СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
57
1415
18
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
05.12.2013 г.

В этот день десять лет назад (часть 3)

Атака на ЮКОС, его руководителей и менеджеров с самого начала сопровождалась атакой на тех, кто мог громко и авторитетно заявить о недобросовестности следствия. Поэтому десятая годовщина «дела ЮКОСа» - это еще и десятая годовщина начала беспрецедентного для новейшей истории России преследования адвокатов.

Предыдущие части проекта «В этот день десять лет назад» – ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.


Ситуация, когда отсутствует не только суд, но и защита, полностью устраивает правоохранителей.

СОБЫТИЕ: 5 декабря 2003 года адвокат Платона Лебедева Евгений Бару после встречи со своим подзащитным был обыскан сотрудниками следственного изолятора «Матросская тишина».

На вопросы Пресс-центра отвечает адвокат Владимир Краснов:

- За минувшие 10 лет адвокатов Ходорковского и Лебедева обыскивали в СИЗО и аэропортах, материалы их неприкасаемых адвокатских досье правоохранители перелистывали вручную и снимали на видео, в отношении большинства защитников были предприняты попытки по лишению их адвокатского статуса, а следователи даже в свои процессуальные документы включали плохо завуалированные угрозы в адрес адвокатов и т.д. На ваш взгляд, какую конечную цель преследовали все эти акции, и к какому реально результату они привели?

То, о чем Вы спрашиваете, действительно имело место и достаточно подробно освещалось как в СМИ, так в обращениях защиты в суды и органы прокуратуры. Результаты этих обращений также известны: по их мнению, все «законно». Ничего удивительного в этом нет. Изначальное и тотальное извращение закона в этом деле не оставляло «правоохранителям» выбора. Да они его в подавляющем большинстве и не искали. Их и подбирали соответствующим образом. Все эти бирюковы, каримовы, шохины, лахтины, егоровы, колесниковы, данилкины и пр. оказались под стать политическому решению о репрессии в отношении М.Ходорковского, П.Лебедева, В.Алексаняна, А.Пичугина, С.Бахминой, В.Преверзина, А. Курцина, В. Малаховского и многих других юкосовцев и об экспроприации собственно ЮКОСа - самой эффективной российской компании того времени.

Именно поэтому обыски у адвокатов и в адвокатских образованиях без судебных решений (более того – в показательно вызывающей манере) должны были стать одним из звеньев общей линии на подавление воли к сопротивлению беззаконию. Результат тоже известен: ни один из преследуемых не сломлен, их мужество и стойкость вызывают растущее признание и уважение, а действия опричников – презрение и осуждение, в том числе независимыми – то есть, к сожалению, пока не российскими - судами.

Попытка повторить аналогичные приемы теперь по отношению к экспертам, вынесшим приговор «приговору данилкина», свидетельствует о том, что этих «правоприменителей», как говорят в России, «только могила исправит».

- Как соотносится интенсивность атак на адвокатов с фазами «дела ЮКОСа»? Можно ли сказать, что особо пристальное «внимание» обрушилось на адвокатов в феврале 2007 года, когда Ходорковскому и Лебедеву предъявляли в Чите обвинения по второму делу? (подробнее ЗДЕСЬ)

В эти дни исполняется еще и ровно 10 лет, как я официально вступил в дело и имею честь защищать Платона Лебедева. Могу сказать, что на протяжении всего этого периода кривая «интенсивности атак» представляла собой синусоиду, наиболее высокие «всплески» которой приходились на периоды «весенне-осенних» обострений шизофрении в праве, то есть тогда, когда в очередной раз Закон принародно насиловали и ломали через коленку. Читинский период в этом смысле был именно таким. Сама логистика «расследования» - незаконное его проведение (а точнее – имитация, вдали от «места преступления» и «свидетелей») предоставляла «правоохранителям» дополнительные возможности: защитники в таком деле – весьма подозрительные и неблагонадежные субъекты, которых надо досматривать, в том числе в аэропортах, с особым тщанием и рвением. Но и в «родной» «Матросской тишине» адвокатов не оставляли своим вниманием. Помимо того эпизода, о котором Вы вспомнили, были и другие. Один коллега рассказывал такую историю. В то время во время работы с клиентами в изоляторе разрешали курить, а Платон Лебедев весьма активно покуривал. У нас была своя пепельница, которую нам выдавали при оформлении прохода. Так вот, однажды получает коллега привычный пакет с пепельницей, а там - хорошо, что бдительность оказалась на высоте - в качестве «приложения» от администрации – нож. Конечно – охи-вздохи, ошибочка де, мол, вышла. А что бы было, если бы он с этим пакетиком, да и на досмотр? Вот вам и доказательство неблагонадежности, а то и террористической направленности со всеми вытекающими последствиями.

- По вашим ощущениям, в какой степени преследование адвокатов Ходорковского и Лебедева регламентировалось подробным приказом сверху, а в какой-то степени это была инициатива исполнителей?

Не секрет, что оперативное сопровождение по делу все это время осуществляют вполне себе хорошо и специально обученные люди. Отвлечение этих профессионалов от их прямого предназначения, тем более на столь длительный и непростой с точки зрения действительной террористической опасности период само по себе выглядит, мягко говоря, сомнительным. Порой такое внимание к нам приобретало совсем уж гротескный характер. Когда Платона Лебедева доставили в Вельск, и мы приехали, чтобы начать, как оказалось весьма длительную, эпопею борьбы за УДО, ничего кроме улыбки не могла вызвать такая «бдительность», похоже, не очень местных «рыцарей плаща». Каждое утро они оказывались за завтраком за соседним столом, а расставались мы только вечером, по окончанию и нашего и, видимо, их рабочего дня. Конечно же, такое положение – часть некоего плана, утвердить который мог далеко не каждый начальник.

- Вам приходилось сталкиваться с подобным отношением к стороне защиты по какому-либо другому делу?

Нет.

- Явилось ли давление на адвокатов в рамках «дела ЮКОСа» неким прецедентом, который потом в том или ином виде стал воспроизводиться правоохранителями в общероссийском масштабе?

«Комплексный» подход к борьбе с «врагами режима» - не изобретение современных «правоохранителей». Его опыт и традиции известны из непростой истории нашей страны. Что это такое, хорошо знали, к сожалению, ушедшие от нас великие российские адвокаты Ю.М.Шмидт, С.Л.Ария и не только они. Полагаю, что освоение этого опыта и этих традиций входило в учебные планы заведений, которые считают своей «альма-матер» немало нынешних руководителей государства. Так что прецедент давления на адвокатов создан не вчера. Но знающие люди говорят, что в деле Ходорковского-Лебедева это давление осуществляется с особым цинизмом.

В решении от 25 июля 2013 года Европейский суд однозначно осудил все факты давления на адвокатов, поможет ли это в будущем остудить горячие служивые головы от использования подобных методов воздействия на защитников?

Действительно, противозаконное давление на адвокатов, а, значит, недопустимое ограничение права М.Ходорковского и П.Лебедева на защиту и получение квалифицированной юридической помощи, нашло, думаю, беспрецедентно обширное и подробное отражение в решении ЕСПЧ. Суд в этой части признал существенные нарушения Конвенции, а именно ряда ее норм, содержащихся в ст.ст.6 и 34, в том числе касающихся принципа адвокатской тайны. Российская Федерация «удостоилась» озабоченности ЕСПЧ «отрицательным настроем правоохранительных органов по отношению к команде защиты». И это только в рамках первого дела. Второе – дает Суду дополнительные аргументы.  Остудит ли это «горячие головы»? Весьма сомнительно. Эти «головы» не могут не понимать, что их беспредел достоин не только «озабоченности», но и вполне конкретной, в том числе уголовной ответственности. Значит, они, повязанные круговой порукой, будут делать все, чтобы такую ответственность хотя бы максимально отсрочить. Для того чтобы положить конец этому беспределу только решений ЕСПЧ недостаточно. В конце концов, результат даст только борьба каждого из нас за собственное достоинство,  примеры которой второй десяток лет демонстрируют М.Ходорковский и П.Лебедев.




Комментарии
aist11 | Вячеслав | 05.12.2013 11:20
В противодействии путинскому беспределу «результат даст только борьба каждого из нас за собственное достоинство, примеры которой второй десяток лет демонстрируют М.Ходорковский и П.Лебедев»

Это и диагноз и рецепт.А в киевском Евромайдане и алгоритм
father | Валентин Бедеров | 05.12.2013 11:41
Юля Латынина объяснила в "Новой", почему нам Евромайдан пока не грозит.
http://www.novayagazeta.ru/columns/61278.html
aist11 | Вячеслав | 05.12.2013 13:31
Согласен, уважаемый Валентин, с Вашей репликой и с Юлией Латыниной, которая в этой статье пишет: «В любом случае можно быть уверенным в одном. Ни одна из договаривающихся сторон – ни Янукович, ни Путин – ни секунды не думали об экономике собственных стран. Янукович думал только о власти (или власти и бабках), а Путин - о геополитике, как он ее понимает».

Оба не думают об экономике, поэтому только «пока» в Москве способен выйти на улицы каждый сотый, а в Киеве - каждый третий.
Arushaiman | Алексей Иман | 05.12.2013 11:47
И снова никогда не забуду и не прощу этому государству, как в моём уголовном деле появилось письменное заявление адвоката об его добровольном отказе от моей защиты. Адвокат боялся так сильно, что сначала написал, а только потом сообразил и пытался забрать бумагу из дела. И ни суд, ни прокурор, ни адвокатская палата не сочли сам факт этого письменного заявления незаконным, не сочли его и свидетельством незаконного давления на меня и на моего защитника.
lavsel | Сергей | 05.12.2013 12:34
Можно ли хоть в чём-то упрекнуть адвокатов МБХ и ПЛЛ, как это делают иногда некоторые их посетителей этого сайта?
Думаю, что это просто проявление собственной некомпетентности, подобное поведению малограмотных болельщиков на трибунах стадионов...
То, как вели себя за все эти годы представители следствия, прокуратуры, судьи, и даже милиция (сегодня - "полиции"), совершенно однозначно говорит о том, что "дело ЮКОСа" - ЗАКАЗНОЕ! Причём заказ этот идёт с самого верху!!!
Откровенный цинизм, полная безнаказанность, наглость и хамство представителей власти противостоят в этом деле строгой адвокатской этике, требованиям законов.
В любом противостоянии с бандитами и хулиганами окончательная победа должна быть на стороне закона, на стороне права! Но это - только в ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ!!!
Россия таковой уже давно не является, поскольку сама власть не просто примирилась с криминалом, а стала сама таковой.
Здесь налицо историческое подобие "процессов" Сталина и Вышинского над противниками вождя.
Тогда тоже не брезговали никакими методами, сами стряпая нужные им законы и указы, наплевав на Конституцию.
Кстати именно сегодня, 5 декабря, в те годы отмечался по всей стране "день сталинской Конституции", - верх ханжества и лицемерия!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.12.2013 13:31
//Изначальное и тотальное извращение закона в этом деле (ЮКОСа) не оставляло «правоохранителям» выбора//.

На счету путинского режима немало явных и тайных преступлений. И так распорядилось провидение, что самое очевидное и самое масштабное злодеяние власти - заказное и вопиюще беззаконное "дело ЮКОСа, - в которое были вовлечены буквально сотни высокопоставленных чиновников, работников силовых ведомств, судей, продажных журналистов и прочей мелкой шушеры, оказалось (благодаря многотрудной и безупречной работе адвокатов и самих невинно осуждённых юкосовцев) наиболее хорошо и грамотно задокументировано. Как говорится, все ходы записаны. Разграбившим ЮКОС и расправившимися с юкосовцами негодяям и бандитам, будет что предъявить буквально на следующий день после падения коррупционного режима. Этим нелюдям уже не отвертеться!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 06.12.2013 15:43
//В отношении Михаила Ходорковского расследуется несколько уголовных дел, которые имеют хорошую судебную перспективу
Об этом только что сообщил зам.генпрокурора Александр Звягинцев//

Третий срок Ходорковского станет неопровержимым свидетельством безумия путина.
svetilsa | Светлана | 06.12.2013 18:07
Нет, этого не может быть даже несмотря на безумие путина! Это преступление двух веков, кто положит этому конец?!!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru