СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июнь 2009
167
1314
2021
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
01.06.2009 г.

ЗэкА Ходорковский: «Тюрьма научила меня не жалеть о прошлом»

Альбац Евгения, The New Times

Вот уже три месяца в Хамовническом суде Москвы продолжаются слушания по второму делу против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. 174 тома материалов предварительного следствия, 14 томов обвинительного заключения и несколько томов предварительного слушания и судебных протоколов. В последний месяц солирует обвинение, зачитывая том за томом и наотрез отказываясь объяснять, что доказывает каждый оглашаемый документ. Иногда защитники заявляют ходатайства, которые судья Данилкин регулярно оставляет без удовлетворения. Одно из последних отклоненных под давлением прокуроров ходатайств - о возобновлении трансляции заседаний в зал для прессы. Иногда с заявлениями выступают подсудимые. Что, впрочем, точно так же остается без последствий, но каждый раз вызывает крайне нервную реакцию прокуроров. Между тем коллегия судей Европейского суда по правам человека в Страсбурге признала приемлемой первую жалобу Михаила Ходорковского, поданную в 2004 году. Возражения ответчика - правительства России, в частности, "утверждение о неприемлемости жалобы на политическую мотивированность преследования г-на Ходорковского", были отвергнуты судом, а сама жалоба направлена на рассмотрение по существу, которое начнется после 10 июля 2009 года и продлится, вероятно, несколько месяцев. Четыре дня в неделю Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в наручниках, в сопровождении спецназа - как будто они могут убежать или кто-то сумасшедший может попытаться их отбить - привозят в здание суда в 7-м Ростовском переулке и сажают в "аквариум" из бронированного стекла. В "аквариум" - это опять же, чтобы не убежали: зал заседания расположен на 3-м этаже. Через 8-9 часов увозят обратно. В камеры тюрьмы Матросская Тишина. У Ходорковского трое соседей - все обвиняются в экономических преступлениях, у Лебедева - столько же. У Ходорковского в камере есть холодильник и телевизор, Лебедев продукты долгое время вынужден был вывешивать за окно, а телевизора у него нет до сих пор. С известной регулярностью в камеры доставляется почта. Что-то так и умирает в Матросской Тишине, что-то выходит на волю. Михаил Ходорковский дал интервью The New Times в зале суда, в том самом "аквариуме", через адвокатов.

Михаил Борисович, отвечая на вопрос писателя Акунина: "А почему вы вообще согласились участвовать в суде, в этой заведомой профанации правосудия?" - вы сказали: "Будете смеяться, я оказался достаточно наивным человеком. Я считал, что суд - это все-таки суд" (Журнал "Эсквайр", октябрь 2008 года). После 5 лет тюрьмы вы вряд ли сохранили какие-либо иллюзии в отношении российского суда. Тогда почему вы снова участвуете в процессе? Полагаете ли вы, что за эти 5 лет что-то поменялось и правосудие восторжествует?
Разумеется, никаких иллюзий по поводу российского суда у меня нет. Однако за эти 5 лет суды в разных регионах России неоднократно выносили и полностью правосудные, справедливые приговоры. Так бывало. Это случалось тогда, когда судьи не брали взяток и не подвергались административному давлению.
Я верю в то, что правосудный приговор в современной России в принципе возможен. В том числе и по моему делу. При одном условии: если независимость суда, конкретного судьи будет не просто продекларирована, но и реально обеспечена силой высшей государственной власти. А то, что обвинения, выдвинутые против нас с Платоном Лебедевым, не выдерживают никакой критики, сегодня уже очевидно для всех, кто хотя бы минимально знаком с ними и с российским законодательством.

Еще ваши слова - о президенте Медведеве: "ЮКОС он точно не грабил и нас с Платоном Лебедевым опасаться не может". Но ведь были и есть те, кто грабил. На каких условиях они могут дать вам свободу?
Я вижу только один путь - независимый суд и признание его большей ценностью, чем интересы коррумпированной части бюрократии.

Вы как-то сказали, что (вице-премьер) Игорь Сечин инспирировал первое дело против вас из жадности, а второе - из трусости (интервью британской Times от 18 мая 2008 года). Чего может бояться Сечин?
Ответственности. И политической, и юридической. После всего, что он натворил за последние годы, у него стало очень много врагов. Без меня и кроме меня.

Виктор Геращенко в интервью журналу The New Times (N 1 от 12 февраля 2007 года) рассказал следующую историю:
выходя с того знаменитого совещания у Владимира Путина, на котором вы говорили об откатах и коррупции в связи с продажей "Севернефти" (встреча президента Владимира Путина с представителями крупного бизнеса в Кремле 19 февраля 2003 года), вы якобы сказали Владимиру Потанину: "Надо заканчивать с ним. Ты - президент, я - премьер-министр". Есть ли доля правды в этой истории? И если да, как вы предполагали прийти к власти?

Виктор Владимирович просто пошутил. Думаю, ни один человек, знающий меня, не поверит, что я в принципе мог говорить нечто подобное. По содержанию и по форме. Я всегда уважал и уважаю верховную власть как институт. Даже если конкретные носители власти могут мне не нравиться. А с самооценкой у меня все в порядке, отношусь я к себе с большей долей иронии, чем даже мои оппоненты.

Когда и если вы выйдете на свободу, останетесь ли вы в России или предпочтете уехать за границу? Возможно ли, что именно отъезд из страны станет условием вашего освобождения?
Условием моего освобождения должен стать оправдательный приговор суда. Вынесенный в полном соответствии с действующим законодательством России. Если выйду на свободу, обязательно поеду за границу отдохнуть и подлечиться. Причин эмигрировать не вижу.

Вы много раз говорили, что не собираетесь больше заниматься бизнесом. Пойдете ли вы в политику? Если нет, то чем будете заниматься?
Обязательно буду заниматься общественной деятельностью. В том числе помощью несправедливо осужденным и пропагандой идей свободы и справедливости. Еще я планирую работать в области альтернативной энергетики. Которую точнее было бы назвать "новой энергетикой", поскольку скоро она утратит привкус "альтернативности" и превратится в глобальный мейнстрим. И здесь России очень важно не отстать. Сейчас я занимаюсь проблемами новой энергетики ежедневно. Читаю, пишу.

Что дала вам тюрьма - традиционная для российских политиков "школа жизни"? Как изменились ваши читательские пристрастия? Интересы? Привычки?
Тюрьма помогла мне прежде всего правильно расставить жизненные приоритеты.
В тюрьме я прочел сотни книг, до которых в моей обычной бизнес-жизни у меня руки никогда не дошли бы. Считаю, что благодаря моим гонителям получил высшее гуманитарное образование.
Наконец, тюрьма помогла мне упорядочить мое мировоззрение, включая отношение к религии.

Уже очевидно, что кризис обрушил сырьевую модель российской экономики. Понятно, что в ближайший год ситуация будет усугубляться. Во всем мире правительства накачивают свои экономики деньгами, во многих странах граждане требуют протекционистских мер. Какие шаги по смягчению кризиса, а потом и его преодолению вы бы предложили?
Это тема даже не для одной докторской диссертации.
Но если совсем вкратце. Нужен практический переход к новой модели экономики, которая востребовала бы не до конца растраченный интеллектуальный и технологический потенциал России. Здесь свою роль может сыграть новая, альтернативная энергетика.
Про остальное - советую перечитать мои "Левые повороты" ("Ведомости" от 1 августа 2005 года). В свое время меня много ругали за них. И не только мои противники, но и друзья. Сегодня, мне кажется, многие оценки, которые были в "Левых поворотах", оправдались. Кое-какие идеи взяла на вооружение даже нынешняя власть.

Нынешний кризис называют самым тяжелым со времен Великой депрессии. Одни говорят, что это кризис доверия, другие - что еще и результат чрезмерного потребления. С вашей точки зрения, что произошло?
Я подробно писал об этом в статье "Левый поворот-3" ("Ведомости" от 7 ноября 2008 года).
Основное, пожалуй:
* кризис систем регулирования, которые остались локальными, в то время как рынки стали глобальными;
* безответственность корпораций, которые перестали задумываться о национальных и общественных интересах;
* пирамида гиперпотребления, которая рано или поздно должна была обрушиться.

Во многих странах политики опасаются, что кризис приведет к последствиям, сходным с теми, что были в конце 1920-х: рост крайних националистических настроений, закрытие границ, региональные войны за ресурсы. Насколько, с вашей точки зрения, оправданны эти опасения?
Эти опасения оправданны. Некие признаки даже заметны. Другое дело, что у элиты развитых стран мира есть ресурсы и возможности для того, чтобы остановить подобные негативные процессы. Важно только извлекать уроки из истории и учиться на чужих, а не только своих собственных ошибках.

Чувствуете ли вы свою вину перед теми людьми, которые разделили с вами эту участь и для которых это был не их выбор, а следствие вашего решения не уезжать из страны?
Я никогда не обманывал моих соратников. Свой выбор они сделали сами, без какого-либо давления с моей стороны.
Я ощущаю не столько вину, сколько ответственность. За их настоящее и будущее. И действую, руководствуясь этой ответственностью. Думаю, они об этом знают.

Что дает вам силы держаться? Вера в себя, вера в людей, которые вас поддерживают, или просто вера?
Есть только три слова. Коротких, но бесконечно емких.
Вера. Надежда. Любовь.
Вот и все. Этого, как показывает опыт, вполне достаточно.

О чем вы больше всего жалеете?
Тюрьма научила меня не жалеть о прошлом, а помнить, что жизнь еще впереди и ошибки, которые были, можно исправить.


(Фотографии из архива Марины Филипповны Ходорковской)




Комментарии
Екатерина Л. | 01.06.2009 12:48
Гордость прям распирает, что есть еще в нашей стране такие вот люди!
Екатерина Л. | 01.06.2009 12:52
и кстати, где можно найти все "левые повороты" почитать?
Администратор | 01.06.2009 13:06
http://khodorkovsky.ru/documents/2005/08/01/12298/
http://khodorkovsky.ru/documents/2005/11/11/12299/
http://khodorkovsky.ru/documents/2008/11/07/12027/
Tanya | 01.06.2009 15:03
Уважаемый Михаил!
Мы тоже верим. Верим, ждем и надеемся, что близок этот час победы. Скорей бы уж...
Дмитрий | 01.06.2009 17:08
Отличная статья, энергетика сильная вместе с каким то вселенским покоем. Может громко звучит - но именно такое ощущение от статьи.
Екатерина Л. | 01.06.2009 17:10
Дмитрий, у меня такое же ощущение - печально только
Marina | 01.06.2009 17:12
Dorogoi Mixail Borisovih,
Ohen bu xotela htobu Vas kak mogno skoree osvobodili. Mehtala bu htobu Vu priexali otdoxnyt ko mne v Kanady ili voobshe sovsem perebralis syda git.
Takoi helovek kak Vu ohen nugen v lyboi strane, VU Svetlaya Lihnost i Gordost Rossii, gal hto zavist ne daet nekotorum ludam etogo ponat.
Dorogoi Misha, yvidela Vashy fotografiy vremen MXTI,ved takim molodum,oboatelnum,takantlivum molodum helovekom I Vas i zapomnila.
VU stali za vse eti godu eshe talanlivee, eshe silnee i I yverena, y Vas potrasayhsee bydyyshee eshe v peredi.
Vu absolutly pravu: ne bydem galet o proshlom, bydem git budyyshim

Obazatelno bydy nadeatsa i gdat Vas y seba v gosti.

S glybokim yvageniem,

Marina,

Toronto, Canada
ivan sitto | 01.06.2009 22:51
Как бы кто ни относился к обвинению Ходорковского, одно непреложно: он -личность.Человек, не гнущий шеи. И Платон тоже. Неправ он в одном: правосудие будет тогда и только тогда, когда судейские перестанут бояться. И дело тут не в гарантиях.
Павел Хорошилов | 02.06.2009 11:32
Согласен. Но все мы понимаем: для этого судьям надо поставить честь выше жизни, т. к. пара десятков из них точно поляжет, как Маркеловы, Листьевы, Политковские и проч. Это непросто сделать, имея семьи. Пока есть, что терять.
Irina Shulman | 02.06.2009 07:33
Eto chto zhe za "pravosudie" takoe,eto nastoyaschiy bespredel,kakaya-to krugovaya poruka!Mozhet li Strasburgskiy sud realno chem-to pomoch?
tm | 02.06.2009 12:03
Павлу Хорошилову:
вы знаете, а меня вообще смущает то, что мы требуем от судей в нашем случае жертвенности. Скорее, мы должны бы требовать такой жертвенности от публичных людей - например, от Жванецкого или Карцева, от Домогарова или Гребенщикова, от Вдовиченкова или Тодоровского-мл. и пр. Почему-то жертвами борьбы за правду у нас становятся только политики или журналисты, а эти "кумиры" или отмалчиваются или вообще с легкостью прикармливаются клабом коржаковых-сечиных. В США, как помню, против войны во Вьетнаме выступали именно известные актеры и музыканты. Кто мог соперничать с силой убеждения с Джоном Ленноном? Да никто. А у нас... Вот это меня удручает куда больше, чем послушность судей - людей реально зависимых. Больше того, случись что с ними, мы даже не узнаем, а если и узнаем, мимо ушей пропустим. Это большая проблема.
Павел Хорошилов | 04.06.2009 11:16
Конечно. Но вспомните недавнее заявление Бондарчука: "... с такой "политикой" страна катится в ..опу". На следующий день он получил партбилет ЕР. "Конечно", это было его желание... Но мне кажется, кое-кто ему все же "порекомендовал". Сказать так и твердо стоять на такой позиции, являясь публичной фигурой, - это недвусмысленно встать по другую сторону фронта от грубой силы. Это автоматически (в случае публичной фигуры) означает судьбу МБХ. На передовой же этого фронта (его линия проходит через залы суда) должны стоять судьи. Если это не будет так, то грубая сила запихнет тебя, морального лидера, в поселок Харп (благо наша страна ой как широка) и не доорешься оттуда до овечек в городах Пикалевых. Леннон мог быть уверен, - его не запихнут на Аляску по несправедливому приговору суда, а если и убьют, то это будет публичным убийством у всех на глазах - резонанс будет огромен (что-то подобное в случае Листьева имело место в тогда еще свободной стране Расеи) - приговор властям. Если они (публичные фигуры)объединятся, то, конечно, не запихнут, но сначала им бы смекнуть, что приобретаемое в борьбе за справедливость доверие и благодарность народа слаще даже нефтяного пирожка приготовления 2004-2008 гг. Мешает объединению и сговор с совестью: если ты молчишь, то "вроде как" ты никого не предаешь. А судьям молчать нельзя по долгу службы - им выносить приговоры. И с первым несправедливым их душа летит ко всем чертям. Тошно быть ребенком такого отца. Отцом такого ребенка. Я не требую от них жертвенности, я требую Чести... И если это означает пулю в голове - извини, такова твоя профессия. Сам выбрал, ГОСПОДИН ДАНИЛКИН, ВАША ЧЕСТЬ!
Марина | 05.06.2009 05:09
Что тут можно сказать? Держаться. Изо всех сил, назло врагам. А мы вас будем поддерживать. Астрально, если по-другому не получается. Я, журналистка областной информационной газеты, написала о Ходорковском летом 2005-го статью в его поддержку (тогда его посадили в карцер за то, что поддержал Пл.Лебедева), так город на ушах стоял, а общественность в лице одной дамы выразила благодарность и сказала, что мне "надо поставить за это памятник". Шутки шутками, но интерес к Михаилу Борисовичу в народе большой. Сочувствуют ему и поддерживают. А я лично желаю скорейшего освобождения и успехов в строительстве действительно гражданского общества. Оно, общество, по этому так соскучилось!
Сусанна Аpутюнян | 06.06.2009 01:38
Дорогой Михаил Борисович, преклоняюсь перед силой Вашего духа. Пока есть Вы, для России еще не все потеряно. Желаю Вам победы и скорейшего освобождения. Сусанна Арутюнян
Сусанна Аpутюнян | 07.06.2009 01:34
Уважаемый Михаил Борисович, пока есть Вы, для России еще не все потеряно. Я верю, что Вы победите. Желаю Вам как можно скорее обнять своих близких!
Елена | 15.06.2009 18:17
!Сильный человек..
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru