СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2008
     12
789
101516
2223
2930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
07.03.2008 г.

Обзор СМИ 07.03.2008

Какая связь между оруэлловским сюжетом и «делом Алексаняна»? Объясняет Леонид Радзиховский. Что общего между «делом Ходорковского» и гонениями на тарусскую больницу? Рассказывает Александр Архангельский.

Александр Архангельский, «РИА Новости», 07.03.2008
Наутро после грандиозных выборов маленький тарусский градоначальник с лошадиной фамилией Нахров решил уволить главврача центральной районной больницы Ирину Олейникову. Без особых объяснений и формально оглашаемых причин. История, казалось бы, банальная. По всей России градоначальники увольняют директоров; когда по самодурству, когда по делу; но тарусский сюжет - особь статья.

В високосную пятницу, 29 февраля, министр российского соцздрава Татьяна Голикова поздравила коллектив больницы с радостным событием: открылся межрайонный кардиологический центр. Вполне европейского уровня. Доступ - бесплатный. Государство не потратило на это ни копейки. Все деньги собраны благотворителями под имя известного кардиолога Максима Осипова, который три дня в неделю зарабатывает себе на жизнь в Москве, иногда - за границей, а четыре - лечит больных в Тарусе. За так называемую зарплату районного специалиста. Вместе с другим московским доктором Охотиным. При поддержке местных докторов. Под административной защитой главврача Олейниковой. Цель одна-единственная: создать в районе качественную медицину, не позволять людям умирать раньше времени только потому, что техника отстала. А потом, быть может, переехать в Тарусу с концами. Просто потому что здесь хорошо; тут когда-то врачевал осиповский дед; и в Тарусе - отечество.

В пятницу, стало быть, федеральная власть поздравила и поблагодарила; городская - в понедельник - уволила. За то, что центр открыли вопреки судебному запрету. (Город запрещает открывать спасительное заведение; прекрасно, прекрасно!) А еще через день пошли сообщения: в Тарусе происходит выемка документов. Обвинение: мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Что украли - непонятно. У кого - тоже. Понятно только, кому помешали воспользоваться средствами благотворителей. У Осипова в самом начале его творческого пути был забавный разговор с министром здравоохранения одной российской области, в названии первая буква К, последняя А, а в середине есть еще одно А, и Л, и У, и Г. Министр никак не мог понять, чего москвич задумал. Увести половину пожертвований? Тогда понятно; заходи, заноси, уводи. Закупить оборудование за полцены, а проставить в ведомости полную? И здесь вопросов нет; давай конверты и ставь, что хочешь. Просто так? По вере? А что такое вера? Это, что ли, когда у правящего архиерея принимают местное начальство?.. Товарищ Нахров тоже, видимо, гадал: что ж людям нужно? Не хотят объяснять по-простому, по-нашему; ссылаются на идеалы и мораль; стало быть, все желают забрать себе. Без общинного распила. Нехорошо. Кто в городе хозяин?

Теперь от конкретного тарусского сюжета перейдем к обширной исторической рамке, вне которой истинный смысл происходящего - ускользает. Четыре с лишним года назад, примерно с такой же формулировкой, было запущено дело Ходорковского. У верховников тогда имелся довод - как для Страшного Суда, так и для общественного мнения. Да, мы понимаем, что все не слишком-то законно, но выбор истории прост: или мы его, или он нас. Деньги ЮКОСа могут быть пущены на политическую борьбу; значит, их придется отобрать. Да, разлагая по пути соратников. Да, повторяя схемы залоговых аукционов; что же делать. Допустим, какая-то страшная логика в этом была. Сильно сомневаемся, однако для очистки совести - допустим. Но, независимо от политических резонов и поверх разговоров о целесообразности, делом Ходорковского был подан сигнал чиновничеству и спецслужбам: можно. Давайте, ребята. Фас.

В тот момент и зародилась вся череда последующих дел, каждое из которых по внешним масштабам было все меньше, отговорки - все слабее. Разгром "Интерньюса" и изгнание Мананы Асламазян, как матрешка, вынимаются из дела Ходорковского; единственное, что элиты могут сказать теперь в свое оправдание: а чего это она?! Из дела Асламазян произрастает мелкотравчатое решение закрыть Европейский университет в Санкт-Петербурге - под предлогом нарушения пожарной безопасности; и тут уже не находится доводов вообще. Если не считать доводом - лакомое историческое здание, которое так хочется прибрать к рукам. Судьба Европейского университета клонируется в историю с Тарусой. Казалось бы, совсем уже крохотную. Эхо от грандиозных конфликтов на вершинах экономической власти докатилось до скромного тихого городка, и скоро начнет стихать...

Но это - самообман. Местная власть, уменьшенная и ухудшенная копия центральной, подхватила импульс, посланный стране в 2004-м и перезапустила его по горизонтали. Дави низовую инициативу, уничтожай бескорыстие на местах, ломай об колено при попытке низового обустройства русской жизни. Можно! нужно! сверху окрикнут, но не помешают! начинается наше время. В известном смысле происходившее в Тарусе - было важнее и опаснее всего, что было до сих пор. Поскольку - показательней, типичней. Здесь нет политики, идеологии, шпионских камней, оранжевых переворотов, даже иностранной помощи. Зато здесь имеется попытка обустроить частную жизнь русской провинции по правилам и законам, которые несовместимы с царящим меркантильным, он же раболепный, духом.

А это и есть революция - мирная, тихая, благая; не предполагающая партийной борьбы и громких лозунгов, не нацеленная на перевороты, не претендующая на захват. Эта та революция, которую произвели христиане в поздней Римской империи. Они пришли и сказали: все считаются с твоими правилами, а мы не будем. Все разлагаются, а мы не станем. Не хотим. - Я сильна! говорила империя. - Ты сильна, - отвечали они. Ну и что? - Я вас в клетки к зверям отправлю! - Отправляй. - В пустыню! - Хорошо. - Колесую! - И ладно. Империя наткнулась на чужую логику и рухнула.

Если у нас есть будущее, то оно заключено как раз в готовности частных людей, без надрыва и помпы, обустроить жизнь в согласии со своим настроем, а не по правилам и законам окружающего мира. Все крадут? А мы не будем. Все подчиняются железному закону цинизма? А мы не хотим. Плетью обуха не перешибить? А мы ничего не перешибаем. Просто живем, как Бог на душу положил. Так приятней! Попробуйте сами.

Тарусское градоначальство инстинктивно попыталось выбить одну из двух опор нашего предстоящего самостроения, самовоссоздания. Эта опора - частная жизнь провинции, соединившаяся с общественными целями. Строительство новых общественных, политических, экономических и прочих отношений - с самого низу. С уровня муниципии. Говоря по-старинному, земства. А по-нынешнему, местного самоуправления. Вторая опора - плотные информационные сети, которые должны пронизать своеродную страну всемирным Интернетом. Где бы человек ни родился, сколько бы ни его получали мама с папой, он сможет прорваться за границы своего существования, встроиться в глобальную цивилизацию на равных. В личном качестве. Не дожидаясь, пока политики - дозреют, Нархова снимут, а соседи перестанут пить.

Не будет местного самоуправления - Интернет уведет продвинутую молодежь в свои космополитические сети, как Крысолов, и человек утратит связь с почвой, историей, окружающими; он превратится в обширную колбочку с разросшимся мозгом, к которому приложено излишнее тело. Не будет массового и свободного Интернета - почва вздохнет, напитается квасом до состояния трясины, и засосет очередного диссидента, а местное самоуправление мгновенно обернется местным самоуправством.

Вот почему маленькая Таруса - символ глобальных процессов. Верхушечные партии, что левые, что правые - беспомощны, от них не скоро будет что-нибудь зависеть. Крупный бизнес легко заключит аморальную сделку с государством - таким, какое есть. Нынешнее государство озабочено лишь тем, чтобы до конца сформировались те 300-400, максимум 1000 семей, которые намерены аристократически владеть страной, передавая ее от поколения к поколению, от клана к клану. А это значит, что живой жизни места наверху уже не остается. Вся живая жизнь - там, в муниципиях. И в сетях.

То, что попытка разгрома тарусской больницы по времени совпала с возобновлением предательских (по отношению к судьбе России) разговоров о регулировании суверенного Интернета - показательно. Впрочем, показательно и то, что обе темы одновременно забуксовали. Шутки с регулированием Интернета вдруг как-то стали шутить осторожней; бродячий сюжет под названием "доктор Осипов" неожиданно получил вчера счастливую развязку. Градоначальник Нархов уволен; главврач Олейникова пока не восстановлена, но создана комиссия, которая решит ее судьбу - надеемся, что к лучшему. Общество внезапно спохватилось - и сплотилось; в защиту тарусских докторов выступили и оппозиционные, и государственнические издания; замолчать ситуацию не удалось.

Да, случай Осипова уникальный; этот врач уже слишком известен, у него есть серьезные связи; местоположение Тарусы тоже много значит. Все вполне могло сложиться по-другому: схомячили бы за милую душу. Но это все же прецедент; поглядев на Нархова, другой градоначальник задумается: стоит ли? И начнет хомячить - через раз, а не подряд. А там, глядишь, и через два. И через три. Чтобы вообще отвыкнуть от дурной привычки - через поколение.

Леонид Радзиховский, «Ежедневный журнал», 07.03.2008
Годовщину 5 марта 1953 года все ТВ-каналы отметили с трогательным единодушием: везде показывали часовые передачи о смерти Сталина. 55 — тиран наш ягодка опять… Что и неудивительно: зайдите в любой книжный магазин и сразу найдете сотню книг о Сталине, детях, племянниках, любовницах, шоферах, поварах Великого человека, ну и, само собой, о Его исключительной роли в мировой истории и т. д. По числу книжек с ним может соперничать только "наш Адольф Алоизович", которого также любовно-холуйски облизывают в таких же сотнях книжиц. Даже книжек о Путине — и то меньше.
<…>
…согласно опросам 37% считают, что Сталин "вел страну в правильном направлении", а 32% считают, что "частично" репрессировались виновные (еще 4% особо тонких интеллектуалов-националистов додумались до ценной мысли, что раз репрессировали большевиков, да еще и евреев, то правильно делали. А остальные миллионы "небольшевиков и неевреев" — да пошли они кошке под хвост…).
<…>
А вот "уважаемые россияне" — треть! — умиляются.

Феномен?

Да. Называется: садо-мазохистское сознание.

Ну, мазохизм — на поверхности. "И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол". В том и штука, что стукнулись не раз, а много-много раз — вот память о наслаждении-то и осталась, греет и через 55 лет. Такие у нас "нас-лаж-дения", милостивые государи…

Но есть и садизм.

Он прост: ОЛИЦЕТВОРЯТЬ СЕБЯ С САДИСТОМ. Не с жертвами (своими дедами-бабками, пропади они пропадом совсем!), а аккурат с тем, кто их выпотрошил, а потом на банкете сказал, что пьет за их здоровье, за Великий, так сказать, Русский Народ! (Чувство юмора у Сталина всегда было отменное — хотя немножко однообразное.)

"Вообразите сапог, наступающий на лицо человека — всегда".

Но этого изображения государственного садизма — мало.

Вообразите нечто куда более смешное: что "лицо человека" при этом ловит кайф! Вообразили?

Ловит кайф а) по мазохизму, б) потому, что лицо, которое топчут, олицетворяет себя с тем, кто его топчет! Вот такой выверт сознания! Животины так не умеют… кроме собак, наверное. А у людей смотри-ка — получается! Правда, не у всех. Только у 37%…

Я бы не стал так подробно о сем историческом феномене говорить, если бы он не был столь актуален.

Ведь это и есть то самое Государственное Сознание (точнее, подсознание) народа. Та милая штучка, которую по сей день власти культивируют в "подведомственном населении".

Скажете, это уж слишком, что, мол, за интеллигентские штучки да выверты?

Ни фига подобного, никаких вывертов. "Не просто — а очень просто".

Кто НЕ голосует за партии, требующие отмены призывного рабства? Кто, значит, ВПОЛНЕ ОСОЗНАННО поддерживает последнюю открытую форму крепостного права, бормоча какой-то бред про "обороноспособность" страны?

Кто ВОЗМУЩАЕТСЯ малейшими попытками освободить умирающего человека (Алексанян) от издевательств и пыток? Это что же — садизм? Да. Но и садо-мазохизм: ведь точно так же (и все это знают) могут переломать руки-ноги-почки-яйца любому из этих возмущающихся!

Значит, они ставят себя на место палачей и — бессознательно — пытаются "защититься", подставив вместо себя кого-то другого. Пусть мучают, обязательно пусть мучают ИХ — богатых, юкосовцев, нерусских, кого угодно, но не меня.

Конечно, рука у власти совсем не та. Глаз-алмаз не тот… Да ведь не о власти речь. Зато у народа все то же — та же поротая задница, а главное та же голова.

Вот такая психологическая защита. Хорошо известная.

О ней писал тот же Оруэлл: "Сделайте это с Джулией! Только не со мной! С Джулией! Пусть крысы разгрызут ей лицо, объедят ее до костей. Только не со мной! С Джулией!".

Вот в этот миг счастья герой Оруэлла и исцелился — полюбил Большого Брата. А наши люди любят Большого Брата бескорыстно — превентивно, так сказать. "Державное мышление". Садо-мазо культура жизни.

Смешно, верно?..

Николай Горелов, «Время новостей», 07.03.2008
Глава итальянского энергоконцерна Enel Фульвио Конти вчера в Москве объявил о завершении сделки по приобретению контрольного пакета (59,8%) акций ОГК-5. Эта компания обошлась итальянцам в 2,6 млрд евро (почти 4 млрд долл.). Г-н Конти указал, что в его планах создать в России полноценную прозрачную вертикально-интегрированную компанию, которая будет участвовать в добыче газа, поставках его на электростанции, производстве и сбыте электроэнергии. "Мы сделаем Россию важной платформой для развития", — пообещал г-н Конти (подчеркнув несколько раз, что Enel собирается работать максимально открыто, ведь против него в Италии сейчас расследуется дело по подозрению во взяточничестве). Судя по всему, больше в российской энергетике в обозримом будущем итальянская компания покупать ничего не будет и займется выстраиванием бизнеса.

В России Enel помимо участия в ОГК-5 владеет 49-процентной долей в " Русэнергосбыте " ( контрольный пакет — у структур предпринимателя Григория Березкина), занимающемся сбытом электричества крупным компаниям, прежде всего " Транснефти " и РЖД, а также 40-процентной долей в " Северной энергии " ( 60% — у итальянского концерна ENI), которая в прошлом году стала победителем аукциона по продаже газодобывающих активов ЮКОСа и 20% акций " Газпром нефти " . Г-н Конти напомнил, что " Газпром " имеет callопцион на выкуп 51% в " Северной энергии " . При этом начало добычи на месторождениях, входящих в эту компанию, запланировано на начало 2010 года. Этот газ, по словам г-на Конти, "Газпром" пообещал принимать в свою газотранспортную систему и в дальнейшем обеспечивать потребности ОГК-5 в этом топливе на 50%.

Кроме того, согласно договоренностям, как сообщалось в прошлом году, за доступ к российской газодобыче Enel и ENI должны предложить "Газпрому" активы в Италии. По словам г-на Конти, его компания предоставила российскому концерну право получить миноритарный пакет акций в одной из пяти электростанций: "Это будет очень небольшой миноритарный пакет, — уточнил глава Enel, — где-то на 200—250 млн долл.". "Газпром", по его словам, еще не ответил на это предложение. Хотя простой арифметический подсчет показывает, что Enel предлагает российскому концерну сделку на меньшую сумму, чем та, за которую были куплены газодобывающие активы ЮКОСа. Как известно, лот был продан за 151,5 млрд руб. (по нынешнему курсу это около 6,3 млрд долл., год назад — 5,8 млрд долл.), причем в тот же день стало известно, что "Газпром" имеет опцион на покупку 20% акций "Газпром нефти" за 3,7 млрд долл. и до 51% в СП, которое будет владеть газодобывающими активами. Таким образом, год назад доля Enel в газодобыче оценивалась в 840 млн долл., а с учетом того, что "Газпром" может получить половину в этих активах, ее можно оценить в 420 млн долларов.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru