, здесь не обязательно, чтобы это был какой-то высокопоставленный бизнесмен. Главное – чтобы власти увидели, что не все их боятся. Даже если это будут просто какие-то бывшие сотрудники ЮКОСа. Ведь многие из них сейчас тоже молчат, да? Вот где они сейчас? Огромная компания – и я не вижу здесь ни одного сотрудника ЮКОСа.

С.ГУБАНОВА: Вторник, 25 августа. Прокурор Лахтин в очередной раз открыл 21-й том уголовного дела, приступил к его оглашению в произвольном порядке. Судья попросил объяснений. «У него какой-то другой тон», - зашептала защита, но прокурор, думая успокоить собравшихся, объявил: «В его томе документы в идеальной совокупности систематизированы». В свою очередь Ходорковский посетовал: «Зато в деле отсутствуют ключевые документы». Лебедев же удивился тому, как документы, да и фигуранты дела легко тасуются. Посмотрим, что будет со свидетелями. Слово Роману Доброхотову.

Р.ДОБРОХОТОВ: Касьянов, безусловно, один из самых информированных людей в деле ЮКОСа. И Касьянов, и Илларионов – люди, которые сейчас, в принципе, не боятся говорить о том, как на самом деле распиливалась компания и сажались сотрудники, они обладают всей полнотой информации и они, действительно... Как бы, у них есть ресурс доверия. Поэтому я рад, что, как минимум 2 человека нашлось, которые готовы выступить в их защиту. Но я уверен, что это не предел, я уверен, что есть огромное количество людей, которые сейчас просто сидят и ждут, в какую сторону склонится чаша весов. Вот, в принципе... Потому что все недовольны. Это как бы очевидно, что нынешней ситуацией абсолютно все недовольны. Но все ждут, когда наберется критическая масса людей, готовых вступиться. И я уверен: если критическая масса наберется, то ни одного человека на стороне Путина здесь не останется. Ну, кроме, может быть, Сечина, ну и всей этой питерской компании, которая реально получила финансовые дивиденды с этого дела.

С.ГУБАНОВА: Говорят, что для любого москвича да и гостя столицы уже стало хорошим тоном не только посетить Третьяковскую галерею, обойти Красную площадь, но и посидеть в комнате №7 по адресу 7-й Ростовский переулок, дом 21 – это зал заседаний Хамовнического суда. Советуем побывать здесь, ибо это последние дни, когда прокуроры заканчивают оглашать свои доказательства по делу. Светлана Губанова, Андрей Пляскунов, RTVi, Москва.

<...>




Комментарии
Tanya | 31.08.2009 22:38
Как же хочется верить, что этот кошмар скоро кончится! Где же ты, критическая масса, ау!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru