СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2013
      1
8
101415
22
2428
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
24.09.2013 г.

Пора в историю

Концепция нового учебника истории предлагает разобраться в "деле ЮКОСа" с помощью "деятельностного подхода".

Телеканал ДОЖДЬ, 23.09.2013

Включение времени президентства Владимира Путина в учебник истории Павлу Лобкову прокомментировал руководитель Центра Интеграции науки и образования Института всеобщей истории РАН Денис Секиринский.

Секиринский: Ничего удивительного в этом, на самом деле, нет. В принципе, все существующие учебники истории доводят свое изложение до конца рассматриваемого периода. То есть те учебники, по которым учат сейчас детей в школе в 2013 году, они все доведены до 2013 года. Это нормально, это правильно. Дело в том, что если мы остановимся на 2000 году, мы создаем некий вакуум двенадцатилетний и, по сути дела, мы лишаем своего прошлого тех детей, которые учатся в школе, ведь это год рождения 1998, 1999, 2000. Получается, что они существовали вне какого-то исторического пространства, хотя мы же понимаем, что история – это то, что было минуту назад, это уже наше прошлое.

Лобков: Есть противоречивые вещи - 1999, скажем, год, взрывы в Москве, подводная лодка «Курск», дело «ЮКОСа», Беслан и отмена губернаторских выборов прямых, создание «Единой России», административный ресурс и так далее. Как это подавать в школьном учебнике? Не получится ли так, что будет краткий курс, а «Единая Россия» готова его предоставить, по которому будут учиться дети?

Секиринский: Краткого курса, я думаю, точно не получится, поскольку изначально задача стояла совершенно другая, и широта спектров мнений, которые представлены в рабочей группе, она просто не позволит сделать единый как-то краткий курс, который был бы одной идеологической направленности. Задача разработчиков была – попытаться предоставить фундаментальное ядро, соответствующее современным научным представлениям. А что касается новейшего периода, об этом тоже велись достаточно долгие дискуссии в рамках рабочей группы, было решено реализовать так называемый деятельностный подход, который декларируется новым законом об образовании новыми образовательными стандартами.

Лобков: Что это значит?

Секиринский: Это значит, что ученику представляется две, три и более точек зрения, и предлагается путем нехитрой аналитической работы выработать свою собственную точку зрения на то или иное событие. Как пример…

Лобков: Вот история «ЮКОСа», 2003 год, с чего она начинается? С того, что Ходорковский не платил налогов, с того, что был некий «шашлычный пакт» президента Путина и олигархов, договоренность о невмешательстве в политику, о том, что Ходорковский на знаменитом совещании заявил о том, что нужно бороться с коррупцией в госаппарате, на что Путин ему заявил, что нужно бороться с коррупцией в самом себе, и с этого начался конфликт? С чего начинается история «ЮКОСа»?

Секиринский: В концепции, кстати, не учебник, а концепция должна быть подготовлена до 1 ноября, в концепции об этом не сказано. В концепции об этом не говорится по той самой причине, о которой я сказал, что разработчики попытались предложить деятельностный подход. Это означает, что когда авторы учебников, которые будут готовить учебники в соответствии с концепцией, они должны будут предложить различные точки зрения на те события, о которых вы сказали. То же самое можно сказать и о взрывах в Москве, то же самое можно сказать и о других дискуссионных вопросах, и о всплеске уличной активности, протестной активности в последние два года. Обо всем этом нужно представить фактографические материалы различной направленности, на основе которых ученик с помощью учителя должен будет прийти к тем или иным выводам.

Лобков: У нас, например, в учебнике истории про 1938 год было так, что партия осудила антипартийную деятельность Бухарина, Зиновьева, Рыкова и так далее, и потом совершенно теоретично, что уже через полгода нам рассказали о том, что они были репрессированы и реабилитированы, что они были репрессированы незаконно. Таким образом, у людей, которые не читали толстые журналы, а в то время уже, слава Богу, были толстые журналы, создалось некое идиотическое представление. То есть люди вроде как не были посажены в первой четверти, в четвертой четверти оказалось, что они были незаконно репрессированы. Удастся ли избежать подобного рода несоответствий, которые отражают сложность всей этой истории?

Секиринский: Я надеюсь, что удастся избежать по той причине, что за те три месяца, когда шло обсуждение, во-первых, поступило невероятное количество замечаний, во-вторых, кстати, я хотел бы обратить внимание, что впервые в отечественной истории столь широко обсуждается концепция нового учебника истории. Это действительно беспрецедентный случай. И уже сейчас я могу сказать, что тот документ, который мы имеем на сегодняшний день с учетом всех доработок… Правда, он будет еще дорабатываться некоторое время, в среду будет большое научное заседание в РАН, посвященное как раз этому вопросу, я думаю, что еще видоизменится. Но уже сейчас я могу сказать, что люди различных взглядов, скажем, я себя отношу к более либеральным взглядам, и мои оппоненты из традиционалистских, может, консервативных взглядов, и они, и я, мы находим какие-то точки соприкосновения, которые не вызывают больших разногласий, тот же сталинский период.

Лобков: Нам предложено президентом Путиным в валдайской речи заново сформировать российскую идентичность, не закрывая глаза на дурные стороны, не скрывая хороших сторон. Если говорить не только о путинском периоде, но, допустим, о войне, в которой, как сказал министр культуры, и есть даже законопроект Госдумы, что нельзя подвергать сомнению роль советских войск и их союзников. Мне тут же вспомнились жертвы Ялты, те граждане Российской империи, которые убежали на Запад до войны, оказались в западной зоне оккупации, потом были по секретному протоколу выданы советским властям. Это преступление, которое совершено англо-американскими войсками на территории нейтральной Австрии, в основном. Будут ли эти факты преданы гласности для школьников или они слишком сложны для них?

Секиринский: Тот пример, который вы привели, мне кажется, что он достаточно сложный. Мы просто еще упираемся в одну проблему – количество часов на преподавание истории. Просто физически ни учитель, ни учебник не может вместить в себя всех фактов, которые, может быть, следовало знать. Но тут выход тоже возможен. Понимаете, современный учебник – это больше не кладезь знаний, а некий навигатор в информационном пространстве, в том числе. Мне кажется, задача историков и профессионального исторического сообщества - сформировать то информационное, научное, образовательное пространство, которым мог бы пользоваться и учитель, и ученик.

Лобков: Хорошо, а если я из школьного учебника захочу узнать, после теракта в Беслане были отменены прямые губернаторские выборы. Мы все читали президентскую речь, мы слышали ее о том, чтобы криминал и террористы не лезли во власть, были отменены прямые выборы. Это будет так подаваться в учебнике?

Секиринский: Этот вопрос не совсем по адресу, поскольку я не являюсь автором учебника. Еще раз повторяю: в концепции новейший период истории нашей страны с 2001 года, на самом деле, и 90-ые годы тоже относятся к этому периоду, поскольку нет архивных документов еще, все-таки до 1991 года более-менее все неплохо с нашими архивами, с рассекреченными документами, большая часть их была уже опубликована или, по крайней мере, известна исследователям. Что касается периода с 1991 года, то там мы имеем дело, в основном, с интерпретациями. В этой связи весь этот период будет стилистически даже более сухим, в концепции, по крайней мере, он будет стилистически более…

Лобков: То есть это будет похоже на Википедию, да?

Секиринский: Может быть. Такое сравнение тоже вполне правомерно.




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 24.09.2013 14:12
"Деятельностный подход" к истории, "суверенная демократия", "духовные скрепы" - всё это очередной "краткий курс", очередные лживые обманки и очередное извращение истории в угоду действующей власти. Интересно, как как укладывается в "деятельностный подход" такое мнение о воровских путинских временах:
ЦИТАТА
Алексей Навальный: «Моя деятельность с «Роснефтью» была связана с судами по раскрытию информации. Про Сечина не присылали. По «Роснефти» есть совершенно наглая и вопиющая выплата бонусов, странная история с покупкой акций в кредит. Ничего такого, о чем бы не написала газета «Ведомости», у меня на тему «Роснефти», к сожалению, нет. Если читатели «Слона» обладают такой информацией, пусть присылают мне, я проверю и опубликую.
…Я вижу по деятельности в «Роснефти» Сечина как человека, который проводит безумную политику, порождающую коррупцию. Компания скупает все подряд, сейчас вот хочет купить «Уралкалий». Какой-то бред и безумие. Странные вороватые люди без каких-либо компетенций захватили крупнейшую российскую нефтяную компанию и теперь скупают все на свете, тратят колоссальные деньги на непрозрачные инвестпрограммы. Поэтому для меня Сечин является одним из главных олицетворений коррумпированного госкапитализма. В какой степени он главзлодей, я не знаю. Но, конечно, он ближайший человек к Путину. Он, наверное, один из тех, кто в наибольшей степени отвечает за то, что коррупция стала политической основой государства».
(Навальный: «Мы должны крушить рейтинги "Единой России" и Путина»
Slon, 17.09.2013).
Полностью http://slon.ru/russia/intervyu_navalnogo-992683.xhtml Рекомендую
father | Валентин Бедеров | 24.09.2013 14:26
Совершенная каша в головах разработчиков "подхода! "И рыбку съесть, и..."
asklepion | Растислав | 24.09.2013 15:04
у меня даже в мыслях нет того, что лично мерзкий пу говорит что включать, а что нет в учебник. С нашим лизоблюдским холопьим мышлением многих "историков" этого и не надо. Одним словом линия "правды"учебника будет колебаться вместе с линией едросовской партии и теперь приходящей ей на замену так называемый "народный фронт". Как я его называю парад лизоблюдов.
pifiya_kassandra | Галина из Петербурга | 24.09.2013 15:09
Будет, как всегда...
Когда я получала в школе учебники для своего сына, мне было велено имеющийся в одном из них портрет Н. С. Хрущёва заклеить. Просто склеить две соседние страницы... Так что, у кого есть в запасе годы, ждите, увидите много интересных метаморфоз с учебником истории и не только с ним.
dubrovg | Виталий Дубро | 24.09.2013 16:41
маразм крепчает... то ли еще будет, ой-ой-ой...
TheLyudmilaP | Lyudmila | 24.09.2013 16:46
Лобков: Вот история «ЮКОСа», 2003 год, с чего она начинается? С того, что Ходорковский не платил налогов, с того, что был некий «шашлычный пакт» президента Путина и олигархов, договоренность о невмешательстве в политику, о том, что Ходорковский на знаменитом совещании заявил о том, что нужно бороться с коррупцией в госаппарате, на что Путин ему заявил, что нужно бороться с коррупцией в самом себе, и с этого начался конфликт? С чего начинается история «ЮКОСа»?
SVA1968 | Владимир Степанов | 24.09.2013 18:03
История - это то, что уже не современность. Условно - учебник должен заканчиваться датой отставки предыдущего правителя. Невозможно объективно освещать деятельность действующего.
svetilsa | Светлана | 24.09.2013 18:54
Важно, чтобы нашлось место Правде! На что надежды нет.
albert_2010 | Albert | 24.09.2013 22:01
****TheLyudmilaP | Lyudmila | 24.09.2013 16:46 С чего начинается история «ЮКОСа»? ***
"С чего начинается родина..." Даже взрослому порой трудно разобраться и с "Курском" и с "Бесланом" и с "пусями" и с "болотной"... и тем более с ЮКОСОМ. Вспоминается замечательный фильм "Доживем до понедельника" с Вячеславом Тихоновым в главной роли. И реплика главного героя о том, что от многих людей остается не "только" 4 строчки (о лейтенанте Шмидте в учебнике истории), а только две даты и тире между ними... Испокон веков "историю" сочиняли и правили правители.. А потом ученые (иногда честные!!)интерпретировали архивные материалы и воспоминания современников !!!...
Главное сегодня (и не только для современных детей , но и наших потомков)сохранить лахтинские "перлы",данилкинское ничтожество (в документах !!) , протоколы заседаний и блестящие выступления защиты, МБХ и ПЛЛ,Алексея Пичугина и всех !! юкосовцев... Благодаря Интернету эти факты и документы не подвластны никаким грифам "совершенно секретно".И пусть в нынешних учебниках будут даже ничего не значащие,(даже нейтральные!)"4 строчки" о ЮКОСе.Обязательно найдутся честные !!! учителя истории которые укажут линки на архивы и посоветуют "пропустить через себя" ту драму и трагедию,которую пережило наше поколение... Дай Б-Г,чтобы наши дети и внуки поняли !!,что есть Зло,Справедливость,Порядочность,Мужество... И какую ЦЕНУ приходится платить,чтобы оставаться ЧЕЛОВЕКОМ...В фильме "Доживем до понедельника" учитель истории советует 15-летним прочесть письма Шмидта к любимой женщине и последнее слово на суде , чтобы понять жертвенность его главного в жизни поступка...
lavsel | Сергей | 24.09.2013 23:10
Не могу поверить, что учебник истории будет трактовать этапы развития нашей страны хоть сколько-то объективно.
К примеру, не представляю, что выход России из Первой Мировой войны будет представлен, как ПРЕДАТЕЛЬСТВО своих союзников по противостоянию с Германией, совершённое большевиками (во главе с Лениным).
А ведь было именно так! Причём, это предательство состоялось именно тогда, когда Россия вместе с союзниками находилась накануне несомненной ПОБЕДЫ!!!
Ведь только это предательство и послужило основой для кровавого установления советской власти в России, путём беспощадного террора приведшего во власть невежественных недоучек и демагогов; изгнавшего или уничтожившего наиболее грамотную и культурную часть населения страны, устроившего братоубийственную Гражданскую войну!!!
Этот этап на самом деле сломал историю России, отбросив её культурное и общественное развитие на века!
Единственное, на что впоследствии бросались все силы обескровленной страны, - это на продвижение "Мировой Революции", соответственно, - на всемерное развитие военных отраслей...
Да, в этом деле ценой неимоверных усилий удалось достичь очень много!!! Мы и сейчас гордимся результатами этого рывка, - ядерными бомбами и ракетами...
Будет ли об этом рассказано???
А будет ли объективно рассказано о бесконечных разгромах культурных, научных, технических кадров, совершавшихся в СССР в течение всего прошлого столетия...
А уж что касается разгрома "ЮКОСа", то это плоть от плоти бандитско-чекистских расправ над самостоятельными и свободомыслящими людьми.
Такие расправы всегда были характерны для ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ, являвшихся передовым отрядом античеловечных "правящих партий" в нашей стране.
Будет ли об этом рассказано в учебнике???

"Обо всем этом нужно представить фактографические материалы различной направленности, на основе которых ученик с помощью учителя должен будет прийти к тем или иным выводам".
Только упаси нас Б-г, учитель-то не должен не только состоять в "правящей партии", но и быть под её надзором!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 26.09.2013 12:25
ЦИТАТА.

"Российские школьники будут завершать изучение новейшей истории по курсу единого учебника 2012 годом и избранием Владимира Путина президентом - без упоминания, что это его третий срок. О митингах протеста на Болотной площади и проспекте академика Сахарова в издании не упоминается, а слово "оппозиция" встречается только в контексте описания реформ Александра I. Как сообщают "Ведомости" со ссылкой на спикера Госдумы и главу Российского исторического общества Сергея Нарышкина, это следует из текста проекта концепции единого учебника истории для средней школы, который в среду обсуждали на заседании бюро отделения историко-филологических наук РАН.
Как пояснил Нарышкин, так начата процедура очного обсуждения документа в коллективах специалистов, которая продлится до 1 ноября. Он добавил, что после общественного обсуждения документ был серьезно переработан, но призвал не превращать единый учебник в "двадцатитомник российской истории".
Вопрос о том, каким историческим периодом будет завершаться единый учебник, ранее вызвал споры. Министр культуры Владимир Мединский и министр образования Дмитрий Ливанов предлагали завершить курс первым вступлением Путина в должность президента в 2000 году. Против выступил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. По его мнению, неправильно лишать учеников истории, в которой живут они сами.
Среди персон, олицетворяющих новейшую историю, упомянут экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. В первых вариантах концепции его имя не упоминалось. Как оценивать его роль в истории -авторы концепции не указывают. Российскую оппозицию будут олицетворять лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, все внесистемные политики не упомянуты.
Период правления Бориса Ельцина подан в учебнике как череда кризисных явлений, о важнейших реформах того времени ничего не сказано".
http://grani.ru/Politics/Russia/m.219399.html

В очередной раз российским школьникам будут засирать мозги выгодным власти "кратким курсом" исторической лжи. Как всегда, ИСТОРИЯ решительно нечему не учит!
kiberigor | Игорь3 | 01.10.2013 16:00
ну, изложат в новом учебнике, что путен не гениальный, а всего лишь один из самых выдающихся ... тьфу
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru