СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2011
      1
278
9
2122
2629
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
26.05.2011 г.

«Предложили учинить расправу над Ходорковским»

"Газета.ru", Роман Баданин, 26.05.2011

Двое сотрудников правоохранительной системы организовали покушение на Михаила Ходорковского в 2006 году, утверждает бывший сокамерник экс-главы ЮКОСа. Боясь расправы, он называет имена и должности сотрудников ФСИН, участвовавших в фабрикации дела против Ходорковского.

Спустя неделю после опубликования интервью бывшего сокамерника Михаила Ходорковского Александра Кучмы («Я резал Ходорковского не по своей воле», «Газета.Ru», 16 мая) бывший зэк вновь позвонил в редакцию: один из федеральных телеканалов, заплатив Кучме определенную сумму денег, снял его десятиминутное интервью. Там бывший краснокаменский сиделец с датами и именами рассказал, как его заставили напасть на Ходорковского, а потом выступить его очернителем.

Сюжет из программы вырезали, Кучме сотрудник телеканала сказал, что интервью вызвало переполох и отсматривалось генеральным директором. Ясности с будущим этого сюжета нет, «Газете.Ru» телевизионщики сообщили, что выход скандального разговора еще возможен (ввиду этого наименование телеканала здесь не приводится).

«После того как эфир сняли, я решил все рассказать вам быстрее, пока меня не грохнули. Зачем я кому нужен, если я уже все рассказал?» — объяснил мотивы своего звонка Кучма.

Газета.Ru» публикует подробный рассказ экс-заключенного об обстоятельствах случившегося в Краснокаменской колонии и позже, во время судебного преследования Ходорковского. В рассказе упомянуто несколько эпизодов, имеющих признаки должностных и общеуголовных преступлений сотрудников системы исполнения наказания, а также неустановленных лиц. Исходя из принципа презумпции невиновности, редакция не публикует здесь полные имена упоминаемых рассказчиком сотрудников, а также в нескольких эпизодах изменяет наименование их должностей. Проведенная редакцией проверка показала, что все упомянутые Кучмой люди либо несли, либо до сих пор несут службу в системе ФСИН. Все эти данные есть в распоряжении «Газеты.Ru», и в случае проведения следственной проверки по изложенным фактам редакция готова их предоставить (сегодня же Александр Кучма дал интервью радиостанции "Коммерсант FM", где сообщил дополнительные подробности. - ПЦ)

В любых комментариях по показаниям Кучмы ФСИН редакции отказала.

Данное интервью редакция в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса просит рассматривать как заявление о совершении преступления.

От редакции:

8 статей Уголовного кодекса

«В сведениях, изложенных Александром Кучмой, содержатся признаки нескольких преступлений. Прежде всего, речь идет о преступлениях, к совершению которых сам Кучма имел отношение.

Первое — это покушение на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) или на убийство (ст. 105 УК РФ) Михаила Ходорковского. Второе — это клевета (ст. 129 УК РФ) или заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) на Ходорковского в виде распространения заведомо несоответствующих действительности сведений о домогательствах. В обоих случаях сам Кучма был исполнителем, но он указывает на организаторов, пособников и подстрекателей. Поскольку ими были должностные лица, фальсифицировавшие ряд внутренних документов, может возникнуть вопрос о служебном подлоге (ст. 292 УК РФ). Сотрудники и осужденные, давшие в гражданском процессе заведомо ложные показания в отношении Ходорковского, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Вся история с выполнением в чьих-то интересах масштабной задачи по дискредитации Ходорковского в глазах общественности, будь она надлежаще расследована, могла бы получить уголовно-процессуальный штамп «злоупотребления должностными полномочиями из иной личной заинтересованности, выразившейся в ложно понятых интересах службы» (ст. 285 УК РФ).

Кроме этого, Кучма сообщает о неоднократных избиениях его сотрудниками уголовно-исполнительной системы, каждое из которых — в Чите и в Краснокаменске — образует самостоятельное преступление, а именно превышение должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ)»,

— Боишься?

— Да. Мне уже поступали звонки с угрозами. Это уже после первого интервью (в «Газете.Ru») было.

— Для чего тебе все это? Ты ж борцом за правду не был вроде никогда.

— Сами понимаете, они меня грязью облили, использовали меня, и мне хочется, чтобы люди понесли за это наказание.

— Ты в это веришь, что ли?

— Да не очень. Но хотя бы пусть люди знают правду, пусть засветятся имена этих генералов.

«Говорили, что должен взять нож и ударить его в глаз»

— Рассказывай: как началась история с твоим нападением на Михаила Ходорковского?

— Мы сидели, пили чай в неустановленном месте, за чем нас застукали сотрудники администрации. Ходорковский спросил меня, видели ли вы пьющими здесь чай других людей, например сотрудников колонии?

Я говорю: да, видел оперов. Они там пьют чай или кофе, когда вызывают зэков на беседу. Чай им дневальный в основном варит. Он говорит: подтвердите это в объяснительной? Я согласился, не имея никакой задней мысли, что это может быть плохо для меня.

В 6 утра на следующий день, как нам и было указано, мы пришли и написали объяснительные по своему «проступку». Я написал, что пил чай в том месте, где для этого стоит чайник и где неоднократно видел сотрудников администрации пьющими чай. Потом нас вызвали на административную комиссию и дали по 6 суток ШИЗО. Сидели в одной камере, нормально сидели, никаких конфликтов. Общались через блокнот. У него был карандаш и стирательная резинка. Переписывались так.

— Не говорили?

— Он сильно переживал, что могут записывать. Признавался, что и с адвокатами именно так общается.
Вышли из ШИЗО в отряд. Меня вызвали сотрудники администрации. Говорят: «Пойдем, там люди к тебе какие-то приехали». Люди в штатском. Увели меня в штаб, в кабинет.

— Что за кабинет?

— Это оперкабинет. В них обычно опера разговоры с зэками проводят.

Зашел. Мне сразу вопрос: «Ты что пишешь такую ерунду в объяснительной?! Совсем, что ли, оборзел?!» И сразу удар по голове. Побили немного.

Начали предлагать учинить расправу над Ходорковским за то, что он якобы подвел меня под ШИЗО. Говорили, что должен взять нож и ударить его в глаз, чтобы, типа, выткнуть глаз. План был такой, что нужно напасть на спящего. Я им говорю: «Вы что гоните, ребята? Он же помрет. Ни хрена себе, такой ножик в глаз воткнуть!»

Первый раз я не согласился, вызвали во второй раз, опять побили. Сказали, что я уже все знаю и, если не соглашусь, меня повесят в штрафном изоляторе и скажут, что сам повесился. Во второй раз они убедили меня, что убьют, если не соглашусь. Я сделал вид, что согласился.

— Откуда нож?

— Они мне и дали этот нож.

— Что про этих людей знаешь?

— Они даже имена не назвали, двое в штатском.

— Раньше ты их в зоне видел?

— Нет. Среди сотрудников администрации я их раньше не видел. Может, из ФСИНа в Москве, может с УФСИНа края, может из ФСБ вообще.

— Они друг друга как-то называли?

— Вообще не называли. Видимо, специально, чтобы я не знал, кто они такие.

— Дату разговора помнишь?

— 24 марта я вышел из ШИЗО. 25—26 марта был этот разговор.

— Как эти люди объяснили необходимость того, чтобы ты порезал Ходорковского?

— Они не говорили убить, но я сам понял, что они имеют в виду. Они сказали, что мне не добавят срок за это, что я буду жить спокойно. Что это серьезные люди из Москвы, что правительство защитит, очень большие люди, в таком роде они говорили.

— Почему именно в глаз?

— Не знаю, такая беседа была напряженная, мне постоянно удары доставались, и я как-то сильно не спрашивал. Не то что не помню, но не очень приятные воспоминания у меня от этих бесед.

— А какой мотив у твоего нападения должен был быть?

— Повод был ШИЗО и то, что Ходорковский попросил меня написать объяснительную.

— У тебя есть предположение, почему именно тебя они стали использовать? До этого администрация тебя как-то использовала?

— Нет, никогда. Я с порядочными арестантами сидел, никто меня никуда не вызывал. И я такой образ жизни вел, что в камере постоянно хулиганские драки возникали, у меня никогда таких проблем не возникало. Я не такой человек, который с администрацией контачит.

«Несколько раз ходил ночью в комнату психологической разгрузки»

— Как произошло нападение?

— В первую ночь я струсил что-то делать. Ждал, ждал, а потом уснул.

На следующий день меня вызвали, отдубасили, козлы. «Ты что?! — кричат. — С нами шутки тут будешь шутить?» Говорю: ладно, в эту ночь обязательно сделаю.

И я решил просто поцарапать ему нос, нанести небольшую травму. Понятно было, что шум поднимется, начальство, адвокаты, журналисты сбегутся. Я надеялся, что из-за шумихи эти ребята отстанут от меня.

Долго ждал. Несколько раз ходил ночью в комнату психологической разгрузки, настраивал себя — как подойти, как ударить.

— А отбой?

— Во время обходов я ложился — типа, сплю под одеялом. Ждал, ждал. Все уснули. И около 4 часов утра я подошел к нему и ткнул ножиком в нос. Он никакого звука даже не издал.

Я сразу развернулся и пошел в телевизионную комнату, там телек и лавочки, дверь со стеклом такая была. Ножик, который мне дали, я положил там на подоконник. Он весь в крови был.

И смотрю через стекло: Ходорковский прошел в умывальник, в трусах, с окровавленным лицом.

Я пошел в соседний отряд и уже через окно наблюдал, что у нас происходит. Прибежали сотрудники, начали искать. Потом зашли в соседний отряд, я сразу вышел. Они сами перепуганные, два молодых сержантика. Кричат: «Стой! Фамилия?!» Я говорю: «Кучма». «Вот ты-то нам и нужен», — отвечают. Повели и по ходу спрашивают: «А ты почему не в своем отряде?» Я говорю: «Это я сделал». Они: «Что сделал?» Я: «Ударил Ходорковского ножом». Они как будто не понимали, шокированы были, все спрашивали «зачем», но им я ничего не стал говорить. Привели в дежурную часть, там дежурный офицер мне говорит: «Ну почему ты сделал это именно в мою смену?!» Я говорю: «Я смену уж не выбирал, извините».

Минут через 15, где-то в шестом часу утра, прибежали один из руководителей колонии Р., все опера, замы начальника. И давай меня заставлять объяснительные писать, всякую чушь.

Одну о том, что Ходорковский мне денег задолжал! И из-за этого я, дескать, ударил его ножом. Вторую объяснительную о том, что я хотел съехать на другую зону и потому ударил его ножом. Третью — о том, что едва ли не блатные меня заставили его ударить.

— Среди этих людей были те, кто знал о реальных причинах поступка?

— Тех людей в штатском там не было, они позже возникли. Но начальник колонии был в курсе. По его виду это заметно было. Без его ведома вообще никакие люди в зону бы не вошли.

В итоге меня отвели в ШИЗО, посадили в камеру. А уже утром опять эти двое ребят в штатском пришли. Опять избили, сказали: «Ты что, чмошник, не сделал, что просили?!» Я извинился, сказал, что промахнулся, так как ночью ничего не видно было. Побили меня немного.

— Когда родилась версия с домогательствами?

— Первое видео о домогательстве снимали, когда я сидел в ШИЗО в ИК-10 (колония в Краснокаменске. — «Газета.Ru»). Пришел Р. и какой-то незнакомый человек в пятнистой форме. Любительскую камеру поставили. Заставляли меня перед камерой рассказывать, как будто Ходорковский меня домогался и как я за это ударил его ножом. Я был сломлен избиениями и уже на все соглашался.

Несколько раз записывали. Смотрели, какая запись получалась лучше.

— Показания просто заставили заучить?

— Да. Дескать, ночью приставал, и я ударил. Похожий бред они потом в исковом заявлении придумали.

— Они могли версию домогательств хоть чем-то имеющим к реальности подтвердить?

— Да нет, конечно!

«Моюсь в бане, заходят два человека в форме и начинают палкой меня дубасить»

— Ты за все время жаловаться на эти факты не пытался?

— Я даже не отсидел 10 суток в ШИЗО, как меня вывезли одного в СИЗО Читы. После этого этапировали на «тройку» (ИК-3) в Чите. Поместили в ЕПКТ (единое помещение камерного типа, «одиночка». — «Газета.Ru»). Пока там сидел, мне блатные постоянно угрожали, «жути» всякие гнали: зарежут, потому что из-за меня краснокаменская зона от администрации пострадала.

Когда я вышел из одиночки в зону, я с ножом в руке спал. Для меня это адом просто было. В той зоне тогда вообще беспредел был: то кому-нибудь руки-ноги арматурой поломают, то кого-нибудь проткнут ножом. И как раз тут один такой спровоцировал конфликт. Я ему нанес рану еще меньше, чем Ходорковскому. Просто надеялся, что меня от зоны в одиночке закроют или вывезут даже на более серьезный режим.

Мне дали год ЕПКТ и вывезли в ИК-5, там же, в Чите. Там строгий режим. Сидел я там год и стал писать жалобы.

Я слышал, что с «пятерки» жалобы уходят, и решился тоже написать.

— О каких фактах сообщил?

— Написал, что меня заставили клеветать на Ходорковского рассказом про домогательства. Я понимал, что я с ЕПКТ в зону приду — и как мне перед зеками оправдываться за какие-то там домогательства?

— Не писал, что тебя заставили напасть на Ходорковского?

— Ну нет.

— Куда писал?

— В прокуратуру края.

— Жалобы подействовали?

— Они даже не ушли, как оказалось. Сначала ко мне приехал один из руководителей УФСИН Забайкалья полковник М. со спецназом. Все ЕПКТ перевернули, спросили: жалобы или вопросы есть? Я говорю, что нет. На следующий день приехал еще один начальник УФСИН края А. Тоже спросил, есть ли жалобы. Я говорю, вот, мол, жалоба, что меня выставили в истории с домогательством, как я теперь в зону вернусь. Он сказал: приедешь в зону, с тобой разберутся.

— Как ты понял, что жалобам ход не дали?

— Я узнал это от А. Я просто лоханулся. Слышал, что парни писали — кого плохо кормят, кого незаконно в ШИЗО посадили. Думал, что все жалобы с «пятерки» уходят, и подставил себя. Рискнул на свою голову.

— Администрация ИК их должна пересылать в прокуратуру?

— Да.

Как А. обещал, так и случилось. Я отсидел год ЕПКТ, вернулся на ИК-3.

Спустя примерно два месяца, за день до рождества, 6 января, моюсь в бане, тут заходят два человека в форме и начинают какой-то палкой меня дубасить. Я как рукой защищался, так они весь сустав и раздробили.

— Кто они?

— Ну сотрудники! В зоне я их не видел. Но, понимаете, в зоне их сотни работает и не все из них в жилой зоне появляются, многие где-то там, в штабе, в оперчасти, на поселении.

— Форма, звания?

— Форма, без званий. Зеленая форма, как у ФСИН тогда была. Это сейчас они синего цвета.

— Тебе в этот момент руку покалечили?

— Да. Увезли меня на ИК-5, там облбольница для зэков. Мне врачи сразу сказали, что перелом сложный, внутрисуставный, мелкооскольчатый, смещение большое, не собрать. Говорят, у нас мало оборудования. Ну, понимаете, в зоне аппендицит только могут вырезать.

В первых числах февраля я вернулся в зону, 21 февраля меня вызвали из санчасти в клуб. Я говорю: «Зачем?» Отвечает: «Сейчас узнаешь». У меня уже мурашки по спине. Там суд заседал, он решил перевести меня в тюрьму. Я тогда не понимал, что это, и говорю: «Да я вроде и так в тюрьме!» Они говорят: «Нет, тебя переводят на тюремный режим, как злостного нарушителя». Я потом еще кассацию написал, чтобы перевод оттянуть до того времени, пока рука не подживет.

26 июня меня этапировали во Владимир. 18 дней этап длился.

«Просто им надо, чтобы информация такая прошла о Ходорковском»

— Почему из Читы и во Владимир?

— Думаю, поближе к Москве. У них были свои планы. Потому что всех наших читинских везут на тюрьму в Минусинск, Красноярский край. Я никого читинских за три года во Владимире не видел и не слышал.

Посадили в такую камеру, что я удивился. Там холодильник, телевизор, как она... плейстейшн… Захожу, там быки такие здоровые сидят, в компьютер играют. Даже двери в камере на замок не закрывали.

Посидел в камере, нормально вроде ко мне относились. Месяц всего просидел, и тут началось. 6 августа.

Сперва меня вызвали с работы на беседу к психологу. Думаю, что это психолог про меня вспомнил. А психолог говорит: из Москвы тобой интересуются. Я говорю: откуда — суд или какая-то инстанция непонятная? А они сами толком ничего не знают, им позвонили сверху просто. Они тестирование провели, вопросы-ответы.

— О чем?

— Дурацкие вопросы. Как обычно психологи тестируют зэков. Может быть, 500 вопросов — и галочки ставишь: «да» и «нет». И от психолога за мной пришёл опер, забрал меня «побеседовать». Опер спросил сразу: понял, зачем я тебя вызвал? Я говорю: ну, примерно. Он спросил у меня про Ходорковского, что да как. Я толком не стал рассказывать, побоялся, думаю — ну их на фиг. Может, это специально подстава, потом меня вызовут те же люди, скажут, что я лишнего рассказываю. Меня увели обратно на работу в пять часов вечера.

И выяснилось, что приехал ко мне Сергей Л. Как он представился, генерал-майор ФСИН. Все менты на измене были, шептались. Мне, правда, показалось, что молод он для генерала. В районе сорока где-то лет. Я его однажды издалека в форме видел, кажется, у него одна звезда на погоне была, так что, может, и майор (действующий сотрудник системы ФСИН с теми же именем, отчеством и фамилией носит звание подполковника — «Газета.Ru»).

Вызвал он меня на беседу сразу, как закончилась работа в тот день.

— Где разговаривали?

— В кабинете оперативников централа. В коридоре стоял начальник централа и его зам. Вообще, смотрю — начальства целая толпа. Думаю, неспроста меня вызвали.

Л. мне начал говорить насчёт домогательств, говорил, что надо бы ещё заснять мои показания. Я отказался: говорю, отстаньте от меня, там же есть заснятое у них в ноутбуке. У него действительно был ноутбук с собой и диск с записями, которые еще в Краснокаменске делали. Он говорит: ты, мол, подумай. Я говорю, что не буду думать. Увели в камеру, из камеры опять вызывают: ну что, ты подумал? Я отказался.

Они говорят: у тебя возникнут проблемы с сокамерниками. У меня сразу мысль о «пресс-хате», почему, думаю, меня в такую камеру посадили. Обратно в камеру вернулся, и меня сокамерники начали убеждать, что стоит сказать то, что нужно. Пригрозили и сказали, что всё равно меня заставят. Я уже несколько раз побывал в «пресс-хате» и понял, что этот генерал не шутит. Короче, я решил опять сказать на камеру то же самое.

Это происходило прямо в кабинете у опера, камеру на подставку поставили, маленькая такая любительская камера и фонарь какой-то. Мне просто сказали: скажи, что ты его порезал за то, что он тебя домагался. Я сказал кратко, они записали и уехали.

— Должность Л. в системе ФСИН знаешь?

— Говорили — главный кум. Не знаю, может, он начальник какой-то оперативной службы.

Потом приехал подполковник Д., один из руководителей УФСИН Владимирской области. Он сообщил, что из Москвы сказали, чтобы я писал в районный суд заявление, что Ходорковский, такой-сякой, не заслуживает условно-досрочного освобождения. Я написал бред корявым почерком, мне даже стыдно перед судьей, что от меня такие заявления приходили. У них мозгов нет, они бы хоть факты сопоставляли какие-то.

— В какой суд писал заявление?

— В Ингодинский, в Чите.

Потом опять Д. приехал. Всегда, кстати, за руку здоровается, располагает, видимо, к себе таким образом. И говорит он мне: 16 августа у тебя самолёт в Читу, готовься, страну увидишь, прокатишься. 15 августа меня увели в одиночку, там я сутки просидел. В 11 утра на следующий день за мной приехали: посадили одного в автозак и повезли в Москву. Меня сопровождали 13 человек, спецназовцы с автоматами. Я один ехал в автозаке, а они — в «Газели».

Я знаю, что на МКАДе нас встретили «москвичи», тоже на машине, и проводили во Внуково. Там меня в наручниках посадили в линейный отдел милиции и унесли документы на регистрацию. Они тут же говорили, что на билеты потратили, типа, 150 тысяч рублей только в Читу. Ну, на меня и на трех конвойных.

Увезли меня на Ту-154 «Якутских авиалиний». В Чите через 6 часов приземлились, опять в автозак.

Только завезли в СИЗО, на территории я сразу увидел генерала Л. и М., одного из руководителей местного УФСИН. Они встречают меня, и я понял, в чём дело.

Мою сумку обыскивал лично начальник СИЗО, подполковник, с металлоискателем! Обычно это делают рядовые сержанты, а тут начальник СИЗО мои вещи лично осматривает. Посадили меня в «пресс-хату» в спецблоке. Там два «быка» сидели, под давлением меня держали, готовили к суду.

Затем привозили туда журналистов, чтобы я рассказал про эти домогательства. Мне сразу сказали, что это «их люди», чтобы я не говорил лишнего.

Потом они начали исковые заявления мутить. Много мне бумаг подавали, я толком уже не разбирал… Подписывал много всяких бумажек, доверенность подписывал какую-то.

— Ты подписал доверенность на представление твоих интересов в суде некой сотрудницей ФСИН Андреевой.

— Да, на Андрееву. Я еще подумал, не мать ли это моего одноклассника.

— Но ты понимал, что это иски к Ходорковскому?

— Да, я начал понимать, когда мне сотрудник один сказал, что меня показывали по телевизору. Я понимал, что они мутят домогательство. Сам Сергей Л. этот мне сказал.
Когда Л. уезжал, к нему из Москвы приехал еще один, на замену. Его звали Ю. Г., он полковником представлялся, в гражданской одежде всегда был.

— Фамилию знаешь?

— Нет, фамилию он не сказал. Я и фамилию Сергея Л. узнал не от него самого, а от тех сотрудников, которых он ко мне посылал во Владимире. Они проболтались.

— Ты в суде участвовал?

— Нет, затем меня увезли оттуда.

— Почему?

— Ну все, они отработали, что им надо было. 19 октября меня посадили на самолет: в 5 утра пришли, разбудили, сказали одеваться и собирать вещи.

Пришел этот Ю. Г., сказал, что полетим в Москву. Я спрашиваю: в Москве я в СИЗО где-то буду или меня через Москву во Владимир? А он говорит: «Пока в Москву, а там видно будет».

Самолет был Боинг-757 «Якутских авиалиний». В Москве, во Внуково, нас встретили и привезли в спецсизо ФСИН «Матросская Тишина». Есть старая тюрьма «Матросская Тишина», и на ее территории есть отдельный корпус — это специзолятор ФСИН, у него даже адрес другой: улица Матросская Тишина, 18 А.

Посадили меня в 602-ю камеру на пятом этаже. Камера была трехместная, но меня одного посадили. Потом выдали мне телевизор — и все, я сидел, телевизор смотрел. Потом пришел начальник СИЗО Прокопенко Иван Павлович, спрашивал, как сидится, что надо. Опера вызывали меня…

— Тебе объяснили, зачем тебя привезли в «Матросскую Тишину»?

— Нет, но я думал, с этими же исковыми заявлениями. Потом опять пришел Л., вызвал меня, я опять подписал какие-то заявления, и все, больше его не было. 9—10 декабря, не помню точно, ко мне также подошли, предупредили, что сегодня я еду на этап. И все — вернули меня во Владимир. Спецэтапом, одного, в столыпинском вагоне.

— То есть во всех судах против Ходорковского ты фактически не участвовал, а подписывал бумаги, которые тебе в камеру приносили? Фсиновцы за тебя все делали?

— Сергей Л. — автор этого иска, он все придумал. И, кстати, про свидетелей хочу рассказать — Бондаренко и Смекалина (зэки с такими фамилиями были привлечены администрацией ИК-10 к процессу как свидетели «недостойного поведения» Ходорковского. — «Газета.Ru»). Бондаренко — это дневальный оперотдела, а Смекалин — бывший завхоз зоны. Это полностью административные лжесвидетели. Это все вранье, фальсификация.

Генерал Л. говорил, что они не надеются выиграть дело о домогательстве, а просто им надо, чтобы информация такая прошла о Ходорковском. И, я так понял с его слов, что с судом они решили тянуть, что с судом у них там какие-то взаимопонимания…

— Блага ты какие-нибудь получил в итоге за все, что для них сделал? Во Владимире потом хорошо сидел, спокойно?

— Да, спокойно.

Потом, видимо, этот Сергей Л. начал волноваться, чтобы я никому не рассказал, и он посылал постоянно из УФСИНа Владимирской области людей ко мне. В частности, Евгений Б., такой оперативник, капитан.

Он приезжал ко мне часто, спрашивал, как дела, передавал приветы от Сергея Л. Я говорил, что нормально. Мне — лишь бы они не беспокоили меня, и все… А потом еще приезжал, кажется, начальник отдела по противодействию организованной преступности при УФСИН Алексей П. Он тоже спрашивал, как дела.

— Просто приезжали к рядовому зэку и спрашивали, как дела?

— Да-да, типа, что они готовы мне помочь, в таком роде…

— А про Ходорковского кто-нибудь из них вспоминал?

— Нет, они как-то не решались. Может, они Сергея Л. боялись, он для них слишком большой начальник был.

Потом, когда Реймер (Александр Реймер, нынешний руководитель ФСИН. — «Газета.Ru») стал начальником, они исчезли. Больше о себе не напоминали.




Комментарии
057123 | Александр Сорокин | 26.05.2011 13:31
У всех этих подлецов и мерзавцев есть матери, как такое может быть?
21 век на дворе, а в России - ГУЛАГ.
И люди довольны поддерживают нынешнюю власть, как раньше молились за усатого палача. Что должно произойти, чтобы глаза открылись?
michruk | Антонова Яна | 27.05.2011 00:54
Глаза через пару лет откроются, а желание поиздеваться над слабым и другая человеческая мерзость во все века, думаю, вполне одинаковы.
Tonic | Антон | 26.05.2011 13:59
Как бы не поступил ответ: "Для проверки не имеется оснований"...
populer | Алла Петровна Пугачёва | 26.05.2011 21:40
Вполне возможно, что так и будет,ведь всё это явно заказано,и скорей всего тем, кому МБХ ненавистен,т.е. В.В.Путиным.
его заказ, кто другой решится на такую мерзость самостоятельно?
Кому ещё это надо?
fsv | Сергей Фищенко | 26.05.2011 14:31
Да, это не пследачно-прокурорский бред. Тут столько тонких и точных подробностей, которых не сидевший просто не может себе представить. Уверен, что все расскзанное Александром - правда.
И еще раз - спаси тебя Господь, брат, что снял подозрение с порядочного арестанта.
SergeSV | SergeSV | 26.05.2011 16:21
Да разве они были-то, подозрения по отношению к МБХ? Это он с себя самого может быть что-то снимет. Впрочем, я так понимаю, что тем кто в таких переплетах не побывал не стОит давать оценку действиям других. Кстати, рассказ Василя Быкова "Сотников" об этом.
fsv | Сергей Фищенко | 27.05.2011 14:50
SergeSV, у присутствующих здесь - конечно, нет и не могло быть никаких сомнений. Среди тех, где сейчас находятся МБ и ПЛ - запросто. Особенно - по подсказке кума. И в этом свете поступок Александра - это и весьма достойно, и весьма кстати.
С уважением, Сергей.
grigorev1987 | Андрей | 26.05.2011 16:12
Да, что тут скажешь.... Планируют они конечно шагов на 20 вперед... совсем неясно, куда наше государство дойдет с такими руководителями....
fatall_error | Svetlana | 26.05.2011 16:53
Когда тебя втоптали в грязь, распылили на атомы, найти силы собрать себя и вновь стать человеком - не каждому дано.

Поступок.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 26.05.2011 21:43
Невольно начинаешь сравнивать
уголовника и генералов.
И сравнение ясно в чью пользу.
Докатились.....
nkaterli | Нина Катерли | 26.05.2011 17:07
Боюсь, что поступит именно ответ, что для проверки нет оснований.Хотя все рассказанное Александром звучит абсолютно правдоподобно. Но проводить расследования и возбуждать дела по этому поводу никто, разумеется, не станет. Убедились уже.
SergeSV | SergeSV | 26.05.2011 17:54
Ясен пень. Ну, предположим, найдут они преступников.
И что будут делать, когда обнаружат, что это они сами и есть?
populer | Алла Петровна Пугачёва | 26.05.2011 21:45
В любом случае те, кого Вы назвали преступниками,
только исполнители.
Заказчика бы судить, вот что НЕОБХОДИМО.
crocodile65 | Юрий | 26.05.2011 17:57
сволочи. эту информацию еще бы в иностранные сми поместить. чтобы и там люди знали.
gang7777 | Гурген | 26.05.2011 18:48
Слышал интервью по "комерсанту".Захотелось выскочить и закричать-"что вы делаете суки".Или не людьми вы рождены,или еще течет в вас кровь ежовско-ягодо-берьевских вертухаев.Вам человеческая жизнь-копейка.И нет разницы между уколом зонтика в спину,выстрелом из пистолета в Папу Римского,ледорубом Троцкого и ножичком в глаз...
populer | Алла Петровна Пугачёва | 26.05.2011 21:49
Гуантанамо отдыхает.
waschka | Valeriy | 26.05.2011 19:22
Рассказ Кучмы - лишь одна песчинка из барханов фальсификаций, которые ежеминутно пересыпают следователи и легерные охранники для доказательства вины первых попавших в поле зрения сыскарей подозреваемых. Или для очернения неугодных властям персон. Конвейер отлажен против сотен тысяч людей. И суды принимают всё за чистую монету, штампуют обвинительные приговоры.

Против М.Б. Ходорковского городили "нарушения" режима, дабы не дать возможности выйти на свободу по УДО. А сколько трудов праведных вложено в создание всех 225 томов дутого "дела" по второму суду?! Там каждый лист отштампован порочным конвейером.

Это же сколько средств гробится на фальшаки?! Сколько жизней людских загублено подлой системой!
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 26.05.2011 19:27
По-видимому человеку уже нечего терять. Так уж с чистой совестью остаться. Мне его почему-то жалко, хотя не всякий смог бы правду сказать в такой ситуации. Это поступок. Александр, держитесь.
lana | alexandra | 26.05.2011 20:39
Наверное локти кусают,что не добили парня,а оставили жить.Думали ,что напугали дурачка.А он не выдержал и деньги понадобились.Его,ведь,охранять надо.
Господи! Этих сволочей целая армия! Надо иметь целую другую армию,чтобы с ними справиться.Неужели этот,который"руки по локоть в крови",не понимает,что до него доберуться и ему мало не покажется. До Горбачева добрались,а этот ,по-сравнению с ним,мелкая сошка.Правда,к сожалению он у власти и может наделать много бед.В Германии толпы такое же поддерживали и залили весь мир кровью,а теперь их потомки уже много лет извиняются перед всем миром.
Как бы хотелось,чтобы люди,у которых шоры на глазах об этом задумались пока он не уничтожил Россию.
n_alekhin | Николай | 26.05.2011 21:17
А ведь потихонечку люди начинают понимать, что Ходорковский гораздо лучше, чем вся эта верховная пакость.
Николай.
Mira46 | Мириам | 26.05.2011 21:44
Высший цинизм - власти в лицо говорят, что она грязная и подлая, а она даже не утирается. Они пожрут друг друга в конце концов, но где добро, которое побеждает зло. Что-то окончательно сломалось в нашем мире.
populer | Алла Петровна Пугачёва | 26.05.2011 21:47
УЖАС!!!

От рассказанного волосы дыбом...
2107 | галина | 26.05.2011 22:21
В уголовнике Кучме больше чести и порядочности, чем в некоторых российских офицерах. А ведь если б не этот режим, они бы, возможно, были бы нормальными людьми. Преступная система уничтожает лучшее и культивирует все низменное в человеке. Доколе?
Dravert2011 | Vas.Iv.Dravert | 26.05.2011 23:13
Рассказ логичный. Понятный. Такие значительные силы были привлечены для всех этих мероприятий, как много эти силы ездили и летали тудым-сюдым. Если посчитать по человеко дням и по звездам на погонах. Это отчасти объясняет почему не успевают бороться с действительной преступностью. Некогда, другие заказы надо исполнять. Механизм видимо вполне обычный и явно заурядный, ибо везде и пресс-хаты и быки, на готове. Только интенсивнее обычного была суета и кутерьма из погон и дубинок.
berd | Anatoly Berdichevsky | 26.05.2011 23:15
Просто бандиты во ФСИН и ФСБ, для которых свои законы писаны. Полная потеря человеческого облика, деградация личностей и достойное наследование поведения гулаговских вертухаев.
А Кучме, несмотря на его "заслуги", - respect, хотя не исключаю и корысти в его публичных признаниях. Впрочем, теперь это уже не очень важно. Важно только то, что это публично произнесено, стало предметом обсуждения в обществе и не должно быть забыто. Теперь слово за ФСИНом и следственными органами.
lavsel | Сергей | 26.05.2011 23:17
Ах, как же "грамотно" разработана была система ГУЛАГа, позднее ГУИН, теперь ФСИН! Когда контингент политический (как правило, более культурный и спокойный), искусственно смешивался с уголовным ("блатные", но классово близкие). Система подавления, слома, уничтожения ЛИЧНОСТИ работала бесперебойно и безотказно многие десятилетия, до самой "ПЕРЕСТРОЙКИ".
И уже в начале 90-х годов казалось, что этот монстр реформируется, уйдет в прошлое вместе с психушками и другими прелестями репрессивной машины!
Довелось мне побывать тогда в лагерях Мордовии, Татарии, в Пермском крае. Казалось- всё, Гулаговский дракон больше не возродится никогда!
Как же я заблуждался! Как только наверх пробилась маленькая головка, проросшая из органов, Дракон возродился, покрылся жесткой коррупционной чешуёй и аппетит его разыгрался! Теперь не столько "политические", сколько "экономические" - составляют основное лакомство его людоедского меню!
И сегодня на примере дел Магницкого, ЮКОСА, Кущевки и множества других, видно как преступное нарушение любых норм и законов пронизывает с самого верху всю "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ" систему, и даже больше,- всё ГОСУДАРСТВО!
А самое страшное, что властных "временщиков" это вполне устраивает!
Такое не может долго продолжаться!
Но сколько же лет придётся вновь "ЧИСТИТЬ" и "ОТСТРАИВАТЬ ЗАНОВО" всё то, что порушили эти "пришельцы"...
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.05.2011 10:22
Не вы одни заблуждались, уважаемый Сергей Львович! Не протравленные вовремя жёсткой люстрацией ядовитые семена сталинского беззакония вновь при известном "агрономе" путине зацвели пышным цветом, чтоб им пусто было!
meteo594 | Алла Николаевна | 26.05.2011 23:40
Какая дикость!!! И они все думают, что выполняют свой долг? Они не ведают, что творят.
И это люди, "человек разумный" - Homo sapiens? Но поступок этого парня нужно оценить. Эти свидетельские показания пригодятся. Всему приходит конец, будет суд и над этими ушлепками.
tkdolinina | Татьяна Константиновна | 27.05.2011 00:37
Ужас какой! Похолодела, пока читала. Что же это за страна у нас такая?
michruk | Антонова Яна | 27.05.2011 00:52
Воткнуть нож в глаз спящему - это один из самых простых, психологически для нападающего, и самых надёжных способов убийства. Лёгкая доступность, большая кровопотеря и возможное поражение мозга.
На каком же волоске висит эта жизнь?
05041972 | саша | 27.05.2011 01:40
Кучме повезло бандиты могли подстраховаться. Думаю сейчас Кучма в большей безопасности чем до того как рассказал все это.
aist11 | Вячеслав | 27.05.2011 09:47
Э-э-э, батенька.
gorod2222 | Наталия | 27.05.2011 11:37
К большому сожалению, эти мрази очень мстительны! И никто не гарантирует ему безопасность. А по большому счету, его, как свидетеля, надо охранять!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.05.2011 08:42
Бывший сокамерник узника совести Михаила Ходорковского - Кучма: "После того как эфир сняли, я решил все рассказать вам быстрее, пока меня не грохнули...".

Как "грохнули" уже многих противников путинского режима. Так что опасения бывшего зэка не беспочвенны. Там, где правят бал преступники, жизнь любого гражданина не стоит и копейки.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.05.2011 09:34
Потрясающий документ. Так кто, спрашивается, истинные преступники: бизнесмен Михаил Ходорковский, который создавал в России демократические институты, занимался просвещением и благотворительностью или властные бандиты, ограбившие этого бизнесмена, упрятавшие его в тюрьму и приказавшие обычному зэку воткнуть Ходорковскому нож в глаз, и даже обеспечивших этого зэка орудием убийства(!). Уж о таких "мелочах", как фальсификация показаний, бесконечные перелёты и переезды лжесвидетелей, организаторов и исполнителей тюремного криминального фарса и говорить не приходится. Какое Сколково, какие кредиты, какая модернизация при этом бандитском режиме?.. Спасайся, кто может!
prusskaya | Нелли | 27.05.2011 10:27
Я в шоке.Слов нет.
serg78_20 | Сергей | 28.05.2011 00:10
Путин и Сталин - близнецы братья. Оба создали уничтожающую людей систему.
prusskaya | Нелли | 28.05.2011 01:34
Александр дважды молодец! Один раз,что не совершил преступления; второй,-что всё толково рассказал. И это хороший булыжник в огород гнусных заказчиков преступления...Да...Ничегошеньки...У власти настоящая банда.Честно говоря, от Путина уже многих тошнит,даже тех,кто ничего не знает про Юкос.
m-e-gera | Мария Герасимова | 28.05.2011 08:08
Воздастся всем по делам их!Какими надо быть глупцами,чтобы не понимать что есть и Бог,и дьявол,и черти.На отчитках пусть посмотрят что они с народом делают.И отвечать прийдется всем.
Этот заключенный отвел возможность настоящего покушения.И он все сделал наверное правильно в той ситуации.Если бы нашими словами можно поддержать человека.Может опять написать куда.
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 28.05.2011 15:48
Александр! Посмотрела Ваше интервью по "РЕН-ТВ". Ваше признание дорогого стоит. Держитесь!
Tatiana | Татьяна Романова | 28.05.2011 17:47
Человеческое Спасибо Кучме, что не взял такой грех на душу, не выполнил задание убийц. Хотя сам рисковал жизнью... Господи, что же за страна у нас такая?! Живем в беспросветном Гулаге под присмотром Большого Брата, и кто-то еще по Сталину скучает...
RuslanX | RuslanX | 29.05.2011 07:31
А что еще ожидать? Если бандиты у власти. И это крах государства. Неужели, так от власти с ума сходят?
kuchma2004-11 | александр | 30.05.2011 21:50
Вся эта история умолчиться,если бы это было враньё уже бы за шевелились.Мои интиресы будет представлять асациация АГОРА я уже подписал одну из трёх доверенностей,и мы будем судиться за все эти бесзаконья.
kuchma2004-11 | александр | 30.05.2011 21:54
По этому фото миня даже мать не узнает!В ближайшее время об этих событиях мной будет издана книга.
kuchma2004-11 | александр | 31.05.2011 11:11
Иск каторый подовался от моего имени в отношении Ходорковскова незаконен и мы докажем это в суде,он подовался из сизо-1 г.Чита где я находился незаконо.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru