СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2011
 6
1213
21232627
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
21.02.2011 г.

«Нельзя демонстративно двигаться в прошлое»

Интервью с Михаилом Ходорковским.

Журнал "Власть", «Слепо верить не надо не только мне — никому», 21.02.2011

Тема приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, затихшая вроде бы в ожидании кассации в Мосгорсуде, в последние дни резко ожила. Президент согласился на предложение правозащитников провести экспертизу процесса, глава Конституционного суда подтвердил, что ничего неконституционного в такой экспертизе нет, а пресс-секретарь Хамовнического суда неожиданно для вертикали сообщила миру секрет Полишинеля: судья Виктор Данилкин был несамостоятелен при вынесении приговора (см. материал "И вечный сбой").

Что думает о приговоре, Викторе Данилкине, Дмитрии Медведеве, Владимире Путине и о себе сам Михаил Ходорковский, он рассказал в интервью заместителю главного редактора "Власти" Веронике Куцылло (вопросы Михаилу Ходорковскому и его ответы на эти вопросы были переданы в письменном виде).

"Его сломали, и сломали жестоко"

Во время процесса вы часто смеялись в зале суда, слушая прокуроров. И зал смеялся, потому что нельзя было не смеяться. Но когда 30 декабря Виктор Данилкин зачитывал заключительную часть приговора, не смеялся никто, и вы — тоже. О чем вы думали в этот момент, что чувствовали?

Я с уважением отношусь к суду как к важному институту демократического государства. Однако действия, слова конкретных безграмотных людей вызывают смех вне зависимости от их погон и должностей. Я смеялся не над судом, а над теми глупостями, которые написаны в обвинении и повторялись в суде.

Текст и срок, озвученные судьей Данилкиным, не являются приговором в конституционном смысле этого слова. Писал его, убежден, не сам судья Данилкин — он больше похож на протокол политической расправы.

Как объект расправы, я ощущал досаду и даже брезгливость, мне было стыдно, что такое возможно в России XXI века. Думал же я прежде всего о своих близких.

А судью Данилкина вам не жалко?

Можете мне не верить, но Данилкина действительно жалко. Он, похоже, в общем неплохой человек. В меру совестливый, в меру профессионал. Его сломали, и сломали жестоко. Творящие такое — настоящие сволочи. Искалеченных ими людей я видел и знаю, как им горько.

Вы уверены, что этот приговор писал не он? Что вас заставляет так думать?

Без всяких сомнений, приговор писал не Данилкин. Его вообще писали несколько человек, не присутствовавшие в процессе. Причем общий текст либо не редактировался, либо редактор не юрист. Это доказуемо, и доказательства могут стать основанием для уголовного дела против фактических авторов приговора.

Конечно, такое уголовное дело, с учетом известных мне соучастников расправы, может быть расследовано только под эффективным президентским контролем. Захочет ли Медведев назначить такое расследование, обеспечить его независимость и объективность? Не знаю.

Европарламентарии собираются обсудить вопрос о запрете въезда чиновникам, причастным к осуждению вас и Платона Лебедева. Кого бы лично вы внесли в этот список?

Считаю, что целый ряд должностных лиц подло проявили себя в ходе этого процесса и его подготовки. Некоторые — как преступники, другие — как приспособленцы, незаслуженно носящие свои погоны, мантии и прочие знаки отличия. Все фамилии известны. Список длинный. Все документы есть на сайте www.khodorkovsky.ru.

Но я не беспристрастен. Пусть люди решают сами, кому они будут подавать руку и пускать в дом.

Лично я, думаю, никогда не прощу Каримову (см. сноску 1) и Русановой (см. сноску 2) участия в пытках Алексаняна (см. сноску 3). Еще очень хочу знать, кто персонально принял решение отправить в тюрьму Бахмину ( см. сноску 4), кто искалечил Вальдеса-Гарсию ( см. сноску 5).

Есть ответственность политическая — за цели, ее изначально несет Путин. А есть ответственность уголовная — за методы.

Кстати, обратите внимание: формулировка "чиновники, причастные к приговору" ни у кого из наших "государевых людей" не вызвала возражений. Они призывают только не спешить с выводами, но против самого утверждения о своей причастности к "акту правосудия" ничего не имеют, для них это в порядке вещей. Очень показательно...

Вы верите, что Европа рискнет из-за вас пойти на обострение отношений с Россией?

Убежден, что в Европе огромное количество приличных людей, для которых даже вопрос о цене их позиции стоять не будет. Есть прагматики, которые переведут вопрос в измерение "нормы прибыли". Что обойдется нашей власти дороже? Даже не знаю.

"Я стремлюсь говорить правду так, как я ее вижу"

Накануне приговора вы опубликовали статью в "Независимой газете", в которой, если можно так сказать, довольно жестоко пожалели Путина, написав, что он одинок и любит только собак. Как вы думаете, эта статья могла оказать влияние на приговор? Или никакие слова давно не важны?

Путин последнее время очень эмоционален в отношении меня, но наше с ним противостояние тянется уже так долго, что взаимная откровенность здесь ничего не меняет.

Что вы ему все-таки сказали тогда, в 2003 году? Несомненно, что ненависть эта личная и что не за подкуп депутатов он на вас так окрысился. Так в чем дело? Чем вы его оскорбили или напугали?

Не ищите вы соль в форме. Думаю, моя корректность в общении даже с оппонентами сомнения вызывать уже не должна. Интереснее причина, по которой Путин по-прежнему считает меня настолько опасным политическим и личным противником.

А подкупа депутатов никакого не было — было финансирование партий, которое никто не скрывал и которое соответствовало закону и общей практике.

Путин неоднократно, говоря о деле ЮКОСа и вашем деле, употреблял выражения вроде "там кровь, там убийства". В одном из интервью вы сказали, что не подаете на него в суд, потому что это бессмысленно. Но ведь многие считали, что и в Хамовническом суде бороться бессмысленно. А вы боролись. Так почему?

В Хамовническом суде я боролся с безумным обвинением в хищении всей добытой нефти. Делал это прежде всего с помощью бесспорных, неопровержимых документов. Суд многие из этих документов принял и признал, а дальше было то, что мы уже обсудили в начале интервью.

Для гражданского процесса, о котором вы спрашиваете, все "слишком просто": есть на все готовые суды и сфабрикованные судебные акты, "вступившие в законную силу", есть "мнение" Путина о моей причастности. Даже нет необходимости что-то еще фабриковать. Игра в одни ворота. Неинтересно.

Вы можете утверждать, что при становлении ЮКОСа ни один человек не был убит в интересах ЮКОСа? Что вы никогда никого не просили "решить проблему" или "разобраться" с мешающими ЮКОСу людьми?

За себя и своих коллег я уверен. И с памятью у меня все хорошо. Мы "решали проблемы" и "разбирались" с мешающими людьми в судах. В России и за границей. Например, таким образом, в судах мы доказали нашу правоту в конфликте с господином Рыбиным (см. сноску 6).

Он проиграл, и наша правота впоследствии получила подтверждение в самом принципиальном судебном процессе — в Венском международном арбитраже. Кому понадобилась инсценировка покушения на него, можно догадываться.

Известие о гибели мэра Нефтеюганска Петухова (см. сноску 7) стало для меня шоком. Вопреки навязываемому мифу мэр города практически не пересекается с бизнесом нефтяной компании. А ни один человек, который реально мог повлиять на этот бизнес, включая размеры и формы налоговых платежей, как известно, не пострадал.

В 1996-2000 годах мы с коллегами избавили все предприятия ЮКОСа от связей с криминалитетом, от обязанностей платить бандитам за "крышу". Все вопросы в ЮКОСе решали легальные корпоративные структуры, в том числе служба безопасности ЮКОСа, в которой постоянно находились прикомандированные сотрудники ФСБ и десятки действующих офицеров милиции.

Люди, хорошо вас знавшие до посадки, говорят, что вы жесткий человек, готовый все подчинить поставленной цели. Некоторые из них считают, что вы не изменились, что у вас есть цель — выйти на волю непроигравшим, вы выбрали тактику и мужественно ей следуете. Но что другие люди на этом пути для вас лишь инструмент и что им не стоит слепо верить всему, что вы говорите. Это так? Или тюрьма реально меняет взгляд на жизнь?

Трудно судить о себе. Думаю, что изложенная вами точка зрения не единственно возможная. Впрочем, жена говорит, что за тюремные годы я сильно изменился. Ее мнение — в лучшую сторону. Но это, мягко скажем, субъективный взгляд. Хотя и наиболее важный для меня лично.

А вот про цель "выйти непроигравшим", если вообще выйти, это правда. Но не проигравшим в чем? ЮКОСа нет, годы жизни отняты. Все это не вернешь.

Что осталось? Чувство собственного достоинства — несомненно. Несомненно и то, что те, кто мне помогает, помогают его сохранить. Те, кто считает иначе, призывают подписать признание вины в несуществующих преступлениях. Для меня это неприемлемо. В том числе и потому, что это поставило бы под еще больший удар всех заложников.

Стоит ли помогать человеку бороться за достоинство? Почему? Это каждый решает для себя сам. Я могу лишь сказать, что очень благодарен всем тем, кто все-таки решил помогать.

А слепо верить не надо не только мне — никому. Лично я стремлюсь говорить правду так, как я ее вижу. Но вывод каждый должен делать сам.

"Если на выборы пойдет Путин, значит, попытка спокойной передачи власти не удалась"

Года два назад вы возлагали какие-то надежды на Медведева, на его "модернизацию". Вам не кажется, что сейчас это уже выглядит наивным? Что Медведев так и не смог, не захотел стать самостоятельным политиком?

Стараюсь относиться к Дмитрию Медведеву с пониманием и иногда даже с симпатией. Считаю, что сделать он мог больше, несмотря на все ограничители. Не захотел? Не получилось? Механизм очень инертный, фактические возможности более чем ограничены? Страшно трогать махину? Понимаю. Но буду критиковать, предлагать альтернативные и дополнительные шаги. Использованы не все, даже имеющиеся, возможности, не все диагнозы поставлены полно и до конца честно.

Вы по-прежнему думаете, что Медведев чем-то отличается от Путина? Сейчас уже очевидно, что история с Химкинским лесом была розыгрышем для публики, что попытки попенять премьеру на несдержанность речи выглядят беспомощно (это когда Медведев говорил, что чиновники не могут комментировать дело до приговора; когда в противовес Путину назвал Немцова с Рыжковым перспективными политиками — и вскоре одного из "перспективных" посадили на 15 суток).

Дмитрий Медведев отличается от Владимира Путина по трем параметрам: а) по происхождению (он выходец из семьи питерских интеллигентов); б) по профессиональному бэкграунду (он все-таки скорее юрист, чем силовик или бизнесмен); в) по стилистике.

Владимир Путин — типичный лидер сырьевой автократии, таких в мире было и есть немало. Дмитрий Медведев — это нечто иное. Он классический "умный парень", технократ, который обречен искать выход из тупика сырьевого авторитаризма.

Но разумеется, они по-прежнему принадлежат к одной команде. У них много общих задач. Они друзья, а не враги. И жесткое противопоставление одного другому выглядело бы откровенно наивным.

Думаю, Путин и сам это прекрасно понимает, поэтому и сделал такой выбор. А теперь эмоции мешают.

Кто из тандема, по вашему мнению, пойдет на выборы в 2012 году? Они уже решили? Что это будет означать для страны?

Если на выборы пойдет Путин, значит, попытка спокойной передачи власти не удалась. Повторить ее опять в спокойном режиме будет практически невозможно. Значит, выбор будет сделан в пользу ограниченной конфронтации с Западом. Некоторые республиканцы в США будут рады. По "хорошей традиции" обострение случится ближе к Олимпийским играм 2014 года. Модель известна и печальна.

Медведев — это шанс выйти на траекторию нормального развития. Но — только шанс, который еще надо будет попытаться реализовать...

Что вы сами считаете главной опасностью для страны в ближайший год?

Главная опасность — отчуждение между властью и обществом, властью и активной частью народа. Когда власть не слышит тех, кто по определению должен быть ее опорой, активная часть народа заведомо воспринимает все, что делает власть, в штыки. Развал любого режима, любой государственности начинается именно с этого.

Что же касается проблемы 2012 года, думаю, что значительная часть общества возвращение Путина не примет. Не потому, что он сильно хуже Медведева, а потому, что нельзя демонстративно двигаться в прошлое. Государство, в котором умерла надежда на лучшее будущее, может возродиться к жизни только революционным путем. Я же, несмотря на мое положение и определенную вероятность задержаться в тюрьме на долгие годы, сторонник эволюционного развития.

"Нынешняя оппозиция — железо, из которого власть сама кует булат"

А что вы думаете об оппозиции? О тех, кто выходит на улицы 31-го? Кем вы их считаете? Героями? Маргиналами?

Любые герои всегда маргиналы. По определению. Потому что герой начинается с противопоставления заведенному, рутинному порядку вещей, засасывающей инерции мейнстрима.

Нынешняя оппозиция — железо, из которого власть сама кует булат. В основном получается. Мягкие слои, чередуясь с калеными, порождают новое качество и становятся образцом для молодежи, той, которой сейчас меньше двадцати. Эффект внуков, известный социологам и не всегда понятный автократам, считающим, что они смогут править вечно.

Посмотрите, что происходит сейчас в Тунисе, Египте, странах, где также не было демократической традиции. Показательно, не правда ли?!

Вы неоднократно говорили, что вы — за национальное государство. Что вы думаете о Манежной площади? Люди, которые пришли туда 11 декабря, они тоже за национальное государство? Что бы вы, будь вы на свободе, делали с "российской Манежкой"?

Манежная площадь — это симптом неблагополучия, симптом отсутствия нормальной вертикальной мобильности, диалога государства и общества. Те, кто вышел на Манежную площадь 11 декабря, фактически требовали уважения к себе. К своим правам. Националистическая риторика была лишь оболочкой таких требований.

Не думаю, что большинство собравшихся 11 декабря у стен Кремля понимают значение термина "национальное государство". Хотя в моем личном представлении национальное государство для России — это естественная альтернатива империи. Это государство, где источником власти является народ, целью — его благополучие, а не абстрактное величие.

Следовательно, в национальном государстве возможно то, что и называется демократией.

По поводу же того, что нужно государству во избежание взрыва, ничего нового не скажу: нужна модернизация страны. Экономическая и политическая. Нужны новые, высокооплачиваемые рабочие места, нужна карьерная перспектива молодежи, нужна кооптация лидеров, которую не подменить селигерскими симулякрами.

Без цивилизованной политической борьбы за реальную политическую власть, без ротации кадров, причем сверху донизу, путь один: закручивание гаек, пока не снесет крышку. Такие желающие есть. Флаг им в руки и орден на грудь. С закруткой на спине. От лица будущих поколений.

Вы в заключении уже больше семи лет. А в одном из интервью вы говорили, что через десять лет отсидки люди уже боятся воли. Если не произойдет чудо, вам сидеть как минимум до 2017 года. Вам не страшно будет выходить на волю? Ведь это будет совсем другая Россия. Или Россия всегда одна и та же?

Мне уже страшно. Впрочем, уверен: место в моей стране мне всегда найдется.

А Россия меняется, и очень быстро, как бы нас ни убеждали в обратном. Есть такое понятие, "ход истории". Как правило, ход истории сильнее субъективной воли тех, кто находится у власти в данный конкретный момент.

* * *

Кого назвал Ходорковский
"Власть" сочла, что некоторые упомянутые в интервью фамилии требуют расшифровки.

1 Салават Каримов, до сентября 2007 года — старший следователь Генпрокуратуры по особо важным делам, возглавлял следственную группу по делу Ходорковского и Лебедева и другим делам сотрудников ЮКОСа. По словам Василия Алексаняна (см. ниже), на допросах предлагал ему сделку: отпустить лечиться в обмен на показания против Ходорковского и Лебедева.

2 Татьяна Русанова, следователь СКП, принимала участие в допросах по делам сотрудников ЮКОСа, в том числе и Василия Алексаняна.

3 Василий Алексанян, бывший начальник правового управления ЮКОСА, исполнительный вице-президент ЮКОСа, был арестован в апреле 2006 года. Когда Алексанян находился в СИЗО, у него были обнаружены тяжелые заболевания (в том числе, СПИД и рак). Под общественным давлением в 2008 году Алексаняна перевели из СИЗО в больницу, а в 2009-м выпустили под залог в 50 млн руб. В 2010 году дело против Алексаняна было прекращено за истечением срока давности.

4 Светлана Бахмина, юрист ЮКОСа, была арестована в 2004 году, в 2006-м осуждена на 6,5 лет. В отсрочке приговора (у Бахминой было двое малолетних детей) ей отказали. В 2008 году беременной Бахминой дважды было отказано в условно-досрочном освобождении. После массовых протестов (письмо президенту в защиту Бахминой подписали почти 100 тысяч человек) в апреле 2009 года Бахмина была освобождена по УДО.

5 Антонио Вальдес-Гарсия, бывший гендиректор ООО "Фаргол", дочерней структуры ЮКОСа, был задержан в 2005 году в "Шереметьево", куда прилетел из Испании по просьбе следователей по делу ЮКОСа. Он подписал прошение о защите в качестве свидетеля и находился под охраной в Подмосковье. В 2006 году Вальдес-Гарсия оказался в больнице с тяжелыми травмами. По словам привезших его милиционеров, Вальдес-Гарсия попал в ДТП. Позже сообщалось, что он сам выпал из окна. После выписки из больницы Вальдес-Гарсия превратился из свидетеля в обвиняемого, однако не был арестован: он находился на квартире под охраной милиции. 2 января 2007 года ему удалось сбежать. Оказавшись в Испании, Вальдес-Гарсия сообщил, что следователи избивали его, пытаясь добиться самооговора и показаний против Ходорковского, а после заставили подписать бумагу о том, что он сам выпрыгнул из окна.

6 Евгений Рыбин, бывший управляющий австрийской компанией East Petroleum Handelsges, один из главных свидетелей обвинения на втором процессе Ходорковского и Лебедева. В 1998 и1999 годах на Рыбина было совершены покушения, он проходил потерпевшим по делу главы отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, обвиненного в ряде убийств и покушений на убийства и осужденного на пожизненное заключение.

7 Владимир Петухов, мэр Нефтеюганска, был убит 26 июня 1998 года. В организации его убийства суд признал виновным Алексея Пичугина.




Комментарии
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 21.02.2011 01:28
Просто - ВОСТОРГ! МНОГОУВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ, ХРАНИ ВАС БОГ!
ikrabtri | Ирина К. | 21.02.2011 01:43
Надо детективы какие-нибудь почитать. Про отца Брауна Честертона, например. Или романы. Что-нибудь человеческое. Не знаю, кроме писем от друзей и родных, что еще поддерживает силы,питает, разгружает. Или самому написать роман или сказку). Своебразный отпуск - хотя бы мозгам.
pk23 | Павел Хорошилов | 21.02.2011 01:49
И все-таки мне упорно кажется, что пора меняться!
http://dobrokhotov.livejournal.com/536298.html
Petr | Петр | 21.02.2011 09:07
Мухомор Каддафи покинул Ливию. Предостережение авторитаризму.
rfvfkjdyf1947 | KrylovaNK@anhk.rosneft.ru | 21.02.2011 03:48
Михаил Борисович! Спасибо, Вам за то, что Вы остаётесь очень порядочным человеком, Желаю Вам (всё-таки я надеюсь) скорого освобождения и воссоединения с семьёй.
С уважением Крылова Н.К.
ABF_36 | Boris | 21.02.2011 04:03
Как всегда Михаил Борисович мудр, прагматичен и оптимистичен! Дай бог ему, его коллегам по ЮКОС и всем другим неправедно осуждённым здоровья и свободы! Всё больше фактов, сигнализирующих о неустойчивости нынешней клики. События с тоталитарными режимами в С.Африке и на Б.Востоке неизбежно сеют сомнения и смуту в рядах ЕдРа, что с большой вероятностью должно инициировать перемены в сторону больших свобод и демократизации России, а значит к развитию гражданского общества на основе конкуренции политической и экономической! Свободу всем неправедно осуждённым!!!
Magdalena | Magdalena | 21.02.2011 04:11
Какое благородство! "...Данилкина действительно жалко. Он, похоже, в общем неплохой человек...Стараюсь относиться к Дмитрию Медведеву с пониманием и иногда даже с симпатией"- Я потрясена!
sounio1994 | Алевтина | 21.02.2011 05:07
Степень СВОБОДЫ человека завиит от уровня его ответственности за свои поступки. Спасибо Вам, Михаил Борисович, за силу и свободу духа. Мы ЖДЕМ ВАС и Платона - не сомневайтесь! Мы верим в Вас!
COO8TAY | Саяна | 21.02.2011 05:40
Очень интересно, каков был приговор самого Данилкина? Он же что-то там крапал сидел в кабинете...,пока его не вывезли в МГС для острастки.
Подозреваю, что какие то бумаги есть от его решения...

УВЕРЕНА,приговор подлежит отмене! АМНИСТИЯ, во избежании переворота, от известия что в Хамсудах Мосштамп егорит.
COO8TAY | Саяна | 21.02.2011 05:45
Архистратиг Михаил и всё твоё воинство бесплотных сил, защити МИХАИЛА и ПЛАТОНА от произвола и лжи преступного ОПГ.
Сейчас, как никогда, Россия нуждается в умных людях! СВОБОДУ МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ и ПЛАТОНУ ЛЕБЕДЕВУ!
Maruha-100 | Марина | 21.02.2011 05:48
Михаил Борисович,не бойтесь выходить на волю...Вас тут очень не хватает и нам,и вашей семье!!Спасибо за интервью.Здоровья Вам,терпения Вам.
tti | Т.И.Трудова | 21.02.2011 06:28
Сказать, что гениально, великолепно? Это мало сказать. Каждое выступление Михаила Борисовича порождает у меня один и тот же вопрос: "Как? Как можно сохранить такой ясный ум, логику, четкость, доказательность суждений, пребывая в тюремных застенках? Как без советников, секретарей и помощников говорить ТАКИЕ речи?!" Это - не человек! Это ЧЕЛОВЕЧИЩЕ с УМИЩЕМ! Щедро наделен лучшими человеческими качествами! Господи! Дай ему сил, здоровья, терпения немеряно! Как он нужен нам! Всем! Вон не я говорю, а громадными буквами написали и повесили на перилах моста требование поменять местами Ходорковского с Путиным. Я это знаю, хоть живу за 1000 км от Москвы. А знает ли власть это желение народа?
Petr | Петр | 21.02.2011 07:47
Вчера в 21 час на НТВ выступил Пивоваров с рассказом о Данилкине и Васильевой.
Данилкин с Мосгорсудом ушли в глухую оборону. На вопросы журналиста ответы шли на электронной почте. Сам факт выступления Пивоварова на НТВ это уже нечто.
На большинство вопросов ответы от Данилкина не последовали. Единственный ответ о происходящем состоял в том, что якобы Данилкин вернется к вопросу о "клевете" на него Васильевой после кассации по делу Ходорковского. Этот ответ по электронной почте, видимо, был профильтрован Мосгорсудом, самого Данилкина не показали. Не прозвучала тема давления на Данилкина с вызовом его в субботу 25 декабря в Мосгорсуд для встречи с неким высокопоставленным. Эта информация была, кроме Васильевой, озвучена рядом СМИ. При этом из текстов Данилкина-Мосгорсуда не понятно, что "они" собираются делать с этой информацией, или собираются подловато спрашивать только с Васильевой.
Им бы нужен пример показательной порки. А пороть нужно их самих.
Эта возня еще раз показывает позу изнасилованного Данилкина. Демонстрируется особая подлость системы, которая считает, что суд непогрешимым, а весь инцидент "клеветой" со стороны служащей суда Васильевой. Про распространившуюся ранее информацию молчком. Всех собак готовятся спустить на Васильеву. Позиция удобная для одурачивания публики. Молчание по поводу обращения правозащитников к ген. прокурору.
Ответы "той" стороны тщательно координируются с кем-то наверху. Но в большом замешательстве. Как реагировать на разоблачения не знают и пытаются выиграть время.
А ситуация критическая. Получается, что "они", как 18 февраля, снова соберут своих на кассации, не отмывшись от обвинений в преступлении, и снова откажутся от пересмотра лживого и подлого приговора. Происходит дальнейшее саморазоблачение. И круг его захватывает все большее число чиновников.
В целом Пивоваров по НТВ дал понять зрителям, которые могут это оценить, что происходит.
Суд спрятался за забором. Иногда из-за забора видны непристойные сцены и истошные крики.
"Творящие такое — настоящие сволочи".(Ходорковский)
Ох! Пора бы эту публику по рекомендации Путина подвесить за ..., чтобы был всем пример.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.02.2011 11:11
Мне кажется, Пётр, ведущим был Вадим Такменёв. Но сути это не меняет. Имеющие глаза и уши всё, что нужно, увидели и услышали. А слепым и глухим ничего не поможет.
Ваш, В.С.
1943 | kalmukova | 21.02.2011 07:51
"Не возводи себе кумира".МБХ прав.В этом беда не только наша , но и др. народов. Нам всем надо много, много думать. Воспитывать в наших детях чувство собственного достоинства. Тогда они будут жить в свободной и процветающей стране, где у власти будут стоять умные и порядочные люди. Утопия?
golubika88 | Наталья | 21.02.2011 08:07
Михаил Борисович - Удивительный человек, это на самом деле "подарок данный нам с выше", чтобы дать возможность многим начать думать, анализировать и понимать. Спасибо Вам. Храни Вас Бог!
house_art | Алексей | 21.02.2011 11:37
....а также драться, сражаться, выигрывать и побеждать!!!!
alarhan31082006 | александр | 21.02.2011 08:14
"Ход истории сильнее субъективной воли ..." Куда же повернет этот ход в 2012 году? Судя по всему, МБХ еще надеется на Медведева. Питающих такие же надежды, видимо, немало. А гарант каждым своим высказыванием и действиями эти надежды делает призрачными. Демонстративное попятное движение неизбежно приведет Россию к небытию.
kiparis2011 | Manefa | 21.02.2011 08:20
Держать такого Человека в тюрьме - это преступление!
user | Admin | 21.02.2011 08:54
По сути комментировать нечего, нужно только подписаться по всем сказанным МБХ. Думаю что сейчас всем, кому не безразличено наглое попирание прав гражданина, надо что то сделать самому на своем месте, пусть немногое но эти капли сольются в реку в которой утонут пу ме да и прочее дерьмо. Я, к примеру постоянно распечатываю по 10 экз. наиболее значимых статей по процессу МБХ и отношу их в клуб закаливания, их всегда разбирают и они, думаю, зародят зерно сомнения у колеблющихся.
Tatiana | Татьяна Романова | 21.02.2011 12:30
Спасибо за идею!
SPV | SPV | 21.02.2011 09:01
"Государство, в котором умерла надежда на лучшее будущее, может возродиться к жизни только революционным путем"... Абсолютно согласен, хоть это и крайне печально.
Не уверен, что в нашей стране еще не умерла надежда на светлое будущее. Судя по настроениям уезжающих из страны и даже тех кто именует себя "оппозицией 31-го числа" надежды на будущее практически нет. Остается...
а сможем ли мы сохранить страну в момент революции? Что будет с Кавказом когда тут начнется меняться режим?
meteo594 | Алла Николаевна | 22.02.2011 12:01
Да, ситуация серьезная. Молодежь все чаще говорит об отъезде из этой страны, не испытывая надежду. Нужны серьезные перемены.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.02.2011 09:27
Михаил Ходорковский: "...ход истории сильнее субъективной воли тех, кто находится у власти в данный конкретный момент".

Особенно, ели эта воля власть имущих направлена, главным образом, на личное обогащение. Пора перестать бояться загадивших нашу квартиру тараканов. Пора зажечь свет и приступить к уборке. Тараканы должны бояться людей, а не наоборот.
father | Валентин Бедеров | 21.02.2011 09:28
Замечательное интервью! Михаилу Борисовичу - сил и здоровья!
softgaz | Юрий Гиммельфарб | 21.02.2011 09:43
Уважаемый Михаил Борисович!
Во-первых, СПАСИБО! Спасибо вам за мужество, неиссякаемый оптимизм и конкретность! В этой грязи путинизма, разврата и убожества только Вы даете людям силы сохранть Надежду на то, что вскоре мы станем жить по-человечески!
Во-вторых, прошу Вас: не ломайтесь и не сдавайтесь! Поверьте: в 2011 году Вы выйдете на свободу - вот посмотрите!
pravoved | Ольга | 21.02.2011 09:51
Мне хочется, чтоб весь этот кошмар поскорее закончился и для Ходорковского, и для Лебедева, особенно, для Пичугина, не потому что они идеальные люди, а потому что они - просто люди. Никто не заслуживает такой участи. И сам по себе возникает классический вопрос: "А судьи кто?"
mtv-spb | Татьяна | 21.02.2011 10:09
Михаил Борисович выглядит истинно свободным человеком. Такой свободы человека лишить никому не подсилу. Невольно, политическая элита становится только фоном для этой личности, причем на фоне страха и раболепия даже вполне ординарные качества для политика и большого руководителя, такие как ум, достоинство, дальновидность, четкое понимание целей и стратегии их достижения, выглядят уникальными. Тем большее доверие ко всему сказанному возникает когда слышишь "трудно судить о себе" и наблюдая по истине дипломатическую корректность. Для свободного человека с достоинством не было бы выбора чей приговор читать - собственноручно написанный или "рекомендованный группой товарищей", да и "группу товарищей" из таких людей не сколотишь.
Совершенно понятно, чем Ходорковский насолил Путину - один из них сравнения не выдерживает - обычная конкуренция... Наступят ли времена, когда выигрывать будет действительно сильнейший, а не тот у кого больше власти и наглости, и меньше моральных ценностей и "баласта" в виде семьи, детей, Родины.
lkt69 | Лев | 21.02.2011 10:10
данилкин не плохой человек. Не плохой человек - это хороший человек. Если от тебя требуют совершить подлость, и ты соглашаешься, то "Я такого не хочу даже вставить в книжку". егорова, данилкин, малюта скуратов, ежев, берия, и мн. другие в нашей истории. Они что, все были не плохие человеки? данилкина жаль только в одном. Его "друзья" денно и нощно думают о том, а не признается-ли? В таких случаях система не очень долго сомневается. Нет человека - нет проблем. Михаил Борисович от статьи к статье, от суждения к суждению отливает каждое слово в металле. Не то, что некоторые в граните.
Семь лет в зонах, и сохранить такой потенциал, это уже подвиг. Растяжка на мосту очень символична. Уж скорее бы так получилось. Каддафи убил 200 граждан своей страны и сбежал. Зачем убивал? Посадил путин Михаила Борисовича и ведь придется убегать. Зачем сажал?
Tatiana | Татьяна Романова | 21.02.2011 12:39
Путин не убегать должен, а отвечать перед законом за свои преступления. Интересно, сколько жизней ему понадобится?
Irina | Serafim1410 | 21.02.2011 10:35
Спасибо!!!! Желаю скорейшей СВОБОДЫ и именно в 2011 году, так как приговор по второму уголовному делу - это полный абсурд.
Михаил Борисович, Ангела Хранителя ВАМ! Всех благ и Удачи!
С уважением, Ирина.
Agnessa | Ирина, Одесса | 21.02.2011 11:01
Еще один мастер-класс Михаила Ходорковского!
house_art | Алексей | 21.02.2011 11:35
Приятно читать все, что думает (!) Михаил Борисович. Я не случайно поставил знак восклицания, подчеркивая ту мысль, что Ходорковский выражает свое мнение, свои мысли четко и ясно. У меня всегда складывается впечатление, что в его словах больше откровенности, чем недосказанности. Я никогда не был в европе или америке, не встречался с политиками, не вхож в такие круги ни там, ни здесь, в России. Но я бы хотел видеть лидером национального государства Россия именно Ходорковского.Да впрочем, Вы, Михаил Борисович, для меня и сейчас политик с человеческим лицом и открытым забралом. Но в латах и с мечом, как рыцарь.
bella_leyfer | Bella Leyfer | 21.02.2011 11:48
Безконтрольная власть развращает,это самоускоряющийся и самоусиливающийся процесс.Жизнь в России так сильно и так неоправданно расслоена,у власти есть святое убеждение в правоте своих личных рассправ и растрат,своей власти над жизнями людей и обеспечения любого своего чаяния,начинает отказывать банальный инстинкт самосохранения-так сильно наплевали в единственно доступный колодец-ведь никто к другим кормушкам и колодцам не пустит.Тоскливо...Михаил Ходорковский ,как всегда,блистателен.
Rondo | Rondo | 21.02.2011 11:48
Держаться, господа! Не давать даже повода усомниться в вашей силе воли упырям и их трусливому окружению! Лучше помереть мужиками!
smik | Мугаллим | 21.02.2011 11:53
УМНИЦА, что еще можно сказать
Sergey | Сергей | 21.02.2011 11:55
Это действительно речь МУЖА! ВОСТОРГ И ОВАЦИИ!!!
Судьи, бойтесь вот ВАШ судья!!!
Присоединяюсь и подписываюсь под каждым словом.
Мы ждем вас Михаил и Платон, мы вас поддержим.
СВОБОДУ!!!
softgaz | Юрий Гиммельфарб | 21.02.2011 11:58
Между прочим, это не просто блестящая статья Михаила Борисовича: это будет иметь далеко идущие последствия. Вот, изложил свои мысли по этому поводу: http://yuriblog.ru/?p=1979
vladimir_SPB | Владимир | 21.02.2011 12:26
прогноз, однако...
значительная часть не поддержит ДАМ - ибо какой о президент??? (модернизация цен только происходит)
значительная часть не поддержит ВВП - ну совсем оборзели - президентское кресло передают овнаглую??? и при ВВП (президенте) не растет ВВП (который продукт), а коррупция и разложение чиновничьего сословия так растет, что....
значительная часть населения не поддержит коммунистов - они все готовы пообещать, чтобы к власти прийти.
значительная часть не поддержит обоих - не пойдет на выборы.
отношение к политике и прогнозам - соответствующее.
но и власть в случае проблем самая значительная часть населения не поддержит
softgaz | Юрий Гиммельфарб | 21.02.2011 14:50
Владимир, достаточно даже мизерной надежды на то, что выборы будут честными - явка будет удивительная. Кстати, и результаты тоже:)
vladimir_SPB | Владимир | 21.02.2011 17:16
Юрий, как-то на выборах я поступил по принципу "бюллетень возьму с собой, хрен вам, а не голос мой". и на количество бюллетеней в урне это не повлияло никак. количество пришедших на выборы (полученных бюллетеней) сошлось с количеством поданных бюллетеней избирателей. Выводы? Липовые по одному, что ли, печатают? Оптом - дешевле! И потом, наблюдатели присутствуют при ходе голосования, а что творится в недрах ЦИКа и какие протоколы везет местная комиссия наверх - это уже другой вопрос. Пока независимые наблюдатели не будут сопровождать весь процесс подсчета голосов - ЕР останется у власти. Попробуйте как-нибудь получить доступ к документам прошедших выборов...
prv | раиса | 22.02.2011 03:25
Что же делать!? В марте выборы.В Сыктывкаре-назначенец,конечно,ЕР.Северсталь-ЕР,мэр Воркуты-их ставленник.Кругом"вертикаль"ЕР!Альтернатива-коммунисты,хотя,­навряд ли пройдут.И нет им веры.Порога явки нет,графы"против всех" нет.Одни пассивны,другие за подачку отдадут голос.Хотя,если ничего не изменится,скоро электорат им не будет нужен вообще. И где взять независимых наблюдателей? Когда Медведев поздравил Лукашенко,всё стало ясно.А Михаил с Платоном-как СВЕТ во тьме!
vladimir_SPB | Владимир | 22.02.2011 09:34
Не надо никого особо романтизировать. Достойные люди - да, "свет" - это перебор.
Тут перед региональными выборами проводили очередной социологический опрос - рейтинг ЕР в Санкт-Петербурге - 18%. и это при всем административном ресурсе! Перед выборами ЕР начнет "исправлять ситуацию"
prv | раиса | 23.02.2011 02:24
Возможно,в С.П. и так,спорить не буду,а может Матвиенко допекла.Ситуация,на мой взгляд,гораздо серьёзней.Кроме того,"ситуацию"уже исправляют,"летят"головы друзей и врагов,не очень популярные законы"откладываются" на 2013 год,срочно издаются нужные законы и т. д.Интернета у многих нет,нет и информации.А насчет "света" вы зря.Когда я случайно попала на сайт Ходорковского и Лебедева,увидела своих единомышленников,узнала сколько ещё людей в неволе,которые посмели пойти против системы,и,конечно,этот позорный суд показал кто есть кто.Уже и Горбачёв М.перестал отмалчиваться.Мои близкие пережили кошмар репрессий.И я за гражданское общество,за демократию. Простите.
vladimir_SPB | Владимир | 24.02.2011 09:24
Раиса, отсутствие интернета в провинции и деревне - это скорее плюс. Человеку, занятому делом (работа, хозяйство), хватает и телевизора вечером. После вестей из думы и пр. "властных органов" - отзывы большей частью искренне-матерные, смысл их - "столичные люди занимаются ерундой за такие деньги, какие честно не заработать, так что зачем эти люди нужны мне?!"
alfa | Алла | 21.02.2011 12:47
Меня всегда поражала способность Михаила Борисовича своими выступлениями навести порядок в голове (при условии минимального количества мозгов). Все встает на свои места. Огорчает только одно, что многие представители нашего народа не ставят перед собой цель что-либо сделать, чтобы хотя бы дети жили в более лучших условиях. Инертность масс (именно МАСС) огорчает. Просыпайтесь, люди! Потрудитесь подумать немного о своей жизни, кто же это сделает за Вас!
А Михаилу Борисовичу большое спасибо за то, что живу в одно время и в одной стране с ним - ЧЕЛОВЕКОМ!
Tatiana | Татьяна Романова | 21.02.2011 13:33
Спасибо, Михаил Борисович!!! Вы наша надежда!
Смешно, конечно, звучит, но хочется сказать, что вы настоящий мужчина, вас хочется ставить в пример подрастающим мальчикам.
Верю, что скоро окрепнут силы, которые положат конец этому кошмару в стране. Очень хочется помочь им. Верю,что все несправедливо осужденные скоро выйдут на свободу. С тех пор, как прочитала вот эту статью о пытках над Пичугиным, его судьба не дает мне покоя. О нем почти ничего не пишут. Хотелось бы знать, что с ним сейчас, как он себя чувствует.
http://hro.org/node/9613
Hellen | Елена | 21.02.2011 14:04
Читаешь и становишься мудрее. Спасибо Михаил Борисович.
praded7541 | Валерий | 21.02.2011 14:04
Полностью солидарен с восторженными оценками М.Б.Х. Однако, побрюзжу: к сожалению, мы в меньшинстве и в подметки не годимся даже арабам. Иначе бы давно и Михаил и Платон были на свободе. Остается уповать на Всевышнего и Запад
nzabelina | Наталия Михайловна | 21.02.2011 14:43
Важная весть - о намерении Европарламента обсудить список Ходорковского. В него нужно включить Егорову из Мосгорсуда и тех двух судей-писателей, которые сочиняли приговор. Когда эти люди реально будут лишены льгот, из-за которых они продают честь и достоинство, это будет хорошая награда и для нас, жаждущих справедливости. Как бы Путина - да в тот список!
vladimir_SPB | Владимир | 21.02.2011 18:15
вот проблема - в Европу не поехать? Им все, что надо из Европы за счет бюджета в Россию привезут.
для них не проблема - всякие потуги европейской синекуры
nkaterli | Нина Катерли | 21.02.2011 17:48
Можете мне не верить, но Данилкина действительно жалко. Он, похоже, в общем неплохой человек. В меру совестливый, в меру профессионал. Его сломали, и сломали жестоко. Творящие такое — настоящие сволочи. Искалеченных ими людей я видел и знаю, как им горько.
Михаил Борисович -благородный человек. Ему жалко Данилкина. А я вот не представляю себе, каким образом его сломали. Обещали перебить всю семью? Вряд ли...Посадить? Даже от этого ломаются, как мы теперь знаем, не все. А вот с тем, что творящие такое настоящие сволочи -согласна на все сто процентов. И верю, что они за это расплатятся.
Petr | Петр | 21.02.2011 19:28
Данилкина жалко, плачет по нем палка.
shut_nik | Евгений | 21.02.2011 18:12
А кто слабым был - тот сильным стал, а кто сильным был - стал еще сильней! Стойкость и мужество достойны уважения.
adaptatsia | Leonid | 21.02.2011 18:57
По п.п. 6 и 7 примеч. - Коли "Власть" сочла необходимой расшифровку по некоторым фамилиям, следовало бы уточнить и характер процесса над Алексеем Пичугиным, а так получается, что ради ЮКОСа убивали, но Ходорковский не причём (?!?). Целиком поддерживая кампанию по установлению 100% абсурдности второго приговора по делу МБХ и ПЛЛ, а также гнусно-выборочных первых приговоров этой великолепной пары, считаю, что если и не одновременно, то по крайней мере следующей целью той же команды должен быть пересмотр приговора
Ал. Пичугину.
kuzia | Наталья | 21.02.2011 19:28
Спасибо за мужество, интеллигентность и интеллект!
n_alekhin | Николай | 21.02.2011 20:41
УМНИЦА !!! А тот плакат, который повесили, "НЕ ПОРА ЛИ ПОМЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ" - верен своевременен.
Николай.
Hanna | Анна | 21.02.2011 20:58
Михаил Борисович, Вы имеете свой неповторимый стиль изложения, как всегда поразительная полнота содержания в лаконичности. Полностью согласна со всем, сказанным Вами в этом интервью. Только вот Медведев стал как-то мне еще более несимпатичем в последнее время.
eshunko | Evgeny | 21.02.2011 21:22
Власть России по инерции ведет страну к ситуации близкой ко временам, когда Брежнев (или кто там еще?) принял решение о вторжении в Афганистан. Это решение было спусковым крючком для того, чтобы все как одна страны Запада немедленно встали под знамена борьбы с СССР. Что означало противостояние: Весь Земное Шар - против СССР. Социалистические страны были, практически - не в счет. Правительство США немедленно договорилось с шейхами (согласно признания Джорджа Буша), цена на нефть, и без того низкая, рухнула до ничтожного уровня, и экономика СССР, руководимая бездарными людьми, была разрушена в одночасье. Нынешняя Российская власть не понимает (или не хочет, или не может, понять!), что Частная Собственоость (если она не оспорена через Справедливые Суды, или Суды, выглядящие Справедливыми) СВЯЩЕННА!!! для Запада. Симулякры Справедливого Суда не проходят. Ведь никому из Россиян в голову не придет, что Барак Обама лично потратил несколько дней на изучение протоколов Суда над Михаилом Борисовичем и Платоном Леонидовичем. А ни один из представителей Власти России не удосужился хотя бы просмотреть эти протоколы, а уж прочесть, как Барак Обама, точно известно, - никто не нашел ни времени ни желания. Вскоре Президент США собирается посетить Россию. Это будет последний шанс для страны либо представить себя как надежного политического и экономического партнера, либо негласно (а то и гласно) заявить, что мол Россия идет своим путем и идите Вы ВСЕ знаете куда ... Так вот, ВСЕ знают куда идти и без России. И тогда, как и в Брежневские времена, вновь повторится ситуация: Весь Земной Шар - против России. Исход этого противостояния известен: Россия распадется на несколько маленьких государств. А спусковым крючком для этого процесса послужит неправедный суд над Михаилом Борисовичем и Платоном Леонидовичем. В очередной раз, глупость Российских чиновников, не сумевших хотя бы приблизительно обосновать свою жадность, или хотя бы грубо оценить риски от своих действий, перед остальным Земным Шаром, подтолкнула Россию к краху. Ведь позор со Вторым Процессом виден теперь даже Российским гражданам. Не говоря уж о Западе. Это - важный момент Истории. Если сейчас Российская власть не пожертвует какой-либо крупной фигурой запачканной в этой игре, она неизбежно получит МАТ!
vladimir_SPB | Владимир | 24.02.2011 09:28
Евгений, для Запада священна частная собственность западных хозяев. А все остальное продается в угоду "национальным интересам".
superrom | Olga Boyko | 21.02.2011 21:36
Интересное интервью, я только не поняла вот эту фразу: "нужна кооптация лидеров, которую не подменить селигерскими симулякрами."
Tatiana | Татьяна Романова | 22.02.2011 11:26
...нужно объединение лидеров, которое не заменить селигерскими фальшивками (симуляциями)... Наверное, так )
glove | Сусанна Аpутюнян | 21.02.2011 21:59
Спасибо, Михаил Борисович! Ждем Вас на свободе!
michruk | Антонова Яна | 21.02.2011 22:20
"Мне уже страшно".

У Вас тысячи друзей по всей России! Мало кого так любят. Никому так не верят. Вы этого заслуживаете.
С уважением, Антонова Яна.
ecolog | Мария | 21.02.2011 22:35
Боже мой! И такие мозги должны "гнить" в тюрьме, а какие-то жирные коты заправляют всем и вся! Блестящее интервью: дух не сломлен, а наоборот выкристализовывается все сильнее! Какое благородство и аристократизм, если хотите. Ведь жалеть своих врагов всегда было свойственно русским аристократам. Да, а про происхождение: +1000! Наверное, единственное, что осталось в современном мире, что нельзя купить и подделать.
I_AM | Наталия | 21.02.2011 22:38
еще и еще раз восхищаюсь глубиной оценок Михаила Ходорковского. И страшно за него (слишком умный, и от того опасный) и восторг охватывает. Желаю Михаилу выдержать ВЫСОТУ. Думаю человечество пришло к еще одному испытанию: огонь, вода, медные трубы (власть), высота (прозрение). Держитесь Михаил. На вас смотрит ВЕСЬ МИР.
KsenyaO | Ksenya | 21.02.2011 23:39
Сломанных Данилкиных в России сейчас очень много. Данилкины работают и в армии, и в госучреждениях, и в бизнесе, и в культуре и в науке и везде… Люди хорошие, может в жизни дорогу не перешли в неположенном месте, есть семьи, дети,а живут и работают как «условный срок» отбывают. А больше всего такие Данилкины хотят жить в правовом демократическом государстве.

Вы, Михаил Борисович, в свое время отказались быть Данилкиным, и, как это не парадоксально, похоже именно Вы, не отступая от своих принципов, сможете помочь всем Данилкиным в России.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 22.02.2011 09:20
Владимир Путин, как и другие диктаторы, которых смещает весь мир путём всенародного восстания, не желает сам уйти в отставку. Чем он руководствуется, я не могу знать, знаю одно, что дети, дети-сироты и молодые люди для него материал для изготовления собственного щита. Я лично пострадал от него и его друзей.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 22.02.2011 11:28
Объединение нравственных лидеров, не ругающих матом и глупыми словами, это единственная сила, которая сломит вместе с молодыми людьми террор путина. Рекомендую.
softgaz | Юрий Гиммельфарб | 22.02.2011 13:43
Согласен полностью с Вами - тем более, что рейтинги Путина дутые (см http://yuriblog.ru/?p=1995).
yahta | Анатолий | 22.02.2011 11:52
Анатолий Олейиков.Не может быть успешной страна, живущая с гимном другого государства к тому же трижды переписанным.
meteo594 | Алла Николаевна | 22.02.2011 13:24
Держат в клетке ум, гениального мыслителя, талант найвысочайшего уровня политика, руководителя, первоклассного бизнесмена, бизнес которого для прогресса России, человечества!
ОДУМАЙТЕСЬ ТЕ, КТО ЭТО ДЕЛАЕТ! Зачем вам и вашим детям и внукам такой грех? Никакие деньги не окупят отсутствие морали, человеческих качеств и вашу жестокость!
sklyaru | Юрий | 22.02.2011 15:52
Хотелось бы спросить тех, кто надменно рассуждает о виновности Ходорковского: а Вам не слабо променять десятки лет нормальной жизни на тюремные нары, отстаивая свою честь и принципы? Остается пожелать лишь мужества и терпения. А надежда всегда умирает последней. С У В А Ж Е Н И Е М !!! Юрий.
annairam | ANNAIRAM | 22.02.2011 18:47
Как всегда кратко! Как всегда лаконично! Как всегда умно и обоснованно. БРАВО, Михаил Борисович! Ваша страна на самом деле ждет Вас, на свободе и с реализацией тех планов, которые Вы озвучиваете! Держитесь! Дай Бог Вам сил и мужества!!!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 23.02.2011 00:44
Друзья, дорогие мои единомышленники и политические зэки! Я горжусь, что живу в святой Руси, благодарен судьбе, что мы встретились в этом мире придуманном не нами, этом мире придуманном не мной. Михаил Борисович, Платон Леонидович, в вашем лице всем предлагаю песню о Друге. Что может быть лучше в этой жизни, как не настоящий друг. Я много в этой жизни, начиная с детского возраста терял, в том числе и друзей, зачастую не по своей воле. Я люблю всех своих друзей, которые мне встречались в жизни, кто есть сегодня, и кого ещё встречу. Я с радостью бы оказался с вами рядом и вместе отстаивал Свободу там, куда никому не желаю попасть, туда, где по настоящему осознаёшь всю прелесть Свободы. Но даже находясь в неволе, я в душе был Свободен, это главное, меня не сломили синие мундиры, я нормально общался с невольниками и всеми, кто томится и сидит. Михаил Борисович, Свобода - это единственное, ради чего я живу и борюсь с теми, кто вот уже который год угнетает русский народ. Мы вместе, это главное. Наши сердца выстукивают одну и туже мелодию С В О Б О Д А!
http://www.youtube.com/watch?v=RIMeGeRFQoQ&feature=related С уважением к вам Ричмонд Рич Джонотан
Sankovski | Сергей | 23.02.2011 18:28
"Власть" сочла, что некоторые упомянутые в интервью фИмилии требуют расшифровки
Исправьте "И" на "А" в слове "фамилии". Коментарий, думаю, публиковать не надо. МБХ - как всегда красавец!
Komar | Комаров Александр | 23.02.2011 21:31
Уважение!!!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru