СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Март 2012
   34
910
161718
25
3031 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
16.03.2012 г.

Кирилл Туши: «Ходорковский - сын двух миров»

Интернет-журнал "Лицей", Наталья Мешкова, 15.03.2012

Вчера в Петрозаводске показали фильм «Ходорковский» немецкого кинорежиссера Кирилла Туши. А сегодня по скайпу он дал интервью нашему журналу.

Кирилл Туши прежде всего спросил, как прошел показ, какие суждения высказывали после фильма. Порадовался, что никаких препятствий не чинили и что 80 процентов в зале составляла молодежь.-

После фильма люди говорили не о его достоинствах или недостатках, а давали свою оценку событиям в России последних двадцати лет. Вас это огорчает или радует?

- Я знаю, что это политический вопрос, поэтому меня это не огорчает. Фильм важен для меня как художника, но фигура главного героя политическая. Меня радует, что этот фильм люди воспринимают как отправную точку для дискуссии, что начинают задавать вопросы и обсуждать. Когда я начинал снимать фильм в 2007 году, жил в московском общежитии, разговаривал с молодыми людьми - им политика была неинтересна. Сейчас все по-другому. Чуть-чуть (улыбается).

- На обсуждении люди полярных политических взглядов были едины в одном - в сочувствии к судьбе Ходорковского. Вы ожидали такой реакции в России?

- Не ожидал... Мне интересно следующее: многие, поддерживающие Путина, сочувствуют Ходорковскому. Вы знаете таких людей?

- У меня есть такая знакомая. Сочувствовать Ходорковскому она, как и многие в стране, стала после второго приговора.

- В этом важное изменение, произошедшее после второго процесса. Первый процесс касался неуплаты налогов, а поскольку желание платить налогов меньше понятно всем, то люди легко приняли посыл о виновности Ходорковского. Второй же процесс был сфабрикован грубо, до полного неправдоподобия. Почему ваша знакомая симпатизирует Путину? Потому что он добивается стабильности?

- Настрадалась как все бюджетники в 90-е годы, когда месяцами не платили зарплаты и пенсии. При Путине начали платить вовремя. Она не хочет возврата к прошлому.

- Я человек искусства и хотел бы вернуться к нему, но в последнее время мое политическое мышление претерпело изменения, не только относительно России, но и относительно мира, Германии...

Считаю, что Путин - очень ловкий человек. Ситуация так сложилась, что в 2000 году он стал президентом благодаря высоким ценам на нефть. По моему мнению, пенсии платили бы независимо от того, есть Путин у власти или кто-то другой.

- У людей в подсознании остался страх, что вернутся те времена.

- Поэтому тема фильма не Ходорковский, а страх. Он присущ даже богатым людям. Сейчас это меняется, люди перестают бояться постепенно, это очень хорошо. Страх - наследие прошлого, снимая виды монастыря (Александро-Свирский монастырь в начале фильма. - Н.М.), я даже не знал, что там раньше был ГУЛАГ, погибло много людей. Когда мы снимали этот монастырь, получилась очень символичная картинка.

- Ожидали вы, что у фильма в России будет столько противников, делающих все, чтобы его не увидели? Имею в виду минувший декабрь в Москве, когда начинался прокат фильма.

- Конечно, мы ожидали, что будут какие-то противники. Но в декабре в Москве я понял, что государство никаких запретов на показ фильма не выносило, а отказывались показывать «Ходорковского» директора кинотеатров, это была самоцензура. Сверху никаких указаний не было. Мне было важно понять: нет ГУЛАГов, но люди по-прежнему боятся, судья Данилкин не понесет никакого наказания.

- Хочется верить, что понесет...

- Он уже наказан, потому что за время процесса уменьшился примерно на двадцать сантиметров, становился всё ниже и ниже (приседает, показывая уменьшение Данилкина). Было бы здорово встретиться с Данилкиным в Москве. Я не знаю, как там сейчас дела обстоят.

- Для меня в вашем фильме потрясением стало, что беседовать с вами о Ходорковском отказался Явлинский. Много раз он приезжал в Карелию, всегда казался человеком мужественным. И вдруг такое...

- Именно поэтому я включил этот эпизод в фильм, как и с Горбачевым. То же самое, люди боятся. Их поведение меня разочаровало, но я не имею права критиковать их, хотя в Германии Горбачев - очень большая фигура с хорошей репутацией, человек гласности. Друзья мне говорили, что Горбачев так мило к Путину относится, потому что опасается, что Путин закроет благотворительный фонд имени Раисы Горбачевой.

Я спрашивал людей в правительстве, почему они не хотят помочь Ходорковскому. Они говорили, что негласно помогают, но открыто боятся - семьи у всех. Не знаю, как бы я себя повел.

- Михаил Ходорковский со времен комсомольской юности и до сих пор считает Павла Корчагина героем, у вас это есть в фильме, и это не очень вписывается в образ типичного капиталиста. Одна из загадок его личности. Что вы об этом думаете? Кстати, читали вы роман Николая Островского?

- Да, читал. Загадка? Нет, не загадка. Ходорковский сочетает в себе романтизм коммунистической идеологии и приверженность западному капитализму. Возможно, у Ходорковского два сердца или три. Это видно на примере созданной им организации «Открытая Россия» или других молодежных проектов ЮКОСа, они повторяют комсомольскую структуру.

- Вы, наверное, знаете, что Россия по интернетизации в мировых лидерах? (Кирилл Туши кивает.). Во многом благодаря Михаилу Ходорковскому. В начале двухтысячных его «Открытая Россия» создавала интернет-центры по всей стране. Одним из последних, незадолго до его ареста, был открыт центр в Петрозаводске, в нем прошли обучение новым технологиям тысячи учителей. Открытие этих центров преобразило наше образование. Когда Михаила Ходорковского арестовали, мне и многим тем, кто прошел обучение в интернет-центрах, стало понятно: он сделался неугодным для сильных мира сего. Ведь в то время, когда Ходорковский открывал интернет-центры, другие олигархи предавались увеселениям, покупали спортивные клубы, яхты, замки и не имели проблем, как и сейчас их не имеют. Поэтому многим подоплека ареста Ходорковского ясна была уже во время первого процесса.

- Да, я согласен.

- Но неожиданно слышать, что вы считаете, будто проект «Открытая Россия» повторяет комсомольские структуры.

- Когда я так говорю, это не оценка концепции, а взгляд обозревателя на форму, которая напоминает комсомольскую организацию. Конечно, что касается проектов интернет-центров, клуба региональных журналистов, - в этом Ходорковский был пионером. Удивительные вещи...

- Клуб региональных журналистов продолжает сейчас Михаил Прохоров.

- Правда? Я не знал. Интересно.

- Что побудило вас снять этот фильм? Вам интересен Ходорковский как личность? Или вы пытались на его примере исследовать события в России?

- Я хотел больше понять его характер. Возможно, события в России были третьей причиной, по которой я решил сделать это кино. Но первоначально сам Ходорковский.

- Вы как-то сказали, что рассчитываете на дискуссию в обществе после вашего фильма. На ваш взгляд, она получилась?

- То, что мы с вами сейчас беседуем, вчерашняя презентация фильма в Петрозаводске - всё говорит о том, что дискуссия получилась, это меня очень радует. Когда фильм показывали в Москве в кинотеатре «Эльдар», в зале сидели одни пожилые люди. А сейчас приходит смотреть фильм молодежь 20 - 23 лет, с поп-корном. Это очень приятно.

- В заключении Михаил Ходорковский начал писать цикл очерков «Тюремные люди». Людмила Улицкая оценивает их очень высоко, считает, что они продолжают тюремную линию в русской литературе...

- Некоторые рассказы я читал. Слова Улицкой не могу прокомментировать, потому что не знаю такой традиции в русской литературе. Мне известно, что Ходорковского сравнивали с декабристами.

- Ваш фильм многие смотрели в Интернете. Как вы к этому относитесь?

- (Улыбается) Сейчас гораздо более спокойно, а год назад я был очень раздражен. Я пришел к Ирине Ясиной, и она просто отдала мой фильм другим людям, которые выложили его в Интернет. Один немецкий журналист выложил в открытый доступ мое кино. Я был, конечно, очень недоволен: я пять лет работал, не заработал ни копейки, а фильм оказался в открытом доступе. Сейчас спокойно к этому отношусь.

- Арво Пярт написал музыку к вашему фильму специально или вы использовали его сочинения?

- Пярт с 70-х годов не пишет для кино, насколько я знаю. Эту симфонию он написал для Лос-Анджелесского симфонического оркестра и посвятил ее Ходорковскому. Я попросил разрешения использовать его музыку в моем фильме.

- Можете ли вы одним словом определить Ходорковского?

- Одним словом? (Задумывается)

- Может быть, декабрист?

- Слишком романтичный образ, нет, я так не думаю... Одним словом не могу. Могу сказать, что он сын двух миров.

- Ваш прогноз: освободят Ходорковского или будет третий срок?

- Это зависит от того, сможет ли Путин убедить своих друзей-силовиков, что Ходорковский не будет подавать иск против них, когда окажется на свободе. Если Путину не удастся их убедить, Ходорковский будет сидеть вечно.

- Хотели бы вы встретиться с Ходорковским после его освобождения, на которое очень многие в России надеются?

- Да, конечно, это было бы интересно. Я уверен в том, что он сделает очень многое для того, чтобы другие люди тоже оказались на свободе.

- В начале нашего интервью вы сказали, что изменилось ваше отношение к тому, что происходит в мире, не только в России. В чем изменилось?

- Больше всего я был разочарован поведением западных политиков. Они готовы принести права человека в жертву лучшей экономической ситуации. А в России - в декабре люди вышли на митинги, удивительно, никто не ожидал такого. Очень интересное время сейчас.

- Где можно посмотреть полную версию вашего фильма?

- Она требует редакторской доработки, нужно дополнительное финансирование. Новый фильм будет называться «Возвращение Ходорковского».




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 16.03.2012 11:24
Кирилл Туши: "...тема фильма не Ходорковский, а страх".

В том числе и страх путина за свои деяния. А где страх диктатора, там обязательно и жестокость.
lavsel | Сергей | 16.03.2012 13:23
Дорогой Владимир Сергеевич!
Вы очень точно ухватили главную мысль: "...тема фильма не Ходорковский, а страх..."
Страх,- это проклятие России 20 века. Страх, паразитирующий на невежестве, породил равнодушие народа (таким народом легко управлять).
И от этих "национальных особенностей" Россия мучительно пытается сегодня освободиться.
Здесь слово за новым, "не поротым поколением", за молодёжью. Оно проснулось, увидев воочию фантастический грабёж её голосов на "выборах" в Госдуму, а теперь и на "выборах" Президента.
Самое удивительное, что этот "нерв" сумел нащупать и показать нам и миру не россиянин, а молодой немец, Кирилл Туши!
Это настоящий подвиг с его стороны, учитывая условия в которых он создавал свой фильм-исследование!
Преклоняюсь перед его мужеством, настойчивостью и...тактом!
С нетерпением будем ждать "Возвращения..."
Сергей Львович.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 16.03.2012 11:53
Кирилл, спасибо за интервью. Прошу сразу вникнуть в суть этого вопроса и ответа Кирилла: "- Ваш прогноз: освободят Ходорковского или будет третий срок?

- Это зависит от того, сможет ли Путин убедить своих друзей-силовиков, что Ходорковский не будет подавать иск против них, когда окажется на свободе. Если Путину не удастся их убедить, Ходорковский будет сидеть вечно."
Мой вопрос по этому поводу всего один - А как же трупы, жертвы путинских палачей, как нужно убеждать и какие приводить доводы семьям погибших товарищей, что по этому поводу скажут силовики? Нет уж, отвечать за все совершённые преступления придётся всем, в том числе и Путину. Что это за право и торжество Закона, когда всё решают силовики? Нас уничтожают, грабят, отбирают частную собственность, убивают, а мы будем руководствоваться мнением силовиков-оборотней. Рич Ричмонд
novenkii | Novenkii | 16.03.2012 11:59
Туши, конечно молодец! Фильм я смотрел, фильм хорош. Самое удивительное то, что этому иностранцу удалось разобраться в русской беде. Он ее понял, но не может же он - немец, прямо говорить о том, что мы такое? Ведь на самом деле, то, что Ходорковский сидит, виновато общество. Оно равнодушно и лениво. Начинает чесать затылок только посмотрев на себя со стороны. Ходорковский будет сидеть до тех пор, пока этого хочет не Путин и его команда, а до тех пор, пока общество будет терпеть их. Так что, "неча на зеркало пенять, коли рожа крива", как говорит точная русская пословица.
ivansidorenko | Ivan | 16.03.2012 15:17
Осмелюсь заметить, что Кирил Туши никакой не иностранец.
Он наш соотечественник !!!. Просто его родители в свое
время приняли правильное решение!.
А по Европейским понятиям, -К.Туши русский, живущий в Германии.
novenkii | Novenkii | 18.03.2012 03:23
Таких, как он, "соотечественников", чьи пра-родители приняли правильное решение, миллионы. Они давно ассимилировались и многие перестали говорить по-русски. Как например Иосиф Бродский со своей дочерью говорил только по-английски. Сам он, конечно же был русским поэтом, хотя писал не только на русском. Но дети русских эмигрантов становяься иностранцами. У них другой менталитет. Им сложно понять тех, у кого родители еще не приняли верного решания.
ppzabelinse | Евгений Семёнович | 16.03.2012 13:07
АМЕРИКАНСКИЕ И ЗАПАДНЫЕ ПОЛИТИКИ ПОНИМАЮТ, ЧТО ХОДОРКОВСКИЙ ПАТРИОТ РОССИИ. И ДЛЯ НИХ, ЧЕМ ДОЛЬШЕ БУДЕТ СИДЕТЬ ХОДОРКОВСКИЙ, ТЕМ БЫСТРЕЕ ПРОИЗОЙДЕТ РАЗВАЛ РОССИИ.
swirid-alena | Радмила Милова | 16.03.2012 15:13
Лично для Кирилл Туши:
Ходорковский - сын и представитель двух народов : славянского и иудейского .
Сын Матери Богини Земли и сын Бога Отца Небесного.
akk67 | Asya | 16.03.2012 17:04
Кирилл, буду ждать продолжения Вашего фильма или отредактированной его версии. Вы молодец! Надеюсь, Вам удастся собрать денег на него, в европе же много благотворительных фондов. А то, что время изменилось, это правда, и отношение к Ходорковскому наконец-то другое, и Путин, карманный фюрер, дрожит за свою власть. Так что новые акценты в фильме нужны, я думаю. Успехов Вам самых-самых. С уважением. Ася, художник.
Anita | Valentina | 16.03.2012 22:11
Кирилл, спасибо за ясное видение, за умение "зреть в корень" проблемы. С нетерпением ждем "Возвращения Ходорковского" с новыми насущными акцентами, расставленными во всех необходимых местах.

С глубоким и неизменным уважением, Валентина, КАлгари (in Florida now)
Lelik21 | Lelik21-Leonid | 16.03.2012 23:34
Да, велико разочарование западными политиками. Они чрезмерно прагматичны и плевать хотели на положение прав человека в РФ. Надеюсь, что Обаме, Меркель, Камерону это откликнется на их выборах.
Anita | Valentina | 17.03.2012 01:56
not really, - думаю...
akk67 | Asya | 17.03.2012 16:20
Скорее всего, к власти в США придут республиканцы. Рейтинг Обамы падает.
deputat | Павел Вислогузов | 17.03.2012 20:31
Сочетание буржуазных ценностей и "комсомольский" задор - это не редкость, без "задора" \ д р а й в а - по современному...\ невозможно что-то т о л к о в о е сделать. Ли Якокка - американский г е р о й , "свой" и для российских граждан умеющих хотя бы элементарно ч и т а т ь.Вислогузов Павел.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 18.03.2012 19:35
Смотрите по НТВ передачу "НТВ-шники"! Участвуют: Переверзин, Бахмина, Денис Силуянов, Павел Лунгин, Генри Резник, Геннадий Гудков, Илья Яшин,Оксана Мысина, телеинтервью с Павлом Ходорковским, Акуниным - с одной стороны. Абельцев, Хинштейн, Овчинский - с другой стороны. 69 % - проголосовало за немедленное освобождение Ходорковского!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru