СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Январь 2013
 12346
789
1920
2627
28   
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
28.01.2013 г.

«Власть не чувствует, когда у общества, как у котла, может сорвать крышку»

Павел Ходорко

Когда в российских регионах состоявшиеся люди займут активную политическую позицию, власть может захотеть отпустить Ходорковского и Лебедева, считает Павел Ходорковский.

"Особая буква", 28.01.2013

Интервью с Павлом Ходорковским

Павел Ходорковский, старший сын бывшего владельца компании «ЮКОС», ныне заключенного Михаила Ходорковского, на прошедшей неделе оказался в Страсбурге во время проходившей там январской сессии ПАСЕ. В Совет Европы Павел Ходорковский привез выставку, подготовленную его организацией — Институтом современной России — под названием «А мы с надеждой в будущее: свет!». Это портреты российских правозащитников, оппозиционеров и общественных деятелей, сделанные фотографом Кириллом Никитенко. Подобные выставки уже прошли в Нью-Йорке, Москве и Париже. «Особая буква» пообщалась с Ходорковским-младшим сразу после открытия экспозиции.

— Вы приезжаете в Страсбург не в первый раз. Вам кажется, что Совет Европы как организация может повлиять на ситуацию в России?

Я считаю, что поскольку Россия не является членом Евросоюза, то она дорожит своим местом в Совете Европы — ведь таким образом она является полноправным участником большой европейской организации. И в плане имиджевой составляющей, и в плане влияния она здесь наравне со всеми странами Европы. К этому РФ долго шла, этого она хотела. Ну а укрепление имиджа России за рубежом является одной из целей Владимира Путина и, несомненно, его личной целью. По совокупности этих факторов влияние Совета Европы на Россию довольно велико.

И для нее, как мне кажется, существует принципиальное различие между США (да и вообще таким, совсем дальним зарубежьем) и Европой. Во-первых, последние 12 лет антиамериканские настроения в России сознательно культивировались, и последний тому пример — закон о запрете на усыновление российских детей американскими гражданами. В отношении европейских стран такой нацеленности на антипиар нет. Для меня это означает, что европейская принадлежность России важна.

Мне кажется, несмотря ни на какой экономический анализ — в частности, в отношении стран Азии как перспективного экономически региона, — культурную принадлежность к Европе Россия хотела бы сохранить. Поэтому и не ссорится с Европой всерьез — несмотря на практически аналогичные принятому в США «закону Магнитского» меры, которые приняли некоторые европейские страны, в частности, Великобритания. Лондон фактически ввел те же ограничения, но смотрите: совсем недавно появилась информация о том, что в Британии действует серьезное пророссийское лобби, пытающееся заручиться поддержкой тори.

— Раз уж вы сами заговорили о «антимагнитском законе»: что вы о нем думаете?

Культурным языком нужно говорить или можно не очень?

— Ну, чтоб напечатать было можно.

Есть такое устоявшееся и некоторыми даже очень любимое выражение: «внутренние враги». Вот те люди, которые голосовали за «закон Димы Яковлева», — это внутренние враги России. Они отобрали будущее у самой незащищенной, у самой неполитизированной группы людей — у детей, причем даже у тех детей, которые уже познакомились со своими будущими родителями. Мне довольно тяжело об этом говорить, потому что несколько моих хороших знакомых в США усыновили не одного ребенка из России. При этом сами они не русские и никакой связи с Россией не имеют. Одна семья, с которой мы дружим, растит одного своего ребенка и двоих усыновленных. И они взяли своего первого усыновленного ребенка из детдома в Санкт-Петербурге, потому что поняли, что там эту девочку точно никто не усыновит — она узбечка. Ну не берут таких детей, шансов у них на усыновление в России практически нет. Вот поэтому «антимагнитский закон» — нечеловеческий.

— Как вообще вы относитесь к этой волне одиозных инициатив, которой, по мнению многих, российская власть пытается подавить гражданский протест? Может ли, по-вашему, дойти до чего-нибудь еще более жесткого?

Это, конечно же, репрессивная тактика, направленная на достижение, как я понимаю, двух целей: во-первых, запугать общество и граждан, а во-вторых, направленная на поддержание той системы лояльности, которая является базой того режима, который сложился в нашей стране. Это значит, что люди, которые являются исполнителями, которые выполняют все это — ну, голосование за определенные законопроекты в Госдуме, например, — они связывают себя определенной круговой порукой, которая не позволит им хоть когда-то в будущем перестать ассоциироваться с этим режимом.

Это, конечно же, очень страшно, потому что ведет к тому, что все эти исполнители, фактически участвуя в преступной деятельности, отсекают всякую возможность задействования их в будущем, когда нужно будет проводить реформы. Понятно, о чем я? Весь кадровый состав должен будет уйти, и не будет людей с достаточным опытом управления, достаточным опытом функционирования в госструктурах тогда, когда такие люди будут нужны для участия в реформах.

— Ну, история показывает совсем другое: советские «красные директора» спокойно управляли и при Ельцине…

Вот поэтому мы унаследовали у Советского Союза не только ментальность, но и огромную коррупционную составляющую, которая никуда не ушла. И менеджерский состав не поменялся: он потерял идеологию, но не избавился от своих плохих менеджерских качеств.

Я продолжу о российской власти. Мне кажется, что она теряет связь с обществом, потому что, придумывая законы, направленные на запугивание людей, она не понимает последствий этих законов. Вот, например, закон о том, что людям с двойным гражданством нельзя возглавлять некоммерческие организации, не вызвал практически, как мне кажется, никакой реакции в российском обществе. Хотя последствия могут быть огромны: наиболее квалифицированные люди перестанут помогать обществу, и оно это почувствует.
А вот закон о запрете на усыновление вызвал громадную реакцию, выведя на улицы десятки тысяч людей. И государство не могло этого предугадать. Это, конечно, опасно, потому что означает: власть не чувствует, когда у общества, как у котла, может сорвать крышку.

— А почему вы думаете, что власть в России вообще настроена выслушивать вот эту часть общества, для которой «антимагнитский закон» неприемлем? Она, возможно, вполне довольна тем, что разбудила советские инстинкты во многих согражданах, и в них она чувствует свою поддержку.

Я, честно говоря, вообще не верю во всю эту статистику, якобы подтверждающую то, что большинство в России поддержало этот закон.

— Ладно, давайте теперь о том, с чего, наверное, следовало бы начать. Как вы думаете, у вашего отца есть шанс выйти на свободу во время, когда Владимир Путин еще будет оставаться у власти?

Да, я вижу такую возможность. Мне кажется, Путин осознает необходимость позитивных новостей. То, что произошло в Мосгорсуде, — я имею в виду снижение на два года срока моему отцу и Платону Лебедеву — было продиктовано именно необходимостью генерации позитивного пиара. Это, напомню, было сделано в день пресс-конференции Путина, и он, несомненно, знал о том решении, которое будет принято. Помните, ему задали вопрос, а он на него ответил очень осведомленно?

Понятно, что все это с правосудием и рядом не стояло, но, конечно, снижение срока отцу для меня — радостная новость, хотя поверю в нее я только тогда, когда отец и Платон Лебедев выйдут на свободу. Так вот, я думаю, что правительство пытается сбалансировать плохие новости хорошими…

— А какую часть населения власть хочет ублажить такими хорошими новостями, вроде освобождения вашего отца, если, как мы уже здесь вывели, она не обращает внимания на протесты «креативного класса»?

Я думаю, что, например, ситуация с Сердюковым была призвана обновить поддержку власти теми в России, кто как-то связан с военными. Это не только сами военнослужащие, но и их семьи, и те, кто работает на армию, кто военных обслуживает. Схожая ситуация может сложиться в бизнес-сообществе, особенно на региональном уровне. Потому что те вопросы, которые были заданы Путину на недавней пресс-конференции, особенно от региональных журналистов, должны были создать впечатление, что вот теперь за такие вопросы, что называется, «бить не будут». Еще год назад такие острые вопросы Путину от журналистов из регионов было нельзя себе представить. Мне кажется, что Путин даже не очень был готов к таким вопросам.

Сейчас в регионах сложился целый класс людей, которые научились зарабатывать и неплохо живут, а партию «Единая Россия» и Путина поддерживают тем, что не участвуют в политической жизни, поддерживают тем, что не протестуют. Вот как раз это и может поменяться. И когда это начнет меняться, то, чтобы успокоить именно эту часть общества, могут отпустить моего отца и Платона Лебедева.

Материал подготовили: Данила Гальперович, Александр Газов




Комментарии
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 28.01.2013 10:39
Однако, как РАСТЁТ Павел! Очень достойное интервью, спасибо
akk67 | Asya | 28.01.2013 11:27
Дай бог Михаилу и Платону освободиться, конечно. А что касается политической обстановки, то она грустная - госдума, как взбесившийся принтер, публикует бесконечные антидемократические законы, и никто не знает, когда это всё закончится. Например, закон о Гайд-парках (Мосгордума) говорит о том, что митинговать теперь можно только в парке Горького или в Сокольниках. Опять же, по закону, принятому Мосгордумой - запрещается использовать на митингах рупоры или любые усилители речи. Значит, митинговать сумеют 20-30 человек на всю Москву. Какой же это митинг! Ведь на последний митинг в январе "Марш против подлецов" пришло 80 тысяч человек!Фактически этот новый закон о гайд-парках запрещает любые митинги в Москве. Это печально. Наше время всё больше попахивает безумием. Но что делать, надо жить дальше, не зацикливаясь, наверное, на буйстве власти. Иметь свою отдушину в царстве дураков и импотентов. И ждать возмездия им.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 28.01.2013 12:49
Павел Ходорковский: «Власть не чувствует, когда у общества, как у котла, может сорвать крышку».

Вообще отличительная черта путинской власти, а главное, самого путина - полное бесчувствие, бессердечие и жестокость, граничащая с садизмом. Эти качества нынешнего президента уже принесли России немало бед, а с неизбежным дряхлением лидера они становятся реальной угрозой для страны. Тираны в старости особенно безжалостны и готовы утащить за собой на тот свет весь этот.
lavsel | Сергей | 28.01.2013 16:18
С одной стороны, разумеется, на Путина, как на гуманного трезвомыслящего руководителя страны, никаких надежд даже не может и быть!
Там кроме злопамятности, недоверия ко всем и ко всему, лицемерия и словоблудия, желания сидеть на самой вершине власти, нет больше ничего.
Однако есть и вторая составляющая этого типа людей: это СТРАХ!
Страх потерять свою власть, свои капиталы, свою безопасность!
Только эти соображения и могут повлиять на его "мёртвую хватку", которой он прижал всех своих оппонентов, да и всё мыслящее общество.
Причём его мышление отличается тем, что он абсолютно лишён каких либо творческих потенций, он способен лишь на плетение интриг и подлостей, на примитивное силовое давление.
И, как это ни печально, только сильно качающийся трон может заставить его пойти на прекращение преследований...
В этом наша надежда, остаётся только всемерно помогать этому!!!
Сергей Львович.
bui | Игорь | 28.01.2013 20:27
А ведь как емко сказано Юрием Норштейном - сердечная недостаточность путина.
Nicholas | Николай Солопин | 28.01.2013 14:12
Я очень разделяют надежды Павла на скорейшее и даже досрочное освобождение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева... Кроме того, я, не имея возможности помощи Павлу конкретными делами, хочу выразить ему свою солидарность и понимание роли европейского сообщества в деле борьбы за демократические перемены в России. Здесь очень многие пишут, выражая своё согласие или несогласие с авторами публикуемых на сайте статей...
В связи с этим, я считаю, что вся эта переписки не меняет, к сожалению, положения дел... Можно тысячу раз выразить свою поддержку Михаилу с Платоном..... И что? Как говориться: " А Вова слушает и ест..."
Поэтому, официально прошу дать контакты отделения Пресс-центра в Москве ( если такое есть) или отделения Института Современной России. Прошу, потому-что надоело упражняться в лингвистике, надо что-то делать...
Возможно даст свои контакты Открытая Россия...
Солопин Николай Аркадьевич
nicolas.solopin@gmail.com
Ellen26 | Елена Рохлина | 28.01.2013 16:27
"Я продолжу о российской власти. Мне кажется, что она теряет связь с обществом, потому что, придумывая законы, направленные на запугивание людей, она не понимает последствий этих законов."
Павел,этой связи никогда и не было,просто рано или поздно всё что загнивает должно провалиться.
Odissey | Игорь | 28.01.2013 20:30
"...всё что загнивает должно провалиться..."

В 91 гниль провалилась, и что? Опять упёрлись лбом в сапоги очередному вождю.
И теперь, вся недовольная Путиным Россия стонет: "У оппозиции нет лидера". Подоплёку чувствуете? Опять вождя ждут: нового, доброго, справедливого. Нация холопов и рабов, и это раболепие неискоренимо - вросло намертво. Никак народ не может понять, что глава государства и его окружение - это наймиты, которых этот самый народ нанимает, или в шею может гнать, если наймит скурвился. А в нашем случае холоп согбенной спиной покорно принимает на себя удары хлыста от от клики, непонятно откуда выползшей и узурпировавшей власть. Поделом!
lldmkp | Леонид Лихолат | 28.01.2013 20:20
О связи власти и общества. Тут один аферист на доверии в Давосе выдал глобально.
Пользуясь по случаю текстом В.С. Высоцкого, прям: "вчера закончил ковку и два плана залудил!"
И выдало это чучело, что "Сергей Магницкий больше не интересует бизнес". Веско. Перед этим докладчик с осуждением упомянул, что покойный оказывается получал деньги за свою работу юрисконсультом. Мдааа, такие доклады не просто укрепляют инвестклимат, они вносят неоценимый вклад в уничтожение преступного паханата.
Нет европейского телеканала, который бы не покрутил пальцем у виска!
Пожелаем же докладчику и его хозяевам, чтобы их побыстрее, как говорят в Одессе, "поминали в храме при свечах..."
Это будет наилучшая связь власти и общества.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.01.2013 10:51
"поминали в храме при свечах..." Даже не могу представить себе эти поминальные слова "докладчику и его хозяину", да ещё в храме... Пуськи отдыхают....
Nataliya | Наталия Борисовна Дорожнова | 28.01.2013 22:36
Умница, Павел! Хоть на тебя пока какая-то надежда! Борись, насколько это возможно, и мы будем делать всё возможное!
cannylar | Лариса | 28.01.2013 23:37
По жизни - оптимист,но в благоразумные поступки власти - не верю.
Ситуация - с "закушенными удилами" от агрессивного раздражения на откровенное признание
обществом (нормальной его части- не маленькой) её стремления удержаться любым путём...
Пример: передача госфондов в распоряжение сомнительного ОАО...,передача большого количества
лесных угодий Китаю...
W_hentsch | Василка Х. | 29.01.2013 02:33
Hier in Berlin unterstützen wir Pawel in seinen Weg, das Bewusstsein der Europäer für die Fragen der Gerechtigkeit und Meinungsfreiheit in Russland zu schärfen. Zugleich, muss man wissen, dass Europa hoffnungslos pragmatisch ist. Dies setzt voraus, dass wir konkrete Taten beschließen und diese systematisch einsetzen. Genau so, wie den Herrn Солопин Николай Аркадьевич (unten) sind wir also bereit mit Rat und Tat zu helfen. Aus Berlin mit der Bitte um Kontaktaufnahme : w.hentsch@gmail.com

Wir beten um eine baldige Freilassung von Mihail Borissovitch und Platon!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.01.2013 10:57
Молодец Василка Х.!
Вот перевод комментария (машинный, но суть понять можно):
"Здесь, в Берлине, мы поддерживаем Павел в свой путь, сознание европейцев по вопросам правосудия и свободы слова в России точить. В то же время, вы должны знать, что в Европе безнадежно прагматичной. Это предполагает, что мы конкретные действия решить и эти систематически использовать. Точно так, как Господа Солопин Николай Аркадьевич (ниже), поэтому мы готовы с радостью помочь. Из Берлина с просьбой связаться : w.hentsch@gmail.com

Мы молимся, чтобы досрочное освобождение от Mihail Borissovitch и Платон!!"
vladimir_SPB | Владимир | 29.01.2013 14:53
Ну на самом деле власть ощущает тот запас прочности, а скорее - инертности, тех,кто неплохо устроился и живет независимо от официоза и бюджета. Уж очень сильным должно быть недовольство нормального человека, чтобы он рискнул и выступил против, особенно - действием.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 29.01.2013 17:19
Только что Дмитрий Быков призвал слушателей "Эха Москвы" не поминать всуе имя Михала Ходорковского в открытой печати, тем более не называть МБХ будущим президентом, чтобы не раздражать (надо полагать, неадекватную - В.Д.) власть и не затягивать сроки его освобождения. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного писателя. Ведь (чтобы далеко не ходить за примером) предупреждали Никиту Белых (у которого прямо сейчас проходят обыски в кабинете и на даче) умные люди: не сотрудничай, Никита, с бандитами во власти - подставят, обгадят и посадят, как Ходорковского. Не послушал...
lavsel | Сергей | 29.01.2013 23:28
+ 10000!!!!
С.Л.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru