СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июнь 2007
    23
710
11121617
2324
30 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
07.06.2007 г.

«Мы вправе рассчитывать, что судебный орган пойдет до конца в своей правовой логике»

Завтра Читинский областной суд либо уступит беспрецедентному давлению Генпрокуратуры, либо останется судом.

3 апреля Ингодинский районный суд города Читы продлил Михаилу Ходорковскому срок содержания под стражей. Адвокаты сочли это решение незаконным и необоснованным. На поданную защитой кассационную жалобу прокуратура ответила тактикой по затягиванию рассмотрения дела. Чтобы услышать новость об отложении или переносе процесса, адвокат Каринна Москаленко уже трижды летала в Читу. 8 июня это принципиальное «техническое» дело, затрагивающее нормы Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека, так или иначе будет разрешено. Слушания пройдут без Каринны Москаленко, которая в Москве будет вынуждена объяснять, почему из-за «дела Ходорковского» Генпрокуратура так настойчиво хочет отобрать у нее адвокатский статус.

Каринна Акоповна, последний раз к вашей жалобе на решение Ингодинского суда вышестоящий суд обращался 31 мая. И хотя решения Читинский областной суд опять не вынес, по вашим комментариям можно было понять, что в процессе случился определенный прогресс.

31 мая рассмотрение жалобы все-таки состоялось, но оно не было завершено. Совершенно очевидно, что Генпрокуратура предпринимает все возможные, и я бы даже сказала все невозможные усилия, чтобы подтвердить законность не только самой меры пресечения, а, прежде всего, законность рассмотрения вопроса о мере пресечения в читинских судах. И это при наличии вступившего в законную силу решения Басманного суда о том, что проведение следственных действий в городе Чите является незаконным и необоснованным.

31 мая мы явились в заседание с подлинником определения Мосгорсуда от 16 апреля 2007 года, из которого следовало, что решение Басманного суда уже вступило в законную силу. Читинскому областному суду не оставалось ничего другого, кроме как отменить решение Ингодинского суда и прекратить производство по этому представлению Генпрокуратуры полностью, как неподлежащее рассмотрению в судах читинской области. Этого не произошло.

Когда у прокурора спросили, нет ли у нее ходатайств, ходатайств у нее не оказалось. Но когда я выступила и попросила прекратить это дело, прокурор внезапно заявила нечто, что было очень похоже на ходатайство об отложении дела. Она сказала буквально так: сегодня рассмотреть дело невозможно, потому что прокуратуре необходимо проверить обстоятельства, связанные с вынесением Басманным судом своего решения и вступлением этого решения в законную силу. Из дальнейших путаных слов стало понятно, что прокуратура не согласна с этими решениями, и она (прокуратура) намерена добиваться их отмены в надзорном порядке.

Но даже возбуждение надзорного производства не приостанавливает исполнения решений. Просто под вымышленными предлогами раз за разом откладываются слушания дел, и все ожидают только одного, что Генпрокуратуре все-таки удастся каким-то образом добиться от судебных органов отмены решения Басманного суда. Если это случится, мы получим лишнее доказательство отсутствия независимости судебной власти, когда хорошо мотивированное судебное решение отменяется в угоду требований Генпрокуратуры. Это будет просто неприличная демонстрация силы Генпрокуратуры.

Тем временем Михаил Ходорковский остается под стражей в Читинском СИЗО, а вопрос о законности избранной в отношении него меры пресечения не может решиться уже более двух месяцев. Это прямое нарушение требований параграфа 4-го статьи 5-ой Европейской конвенции. К сожалению, Российскую Федерацию из дела в дело признают нарушившей это основополагающее право человека – содержаться под стражей только в исключительно законных случаях и разбирательство по вопросам о мерах пресечения проводить в исключительно законных обстоятельствах с соблюдением всех прав содержащегося под стражей лица.

Как суд отреагировал на попытку прокуратуры вновь отсрочить рассмотрение дела?

Когда выяснилось, что прокурор фактически просит отложить рассмотрение дела, председатель судебного состава достаточно строго заявила: нет, мы не видим оснований к отложению дела, вы их не представили, мы сегодня объявляем перерыв, чтобы вы представили те документы, которые вы считаете необходимыми, а 8 июня состоится продолжение нашего судебного заседания. Если в пятницу прокуратура не представит никаких документов, решение будет оглашено.

Каким, по вашему мнению, будет это решение?

Многое зависит от того, насколько успешной окажется прокуратура в своем, извините, я позволю себе это слово, давлении на судебные органы в надзорном порядке. Здесь встает вопрос о закулисной игре, знаки которой мы можем видеть в различных судебных заседаниях, когда предпринимаются попытки отложить дело. Я надеюсь, 8 июня Читинский областной суд проявит принципиальность и, как и обещал, вынесет решение.
Если Генпрокуратуре не удастся сломить судебную систему, то, я думаю, нас в пятницу ждет интересное решение в Читинском суде.

Но это решение может быть как в вашу пользу, так и в пользу прокуратуры.

Я, как человек 30 лет отдавшая сначала советскому, а потом российскому правосудию, по решению Читинского областного суда буду судить, есть хоть наметки правового государства в России или права нет как категории. В любом случае это не будет просто еще одно незаконное решение, – к которым мы, к несчастью, уже привыкли - здесь сам судебный орган заострил вопрос, поставил его принципиально, и мы вправе рассчитывать, что судебный орган пойдет до конца в своей правовой логике. Если же 8 числа не будет вынесено решение – будет отложено дело, либо оно будет вынесено без учета того, что постановление Басманного суда уже вступило в законную силу, значит, не только отдельные нарушения в нашей стране возможны, а возможно глобальное принципиальное попрание правовых норм и принципов правового государства. Если найдут возможность переломить судейскую волю и ее стремление принять решение по закону, ситуация окажется плачевной, потому что это уже настоящая серьезная болезнь судебной системы.

Если суд удовлетворит вашу жалобу, что изменится в положении Михаила Ходорковского?

Если суд удовлетворит мою жалобу, то весь период содержания Ходорковского в городе Чите будет являться, как мы и считаем, незаконным. Это было бы очень важным решением. Прокуратура должна была бы немедленно устранять последствия своих незаконных действий. Как она их будет устранять, я не знаю. Может быть, Михаила Борисовича переведут обратно в Краснокаменск, может быть, они спешно доставят его в Москву, где и должно производиться это следствие. Если, конечно, они не изобретут какого-то третьего варианта.

Михаил Борисович тоже считает рассмотрение этого дела моментом принципиальным?

Он с интересом ждет результата. Конечно, он считает, что это один из технических вопросов, но если неправовое решение выносится, то неважно по какому вопросу оно выносится. То, что судебные органы позволяют себе не считаться со вступившим в законную силу судебным же решением, вот это он считает принципиальным, потому что тогда разваливается вся правовая система, а нет правовой системы – нет государства.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru